Зрячий видит за бугром
Кто и как управляет спортивным движением в России?
Владимир Славский
Редактор Андрей Звонков
© Владимир Славский, 2022
ISBN 978-5-0056-2067-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Зрячий видит за бугром
Я не претендую на звание провидца, но в любом деле необходимо смотреть вперед и стараться предвидеть пути дальнейшего развития. И в спортивном движении этот принцип должен быть приоритетным, так как именно здесь всё и все прогрессируют практически ежедневно.
Именно с этой целью я и попытался изложить в этой книге свои мысли о положении дел в нашем спортивном движении и внес конкретные предложения по усовершенствованию управления спортивным и олимпийским движением в Российской Федерации.
И моя первая публикация на эту тему вышла под названием «Чтобы выстроить систему, необходим прочный фундамент», а затем уже пришлось поработать основательно над продолжением, чтобы довести ее до логического завершения.
Хочу особенно подчеркнуть, что при публикациях я никого не критиковал, а просто фиксировал ситуацию и предлагал конкретные меры по выходу из сложившегося положения.
Призывая при этом вышестоящие спортивные организации принять участие в дискуссии на эту тему, но, к огромному сожалению, так никто и не осмелился ответить на этот призыв.
Причина? По всей видимости, таких персон на сегодня в нашей спортивной системе просто не существует.
А спортивные руководители страны, по всей видимости, по той же причине так и не осмелились подключить свои службы к общественной дискуссии на самую злободневную тему в нашей спортивной жизни.
Вот именно поэтому я и вынужден был опубликовать заключительную свою статью на эту тему под названием «Равнодушие, или Никому ничего не нужно».
И еще. Хочу сообщить читателю, что эта книга – продолжение вышедших ранее моих книг под названием «Вопреки всему», «Соль земли» и «Время не ждет». И в этом плане я как бы подытожил тему и выдержал свой принцип «Любое дело исполнено, если оно доведено до конца».
Как известно, наше спортивное движение – это единственное общенародное направление, которое безболезненно вписалось в новые всероссийские реалии и уверенно продолжает доминировать в общественном сознании россиян как достижение и гордость.
Естественно, у меня, как и у большинства россиян, есть большое желание сохранить и по возможности закрепить все то положительное, что было завоевано в СССР и России нашими спортсменами.
И именно поэтому очень важно определиться и выработать такую систему управления, которая бы соответствовала времени и сохранила наше серьезно пошатнувшееся международное лидерство. Ведь всем понятно, что система – это залог успешного результата во всем. К большому сожалению, люди в России в основе своей не приучены к системной работе.
Это наглядно прослеживается и в работе российских спортивных организаций. Есть такое выражение: умные учатся на чужих ошибках.
Я думаю, что многие и на своих ошибках не желают учиться. А зачем учиться, если твою работу никто не контролирует, не спрашивает и при этом стабильно платят зарплату?
Ведь наше государство действительно щедро оплачивает спортивное движение по всем направлениям.
В этом предисловии я затрагиваю только общую часть проблем, а в самой книге излагаю более конкретно свои мысли и предложения по усовершенствованию системы управления спортивным и олимпийским движением в России.
Итоговые таблицы ведущих стран на XXIII и XXIV зимних Олимпийских играх
На зимних Олимпийских играх в Корее в спортивной и политической борьбе были зафиксированы худшие результаты в истории выступлений российских спортсменов, занявших 13 место среди стран по количеству золотых медалей и шестое по общему их количеству (2 золотых, 6 серебряных и 9 бронзовых).
Итоги Олимпиады в Пекине для российской команды – шаг вперед. Наши спортсмены завоевали медали в десяти видах спорта. Но для того чтобы войти в тройку сильнейших, предстоит большая и серьезная работа. Ведь шесть золотых медалей завоевано только в двух из двенадцати видов спорта, входящих в программу Олимпиады.
Владимир Славский.
Москва. ТАСС срочно сообщает!12
МОСКВА, 7 февраля 2022 года. /ТАСС/. Серебряная медаль российских прыгунов с трамплина в смешанных командных соревнованиях на Олимпиаде в Пекине является результатом профессиональной работы спортсменов и тренерского штаба. Такое мнение ТАСС высказал вице-президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский.
Российская команда в составе Ирмы Махини, Ирины Аввакумовой, Данила Садреева и Евгения Климова набрала 890,3 балла. Победу одержала сборная Словении, набравшая 1001,5 балла. Третье место заняла команда Канады (844,6).
«В первую очередь надо поздравить главного тренера – Евгения Плехова, весь его штаб и всех спортсменов. Они профессионально сработали как на Олимпийских играх, так и до них, хотел бы отдельно это подчеркнуть. Где-то полгода назад с тренерским составом мы обсуждали, что есть шанс именно в команде побороться за медаль, в связи с этим мы и вели всю подготовку», – сказал Славский.
«В команде из четырех человек достаточно один из восьми прыжков сорвать, и тогда толку не будет. Ребята выступили ровно, настолько ровно, что по нарастающей в отличной форме подошли к Олимпийским играм и прекрасно выступили», – добавил собеседник агентства.
Вот они, наши герои-призеры:
Ирина Аввакумова – Капитан команды
Евгений Климов
Ирма Махиня
Данил Садреев
«Нам всем надо набраться терпения» Президент Федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России – Дмитрий Дубровский.
Чтобы выстроить систему, необходим прочный фундамент
«Российский стадион» продолжает публикацию серии интервью с ключевыми фигурами российского спорта на тему: насколько совершенна и оптимальна сегодня система управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением, не нуждается ли она в перестройке.
Свое мнение высказывает Владимир Федорович Славский – один из самых опытных отечественных руководителей спорта, проработавший 10 лет председателем Сахалинского облспорткомитета, 10 лет начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, 16 лет членом комитета FIS, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (ФПЛДР), заслуженный работник физический культуры и спорта.
– Владимир Федорович, вы сейчас занимаете пост вице-президента Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья. Хотелось бы с вами обсудить тему оптимальности системы управления спортом в нашей стране.
– Сама тема об оптимальности системы управления спортивным движением в России на сегодня самая актуальная. Поскольку на поставленный вопрос «оптимальная ли система спорта?» сегодня ответить невозможно, так как вряд ли кто-то знает, есть ли она вообще. А если есть, то где и какая?
Прежде чем продолжить этот разговор, мне хотелось бы знать: какое управление в Минспорте РФ отвечает за это направление и кто его возглавляет? Я этот вопрос задаю не случайно, так как если эта тема вынесена на публичное обсуждение, то надо знать, с кем иметь дело и какой смысл этой дискуссии.
Дискутировать на эту тему можно бесконечно, поэтому я пока оттолкнусь от действующего закона о спорте.
В законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» записано, что всероссийские и региональные федерации обязаны обеспечить развитие вида спорта в соответствии с программами развития вида спорта и обязаны их представлять для утверждения в органы исполнительной власти.
Министерство спорта Российской Федерации уполномочено утверждать общероссийские программы развития, представленные спортивными федерациями, а региональные органы исполнительной власти – только участвовать в подготовке подобных программ.
Вот, на мой взгляд, где зарыта первая и основная «собака». Как могут отвечать за развитие видов спорта федерации, если они общественные и никакими ресурсами не обладают? Все, что необходимо для развития, находится только у государства, в том числе и власть.
Все финансирование (в том числе и национальных команд), база, спортшколы, кадры, наука, медицина – все это в непосредственном подчинении государственных структур. А если к этому прибавить, что и все федерации сидят на шее государства в финансовом плане, то возникает законный вопрос – а кто в доме хозяин?
Так вот, согласно закону о спорте, федерации несут ответственность за развитие вида спорта и, соответственно, готовят программы развития. Затем их рассматривают в Минспорте и утверждают. А дальше практически по ним ничего не делается. Вот один из примеров.
В соответствии с законом мы в нашей федерации (ФПЛДР) плотно взялись за работу спортивных школ в территориях и сразу же зашли в тупик, так как обеспечение учебно-тренировочного процесса и трудовая деятельность спортшкол находятся в компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
При сложившейся ситуации (на примере наших видов спорта) все без исключения спортивные учебные заведения из года в год работают все хуже и хуже. Элементарный анализ их работы констатирует, что при существующем законе и сложившейся системе процесс подготовки резерва зашел в тупик. И поэтому можно смело заявлять о том, что действующий закон о спорте является основным виновником сложившегося тупика.
Подобное положение сложилось не только в подготовке резерва, но и в целом с развитием видов спорта. В подтверждение вышесказанного остановлюсь на примере наших видов спорта. По факту мы обречены на успех, так как имеем от Минспорта РФ практически 100% финансирование сборных команд, суперцентры в Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи.
Попечительский совет содержит федерацию. То есть все имеем, но на практике все наоборот. Все спортшколы, как я уже сказал, работают из года в год хуже и хуже. От спортивных руководителей Свердловской области, Пермского и Краснодарского краев (это там, где построены лучшие спортцентры в мире), от Минспорта РФ мы на протяжении вот уже более трех лет не можем добиться утверждения предложенных нами программ развития в этих регионах.
Я думаю, что на этом примере ярко видно, что даже при замечательных имеющихся возможностях, созданных государством для развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в России, нет никому дела. И основная причина в том, что сложившиеся годами так называемая система и мышление не дают возможности изменить ситуацию к лучшему. И пока не видно, чтобы кто-то проявил инициативу и попытался эту ситуацию изменить.
Это я высказал свое мнение по вопросам развития спортивного движения на государственном уровне, но из общей системы невозможно выделить или обособить общественные спортивные организации и Олимпийский комитет России.
По сути, Минспорт, субъекты РФ, спортивные федерации и ОКР должны быть в общей спортивной системе как единое целое.
И вот здесь сложилась очень своеобразная ситуация, на мой взгляд, присущая только России. По всем международным правилам и по внутренним нашим законам государство не имеет права вмешиваться в работу федераций и ОКР.
Я сейчас выскажу крамольную мысль, но она исходит из реальной обстановки, а не из юридических прав. Юридически государство не имеет права вмешиваться в работу спортивных федераций, но на практике обязано это делать, так как практически все наши федерации в материальном плане ничем не обладают, а получают полное как материально-техническое, так и финансовое обеспечение за счет государства. И вот здесь необходимо найти консенсус, не нарушая при этом международных правил и с учетом реальной ситуации, сложившейся в нашей стране. И главным дирижером в этом процессе должен быть Минспорт РФ.
Поэтому я думаю, что в итоге за развитие видов спорта должны нести ответственность государственные структуры совместно со спортивными федерациями, а непосредственно за подготовку и выступление национальных команд (всех уровней) на международных стартах обязаны нести ответственность федерации под контролем Минспорта РФ.
Сама тема об образовании системы развития спортивного движения более широкая, но я пока остановился на основном – фундаменте, на котором необходимо возвести дом.
Министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко вручил В. Славскому Орден Почета за большую работу по строительству спортивных комплексов в г. Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи.
Кто в доме хозяин?
Владимир Федорович Славский продолжает тему «Российского стадиона» по оценке оптимальности сегодняшней системы управления отечественным физкультурно-спортивным и олимпийским движением:
– Если продолжать тему о системе развития спортивного движения в России, то я бы хотел вернуться к словам, высказанным мною в предыдущей статье под девизом «необходим прочный фундамент, на котором предстоит возвести дом».
Так вот, фундаментом должно стать усовершенствование закона о спорте в Российской Федерации.
При этом очень важно не допустить новых промахов и избавиться от допущенных ошибок, которые уже прилично затормозили развитие спортивного движения в России. И законодательная прерогатива в данном вопросе принадлежит Комитету по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации.
Я не претендую на свое мнение как окончательное, но считаю, что за развитие спортивного движения в стране должны нести ответственность государственные спортивные организации под руководством министерства спорта России, и именно поэтому к обсуждению этой темы необходимо привлечь ответственных руководителей Минспорта и ОКР.
Ведь именно они и должны предложить проекты или основу для обсуждения. А так общественники-инициаторы данной дискуссии «Российского стадиона» будут сотрясать воздух и в ответ из-за кулис получать от отвечающих за эти направления только усмешки и критику.
Но тем не менее я позволю себе высказать мысль о том, что еще не поздно вернуться к опыту работы спортивных организаций в СССР и многое возродить.
В СССР работала система, которая совершенствовалась из года в год и действительно была лучшей в мире. В то время в Российской Федерации за спортивное и олимпийское движение отвечал Госкомспорт РСФСР, в системе которого я проработал более двадцати лет. После развала СССР в Российской Федерации как территориально, так и в спортивной структуре практически ничего не изменилось, за исключением образования спортивных федераций, вошедших в эту систему.
У меня нет ностальгии по СССР, но в советское время, несмотря на то что это была огромная страна, практически все вопросы в нашей системе решались довольно оперативно и конкретно.
Я, как начальник управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, мог в любое время и по любому вопросу позвонить и быть принятым в Совмине России, в спортивном отделе ЦК КПСС, не говоря уже о Госкомспорте СССР, и, как правило, всегда там находил положительные решения по большинству вопросов, по которым мы просили помощи или поддержки. Так как всей системой в России управляла только одна организация – Госкомспорт РСФСР.
Сегодня картина совершенно другая. Во всех властных структурах (а их немало) есть в штате ответственные люди, курирующие спортивные вопросы или отвечающие за них, и плюс к ним узаконенные комиссии и советы. На сегодня вырисовался заколдованный круг в организации спортивного движения, так как все эти структуры пытаются что-то делать. И примеров этому предостаточно.
Я не собираюсь критиковать, но возникает очень серьезный вопрос – а зачем? Ведь есть Минспорт РФ и правительство РФ. Все, и круг замкнулся. Но, к сожалению, на практике сложилась обстановка, когда работу Минспорта стали подменять даже по текущим вопросам.
Дело дошло до того, что концепцию по работе с резервом и положение о Спартакиаде утверждают на самом высоком правительственном уровне. А ведь это уровень департаментов Минспорта. Ведь все программы, положения, концепции, конкурсы обязаны готовить спортивные организации, так как именно они в силу своих служебных обязанностей и должны отвечать за их исполнение. В этом суть системы. Ведь по существу возникает вопрос, а для чего тогда создан Федеральный центр подготовки спортивного резерва с огромным штатом?
В свое время в России количество спортивных школ, интернатов и других спортивных учебных заведений было не меньше, чем в настоящее время, и ими занимались в управлении физического воспитания Госкомспорта РСФСР не более пяти сотрудников. И положения о спартакиадах, в том числе и о Спартакиаде народов России, мы писали сами, и их утверждало руководство Спорткомитета на уровне курирующего заместителя. Все просто и надежно. Подготовили и отвечайте. Перед кем? Перед министром. И все.
И сам процесс работы в то время в Госкомспорте заключался не в количестве сотрудников, а в их профессионализме. И главное, работала система, которая позволяла дать оценку работы каждому из 72 субъектов Российской Федерации.
Что касается общественных советов, то он должен быть один. И, таким образом, правительство, Минспорт и Совет – вот на этом уровне и должна быть утверждена как структура, и вся система управления спортивным и олимпийским движением в России.
Я понимаю, что при сложившейся «системе» мои предложения похожи на фантастику. Но если вдруг произойдет это чудо, то сразу все становится на свои места, так как отпадают все «советчики, посредники, помощники» всех рангов. И тогда остается один руководитель и ответчик перед правительством и страной – Минспорт России.
Что касается темы взаимодействия Госкомспорта с субъектами, то вокруг этой темы также идут разговоры, как это сделать при уже сложившейся ситуации. Я не думаю, что это сложно.
Для начала необходимо именно руководству Минспорта продемонстрировать, кто в доме хозяин, и восстановить бывшее правило, при котором спортивные руководители субъектов РФ при их назначении проходили согласование в Минспорте. И для этого на первом этапе достаточно официального уведомления председателя правительства России, и все в организационном плане станет на свои места.
Чтобы по-настоящему заработала государственная вертикаль, необходимо в субъектах эти посты возглавить профессионалам. А пока в этом вопросе хаос, который к добру не приведет.
Что касается самой структуры управления, то она на сегодня оптимальная: Минспорт с субъектами РФ и ОКР с федерациями.
И если внимательно ознакомиться с существующим законом о спорте и уже сложившейся практикой, то можно с уверенностью утверждать, что Минспорт на сегодня уже обладает полномочиями не только определять эффективность работы каждой федерации, но и при необходимости принимать меры со всеми вытекающими последствиями.
Но при этом необходимо более четко определить роль общественных организаций, их конкретное участие в развитии спортивного и олимпийского движения. Свое мнение на этот счет я уже высказал в предыдущей статье. Также есть необходимость обратить внимание и на их существующую уставную деятельность.
На Западе спортивные федерации от своей природы имеют совершенно другие корни – корни, как мы привыкли говорить, капиталистические. Наши же федерации базируются на государственном обеспечении.
В этих целях ОКР совместно с Минспортом и Минюстом желательно выработать модель или стандарт основных положений устава для федераций. Ведь не секрет, что при формировании уставов в каждой федерации подходят из своих интересов с преимуществом в пользу руководителей федераций.
Понятно, что обязанности и права государственных структур и общественных организаций разнятся, но на практике (особенно внутри страны) это должно быть единым стандартом.
В этой статье я обозначил свое личное видение структурной схемы управления спортивным и олимпийским движением. В дальнейшем необходим обмен мнениями, и желательно продолжить разговор о возможности применения предполагаемой структуры на практике и наполнить ее конкретикой.
Система – это стабильность и успех!
Душа любого дела – система.
Дж. ВашингтонВ первых двух статьях я высказал свое мнение о сложившейся на сегодня системе и внес предложения, что и как необходимо сделать (на мой взгляд) с учетом перспективного развития системы управления. Для тех, кто не знаком с моими предыдущими статьями, излагаю их вкратце.
Первое – усовершенствование закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который в значительной степени способствовал образованию проблем в нашей системе.
Второе – четкое распределение обязанностей, как в государственной системе, так и между государственными и общественными спортивными организациями, в том числе и между Минспортом и ОКР.
И третье – усовершенствование государственной структуры (вертикали) управления. Восстановить, начиная от районного звена, комитеты по физической культуре и спорту в субъектах РФ, избавившись от приставок типа «туризма», «молодежной политики» и т. д.
Так вот, в продолжение темы о совершенствовании управления спортивной структуры я скажу, что в СССР эффективность системы обеспечивалась за счет элементарно простой структуры управления. Госкомспорт СССР, госспорткомитеты и министерства в союзных республиках были неразрывно связаны с субъектами в регионах. И все было предельно ясно, кто за что и перед кем отвечает.
И поэтому я предлагаю, чтобы и в настоящее время все предложения по развитию физической культуре, спортивному и олимпийскому движению в правительство вносились только Минспортом. Вносят и отвечают. А роль вышестоящих организаций – помогать и, очень важно, контролировать.
При таком раскладе все становится на свои места, в том числе и финансовая система. Минспорт (а не выигравшие один из конкурсов или тендеров) получает, расходует, и он же несет ответственность. Практика в стране показала, что в основе своей коммерческие конкурсы и тендеры ведут к коррупции. Аппарат Минспорта в состоянии «распилить», в хорошем смысле этого слова, выделяемые государством огромные средства и за свой труд иметь возможность получать достойные премиальные к своей скромной зарплате госслужащего.
Ведь понятно, что тот, кто выиграет так называемый «конкурс», будет пиарить темы, над которыми ежедневно трудится на практике аппарат, и разница здесь в одном – в чьих руках окажется «черпак».
В таких публичных выступлениях невозможно остановиться на всех направлениях деятельности в системе управления, и поэтому я решил заострить внимание на двух самых важных темах, которые, на мой взгляд, являются коренными и лежат в основе развития всего спортивного движения.
Наверное, я не сделаю открытия, если подчеркну, что одной из самых главных несущих конструкций в системе является спортивный календарь. Его даже называют хребтом развития спортивного движения. И здесь необходимо отдать должное нашей существующей спортивной системе, которая в этом направлении имеет хорошие традиции, основой которым служит отработанный уже годами в Минспорте ежегодный «Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий» и, в едином ключе с ним, календарные планы всероссийских мероприятий среди населения и план всероссийских мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.