Книга Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Александрович Ушаков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)
Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)

Андрей Александрович Ушаков

Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)

Список сокращений

Органы государственной власти, иные органы и организации

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России (РСФСР, СССР) – Верховный Суд Российской Федерации (РСФСР, СССР);

ВАС России – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

ВККС России – Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

ККС субъекта РФ – квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации;

Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;

Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации;

Минюст России (РСФСР) – Министерство юстиции Российской Федерации (РСФСР);

ФНС России – Федеральная налоговая служба;

Госстандарт России – Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

Правовые акты

Закон 1994 г. о КС России – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[1];

Закон 1995 г. об арбитражных судах – Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[2];

Закон 1996 г. о судебной системе – Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[3];

Закон 1999 г. о военных судах – Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[4];

Закон 1981 г. о судоустройстве – Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»[5];

Закон 1992 г. о статусе судей – Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[6];

часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[7];

УК РФ – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ[8];

Закон 1998 °Cудебном департаменте при ВС России – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[9];

БК РФ – Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ[10];

Закон 1998 г. о мировых судьях – Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»[11];

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ[12];

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[13];

ТрК РФ – Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ[14];

Закон 2002 г. об органах судейского сообщества – Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[15];

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ[16];

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ[17];

Закон г. Москвы о мировых судьях – Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 «О мировых судьях в городе Москве»[18];

Закон г. Санкт-Петербурга о мировых судьях – Закон г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. № 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга»[19];

Регламент Совета Федерации – Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ[20];

Регламент ВС России – Регламент Верховного Суда Российской Федерации, утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. № 29 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации»[21].

Источники правовых актов

БВС РФ – «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»;

ВВАС РФ – «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости ВС РСФСР – «Ведомости Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости ВС СССР – «Ведомости Верховного Совета СССР»;

Ведомости МГД – «Ведомости Московской городской Думы»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР – «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

Вестник ВККС РФ – «Вестник Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации»;

Вестник ЗС СПб – «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»;

ВКС РФ – «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

САПП РФ – «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.

Введение

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – комментируемый Закон) принят на смену Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». Необходимость такой замены назревала давно, с момента начала осуществления фундаментальной судебной реформы, тем более что Закон 1981 г. о судоустройстве последовательно был признан подлежащим применением лишь в части, не противоречащей Закону 1996 г. о судебной системе, Закону 1998 г. о Судебном департаменте при ВС России и Закону 1999 г. о военных судах.

Необходимость существования самостоятельного законодательного акта, устанавливающего полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, следует из нормы ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, согласно которой полномочия, порядок образования и деятельности КС России, ВС России, ВАС России и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, а также из положений ч. 6 ст. 19,

ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которым полномочия, порядок образования и деятельности ВС России, верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Попытки принятия такого законодательного акта предпринимались и ранее. Так, в 1998 г. Президентом РФ в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»[22] (проекту присвоен № 98102315-2), который не прошел ни одной стадии законодательного процесса и в 2006 г. был отозван Президентом РФ. В 2000 г. ВС России в Государственную Думу был внесен проект Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»[23] (проекту присвоен № 43992-3), который также не прошел ни одной стадии законодательного процесса.

Принятый в качестве комментируемого Закона проект Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» разработан во исполнение поручений Президента РФ от 31 декабря 2008 г. № Пр-2801 по итогам VII Всероссийского съезда судей и внесен в Государственную Думу Президентом РФ в декабре 2009 г. (проекту присвоен № 306985-5). В пояснительной записке к данному законопроекту отмечалось следующее:

образованная в соответствии с распоряжением Президента РФ от 20 мая 2008 г. № 279-рп рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства РФ о судебной системе, проанализировав законодательство РФ о суде, а также приняв во внимание, что согласно статье 128 Конституции РФ полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, пришла к выводу о необходимости разработки федерального конституционного закона, который устанавливал бы полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции. Указанное решение было принято рабочей группой также в связи с тем, что значительная часть положений, касающихся судоустройства в России, нашла отражение в Законе 1996 г. о судебной системе и Законе 1995 г. об арбитражных судах;

исходя из этих обстоятельств был подготовлен предлагаемый законопроект;

законопроектом устанавливаются порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции в России, за исключением военных судов и мировых судей, порядок формирования (создания) и компетенция которых устанавливаются иными законодательными актами;

в соответствии с Законом 1996 г. о судебной системе законопроектом определяются порядок формирования, состав и компетенция ВС России, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов;

проектом предусматривается учреждение процедуры апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений, для чего в судах различного уровня предлагается создание апелляционных инстанций;

так, взамен упраздняемой Кассационной коллегии ВС России предлагается создать Апелляционную коллегию ВС России, которая будет рассматривать в апелляционном порядке гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам ВС России, Судебной коллегией по гражданским делам ВС России, Судебной коллегией по уголовным делам ВС России и Военной коллегией ВС России;

пересмотр вступивших в силу судебных решений в кассационном и надзорном порядке предлагается возложить на Президиум ВС России;

судебные коллегии ВС России также предлагается наделить правом рассмотрения в апелляционном порядке не вступивших в силу судебных решений, принятых верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов;

пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в качестве судов первой инстанции, предлагается возложить на судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов;

время вступления в силу положений законопроекта, касающихся производства в апелляционных инстанциях, поставлено в зависимость от времени соответствующих федеральных законов, регулирующих порядок апелляционного судопроизводства по гражданским и уголовным делам;

по предложению Минфина России положения, касающиеся апелляционного производства по гражданским делам, вводятся в силу с 1 января 2012 г., по уголовным делам – с 1 января 2013 г.;

проект федерального закона, устанавливающий порядок рассмотрения гражданских дел в апелляционном порядке, представляется одновременно с законопроектом;

законопроектом устанавливаются полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий;

предусматривается проведение совместных заседаний Пленума ВС России и Пленума ВАС России, в связи с чем одновременно с законопроектом представляется проект Федерального конституционного закона о внесении соответствующего изменения в Закон 1995 г. об арбитражных судах;

кроме того, согласно законопроекту в ВС России создаются органы судейского сообщества – общее собрание судей ВС России и Совет судей ВС России. Проект федерального закона о внесении соответствующего изменения в Закон 2002 г. об органах судейского сообщества представляется одновременно с законопроектом.

Следует отметить, что предлагаемое авторами законопроекта правило о рассмотрении Апелляционной коллегией ВС России уголовных дел, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по уголовным делам ВС России и Военной коллегией ВС России, в комментируемый Закон не вошло (см. ст. 17 Закона и комментарий к ней).

В связи с принятием комментируемого Закона в законодательные акты внесен ряд изменений. Так, приняты следующие Законы:

Федеральный конституционный закон от 29 марта 2010 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[24], которым введен норма о возможности проведения совместных заседаний Пленума ВАС России и Пленума ВС России (см. коммент. к ст. 14 Закона);

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»[25], которым предусмотрено образование в системе окружных (флотских) военных судов апелляционных инстанций по уголовным и гражданским делам, а также внесен ряд других изменений в Закон 1999 г. о военных судах;

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 346-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[26], которым введена норма о формировании органов судейского сообщества ВС России (см. коммент. к ст. 11 Закона);

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»[27], которым с 1 января 2012 г. внесены изменения в ГПК РФ в части закрепления единого регламента проверочной деятельности судов второй инстанции. Как отмечалось авторами его проекта, в интересах унификации и гармонизации гражданского процессуального права РФ предлагается: установить общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных постановлений, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции; создать апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции России всех уровней; установить порядок апелляционного производства в судах второй инстанции;

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»[28], которым с 1 января 2013 г. внесены изменения в УПК РФ в части регламентации проверочных инстанций в уголовном процессе. Авторами проекта этого Закона указывалось, что предлагается установить единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам, а кассационные инстанции преобразовать в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства судов общей юрисдикции; при этом районный суд будет выступать апелляционной инстанцией для судебных актов мирового судьи; верховный суд республики, краевой, областной, окружной (флотский) и равный им суд – апелляционной инстанцией для судебных актов районного (гарнизонного военного) суда; ВС России – апелляционной инстанцией для судебных актов верховного суда республики, краевого, областного, окружного (флотского) и равного им суда.

Глава 1

Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

1-2. В соответствии с нормой ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Там же предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается.

На основании данной конституционной нормы принят Закон 1996 г. о судебной системе, в ч. 1 ст. 4 которого установлено, что правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и названным Законом, а также что создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается. Согласно части ч. 2 указанной статьи в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России.

Как установлено в ч. 3 указанной статьи ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ[29]) к федеральным судам относятся:

КС России;

ВС России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

ВАС России, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Соответственно указанным положениям ч. 3 и 4 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе в части 1 комментируемой статьи определено, что систему судов общей юрисдикции в России составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ, т. е. мировые судьи. Федеральным судам общей юрисдикции посвящена часть 2 комментируемой статьи, а судам общей юрисдикции субъектов РФ – часть 3 данной статьи.

В отношении же иных судов РФ, т. е. судов «специальной юрисдикции» необходимо отметить следующее:

как определено в ст. 1 Закона 1994 г. о КС России и ч. 1 ст. 18 Закона 1996 г. о судебной системе, КС России – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия КС России установлены в ст. 125 Конституции РФ и детализированы в нормах Закона 1994 г. о КС России (см. коммент. к ст. 4 Закона);

ВАС России согласно ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные положения закреплены также в нормах ст. 23 Закона 1995 г. об арбитражных судах. В статье 4 названного Закона установлено, что арбитражные суды в России осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, названным Законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами;

Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»[30] является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения ВККС России и ККС субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения ВККС России и ККС субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

конституционный (уставный) суд субъекта РФ согласно ч. 1 ст. 27 Закона 1996 г. о судебной системе может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (см. коммент. к ст. 4 Закона).

2. На основании указанного выше положения ч. 3 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе, посвященного системе федеральных судов общей юрисдикции, в ч. 2 комментируемой статьи указано, что к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) ВС России. Как определено в ст. 126 Конституции РФ, ВС России является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные положения закреплены также в нормах ст. 19 Закона 1996 г. о судебной системе. ВС России посвящены нормы гл. 2 комментируемого Закона, включающей статьи с 8 по 23 (см. указанные статьи и коммент. к ним);

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Согласно статье 20 Закона 1996 г. о судебной системе: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1); перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, судам автономных округов посвящены нормы гл. 3 комментируемого Закона, включающей статьи с 24 по 31 (см. указанные статьи и коммент. к ним);

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее по тексту комментируемого Закона в юридико-технических целях обозначаются сокращением «районные суды»). Как установлено в ст. 21 Закона 1996 г. о судебной системе: районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом (ч. 1); районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2). Районным судам посвящены нормы гл. 4 комментируемого Закона, включающей статьи с 32 по 36 (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Следует также отметить, что согласно заключительному положению ч. 1 ст. 36 Закона 1996 г. о судебной системе районные (городские) суды, образованные до введения в действие названного Закона (т. е. до 1 января 1997 г., считаются районными судами;

4) военные суды, полномочия. При этом предусмотрено, что порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Тем самым в точности воспроизведено положение ч. 3 ст. 22 Закона 1996 г. о судебной системе. В указанной статье также установлено, что: военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1); военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2).

Федеральным конституционным законом, о котором идет речь, является Закон 1999 г. о военных судах, в ч. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального конституционного закона от 27 декабря 2009 г. № 8-ФКЗ[31]) определено, что военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (обозначаются по тексту как «органы»), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 223-ФЗ)[32] военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.