Книга Околосмертные переживания и уроки христианству - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Михайлович Горохов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Околосмертные переживания и уроки христианству
Околосмертные переживания и уроки христианству
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Околосмертные переживания и уроки христианству

В новой версии NDERF был проведен опрос «как изменилось ваше отношение к религии за период от момента околосмертного опыта к моменту анкетирования».

К этому моменту прошло в среднем 20 лет.

В опросе участвовали 133 респондента которые считали, что «видели» Бога

При этом «переживатели» отмечали глубину и длительность своих изменений по отношению к религии.



Аналогичный анализ был проведен с описаниями, представленными респондентами «не встречавшимися» с Богом.

Очевидно, что сдвиг мировоззрения в сторону религиозности и духовности в данном случае имеет менее выраженную картину.



Как мы видим, приведенные данные убедительно свидетельствуют о существенном повышении уровня религиозности среди «переживателей» околосмертного опыта.

Но, к сожалению, не представляют никакой количественной информации об их межконфессионной миграции.

Выше были представлены результаты исследований, приведенные в последней книге доктора Джеффри Лонга [2].

Но интерес к изменению (росту) религиозности тех, кто пережил околосмертный опыт у Джеффри Лонга присутствует с самого начала его работы в этой области.

Еще в 2002-м году Джоди Лонг (именно ей (жене) посвятил доктор Джеффри Лонг свою первую книгу [3]), работавшая вэб-мастером NDERF провела исследования, основываясь на описаниях первой анкеты.

Это исследование представляет собой ретроспективный обзор данных, полученных в результате интернет-опроса и приведенных на сайте NDERF, несмотря на возраст и сегодня вызывает несомненный интерес.

Учитывая тот факт, что респонденты сайта NDERF могут являться адептами различных религиозных доктрин и верований, Джоди Лонг в своих исследованиях учитывала это обстоятельство как различие между религией и духовностью.

«Эта методология-прототип, основанная на теоретической и эмпирической работе Роша (1978), устанавливает определение того, что Рош назвал «нечеткими категориями». Это категории, которые не имеют простого классического определения и выделяются в концептуально связанные категории или понятия.

Религия и духовность могут быть очень нечеткими категориями. Значение Бога, Иисуса и Будды будет очень различным в зависимости от того, с кем вы говорите, и то, как люди будут исповедовать свою веру. Крайности варьируются от атеиста до не практикующего члена организованной религии, до тех, кто называет себя религиозным консерватором или духовным».

В одну группу религиозных сдвигов были сведены те, кто не изменили свою религию, но изменили глубину исповедания своей религии.

В представленной ниже таблице приведены данные такой группы – изменения глубины исповедания избранной формы вероисповедания.




Другая категория – это те, кто сообщает о более глубокой вере, большей духовности или об отказе от организованной религии.

На выборке из 146 респондентов были получены следующие результаты.



На втором слайде мы видим очень важный результат – из 146 респондентов большинство людей в любой категории (65%) остаются в одной религиозной категории независимо от того, считают ли они себя консерваторами, умеренными или либеральными.



Интересно видеть, что наибольшая группа NDErs относится к умеренной категории (45.2%), в то время как люди, которые называют себя консерваторами, составляют 26%, а либералы составляют 28.8% населения NDE.

Этот факт сам по себе не имеет значения, поскольку каждый человек субъективно относит себя к неопределенной категории консервативных, умеренных или либеральных.

Тем не менее, интересно посмотреть, сколько людей изменилось в каждой категории.

Тенденция заключается в том, что чем более либеральным является человек перед ОСО, тем меньше вероятность того, что он сменит религию (16.7%). И наоборот, чем более консервативен человек перед NDE, тем больше вероятность того, что он сменит религию (50%).

Обобщая полученные данные и Джоди Лонг, и доктор Джеффри Лонг обратили внимание на тот факт, что значимые изменения в ценностях и убеждениях респондентов полностью согласуются с осознанием того, что их околосмертные переживания, изменившие жизнь, были абсолютно реальными.

«Люди вряд ли внесут значительные изменения в свою жизнь, если на-то нет веской причины».

В подтверждение сказанному Джеффри Лонг приводит данные опроса 133 респондентов, переживших «встречу» с Богом.

На вопрос анкеты NDERF «что Вы думаете о реальности вашего опыта в настоящее время» 128 (96.2%) из 133-и респондентов сообщили, что их «опыт был определенно реальным».

В качестве доказательства реальности пережитого Джеффри Лонг приводит и тот факт, что «переживатели» представляют все слои общества.

Это и врачи, ученные, медсестры, учителя, руководители предприятий, дети и т. д.

Но, пожалуй, наиболее интригующими являются данные свидетельствующие о влиянии околосмертных переживаний на трансформацию сознания, целевых ориентиров и образа жизни «переживателей» ОСО.

Так по результатам ранних исследований М. Сабома, Пима ван Ломмеля, К. Ринга и С. Парниа ученые были убеждены в том, что практически все «переживатели» склоняются к изменению своего вероисповедания, причем до 80% переживших ОСО обращаются к восточным верованиям

Несколько позже по результатам новых исследований эти данные были скорректированы в первую очередь за счет снижения максимальной планки респондентов, отказавшихся от исповедуемой ранее религии.

Сегодня можно утверждать, что это заявление полностью корреспондируется с данными, полученными доктором Джеффри Лонгом на основе обобщения описаний респондентов, переживших ОСО представленных в адрес сайта NDERF.

Так по одним данным Джеффри Лонга этот показатель составляет величину 48% для респондентов «видевших бога» и 46% не информировавших об этом.

Но уже по результатам специального опроса 133-х респондентов, которые считали, что у них была «встреча» с Богом с вопросом «изменились ли ваши религиозные убеждения/духовые практики в результате именно пережитого околосмертного опыта» было установлено численное значение равное 73%.

Кроме того, установленным является тот факт, что часть респондентов (к сожалению, количественных данных нет), переживших ОСО и сохранивших свою принадлежность к ранее исповедуемой религии, на фоне роста уровня религиозности своего сознания стали уделять значительно больше места религиозным обязанностям и религиозным практикам в повседневной жизни

Эти данные являются объективным показателем преобразующего воздействия околосмертных переживаний на наше мировоззрение, что в свою очередь может служить подтверждением их достоверности.

И, безусловно установленное расхождение существующих на сегодня данных об одном из наиболее «болезненных» вопросов, волнующих Церковь, полученных ведущими исследователями ОСО проспективными методами опроса своих пациентов с результатами доктора Джеффри Лонга предопределяет важность и острую необходимость дальнейшего накопления и анализа результатов исследования в данном направлении.

Ведь эмпирическому опыту наблюдений мы доверяем настолько, насколько верим своему опыту или опыту тех людей, в искренности которых не возникает сомнения.

И к таким людям относятся все те, кто, пережив околосмертный опыт полностью и реально (а не на словах) изменили свой образ жизни, поставив во главу угла те фундаментальные общечеловеческие ценности, которые старалась привить им та религия, необходимость исповедовать которую теперь для них отпала.

Резюме

Подведем некоторые итоги представленным результатам:

1. Своей работой доктор Джеффри Лонг изменил традиционный вектор исследований ОСО, сконцентрировав внимание на обобщении и скрупулезном анализе околосмертных переживаний, возникающих в наиболее интригующий момент – пребывания на «границе» мирской жизни.

2. Достоверность и обоснованность полученных результатов основывается на масштабной (n = 1222) выборке респондентов сайта NDERF, оценка состояния которых удовлетворяла количественному значению> 7 шкалы NDE (Грейсона).

3. Ограничением расширенного (с религиозной точки зрения) толкования полученных результатов и сделанных на их основе выводов является формирование выборки респондентов из жителей США и стран западной Европы, преимущественно представляющих протестантское и католическое вероисповедание.

4. Полученные доктором Джеффри Лонгом результаты в очередной раз подтвердили ранее опубликованные данные исследований околосмертных состояний, устанавливающих:

– «переживатели» не только укрепили свою веру в Бога, но и определили любовь (в Господа и к ближнему) как смысл своего дальнейшего мирского существования;

– до 20% «переживателей» испытывают чувство страха перед наступлением смерти;

– 73% респондентов, переживших околосмертное состояние, приняли решение в дальнейшей мирской жизни отказаться от ранее исповедуемой религии в пользу восточных учений и верований.

Необходимо признать то, что если сформированный за прошедшие более чем четыре десятилетия объем эмпирического опыта околосмертных переживаний сформировал в обществе дополнительные убеждения в возможности существования разума (души) независимо от тела и жизни после смерти, то исследования доктора Джеффри Лонга [2] совершили своего рода «прорыв» в области исследования переходного состояния на «границе» мирской жизни.

Тот факт, что подавляющее количество «переживателей» в результате полученного околосмертного опыта отказывались от ранее исповедуемой религии отмечали все исследователи ОСО.

Но именно доктору Джеффри Лонгу принадлежит право получения этого научно-обоснованного количественного результата.

Представленные им данные не могут не требовать ответов как минимум два вопроса:

1. Что является причиной и почему люди, ранее отождествлявшие себя с христианской (протестантской и католической) верой приняли решение отказаться от нее в своей дальнейшей мирской жизни;

2. Как должны, и должны ли реагировать протестантская, католическая церкви и другие (в том числе и православная) монотеистические религии на представленные результаты.

Прежде чем сделать следующий шаг в стремлении получить ответы вопросы, возникшие в результате обобщения информации этой главы, следует еще раз отметить одно из ключевых граничных условий, способное в дальнейшем ограничить область анализа этого социального явления.

Одним из критериев, позволяющих доктору Джеффри Лонгу сформировать репрезентативную выборку респондентов, предоставившую возможность провести исследование влияния околосмертных переживаний на религиозную составляющую сознания, являлось требование представления описаний пережитого околосмертного опыта на английском языке.

Как следствие, основной объем исследуемый выборки респондентов (как отметил сам доктор Джеффри Лонг) составили жители западной Европы и США.

Фактически мы имеем дело с околосмертным опытом людей, отождествлявших (в разной степени) себя с католической и протестантской конгрегациями.

Так что заставило людей, отождествлявших себя с христианством, или по крайней мере декларирующих свою принадлежность к его конфессиям, полностью изменить свое отношение к ним после получения околосмертного опыта.

Какие знания и какое откровение они получили там, на «границе» мирской жизни, вернувшись откуда в мирскую реальность, осмыслив которые, они нашли в себе силы отказаться от установившихся ранее правил и образа жизни.

Было бы крайне интересно ознакомиться с реакцией (если бы она проявилась) христианского богословия на этот, уже установленный и научно обоснованный результат.

Но сегодня Церковь отмалчивается от обсуждения даже, общепризнанного и доказанного более чем сорокалетним эмпирическим опытом околосмертных переживаний фактора «страха смерти».

Причина «молчания» лежит на поверхности.

Будучи не в состоянии опровергнуть эти данные, представители духовенства и состоящие на службе у Церкви богословы предпочитают не замечать этого явления, ставящего под сомнение фундаментальную основу «воспитательной» миссии ряда мировых религий, основанную на убеждении верующих в необратимости наказания после смерти за грехи прожитой мирской жизни.

Становится очевидным, что ожидать активного обсуждения в протестантских и католических религиозных кругах относительно недавно опубликованных результатов исследований доктора Джеффри Лонга, сумевшего количественно обосновать факт отказа 73% людей, переживших околосмертный опыт от ранее исповедуемой религиозной доктрины, не приходится.

Глава 2. Околосмертные переживания

и уроки христианским религиям

Вряд ли могут быть какие-либо сомнения в том, что уже доказанный факт «исхода» людей, переживших околосмертное состояние из ранее исповедуемых религий, вызывает негативные эмоции в первую очередь у представителей духовенства тех конгрегаций, которые оказались в числе покидаемых – протестантской и католической конфессий.

В свою очередь рядовые верующие вправе ожидать от духовенства аргументированного объяснения данной ситуации, вызывающей пока как минимум недоумение.

Пока недоумение.

Складывается парадоксальная ситуация.

Большая часть людей (73%), переживших околосмертное состояние, получив на «границе» мирской жизни откровение, определившее весь смысл их дальнейшего существования как любовь и сострадание к ближнему, вернувшись в «мир» принимают решение отказаться от вероисповедания той религии, которая своей миссией декларировала формирование именно этих духовный ценностей.

Ключ способный раскрыть «секрет» этого парадоксального явления скрыт ответами на два ключевых вопроса, получить которые можно лишь опираясь на достоверные факты, характеризующие религиозные процессы, протекающие в секулярном мире.

Что же это за вопросы:

1. Кто эти люди, принимающие решение об отказе от прежней религии;

2. Что могло стать причиной для принятия этого решения.

Чтобы получить ответ на первый вопрос попробуем установить существуют ли какие-либо предпосылки способные в принципе инициировать сам процесс отказа от избранного вероисповедания.

Обратим внимание на отношение самих верующих к избранной ими ранее религиозной доктрине – их уровень самоидентификации, глубины и искренности веры.

И так.

Что нам говорит мировая статистика, позволяющая объективно оценить действительное отношение «верующих» к избранной ими религии, представленная компанией Реw Research Center [4] в форме диаграммы ответов на вопрос «считаю ли я религию самым важным аспектом жизни»:



Первое что бросается в глаза, это то, что в нижней части списка оказались страны с высоким уровнем развития промышленности и экономики.

Несколько удивительными являются лишь показатели ответа на вопрос о значимости религии в США (53%) в сравнении со странами западной Европы (от 14% Франция до 26% Италия).

Но если 53% зафиксированных в США еще могут вызвать определенные сомнения (нельзя не обратить внимание на то, что чем выше экономический уровень развития государства и жизни его населения, тем ниже процент людей, считающих религию важным аспектом жизни), то данные характеризующие отношение к религии верующих православных церквей Украины (22%) и России (19%) подтверждены результатами серьезных социологических исследований.

Если мы проанализируем результаты многочисленных социологических исследований направленных на анализ религиозных процессов, протекающих в Украине и России, то убедимся в известном, но к сожалению отнюдь не оптимистическом факте.

Пожалуй, лучший пример в данном случае – православная Украина.

Согласно данным приведенным в [4], лишь 22% жителей Украины считают религию самым важным аспектом жизни.

Эти данные корреспондируются с результатами объемного профессионального исследования [5], проведенного такой авторитетной и признанной в мире социологических исследований организацией, как Центр Разумкова в 2018-м году.

Так по данным этого исследования к верующим в Украине уверенно себя относят 71.8% населения.

При этом 67.3% опрошенных считают себя православными христианами.

Интересно, что службы, религиозные собрания и мероприятия посещают всего 58%.

Вместе с тем, согласно [5] в Украине лишь 3.7% православных верующих посещают религиозные службы чаще 1-го раза в неделю, а 19.2% раз в неделю.

В сумме это составляет 22.9%, что корреспондируется и повышает доверие к результатам опроса проведенного Реw Research Center [4].

В России ситуация не лучше, если не хуже.

Так число людей, называвших себя православными по данным НИУ ВШЭ в 2016-м году составляло 70.9%.

Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.

«Левада-центр», например, оговаривает что «60% православных не относят себя к религиозным людям», и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет» [6].

Интерес представляют данные, приведенные в этом источнике, касающиеся некоторых основных признаков, характеризующих полноценную религиозную практику православных российских верующих в интервале 2000—2014 годы.

Приведу их значения по состоянию на 2014-й год:

– не причащающихся – 68%;

– не соблюдающих посты 61%;

– посещение храма 1—2 раза в год или реже – 79%

Фактически в общем количестве людей, отождествляющих себя с православием в Украине и России лишь 23% и 21% соответственно можно назвать истинно верующими (т.е. посещающими церковные службы чаще чем 1 раз в месяц и регулярно исполняющие религиозные практики – пост, исповедь и причащение), остальные 77 и 79 процентов с полным основанием можно отнести к категории «декларативно» верующих.

Понимает ли Церковь эту проблему.

Безусловно.

Чтобы не быть голословным, приведу слова Патриарха РПЦ Кирилла, сказанные им 24 ноября 2018 года в Калининграде во время проповеди в соборе Христа Спасителя в которой он обратил внимание паствы на существующую разницу между «статистическим» отнесением себя к православию и реальным «воцерковлением» [7]:

«Мы в самом начале духовного возрождения нашего народа.

И, хотя статистически большинство россиян говорят сегодня о своей принадлежности к православной вере, но статистическая принадлежность и реальное воцерковление – это разные вещи».

Но мы увидели лишь одну сторону медали.

Давайте обратим внимание на динамику протекания религиозных процессов в секулярном мире.

Выделю те основные тенденции, которые представляют непосредственный интерес для православных верующих.

Мусульмане являются самой быстрорастущей основной религиозной группой, в основном потому, что у них самый высокий коэффициент рождаемости и самое молодое население.

В результате ожидается увеличение численности мусульманского населения с 1.6 млрд. человек (23% населения мира на 2010 год) до 2.76 млрд. человек (30% от общего числа людей в 2050 году).

В середине столетия мусульмане будут почти равны по размеру христианам – крупнейшей религиозной группе в мире [8].

Ожидается, что доля христианского населения мира будет оставаться стабильной (около 31%).

При этом прирост христиан, которые составляют треть населения Земли, идёт в два с половиной раза медленнее, чем прирост всего остального (не христианского) населения.

Но на фоне это отнюдь не оптимистической картины совсем печально выглядит будущее православного вероисповедания [9]:

Динамика христианских конфессий:

1. Католическая церковь – прирост 1.3% или 13.5 млн человек в год.

2. Независимые христианские церкви – прирост 2.5% или 9.5 млн. человек в год.

3. Протестанты – прирост 1.4% или 4.85 млн. человек в год.

4. Англикане – прирост 1.56% или 1.24 млн. человек в год

5. Православные — прирост 0.54% или 1.17 млн человек в год.

6. Маргинальные христианские группы – прирост 1.68% или 0.4 млн (440 тыс.) человек в год.

Ну что тут скажешь.

Есть над чем задуматься, и очень серьезно, Патриархам и правящим митрополитам православных церквей

Итак, проблемы целостности православного вероисповедания очевидны.

Ну а что нас ждет.

Это, пожалуй, главный вопрос, который имеет прямое отношение к результатам исследования околосмертных состояний.

Способны ли мы, православные без религиозного фанатизма воспринять эту информацию в качестве урока и сделать соответствующие выводы.

Очень надеюсь на это, тем более что существует еще одно архиважное обстоятельство, не учитывать которое невозможно.

Если проанализировать качественный состав истинно верующих прихожан православных храмов, то окажется что 85—90% его, это люди пожилого возраста, причем соотношение женщин и мужчин составляет порядка 2:1.

Оставшиеся 10—15% (т.е. 2—3% от общего количества тех, кто пока считает себя православным верующим) это примерно поровну молодые люди и дети.

Можно попытаться найти аргументы в пользу гипотетической надежды на то, что к этим 2% в будущем присоединятся остальные 77% в Украине и 79% в России тех, кто сегодня лишь декларирует православие как избранную религию, но существуют серьезные опасения что такое произойдет.

И лишь гипотетической (к сожалению) эта надежа остается потому, что реальностью становится стремительный интеллектуальный рост населения (и в первую очередь молодежи), предоставляемые ему (населению) средства коммуникации (сегодня мобильные гаджеты есть уже и у стариков и детей) и простота доступа к информационным базам самого широкого профиля.

В том числе и к данным эмпирического опыта околосмертных переживаний, и к проблемно ориентированным сайтам, представляющим эти материалы, и к многочисленным сетевым форумам, содержащим материалы полемики в вопросах веры и жизни после смерти.

Так что надежду «не заметить» новые результаты исследований околосмертных состояний вряд ли можно считать оправданной, а решение не учитывать их влияния на вопросы религиозного сознания признать дальновидным.

Еще одним ярким подтверждением сказанному с одной стороны, и фактором в очередной раз привлекающим внимание к «потере страха смерти» стали новые результаты, которые были представлены на 5-м Конгрессе Европейской академии неврологии (EAN) исследователями из Rigshospitalet, Университетской больницы Копенгагена, Копенгагенского университета, Дания, Центра исследований инсульта, Берлин, и Норвежского технологического университета, Тронхейм, Норвегия, проходившем с 29.06 по 02.07.2019г. в столице Норвегии г. Осло.

О масштабах этого форума может свидетельствовать такой факт, что количество его участников превысило 6000 человек.

Озвученные в этом докладе данные о присутствии негативных переживаний у людей, испытавших состояние «близкое к смерти» резко отличаются он тех среднестатистических показателей, которые в настоящее время признаны наиболее объективными.

В сочетании с отсутствием корреляции представленных показателей для различных групп респондентов, сформированных по критерию (> 7) шкалы NDE (Грейсона) это свидетельствует о необходимости более внимательно отнестись к анонсированным на конгрессе материалам исследований датских ученых.