– Доклад на собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви (23 сентября 2016 года)
«Добро превалирует над злом»
34. Если бы плохого было больше, чем хорошего, то человеческая история прекратилась бы, потому что зло разрушает добро, а само по себе зло нежизнеспособно. Не может существовать цивилизация, построенная на зле, потому что зло – это смерть, это небытие. И если мы живем в мире, в котором так много неправды и скорбей, в мире, который так часто поражает нас своей несправедливостью, то мы должны помнить, что и в этом мире, по милости Божией, добра сегодня больше, чем зла.
Добро, может быть, не такое яркое, не такое привлекательное; именно поэтому одна из тенденций современной журналистики – это, к сожалению, информирование о негативных событиях, поскольку они привлекают больше внимания. В самом деле, я знаю специалистов, анализирующих прессу, которые быстро пробегают положительные отклики и заостряют свое внимание только на отрицательных. В сознании этих специалистов негатива больше, чем позитива, и если выбирать только плохое и исключительно на нем концентрировать свое внимание, то день, неделя, эпоха воспринимаются сугубо негативно. Но на самом деле все это не так. По милости Божией добро превалирует над злом.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (11 октября 2014 года)
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13, 12)
35. Самое страшное – когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Нам кажется, что преступник, или безбожник, или какой-то вообще недостойный человек вдруг исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. А разве такие события происходят случайно? А может быть, эта исповедь перед смертью, соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию. И Господь дал ему вкусить этой благодати на пороге смерти. А праведный человек, который постоянно и причащался, и исповедовался, был Господом взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от иной – вечной жизни.
Другими словами, мы можем лишь приблизиться к ответам на эти вопросы, но окончательно узнаем их лишь тогда, когда сами завершим свой жизненный путь. Апостол Павел говорит о том, что сейчас эта Божественная реальность открывается нам как бы сквозь мутное стекло (ср.: 1 Кор. 13, 12). Мы видим только какие-то блики, не можем понять, что там, за этим мутным стеклом. А когда умрем, то увидим все лицом к лицу
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (12 июня 2014 года)
Церковь воинствующая
36. Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков – это смотреть на Церковь сверху вниз и со стороны и, подмечая некие несовершенства, строить на этих наблюдениях сокрушительную критику не только Церкви, но и самой веры. До скончания века Церковь борющаяся или, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая – воинствующая с грехом – будет осуществлять свое служение. Никогда это не будет простым и комфортным делом, это всегда будет сопровождаться борьбой, и совершать в Церкви борьбу за человеческое спасение будем мы все. Все в прошлом и все в будущем причастны этому великому действу спасения человеческой души – и духовенство, и верующие люди.
И важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали и свою сопричастность, и как можно быстрее пришли в храм Божий, и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь Божественной силой.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (10 июня 2012 года)
Свободный выбор
37. В основе обращения человека к Богу, в основе общения человека с Богом – свобода. Ведь Господь мог бы силой Своей всех нас принудить ходить в церковь, верить в Него, делать то, что Он учит. Но Господь не управляет так нашей волей, Он оставляет нам возможность самим выбирать. Ты приходишь в храм, слушаешь, что там говорят, наблюдаешь за тем, что там происходит, и раскрываешь душу навстречу тому, что положительно влияет на твою душу. Никто не имеет права поработить твое сознание, никто не имеет права направить твои действия в ту сторону, которую он считает правильной, – ты сам делаешь свой выбор.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (7 апреля 2012 года)
Поститься сегодня – несравненно тяжелее
38. Мы живем в мире, из которого нельзя никуда уйти. Мы живем в открытом мире, информационные потоки которого проникают в наш дом, в нашу спальню. Ведь у многих телевизоры стоят прямо рядом с кроватью; человек открывает себя для всех веяний века сего. И если повнимательнее посмотреть на то, что предлагает сегодня современный мир человеку постящемуся, то можно сделать один очень грустный вывод – все это представляет собой гигантское искушение на уровне мысли, на уровне чувств, на уровне воли. Никогда человек не подвергался таким искушениям, таким соблазнам – не в лоб бьющим, а исподволь проникающим в подсознание, формирующим некое негативное отношение к христианским ценностям, почти без участия самого человека…
Сегодня поститься несравненно тяжелее. Но думаю, что и результат поста несравненно выше. Человек, способный преодолеть притяжение зла, усиленного всей мощью современной технической цивилизации, становится действительно свободным и действительно обретает то, к чему Господь призывает нас, – он обретает общение с Ним, а значит, полноту жизни и жизнь вечную.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (7 апреля 2012 года)
Сохраняя брак – сохраняем себя
39. Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе – в их сердцах присутствовал страх Божий. Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга – искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (11 февраля 2012 года)
Критерий истины
40. У любого человека может быть сомнение в чем-то, особенно в том, что касается жизни, ценностей этой жизни. Если повнимательнее посмотреть на кризисы, которые происходят в жизни современного общества, то можно увидеть, что все они так или иначе связаны с потерей ориентации. Знаний много – ориентации нет. Идей много, а подлинного критерия, мерила истины не существует. Сколько голов – столько и умов. От этого проистекает совершенно определенное самочувствие людей. Если «сколько голов – столько и умов», то в условиях торжества свободы и прав человека каждый имеет возможность и право свою собственную мудрость не только публично предъявлять другим, но и вести за собой других людей…
Мы никогда не потеряем дороги и, даже потеряв, найдем ее, если будем жить под светом Божественного разума. Он и будет высвечивать нам путь, потому что именно Божественный разум является критерием истины. Отвергайте все, что не соответствует Слову Божиему, живите в соответствии с этим Словом – это и будет единственно правильный путь в жизни.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (8 января 2012 года)
Альтернатива «цивилизации инстинкта»
41. Самой страшной угрозой для человечества является построение цивилизации инстинкта. А посмотрите, что происходит? У человека разжигаются потребности, разжигаются страсти для того, чтобы стимулировать экономику. А развитая экономика своими результатами опять-таки провоцирует дальнейшее развитие человеческого инстинкта. Получается замкнутый круг – люди работают на создание цивилизации инстинкта.
Кто-то может сказать: «А что же делать? Ведь без этого человек не может, он словно предопределен к тому, чтобы развивать свои знания, технологии, совершенствовать окружающий мир». Да, совершенно верно. Но все это становится неопасным тогда, когда это уравновешивается сильным нравственным чувством, голосом совести – способностью жить по закону Божиему.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (9 января 2011 года)
«Отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мф. 16, 24)
42. Как же мы часто бываем подавлены обстоятельствами! Как негодуем, как иногда с ропотом к Богу обращаемся: «Чего же я плохого сделал, почему вдруг такая беда?»
Если такая мысль в голову приходит, то уж точно Господь крест на нас возлагает. И чтобы душу свою спасти, обрести полноту жизни, внутренний покой, уравновешенность всех своих внутренних сил, даже определенный, проистекающий из наших усилий жизненный успех – для этого нужно в первую очередь научиться нести свой крест, который Бог нам вручает.
Мы можем начать этот крест с себя сбрасывать, винить весь мир и близких своих, родственников, которые ни при чем, но на которых можно сорваться… Но если не будем ни на ком срываться, не будем гневаться, раздражаться, на Бога роптать, а спокойно предадим себя в руки Божии и примем на себя этот крест и понесем его, то это и будет первый шаг на нашем пути к тому, чтобы «в Бога богатеть» (ср.: Лк. 12, 21), чтобы не губить душу свою, но, принимая Христа и Его заповеди, обретать спасение.
– Проповедь в третью Неделю Великого поста (15 марта 2015 года)
Неизменная миссия Церкви
43. Христианская Церковь в центре своего внимания имеет в первую очередь попечение о душе человека. И задача пастыря заключается в том, чтобы привить людям способность и возможность работать над собою, возвышая свой дух. Задача Церкви – не в том, чтобы возлагать бремена неудобоносимые, а в том, чтобы сохранять ценности, которые пришли к нам от Самого Бога. Нет ничего выше этих ценностей. Бог открыл людям, как они должны жить, что они должны делать, чтобы спастись. И весть, провозглашенная Спасителем, сохраняется в Церкви.
Церковь снабжает это Божие Слово замечательными комментариями святых отцов, решениями Вселенских и Поместных Соборов. Она расшифровывает Божественное Слово применительно к каждой эпохе, актуализирует его – вот в чем миссия Церкви.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (12 февраля юн года)
Баланс между универсальным и национальным
44. Патриотическое чувство – естественное, очень важное чувство, без которого не может функционировать не только государство, но и этническая общность людей, народ. Именно патриотическое чувство помогает людям ощущать себя единым народом и единой страной. Но у этого патриотического чувства могут быть опасные интерпретации, опасное развитие. Если патриотизм не уравновешивается, не побоюсь этого сказать, христианской (а в более широком масштабе – религиозной) нравственностью, то такой патриотизм может очень легко превратиться в агрессивный национализм, потому что в Церкви национальное и универсальное уравновешены самой христианской моралью. Вот почему патриотизм в Церкви никогда не опасен для других; вот почему патриотизм верующего человека не опасен для других.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (6 марта 2011 года)
Путь к вере
45. Мне приходится по роду своей работы, своего служения часто читать биографии людей, которые поступают в духовные учебные заведения или в монастыри, или испрашивают благословение на монашеский постриг или на принятие сана. Нередко в этих биографиях люди рассказывают о своем жизненном пути, причем не только формально: где учился, где работал, но и о том, как пришел в Церковь. И вот на что я обратил внимание.
Чаще всего люди в сознательном возрасте обращаются к вере через общение со своими друзьями, со знакомыми. Потом второй шаг – прийти в церковь и послушать. Но первое, что чаще всего обращает человека мыслью к Богу, – это разговор с друзьями, когда он или она вдруг узнают, что их сосед, друг или знакомый – верующий человек. И когда верующий человек способен рассказать о своем религиозном опыте, рассказать о вере – это чаще всего и бывает первой искрой, которая потом способствует возгоранию религиозного чувства человека.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (28 мая 2011 года)
«Начало мудрости – страх Господень» (Прит. 9, 10)
46. Жизнь с Богом – это всегда опора на Божественную силу. Грех эту опору разрушает, и мы становимся одинокими со всеми вытекающими последствиями – и для земной жизни, и для жизни вечной. Вот почему люди и боятся нарушить Божию заповедь – это опасение нарушить Божию заповедь и называется страхом. Никакой дрожи от этого страха нет. Этот страх не парализует сознание, но он помогает сориентировать свою жизнь в соответствии с Божиим законом, с Божией правдой и всеми силами держаться за эту правду, какие бы искушения и соблазны, какие бы человеческие слабости нас от этой правды ни отлучали.
– Авторская программа Патриарха Кирилла «Слово пастыря» (28 мая 2011 года)
«Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10)
47. Во время поста мы ограничиваем самих себя, мы обуздываем свои желания. Мы, несомненно, воспитываем свою волю, мы становимся сильнее, мы одерживаем над собой победу. А как же можно достичь перемен, если не одерживать над собой победу? Если не сможем в малом – в ограничении пищи, что же говорить о большем? Какие задачи, требующие самоограничения, можно перед собой ставить, если сделать даже самое незначительное оказалось невозможным? Поэтому пост как ограничение себя в пище является очень важным показателем готовности и способности человека к внутреннему духовному росту.
Но и еще что-то очень важное связано с постом. Мы постимся, потому что существует Церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные. Для чего мы это делаем? Мы делаем это из-за послушания Господу. Это наша маленькая жертва Богу – небольшая, но существенная. И Господь видит наше желание принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того, чтобы быть ближе к Нему, ради того, чтобы переменить свой ум и свое сердце. Этот подвиг постный, как жертва благоуханная, восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он никогда не бывает у нас в долгу. Если ради Него мы поступаемся своими интересами и ограничиваем себя, то Господь восполняет эту как бы ограниченность тем, что является более существенным для человека – происходит перемена нашего внутреннего состояния, перемена ума и сердца.
– Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста (18 марта 2013 года)
Достоинство человека и общество
48. Исключительное достоинство человеческой личности, возвышение ее Творцом пред всем творением (ср.: Быт. 1, 28; Пс. 8, 4–9) требует, чтобы общественные отношения обеспечивали осуществление прав и обязанностей личности, создание условий жизни, соответствующих человеческому достоинству Общество должно предоставлять каждому возможность иметь дом, пищу, одежду, свободно избирать образ жизни, создавать семью, воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, избирать род занятий и иметь работу, получать информацию и обмениваться ею, действовать в личной и общественной жизни на основании нравственных норм, заложенных Богом в природу человека, быть гарантированным от посягательств на жизнь, здоровье или достоинство, ответственно пользоваться гражданскими свободами.
Особо следует подчеркнуть важность обладания свободой совести, предполагающей, в частности, выбор между религией и атеизмом, а также религиозной свободой, предоставляющей право свободно исповедовать религию.
– «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки». «Журнал Московской Патриархии» (1990 год, № 2)
«Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»
49. Личная этика составляет сердцевину христианской нравственности. Ориентация на личность, обращение к духовному опыту индивидуума есть главный вектор христианского послания, ибо оно адресовано каждому человеку и преследует цель преображения его души. Однако эти спасительные перемены нашего внутреннего мира осуществляются не в изоляции от внешней среды, не в особых лабораторных условиях, но в реальном и живом контакте с окружающими людьми – в первую очередь в семье, в трудовом коллективе, в обществе, наконец, в государстве.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги