Книга Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров - читать онлайн бесплатно, автор Римма Байбурова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров
Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Одушевленный мир. Язычество. Интерьеры древнего мира. Пособие для дизайнеров

К загробной жизни тщательно готовились. Пирамиду с усыпальницей для фараона начинали строить с самого начала его царствования. Погребальная камера состояла из нескольких художественно оформленных помещений (см. далее), которые отделывали одновременно с возведением пирамиды. Пирамида являлась лишь частью комплекса захоронения, примером которого является, например знаменитое захоронение фараона Хефрена (2576–2551 гг. до н. э.; ил. 12).


Ил. 12. Пирамиды в Гизе. Реконструкция.

Слева – комплекс захоронения фараона Хефрена. 2576–2551 гг. до н. э.


Входом в комплекс служил нижний заупокойный храм (ил. 13), расположенный достаточно далеко от пирамиды, на границе разлива Нила.



Ил. 13. Нижний заупокойный храм в комплексе захоронения фараона Хефрена.

2576–2551 гг. до н. э.

1. План. 2. Современное состояние


В нем жрецы «готовили» умершего фараона к вечной жизни. Это массивное каменное сооружение с симметрично построенным интерьером (ил. 13.1). Два входа (1) на восточном фасаде располагались на одинаковом расстоянии от боковых углов и охранялись четырьмя сфинксами. От входов по зеркально подобным коридорам можно было пройти в длинный неширокий вестибюль (2), расположенный перпендикулярно центральной оси симметрии, и далее центральный продольный коридор приводил в главный центральный зал Т-образной формы (3). Ранее здесь находились три статуи фараона Хефрена. Обычно еще одну статую фараона замуровывали в центральной нише, чтобы фараон мог наблюдать обряды, совершавшиеся в его честь.

Перекрытия из плоских каменных плит поддерживали балки, опиравшиеся на 16 монолитных прямоугольных столбов и стены (ил. 13.2). Поначалу так было и в других храмовых сооружениях. На поверхности некоторых из опорных столбов можно видеть рельефы. Однако уже в Древнем царстве в этой роли стали использовать и разнообразные колонны, имеющие базу, ствол и капитель (завершение). Но широкое распространение колонны получат в Среднем царстве, поэтому будут рассмотрены в разделе «Среднее царство».

Рядом с нижним заупокойным храмом находится знаменитая скульптура Большого сфинкса – льва с головой человека (ил. 14).


Ил. 14. Большой сфинкс. 2576–2551 гг. до н. э.


Сфинкс высечен из естественной известняковой скалы, добавлены лишь недостающие части. Высота скульптуры 20 м, длина ок. 73,5 м, один только нос (в настоящее время утрачен) занимал 1,7 м. Существует неподтвержденное предположение, что лицо Большого сфинкса запечатлело черты фараона Хефрена, представленного по древней традиции в образе льва.

От нижнего заупокойного храма по длинной дороге, которую огораживали стены (см. ил. 12), украшенные рельефами, торжественная похоронная процессия следовала к верхнему заупокойному храму (ил. 15); он находился уже непосредственно перед пирамидой.


Ил. 15. Верхний заупокойный храм в комплексе захоронения фараона Хефрена.

2576–2551 гг. до н. э. План


Пирамида стоит посреди прямоугольного двора, окруженного стеной. Длина стороны квадратного основания пирамиды Хефрена составляет 210 м, а первоначальная высота равнялась 143,9 м. Как и во всех других пирамидах, стороны исключительно точно ориентированы по странам света, вход расположен на северной стороне, выше уровня земли. Погребальная камера (см. далее) находится в глубине монументальных каменных масс, местами облегченных разгрузочными камерами; от входа к ней вела система коридоров.

Рядом с пирамидой фараона устраивались небольшие пирамиды-спутницы с гробницами цариц и неподалеку гробницы придворных в форме мастаба́ (арабск. – скамья, лавка). Мастаба – усеченная пирамида, прямоугольная в плане, наклоненные слегка внутрь грани обведены общим карнизом (см. ил. 12). Известны мастаба двух типов: 1) глухие монолитные и 2) с помещениями, воспроизводившими дом умершего. В обоих случаях сама гробница располагалась ниже уровня земли. В монолитных мастаба саркофаг с телом умершего опускали через отверстие в крыше, после чего шахту заполняли камнями и отверстие замуровывали. Поминальные обряды в этом случае проводились перед «ложной дверью» с изображением умершего. «Ложная дверь» обозначала переход из мира реального в мир невидимый. В мастаба с помещениями гробница находилась под полом; здесь также была «ложная дверь» с изображением умершего и его статуя, замурованная в нишу, так что придворный, как и фараон, мог «лицезреть» обряды в его память.

Погребальные камеры

Погребальные камеры украшали. Например, стены гробницы фараона Джосера в упоминавшейся ранее ступенчатой пирамиде были облицованы частично известняковыми плитами, частично вдавленными в сырую штукатурку голубыми керамическими плитками, глазурованными стеклом (ил. 16); на них был изображен ритуальный бег фараона, подтверждавший его мощь и способность управлять Египтом.


Ил. 16. Фрагмент стены, облицованной глазурованной плиткой, из гробницы фараона Джосера. 1-я пол. XXVII в. до н. э.


В дальнейшем для гробниц выполняли из керамики декоративные архитектурные элементы, но самыми распространенными приемами оформления гробниц стали росписи или рельефы. Все принципиальные особенности оформления гробниц, выработанные в Древнем царстве, сохранялись в Среднем и в Новом царстве, поэтому для их иллюстрирования будут привлекаться также образцы, более поздние по времени. Росписи или рельефы в гробницах фараонов повествовали об их божественном происхождении и о предназначении обитателя «дома вечности»; здесь воспроизводились различные ритуалы, праздники богов, процессии, войны, строительные работы, охота, трапезы, пляски танцовщиц и т. д.

Но впервые рельефы и росписи появились на стенах мастаба. В гробницах придворных изображения рассказывали о членах их семей и слугах, о повседневной жизни египтян, об их садах, сборе и обработке винограда, сельскохозяйственных работах на полях или выпасе скота, ловле рыбы, различных мастерах-ремесленниках, занятых своей работой, о вытесывании статуй, о писцах; встречались также изображения различных ритуальных сцен и т. д. и т. п. Возможно, в сознании древних египтян изображенные персонажи и сцены были носителями особого мистического назначения, ведь в вечной жизни они постоянно будут рядом с умершим, с ними будет сообщаться его душа, но, быть может, такими приемами просто воссоздавалась привычная для умершего атмосфера земного дома. Для нас, живущих почти пять тысячелетий спустя, эти стенные композиции, живописные и рельефные, – своего рода энциклопедия жизни Древнего Египта.

С древнейших времен у народов средиземноморской ойкумены существовал четкий канон изображения (рельефного или живописного) людей и животных, хотя сами изображения в разных местах и странах получали свои неповторимые особенности. Согласно этому канону, и в рельефах, и в росписях люди и животные представали как бы одновременно в нескольких ракурсах: голову и ноги изображали в профиль, но в профиле головы глаз представал в фас; также в фас изображались плечи и грудь, а нижняя часть тела – примерно на три четверти повернутой. Возможно, таким способом стремились передать объем фигуры. Социальная значимость изображенного обозначалась размерами. Эти правила, лишь слегка изменяясь, будут удерживаться в египетской живописи в течение тысячелетий.

Персонажи египетских изображений (ил. 17) – стройные и худощавые; мужчины – мускулистые, женщины – изящные и грациозные.


Ил. 17. Образец канонической живописи Древнего Египта

Роспись из гробницы Небамуна (Фивы)


При этом мужские лица и тела обычно красно-коричневые, как будто загорелые на жарком солнце, у женских персонажей лицо и тело более светлые. Более важные персоны представлены более крупными, фигура фараона намного больше всех других. Древние египтяне верили в магию изображений, поэтому враги представали поверженными, а звери – пронзенными стрелами.

Предназначенные для росписи стены гробницы предварительно покрывали слоем гипса или глины; росписи по большей части выполняли по сухой поверхности минеральными красками. Их разводили водой с клеем и наносили плоскими мазками кистью из растительных материалов. Иногда делали фигурные углубления, которые заполняли цветными пастами.

Что же касается рельефов, то для Древнего Египта характерны две его техники: обычный барельеф и врезанный углубленный рельеф, когда вырезались контуры изображений, так что изображение не выступало над камнем (ил. 18).


Ил. 18. Образец врезанного рельефа


По словам египетского скульптора XXI в. до н. э., этими приемами можно было создавать, «образ выхождения [барельеф] и вхождения [врезанный рельеф]»[13]. Барельефные «образы выхождения» предполагали, что при поминании умерший «выходит» из небытия; врезанные рельефы передавали запечатленную в камне историю. Рельефы раскрашивали. В Древнем царстве цвета локальные, палитра цветов: белый, черный, серый, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый.

Примерно во 2-й пол. 3-го тысячелетия до н. э. (начиная с пирамиды последнего императора V династии, правившего с 2367/2317 по 2347/2297 до н. э.) в оформлении гробниц, наряду с изображениями, появляются тексты, выполненные египетским иероглифическим письмом и раскрашенные. Ими заполняли свободное поле вокруг живописных или рельефных изображений (ил. 19).


Ил. 19. Образец размещения текста вокруг изображений. Потолочная роспись с использованием геометрических и растительных орнаментов. Фриз

Гробница Сеннефера в Фивах. Ок. XV в. до н. э.


Иероглифы следовали вертикальными или горизонтальными рядами, слева направо и справа налево. В царских гробницах это были формулы-заклинания, а также тексты, рассказывавшие о путешествии фараона на Небо и преодолеваемых на этом пути препятствиях, о преображении духа фараона в загробном мире, приобретении им познаний и о возвращении на Землю в виде света.

Потолки в гробницах украшали чаще всего цветными орнаментальными композициями. Популярными были как геометрические орнаменты из прямых и ломаных линий, шашечный узор, розетки, сетки, спирали и т. д., так и растительные, например, сплетающиеся ветви растений и плодов (ил. 19), а также их сочетания. Известен потолок гробницы, украшенный цветами и порхающими среди них птицами и бабочками; отметим также мотив бычьей головы (ил. 20).


Ил. 20. Мотив бычьей головы в росписи потолка одной из гробниц


И так же как в настенных росписях, потолочные композиции не исключали иероглифические надписи, например, единый потолочный узор могли составлять орнаменты и иероглифы, означающие имя и титул умершего (см. ил. 19). По верху стены обычно потолок окаймлял своеобразный фриз в виде «шнура» с нанизанными на него кистями винограда, цветами голубого лотоса и другими растениями (см. ил. 19).

Мумифицированное тело умершего, подготовленное для вечной жизни, помещалось в саркофаг. Точнее, это была система вкладывавшихся друг в друга саркофагов, мумия находилась в самом «сердце» этой «матрешки».

Однако считается, что древние египтяне не были уверены в вечной сохранности мумии и, чтобы посмертной жизни важной персоны ничего не угрожало из-за повреждения мумии, в гробницу помещали статую (порой и не одну), изображавшую умершего, куда могли перейти его духовные сущности. Статуи выполняли из известняка или из дерева и раскрашивали. Умершие изображены во фронтальных позах: они либо стоят, слегка выдвинув вперед одну ногу, либо сидят. Все персонажи черноволосы; мужские фигуры – красновато-коричневые, женские – светлые. Одежды их белые, в отдельных случаях дополнительно украшены золотом (ил. 21).


Ил. 21. Скульптуры из мастабы Рахотепа и Нофрет. Нач. IV династии.

Раскрашенный известняк


Заметим, что в Древнем Египте над изваянными статуями совершался обряд «отверзания уст и очей», после чего в представлениях египтян они становились одушевленными.

Как и ранее, гробницу заполняли различными предметами, которые, считалось, могли понадобиться умершему в вечной жизни и знакомые ему в земной. Это были предметы быта, украшения, утварь: художественно оформленная мебель, сосуды из алебастра, порфира, яшмы и других камней, изделия из меди, бронзы, керамики.

Некоторые нюансы, возникшие при оформлении гробниц в Среднем и в Новом царстве, будут отмечены по ходу изложения.

Жилые интерьеры

Сведения о жилых интерьерах Древнего царства весьма фрагментарны.

В этом периоде, как и позднее, стены дворцов и жилых домов возводили из сырцового кирпича, потолки обычно делали бревенчатыми. Сырцовый кирпич, увы, весьма непрочный строительный материал, так что постройки скоро разрушались.

Каким было внутреннее устройство и убранство дворцов и домов Древнего царства, не известно. Выше мы предположили, что, оформляя гробницы, древние египтяне стремились создать для умершего атмосферу, привычную ему по земной жизни. И то, что при этом использовались красочные орнаменты, живопись или рельефы, мебель и различные предметы, необходимые в быту или просто красивые, свидетельствует, что, возможно, таким же, ярким и колоритным, было оформление и наполнение жилых интерьеров этого времени.

В обжигающе знойном египетском климате бесценными оказывались тень живой растительности и необходимая для растений вода, в свою очередь тоже носитель прохлады. Уже в Древнем царстве при доме заводили сады и сооружали водоемы. Письменные источники сообщают о построенных домах и о посаженных при них деревьях, о плодовых культурах – сикоморах и винограде, а также о вырытых прудах, необходимых для полива растений. (Эти пруды наполнялись либо во время разливов Нила, будучи связанными с системой каналов, либо за счет подпочвенных вод.) Так же в росписях гробниц Древнего царства среди прочих сюжетов встречаются сцены, в которых люди заняты посадками и уходом за растениями и др. Выращиваемые растения и водоемы ассоциировались с различными божествами и имели в Древнем Египте также символические значения. При этом инстинктивное чувство красоты заставляло древних египтян придавать своим садам и садовым прудам декоративный, четко организованный характер. Такие сады более известны для Среднего царства (см. далее).

Среднее царство

2061–1665 гг. до н. э.

Комплексы захоронений

Возникшие в Древнем царстве комплексы захоронений с пирамидой получат развитие в Среднем и далее в Новом царстве. Пирамиды с усыпальницами будут уменьшаться и вновь увеличиваться, их начнут складывать из кирпича и облицовывать известняком, но неизменными останутся принципиальные особенности египетских ритуалов захоронения. Это, в частности, демонстрируют литературные памятники Среднего царства. От этого времени сохранился «Рассказ Синухе». Вернувшийся в Египет после долгого отсутствия герой находится в особой чести у фараона. «Построили мне, – рассказывает он, – пирамиду из камня среди пирамид. Начальник над строителями размерил место для постройки. Начальник над художниками писал изображения. Начальник над ваятелями работал резцом. Начальник над зодчим города Вечности следил за пирамидой. Все, что кладут обычно в гробницу, было наготове. Назначили жрецов для посмертных священнослужений. Отвели посмертный надел с полями в должном месте, как подобает царскому другу первой близости. Изваяние мое украшено золотом, набедренник из тонкого золота. Его величество повелели сделать так. Нет человека толпы, которому сотворили подобные благодеяния!»[14]

Вместе с тем в Среднем царстве возникает новый вид захоронений, так называемые скальные гробницы, весьма отличающиеся от комплексов захоронений Древнего царства. Рассмотрим их на примере захоронения фараона Ментухотепа II, 2005(1995?) гг. до н. э., в Дейр эль-Бахри. Из долины к нему вела длинная (1 200 м) и широкая (33 м) Дорога процессий. Она подводила к поднимавшемуся уступами двухъярусному сооружению, по-видимому, с пирамидой в центре второго яруса (ил. 22); по периметру каждый ярус обрамляли портики. Это был заупокойный храм.

Портик (лат. porticus, от porta – проход, навес) – прилегающая к зданию крытая галерея с колоннами.


Ил. 22. Заупокойный храм Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри.

2005(1995?) гг. до н. э. Реконструкция


При приближении к нему Дорога процессий переходила в пандус, поднимавшийся на второй ярус храма. Здесь в окружении четырех портиков располагался колонный зал, а в его центре, возможно, высилась пирамида, основанием для которой служила скала. Из зала через выход с противоположной от входа стороны один за другим по главной оси следовали: двор, обрамленный по периметру портиками, далее – крытый колонный зал и наконец святилище. Но собственно гробница с мумией фараона находилась примерно на расстоянии 150 м от храма, в скале (возможно, так пытались защитить гробницу от воров).

Однако остались неизменными, во-первых, оформление гробницы рельефами или росписями с использовавшимися при этом канонами; правда, в цветовой палитре Среднего царства, наряду с локальными, появились полутона. А, во-вторых, мумификация и изготовление заупокойных скульптур.

Также архитектурной особенностью для Среднего царства стало применение колонн. С возникновением скальных гробниц многочисленные колоннады превращаются в характернейшую черту египетской архитектуры.

Древнеегипетские колонны очень разнообразные. При квадратном основании их стволы бывали гладкими круглыми, гранеными, пучкообразными; различались и завершения, например, колонну мог увенчивать рельеф в виде головы богини Хатор (Хатхор, Гатор). Но в основном широко распространились возникшие еще в Древнем царстве колонны, в капителях которых в некоторых случаях и в стволах) использовались растительные мотивы.

По одной из достаточно приблизительных классификаций различают четыре основных типа колонн. Три из них уподоблены растениям (ил. 23).


Ил. 23. Основные типы египетских колонн

1 – лотосообразная; 2 – папирусообразная. 3 – пальмообразная; 4 – колоколообразная


Это лотосообразная (лотосовидная, в форме лотоса) колонна (1), капитель которой напоминает стилизованный цветок лотоса с закрытым или открытым бутоном. Это папирусообразная (папирусовидная, в форме папируса) колонна (2): ее ствол представляет связку папируса с капителью в форме стилизованных цветов папируса – бутонов или распустившихся. Это также пальмообразная (пальмовидная, в форме пальмы) колонна (3) с капителью в форме пучка стилизованных листьев пальмы. И, наконец, колоколообразная колонна (4) с капителью в форме «колокола».

Чтобы предохранить тонкие края капители от давления тяжелой балки, часто между ними укладывалась дополнительная каменная плита, скрытая за «распустившейся» капителью. В результате египетская колонна как будто уподобляется гигантскому растению грандиозных масштабов, при этом вовсе не обремененному поддерживанием перекрытий. Создается впечатление, что эти колоссы не несут никакой тяжести, что колонна-«растение» сама по себе царственно пребывает в пространстве, а опирающаяся на колонну балка перекрытий существует вне могучей растительной формы, что перекрытие «парит» над колоннами (ил. 24).


Ил. 24. Перекрытие «парит» над колоннами


Рядом с этими вечными и могучими каменными гигантами человек предстает маленьким хрупким существом.

Храмы, посвященные богам

Важной особенностью периода Среднего царства является активное сооружение храмов, посвященных богам, хотя их появление относится еще к Древнему царству.

В каждом городе Египта чтили особое божество, которое считалось покровителем округи или области. В отличие от заупокойных комплексов храмы богам возводили на восточном берегу Нила, со стороны, где ежедневно возрождается Солнце, где египтяне жили. К храму вела аллея сфинксов, их скульптурные изображения симметрично стояли по обеим сторонам аллеи, обращенные друг к другу (ил. 25).


Ил. 25. Одна из сторон аллеи сфинксов


В Новом царстве появятся сфинксы с головами сокола, или крокодила, или змеи, или шакала, позднее – с человеческими или бараньими[15]. За сфинксами на аллее сфинксов могли находиться деревья. Аллея подводила к входу в храм.

Египетский храм – это, прежде всего, жилище бога. Но это также место совершения различных ритуалов и место поклонения божеству. Вместе с тем храмы стали своего рода ареной прославления построившего храм фараона – земного бога, верховного жреца Египта. Все перечисленные функции египетского храма нашли отражение в его устройстве и оформлении.