Книга Мы из Булгар. Краткая история кряшен Лаишевского уезда Западного Предкамья - читать онлайн бесплатно, автор Б. И. Иванов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мы из Булгар. Краткая история кряшен Лаишевского уезда Западного Предкамья
Мы из Булгар. Краткая история кряшен Лаишевского уезда Западного Предкамья
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мы из Булгар. Краткая история кряшен Лаишевского уезда Западного Предкамья

У кряшен Пестречинского района РТ по сегодняшний день сохранились прозвища Булгарлар – в деревне Кибячи, в с. Пестрецы, в Янцеварах фамилии Болгаровы. В центре Янцевар (Нырсывары) во время строительных работ обнаружили останки языческого кладбища. Археологи смогли установить дату (7—8вв.) и определить принадлежность захоронений к обитателям именьковской археологической культуры. Значит, часть предков представителей «именьковской археологической культуры» бассейна реки Нырсы, могла смешаться с булгарскими племенами «темтюзами» и «суварами». В устных преданиях существует информация о древности родов, проживающих в этой деревне. Нырсывары, по документальным источникам, как населенный пункт, известен со времен Казанского ханства как Нырсы – Варзи. Одна сторона деревни называется чуваш очы, а другая сторона – казак очы, и действующее кладбище этой стороны называется «мурзалар зираты». «Мурза», «мирза», «бек», «тархан» и т. д. – это сословные названия титулов степняков, не имеющих ни какого отношения к вероисповеданию, а фамилии Казаковы, Атаевы, связанные своим происхождением со степью (ата-атаман-казак и т.д.), одни из распространенных в этой деревне и в других кряшенских деревнях. Название д. Нырсывары очень созвучно с Булгарским городом Нур-Сувар: «Нур-Сувар – центр приволжской булгарской губернии эпохи 1-эмирата; булгары называли его также – Барынджар» (Джагфар тарихы том-1. Бахши Иман. стр.372). (Барынджар (бэрэнжэр) – название одного булгарского племени и фольклорного коллектива кряшен д. Кряш Баран Алексеевского района РТ). Найденное языческое кладбище связывает историю этой деревни с первым тысячелетием и добулгарскими племенами, среди которых могли быть и переселенцы из Южной Сибири – гунны (тюрки, кереиты, ханты и манси). Согласно источникам, они начали пребывать на эти земли еще со 2 в. и участвовали в походах Атиллы 5 в. Ярким примером доказательств участия протокряшен в походах гуннов являются названия городов в Венгрии: «Мишка» (Михайловы), «Батэр» (Ивановы), которые сохранились в родовых названиях д. Кряш Серда, а одна веточка рода «Батэр», «Ибатыйлар» (Ивановы), в д. Янцевары. Названия 4-х рек с корневыми словами «кереш» Венгрии и созвучные названия г. Орошхаза (Венгрия) и д. Арышхазда (Пестречинский район РТ), г. Петричи (Болгария) и с. Пестрецы (Питрэч РТ) не оставляют сомнений в справедливости нашей версии. Венгры почитают Атиллу, а Чингисхана помнят завоевателем и он там городов не строил. Названия фамилий, прозвищ, «мурзалар зираты», сохраненная в музеях национальная одежда кряшен «казакин», «эдрэч камзул», напрямую связывают кряшен с «Ногайской степью» – нагайбаками, казаками Челябинской области (г. Златоуст Челябинской области построен именно в чест просвитителя Иоанна Златоуста (347—407гг.)), который являлся одним из ярким представителем Ассирийской Церкви Востока (с 431г. несторианство)), которые еще помнят, что они являются переселенцами из заказанья и свое происхождение от кряшен. Значит, ассимиляция добулгарских племен, племен «темтюз» и «сувар», доминирующими кереитами, проживающими в этой местности, началась еще со времен гуннов, продолжалось кересами и кереитами в период строительства и расцвета Волжской Булгарии. В начале 13в. Волжская Булгария была завоевана Золотой Ордой, а вновь пребывщие кереиты в составе этих войск и установленные торговые отношения Ногайской степи с Казанским ханством, только усиливали и развивали процесс ассимиляции ими других. В золотоордынский период, параллельно с тэнгрианством, несторианством и с исламом, в степи изучали и основы христианских учений, для них была изготовлена религиозная литература под названием «Кодекс Куманикус», «Словарь кыпчакского языка-известный письменный памятник куманского (старокыпчакского) языка начала 14 в. (11- июля 1303г.), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции. Он составлен миссионерами на основе разговорного языка западной ветви кыпчаков. Основное назначение „Кодекса“ было практическим: для изучения кыпчакского языка миссионерами и знакомство населения Золотой Орды с христианством.… В Кодексе представлены самая ранняя в истории коллекция из 47 тюркских загадок и впервые переведенные на язык кыпчаков – куманов-половцев „Десять Божьих Заповедей“, фрагменты из „Книги притч“ Соломона, Евангелия, сочинения богословов св. Григория Богослова, Амбросия, Иеронима, Августина, „Символ веры“, молитвы „Отче наш“…. и оригинальные куманские проповеди». (Codex Comanicus. Википедия).

«Молитва господня „Отче наш“ переведена с византийского (новогреческого) языка по просьбе темника Ногая и опубликована в „CodexComanicus“ в 1303 году») – (М. Глухов-Ногайбек. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. стр.277).

Молитва господня «Отче наш»

«На староногайском (половецком) языке: «Атамыз, ким коктэ сэн, алгышлы болсун Сэнин атын! Канлыкын кэлсин! Болсун Сэнин тилэмэгин, нэцик коктэ, алай йэрдэ! Кундэге отмэгимизни бизгэ бугун бэргил! Дагы йазыкларымызмы бизгэ бошаткыл, нэцик биз бошатырбыс бизгэ йаман эткэнлэргэ! Дагы йэкнин сынамакына бизни курмагыл! База барца йамандан куткаргыл! Амен.» Та же молитва на казанско-татарском языке: «Эй, куктэге Атабыз, данны булыб торсын исемен Синен. Килсен падшалыгын Синен, жирдэ дэ куктэгечэ булсын иркен Синен. Богон коннек икмэгебезне бир безгэ. Бурычларыбызны кичер, бездэ безгэ бурычлы булганнарга кичергэн кук. Безне алданырга ирек жибэрмэ, жаманнан коткар безне. Падшалык, кыуат, ололык гумергэ Синеке шул. Аминь». (Приводится по переводу с церковно-славянского, осуществленному «Братством св. Гурия» при участии Протоиерея из кряшен о. Василия Тимофеева и опубликованному в 1891 г. в Казани) — (М. Глухов-Ногайбек. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. стр.277).

Как видно из документальных источников, наличие равностороннего креста в 5 в. у «рода кереитов» указывает на тенгрианство, несколько позже в их среду проникает христианство несторианского толка. В 12 в. Кереиты частично знакомятся с православием, а уже в 1303 году в ногайскую степь проникают основы православных учений, задолго до падения Казанского ханства 1552 г. (16в). Ногай хан был очень авторитетным полководцем в тюркском мире, его воинов называли «ногайцами». Он смог объединить не только разнородную и разноплеменную ногайскую степь от казахских степей до р. Кама, но и смог создать Ногайскую орду в причерноморских степях, поэтому существует и другая ногайская степь в равнинах Крымского полуострова и на территории Дагестана, где проживают ногайцы. Часть кряшен, переселенных в начале 18 в. из заказанья Арского кантона и Лаишевского уезда на казачью службу для охраны южных границ России, и поныне проживающие в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области, называют себя «нагайбаки», но никогда не забывали и о сформированном в Предкамье самоназвании «керэшен». Они сначала были переселены на территорию Бакалинского района современной Башкирии, затем часть из них была переселена еще южнее. Самоназвание этнической группы «нагайбаки» состоит из двух слов. Если «ногай=ногайцы=нагайцы» можно рассматривать как название сословной принадлежности, то «бак» уже указывает на прежнее место жительство, то есть буквальный смысл и содержание – «ногайцы из бакалы», потому и говор у них одинаковый с бакалинскими и примешинскими кряшенами. По одной из версий: «П.И.Рычков в целом считающий, что нагайбаки были крещеными из „магометан“, отметил существование у них еще двух компонентов – крещеных „идолопоклонников“ и христианизированных „азиатцев“ из Средней Азии и сопредельных территорий» (Нагайбаки. Д.М.Исхаков. стр.4). Нагайбакское казачье войско создается в 1736 году, а на основании указа императрицы Екатерины второй (ПСЗ. Т.19.№13996 от 17-июня 1773года) о принципах веротерпимости в делах «инородцев», очень многие крещеные мусульмане обратно вернулись в ислам, а в нашем случае это могло произойти всего через 37лет. Согласно определению П. И. Рычкова, только часть нагайбаков были из крещеных магометан, а часть состояли из христиан. Вероятно азиатских христиан представляли кереиты и именно благодаря их доминантной роли среди этих групп людей успешно сохранилось самоназвание и «нагайбаки», и «керэшен». Слово «казак» происходит от настоящего имени темника Ногая – «Акказ» и сословной принадлежности его воинов «казак». Акказ=казак=белый гусь. Воины его легкой конницы экипировались доспехами, изготовленными из белых гусиных перьев, которые успешно защищали их от рубящих ударов кривых сабель. Они молниеносными атаками легко перехватывали инициативы в бою, обеспечивали победы в сражениях, отсюда у соседствующих племен и сохранились следующие высказывания: «ак казлылар килэ, каз аклар килэ, казаки идут». Названия бек, бикэ, мурза, тархан и т.д являются социальными дворянскими титулами, термины «ногайцы», «нагайбаки», «казаки» указывают на военную сословную принадлежность в степи. Желание некоторых видеть в «нагайбаках» «нагайбеков» не представляется возможным, так как все они не могли быть беками, но все они были из бакалы. Темник Ногай командовал туменом, состоящим из нескольких тысяч воинов, а другими структурными подразделениями управляли «атаманы», «есаулы», «сотники», «десятники» и т. д. Эти названия военных чинов ногайцев (казаков) сохранились до сегодняшнего дня.

Дочь ногайского мурзы Юсуфа Сюют (Сююмбикэ 1519г/р.) является женой Казанских ханов Джан-Али (1533—1535гг.),после смерти первого мужа Сафа-Гирея (1545—1549гг),после смерти второго мужа Шах-Али (1551—1557гг.). В 1546 году у нее рождается сын Утямыш (Утямыш-Гирей). До второго замужества она была царицей и одна управляла ханством, принимала послов восточных и европейских стран, заключала торгово – экономические соглашения, значит, можно предположить, что по причине отсутсутствия других словарных переводов, она могла пользоваться специально подготовленными для таких случаев переводами «Codex Comanicus» от 1303 года и была ознакомлена с содержанием православных текстов этой книги. Не трудно догадаться, что в тяжелые времена она пользовалась поддержкой своих соплеменников. Знаменательные события без их участия не происходили, сопровождались большими потоками ногайцев тенгриан, христиан, мусульман в г. Казань и Предкамье. В степи придерживались закона Чингисхана о веротерпимости и поэтому запретов по выбору религий не было. Юсуф очень созвучно с именем Йосыф, которое происходит от древнееврейского имени Иосиф и чаще всего встречается у тюрков, нежели у арабов мусульман. Если Юсуф считается мусульманским именем, то Сююм (т), Сююмбикэ, Утямыш (Утэмеш) являются тенгрианскими именами, где сохраняются смысловые значения на тюркском языке; 1) Сюют, Сююм=любимая, Сююмбикэ=любимая госпожа (бикэ дворянский титул), 2). Утэмеш, Утэгэн =исполнивший, таких имен в исламе или же в христианстве просто не существуют, но они хорошо сохранились у кряшен в качестве тенгрианских имен, прозвищ и фамилий: Терэк, Терэш (опора, взаимпомощь) =Теряшов; Утэгэн (исполнивший) =Утяганов; Чукмар (боевое оружие=булава) =Чукмарев; Чумар (домашняя лапша) =Чумаров; Карабодай (гречиха) =Карабудаев; Карабай (смуглый бай) =Карабаев, Уртэмей, Уртэмеш=дрознящий; Дан (н) ый=Даный=восхваляющий; Сан (н) ый=Саный=Сандыр= признающий, уважающий и т. д. Как правило, оказавшись в определенных жизненных рамках и условиях, другого уклада жизни, происходит магнитизированное притягивание людей по признакам идеологической близости и генетического родства к себе подобным. Велика вероятность того, что ногайцы христиане, среди которых, безусловно, были и светлые уйгуры, и кереиты, оказавшись в Предкамье, достаточно легко смешались с себе подобными христианами кересами и присоединились в их стержневое самосознание общности «керэшен», постепенно проникали и обменивались и их культурными ценностями. Независимо от этого, они никогда не теряли связь с ногайской степью, всегда находились в их культурно-информационном пространстве, поэтому сквозь века смогли протащить и этническое самоназвание «керэшен», и сословную принадлежность «нагайбаки» через Предкамье на Южный Урал, на приграничные земли Оренбургской области, напоминающие некоторым из них на генетическом уровне о землях своих предков.

«По указу императрицы Анны Иоанновны в целях закрепления за Россией вновь осваиваемого Оренбургского края, в 1736 г. создается нагайбакское казачье войско» (Энциклопедия Татаricа. М.С.Глухов, стр.369). Основная часть казаков «нагайбакской крепости» несла пограничную военную службу, а относительно небольшая группа, как их предки ногайцы, занималась почтовыми перевозками по разным направлениям. Да, были форпосты Оренбург (1730г.), нагайбакская крепость (1736г.), но до подавления восстания (1774г.) казаков под предводительством Е. Пугачева в степи хозяйничали они. У них была своя комбинированная «казачья вера», состоящая из элементов тенгрианства, несторианства и староверчества. Крестные знамения проводились глядя на солнце, в небо и на символизирующее солнце обычное колесо от повозки.

До самоопределения кряшен 2002 г., включенных по переписи населения 1989 г. в состав татар «нагайбаки», с принятием новой Конституции РФ от 12.12.1993 года, согласно ст.26, в том же году 18 июня самоопределились нагайбаками. Ногайский акцент диалекта, названия кряшенских деревень Казаково Челны, Бердибеково Челны, Уреево-Челны, Кряш Казыли (Верхние Казыли), Нижние Казыли (Тубэн каз иле=нижняя гусиная страна, только с середины 18в. д.Русские Казыли, а деревни Верхние и Нижние Казыли, основанные казаками-кряшенами, известны со времен Казанского ханства, жителей д.Н.Казыли постепенно вытеснили русские прибывающие из западных границ России. В случае их лояльности к православию власти недопустили бы выселения на соседние деревня кряшен), сохраненные названия фамилий, прозвищ, гидронимов, топонимов; сословные, социальные, военные термины степи, элементы религиозной культуры, узоры национальной одежды, названия булгарских племен соба (и), кул (я), челм (н) ата, темтюзи и т.д., являются связывающими стержневыми звеньями единой истории Предкамья и ногайской степи, которых невозможно отрицать и опровергнуть. Именно христиане угротюрки кересы со времен гуннов 5 в. являлись стержнеобразующим звеном при формировании самосознания общности керэшен в Предкамье, а кереиты христиане ногайской степи только с начала 13в. оказались на этих землях, но их объединяла традиционная культура. К ним притягивались христиане и сочувствующие этой идеологии из других племен. Язычники, тенгрианцы, христиане ариане, христиане несторианцы, приверженцы иудаизма, христиане староверы, христиане православные (Ногай хана, ученики Авраамия Болгарского) объединились на основании христианской идеологии и к 16 в. уже «зацементировалось» стержневое самосознание самоназвания керэшен, от доминирующего названия племенной принадлежности «керечин (керешен)». В 16 в. перед переписчиками, чиновниками и сборщиками налогов они уже представлялись как «керэшен», но это слово представителями новой власти искусственно было переквалифицировано в «крещен», так как определенная часть миссинеров, действительно, занималась насильственными крещениями иноверцев, мусульман и этим выполняла государственную программу распространения православия, зарабатывая на жизнь. Такие принуждения привели к появлению «новокрещеных», которые при удобном случае обратно возвращались в свою веру. В писцовых книгах 1602—1603гг. указываются термины «новокрещеные» и «старокрещеные», но никто не пытается объяснить и ответить на вопрос: откуда же появились старокрещеные, кто же их крестил, где и когда, а ведь Московским княжеством распространялось только православие с восьмиконечным крестом, а откуда же тогда появились эти тенгрианские, иудейские, староверческие, евангелические, протестантские захоронения, часовня иудеев, часовня с несторианскими и четырехконечными кафолическими крестами?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги