На Ближнем Востоке знамениты по крайней мере четыре древнейших очага оседлой жизни: поселение Иерихон (в совр. Палестине), жители которого продолжали традиции натуфийской культуры; поселение Джармо (в Иракском Курдистане) – здесь обитали наследники карим-шахирской культуры; поселение Чатал-Хююк (Чатал-Гуюк) в древней Анатолии (совр. Турция) и дошумерские поселения в поймах рек Тигр и Евфрат (совр. Ираке). Коротко остановимся на интерьерах двух из них: Джармо и Чатал-Хююк.
В Джармо в сер. 7-го – кон. 6-го тысячелетия до н. э. дома сооружали из сырцового кирпича на каменных основаниях. Они состояли из группы относительно просторных жилых комнат (ок. 5,6×ок. 2,2 м) и маленьких хозяйственных помещений (ок. 2×ок. 1,5 м). Дверные полотна выполнялись из дерева, но дверные обрамления-рамы – из камня, маркируя переход из наружного пространства во внутреннее пространство дома. (Заметим, что особое сакральное отношение к двери, ее обрамлению, к порогу характерно для всех древних культур и долго будет сохраняться и в цивилизационное время.) Выложенные тростником полы обмазывались глиной. В одном из 7-комнатных домов обнаружено помещение, отапливавшееся со стороны двора, причем труба была устроена в стене. Жители Джармо пользовались керамической посудой, а также обмазанными водонепроницаемым битумом плетеными изделиями.
Но наиболее интересно поселение древней Анатолии Чатал-Хююк, относящееся к сер. 7-го тысячелетия до н. э. (ил. 5).
Ил. 5. Планы жилых домов поселения Чатал-Хююк в Анатолии (совр. Турция).
Ок. 6500 г. до н. э.
Дома здесь примерно одинаковые, прямоугольные в плане, площадью ок. 25 м2. Они располагались впритык друг к другу: никаких улиц и переулков не было, так что попасть внутрь можно было только через отверстие в крыше. Встречались отдельные открытые дворики, возможно, здесь устраивались какие-то общие собрания жителей. Мусор сваливали в пустых (покинутых или разрушенных) домах, эти же места использовались как отхожие.
Жилой дом в Чатал-Хююке включал два помещения: большое жилое и меньшее по размеру хозяйственное. Обычно в жилой комнате в одном из ее концов располагались очаг, печь с плоским сводом и стенные ниши. Но что примечательно, в Чатал-Хююке стены жилого помещения либо были расписаны, либо изображения на них оказывались врезанными в поверхность стен (ил. 6).
Ил. 6. Интерьеры домов в Чатал-Хююке в Анатолии (совр. Турция). Ок. 6000 г. до н. э.
1. Интерьер с изображениями бычьих голов. 2. Реконструкция сцены охоты
Часто изображались бычьи головы (букрании) (ил. 6.1). Поскольку в древних культурах бык считался мужским божеством, эти изображения определенно имели какой-то сакральный смысл. Встречались также сцены охоты (ил. 6.2). Мебель в Чатал-Хююке – это возвышения, сделанные из сырцового кирпича. Нехитрый быт включал керамические сосуды: овальные, с плоским дном, а также кувшины с ручками, причем поверхности были либо вылощены до темного блеска, либо расписаны. Обнаружены изготовленные из глины и камня статуэтки, по-видимому, сакрального назначения. Из камня жители Чатал-Хююка изготавливали совершенные изящные орудия, в том числе кинжалы, наконечники стрел; из обсидиана (разновидность вулканического стекла) – зеркала; из кости – подвески, бусы, пряжки, рукоятки кинжалов, шилья и др. В Чатал-Хююке занимались ткачеством, резьбой по дереву.
Религиозные верования жителей древней Анатолии пока не ясны. Но именно они определяли организацию и характер оформления жилого пространства, а также приемы погребений. В Чатал-Хююке был обычай хоронить кости умерших. Поначалу тела умерших оставляли на воздухе, затем кости очищали, часто обмывали красной охрой и завернутые в одежды или шкуры погребали либо под полом в доме (при новых захоронениях полы вновь вскрывали), либо в общих могилах. Вместе с останками хоронили личные ожерелья умерших, их ручные и ножные браслеты (по-видимому, как и ранее, имевшие охранительную функцию); с мужскими останками также оружие. Череп нередко отделяли от остальных костей, в глазницы вставляли раковины каури и помещали в небольшом святилище у стены.
Но в Чатал-Хююке существовали также специальные святилища, в которых хоронили наиболее почетных жителей. Они в большом количестве обнаружены в отдельном квартале Чатал-Хююка. Таким образом, можно говорить о существовании специальных культовых интерьеров. Внутренние стены святилищ были оштукатурены и по штукатурке либо расписаны минеральными или растительными красками (монохромно или полихромно), либо отделаны рельефами. Тематика изображений крайне разнообразная. В некоторых случаях представлены роды у женщин с появлением на свет бычьих или бараньих голов; в других – сцены охоты или изображения стервятников над обезглавленными человеческими трупами (видимо, этот сюжет связан с обрядом похорон); в одном случае представлен «городской» пейзаж с двуглавым вулканом; наконец, это могли быть сложные «ковровые» узоры панелей. Предполагается, что в рельефах женские фигуры олицетворяли богинь; мужские божества изображались в виде символов: чаще, как уже говорилось, в виде быка, но также барана, оленя, леопарда, кабана. Порой поверх челюстей кабана или черепа лисицы, горностая или изображения грифа-стервятника можно видеть вылепленные из глины женские груди. Иногда из стен выступают бычьи рога, покрытые обмазкой. На пристенных возвышениях помещали рога зубров, от одной до семи пар. Подобное оформление святилищ имеет глубокий символический подтекст, смысл которого остается предметом дискуссий исследователей.
Множество неолитических культур, для которых характерен оседлый или полуоседлый образ жизни, открыто в самых разных концах Земли. Носители этих культур жили в домах, сооруженных из доступного местного материала: из камня, из сырцового кирпича, из прутьев, обмазанных глиной; в лесистых районах – дома, рубленые каменными топорами. Порой материалы смешивали, например, фундамент из камня, стены из сырцового кирпича, как в Джармо. Широко бытовали также полуземлянки (развитая идея норы).
В качестве примера рассмотрим жилые дома, характерные для неолитической трипольской культуры, представители которой в 3-м тысячелетии до н. э. обитали на территории современных Украины, Молдавии, Румынии. При археологических раскопках обнаружены как основания, так и немногочисленные «модели» таких домов (ил. 7), что позволяет составить представление о трипольском жилище.
Ил. 7. Модель дома Трипольской культуры. 3-е тыс. до н. э.
Трипольцы возводили жилые постройки прямо на земле. Дома – прямоугольные (например, во Владимировке – 14,5×4 м), с двускатной кровлей, вход в дом был ориентирован к центру поселения. Стены —плетеный каркас, обмазанный глиной; пол – глиняный. Перегородка разделяла дом на две части: на входное помещение и жилую зону из нескольких камер. Войти в жилую часть можно было, только перешагнув через непременный во всех культурах порог. Справа от двери на возвышении располагалась печь, составлявшая одно целое с примыкавшей к печи лежанкой. У стены напротив печи располагались сосуды и зернотерки. В каждом доме был жертвенник – возвышение в форме равноконечного креста с округленными концами. Можно не сомневаться, что в представлениях людей неолита оформление интерьера должно было символически оберегать живущих в доме, но как это проявлялось у трипольцев, неизвестно. Однако на внешние поверхности моделей сажей, охрой и мелом нанесены простые спиралевидные узоры, возможно, охранительного свойства, ведь аналогичные узоры можно видеть на трипольских ритуальных керамических сосудах (ил. 8.1–3).
Ил. 8. Трипольские находки
1–3. Сосуды. 4. Женские статуэтки
При археологических раскопках в пространстве рядом с жертвенником часто обнаруживают спрятанные в тайничках фигурки обнаженной женщины (ил. 8.4) или изображение женских символов, которые, как считается, использовали в обрядах эротической магии (для обеспечения урожая или плодовитости домашних животных).
Что касается мебели, то трипольцы сразу при сооружении дома делали выступы у стен, на которых сидели, спали.
Наполнение интерьеров в неолите. В неолите наличие и характер мебели были сопряжены в первую очередь с климатом. В теплых краях сидели и спали прямо на земле (этот обычай сохраняется и в сегодняшнем укладе многих народностей, например, в Индии). В умеренных широтах пол был холодным, и, чтобы сидеть, естественно было воспользоваться удобной для этого веткой, корягой или пнем; из пня можно было также соорудить своего рода подставку. Можно было также, подобно трипольцам, предусмотреть необходимые в интерьере выступы при сооружении дома. Так поступали жители лесистых районов: в рубленных из дерева домах делали «встроенные» возвышения-лавки у стен. При этом работа каменными топорами и каменными ножами требовала огромных усилий и терпения, изделия получались исключительно простыми. Самый древний способ украшения мебели – резьба, однако ее первоначальное назначение, надо думать, тоже имело магический характер, скорее всего, охранительный. По мере совершенствования рабочих инструментов совершенствовалась мебель из дерева.
В древнейшем интерьере могли находиться также шкуры животных, плетеные циновки, простейшие ткани. (Коренные жители Океании и в наше время изготавливают по древнейшей технологии из коры шелковицы ткань тапу, украшая ее простыми орнаментами на основе ромба или шашечными.) Здесь же хранились различные орудия, выполненные из камня и кости. Важнейшей составляющей рассматриваемых интерьеров была утварь, плетеная, долбленая, из обожженной глины, причем глиняные изделия сакрального назначения были расписаны.
Возможно, в качестве встречавшихся в интерьерах неолита предметов надо рассматривать также маски, увы, недолговечные, но хорошо известные благодаря знакомству со многими традиционными народами (ил. 9), у которых существует убеждение, что человек в маске является медиумом ее воли и силы.
Ил. 9. Маски народов традиционных культур
Разнообразие и назначение масок у традиционных народов огромно. Например, в Африке самой важной считается маска лесного духа: она судит, выносит законы, принимает решения о войне и мире, в присутствии этой маски никто не осмелится лгать. Существуют маски, которые ведают громом и молнией, помогают рыбакам, кузнецам, путешественникам, исцеляют от болезней, оберегают супружескую верность и т. д. и т. п.
В жилом интерьере могли находиться также скульптурные ритуальные изображения из глины (ил. 10) или антропоморфные статуэтки, подобные тем, что встречаются у традиционных народов, и т. д.
Ил. 10. Скульптура Чупикуаро (доколумбова культура, Мексика). VII–II век до н. э. В. 31 см. Терракота. Музей им. Жака-Ширака на набережной Бранли, Париж
Создание чего-либо из глины уже объявлялось священнодействием. Не случайно многие древнейшие мифы, независимо друг от друга, рассказывают, что человек сотворен из глины богами (в древнем Шумере, Древнем Египте, Африке) или Богом (Библия); кстати, имя первого библейского человека Адам в переводе с еврейского языка означает «земля».
Поскольку при создании тех или иных форм древние мастера стремились как можно убедительнее передать их функциональное назначение, акцентировалось только самое главное, самое существенное с точки зрения назначения формы; детали же, заведомо второстепенные, передавались весьма условно. Отсюда простота, целостность, порой некоторая условность, но и исключительная убедительность создаваемых образов, что одинаково справедливо и для предметов быта, и для изобразительных форм. Эта цельность сопоставима с целостным обликом самих жилищ.
С другой стороны, природный эстетизм подталкивал мастеров добиваться также максимальной художественной выразительности. Существует точка зрения, что человек от природы воспринимает как наиболее гармоничные объекты (в архитектуре, музыке и т. д.) те, что содержат в себе золотое сечение (лат. sectio aurea).
В золотом сечении отношение суммы двух величин к большей из них равно отношению большей величины к меньшей.
Его называют также «божественная пропорция» (лат. sectio divina), «золотая пропорция». Т. е. древнейшие люди инстинктивно предпочитали наиболее приемлемые для восприятия «золотые» пропорциональные соотношения. Возможно, в частности, когда в древнейшие времена речь шла об опоре и нагрузке, природный эстетизм заставлял выбирать решения, при которых нагрузка визуально не «раздавливала» бы опору или опора не казалась бы чрезмерно массивной. Тысячелетия спустя древние греки представят миру ордерную систему. Выбор решений, отвечающих природному чувству красоты, пройдет красной нитью через всю цивилизационную историю человечества.
Древние мастера активно использовали также откровенно декоративные приемы. По-видимому, на инстинктивном уровне эстетическое удовлетворение вызывала симметрия: наблюдая окружающий мир, человек видел, что симметрично устроен и он сам, и звери, и птицы, и насекомые, что стоящее отдельно дерево формирует симметричную крону и т. д. То же эстетическое удовлетворение дарили ритмические повторения. С ними также сталкивались постоянно: повторяющиеся изо дня в день восходы и закаты, ритмичные движения звезд на небе, ритмы волн на воде и др. К симметрии и ритмическим повторениям древние мастера прибегали повсюду – в композиции изделий, в нанесении орнаментов.
Пропорциональность, симметрия, ритмические повторения станут своего рода классикой на все последующие времена.
Декоративность ранних изобразительных форм весьма усиливали смелые стилизации в орнаментах. Ту же роль выполняли сочетания простых локальных цветов.
В результате возникает следующий образ древнейших жилищ. Само жилище и все предметы в нем выполнялись исключительно из натуральных природных материалов. Интерьеры просты и функциональны. Все присутствовавшие в них изделия и изобразительные формы имели утилитарное и магическое назначение, т. е. обеспечивали исключительно течение и сохранение жизни. Предметы бесхитростные по форме, их оформление запечатлевало, с одной стороны, связь с природным миром, различные магические функции, с другой – природный эстетизм древних людей. В этих интерьерах не было ничего, что свидетельствовало бы о стремлении как-то специально, «стильно» их оформить. Можно говорить о таких их качествах, как обобщенность, цельность, подкупающая простота, наивность и красочность. Такие интерьеры в полной мере запечатлели картину мира их создателей, которые ощущали себя частью живого неделимого природного космоса и своей задачей считали поддержание жизни и природного порядка.
Но в различных частях Земли в рамках схожей картины мира, определившей трактовку основных форм, древнейшие интерьеры существенно различались. Поскольку в разных географических зонах существовали разные климатические и географические условия, разные природные материалы, люди отличались ментальными чертами, образом жизни (оседлым, полуоседлым, кочевым) и др.
Древний Египет
5-е тысячелетие до н. э. – 332 г. до н. э.
Когда сегодня заходит речь о Древнем Египте, в памяти сразу всплывают гигантские пирамиды, знаменитый Большой сфинкс, стройные фигуры древних египтян, характерные иероглифы и удивительные египетские изделия из музейных коллекций. Египетские образы не спутаешь ни с какими другими – настолько они самобытны и художественно убедительны.
Вся жизнь в Древнем Египте была сосредоточена в долине реки Нил, протянувшейся длинной лентой из глубин срединной Африки до берегов Средиземного моря (ил. 11).
Ил. 11. Карта Древнего Египта
По обеим сторонам нильской долины простирается выжженная пустыня. Жаркое солнце, плодородные наносные почвы, искусственное орошение водой, которую древние египтяне собирали в каналы во время разлива великой реки, способствовали расцвету в долине Нила жизни, источником и гарантом которой была река.
Особенные природные циклы определили три древнеегипетских времени года: наводнение, процветание и засуха. О начале года оповещал восход Сириуса в июле, тогда же широко разливался Нил. Это время года – наводнение – длилось с июля по ноябрь. Река возрождала землю, и наступало процветание, продолжавшееся с ноября по февраль. Третье время года – засуха – тянулось с марта по июнь. По образному определению, нильская долина бывает «пресным морем», «цветущим ковром» и «пыльным полем».
Время существования Древнего Египта занимает несколько тысячелетий. На их протяжении представления древних египтян о мироустройстве мало менялись. Природные явления, сверхъестественные существа, различные абстрактные понятия обросли антропоморфными свойствами; возникло множество культов местных богов. По разным причинам те или иные местные культы становились общепринятыми и даже государственными. Наиболее известными богами стали: Ра – бог-Солнце, Осирис – судья душ усопших, Сет – бог ярости, войны и смерти и др. В Древнем Египте царило язычество.
Отметим сразу, что однозначного определения термина «язычество» не существует. Им обозначают разные религиозные системы: и доцивилизационные, и цивилизаций Древнего мира, и не авраамические (противопоставленные иудаизму, христианству и исламу) религии, и политеистические (многобожие), и идолопоклонство, и др. Мы воспользуемся определением, согласно которому язычество – это религиозные системы цивилизаций Древнего мира, повсеместно пришедшие на смену анимистическим тотемным верованиям. Возникновение его было обусловлено, возможно, развитием социальных отношений у людей: укрупнением общин, появлением вождей, дифференциацией племени и др. Но в каждом регионе язычество получило свои особенности, обусловленные сложившимися здесь культами, ментальными свойствами жившего здесь народа, местными условиями, климатом и др.
Что касается судьбы людей, то в Древнем Египте существовало убеждение, что земная смерть человека была началом его загробной жизни. Считалось, что человек, помимо тела, имеет также духовные сущности: личность или душу (Ба), жизненную силу (Ка) и др. Когда умирало тело, духовные сущности не покидали физические останки человека (оставались в мумии).
Культура Древнего Египта в течение долгого его существования оставалась в целом достаточно статичной, но изменения все же происходили, что позволяет обособить разные исторические эпохи. Основой периодизации обычно являются периоды правления египетских династий. У разных авторов и в разных изданиях периодизация несколько не совпадает, часто отмечаются также переходные периоды междуцарствия. Мы воспользуемся следующим упрощенным вариантом.
Периодизация:додинастический период: 5-е тысячелетие до н. э. – 3050 г. до н. э.;
Древнее царство: 3050–2191 гг. до н. э.;
Среднее царство: 2061–1665 гг. до н. э.;
Новое царство: 1569–1081 гг. до н. э.;
поздний период: 724–332 гг. до н. э.
Додинастический период
5-е тысячелетие до н. э. – 3050 г. до н. э.
Из додинастического периода известны только захоронения, сохранившиеся в нильской долине с 5-го тысячелетия до н. э.
Захоронения
Самые древние могилы были овальными ямами. Но, когда появился сырцовый кирпич, им начали обкладывать могилы, и форма могил стала прямоугольной. Поскольку древние египтяне верили, что со смертью жизнь человека не обрывается, в захоронения помещали сосуды с пищей и питьем, а также предметы обихода, необходимые умершему в посмертной жизни. К могиле вождя внимание было особенным: считалось, что благоденствие общины напрямую зависело от того, как будет существовать его дух после земной смерти.
Древнее царство
3050–2191 гг. до н. э.
С 3050 г. до н. э. Древний Египет становится царством. Отныне страной управляли цари сменявших друг друга династий. По представлениям древних египтян царь являлся сыном бога, и, соответственно, его почитали как бога. Чтобы божественная кровь не смешалась с человеческой, египетские цари женились на сестрах или, в крайнем случае, внутри родственного круга. Про придворных, ежедневно обихаживавших царя, говорили: «Они ежедневно славят бога». Называть царя по имени считалось непочтительным, о нем можно было сказать: «Так решил Великий дом», т. е. царский дворец. По-египетски «Великий дом» звучит как «пар-хо». С X в. до н. э. так стали официально называть самого царя. В Библию это слово вошло как фараон; из Библии оно стало известно всему миру.
Комплексы захоронений
Во все времена людей поражали знаменитые каменные египетские пирамиды. Это главные сооружения Древнего царства, монументальные усыпальницы фараонов, их «дома вечности». Наиболее грандиозными были ранние пирамиды. Самая большая – пирамида Хеопса (2609–2584 гг. до н. э.), причисленная к одному из семи чудес света: первоначальная ее высота равнялась 146,6 м (почти 49-этажный дом, если считать по 3 м на этаж), а длина стороны основания составляла примерно 230 м.
Но свою совершенную форму пирамиды обрели не сразу. Этапом на этом пути явилась, например, ступенчатая пирамида фараона Джосера, сооруженная в 1-й пол. XXVII в. до н. э.
Как уже отмечалось, одним из важнейших божеств Древнего Египта считался Ра, бог-Солнце. Солнце рождалось на Востоке и умирало на Западе, поэтому Запад в Древнем Египте ассоциировался со страной мертвых. Соответственно, пирамиды сооружали на западном берегу Нила, в стране мертвых, в пустыне. Рядом с пирамидами обитали те, кто совершал необходимые ритуалы, их помощники и слуги, а также строители погребальных сооружений. Сами египтяне жили на восточном берегу реки.