С. 192. «А Великий Государь, Его Царское Величество, пожаловал все войско Запорожское вольностьми и тем, что над Козаками на Гетманство, на Полковничество, на Сотничество и на всякие уряды обирать им, Козакам, своих природных и старших Козаков кого войском излюбят, а иноземцом и не природным Козацким Украинским детям ни в какие начальства и уряды не выбирать, а ныне у Великаго Государя, Его Царскаго Величества, обран в Гетманы не природной Украинской Козак; так же, де, и иные Полковники и урядники у Его Царского Величества над Козаками многие иноземцы Волохи и не природные Козаки, и войско, де, Запорожское от того в великом непостоянстве пребывает, для того что многие вольности и правы Козацкие стали нарушены, а прежние, де, Гетманы и Заднепровские старшие все природные Козачьи дети».
«Которые, де, в Малой России, по обе стороны Днепра в прежних и нынешних годах пребывали…».
1668 года. Лист Епископа Мефодия к Гетману Брюховецкому и допрос ему в Москве.
С. 203. «…и в Заднепровских во многих городех у них сродичей много, и ему той Украйны людей прельстить мочно, да и прельстил».
1668 года. Перевод со статей, на коих Гетман Петр Дорошенко желал учинить подданство Турецкому Султану.
Перевод с латинскаго письма, каково переведено с Греческаго письма, на чем поддался Дорошенко под владение Салтана Турскаго.
Прошения и моления Казацкая, сотворенная к Турскому Салтану от Гетмана Дорошенка.
С. 208. «На то просим, да рати, которые повинуются Салтанову Повелительству, си речь, Крымския, Черкаския, и иные сицевыя…».
1669, Марта 6. Акт избрания в Глухове, при Боярине Князе Ромодановском, в Малороссийские Гетманы Демьяна Игнатовича Многогрешнаго.
С. 217. «Гетман Богдан Хмельницкой в прежних статьях постановил, чтобы Царскаго Величества Воеводам с ратными людьми бытии в Переяславле. В Нежине, в Чернигове, ныне бы Царское Величество в Малороссийских городех Воеводам и ратным людем бытии не указал, понеже от них многие ссоры доса-дительства бывали, того для и война зачалась; а которые доходы довелись взять на него, Великаго Государя, в казну, и те бы зборы положить на Гетмана, а Гетман к тому приставит верных людей; а учинить бы те зборы, как Украйна в первое достояние придет».
С. 220. «Чтоб города Киева Поляком не отдавать, что они на Сейме постановили все церкви Православные отдати на костелы Римские и Преподобных Отцев чудотворный мощи хотят развести в Польшу а розные места, и от того у них на Украйне смута немалая».
С. 222–223. «Когда войско Царскаго Пресветлаго Величества пойдет против неприятелей, и чтоб они в Украйних городех в Казацких дворех не становились, а становились бы у мещан, и вольностей Козацких не отнимали и мужиками и изменниками их не называли, и в проводники их не имали, так же и Руских людей, которые на Украйну зашли давно, к Москве их не выбирали. Да и в том на Украйне смута была великая, что с Украйны выбирали драгунов и беглых людей на многие лета…».
С. 223. «…а беглецов из Малороссийских городов, служилых людей, солдат, драгунов и всяких чинов людей, также и людей Боярских, и крестьян, которые не похотя Великому Государю, Его Царскому Пресветлому Величеству, служить, а люди Боярские и крестьяне своровав, убийство учиня, или разбой, или ино что своровав, или не похотят дать оброку, бегают на своевольство в Его Великаго Государя Черкаские городы…».
С. 226. «Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украйные городы, и привозят вино и табак…».
1672 (7180), Июня 18. Акт избрания в Малороссийские Гетманы Ивана Самуйловича и проч.
С. 235. «…ехати Малыя России в Его Великаго Государя в Черкасские городы, в войско Запорожское сей стороны Днепра…».
Статьи с челобиться Нежинских мещан.
С. 239. «…дана им была грамота в Черкаских городех, в веки торговым людем Нежинским торговать безпошлинно, а по те времена зборники Киевские во всех городех нещадно и с мещан Нежинских торговых людей збирывали зборы».
1674, Марта 17. Акт приведения той стороны Днепра десяти Казацких полков к вечному России подданству и пр.
Статьи, постановленный в Переясловле с Гетманом обеих сторон Днепра, Иваном Самойловичем
С. 254. «Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украйные городы, и привозят вино и табак…».
«…чтоб Малороссийских городов жители всяких чинов люди вина и табаку к Москве и Украйные городы и в уезды отнюдь не возили и не продавали…».
С. 255. «…и чтоб они в Украйных городех в Казацких дворех не становились…».
Запись, по которой приведены к вере Заднепровской стороны Старшина. С. 259. «…войска Запорожскаго обоих сторон Днепра…».
1674 года. Речь Гетмана Петра Дорошенка, изъявляющая выгоды к принятию им Российскаго подданства.
С. 259. «…со всею стороною Украйны, которая под моей властью обретается».
1677, Мая 15. Письмо Юрия Хмельницкаго к Кошевому Атаману Серку.
С. 267. «Юрий Гедеон Венжик Хмельницкий, Князь Малороссийской Украйны».
1677, Октября 6.
Список со списка Белорусскаго письма, с листа, каков писал войска Запорожскаго Гетман, Иван Самуйлович, на Запорожье к Кошевому Атаману Серку и ко всему войску.
С. 269. «…оседши стольный город наш Украинной…».
1677, Ноября 7. Описание бою Турскаго под Чигириным.
С. 273. «Господин Гетман и Боярин Князь Ромодановский, переправився чрез Днепр, посылали выбырные Государские войска конные в погоню за неприятелем, Московское войско со Стольником и Полковником, с Григорьем Косаговым, а Черкаское войско, с полковником Переясловским, с Лысенком…».
1678, августа 23.
Список с прелеснаго листа Юраска Хмельницкаго, каков писал в Каневе к Каневским жителям.
С. 276. «Гедеон Венжик Хмельницкий, Князь Малороссийской Украйны, вождь войска Запорожскаго».
1686 г., Мая 6.
Договорные пункты трактата вечнаго мира России с Польшею, касательно Малороссии.
С. 296. «В Трактате вечнаго мира, между Империею Всероссийскою и Короною Польскою…».
1687, Июля 7. Челобитная Генеральной Старшины и всего войска Малороссийскако в измене и во многом неистовстве Гетмана Ивана Самуйловича.
С. 303. «И о том все войско Запорожское бьет челом, чтоб по снятии его с Гетманства, не был и не жил на Украйне, но со всем домом взять бы его к Москве…».
Отрешение от Гетманства Ивана Самуйловича и избрание Ивана Мазепы и проч.
С. 307. «Думной Дьяк Емельян Игнатьевич Украинцов…».
С. 313. «А когда войска Их Царскаго Пресветлаго Величества пойдут против неприятеля, и чтобы они в Украйных городех в Казацких дворех не становились, а становились бы у мещан, и вольностей Казацких не отнимали… так же и Руских людей, которые на Украйну зашли давно, из Украйны не вывозить. Да и в том на Украйне смута была великая, что с Украйны выбирали драгунов…».
С. 315. «Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украйные городы, и привозят вино и табак…».
1686, Октября 4. Донесение Федора Жученка, Полковника полтавскаго, о Хане Крымском и Салтане Нурадине, явившихся к Днепру и идущих войною на Украину со всеми силами.
С. 332. «…людей сам Хан на сей стороне, а Салтан тот нареченный Нурадин Салтан, на той стороне Днепра подлинно и конечно на Украйну Нашу имеет войною выти…».
Акты, относящиеся к эпохе Богдана Хмельницкого
Архив Юго-Западной России, издаваемый комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском Генерал-губернаторе. Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1914. Часть третья. Т. IV. Акты, относящиеся к эпохе Богдана Хмельницкого.
С. 823. Заявление от имени брацлавскаго подкормия князя Стефана Святополка-Четвертинского о разорении и сожжении его Владимерецкой и Четвертинской волостей козацкими и московскими войсками, – 14 декабря 1654 г.
«…з допушченя Божого, кгды неприятел коронъный, то есть ребелизанъти козаки з Москвою, в крае полеские з Украины вторгънули…».
Летопись Самовидца
Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти. Доведена продолжателями до 1734 г. М.: Университетская типография, 1846.
«Предисловие. Так как некоторые из Украинских летописей не имеют определительных заглавий и означения имени летописца, то потому эта летопись, в отмену от других и для точности ссылок, названа Летописью Самовидца, на том основании, что сочинитель ее, как видно из текста, жил и действовал от начала войн Богдана Хмельницкого, может быть, до последних годов XVII столетия. Думаем так потому, что с оных годов рассказ теряет свою описательную форму и переходит в хронологическую перечень событий. Начало Летописи, судя по языку и по особенному краткому изложению, заимствовано Самовидцем из другой хроники Украинской. И так Летопись Самовидца в собственном смысле начинается с заглавия: «Летописец о начале войны Хмельницкого (на стр. 6)». 77. Кулиш.
Получив от П.А. г. Кулеша список этой, чрезвычайно важной, Летописи на Малороссийском языке своего времени, я тотчас вспомнил, что в Библиотеке Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, имеется что-то, похожее на нее. И действительно, в Отд. I. под № 131, я нашел рукописный список ее, но не на Малороссийском, а Великороссийском, языке, т. е., перевод, неизвестно кем и когда сделанный, впрочем, отзывающийся слогом прошлого столетия и писанный разными почерками. Он подарен Обществу в 1824 г., генваря 23-го, Д.Ч. его, С.Д. Нечаевым, а Д. же Ч. оного, Д. Н. Бантышем-Каменским, представлены были в Заседание 29-го Февраля, упомянутого года, замечания на оный, напечатанные в приложениях к протоколу этого заседания. Список этот сделан весьма неотчетливо касательно письма: беспрестанно попадаются самые грубые описки и недосмотры, которые показывают, что он писан в Великороссии. При всем том, не имея другого Малороссийского списка, я и в нем нашел, при сверке, довольно такого, что значительно рознится от этого последнего и собой исправляет и пополняет его. С 1677-го года почти под каждым годом встречаем в нем, после перевода, множество прибавлений, отмеченных знаком, поставленным в начал и конце каждого из них и очень замечательных своим содержанием. Неизвестно, откуда и кто их внес сюда. По крайности, прибавлявший всюду отмечал свои привнесения. Если бы этому примеру следовали все, подобные ему, то мы имели бы теперь летописи наши как в их первичном виде, так равно и с наростами, везде строго обличающими свою природу. Разнословия и прибавления я отметил при печатании особыми числами и предлагаю их отдельно, под конец списка. Кроме того, для мало знакомых с языком подлинника присоединяю Словарь невразумительных слов и выражений; а для большего удобства при употреблении этой летописи, прибавляю еще Указатель замечательным предметам и именам, в ней заключающимся.
О. Бодянский. Москва.
Сентября 19-го, 1846 года».
С. 1. «В 1340 року, по смерти князя Олельковича, король польский Казимир I княжение Киевское на воеводство переменил и всю Малую Россию на поветы разделил; из Русинов постановил воеводы, каштеляны, старосты, судии и протчии урядники и многих руских людей честию и волностию польским чиновникам и шляхте соравнил и наследниками своими присягою утвердил. И потом король 1 Яггелон, 2 Владислав Яггелович, 3 Александр Казимирович, аж до 1410 року, тие ж права, от I Казимира Руси наданные, при коронациях своих присягою подтверждали и держали ненарушимо, а Жикгимонт I и по нем другие короли польские в подтверждение давних и, прав их козацких и привилегии свои давали им.
И в 1506 року первый был гетман войск запорожских из фамилии сенаторской именуемый Прецслав Лянцкронский. Сей многократно землю Турецкую с козаками щастливо воевал. За сего гетмана и за короля полского Жикгимонта I козакам за службы их давано волности и привернено землю, которую король полский Казимир I, в року 1340, заобладавши, из княжения Киевскаго воеводство учинил, выше и низше порогов по обоих сторонах Днепра во владение вечное, дабы Туркам и Татарам на Рускую землю козаки нападать не допускали».
С. 2–3. «По доволном же времени Ляхи, владеющие Киевом и Малою Россиею, усоветовали в работе и подданстве людей Малороссийских Украинских держать. Но которые не приобыкли невольничей службе, обрали собе место пустое около Днепра низше порогов днкпровских на житло, где в диких полях упражнялся звирными ловлями, также и рыбными, при том и безсурман на море розбивали, назывался козаками от древних Козаров, рода тогож Руского, при Какгане еще бывших.
1516 року, за отшествием вышпомянутаго короля Жикгмонта I, в Москву великаго государя российскаго воевать, хан татарский Мелин Гирей, напавши на Рускую землю, огнем, мечем и пленением многие места разорил. Тогда возвратясь из походу, король собрал охотные войска, як Поляков, так и Козаков, которые, повоевавши Белгород, и воротяся с добычами, как на них напали Турки и Татаре, хотячи отнять корысти, так еще и тех нападших Турков и Татар победили. И з того времени нетокмо козаки козаками, и Поляки названы были козаками, акибы волными безплатными жолнерами. Да с того ж времени козаки в храбрость и силу пройзошли, воюя часто на Турков, и в тех войнах жажде и алчбе, морозу и зною приобыкли, а жилище свое прозвали Кошем или Сечею. Каким же порядком жили и ныне еще живут и какое у них оружие и пища, о сем всякому известно может быть. Да они ж в покои жити никогда не любят, но и для малой корысти великую нужду подымают и море, было, преплавати отважуются и, суднами подъездя под турецкия городы и разоряя оные, с корыстьми до Коша возвращаются. И для таких воинских дел их не возгнушалися из высоких фамилий персоны быть у них гетманами, как выше описано.
После того был гетманом запорожским козак Венжик Хмелницкий и побил великую Орду под Заславем на Волыню, 1534 году.
Опосле же, при короле полском Генгреки Французе, был гетман запорожский Сверговский, который с Иванием, господарем волоским по 14 щасливых им на обеих войнах на Турков, наостаток от Турков в Волохах убит зостал с всем войском.
1576 року был гетман Богданко. Сей повоевал Крым.
При Стефане же Батории, короле польском, в том же 1576 годе, козаки в лутший порядок устроены, который, ради их мужества, поставил сам им гетмана, дав ему хоругов, бунчук, булаву и печать с гербом, то есть рыцер с самопалом, на голове колпак перекривленный и рог при боку, а армат и военных припасов, воюя Турков, сами добули себе. Да тот же король Баторий и старшину войсковую в них учредил: обозных, судей, писарей, асаулов, полковников, сотников и атаманов, и еще, опроч их же стариннаго синодоваго города Чигирина, дал Терехтемиров с монастырем для зимовых квартир, а платил всякому в год по червонцу золотому и по кожуху».
С. 7. «Тое над козаками было. Над посполитством зась, любо во всем жили обфито, в збожах в бидлях, в пасеках, але однак чего не звыкла была Украина терпети, вымыслы великие были от старостов и от наместников и жидов; бо сами державцы на Украине не мешкали, тилко уряд держали, и так о крывдах посполитых людей мало знали, альбо любо и знали, только заслеплены будучи подарками отъ старост м жидов арандарей, же того не могли узнати, же их салом по их же шкуре и мажуть, с их подданных выдравши, оным даруют, що и самому пану вольно бы узяти у своего подданного и не так бы подданный его жалковав; а то леда шевлюга, леда жид богатится, но килька цугов коней справляет, вымышляючи чинши великие, поволовщины, дуди, осып, мерочки сухие, з жорнов плату и иное отнимание фолфарков, що награфили на человека на одного, у которого отняли пасеку, которая всей земле Полской начинила беды. А тим способом».
С. 10. Року 1648. «А козаки знову збогатилися з обозу полского так великих панов, же сребро малою ценою продавали. Которая-то потреба, албо война, под Корсуном была на том тижню по святой Тройце. Была тая поголоска на всей Украине, албо хвалка, от шляхты, же по знесенію тоей своевол с Хмелницким, мели панове Украину плюдровати и болшую часть осажовати людми Немецкими и Полскими. Также и у вери руской помешка великая была от унеят и ксендзіов, бо юже нетилко Унея у Литве, на Волыне, але и на Украине, почала гору брати. Въ Чернегове архимандритове один по другом зоставали; но пиших городах церкви православные запечатовали. До чого помощниками оным шляхта, уряд и ксионзы были, бо уже на Украине, що город, то костел был. А в Киеве теж утиск немалый церквам Божиим старожитним чинили, так воевода Киевский Тишкевич, на тот час будучий, яко теж Езуиты, Доменеканы, Бернадыны и иные законы наездами правами митрополиту утискуючу и науки школ забороняючи, згола староруску православную християнскую веру собе прекладаючи нерозную от поган, бо лепшое пошанования абы жидищев спроскому было, анеже найлепшому християнинов Русинов. А найгоршое насмевиско и утиски терпел народ Руский (от тых?) который з руской веры приняли римскую веру. И так народ посполитый на Украине, послышавши о знесенню войск коронных и гетманов, зараз почали ея купити в полки, не толко тие, которые козаками бывали, але кто и негды козацства не знал. Що видячи панове державце украйнские, нетолко панове старостове, зостаючіе по городах, але и сам князь Вишневецкий, который усе Заднепря мел в своем подданстве, имеючи при себе килканадцять тысяч люду военного грошового, опроч драгуней и выбранцов, которых с подданных своих начинил был по всех городах неизлечоную речь, мусел утекати и уступовати з Украины з городов своих з княгинею и з сыном своим Михайлом, который напотом королем полским зостал был».
С. 12. «Що гетман Хмелницкий, на писмо королевское, вернулся на зиму и на Украину до Чигирина и там жону собе понял куму Чаплинскую, маючую мужа живого; а Орды в Крым пойшли з добычу».
С. 17. Року 1651. «А так тое войско без табуру увойшло на Украину и, заставши Хмелницкого, при нему скупившися, стали табором под Белою Церквою и по орду зараз послали. Войска зась коронние з гетмани полним и коронним в тропу за войском козацким потягнули на Украину и, прийшовши под Трилесся, место оное достали и вистинали».
С. 22. Року 1653. «Що по усей Украине увесь народ з охотою тое учинил. А боярин и дворецкий Василий Василиевич Бутурлин повернул на Москву до его царского величества. И немалая радость межи народом стала».
С. 23. В начале року 1655. «Гетманове коронные, по уступлению на зиму короля шведского, послали в Крым и перееднали хана з ордою, жебы оным на помощь выйшли зносити Украину, а звлаща зимою. Що орда з охотою учинила, и вытягла потуга великая. Также все войска коронные скупившися, просто рушили от Камянца Подолского на Украину».
С. 24. «Итак юже не могучи за непослушенством болше держати Быхова в обложеню и оный узяти не могучи, отступили назад на Украину, зоставивши там полковника Нечая з войском, которые там и коло тамошнего повету Могилевскаго и коло инных городов, аж по самый Гомель, стояли, бо тилко Быхов Ляхам голдовал».
С. 34. Року 1660. «Итак знову Украина вся зостала за королем полским, опроч Переясловля, Нежина и Чернегова з волостями, бо в тих городах воеводы зоставали».
С. 47. Року 1665. «Того ж року зараз на весну выслани от его царского величества спищики на усюю Украину, которые переписовали усех людей на Украине, мешкаючих по городах и по селах: и сынов хто мает, и хто чим пашет. Итак вложили дань на людей тяглых от плуга волов осыпи по осми осмачок, а грошей по пяти золотых; а знову хто конный пашет от коня по полкопы, по осмачце жита. Также постановили по городам целовалников з мещан, которые выберали от вшеляких торгов так великих и малых».
С. 80. Року 1688. «Войску казано готовитися на Запороже под городки Ослам, Городок и Казикермен, и липы и байдаки на борошно за пороги провадити, и тоей же зимы усе полки повыходили, и стояли по городах Украинских напоготове, але Орды почувши о поготовности войска, на Украину не входили, тилко на том боку Днепра на Волынню шкоды починили за неосторожностию войск Коронных».
С. 112–113. «Тогож року Госпадарь Волоский, зогнявши волости Немеровския и усех Побожан, будовал собе двор у Цениловце, на сем боце Днестра, на мешкання, и у Немерове от себе наказного Гетманом зоставует, и от того часу особливый Господарь стал над Украиною, почавши от Днестра до самого Днепра, а у Волохах иный Господарь над Волохами, бо на Украине дано свободу от Турчина уволняючи от дани до якого часу, жебы ся люде до своего наворочали Украинские, а Подоля особливо привернено до Камянца Подолского, и те городы Паша Камянецкий справовал и по городах свою старшину Турецкую з войсками поставил, яко то в Бару, в Межибоку и иных, юже до тих Господарь Дука справы не мел».
Указ Великих государей (Из бумаг Г.Ф. Миллера)
Исторические сочинения о Малороссии и Малороссиянах Г.Ф. Миллера бывшего историографа российского, писанные на русском и немецком языках и хранящиеся в Московском Главном Архиве Министерства иностранных дел. М.: Университетская типография, 1846.
С. 73–74. «Б. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ БУМАГИ. Божиею милостию от Пресветлейших и Державнейших Великих Государей и Великих Князей, Иоана Алексеевича, Петра Алексеевича, и Великия Государыни, Благоверныя Царевны и Великия Княжны, Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцов, многих государств и земель, Восточных, и Западных, и Северных отчичей, и дедичей, и наследников, и Государей и обладателей. Нашего Царского Величества подданного низового войска Запорожского Кошовому Атаману, Григорью Сагайдачному, и всему при тебе будучому посполству нашего Царского Величества милостивое слово.
Указали Мы, Великие Государи, наше Царское Величество, Ближнему нашему Околничему и Наместнику Карачевскому, Леонтью Романовичу Неплюеву, с Великороссийскими, с конными и пешими ратными многими людми, да верному подданному нашему войска Запорожского обоих сторон Днепра Гетману, Ивану Степановичу, с Малороссийскими полками ити на нашу, Великих Государей, службу для промыслу над неприятелскими Крымскими людии и под городки, под Казикермен и инные, да им же, Околничему нашему и Воеводе и подданному Гетману, указали Мы, Великие Государи, за помощию и за предстателством Пресвятыя Богородицы и за молитвами Московских и Киево-Печерских Чудотворцов, на реке Самаре, для найвящшего неприятелю утеснения и для защищения от их же неприятелского приходу на Великороссийские и Малороссийские городы, а паче защищая самых вас, наших, Царского Величества подданных, в Сече живущих, построить город, и быти тому городу для пристанища наших, Царского Величества, ратных людей и для складу всяких запасов впред даст Бог воинского на Крым походу, а ныне нам, Великим Государем, нашему Царскому Величеству, ведомо учинилось, что у тебя, Атамана, и всего войска низового о том городовом строении некакое сомнение быти имеет, будто бы тем строением права и волности ваши были нарушены, и в рыбных ловлях и в пасеках и в звериных добычах учинились убытки, о чем вы и к подданному нашему Гетману писали; и Мы, Великие Государи, наше Царское Величество, вас, Атамана, милостиво обнадеживаем, что вам, Кошевому Атаману, и всего войска низового Запорожского посполству та на Самаре крепость в тяготу и в отнятие пожытков ваших ничем быти не имеет и права ваши и волности нарушены никогда не будут, а пасеки, рыбныя ловли и всякую добычу на обыклых местах имети вам попрежнему без всякого сомнения, а обидымы ни от кого не будете; в том бы вам на нашу Царского Величества милость быти надежным. А когда по милости Божией у нас, Великих Государей, у нашего Царского Величества, нынешняя война с Крымскими людьми престанет, и тогда о той Самарской крепости наш, Царского Величества, указ милостивый учинен вам будет; а то вышепомянутое городовое строение делается не иного чего, толко для славы наши Божия и на защищение Великороссийским и Малороссийским народом, а паче и самых вас от нашествия поганых бусурман. И над ними для промыслу и вам бы, Кошевому Атаману, и всему войска низоваго Запорожского посполству, сей наш, Великих Государей, указ, ведать и нам, Великим Государем, Царскому Величеству, служить верно, и над общими всех Християн неприятели, над Турками и Крымскими людми воинской промысл, при помощи Божией, чинить, обще с нашими, Царского Величества, Великороссийскими и Малороссийскими, ратьми, а с Крымским Ханом и с Турскими городами не мириться и ни о чем с ними не ссылатися; а служба ваша у нас, Великих Государей, никогда забвенна и милость наша, Государская от вас отемлена не будет. Дан государствия нашего во дворе-царствующем великом граде Москве лета от создания мира семь тысячь сто девятьдесат шестого, месяца Июня четвертагонадесять дня, государствования нашего седмого году.