Танзания и Занзибар, автор Давид Уотсон (переведена на русский язык), можно тоже приобрести в Москве, Питере и в интернет-магазинах. Стоимость – 400—600 рублей.
Книги по Уганду и Руанду исторически-научного плана выходят иногда, крайне низкими тиражами, и продаются по высоким ценам (порядка 1000 рублей за книжку в мягкой обложке), а для путешественников – не очень полезны. Про книги 1970-х годов я уже говорил: выходили и такие, можно у букинистов найти; практической информации в них почти не было, а что была, вся устарела; можно посмотреть на фото негров в национальных одеяниях, сейчас таких уж почти не найти, все в европейский секонд-хэнд переоделись.
Вот, собственно, и всё, что можно найти на русском языке про этот регион. Причина простая: народу в Чёрную Африку ездит пока не так много, как в Египет или Таиланд, а из тех, что ездят – многие умеют читать по-английски и покупают англоязычные книги.
Много информации, в том числе по Африке, имеется на различных сайтах в Интернете. Посмотрите, например, информацию о странах на www.travel.ru (там – обновляемая информация о получении виз в разные страны, ну а также есть авиабилеты и туры); посмотрите стоимость авиабилетов на www.kayak.ru; поглядите советы путешественников на «форуме Винского» www.awd.ru, или – на английском языке – на форуме читателей путеводителя www.lonelyplanet.com/thorntree.
Большой объёмистый сайт www.turbina.ru содержит статьи, советы и рекомендации, а также отчёты путешественников (на русском языке) по 200 странам мира и фотографии из них. Все отчёты написаны в последние несколько лет, советы сгруппированы по странам и городам, и вы легко можете найти там совет, как добраться из аэропорта такого-то в центр города, или в где в этом городе можно остановиться.
Посмотрите и разные другие путешественнические форумы и сайты, созданные гражданами буржуазного мира. Большинство из этих рассказов написаны на английском языке молодыми туристами-европейцами, американцами и японцами. Много их ездит по миру, и вы сами нередко встретите их. Бродите в Интернете и учите английский.
Местные газеты. Во всех странах региона выходят свои газеты. По утрам местные жители (те, кто грамотен) собираются в городах у стоек с газетами, читают газеты (прямо со стоек, стараются не покупать зря) и обсуждают мировые и местные новости. Тут ещё мало кто приобщился к Интернету – печатное слово для них ближе и понятней, чем электрическое, тем более, что газету можно не покупать, а проглядеть, не отходя от лотка газетчика. Во многих местных столовых «средней пролетарскости» утром кладут одну газету на всех, как дополнительный способ привлечения клиентов – все её по очереди прочитают, обсудят.
Наиболее интересна мне показалась кенийская и угандийская пресса – почти вся она выходит на английском языке. Новости страны и всего региона, экономическая ситуация, выборы, гражданская война в соседних странах, стоимость мешка с рисом, канистры с водой и текущий курс доллара, – всё это можно узнать из местных интереснейших газет (есть и ежедневные). В обзоре мировых новостей можно прочитать также про Россию, Украину, США и другие заморские государства. Приехав в страну, возьмите обязательно пару разных газет и прочитайте, а ненужные страницы используете для хозяйственных нужд или для растопки костра. Стоимость одной большой газеты не превышает $1.
Основные газеты в Кении – Daily Nation, The Nairobian, Coast Week, The East African и другие. В Уганде – Daily Monitor, New Vision, Saturday Vision, Saturday Monitor, Daily Nation.
В Танзании тоже есть газеты, но большинство выходят на языке суахили. Есть и англоязычные еженедельники, нужно их внимательно найти или спросить продавца. В Руанде есть, кажется, одна англоязычная газета, в Бурунди есть газеты на французском, а на Коморах печатаются самопального вида листки, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся местными СМИ – можете ознакомиться с ними тоже (англоязычных среди них нет).
Карты. Ориентрование
Географические карты (бумажные). На русском языке приличных карт Восточной Африки сейчас не выпускается. Можете найти на развалах букинистов старые жёлто-зеленоватые карты этого региона, советских лет, и повесить себе дома на стену. Рельеф там показан правильно, а дорожная сеть – по состоянию на 1960-е годы. Такими же свойствами отличаются советские топографические карты Генштаба, покрывающие некоторые регионы Восточной Африки (1:500.000, 1:1000.000). Автодорог с тех пор стало больше, железных дорог – значительно меньше; города увеличились в десять, как правило, раз; человек свёл леса, высушил реки и замусорил пустынные просторы пластиковыми пакетами. Так что современные реалии эти карты не отражают, только рельеф. Названия там по-русски, все.
Для обзора и для автодорожных путешествий по Африке можно найти французские карты фирмы «Michelin». Африка представлена на трёх листах, все масштаба 1 см: 40 км. Первый лист – северо-западная Африка, от Марокко до Ливии и от Центральной Африки до Камеруна; второй лист – северо-восточная Африка и арабский мир, от Ливии до Кувейта и до Эфиопии; третий лист – южная Африка, от Кении, Уганды и Заира до ЮАР + Мадагаскар. Вам потребуется этот третий лист. Эти карты довольно дорогие (600—900 рублей за штуку), но вы можете купить один экземпляр нужного вам региона и дальше ксерокопировать нужные страны на форматах А4 или А3, сколько душе угодно. Дороги показаны весьма неплохо и почти правильно. В Москве они есть в некоторых книжных магазинах (например, Дом книги на Новом Арбате или Библиоглобус); а кто ездит в Варшаву или Ригу – купите там: у них там они вдвое дешевле.
Другие карты европейских издательств бывают очень даже неплохими. И Кения, и Танзания, и Уганда издаются на отдельных листах (складывающихся «гармошкой». Самые точные, на мой субъективный вкус, карты серии «Nelles Maps». У них жёлтый цвет обложки. Есть и другие, в зелёной обложке – серии «Freytag&Berndt». Их регулярно переиздают, а продаются они обычно в буржуазном мире, в Берлине, Риге и Варшаве, по 10—12 долларов за карту; в Россию их можно заказать через www.amazon.com.
Местные карты всё ещё попадаются в странах Африки, они порой ещё куда-то могут пригодиться; но найти их в продаже очень нелегко! Виновато общее мировое снижение тиражей бумажной печатной продукции, помноженное на среднюю африканскую неграмотность.
Книжных магазинов в Африке очень мало; в основном это лавки с религиозной литературой. Ещё можно какие-то книжные (но куда меньшие, чем в России) найти в крупнейших городах: в Найроби, Дар-эс-Саламе, Момбасе, Кампале. Иногда это отдельные книжные лавки, иногда – углы в современных торговых центрах. В Кении и Уганде книжные магазины будут продавать, на 95%, книги иностранного выпуска на английском языке; в Кигали можно найти что-то на французском, но местные карты городов и регионов и путеводители – редки и довольно дороги (по $5-10-15 за карту).
Если вам очень нужна местная карта, то больше шансов найти её в столице, в главном книжном / торговом центре, или же в министерстве туризма или офисе тур. информации (по рабочим дням). Чем меньше страна, тем дороже карта. Как пример, сообщу, что большая (А2) карта Бурунди продаётся только в Бужумбуре, только в офисе тур. информации, и стоит там аж $40, причём сделана она на большом цветном ксероксе, а оригиналом служит импортная европейская карта той же Бурунди. А на Коморах вовсе нет в продаже никаких карт Комор – проще найти их в Париже.
Электронные карты maps.google.com с каждым годом становятся всё более подробны, и охватывают всё большие территории со всё более хорошим разрешением. В настоящее время, если у вас есть буржуйтелефон или подобное устройство, вы можете закачать туда карту интересующей вас страны, и её городов, из Интернета. Как показывает опыт, ориентироваться по таким картам можно не хуже, чем по бумажным; единственное что, конечно, названия улиц, подписанные на картах, реально африканцам не известны и на местности не подписаны, – но это общий дефект африканских городов, а не карт.
Карты MAPS.ME по состоянию на 2017 год неплохо показываюьт города и дороги, в Африке тоже.
Ориентирование на местности. Человек, привычный к жизни в северных широтах (Россия, СНГ), может испытывать некоторые трудности с ориентированием в Африке, в окрестностях экватора. Во-первых, мы привыкли, что солнце днём у нас болтается примерно на юге – а здесь, в экваториальных областях, это почти никак не выражено; а в южной Танзании можно заметить, что солнце «ходит наоборот» – к полудню оказывается на севере! Экватор проходит по территории Восточной Африки, через земли Кении и Уганды, значительная часть региона находится в южном полушарии. Впрочем, традиционные сигналы «восход на востоке, закат на западе» соблюдаются и могут служить для ориентирования, даже в немного облачную погоду.
Во-вторых, Полярная Звезда в этих местах практически не видна, она прячется «под горизонт». Созвездие Большой Медведицы тоже приблизится к горизонту, и вообще звёздное экваториальное небо будут выглядеть по-другому. Будет казаться, что звёзд там на небе больше, ночи чернее, закат быстрее, а восход – тоже резче.
Города также не очень удобны для ориентирования – большинство улиц не подписаны; в сельской местности с указателями тоже напряжёнка; местные жители, даже многие водители и учителя, вовсе не умеют пользоваться картами и не могут показать на карте, где мы сейчас находимся и как проехать до следующего пункта. Указатели на трассах часто отсутствуют, километровые столбы, поставленные ещё в колониальную эпоху, нередко уже унесены в качестве стройматериалов в ближайшие деревни… На грунтовых провинциальных дорогах всё ещё хуже, езжай туда, не знаю куда.
Но вот старый добрый компас в этих местах нормально работает, и достаточно точно указывает на север. GPS-навигаторы в южном полушарии работают нормально, как и у нас.
Вещи в пути
Для путешествия, как я давно уже указывал в книге «Практика Вольных Путешествий», по-настоящему необходимо иметь лишь две вещи: головной мозг и (загран) паспорт. Если у вас нет мозгов, то никакие другие вещи, деньги, бумаги вам уже не помогут и не приведут вас к успеху. Если же у вас нет вещей, но есть мозг, – ваше путешествие будет очень познавательным, да и вещи потихоньку появятся.
Но всё же, для комфорта, каждый из нас берёт с собой в Африку какие-то вещи, что нам может пригодиться, в зависимости от нашего стиля жизни и путешествий. Трудно перечислить всё, что вам может понадобиться в дороге, да и я же не знаю вашего способа жизни. Один не выходит из дома без зонтика, второй – без ноутбука; кому-то для ежедневной жизни нужны какие-то лекарства, другому – Библия; кто-то едет в Африку, чтобы проводить время на пляжах или заниматься дайвингом; кто-то хочет посмотреть с сфотографировать зверей, и возит с собой фотоаппарат с большим увеличительным объективом или даже с чемоданом объективов. Ваши потребности могут быть весьма разнообразны.
Общие знания про вещи: их не должно быть слишком много. Стандартный вес багажа при авиаперевозке составляет 20 кг + до 10 кг можно взять с собой в кабину самолёта в качестве «ручной клади». Но уже и эти 30 килограммов – довольно большой груз; тащить его в Африку вряд ли стоит – запасы продуктов из России вам там не нужны, зимняя одежда тоже не пригодится, если вы не лезете на Килиманджаро или гору Кения.
Всё же для самых любопытных я раскрою, что я беру обычно с собой в дальние загранпоездки в Африку. Вы сами можете выработать себе любой другой комплект вещей, как захотите. А у меня обычно есть:
1) Рюкзак (60—90 литров). Прочный и проверенный в других, более коротких, путешествиях. Остерегайтесь новых рюкзаков, как бы они не были дешевы и соблазнительны. Лучше проверенный! С сумками ездить не следует: неудобно. Тем более, не берите сумки и чемоданы на колёсиках, с которыми любят таскаться в европейских аэропортах европенсионеры. В рюкзак полезно положить маленький городской рюкзачок, с которым вы будете ходить по городу, пристроив основной рюкзак в гостинице или в другом надёжном месте. Рюкзак я надписываю снаружи, большими буквами, маркером (например: ANTON KROTOV, Russia, Moscow), чтобы уменьшить возможность перепутывания (в аэропорту, в автобусе) и снизить вероятность его воровства с целью перепродажи.
2) Тонкий спальный мешок. Не всюду на местах ночлега вам случится увидеть чистое бельё и одеяла. Даже в Африке, в горах и пустынях, ночью бывает холодно! Найроби находится на 1800 метрах выше уровня моря; многие другие города региона тоже подняты, и там днём +25, а ночью +15. А на побережье и на равнинах, где температура превышает +25 даже ночью – полезно взять и иметь с собой лёгкий заменитель спальника, мешок из простыни. Итак, если планируются горные походы или ночлег в деревнях на высоте 1500 м и выше, берите тонкий спальник; едете только на равнину, на острова, на пляж или на побережье – возьмите мешок из простыни. Во многом зависит от вашей теплолюбивости, конечно. Саму простыню (отрез простейшей ткани) можно найти и в самой Африке, в любом городе есть лавка с тканями.
3) Для спанья на полу я беру коврик-пенку, и когда путешествую по земле, то прицепляю её снаружи рюкзака, чтобы быстро запихивать и доставать. Если есть надобность лететь куда-то на самолёте, то нужно всунуть её внутрь рюкзака, подобно каркасу. Во-первых, её не украдут, не оторвут и не отстегнут при транспортировке; во-вторых, она послужит как амортизатор, будет беречь ваши вещи – аэропортовские грузчики бросают наши рюкзаки так, как будто они содержат только футбольные мячики.
Если вы планируете всегда жить в гостиницах, можно её не брать.
4) Палатка. Лучше иметь дуговую палатку, чем «домик». Для чего она? Для ночлега под открытым небом, в пустыне и в лесу – нужна палатка с тентом, ведь дождь налетает каждый раз быстро и неожиданно. Но если вы планируете всегда спать под крышей, в гостиницах, в школах, в церквях или в гостях у местных жителей – возьмите с собой палатку без тента, или просто домик из сетки, чтобы защититься от ночных комаров. Москитную сетку можно приобрести и в самой уже Африке.
5) Большая железная кружка (литровая) пригодится нам и для чая, и для приготовления пищи. К ней – кипятильник. Он полезен и в гостиницах, и в церквях, и даже в транзитный зал аэропорта полезно взять кипятильник, чтобы готовить чай, не ориентируясь на дорогие аэропортовские кафе. К нему – небольшой чай (несколько пакетиков или россыпью заварка) и сахар в небольшой пластиковой завинчивающейся баночке. В пакете не надо – найдут и обнаружат муравьи. Если вы пьёте чай без сахара, можете сахар не брать. К кружке также пригождается ложка и складной ножик.
При перелётах ножик не берите с собой в самолёт, а сдавайте в багаж – иначе отберут, как орудие терроризма!
6) Фотоаппарат (цифровой). Запасные батарейки (аккумуляторы), флэшки, держите всегда при себе – вдруг что-то интересное снять, чтобы флэшка не закончилась неожиданно. (Плёночные фотоаппараты я уже не вожу лет семь – сейчас это стало слишком неудобно и дорого, пункты продажи и проявки фотоплёнок остались уже далеко не везде, весь мир уже на цифру перешёл, даже Африка.)
Зарядное устройство для аккумуляторов. Берите в России самое быстрое зарядное устройство, какое найдёте, даже если оно будет втрое дороже, чем медленное! В африканских гостиницах, домах, квартирах, церквях…, довольно часто бывают перебои со светом, его могут отключить на несколько часов, а в некоторых городах это происходит каждый день, а в сёлах вообще ток может появляться только на несколько часов в сутки. Поэтому в ваших интересах, чтобы всё заряжалось как можно быстрее!
7) Очень важная вещь – розеточный переходник. В Африке розетки не похожи на наши; в Кении, Танзании и Уганде они, как правило, другие, «трёхдырочные». (В Руанде, Бурунди и на Коморах – обычные, «советские»). Чтобы всунуть в афророзетку нашу вилку, нужно постараться – в третью дырку в это же время вставить пинцет, ручку или палочку (это не опасно, спросите у африканцев, чтобы они показали вам приём). Купите сразу по приезду в Африку, как увидите, тройник-переходник, он называется «адаптер» (за $1—2 вы найдёте его). И таскайте повсюду с собой, чтобы с палочкой или ручкой не мучаться. Ещё более полезно, чтобы адаптер имел несколько выходов – розеток бывает недостаточно, а заряжать нам много чего бывает нужно. В России можно, поискав, найти универсальный тройник-переходник для всех любых розеток – посмотрите на электронном рынке.
Электричество тут, примерно как и у нас, 180—240 вольт / 50 герц, наши электроприборы сносно переваривают его, несмотря на скачки напряжения. Напряжение тут в сети не такое постоянное, как в России, но средний вольтаж сохраняется.
8) Прочные нитки и иголка, для ремонта одежды и снаряжения; пластырь на всякий случай. Йод, марганцовка или таблетки для обеззараживания воды, ну и что захотите сами. Скотч для ремонта карт. Мыло.
9) Деньги, в форме долларов США в разных номиналах, но больше – в крупных, 50-100-долларовых купюрах, запакованные в полиэтилен и рассованные в разные места одежды и в вещи (при этом нужно хорошо помнить, где сколько есть денег);
10) Одежда. Свитер и лёгкая куртка обычно пригождаются: ночами почти всюду прохладно, а ещё бывают и ливни. Особенно холодно ездить в кузовах в горах ночью под проливным дождём! Да и ходить по городу в мокром виде не всегда приятно… Полотенце или просто кусок ткани, который можно использовать и как шарф, и как головной убор, и как собственно полотенце; запасные носки (несколько штук).
11) На ногах – хорошие, прочные, уже несколько разношенные ботинки. Кроссовки, босоножки, сандалии, шлёпанцы и кеды, на мой взгляд, не так удобны; тем более, что в сандалии может пролезть и поселиться на вас вредная африканская блоха или другие паразиты;
12) Адреса и телефоны посольств РФ на всякий экстренный случай;
13) Канистра для воды (5 л); можно приобрести уже на месте;
14) Налобный фонарик – очень важная вещь. Проверьте его перед поездкой, не сломался ли. Желательно, чтобы он не промокал. Можно взять даже два фонарика. И не забудьте запасные батарейки!
15) зубная щётка и паста (можно приобрести на месте);
16) я пишу свои книги на нетбуке и уже несколько лет вожу с собой этой прибор, но если вам ничего не компьютере делать не нужно – лишний вес лучше оставить, конечно, дома. Тем более, что нетбук можно уронить, на него могут наступить, и даже если он находится внутри рюкзака, он может пострадать при неудачном падении или броске рюкзака (с кузова грузовика, с багажника автобуса и пр.).
Если вы с собой берёте ноут, и регулярно работаете на нём, – проверьте, чтобы батареи в нём держали подольше. Имеет смысл найти и взять с собой особую, долго действующую батарею – в Африке электричество подают весьма нерегулярно, особенно в мелких населённых пунктах, а в деревнях тока может и вовсе не быть.
17) Полиэтиленовые пакеты для запаковки всяких вещей. Запакуйте всё, что можете, в пакеты: ведь дожди в Африке бывают сильными! Особенно берегите паспорт.
18) Фотографии России, своего города, своего дома, достопримечательностей в округе и прочее – для показывания местным жителям; календарики, открытки, российские монетки на подарки особо понравившимся попутчикам, полезным людям, а также на обмен на их сувениры. Для высокотехнологических знакомств можно взять флэшку с фотографиями из своих путешествий и визитку с Емайлом и адресом в контакте и в Фейсбуке (Facebook тут уже довольно сильно распространён).
Все перечисленные вещи являются не обязательными; вы можете также составить и свой список, взять с собой электронный планшет, GPS, зонтик, длинный объектив, оборудование для подводного плавания, примус-горелку (но не баллоны: их нельзя возить в самолёте) …, или ничего не брать вообще и приобретать по дороге то, что сочтёте нужным. Но главное: соберите рюкзак заранее, за несколько дней до отправки, и попробуйте его на вес. Можете съездить с ним в ближайший город, и после возвращения, выкинуть неиспользуемое. Помните, что с этим рюкзаком вам придётся проходить многие дни, а возможно и месяцы; если вы наберёте, скажем, 30 кг вещей, это будет тяжело и вам, и самому рюкзаку. Кроме того: по счастью, вес багажа в самолёте ограничен, и вам, волей-неволей, придётся оставить часть барахла дома.
Любая вещь, которая не используется, является вредной и подлежит выкидыванию, продаже или дарению местным жителям.
Соберите рюкзак так, чтобы любая вещь быстро доставалась и так же быстро убиралась. Если какой-то предмет лежит так, что потом быстро не засунуть – значит, плохо уложено!
Любую вещь вы должны уметь найти и достать даже ночью, на ощупь, едучи на крыше автобуса или в кузове машины, в хижине или гостиничном номере при выключенном электричестве, и при этом ничего не должно потеряться или промокнуть. Также нужно уметь и засунуть обратно любую вещь, чтобы остальные не пострадали. Набитый битком рюкзак, еле затягивающийся – вреден!
А вот что с собой не берите: алкогольные напитки («для дезинфекции»), оружие от местных жителей или от зверей, а также вещи на продажу (подработать «челноком» вряд ли удастся). Домашних животных. Малолетних детей (до 7 лет). Запасы еды, бич-пакеты и консервы тоже вам не потребуются: уже нигде нет такого голода, чтобы пришлось еду из Москвы тащить с собой через полмира. Одежду тоже в городах можно подкупить, если ваша износится.
Чёрные очки и крем от загара (или для загара) я лично считаю ненужными, хотя кто хочет, тот и пользуется ими. Решайте сами. Можете взять головной убор от солнца, это точно не повредит – африканское солнце может сильно напечь макушку.
Мобильная связь работает уже во всех городах Африки. Но звонить по мобильнику в Россию, имея карточку российского оператора, слишком дорого (до $4 в минуту). Зато в каждой стране вы можете купить местную карточку, с предъявлением паспорта, примерно за $1.
Собрали рюкзак? В путь!
Поиск попутчиков
Нередко у меня в квартире раздаются телефонные звонки, а другие граждане пишут мне по Е-майлу или вКонтакте письма примерно такого содержания:
«Здравствуйте. Я вот тут собираюсь в Кению, вы мне попутчика не найдёте?»
«Хочу присоединиться к вашим путешествиям. Когда и куда?»
«Готова ехать хоть сейчас на край света! Возьмите меня с собой!»
Следует сразу сказать, что я занимаюсь только своими путешествиями, а не вашими. Найти хорошего попутчика в далёкое путешествие – дело весьма трудоёмкое и ответственное. У вас должны соответствовать интересы (куда поехать), свободное время (когда поехать), намерения (как поехать), скорость собирания рюкзака, любовь к курению (или отказ от него), возможности ходить пешком, отношение к деньгам и аппетиты к их потрате, и прочее, и прочее. Вы должны иметь более-менее совпадающие характеры, и терпимость друг к другу.
Как и с выбором рюкзака, не стоит ехать в дальний путь с непроверенным человеком. Лучше ехать одному, чем потом два-три месяца (или дольше) страдать от неожиданно вскрывшихся вредных свойств напарника (напарницы). Поэтому съездите сперва в небольшое, скажем недельное путешествие с потенциальным попутчиком, и потом принимайте решение о совместном дальнем путешествии. Недостаткам, реальным и мнимым, свойственно разрастаться со временем – знайте об этом. Даже те люди, которые женятся, потом в большинстве случаев разводятся; тем более легко разругаться с напарником в дороге, которого близко-то и не знал.
«А у меня среди друзей нет никого, кто бы интересовался Африкой…»
Тут стоит заметить, что вы сами выбираете себе друзей. Если все ваши друзья интересуются, например, только выпивкой, или оловянными солдатиками, или мерчендайзингом или почтовыми марками, а вы ищете тех, кто поедет с вами в Танзанию – значит, вам следует расширять круг общения. Не бросайтесь на каждого человека с мыслью, что он единственный кандидат вам в попутчики. Вешайте объявления (бумажные или в Интернете), приходите на собрания путешественников, слёты, тусовки, мероприятия. Готовьтесь за полгода, или за год, лучше так.
«А я живу в г. Тула, и у нас никто в городе не интересуется Африкой!..»
Если вы живёте в 200 км от Москвы и не можете несколько раз съездить в Москву, на собрание путешественников или на Лесной Трезвый Сход путешественников, разузнать у опытных людей особенности вашего предполагаемого маршрута – как же вы намерены ехать за тысячи километров в страны Африки? Это несерьёзно.