Книга Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Александрович Ушаков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)
Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный)

В части 2 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах предусмотрено, что военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Территориальная юрисдикция окружных (флотских) военных судов установлена Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов»[33];

5) специализированные суды. При этом также как и в предыдущем пункте предусмотрено, что, полномочия, порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Аналогично сказанному в отношении предыдущего пункта следует отметить, что тем самым в точности воспроизведено положение ч. 2 ст. 26 Закона 1996 г. о судебной системе. В части 1 указанной статьи также установлено, что специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в названный Закон.

Как декларировалось Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР»[34], необходимо было решить вопросы, касающиеся организации судебной системы, децентрализовав ее за счет формирования специализированных судов (ювенальных, административных и других) в дополнение к уже созданным арбитражным судам. Среди попыток создания таких специализированных судов следует упомянуть о внесении ВС России в Государственную Думу в 2000 г. проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации»[35] (проекту присвоен № 7886-3) и в 2006 г. проекта Кодекса административного судопроизводства РФ[36] (проекту присвоен № 381232-4), которые предусматривали создание федеральных межрайонных и окружных административных судов. Как известно, ни первый, ни второй из названных законопроектов не приняты.

3. В части 3 комментируемой статьи указано, что к судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи. Данное положение основано на изложенной выше норме ч. 4 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которой к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. То, что мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ, закреплено также в п. 1 ст. 1 Закона 1998 г. о мировых судьях.

Следует отметить, что Постановлением Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. № 219 «О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата»[37] принято обращение к Президенту РФ о включении государственной должности «мировой судья» в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[38]. Как указывалось в данном документе, двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов РФ вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности РФ либо к государственной должности субъекта РФ; государственная должность «мировой судья» отвечает критериям, исходя из которых она должна быть отнесена к государственной должности РФ; именно такой статус мирового судьи позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации. Однако, это обращение Совета судей РФ не достигло своей цели.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

1. В комментируемой статье определен состав законодательства РФ о судах общей юрисдикции, причем отдельно в ч. 1 и 2 данной статьи в отношении федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, т. е. судов общей юрисдикции субъектов РФ. В норме ст. 2 Закона 1981 г. о судоустройстве, не подлежащей применению после вступления в силу Закона 1996 г. о судебной системе, но утратившей силу только с принятием комментируемого Закона, в рамках определения законодательства Союза ССР и РСФСР о судоустройстве указывалось, что судоустройство РСФСР определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными актами Союза ССР, названным Законом и другими законодательными актами РСФСР.

В отношении федеральных судов общей юрисдикции в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1996 г. о судебной системе»), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1999 г. о военных судах») и комментируемым Законом.

В основе данного регулирования лежит норма ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, предусматривающая, что полномочия, порядок образования и деятельности КС России, ВС России, ВАС России и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Принятый на основании нормы ч. 3 ст. 118 Конституции РФ Закон 1996 г. о судебной системе (см. коммент. к ст. 1 Закона), определяя состав законодательство о судебной системе, в своей ст. 2 предусматривает, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и названным Законом. Согласно положениям ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 названного Закона полномочия, порядок образования и деятельности ВС России, верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Соответственно, данные нормы, в которых речь идет о комментируемом Законе, также предопределяет содержание нормы ч. 1 комментируемой статьи.

В части 3 ст. 22 Закона 1996 г. о судебной системе также предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. В статье 2 Закона 1999 г. о военных судах в рамках определения состава законодательства РФ о военных судах предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Законом 1996 г. о судебной системе, названным Законом 1999 г. о военных судах, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Как следует из норм ч. 1 и 2 комментируемой статьи, правило о том, что полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, устанавливаются федеральными законами, распространяется как на федеральные суды общей юрисдикции, так и на мировых судей. Это согласуется с положениями п. «г» и «о» ст. 71 Конституции РФ, относящими к исключительному ведению России установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; судоустройство. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), в соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. С учетом этого КС России в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П[39] сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой регулирование образования и деятельности федеральных судов не может осуществляться нормативными правовыми актами субъекта РФ, поскольку это нарушает принцип верховенства Конституции РФ и является вторжением в полномочия России по предметам ее ведения.

Необходимо подчеркнуть, что в комментируемой статье не идет речь о процессуальных федеральных законах как об актах, регламентирующих деятельность судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ). Эти федеральные законы подразумеваются в норме ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которой суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства (см. коммент. к указанной статье).

Следует также отметить, что исходя из указанных выше конституционных норм: в ст. 2 Закона 1994 г. о КС России в рамках определения состава законодательства о КС России установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности КС России определяются Конституцией РФ и названным Законом; в пункте 2 ст. Закона 1995 г. об арбитражных судах в рамках определения состава законодательства об арбитражных судах в России предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в России устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, названным Законом и другими федеральными конституционными законами.

2. В отношении судов общей юрисдикции субъектов РФ в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом 1996 г. о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Данная норма основана на положениях Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которым: порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 13 в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ[40]); должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 17); полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 28).

Основным актом федерального законодателя, который подразумевается в изложенных нормах, является Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1998 г. о мировых судьях»), в п. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 338-ФЗ[41]) указано, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом 1996 г. о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, названным Законом 1998 г. о мировых судьях и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. В отношении этой нормы необходимо отметить следующее:

«иным» федеральным конституционным законом, нежели Закон 1996 г. о судебной системе, является непосредственно комментируемый Закон, необходимость принятия которого предусматривалась в положениях ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 названного Закона, основанных на норме ч. 3 ст. 128 Конституции РФ (см. введение);

«другим» федеральным законом, нежели Закон 1998 г. о мировых судьях, является, прежде всего, Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1992 г. о статусе судей»), поскольку упомянутым выше Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 338-ФЗ одновременно с включением в п. 1 ст. 1 Закона 1998 г. о мировых судьях указания на «другие» федеральные законы в ст. 5 названного Закона включено положение, отсылающее к Закону 1992 г. о статусе судей. «Другим» федеральным законом, нежели Закон 1998 г. о мировых судьях, можно также считать Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (о названном Законе см. коммент. к ст. 3 Закона).

В качестве примера следует отметить, что с учетом норм Закона 1998 г. о мировых судьях в преамбуле Закона г. Москвы о мировых судьях определено, что названный Закон регламентирует отношения в сфере организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в г. Москве.

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

4. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции. Часть 1 данной статьи, посвященная федеральным судам общей юрисдикции, указывает, что: ВС России создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ; другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

Тем самым в соответствующей части воспроизведены положения ч. 1 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которым: КС России, ВС России, ВАС России, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ; другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом (в отношении военных судов данное правило закреплено в ч. 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах).

Согласно статье 136 Конституции РФ поправки к ее гл. 3–8 (т. е. в т. ч. и к гл. 7 «Судебная власть», в которой предусмотрено создание КС России, ВС России и ВАС России) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Особенность принятия федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, в соответствии с которой федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Порядок принятия федерального закона установлен в ст. 105 Конституции РФ, согласно положениям которой: федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2); федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4); в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5).

Как указано в Постановлении КС России от 31 октября 1995 г. № 12-П[42], из установленной Конституцией РФ процедуры принятия поправок к гл. 3–8 Конституции РФ вытекает, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ; положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ст. 108 (ч. 2) Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ.

Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ в соответствии со ст. 108, 134, 136 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[43], что и закреплено в п. 1 его ст. 1.

2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что судебные участки и должности мировых судей (т. е. судов общей юрисдикции субъектов РФ) создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Тем самым в соответствующей части воспроизведена норма ч. 2 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе, предусматривающая, что должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Правило о том, что судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ, закреплено также в п. 3 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях. Необходимо подчеркнуть, что данные вопросы решаются именно законами субъектов РФ, а не какими-либо иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В качестве примера следует отметить, что в ст. 4 Закона г. Москвы о мировых судьях (в ред. Закона г. Москвы от 23 января 2008 г. № 1[44]) предусмотрено следующее в отношении судебных участков г. Москвы: на территории г. Москвы создаются 429 должностей мировых судей и 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов г. Москвы (ч. 1); наименование и границы судебных участков определяются Законом г. Москвы, проект которого вносит в Московскую городскую Думу Мэр Москвы (ч. 2). Актом, о котором идет речь, является Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 60 «О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы»[45].

Статья 3 «Число мировых судей и количество судебных участков» Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях устанавливает, что: мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, на каждом судебном участке работает один мировой судья (ч. 1); названным Законом в г. Санкт-Петербурге создаются 211 судебных участков согласно приложению «Описание границ судебных участков Санкт-Петербурга» и 211 должностей мировых судей в соответствии с федеральными законами.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. В точности такое же правило закреплено в ч. 3 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе. В отношении военных судов данное правило закреплено в ч. 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах. Как отмечалось в Определении КС России от 29 мая 2007 г. № 350-О-О, Закон 1996 г. о судебной системе предусматривает введение в действие положений о передаче относящихся к ведению упраздняемых судов вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию создаваемых судов со дня назначения на должности судей создаваемых судов.

В развитие нормы ч. 3 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе в п. 5 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях установлено, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено, что общая численность судей ВС России и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Это правило дополняют правила ч. 3 и 5 ст. 38 комментируемого Закона, предусматривающие, что федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) и численность работников аппарата ВС России.

Ранее подобное регулирование содержалось в следующих актах:

нормой статьи 104 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»[46] устанавливалось, что численность судей судов РФ (за исключением КС России) и работников аппарата судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такая норма устанавливалась ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете вплоть до федерального бюджета на 2007 г. включительно;

положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»[47] для целей финансового обеспечения в 2008 г. непосредственно определялась штатная численность судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству), судей ВС России (включая судей Военной коллегии) и работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству). Такое регулирование предусматривалось ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»[48] установлено, что финансовое обеспечение судов в 2011 г. осуществляется исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 24 032 единиц, в т. ч. 860 единиц для введения с 1 января 2012 г. апелляционных инстанций по гражданским делам, финансовое обеспечение которых осуществляется в пределах установленных статьей 7 названного Закона бюджетных ассигнований, предусмотренных Судебному департаменту при ВС России, а также штатной численности судей ВС России (включая судей Военной коллегии) в количестве 125 единиц.

Соответственно норме ч. 4 комментируемой статьи Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 2-ФКЗ в связи с принятием комментируемого Закона в часть 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах включено положение о том, что численность судей военных судов устанавливается ВС России в пределах общей численности судей ВС России и судей иных федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Как предусмотрено в ч. 5 комментируемой статьи, общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с ВС России, или по инициативе ВС России, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Тем самым в точности воспроизведена норма п. 2 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях.