«Христианизация Восточного Туркестана осуществлялась в основном несторианами. Епископат Нестория оказал свое влияние на Дешт-и-Кипчак, Уйгурский каганат и на Китай» (Атлас Tartarica. стр.173). В Справочно – энциклопедическом издании (Атлас Tartarica. стр. 166—167. Приложение №5) «История татар и народов Евразии, Республика Татарстан вчера и сегодня». Издание Института Истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ, М О и науки РТ, в разделе «Великая степь и мировые религии 1-го и начала второго тысячелетия», на карте указано распространение различных религиозных верований среди степных народов. В местах компактного проживания тюрков – кипчаков, уйгуров и кереитов, во множественном числе имеются религиозные сооружения христиан несторианского толка.
1) На территориях компактного проживания кереитов есть два крупных города – Балыклык и Каракорум, что с тюркского языка переводится, как «Рыбное место» и «Черная сажа». (Атлас Tartarica. стр. 166—167. Приложение №5).
2) Равносторонний крест был тамгой (тотемным знаком) улуса Керей. Видимо, Атилла принадлежал к этому роду, раз на его знамени был крест. Каждый тюркский улус имел свой знак, своего покровителя, свое дерево, свою птицу (ум.453г.). (Европа, тюрки, Великая степь. Мурад Аджи. стр.201).
3) Правители племенного союза кереитов:
1. Маргуз (Марк) -1 (ок.1007г.);
2. Уба (Увар, 1069г.);
3. Маргуз -2-ой (ум.1092г)»;
4. Маргуз -3-ий Буюрук хан (ок.1125—1150);
5. Хурджакус (Кириакос или Григорий) Буюрук хан (1150—1171г.);
6. Ван-хан (Тогорил) (1171—1196г., 1198—1203гг.);
7. Эркэ-Хара (Ерке-Кара) (1196—1198гг.);
8. Нилха-Сангун, сын Тогорила (1204г.).
(Правители кереитов. (https://ru.m.wikipedia.ord).
«Майдар Сосорбарам. Я родился и вырос на земле древних монголов – несториан. Главное доказательство – небольшая скала „Дааган чулуу“ в одном километре на восток от центра сомона Баянбулаг. На ней изображен несторианский символ – крест, вокруг которого несколько точек. … На моей родине жили и живут потомки хэрэйдов. Хэрэйд или же на русском кереиты (хэрээд, кэрээд, хэрэйд, кереиты, керейт) – союз монголоязычных племен, обитавших в Забайкалье и Монголии в 10—13вв. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на северо-западе с меркитами, баятами; на востоке – с хамаг-монголами, тайчиутами, барласами, борджигинами, татарами; на западе – с найманами; на юге – с тангутами. Монгольское слово „хэрээс“, означающее „крест“, стало названием их племени. Однако я не являюсь потомком хэрэйдов, я потомок Галдан – Бошигт хана, элет. Но до сих пор в моем родном краю живут потомки хэрэйдов в тесном союзе с халхами». (Несторианство в Монголии, asiarussia.ru./bloqs/19382/).
Черные, Белые, Дикие татары являлись монголоязычными, а тюркоязычные уйгуры и кереиты проживали по соседству. Джамбалык, Турфан, Карашар – уйгурские города, г. Каракорум — это столица кереитов, а Балыклык — крупный торговый город кереитов. Названия всех перечисленных городов тюркского происхождения. Тотемным знаком «рода» Атиллы был равносторонний крест, «хэрээс». Из перечисленных восьми правителей племенного союза кереитов, трое с тюркскими именами. Обычно ханы были у монголов, у тюрков- кипчаков правителей называли каганами. Ханами знатные тюрки стали называться гораздо позднее и только те, которые имели родственные связи с монгольской верхушкой власти (Ногай хан, Мамай хан, Тохтамыш хан и т.д.). Анализируя имена правителей племенного союза кереитов, четко прослеживается ведущая роль монголов. В местах их компактного проживания названия гидронимов смешанные, например: оз. Убсу-Нур, Гашун-Нур; реки Идэр, Завхан и т. д. Слово «нур» означает «лучи света». Согласно приведенным существующим фактам, полагаю, что кереиты 5 в., участники походов гуннов – это тюрки, а кереиты, упомянутые в источниках 10—13вв., – это уже представители многоплеменного союза тюрков и монголов, частично приобщенные к монгольской культуре и прекрасно владеющие обеими языками. Православное имя правителя Хурджакус Буюрук хана – Григорий, указывает на факт существования дипломатических отношений с Византийской империей и частичного влияния православной идеологии на кереитов христиан несторианского толка еще в 12в., возможно православные тюрки Греции – урумы и являются потомками Буюрук хана.
Согласно данным статьи Майдар Сосорбарама из Монголии, очень интересным фактом является проживание монголоязычных кереитов к востоку от центра сомона Баянбулаг. Конечно же, судьба кереитов сложилась не совсем благополучно для них. Участвуя в различных военных походах, они раздробились на небольшие группы. В 5в. кереиты Атиллы дошли до Восточной Европы, после распада Великой Болгарии участвовали в образовании государств Дунайских Болгар, Венгрии, Волжской Булгарии, часть осколков оказались на Ростово – Суздальских землях, в 12в. оттуда переселились в Предкамье, на земли своих же сородичей – «Темтюз» и обосновались под стержневым названием керешены (кряшены), а другие наши предки оказались среди монголов и уйгуров. Во всех походах и переселениях их сопровождал «хэрээс=крест», одновременно так и обращались к ним: «хэрээс, хэрээйд, кэрээйд, кереит». Жителей государства Керии называли керечинами. Если в слове керечин «кер» обозначает гору, «чин» – человека, то слово «хэрээс, кэрээйд, кереит» на монгольском языке указывает на название племени символизирущий крест. Суммируя слова, можно получить смысловое значение названии племени, и это в переводе с монгольского языка означает «горное люди с крестом» и они носят свой крест со времен Атиллы (ум.453г.) и уже более 1500 лет.
Каждая деревня индивидуальна, одному человеку не представляется возможным изучение истории всех деревень, где могут скрываться очень ценные носители исторической информации, известные только проживающим: устные предания, прозвища соседей, старинные имена, религиозно-культовые обрядовые места, элементы национальной одежды, сохраненные культурные традиции, места старых захоронений, названия лесов, рек, озер, возвышенностей, дорог, населенных пунктов и т.д, которые могут закрепить и скорректировать существующую версию истории дополнительными сведениями и историческими фактами.
Кряшены – это народ образованный и расселенный между степными и лесными народами. На протяжении тысячелетий Поволжье являлось одним из центров великих переселений народов, контактной зоной и местом смешения различных культур. Объединение родоплеменных отношений в более крупные союзы приводило к созданию новых государств. «…Государство волжских булгар не имело твердо очерченных границ. В него входили сувары, эсегелы, берсулы, баранджары, собекуляне, челматы, темтюзи, буртасы, ары, черемисы, отчасти башкиры, а также славяне… Славяне до известной степени ассимилировались с булгарами» (Халиков А. Х. «Происхождение татар Поволжья и Приуралья,1978г.). По утверждению историка исследователя С.М.Шпилевского, собекуляне состоят из двух разных соседствующих племен соби (а) и кул (ь) и ближе к р. Кама жили челмата (челната). В Волжской Булгарии, среди перечисленных племен обособленно жили и предки современных кряшен, о чем свидетельствуют названия кряшенских деревень Тямти, Субаш (вероятно, изначально Собаш), Кулбагыш Тюлячинского района, Казаково Челны, Бирдебеково Челны, Уреево Челны Рыбно Слободского района, Кряш Баран (баранджары) Алексеевского района и т. д. Согласно стр.354;372 Джагфар тарихы том1 (БахшиИман), бесермены – это массагетско – туркменское прозвище булгар, которые сегодня проживают на территории южных удмуртов и склонны отнести себя к кряшенам. Согласно этой версии бесермены являлись булгарским племенем, значит они после покорения Волжской Булгарии монголо-татарами в 1236 году, также как и темтюзи, бежали в дремучие леса Предкамья, к бассейнам рек Вятки, Меши и Нырсы (Тямти), где обособленно проживали близкие им племена —«соба», «кул» и «чел (н) мата. (Приложение №6). На завоеванных территориях господство управления и влияния переходит в разнородные племена победителей монголов и тюрков-кипчаков. Находясь посередине между степью, лесостепью и лесной зоной, «Ногайская степь» становится центральным звеном передвижений, проводником культурных традиций различных родов и племен в разные направления, от реки Камы до территорий казахов. Это территория современной Оренбургской области и Закамья РТ. (Приложение №7, 8).
На сопредельных территориях частичные слияния культурных традиций – обычное явление, и поэтому у кряшен можно наблюдать элементы культуры тюркских и финноугорских народов. В отличие от других православных народов Поволжья, хорошо сохранились уникальные, принадлежащие только им, свои традиционные отличительные черты в культуре и в повседневной жизни. Ежедневный вечерний хоровод «Тугэрэк уен» сопровождается острыми текстами песнопений и плясками, он плавно двигается по направлению круга солнца, на что обращалось особое внимание и поэтому в народных верованиях, обрядах солнце занимало центральное место. На знаменах у кряшен и у казахов изображен подсолнух, символизирующий солнце. В национальной одежде преобладают синий и красный цвета. «Эдрэч камзул» и женский халат «казакин» с различными азиатскими узорами и крестами, напрямую соединяют с культурой народов Средней и Центральной Азии, казахами, уйгурами, которые частично входили в состав населения ногайской степи. Тюрки в целом и «Ногайская степь», в частности, развивались за счет контролирования торговых путей с востока на запад. Степной закон «купцов, послов не трогать» являлся одним из основных. «Великий шелковый путь», проходящий через степи и «ногайскую переправу», по налаженной системе торговых путей приносил особые доходы, а через доминирующих тюрков-кипчаков проникала и культура, и язык в среду угротюрков Предкамья. (Приложение №7, 8).
Морозова Екатерина (Кэтернэ эби), д. Кибячи Пестречинского района. Такие же халаты «казакин» сохранились и у казахов.
Орнаменты вышивки в форме креста «тугэрэк жаулык» соответствуют казахским узорам, женской рубашке бесермян (Удмуртия), капанцкой группе дунайских болгар. (Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар-кряшен, стр.75;119; 120).
Песни татар-кряшен. Выпуск 1. Пестречинская (примешинская) группа. Н.Ю.Альмеева, страница из приложения.
Зимурова Наталья Петровна, родная сестра моей мамы, эту национальную одежду «эдрэч камзул» и «тугэрэк жаулык» получила, как приданое, от моей бабушки Анны Игнатьевны, уроженки д. Колкомерка. «Эдрэч камзул» и «казакин» практически сохранились во всех кряшенских деревнях Пестречинского района.
.
Музей д. Кряш Серда. Л.Д.Белоусова в национальной одежде кряшен «казакин».
Национальная одежда кряшен «казакин» и «тугэрэк жаулык» с вышитым равносторонним крестом. (Ф.С.Баязитова. Керэшеннэр. Тел узенчэлеклэре hэм йола ижаты, стр.235. Казань – 1997г).
Каталог выставки «Искусство кряшен» в рамках проекта «Искусство народов Татарстана» стр.30. Издательство «Заман».
Узоры женского национального костюма уйгуров и кряшен «эдрэч камзул» очень похожи и такие совпадения подчеркивают существование культурных взаимоотношений с представителями народов Центральной Азии.
Народные празднования сопровождались элементами язычества, тэнгрианства и христианства, гаданиями на камнях «нугыт карау», «орчык эйлэндеру», «йозек салу» и т. д. Религиозные обряды проводились в сопровождении музыкальных инструментов – домбры, кубыза, гуслей, барабанов, гармони. При большом скоплении народа определенные личности (куремчелэр=ясновидящие) в результате продолжительных многоголосых песнопений хора и церемониальных действий, достигали даже трансового состояния. Народный праздник «Симег (седмиг=седмица)», придавая особую значимость дате проведения, празднуется на 48 день в пятницу (начало праздничного дня четверг, 7-ая неделя), а православный праздник «Троица» проводится на 50 день, в 8-ое воскресенье от «Пасхи».
Народный праздник «Питрау» ежегодно отмечается 12-го июля, означает наступление дня «Жапрак бэйрэме» и середины лето. В этот день готовили веники, собирали различные целебные травы, дворы домов украшались листьями, цветами, травами. Праздник проводился только в ночное время, на жертвоприношении отдавалось предпочтение барану небесного цвета (кук тос=цвет небо), связанного с тэнгрианством. В этот же день в 70 гг. нашей эры, с разницей в один год, были казнены римлянами апостолы Петр и Павел за распространение христианских учений. Необходимо отметить и то, что апостол Петр является одним из основателей «Святой Апостольской Соборной (кафолической) Ассирийской Церкви Востока (АЦВ)». (https://ru.m.vikipedia.orq). Учения этой церкви не совсем соответствовали основным христианским канонам «Греко – Римской Церкви». В 431г. представителя этой церкви епископа Нестория обвинили в ереси за свои утверждения, что «Дева Мария не мать Божия, а мать Иисуса по человеческой природе». (стр.402. Энциклопедический словарь. Современная версия. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон) С этого времени, на базе АЦВ, создалась христианская несторианская конфессия, которую отделили от основного христианства, но этот день, подчеркивая взаимосвязь праздника «Питрау» с ранним христианством, одновременно посвящается апостолам Петру и Павлу, таким образом этот праздник связывает кряшен и с тенгрианством и с несторианством. Даже запреты советской власти не смогли стереть эту генетическую память кряшен, они «насмерть» стояли за проведение своего праздника. Независимо от погодных условий и дней недели, «Питрау» ежегодно проводился 12-го июля в д. Петровский Тюлячинского района РТ (выселок д. Кулбагыш), в д. Зюри Мамадышского района и в других деревнях.
Рождество Христово отмечается 7-го января и является началом праздника «Нардуган», а истинное же значение этого слова «Нур туган», то есть «рождение света», связано с увеличением светового дня. Такой праздник на протяжении многих столетий являлся тэнгрианским и главным праздником Волжской Булгарии (Джагфар тарихы том-1, Бахши Иман. стр.371). Продолжался он до закрепления ислама в этом государстве, но сохранился только у кряшен. С одной стороны, наступление нового года связывает нас с «Рождеством» и с христианским летоисчислением, а с другой стороны, отсутствует взаимосвязь «Деда Мороза», «Снегурочки» и «Снеговика» с христианством, но они являются конкретными персонажами этого праздника. Возможно, все это сохранилось от предшествующих славянских религиозных учений.
Правители Волжской Булгарии: Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад. (Волжская Булгария: Татарская энциклопедия ТАТАRICA. https://tatarica.orq) Перечисляя имена известных правителей Волжской Булгарии, наблюдаем переход от язычества, тэнгрианства, христианства к исламу. Очень знакомое и близкое имя для кряшен Микаил (Микайла) (Михаил=Михайло=Микаил=Микайла) повторяется 4 раза, это говорит о том, что государством Волжской Булгарии в разные периоды времени управляли правители разных вероисповеданий и из разных родов и племен. В основном мусуьманами становились правители и приближенные, а согласно стихотворным строкам Габдуллы Тукая «Кайт, и нэфсе мотмэиннэ!, бар, юнэл, кит тэнренэ;», даже в 20в. народ еще придерживался к тенгрианству, которых он призывал принять ислам. В произношении слово «тэнре», практически буква «н» не произносится, а слово «тэре» имеет двойное смысловое значение; тэре это и икона, и крест, но он через слово «тэнре» принижает тенгрианцев у которых равносторонний крест является основным символом: «бар, юнэл, кит тэнренэ;=иди, направляйся, уйди к своему тэ (н) ре»; нельзя забыть и о том, что равносторонний крест тенгриан символизировал лучи солнца, а тенгрианцы также поклонялись и в ночное небо, и к луне, но он призывал к исламу тенгриан через полумесяц, который с 17в. одновременно является и символом ислама, и очень многие приняли такой вызов только в начале 20в. «Юлиан- венгерский монах-доминиканец, совершивший в 1230 годы два путешествия на восток в поисках Великой Венгрии, прародины венгров… Сам Юлиан, нанявшись слугой, вместе со своим хозяином отправился в Великую Булгарию. Там он повстречал женщину, которая указала ему путь в искомую страну „близ большой реки Этиль“. Юлиан нашел людей, язык которых совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Будучи принят радушно, доминиканец около месяца прожил среди них и вернулся в Венгрию… Осенью 1237 года Юлиан вновь отправился в путь. Достигнув восточных пределов Руси, он узнал, что Великая Венгрия и Великая Булгария уже разорены монголами, монгольские войска сосредоточены вблизи границ русских княжеств. На обратном пути на родину Юлиан побывал в еще не затронутом войной Суздале, где был принят князем» (https://ru.wikipedia.orq/wiki/Юлиан _ Венгерский). В 1230 году венгерский монах – доминиканец ищет Великую Венгрию и находит своих соплеменников внутри Волжской Булгарии, «вблизи большой реки Этиль (Этиль=Итиль=Идел=Волга)», вероятно таковыми оказались Ташкирменцы, и вот почему ((Приложение№10). Монах Юлиан от Ташкирменцев узнает о проживании своих соплеменников керес – меря в Ростово – Суздальских землях и во втором путешествии (1237г.), понимая безсмысленность и опасность поездки в Волжскую Булгарию охваченную войной с монголо татарами, направляется в г. Суздаль, где еще войны не было, и он был принят князем. Такая целенаправленная поездка была очень рискованной и, по всей видимости, того стоила, потому что он и там нашел свох соплеменников. Обратите внимание на даты и на взаимосвязь: венгерский монах Юлиан находит уже исторически сформированную общность протокряшен, угротюрков керес – мерянцев и на территории Волжской Булгарии, и в Ростово – Суздальских землях, до нашествия монголо татар, у которых уже существовала историческая взаимосвязь. И совсем не случайно возникло название д. Меретяки, как выселок д. Ташкирмень Лаишевского района в 1910г., взаимосвязанное и с другими названиями деревень Меретяки Тюлячинского района. Такая взаимосвязь названий деревень с племенами меря, проживавших на Ростово – Суздальских землях, а это является общеизвестным историческим фактом, конкретизирует их массовое пребывание именно из этих мест и до завоеваний золотоордынцев, потому что Ташкирмень, расположенный на месте пересечения двух полноводных рек Волги и Камы, в 13 веке уже являлся укрепленным центром Волжской Булгарии. А на холме берега с южной, противоположной стороны, находилась столица этого государства – г. Болгар. Еще одним подтверждением является Меретяк мурза, который в 1521г. уже был доверенным человеком со своими людьми в Казанском ханстве (Атлас Tartarica. стр.371), такой факт указывает о существовании д. Большие Меретяки еще при Казанском ханстве, где проживали преимущественно русские люди, а возникновение с. Лаишево относится лишь к середине 16 века, но опять такое название соответствует самому распространенному имени венгров – Лайош. Сегодня эти Европейские страны Балканского полуострова – Венгрия и Болгария расположены рядом и в этих государствах сохраняются интересные нам и, безусловно, требующие глубоких и профессиональных изучений, названия городов и рек с применением очень близкого нам корневого слова «кереш», указывающего на свою принадлежность к родовому племени кереитов. Город Петрич в Болгарии созвучен с названием Питрэч= с. Пестрецы РТ; г. Орошхаза в Венгрии – с названием д. Арышхазда Пестречинского района РТ.
8 декабря 2006г. министр иностранных дел Республики Болгария Ивайло Калфин и Чрезвычайный Полномочный посол РБ в России Пламен Грозданов подарили президенту РТ М. Ш. Шаймиеву копию меча Кубрат хана Великой Болгарии
«…По мнению президента РТ, значительное поле деятельности есть для представителей науки, исследующих „белые пятна“ в древней истории двух братских народов. В этой связи Минтимер Шаймиев выразил благодарность доктору исторических наук, сотруднику Болгарского общественного фонда „Тангра ТанНакРа“ Георгию Владимирову за фундаментальный научный труд „Казанское ханство“, посвященный истории Волжской Булгарии, который был издан к 1000-летнему юбилею Казани» («Татар-информ». Ирина Ксенофонтова). Город Петрич Республики Болгария и подмосковный г. Истра побратимы. «Тангра» – это иное, болгарское произношение слово «тэнгре», тэнгрианства, значит духовная культура Дунайских Болгар, до христианизации, была взаимосвязана с угротюркской культурой гуннов с тенгрианством, а после распада Великой Болгарии, часть представителей этого государства оказались на землях своих предков, на Предкамье и Закамье. Народный праздник кряшен «Нардуган» проводится с 7-го по 19-ое января, происходит от слово «нур туган» и указывает на увеличение светового дня, являлся одним из главных праздников Волжской Булгарии.
В 7 в. повелитель Великой Болгарии Кубрат хан был крещен в Константинополе и носил равносторонний крест (Атлас Tartarica -стр. 180;184).
Царь Великой Болгарии Борис в 862 г. принимает христианство и через просветителей Кирилла и Мифодия распространяет его по всей стране. (Энциклопедический словарь. Современная версия. 2004г. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, стр.68). В этот период времени могли распространить только смешанное христианство Греко – Римской церкви.
Авраамий Болгарский был первым православным священником протокряшен в Волжской Булгарии, он был казнен единоземцами мусульманами в 1229 году за распространение православного учения, перезахоронен в 1230г. во Владимире. Такое задокументированное событие полностью подтверждает версию распространения православного христианства Московским княжеством на другие территории и народы. И все это произошло до завоеваний Волжской Булгарии и Московского княжества Золотой Ордой, до 1236г. Христиан монофизитов Армянской слободы г. Болгар никто не трогал, проживали и другие христиане, а вот православного священника демонстративно убили. Здесь подчеркивается и другой факт, что булгары мусульмане соблюдали принципы толерантности и веротерпимости по отношению к представителям неправославного христианства, простым православным христианам, но их встревожили скрытые намерения и религиозные планы «Государственной православной Церкви» Московского княжества. «… Насколько я знаю, сейчас никто не занимается исследованием христианской слободы в Болгаре. Наверное потому, что все находится под строениями хлебоприемного предприятия. Хотелось бы думать, что на эти исследования не поставлен крест и в будущем археологи начнут ее копать. Ведь история волжских болгар исламом не ограничивается». (https://rus-luck.livejournal.com/7731.html).