Книга Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Иванович Барсуков. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты

Положения ч. 3 и п. 2 ч. 4 комментируемой статьи делегирует ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России (см. комментарий к ст. 2 Закона) полномочия:

часть 3 данной статьи – по установлению требований к уровню образования, специальности и (или) направлению подготовки, предъявляемых к лицам, замещающим должности в ФПС и претендующим на замещение указанных должностей;

пункт 2 ч. 4 данной статьи – по установлению требований к стажу службы в ФПС, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника ФПС, необходимым для выполнения служебных обязанностей, в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

На основании данных норм и нормы ч. 6 данной статьи (см. ниже) издан Приказ МЧС России от 1 декабря 2016 г. № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»[55], которым наряду с прочим утверждены Квалификационные требования к уровню образования, стажу службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также граждан Российской Федерации, претендующих на замещение указанных должностей.

В пункте 1 ч. 4 комментируемой статьи Президенту РФ делегировано полномочие по установлению требований к стажу службы в ФПС, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника ФПС, необходимым для выполнения служебных обязанностей, в отношении должностей высшего начальствующего состава.

На основании в том числе данной нормы МЧС России подготовлен проект Указа Президента РФ «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», которым предлагается в т. ч. утвердить Квалификационные требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей по должностям высшего начальствующего состава. Сведений об издании соответствующего нормативного правового акта Президента РФ в настоящее время нет.

Часть 5 комментируемой статьи делегирует руководителю ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России полномочие по установлению требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в ФПС, и сотрудников ФПС в зависимости от особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего нормативного правового акта МЧС России. Для аналогичной нормы ч. 5 упомянутой выше статьи 9 Закона 2011 г. о службе в ОВД соответствующим актом является Приказ МВД России от 14 июля 2010 г. № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[56].

Часть 5 комментируемой статьи также делегирует Правительству РФ полномочие по определению порядка прохождения гражданами, поступающими на службу в ФПС, и сотрудниками ФПС военно-врачебной экспертизы. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»[57], изданное на основании нормы ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[58]. Аналогичная норма ч. 5 упомянутой выше статьи 9 Закона 2011 г. о службе в ОВД предусматривает определение Правительством РФ также порядка профессионального психологического отбора на службу в ОВД.

Следует отметить, что в комментируемую статью не вошли положения, аналогичные тем, которые закреплены в ч. 6 упомянутой выше статьи 9 Закона 2011 г. о службе в ОВД и которые определяют категории, по которым ВВК которым по результатам военно-врачебной экспертизы граждан, поступающих на службу в ОВД, и сотрудников ОВД дается заключение о годности таких граждан и сотрудников к службе в ОВД (А – годен к службе в ОВД; Б – годен к службе в ОВД с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к службе в ОВД; Г – временно не годен к службе в ОВД; Д – не годен к службе в ОВД).

В части 6 комментируемой статьи указано на возможность установления руководителем ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России требований к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава. Указанное полномочие реализовано с изданием названного выше Приказа МЧС России от 1 декабря 2016 г. № 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», которым утверждены Квалификационные требования к уровню физической подготовки сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также граждан Российской Федерации, претендующих на замещение указанных должностей.

Часть 7 комментируемой статьи предусматривает следующие квалификационные звания, которые могут присваиваться сотрудникам ФПС: 1) специалист третьего класса; 2) специалист второго класса; 3) специалист первого класса; 4) мастер (высшее квалификационное звание). При этом установлено, что указанные квалификационные звания присваиваются с учетом уровня профессионального образования, стажа службы в ФПС или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональных знаний и навыков сотрудникам ФПС.

Данная часть также делегирует ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России полномочие по установлению порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам ФПС. Соответствующим актом на текущий момент является Приказ МЧС России от 18 февраля 2013 г. № 92, которым утвержден Порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы[59].

Согласно пункту 5 названного Порядка (в ред. Приказа МЧС России от 2 октября 2013 г. № 636[60]) квалификационные звания присваиваются:

специалист третьего класса – сотрудникам, прослужившим в ФПС ГПС не менее трех лет (если при этом не изменялось направление служебной деятельности) или имеющим стаж (опыт) работы по специальности не менее двух лет и выдержавшим квалификационные испытания на оценку не ниже «хорошо» по всем видам профессиональной и физической подготовки;

специалист второго класса – сотрудникам по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания специалиста третьего класса, выдержавшим квалификационные испытания на оценку не ниже «хорошо» по всем видам профессиональной и физической подготовки;

специалист первого класса – сотрудникам по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания специалиста второго класса, выдержавшим квалификационные испытания на оценку не ниже «отлично» по всем видам профессиональной и физической подготовки;

мастер (высшее квалификационное звание) – сотрудникам по истечении трех лет с момента присвоения квалификационного звания специалиста первого класса, выдержавшим квалификационные испытания на оценку не ниже «отлично» по всем видам профессиональной и физической подготовки, а также сотрудникам, имеющим стаж службы в ГПС не менее 15 лет, которым в период прохождения службы присваивалось квалификационное звание классного специалиста, с прохождением квалификационных испытаний только по физической подготовке.

Следует также отметить, что положения ч. 7 комментируемой статьи закреплены в точной аналогии с положениями ч. 8 упомянутой выше статьи 9 Закона 2011 г. о службе в ОВД в первоначальной редакции. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ часть 8 ст. 9 Закона 2011 г. о службе в ОВД изложена полностью в новой редакции, согласно которой ФОИВ определяются порядок не только присвоения квалификационных званий сотрудникам ОВД, но и подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников ОВД, имеющих квалификационные звания.

Глава 3

Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы

Статья 10. Сотрудник федеральной противопожарной службы

1. Сотрудник федеральной противопожарной службы (далее также – сотрудник) – гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

2. Сотрудник федеральной противопожарной службы может проходить службу в федеральной противопожарной службе в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения либо в случае его прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в федеральной противопожарной службе. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в федеральной противопожарной службе, когда он не замещает должность в федеральной противопожарной службе.

3. Правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в федеральной противопожарной службе.

4. Сотруднику федеральной противопожарной службы выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника федеральной противопожарной службы и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника федеральной противопожарной службы, принадлежность его к федеральному органу исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделению, должность и специальное звание сотрудника федеральной противопожарной службы, права и полномочия, предоставленные ему законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет основы правового положения (статуса) сотрудника ФПС. Положения данной статьи в точности аналогичны положениям ст. 10 Закона 2011 г. о службе в ОВД, определяющим основы правового положения (статуса) сотрудника ОВД.

В части 1 комментируемой статьи установлено, что сотрудником ФПС (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «сотрудник») является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению службы в ФПС в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в ОВД было определено, что сотрудниками органов ОВД являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда сотрудник ФПС проходит службу в ФПС, не замещая при этом должность в ФПС:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника ФПС в распоряжении ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России или подразделения, и прикомандирования сотрудника ФПС к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации. Ранее это предусматривалось в норме ч. 10 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 156-ФЗ[61]), устанавливающей, что сотрудник ОВД может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях: а) нахождения в распоряжении ОВД; б) прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются Президентом РФ;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в ФПС, когда он не замещает должность в ФПС. Положение 1992 г. о службе в ОВД на такую возможность не указывало.

В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника ФПС определяется как комментируемым Законом, так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ФПС. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона), речь идет, прежде всего, о Федеральном законе «О пожарной безопасности», Законе 2012 г. о социальных гарантиях и Законе 2003 г. о системе государственной службы (см. комментарий к указанной статье).

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает выдачу сотруднику ФПС служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника ФПС и порядка их выдачи.

Ранее в части 7 ст. 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) устанавливалось, что личному составу ГПС в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом ФОИВ, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. На основании данной нормы Приказом МЧС России от 17 мая 2005 г. № 400 утверждена Инструкция о порядке изготовления, оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[62].

Часть 4 комментируемой статьи также определяет, что служебное удостоверение сотрудника ОВД: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к ФОИВ в области пожарной безопасности, подразделению, должность и специальное звание сотрудника ФПС, права и полномочия, предоставленные ему законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Данные положения почти в точности аналогичны положениям ч. 4 упомянутой выше статьи 10 Закона 2011 г. о службе в ОВД, которые, в свою очередь, закреплены по аналогии с нормами ст. 411 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статья введена Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ)[63], посвященными служебному удостоверению прокурорского работника.

Статья 11. Права сотрудника федеральной противопожарной службы

1. Сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на:

1) надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития;

2) ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в федеральной противопожарной службе;

3) отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) посещение в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей объектов защиты для их обследования, а также для проведения исследования, испытания, экспертизы, расследования и других мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;

8) ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности;

9) приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

10) защиту своих персональных данных;

11) продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы в федеральной противопожарной службе, уровня образования;

12) прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

13) рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) проведение по его просьбе, выраженной в письменной форме, служебной проверки;

15) обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в федеральной противопожарной службе;

16) обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

21) надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в федеральной противопожарной службе;

22) создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

2. Права сотрудника федеральной противопожарной службы при осуществлении им должностных полномочий наряду с настоящим Федеральным законом определяются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Права сотрудника федеральной противопожарной службы по замещаемой должности в федеральной противопожарной службе определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

4. Иные права могут быть предоставлены сотруднику федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В комментируемой статье определены права сотрудника ФПС. Положения данной статьи в точности аналогичны положениям ст. 11 Закона 2011 г. о службе в ОВД, определяющим права сотрудника ОВД, но не во всем. Так, в комментируемую статью не вошло положение, аналогичное положению ч. 2 ст. 11 данного Закона о праве сотрудника ОВД на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом ФОИВ в сфере внутренних дел. Разумеется, в комментируемую статью не вошло и положение, аналогичное положению ч. 3 ст. 12 Закона 2011 г. о службе в ОВД о том, что права сотрудника ОВД, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции».

Часть 1 данной статьи определяет перечень прав сотрудника ФПС. Положение 1992 г. о службе в ОВД подобным образом перечень прав сотрудника ОВД не определяло. В части 1 его ст. 18 указывалось лишь то, что сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника ОВД, названным Положением и контрактом.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи сотрудник ФПС имеет право на:

1) надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития. Согласно статье 93 комментируемого Закона финансирование службы в ФПС, включая гарантии социальной защиты сотрудников ФПС, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством РФ, является расходным обязательством России и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (см. коммент. к указанной статье);

2) ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и служебные обязанности, критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также с показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в ФПС. Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона на сотрудника ФПС возлагается обязанность знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством РФ при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству РФ. Как установлено в ч. 1 ст. 29 данного Закона, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем ФОИВ в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника ФПС. Согласно части 2 указанной статьи порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций), их примерная форма устанавливаются руководителем данного федерального органа (см. комментарий к указанной статье);

3) отдых в соответствии с законодательством РФ. В части 1 ст. 56 комментируемого Закона дано определение понятия «время отдыха» – это время, в течение которого сотрудник ФПС свободен от выполнения служебных обязанностей. Согласно части 2 указанной статьи для сотрудника ФПС устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска (см. комментарий к указанной статье);

4) денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей. В соответствии с ч. 1 ст. 67 комментируемого Закона в виде денежного довольствия производится оплата труда сотрудника ФПС (там же, как и в рассматриваемом пункте указано, что денежное довольствие сотрудника ФПС является основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности). Согласно части 2 указанной статьи обеспечение сотрудника ФПС денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (см. комментарий к указанной статье);

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности ФОИВ в области пожарной безопасности, т. е. МЧС России. В свою очередь, пунктом 9 ч. 1 ст. 12 комментируемого закона на сотрудника ФПС возлагается обязанность представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;