Книга Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней - читать онлайн бесплатно, автор Ангелина Крымская. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней
Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней

Количество неудачных попыток обнаружить свое предназначение красноречиво иллюстрирует растущая год от года кривая самоубийств. В среднем на планете из 100000 человек 20 ежегодно уходят из жизни добровольно, отчаявшись найти смысл своего существования в этом мире. Человек нуждается в смысле. Двухлетние исследования, проведенные Национальным институтом психического здоровья США, показали, что из 7948 студентов, опрошенных в 48 высших учебных заведениях, только 16 % мечтают разбогатеть, в то время как основная масса (78 %) хочет только одного – найти в своей жизни смысл. Все еще сомневаетесь, нужно ли прилагать усилия к поиску?

Допустим, мне удалось вызвать у вас любопытство и разбудить желание обрести ответ. Тогда поразмышляйте над следующими вопросами:


Если вспомнить те периоды жизни, когда вы имели ощущение смысла, что в них было особенного? ______________________________________________


Что их объединяет? ______________________________________________


Рискну предположить, что тогда вы точно знали, чего хотите, зачем вам это нужно и что необходимо делать для того, чтобы желаемое стало реальностью. Если в настоящий момент вы испытываете дефицит смыслов, значит, у вас пока нет ответов на эти важные вопросы.

Австрийский психиатр, создатель логотерапии (вид психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования) Виктор Франкл утверждал, что в человеке есть особый орган, помогающий получить ответ на вопрос «Зачем я живу?». Об этом чуть позже. А пока цитата, проясняющая, как мне представляется, причину, по которой мы в последнее время все чаще сталкиваемся с проблемой нехватки смыслов.

«Человеку, в отличие от животного, инстинкты и побуждения не диктуют, что ему нужно делать. И, в отличие от древних времен, сегодня традиция уже больше не говорит ему, что он делать обязан. Не зная, что ему нужно, и не зная, что он должен, он по-настоящему не знает и того, чего же он, собственно говоря, хочет. Что из этого следует? Либо он хочет только того, что делают другие, и это конформизм. Либо наоборот: он делает только то, чего хотят другие, – хотят именно от него. И тогда мы имеем тоталитаризм».

Виктор Франкл, «Теория и терапия неврозов»

Чем лучше мы живем, тем более остро встает вопрос о смысле этой жизни. Когда нами руководят инстинкты, мы спокойно повинуемся, так как ясно понимаем, что хотим жить, и стремимся к выживанию всеми доступными нам средствами. Человек, испытывающий нужду в чем-то жизненно необходимом (пище, безопасности, любви и прочем), ищет способ закрыть свои потребности и обретает цель, направляя свои усилия на ее достижение. Энергию он черпает из природных инстинктов, так сказать, установок, данных нам «по умолчанию».

Нынче все больше людей ощущают экзистенциальный вакуум, потому что больше «нечего желать». Наши основные потребности выживания удовлетворены в режиме 24/7. И нам от этого плохо, а не хорошо. Как бы странно это ни звучало.

И еще тоскливее оттого, что мы «требуем ощущения счастья», но его не получаем, несмотря на, казалось бы, все возможности для этого. Человек в животной своей, базовой, комплектации желает безопасности, секса и высокого социального статуса. Мы хотим вкусно есть, продолжать свой род и доминировать. Сегодня все это стало доступным. Еда – не проблема, на каждом углу. Секс – пожалуйста, в любых формах и видах. Высокий статус обретается через славу в соцсетях, обладание вещами и красивую визитку. Остальные утешают себя тем, что они «выше этого», и находят какую-то свою нишу для самоутверждения.

Итак, вернемся к идее Виктора Франкла о том, что у нас есть орган поиска смысла. Для начала давайте примем тот факт, что смысл может меняться. Вернее, вы можете его менять. К примеру, сначала вы находили смысл в том, чтобы заниматься творчеством, саморазвитием и самореализацией, а потом обнаружили, что близкий человек очень нуждается в вашей помощи, и самореализация отошла на второй план. Что послужило тому, что вы переключили свои усилия, сместили точку фокуса? Что чаще всего подсказывает вам, как нужно действовать в той или иной ситуации? Существует ли тайный советник, который всегда знает, как правильно поступить?

По мнению Виктора Франкла, такой советник есть. И он есть у каждого. Этот тихий внутренний голос, к которому необходимо прислушаться, чтобы услышать его, принято называть совестью. Это тот орган, который точно знает, в чем состоит смысл вашей жизни прямо сейчас. И если вы прислушаетесь к нему, то тоже будете знать ответ на этот вопрос. Если вы слушаете голос своей совести и действительно слышите его, вы знаете правильный ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл вашей жизни. Принять его или отвергнуть – вам решать. Посмотрите на то, что происходит вокруг вас, поищите, что можете изменить. Миллионы счастливых людей наполнили свою жизнь смыслом через деятельность, влекущую за собой благодарность окружающих.

Кто благодарен вам за то, что вы делаете, кто нуждается в вашей помощи, кому небезразлично, существуете вы или нет? ______________________________________________


Живя в обществе, мы познаем себя через других людей, отношения с ними. Отношение к ним. Если вы искренне благодарите кого-то – вы наполняете его жизнь смыслом. Пусть свитер, связанный вашей бабушкой, не в тренде, а домашние соленья вы давно уже не употребляете в пищу, – интуитивно вы понимаете, как важно для нее быть полезной, заботиться о вас через вещи, созданные своими руками. И, принимая их с благодарностью, вы создаете этот самый смысл существования пожилому человеку, продлевая тем самым ему жизнь.

Как найти свое предназначение

Опыт творит человека.

Альфред Адлер

На поверхности лежит идея о том, что раз раньше меня не было, а потом я появился, со всеми своими индивидуальными особенностями и обстоятельствами, значит, у этого замечательного и поистине судьбоносного для меня события была какая-то цель. Если цели нет, то зачем я живу? Что мне делать? У кого спросить? Есть ли где-то правильный ответ? Как жить, ставить цели, планировать, когда не знаешь, зачем это все?

Вопрос о смысле существования необходимо решить для того, чтобы получить ориентир, план, схему построения своего будущего. Чтобы совершать текущие действия, я хочу иметь перед глазами, так сказать, генеральный план жизни. И этот генеральный план должен быть подписан его создателем, который точно знает, зачем в этом плане я.

Проблема в том, что генерального плана нет. Есть вероятности, неопределенность и риски. На что можно опереться, когда ничего не гарантировано? Ну, почти ничего. Кое-что о будущем мы знаем точно. Например, что, рано или поздно, наши глаза закроются навсегда. Мы перестанем активно вмешиваться в ту реальность, которую знаем. Наше тело просто утратит характеристики, позволяющие это делать.

Как ни странно, но именно печальная перспектива смерти придает жизни ценность, поскольку заставляет осознавать ее как ограниченный ресурс. Ограниченность самого важного ресурса вынуждает относиться к нему бережно и экономно. У нас нет времени совершать бесконечное количество проб, тестируя реальность. Окна возможностей открываются и закрываются, ограничивая время принятия решений. Кроме того, мы не можем определить, какие из наших решений были правильными, потому что история не знает сослагательного наклонения, и неизвестно, что было бы, поступи мы иначе в той или иной ситуации. Мы способны это предполагать, исходя из собственного опыта, но предположения – это лишь гипотеза.

В ситуации неопределенности соблазн получить некое откровение от всеведущего источника очень велик. Знак свыше способен развеять наши сомнения, внести определенность и ясность. Но такую подсказку можно ждать всю жизнь и так и не дождаться. Что делать? Надеяться и верить в лучшее или брать инициативу в свои руки?

Для приверженцев мистического мировоззрения подойдут гороскопы, гадания, предсказания гуру, провидцев и блаженных. Они будут искать тех, кто видит третьим глазом, общается с миром духов, слывет авторитетным магом-волшебником с дипломом и красивой легендой. Вера в чудо помогает людям выжить, наполнить надеждой свою душу, и те, для кого такой способ поиска истины кажется подходящим, скорее всего, будут опираться на волшебство больше, чем на собственные силы и разум.

Что делать остальным? Как понять свое предназначение? На что опереться, делая выбор? Предлагаю вашему вниманию еще один действенный способ, позволяющий узнать себя и свои настоящие ценности. Если до сих пор не удалось заполучить ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни, как я его понимаю? В чем состоит моя миссия?», попробуйте обратить этот вопрос не вовне, к неведомому Нечто, а внутрь себя. Если вы ищете смысл, значит, предполагаете, что он есть. Независимо от того, осознается вами или нет. Нужно только открыть глаза и увидеть то, что раньше было вне зоны осознания. Для этого предлагаю вам подумать о своем прошлом.

Ближайшее прошлое – то место, где наш выбор состоялся. Он уже сделан и превратился в свершившийся факт. Время прошло и стало историей. Именно глядя в прошлое, мы можем осознать смысл своей жизни. У нас есть факты, есть от чего оттолкнуться. Но время и есть жизнь. То, как мы распоряжаемся своим временем, отражает, как в зеркале, наши ценности на сегодняшний момент и наши с вами актуальные цели.

В прошлом месяце я распорядился своим временным ресурсом следующим образом: N времени я был занят тем-то, 2 х N посвятил тому-то, 10 х N у меня ушло на то-то. Напишите, чем конкретно вы занимались. Будьте честны с собой.



Зачем я делал то, на что потратил больше всего времени? Какой в этом занятии смысл? Помимо удовлетворения своих потребностей физического выживания, есть ли еще что-нибудь? Что это? Нравится или нет, это то, что и составляет смысл вашей жизни прямо сейчас. Ведь вы потратили на это свое время, свою жизнь. Значит, оно того стоило. Ну, по крайней мере, вы так думали, когда принимали решение, чем заняться.

Чем больше времени, свободного от удовлетворения потребностей выживания, тем острее встает вопрос выбора. Тем больше нас волнует, есть ли что-то действительно важное, чему мы посвящаем свою жизнь. Неслучайно вопрос о предназначении и миссии встает вместе с увеличивающимся количеством времени, свободного от обязательств.

Какие обязательства вы приняли на себя? ______________________________________________


Зачем? ______________________________________________


Чем меньше осознанных действий, тем сложнее найти смысл. По умолчанию, человек склонен стремиться к получению положительного подкрепления и избегать того, что несет страдания. Вот и весь смысл. Вдумайтесь, эмоции управляют нашими мозгами. Мы стремимся к действиям, приносящим положительное подкрепление (хотим испытывать эмоции радости, удовольствия, счастья, восторга, воодушевления), и избегаем того, что вызывает дискомфортное состояние (горе, разочарование, вина, стыд, тревога, зависть). Это ни хорошо, ни плохо. Просто так устроено природой, поощряющей нас за действия, способствующие выживанию, и наказывающей за те, которые могут быть опасными. Собственно адаптационную функцию эмоций никто не отменял. Могущество человека в плане рациональности сильно преувеличено.

«Наши мозги, похоже, созданы не для того, чтобы размышлять и анализировать. Если бы они были запрограммированы на это, нам в нашем веке приходилось бы не так тяжело. Вернее, мы к настоящему моменту все просто вымерли бы, а я уж точно сейчас ни о чем бы не рассуждал: мой непрактичный, склонный к самоанализу, задумчивый предок был бы съеден львом, в то время как его недалекий, но с быстрой реакцией родич уносил ноги. Мыслительный процесс отнимает много времени и очень много энергии. Наши предки больше ста миллионов лет провели в бессознательном животном состоянии, а в тот кратчайший период, когда мы использовали свои мозги, мы занимали их столь несущественными вещами, что от этого почти не было проку. Опыт показывает, что мы думаем не так много, как нам кажется, – конечно, кроме тех случаев, когда мы именно об этом и задумываемся».

Нассиб Талеб, «Черный лебедь»

Так зачем искать смысл? Что будет, когда я его найду? Исчезнет неопределенность? Уйдут сомнения? Я начну действовать? Что-то другое? Что? ______________________________________________


Чтобы перестать откладывать и начать действовать, нам придется принять неопределенность будущего. Практика доказывает нам, что не существует прогнозов, сбывающихся со 100 %-ной точностью. И это прекрасно. Вообразите, какой скучной была бы наша жизнь, если бы мы точно знали, что произойдет. Неопределенность необходима для того, чтобы у нас оставалась надежда. Без неопределенности не будет возможности выбора, исчезнет ощущение свободы.

Неизбежный спутник неопределенности – наши сомнения. Сомнение может быть нашим другом или врагом. Оно выступает как враг, когда парализует наши действия и способствует откладыванию момента принятия решения. «Нужно подождать». Чего именно подождать? «Ну, когда наступит ясность». А в результате чего она должна наступить? «Пока у меня недостаточно информации для принятия решения». Какой именно информации недостает, как и когда она поступит, где ее искать? Сколько мы готовы ждать? «Не знаю, просто надо подождать…»

Сомнения – наш друг, побуждающий к поиску, к размышлению, к анализу, но никак не к бездействию. Отними у нас сомнение – и мы превратимся в фанатиков. Смелость не в том, чтобы не входить в клетку, когда боишься тигра. Смелость не в том, чтобы войти в клетку, если ты не боишься тигра. Смелость в том, чтобы войти, когда боишься. Мужество в том, чтобы действовать, продолжая сомневаться. В этом смысле мы все совершаем путь героя, но он осложнен тем, что некому дать нам уверенность в том, что мы избранные. Эту уверенность приходится создавать себе самостоятельно.

Смелость в том, чтобы признать: смысл моей жизни – это зона моей ответственности. Осознавая это, я могу передать ее кому-то или чему-то, но моя жизнь все равно останется моей жизнью. Последствия моих решений станут моей реальностью. Уклоняясь от выбора, я не сохраняю жизнь чистым листом бумаги.

«Решись стать разумным, начни. Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет все свои воды».

Гораций

Принимая решения в непредсказуемом мире, мы просто не можем требовать от себя непогрешимости. Требовать абсолютной правильности выбора. Это бессмысленно, потому что невозможно. Как же быть, если ни в чем нельзя быть уверенным? Оперировать вероятностями, наслаждаться приключением (люди специально отправляются в неизвестность, чтобы столкнуться с неожиданным). Лучше принять неопределенность и постараться следить за открывающимися возможностями, чем сетовать на реальность, продолжая в ней существовать.

Страх ошибиться – нормален. Но состоявшийся выбор – это не приговор. Мы вольны менять смысл нашей с вами жизни через новые действия, через планирование, через установку новых целей, через поиск новых возможностей. Через осознание себя, своих способностей, желаний, потребностей. Через пристальное внимание к своим мыслям, влечениям. Через развитие доверия к себе. Чтобы менять что-либо, нужно знать, какое оно сейчас. Заглянув в свое прошлое и поняв свой настоящий смысл, мы обретаем силы для того, чтобы менять будущее, действуя в настоящем.

А вдруг я ошибаюсь?!! Страх перед выбором

Время летит – это плохая новость. Хорошая новость – вы пилот своего времени.

Майкл Альтшулер

Состояние сомнения в правильности своего выбора дискомфортно, часто мучительно и создает неприятное ощущение шаткости опоры. Ситуация напоминает сцену из фильма «Матрица», где Нео встречается с предсказательницей.

«Она не ошибается?» – спрашивает он у Морфиуса. «Не думай о ней как о злой или доброй, она поводырь, Нео, она укажет твой путь», – отвечает тот. Нео сомневается в том, что он избранный. Он не знает. И это очень похоже на наши сомнения относительно смысла нашей жизни. Действительно ли он такой, каким нам представляется?

Предсказательница же говорит Нео: «Открою тебе одну тайну. Быть избранным – все равно что быть влюбленным. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один».

Идея в том, что никто не может открыть нам наше предназначение. Только мы сами. И пока мы сомневаемся и уклоняемся от того, чтобы принять его, жизнь проходит. Далее Пифия продолжает: «Очень жаль… Дар у тебя есть, но, кажется, ты чего-то ждешь. Чего? Может, следующей жизни. Кто знает. Бывает и так».

Мы тоже часто ждем чего-то. Какого-то единственного, особенного смысла, яркой путеводной звезды. Но смыслов может быть несколько, они могут появляться и исчезать в зависимости от обстоятельств. Это нормальное явление.

Как же происходит сам процесс поиска и выбора? В чем он заключается? Если это не прозрение, не откровение свыше, тогда что?

В поисках смысла на фоне действительности мы можем заметить несколько возможностей. Возможностей изменить реальность в ту или иную сторону. За реализацией этих возможностей мы видим то или иное будущее.

В отличие от большинства животных, мы не только способны предполагать будущее и делать прогнозы, но и постоянно заняты этим. Пытаясь создать у себя ощущение безопасности, определенности и предсказуемости, мы делаем прогнозы и строим планы. Мир, разумеется, абсолютно безразличен к нашим желаниям определенности, поэтому время от времени подбрасывает разнообразные сюрпризы и неожиданности. Но мы упорно не хотим расставаться с иллюзией контроля над ситуацией, выдвигая все новые требования, которым наш мир должен соответствовать.

Одно из самых странных требований заключается в том, что мир каким-то образом должен поставить нас в курс дела относительно цели нашего бытия в нем. Решение, какую из имеющихся возможностей воплотить, таким образом, отдается вовне. Как будто это не ваша собственная жизнь и вы ею не распоряжаетесь. Многие ожидают, что их должно осенить свыше относительно их предназначения и миссии на земле.

Между тем, состоявшийся выбор и решение ему следовать превращают одну из возможностей в наше реальное будущее. Мы меняем действительность, хотим мы того или нет. Мы будем жить в том будущем, которое выбрали для себя. Наш выбор всегда связан с неопределенностью, вероятностью, предположением. Именно поэтому он особенно сложен. Если бы мы могли выбирать из трех возможных дорог, как богатырь на распутье в сказке, это сильно упростило бы процесс. Но это только сказочные мечты.

Итак, последствия нашего выбора неочевидны; действуя в условиях неопределенности, мы боимся совершить ошибку. Как известно, определенность в этом мире отсутствует, приходится оперировать вероятностями. Но возможна ли ошибка, ведь у нас никогда не будет шанса прожить альтернативную реальность и сравнить результаты. Сожаления по поводу прошлого поэтому не имеют смысла. Идеальных решений не бывает. Но существование, которое сам человек оценивает как лишенное смысла, сплошь и рядом.

Размышляя о смысле своей жизни, мы думаем прежде всего о себе любимом. Своем предназначении, самореализации, своих способностях и перспективах. Но чем отчаяннее стремление человека «реализовать себя», «исполнить свое предназначение», тем более он центрирован на себе, а не на мире вокруг. И тем сложнее ему определить свое место в этом мире, который выпадает из поля зрения, уступая место «себе единственному».

Парадокс в том, что человек находит самого себя именно тогда, когда забывает о себе и сосредотачивается на каком-то деле или посвящает себя любви к другому. Как глаз, функция которого проявляется только тогда, когда он обращен к миру, а не к самому себе.

Поскольку человек является не суммой своих убеждений, но суммой своих поступков, своих действий, смысл гораздо легче обнаружить, исследуя ту реальность, в которой вы находитесь. Сместите фокус на нее, и вы поймете, каким образом хотели бы изменить то, что видите. Смысл обретается через целенаправленные действия, а не через самонаблюдение.

Возможно, вы – великий живописец, но пока ваши работы существуют лишь в фантазиях, мир об этом не узнает; ваши задуманные, но не нарисованные картины ничего не изменят ни в нем, ни в вас. Если вы существуете, значит, это необходимо, и в этом определенно есть смысл. Оглянитесь вокруг, послушайте свою совесть, и он проявится. А если не проявляется, значит, вам это зачем-то нужно. Для чего-то необходимо «не знать». То, что вы получаете от незнания, возможно, ценнее для вас, чем-то, что вы получите от осознания.

Что вам дает ваше незнание? ______________________________________________


Что хорошего в том, чтобы не знать? ______________________________________________


Возможно, в этом прячется какой-то ваш страх. Чего вы боитесь?______________________________________________


Здесь и начинается самое интересное. Оказывается, незнание приносит нам множество ценных бонусов. Во-первых, поиски смысла жизни как занятие во всех отношениях достойное позволяют придать собственному безделью благородный оттенок и оправдать страх перед действием. Ведь теперь до глубокой старости можно находиться в поисках и сомнениях, философских рассуждениях и подготовке к решительному штурму. А там окна возможностей закроются сами собой вместе с необходимостью искать ответ. Правда, жизнь тоже закончится, но это уже не важно. Главное, она была потрачена не зря, а прошла в благородных поисках.

Во-вторых, мы можем не принимать на себя ответственность за свое будущее, прошлое и настоящее. Раз смысл мне пока не открылся в божественном озарении, что с меня можно взять и какие претензии предъявить? Я жду, ищу и верю в лучшее. Не моя вина в том, что моя жизнь не такая, какой мне бы хотелось ее видеть. Я же ищу смысл, просто пока высшие силы мне его не открывают. Не хотят, должно быть. А у меня в планах на каждый день стоит пункт «Найти смысл жизни». Почитать книгу, встретиться с друзьями, посмотреть сериал, найти смысл жизни, покормить кота.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Рубинштейн С. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2006. С. 175.

2

Ф. Перлз. Гештальт-подход: Свидетель терапии. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 63.

3

Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. – СПб.: София, 2006. С. 5.

4

Рубинштейн С. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2006. С. 100.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги