Книга Украинцы, которые были (XVI – начало ХХ века): документы, материалы, исследования - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Украинцы, которые были (XVI – начало ХХ века): документы, материалы, исследования
Украинцы, которые были (XVI – начало ХХ века): документы, материалы, исследования
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Украинцы, которые были (XVI – начало ХХ века): документы, материалы, исследования

Свидетельствовал войска Запорожского Низового войсковой писарь, Ивана Глоба».

Эварницкий Д.И. Источники для истории запорожских козаков

Эварницкий Д.И. Источники для истории запорожских Козаков. Владимир: Типо-Литография Губернского Правления, 1908. Т. I.


С. 15–20. «1685 год, января 12 дня. Инструкция до пресветлого великих государей наших их царского пресветлого величества преславных монархов росийских престола от нас гетмана и старшины войска запороского посланному нашому Василиеви Кочубееви генваря 12 року 1685 выправленому даная.

Пресветлым великим государем нашим царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем их царскому пресветлому величеству мы гетман з старшиною и зо всем войском запорозким перед пресветлым их монаршим престолом упадаючи, покорне челом бьем и велможному их царского пресветлого величества синклиту низко кланяемся; а з повинности и потребы покорное чиним донесенье о делех предлежащих через пререченого посланого. Всему свету тое явно, же пресветлому монарсе отцу их великих государей блаженныя и святыя памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу его царскому пресветлому величеству покойный Дргдан Хмелницкий гетман з войском запорозким и зовсем народом малоросийским удалися под высокую его монаршую державу ради заступления православныя христианския грекоруския веры, ради сохранения в благостоянии святых божих церквей и ради обороны своих войсковых и народных водностей, понеже тогда иноверная лядская вражда не точию о превращение вери и церквей, но и о заневоленье, сиречь о привлеченье в неудобонисное иго народов росийских презелие тщание имела. Он теды пресветлый и преславный монарха его царское пресветлое величество, милосерд и премилосерд будучи, жалея христиан православных и ревнуя по Господе Бозе милостиво и премилостиво, тое Богдана Хмедницкого гетмана и всего войска запорозкого и всего народа малоросийского прошение принявши, яко их самых, так и весь край малоросийский з церквами божими и монастырями изволил в желанную им свою монаршую прекрепкую и богохранимую оборону пригорнути. А яко чинил тое он великий государь православный монарха наш для преславного и прехвалного и превышшаго имени Царя царей и Господа Господ ей, которое величается и прославляется устами христиан православных в божественных восточного исповедания церквах, так не точию всесилныи и превеликие свои рате з мужественными и храбрыми вождями против неприятелей двигнул, но и сам превысокою своею монаршею особою военный труды и обозовыи трудности подыймовати изволил, за что да будет слава Господу Богу и его монаршое имя достойно да почитается во веки. А бо вем пощастил был Господь Бог премудрому и богоугодному его монаршому промыслу, же вскоре тогда многие городы и места з-под-лядское области под высокою его царского пресветлого величества рукою остали. А когда сыя Малая Росия з войском запорозким и з народом посполитых принята остала в милостивую милостивого пресветлого монархи оною оборону, тогда край сей малоросийский обретался в совершенной своей полности не толко от полское земле по реку Случ и по город Каменец, а от Волоокое земле по реку Днестр широта его протягалася, но и от Литвы вглубь свое широко мел граници; а по обоим сторонам Днепра городы и места люднии и села частый и в поселения свое рясныи найдовалися, а к тому святынь церквий божиих множество многое и манастырей порядных было полно, в них же хвала Творцу Всемогущому в Тройци славимому Богу безпрестанне исправлением православия греческаго воздавалася, з чего всякий хвали божии ревнитель православный христианин радовался. А ныне з великим и неутолимым жалем нашим мы гетман з войском запорозким и зо всем народом малоросийским тое поносити мусим, же грех наших ради сей малоросийской крайне едно войнами внутрными через преступников присяги, другое неприятелскими нашествиями и розными смятениями Господь Бог допустил быти умаленой, понеже тогобочная Днепра сторона в отлучении остала. Обаче взглядом области турецкой з которыми великих государей наших сторона до урочного времени имеет свое примирье, можно нам войску и народу имети надежду в пресилней помочи Божой, же щастьем пресветлых монархов наших государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев их дарового пресветлого величества оный край малоросийский от реки Днепра до реки Днестра будучи, в туюж богохранимую их великих государей державу, в которой и мы есмы, коли колвек выдвигненый будет. Горей снедает нас жалость, что полская сторона природною лукавою хитростью своею на андрусовской комисии доступила таких речей, котории як взглядом Киева, так и взглядом Запорозья ныне великих государей наших стороне з шкодою стаются, о чом вже по килко кротне писаньем нашим покорне наменялисмо. А любо о той край Днепра опричь Киева и его околичности взглядом тое лядское, которая его своих турбовати нам пресветлого монаршого престола теперь много не належит, понеже до уступленя оного в андрусовских договорах сталися причиною тыи предводители, который в отлучение посторонное тогобочный народ на той час отторгнули были. Прето оставуем тое до щаслившого часу. Однак сей увесь край Днепра стоит нам в памяти нашой, же як бы то было добре, когда бы взявши от Смоленска до Киева городами по над Днепром будучими учинена была граница якая яко Богом самим есть сотворена, так была б значна и крепка. Але лядская то незычливая завзятость, колиж тогдыж преславному великих государей царствию росийскому шкодити прагнучая так справила, же понижей Смоленска от самое вершины по устье реки Сожа через Днепр в землю, властне им великим государем прилеглую, границу собе перенесла и места Гомель, Пропойск и иные в их царского пресветлого величества державе быти приличнейшие, собе привлащила, з чого они ляхи и в далшие места вдираются и болше собе закроити мыслят и похваляются. И такою то лукавою хитростю своею тая лядская сторона в договорах примирных выпогши тое, абы Запорожье як до их великих государей наложить, так и им належало, теперь з тоее причины берет собе способ вдиратися во всю Малую Росию и своими прелестями тое що раз запорозцом в свежую приводит память, что будто сей край дедичный правом до Полщи належит и будто когда тогда в полскую область отданый быти мает, а не тылко запорозцам тое прекладают, але и городовым оседлым людям малоросийским в прелестных своих проповедех перед сим недавно прекладали, о чом до великих государей было от нас покорное донесенье. Знают однак все, що разум мают, малоросийские обыватели войскового и посполитого чину, что Малая Росия и именем и верою наложить искони до преславного царствия росийского. А вже ведомо есть великим государем нашим их царскому пресветлому величеству тое, что лядская неприязнь опроч запорожцов, до которых власть себе присвояет, смеет обсылати донцов и колмыков прелестными поселствами своими, з чого явно есть, же не користи, но шкоды зычит преславному росийскому царствию. Яко теды о Киеву, чтоб быти ему в лядской области, не пошиточный договор. Отец их великих государей великий государь царь Алексей Михайлович его царское пресветлое величество божиея премудрости вразумлением отставил, а богоспасаемому граду Киеву прародителной своей отчине в крепкой и богохранимой своей и наследников своих державе содержатися вечне изволил, чим мы несуменно упевнены есмы, так подобало-б им великим государем нашим их царскому пресветлому величеству и от Запорожья для лучшего целости державы их монаршой охранения власть лядскую отставит. Ощо мы гетман, яко перед сим з войском запорозким просили, так и теперь милости премилостивой монаршей покорне просим, в том всемогущий и все совершающий Господь да подаст им великим государем посредствия. А к лучшому б пожитку преславному царствию росийскому и тое могла быти, когда бы великии государи наши пресветлыи монархи цари и великия князе Иоан Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы их царское пресветлое величество реку Сож в праведную свою взявши державу, по Днепр зал ожити и укрепити границу изволили, понеже показуются к тому случае. А иле когда з лядское стороны показуются к неприязне причины, поневаж они яко в прошлом 1682 року через чернцов и через здрайцу нашого Василя Искрицкого прелестный свои писма в сии край наши засылаючи, побужали народ до бунтов и обецали все войска свое на посылок тут становити не тылко з яким рементарем, але и з самым королем, так и теперь всяко такого собе случаю ищут, албовем хотели они и нынешнего лета край сей войском своим зачепити, если-б было им (чого Боже не дай) в замыслах пощастилося. Если ж ляхи край малоросийский для самого одного того що были его завоевали, ложно отчиною своею называючи, прелщают народ ку своей области. А чему-ж бы великии государи наши их царское пресветлое величество, видячи такии от ляхов до зла причины и задатки против монархии своей деючиеся, не мели доходити той малой, якося вышей рекло, части прародителной и искони вечной своей монаршой отчины по реку Днепр ограничены, иле когда-б к тому самым им великим государем погодное оказалося быти время. А когда бы по изволению монаршому так стало, певне-б сам тот народ, в городах оных будучи, при такой Днепром рекою крепкой границы хоч-бы при невеликих монарших войсках иогл себе боровити, тыдко бы при волностех (таких, як тут козаки суть заховань:) был захованый. А поневаж вся того бочная Днепра сторона: Подолье, Волынь, Подгорье, Подляшье и вся Червоная Русь, в которых славный и старинный места Галич, Лвов, Премышль, Ярославль, Люблин, Луцк, Володимер, Острог, Изаславле, Корец и иншии найдуются всегда до монархии росийской от початку бытыя здешних народов належали и тылко сто лет з невеликим з лишком тому времени, якого полское королевство оными завладело, теды при таких полской стороны незычливостях, же они всегда на упадок, от чего Боже сохрани, росийской монархии читают, безгрешно б было преславного царства росийской стороне свое искони вечное хочь по троху одийсковати при помочи божой углядаючи способность времени. А до оказанья причины и до поданья в той мере осведченя окрестным монархом есть що писати, поневаж не тылко их прелестный лядские подсылки и подыски в стороне их царского пресветлого величества оказывалися и оказуются, аде и веру святую грекорускую церкви и монастыре оной над права старинные, якими от давных лет оная в тых росийских краях под властию их будучих была боронена, теперь они лехи целе вынищают и як духовного чину особ, так и свецких людей до унее приневоляючи насилствуют и обезголовье приправуют, церкви на костелы превращают, пречестныя и святыя тайны в евхаристии хулят и у иереев, до болних людей ради причащения з ними ходячых, одыйскают и ногами попирают их, мертвых людей до гробу явно провадити не допущают и всяким церкви святой восточной священнодействиям наругаются. За такую теды кривду божую кому стати належит, аж не великим и преможным монархам пресветлым росийским обладателем, который одны суть под всею подсолнечною православии и правоверный и которых при божой кривде влясная есть кривда в той мере. И для того то мы гетман з старшиною и войском и через думного дяка Емелиана Игнатовича Украинцова церкви божии в далеких оных народех будучие и местца святый под игом турецким обретающияся великим государем нашим припомянули, иж потреба-б их и вчиненью союзу, если б до того пришло крепко варовати, понеже ляхи и все папежники враги суть вери нашой и при своем их щаетю не схочут ее пощадети.

Иван Самуйлович гетман войска их царского пресветлого величества запор. (sic)[29].

(Помета:) 193-го генваря в 19 день с Кучюбеем».


С. 26–27. «1686 год, апреля 21 дня. Копия с выписки из трактата вечнаго мира России с Польшею.

По пункту третьему: А вниз реки Днепра, что имянуютца Запороги живущие в Сече и в Кадаке и выных местах по Заднеприю обретающияся казаки в каких они тамо островах и поселениях своих от Сечи в верх Днепра по устье реки Тясмины, которая впадает в Днепр, имеют быти по сему ж вечному договору во владении и вдержаве великих государей, их царского величества, также вечно со всеми при них будучими стародавными волностьми и местами, где они, запорожцы, всякое удоволствование как в лесах, так взвериных и рыбных ловлях и соляных промыслех добычи себе получали изстари, а от устья реки Тясмины рубеж имеет быть вверх виоле прямою чертою веден, Чигирина незаймуя и лесу, которой называется Черной, в сторону их царского величества имеет належать, а королевское величество и его королевского величества наследники и впредь будучие короли польские и великие князи литовские и вся Речь посполитая обоих народов корону полской и великого княжества литовского к тем всем вы-шепомянутым городам и местам и к Запорожью, как описано пространно выше сего, никакова ныне и впредь приступу в вечные времена иметь не будут, и к тем казаком городовым и низовым обоих сторон Днепра в вышепомянутых описанных городех живущим и на вечные времяна царского величества всторону уступленных королевскому величеству и речи посполитой никово ни для чего не посылать и никому посылать из зарубежь всторону королевского величества призывать и принимать царского величества стороны невелеть и никоторыми городами по вечные времена сим договором уступленным в грамотах и во всяких письмах его королевскому величеству и подданным ево в сторону великих государей их царского величества, також и во окрестные христианские и мусулманские государства не писати и на печати изображения тех вышепомянутых городов не иметь и титлам его королевского величества вканцеляриях быти оставленным вечно»[30].


С. 243–249. «1690 года, мая 8 дня. Письмо гетмана Мазепы к запорожским козакам с известием о посылке им годового борошна и денег и с убеждением чинить поиск над бусурманами.

Мои ласкавые приятеле и братья, пане атамане кошовый и все старшое и меншое товариство войска их ц. пр. в-ва запорож. низового. Повернувшися ко мне посланец мой от ваших милостей з Запорожья, подал мне ответний лист ваш, в котором вы такую речь на наши упоминанья выписуете, яка еще некоторие трудности до розорванья з бесурманами примирья вашего нам прекладает и будто в том примирью есть вам пожиток, а надвсе потребуете собе вспоможенья грошового и борошенного, которое кгды вам от нас оказано будет, то вы оное свое примирье зараз розорвите и промисл над нимы неприятелями чинити зачнете, з яковым своим словом и перед сым до нас ваши милости отзывалистеся, яко теды пожитку вам з того примирья нет, так и трудность жадная до розорванья оного не окажется, бо що за пожиток, що вы, братья наши, православное христиане, з ними бесурманамы примирившися, одну тую волность от ных маете – рибу и зверь без перешкоди ловити; а оны, бесурмане, при том примирью вас не опасаючися частокрот и сым и тим боком Днепра чамбули свои отправуют и христиан православных в поганскую свою ловят неволю, що и сами видите, же теперь при вашом примирью оны бесурмане некоторые ватаги в Блу[31] потрусыли да подобно и в Миюсе и Калмиюсе никого не минули, чого в тие часи, як война у вас з ними отпрововалася, оны поганце не могли доказати. А до розорванья примирья якая бы вам мела быти трудность, кгди ж не остаются у вас жадный такие добра и оседлости ваши, которие бы за розорваньем примирья в остатнее небезпеченство остатися мели, а всякие з вас добрии молодце чирствость и рицерскую отвагу маючи, не тилко собе при помочи божой не дадут шкодити, але и над нимы неприятелями могут всегда чинити поиск, якови кождому з вас тое явно, же не через примирья таковыи, але через уставычнии против их бесурман военние бои и через отвагу рицеров добрих войско запорозкое низовое здавно у монархов своих отбырало славу и повагу, а так и теперь если тут от городов при уставичных чулостях наших, первей Рубан асавул полковый комонный з товариством громил у Мотренина втарчку бесурманскую и всю на голову знесши взял девяти язиков; потом Иван Искра, асаул бывший полковый полтавский на вершине Вовчое громил втарчку неприятелскую, в которою не тилко всех поганцов знесл на голову и ясирь взятий и статки под Орелскими городками занятий отнял, але и живцем взял деветнатцети человека, а на сых днех чамбул неприятелский, под Белою Церквою будучи добрии молодци полку переяславского сполне з паном Семеном Палием, злегшися за Гнилим Текичем, тож значне громили, ясир одобрали и язиков набрали, за що отдаем хвалу Господу Богу. Теды барзей вам войску низовому для отваги власне и для боев военных там на Кошу найдуючомуся потреба продком своим ревновати, жебысте не примирьем тим, мимо волю пресветлих монархов своих учиненным, але промысламы военнымы по указу их монаршом им примилосердным монархам своим прислуговалися и заробляли собе на похвалу. Що учинете в. м. без жадного откладу для того, жебысте болшей на себе не затягали гневу монархов своих и у всего света ганбы, кгди ж згола не пристоит вам рицерским людем, небы домовником яким, в том примирье теперь отпочивати, коли увесь свет християнский з бесурманамы всего света християнскаго ворогами войну точить. Мы по писму вашому, я кое нас зайщло по празднику воскресения господня, врозумевши, иж до розорванья того примирья добрими своимы умыслами скланяетеся, а тилко потребуете, жебы вам наперед хлебом для поживленья и грошми для сторожи вспоможенье от нас учинено. Донеслисмо на ту причину и великим государем их ц. пр. в-ву; теды оны пресветлейшие и премилосерднейшие монархи наши объясняючи вам свою премилосердную милость и верачи вам, же вы болше того примирья з бесурманами держати не будете, але подлуг своее присяги верно им пресветлим монархом служачи, за промисл воєнний против ных, неприятелей, озметеся, указали и похвалили нам послать борошно годовое и гроши з перевозу Переволочанского прошлого лета, прибравши о чем и неважную грамоту свою монаршую до вас писати изволили, про то мы без жадного продолженья з тоею монаршою грамотою выправуем Матвея Шендюха, обозного полкового нежинского, и Семена Ялинского, товарища значного полку черниговского, при которих посылаем вам гроши все перевозные, якие прошлого лета прибралися, о которих старшина переволочанская, як много их есть сведоцство, повынна выдати, а посылаем вам и борошно годовое, що обое от рук посланних наших примете, а без жадное отмови и отволоки тое ганебное примирье откинте, а в божий час за доброе и славное дело, за промисли военние озметеся. З чим як скоро окажется, так зараз будет вам прислано монаршое милостивое их д. пр. в-ва жалованье и мы, щосмо обецали, на двеж нынешнее посылки з скарбу войскового часткою вас ласкаве обошлемо, яко теды маем невонтпливую надею, же за сым обосланием нашим хвалебне промисли военние зачнете, так жадаєм пилно о скорий преречоных посланних ваших отпуск, иж бысмо могли о том к великим монархом нашим сворую принести ведомость. При сем доброго от Господа Бога здоровья, щасливого и благополучного всем в. м-стем повоженья и над преречоними неприятелями бесурманы зветязства и одоления упрейме зычим. 3 Киева 28 д. мая року от создания миру 7198, а от Рождества Христова 1690. Вашим метем зычливый приятель Ив. Мазепа гетман войска их ц. пр. в-ва запорозкого»[32].


«1690 год, мая 14 дня. Письмо кошевого атамана Ивана Гусака к гетману Мазепе по поводу требования последняго о розмире запорожцев с татарими.

Велможный мосце пане гетмане войска их царского пресветлого величества запорозского, а наш велде милостивый пане и ласвавый добродею. Послаыний велможности вашой добродея нашего козак Сидор Горбылецкой прибил до нас з листом велможности вашой мая 12 дня, которий лист ваш панский подлуг звиклости нашой прежней вичиталисмо и все речи, в нем вираженные, барзо добре в нем вирозумелисмо, иж ужете сими часи, постех воскресенских, засилаючи свой уже то повторний лист. Поздоровляешь нас урочастим праздником воскресеньем Христа Бога нашего, зичачи нам оный в добром здоровю опровадыти, чому и естесми велце вдячны и уже перед сим через Якова Попенка, товарища сотне переволочанской, заимним способом от вас пишучи обо всем, тим же светлим воскресением веншовали велможность вашу, рейментара своего, и теперь веншуем и всего добра и щасливого на долгие лета пановавя соусердно зичим. А при той нашой поволной зичливости, першие наши прозби и речи виражаєм до велможности вашой, же пишешь, ваша милость, до нас все едно тож а тож, а болш нечого, жебисмо з неприятелем примирье наше нам потребнее, болше не держачи, розиривали и всяким способом взялися за воений промысл, до которого дела, милость ваша, побужаешь. А помочи нам жадной и вспоможенья не грошового, не запасу борошенного не чиныш, а не тилко того, и теж люду охотного пропускати не повелеваешь, а не толко уводячи нас своими солодкими обетницами невласне детей подбаваючи уводишь, вшак ми юж перед сим не раз не два пишучи до велможности вашой виражалисмо тое в листах нашых, иж свадно помкнутися неуважне, але треба уважати и в каждих справах конца ричом угля-даты, бо ним и дни зийде солнце, жеби роса очи их не виела, а до того наибарзей, жеби вместо поправи славы стариной войсковой одвагою молодцов добрих набитой, которою весь народ славный козацкий здобытся, не привели в згубу, чего не дай, Боже, ми того себе не зичим, а вшак уже писали ми до велможности вашой, потребуючи, того по милости вашой, абись нам прислал всякое удоволствованя и вшелякие потреби до военого способу грошей с потребу на сторожу, борошенный запасы на все войско, да той слушный людем охотным аби тракт бил до нас и проход незборонний, теди того, велможность ваша, яко жыво не учинилисте, а не чините, але тилко ласкою своею потешаючи нас впевняєте, а самую речу и скутком исполныти ве хочете, теди мы не видячи от велможности вашой жадной ласки и обачносты, за для чого ж маем власне з неприятелем розмирати и що нам буде напотим за потеха якая нагорода, тилко хиба сами собе уменшимо пожитку, да и з несилою нашею противно того немирного неприятеля не могом ся застановити, але и о вшем нелга буде распостертися да и носа витинути, ежели теж цале потребуешь, велможность ваша, по нас, жеби кы розмирили, теди ведлуг первого и сего листу нашего, чого потребуем од велможности вашой, все тое неиначей учинете досить, що и ми подлуг охоти войсковой не будем болш в том деле милость вашу турбовати, а ежели би не мело тое подлуг прозбы нашой так стати и иначей одменытися, болш себе и нас не труднете да и такових писом до вас не присилайте, бо иначей стати не може; а що пишешь велможность ваша до нас, ознаймуючи нам тое, иж пресветлие монархи наши указали сего лета на военной службе быти в готовности, зичим и ми всегда остаемо до промислу военого з належитым порядком в поготове и за нами дело военное не стане да и приборов нам жадных не богато чиныти, як скоро зачуем о зближеню сил монарших, не замешкаем и примирье наше з неприятелем того ж часу розирвати, а на сей час ведомости якие себе и повоженю неприятелевом маем, ознаймуем и велможности вашой, иж сам хан кримский остает сего часу в Ядерном, орда вся оного повернула до Криму, а син его галга салтан достает в Белагороде. То все велможности вашой ознаймивши и звиш предложение речи до здорового розсудку вашего панского и уваги подавшы, на сей час и далший з унежонным поклоном ласце панской и приязве ожедуемся. Дата с Коша мая 14 дня року от сотвореня света 7198, а от Рожества Христова 1690. Велможности вашой всего добра щиро зичливий и увежоний слуга, Иван Гусак атаман кошовий войска их царского пресветлого величества запорозского низового с товариством. Велможный добродеюмосци пане гетмане, за обисканне нас гостинцем, мене самогодвадцатьми левами и всей старшины зо мною по 8 левах, которий гостинец и дар од велможности вашой дойшол рук нашых, за що упавши до ног, яко пану и реемеатару своему, чинимо, як найпокорнейшее подякованне, и обецуемося всим добрим одвдячати и зычливыми услугами одслуговати, тилько покорне, а покорне просимо велможности вашей, хтей прозбу всего войска нашего запорозкого исполните и жаданнию их досыть учинити неиначей, прекладаем теж и скаргу пред велможностию вашею на врад переволочанский, именно на сотника и шапара, в таковии способ и в таковой мери, иж незносной кривди, збитки и беды над людми зостаючи так чинят, а ше болшая из нас войска запорожзкого насмехаются, мовячи так до людей, же не возите туда болш ничого, тилко деготь да горелку, теды нам чуючи тое, есть великий жаль и скорбь на тих неуважных людей; просимо и велможности ваштой, не хтей им того оставити»[33].


С. 254–255. «1690 года, июля 10 дня. Листы Прокопа Лазуки, который был у короля в Польше, Ивану Мазепе.

Милостивий добродею их царского пресветлого в-ва войска запорозского гетмане, пане мой милостивый. Милостивий добродею, будучи я на сейме у Варшаве од вуйска запорозского низового, зачим ознаймую, яко зичливий тобе и просветлим царом, щом чув од короля тюлко сам на сам и на чум сейм став. Першая: на сем лете сейм не будет, другая, же з ордою змиратись, тюлко нишком будцем на орду ити, так поголоску пустили; теперь татарский посел есть доехався у Варшаве, Камянец отдают будцом через меч будут его ляхи добывати знову; ми (=мне) зуст мовав крюл: почекайте мине строхи, дети, бо я, яко зичливий вам своем подданним, хочу вас одибрати, аби з вас и з нас, не смеявся нехто, на что и до кошового лист не писал одлуг того, бо казав, же вас пилную, але я тобою пошлю, же скарбом ув осени и лист до вас опотай, жеби ми зийшли о них стихо, ознаймую твоюй милости тую ведомость од многих манарх, що ми крюл говорив, бодай ему Буг не до помог; и нулем знову зуст крулевских, же коло Полоного будут суна робити и около Бердичева, также и войско буде зимовати там же будцем то на татар ударити. Ласти тие, которие крюль будет посилати до Сечи, и присилай, милостивый добродею, того ж человека, которому я видам, бо человек мудрий и сведомий; лист, которий до гетмана полного бил написан из Сечи, а другой до короля, крулевский, отдав королеве, а гетманский у себе задержав, которого милости твоюй пасилаю для лепшого вырозумленя, на того человека, милостивий добродею, будь ласкав, бо гди ж теперь утратив, бо не мало худоби покинувши у Немирове дав собе поголосок, же яко б мели татари его за местом узати, гди жив Кюрчаку татаре его розбили и сам мало у неволю не попався, шо ознаймивши милости твоюй панской, зостаю яко зичливий преслетлим осударам и тобе милостивому пану и добродееви своему, еще устне одну речь той же самой человек скажет барзе секретную, що я од гетмана полного чув и своема очима бачив. Милости твоюй Процик Лазука, повкувник на той час будучи. Року 1690, дня 10 лапця числа у лядзском календару»[34].