Патриарх Кирилл
Мысли на каждый день года
Patriarch Kirill
In His Own Words
St Vladimir's Seminary Press
Yonkers, NY 10707
2017
© Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2017
© ИД «Познание», 2017
© St Vladimir's Seminary Press (english edition), 2017
Предисловие митрополита Волоколамского Илариона
Настоящая книга, в которую вошли мысли Святейшего Патриарха Кирилла, распределенные по 366 дням календарного года, стала плодом многолетнего и тесного сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США) и выходит одновременно на русском и английском языках.
Для Общецерковной аспирантуры и докторантуры Патриарх Кирилл – не просто Предстоятель Русской Православной Церкви. Он еще и фактический основатель этого учебного заведения, так как оно было создано по его инициативе на первом же заседании Священного Синода после его избрания на Патриарший престол. На протяжении вот уже семи с половиной лет Святейший Патриарх внимательно и с любовью следит за жизнью своего детища. Под его председательством проходят заседания Наблюдательного совета Аспирантуры. Сегодня Общецерковная аспирантуры и докторантура – это не только ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви, но и один из главных центров ее богословской науки. Ее миссия состоит в том, чтобы включить русское богословие в международный богословский контекст.
У англоязычного издания этой книги есть определенная цель. В России и ряде других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви голос ее Предстоятеля хорошо слышен, богослужения с его участием транслируются на центральных телеканалах, его статьи и интервью публикуются в ведущих журналах и газетах, а его книги выдерживают одно издание за другим. У американского читателя гораздо меньше возможностей услышать живой голос Предстоятеля Русской Церкви, не преломленный через призму журналистского взгляда, нередко политизированного и необъективного.
Англоязычное издание этой книги дает возможность живому голосу Патриарха Кирилла прозвучать на английском языке для всех американских читателей, готовых его услышать. И особенно важно, что ее подготовку и публикацию взяло на себя издательство Свято-Владимирской православной семинарии. Семинария в свое время восприняла лучшие традиции русского богословия, а ее издания на сегодня остаются одним из главных источников, знакомящих американского читателя с миром Православия.
В основу книги положены тщательно подобранные фрагменты проповедей, научных статей, докладов, выступлений, книг, интервью Патриарха Кирилла, охватывающие более 35 лет его пастырского служения и богословского творчества – с 1980 по 2016 год. На страницах этой книги читатель познакомится с Патриархом Кириллом как пастырем Церкви Христовой, как мыслителем, обращающимся к актуальным вопросам современности, как человеком, обладающим глубоким духовным опытом и уникальной харизмой проповедника.
В одном из своих интервью Патриарх Кирилл подчеркивает, что главное дело его жизни – служение Богу, а в центре этого служения – совершение Божественной литургии. Важное место в этой книге также занимают выдержки из его проповедей, произнесенных за богослужением. Именно в них наиболее выразительно звучит его живой голос, чувствуется пульсация его богословской мысли. В своих проповедях Патриарх обращается к современному человеку, пытается перевести на понятный ему язык вечные евангельские истины, ту правду Божию, которая остается неизменной вне зависимости от текучих обстоятельств мира сего. Патриарх размышляет о следовании за Христом, о служении ближним как о подлинном выражении веры человека, о преображающей силе христианства.
Еще одна важная для Патриарха Кирилла тема – это христианская миссия. Нести благую весть о спасении, принесенном Христом, естественно для верующего человека, и сам Патриарх Кирилл считает именно миссионерское служение главным девизом всей своей деятельности.
В эту книгу вошли яркие цитаты из главного личного миссионерского проекта Патриарха Кирилла – авторской телепередачи «Слово пастыря», которая более 20 лет регулярно выходит на первом канале российского телевидения. Благодаря этой программе многие люди после десятилетий государственного атеизма впервые услышали о вере и сделали свои первые шаги навстречу Богу.
Читатель этой книги познакомится с Патриархом Кириллом как мыслителем в первую очередь на материалах, выбранных из его научных публикаций, докладов и выступлений, посвященных общецерковному осмыслению проблем современного общества и взаимоотношения свободы и ответственности. Труды Патриарха Кирилла в этой области сделали возможным появление двух важнейших документов Русской Православной Церкви, до сих пор не имеющих аналогов во всем православном мире: «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 год) и «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 год). Каким должно быть отношение Православной Церкви к государству и власти? Что является критерием подлинного творчества? Может ли Церковь признать свободу без нравственной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы, которые сегодня волнуют верующих по всему миру, читатель найдет на страницах этой книги.
Важные штрихи к образу Патриарха Кирилла добавляют цитаты из его автобиографических выступлений. Он родился и вырос в стране, в которой вера в Бога была фактически под запретом. Тем не менее даже в условиях советской атеистической школы он сохранял верность христианским истинам. Мужество и бескомпромиссность в вопросах защиты православной веры – отличительная черта Патриарха Кирилла. В этом смысле он является достойным продолжателем своего деда – священника Василия Гундяева, который около 30 лет провел в заключении за веру, и своего учителя – митрополита Никодима (Ротова), самоотверженными трудами которого Русская Церковь смогла выстоять во время гонений 1960-х годов. Воспоминания об этих людях, а также размышления Патриарха о его собственном пути к Богу и церковном служении читатель найдет в этой книге.
Обозначенные темы не исчерпывают содержания книги и только намечают ее главные идеи. Как Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл в первую очередь заботится о своей Церкви и о своей пастве, ищет ответы на вопросы, актуальные для верующих России и ближнего зарубежья. Но его также волнует то, что происходит сегодня в странах Европейского Союза, в Америке, на Ближнем Востоке. Количество затрагиваемых им тем широко. Однако, открывая эту книгу, читатель не должен забывать, что в основе всей многообразной деятельности Патриарха Кирилла лежит принцип, который сам он считает основополагающим: служение Богу и Церкви во всем и без остатка. Это тот ключ, с которым следует приступить к настоящей книге.
Издательский коллектив, работавший над книгой, включая сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, сердечно поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием и молит Господа, чтобы Он сохранил его на многая и благая лета!
+Иларион, митрополит Волоколамский,
ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры,
председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии
Предисловие протоиерея Чада Хатфилда
Эта книга выходит одновременно в США и России как совместный проект Издательства Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве. Это издание подтверждает крепкие дружеские узы, связывающие эти две православные богословские школы, и приурочено к юбилейным торжествам в честь Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Ни одному современному христианскому лидеру не доводилось соучаствовать, а затем и стоять во главе столь значительного возрождения Православия, как нынешнему Патриарху, в новой, постсоветской России.
Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Русская Православная Церковь вышла из подполья, и движение это было необратимо. Настало время невероятного возрождения русского Православия после советских гонений, возрождения духовного и зримого. В то время будущий Патриарх возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. На долю Патриарха Кирилла, известного своей красноречивой апологетикой Евангелия и блестящей церковной дипломатией, выпала великая задача учительства и наставления после семидесяти лет коммунистического режима. Необходимо было восстанавливать соборы, храмы, монастыри, выстраивать административную структуру крупнейшей Православной Церкви в мире. Эти труды продолжаются и сейчас, когда Его Святейшество отмечает свое семидесятилетие.
Эта история во многом остается недооцененной на христианском западе. Фигура Патриарха до сих пор рассматривается через призму геополитики, замутненную образами холодной войны. Английское издание этой книги дает возможность американскому читателю встретиться с Патриархом Кириллом непосредственно и судить о нем из его собственных слов.
Издание содержит 366 цитат или размышлений на каждый день года. Слова эти позаимствованы из проповедей, обращений, пастырских посланий, в которых проглядывает глубокая вера во Христа и любовь к Его Церкви; это слова архиерея, слова пастыря, вдохновенно и без прикрас обращенные к пастве. На этих страницах духовный отец русского православного народа предстает перед нами в новом свете.
Англоязычное издание – дань нашей благодарности Патриарху Кириллу за его пастырское руководство и за его голос. Хотел бы поблагодарить Его Высокопреосвященство митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также Андрея Гусева, выпускника Свято-Владимирской семинарии, который работал вместе со мной над составлением этой книги с командой переводчиков: отцом Христофором Хиллом, Зинаидой Носовой и Анной Колесниковой. Джинни Ньюесма провела большую работу по форматированию англоязычной версии книги сообразно стандартам издательства SVS Press и отмечала, как душеполезно было читать эти отрывки. Выражаю огромную признательность и коллективу Издательства Свято-Владимирской семинарии за их неустанный труд, в результате которого в серии «Orthodox Profiles» появилась еще одна книга. И наконец, благодарю Бронсона и Кэтлин Иден за их щедрую поддержку, которая сделала возможной публикацию англоязычного издания.
Публикация русской версии книги была бы невозможна без трудов сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Выход этой книги ежедневных размышлений одновременно на английском и на русском языках – еще одно подтверждение единства веры, которое связывает нас друг с другом во Христе Иисусе. Кроме того, это свидетельство влияния, которое Его Святейшество имеет на православных христиан всего мира, ободряя и поддерживая как чад Русской Православной Церкви, так и англоязычные православные общины по всему миру.
Протоиерей Чад Хатфилд,
редактор серии «Orthodox Profiles»,
исполнительный директор Свято-Владимирской православной семинарии, г. Йонкерс, штат Нью-Йорк, США
Взгляд Патриарха
Радость и благодарение
1. Очень важным является умение радоваться и благодарить Бога. Христианство – это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию, оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу… И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Недаром самое главное Таинство Церкви – Евхаристия – в переводе означает благодарение. Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога, потому что слова «спасибо», «благодарю» являются самыми правильными словами, которые человек обращает к Богу.
– Выступление на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве (18 декабря 2014 года)
«Только от нас зависит состояние наших сердец»
2. Мир спасается любовью к ближним и дальним, любовью, у которой нет врагов и нет преград. Никакая, даже самая разумная общественная система не способна сделать людей счастливыми и исключить страдание из их жизни. Но даже самые тяжкие страдания и несовершенство общественных отношений могут исцеляться любовью и теплотой, идущими от человеческих сердец. Сказанное может показаться недостижимым идеалом.
И тем не менее в этом идеале есть нечто совершенно конкретное: его осуществление зависит не от кого-то, кто вершит политику, а от каждого из нас. Мы имеем власть над самими собой, от нас и только от нас зависит состояние наших сердец.
И сегодня, как, может быть, никогда ранее, личное духовное совершенство приобретает значение огромной общественной ценности. Сердце, исполненное любви, сострадания, милосердия, способно растопить лед в человеческих отношениях, искоренить из этих отношений злобу, зависть, недоброжелательность и наполнить их светом, добром и правдой. Христос не только на словах сообщил нам эту истину, но явил ее всем подвигом Своей жизни.
– Рождественское послание (7 января 1991 года)
«Господь открыт к нашей молитве и покаянию»
3. Мы должны помнить, что Господь не поставил между Собой и нами Херувима с огненным мечом, напротив, Он открыт к нашей молитве и покаянию и дверь к Нему не бывает затворена. Он всегда рядом с нами и терпеливо ожидает нашего желания и, конечно, усилий идти навстречу Ему. Адам хотел бы возвращения в рай и примирения с Отцом Небесным, но это было невозможно; нам же в отличие от согрешившего праотца во всякий час возможно возобновление связи с Богом, ибо Он всегда готов принять наше покаяние и в ответ даровать отеческое прощение.
– Проповедь в Неделю сыропустную (22 февраля 2004 года)
Побеждая гордость
4. Многие из отцов дают замечательные советы, как следует свою самость взять под контроль, чтобы она не мешала, по крайней мере, разбираться с самим собой. Тем более, чтобы она не мешала предпринимать усилия по врачеванию внутренних болезней.
Симеон Новый Богослов, византийский отец Церкви, также размышляя на эту тему, говорит о том, что мы должны поставлять себя в ситуацию, когда можем понять, что с нами происходит. И он предлагает с особым вниманием относиться к тому, что внутри нас происходит, когда нас обижают люди, когда на нас клевещут, злословят, когда о нас несправедливо судят.
То, что в этот момент происходит в нашей душе, невозможно скрыть, приукрасить и невозможно не увидеть, какими бы мутными не были те самые очки, через которые мы смотрим внутрь себя. Потому что на такого рода раздражитель мы чаще всего реагируем всеми своими внутренними силами. Эту реакцию мы и должны замерять и по ней судить о состоянии своей души, выносить диагноз, определять степень нашей болезни.
Но, наверное, никаких собственных сил человека никогда не хватило бы, чтобы одержать победу над самим собой. Ведь ради этой победы Господь в мир пришел. Он стал одним из нас, Он Себя соединил с каждым из нас через единую человеческую природу. А тем, кто стал Его учениками, кто пошел за Ним, кто стал членом Его Церкви, Он дает особые силы – Свою благодать, способную споспешествовать нам в нашей нелегкой брани с самими собой.
– Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста (24 февраля 2015 года)
Ценить ближнего
5. Кротость есть осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди – дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди.
Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей, и, даже находясь во власти, он помогает другим проявлять свои таланты – не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека.
– Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского (8 октября 2010 года)
Смысл и значение жизни человека
6. Библейское повествование о творении свидетельствует о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать и хранить его (ср.: Быт. 2, 15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога. Безграничное совершенствование человеческой личности, участие в совершенствовании творения, соработничество Богу – эти истины так возвышенны и велики, что кажутся далекими от сегодняшних проблем. И тем не менее именно эти истины составляют по воле Божией смысл и назначение человеческой жизни. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), – призывает нас Слово Божие.
– Рождественское послание (7 января 1997 года)
Целомудрие – условие возрастания человеческой личности
7. В чем заключается Божия правда о человеке? Она заключается в призыве к внутренней целостности, которая достигается путем отделения добра от зла, так, чтобы добро пленяло наше сердце, волю и покоряло ум, а зло исторгалось из жизни. Внутренняя целостность человеческой личности, которая на языке Церкви называется целомудрием, является непременным условием ее умственного, нравственного и духовного возрастания.
Но то, что справедливо для личности, справедливо и для семьи, и для общества. Единство семьи невозможно без целомудрия супругов. Если в семейной жизни правда смешана с ложью, если добро соседствует со злом, то такая семья, потеряв целомудрие, а значит, и внутреннюю целостность, не выдержит испытания временем. Ибо, по евангельскому слову, если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (ср.: Мк. 3, 25).
– Рождественское послание (7 января 2008 года)
Свобода и нравственность
8. Возведение прав и свобод человека в идеал и абсолютную ценность привело к вытеснению религии из публичного пространства, отказу от норм нравственности и традиционной морали. Между тем человеческие права и свободы ценны и созидательны лишь в рамках религиозной системы координат, в рамках нравственной ответственности человека. Но если нравственность становится относительной, тогда свобода становится вседозволенностью, потому что только нравственность способна ограничивать и направлять к добру свободный выбор человека. Свобода не может рассматриваться в отрыве от ответственности человека перед Богом, окружающими людьми и самим собой, перед голосом своей совести. В равной степени и права не могут существовать без обязанностей, в том числе и нравственных, вытекающих из нравственной природы человека.
– Слово на церемонии вручения диплома почетного доктора Белградского университета (14 ноября 2014 года)
Побеждая уныние
9. Сильная вера, надежда на Господа испепеляет всякое уныние. Хотел бы посоветовать каждому: в момент, когда уныние вас будет посещать, скажите Господу простые слова: «На все воля Твоя – и горе, которым Ты меня посетил, и скорбь, и слабость моя душевная и телесная – Ты допустил все это, Господи. Помоги мне силой Твоей выйти из этого состояния».
И обратитесь с искренней, сердечной молитвой ко Господу. Господь не бывает поругаем (ср.: Гал. 6, 7). В ответ на эту молитву человек, опускавшийся на колени в состоянии уныния и скорби, восстает преображенным. Иногда на это уходит некоторое время. Но нельзя терять веры в то, что все в руках Божиих – и наша жизнь, и наша смерть, и наше счастье, и наше горе. В этом сила верующего человека, который предает себя в руки Божии и через это обретает возможность стряхнуть с себя эту дремоту, порождаемую унынием, и работать как над самим собой, так и над решением тех проблем, которые могут быть причинами нашего уныния.
– Проповедь в среду первой седмицы Великого поста (25 февраля 2015 года)
Богословие основывается на внутреннем духовном опыте человека
10. Богословие – это удивительная область человеческого умозрения. Оно основывается не только на логике и знаниях, но в первую очередь на внутреннем духовном опыте человека. Если богослов становится исключительно кабинетным ученым, обладающим знаниями, умением аргументировать свою позицию, то такой человек всегда в себе несет некую опасность лжеучения. Только если этот ученый живет интенсивной духовной жизнью, если для него Божественная литургия – это не торжественное протокольное посещение храма по праздникам, если для него молитва – это ежедневная потребность, если для него покаяние и самоанализ – это ежедневная практика, то такой интеллектуал никогда не скажет слов, противных Божией правде, но, напротив, его знания в сочетании с духовным опытом будут нести колоссальный заряд мысли и духовной энергии, как это было у святых отцов.
Нельзя прикасаться к Божественному, не приуготовив себя духовно. А всякое богословие – это прикосновение к Божественному, это попытка проникнуть в Божию тайну. Не дано человеку разумом своим и просвещенностью проникать за завесу этой тайны. Только в глубине сердца, преданного Господу и живущего в смирении и простоте, открываются спасительные Божественные истины.
– Проповедь в первую Неделю Великого поста (1 марта 2015 года)
Хранить и совершенствовать окружающий мир
11. Строя жизнь в соответствии с нравственными требованиями Божиего закона, укрепляясь через Церковь силой Божественной благодати, христианин, преодолевая зло и неправду в самом себе и вокруг себя, способен созидать вечные и непреходящие ценности: добро, любовь, мир и справедливость. Созидание этих ценностей возвышает человека, делает жизнь более светлой и счастливой. Призванные не только к личному совершенству, но и к хранению и совершенствованию окружающего нас мира, мы должны чутко воспринимать происходящее вокруг нас, содействуя всему, что умножает добро и пресекает зло.
– Рождественское послание (7 января 1997 года)
Как преодолеть разделения?
12. Церковь несет свое слово и свою миссию в окружающий мир. Сколько там средостений, подобных тем, что были между язычниками и иудеями (ср.: Еф. 2, 14)! Множество разделений – по политическим убеждениям и идеалам, в силу различного экономического статуса людей – богатые и бедные; разделения социальные, культурные, языковые – каких только нет. А миссионер приглашает весь тот разделенный мир войти в церковную ограду и, значит, разрушить существующие разделения.
Как же это возможно? А может быть, это все фантазия – не способна Церковь на проповедь, преодолевающую все человеческие преграды? Но Слово Божие и опыт церковной жизни свидетельствуют, что все это возможно: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13).
А что же нужно сделать, чтобы люди объединились в некую общность, стали одним целым, несмотря на их различия? Для этого нужно принести людям живую актуальную весть о Христе, не просто повторяя формулировки прошлых веков, а такое слово, которое могло бы в одночасье помочь понять тому, к кому мы обращаемся, что только во Христе не только преодолеваются преграды, но и обретается полнота жизни.
– Проповедь в 24-ю Неделю по Пятидесятнице (23 ноября 2014 года)
«Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4,32)
13. Господь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. И мы знаем случаи, когда, освободившись из заключения, люди меняют свою жизнь настолько, что становятся примером для других. Сила Божия простирается на всех, ибо, по Его слову, дождь проливается и на праведных, и на грешных, и солнце сияет и над праведными, и над грешными (ср.: Мф. 5, 45).