PR для командующего реальностью
Методичка информационного военачальника
Александр Ольшевский
© Александр Ольшевский, 2021
ISBN 978-5-0055-8856-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
АННОТАЦИЯ
Подвиги совершает спецназовец, но выигрывает войну военачальник. В том числе потому, что не брезгует опытом врагов и стратегическими находками предшественников, живших тысячелетия назад, не игнорирует любую практику в своей сфере. В информационных войнах точно так же.
В них побеждает не тот, кто вылил на противника самый большой ушат самой вонючей грязи, устроил наиболее истеричный скандал или обеспечил больше миллионов лайков под фотографией, а тот, кто лучше взял под контроль реальность и эффективнее управляет образами, из которых она состоит. У кого эти образы сильнее и точнее влияют на более значительное количество людей, обеспечивая именно те результаты, которые запланированы.
Ведь настоящий PR – не развлечение, не состязание в креативе и создании шедевров искусства, а управление. И инструмент, который востребован лишь тогда, когда обеспечивает достижение своих целей, причем с любыми намерениями, в чьих угодно интересах и в каких угодно условиях.
Практический опыт сочетания древневосточной философии и психологии, накопленных многими поколениями методик влияния религиозных структур и современных PR-технологий существует не для того, чтобы нравиться. Он просто есть и работает.
Методичка информационного военачальника – для желающих разобраться в использовании PR-оружия и его нейтрализации, как в боевых условиях, так и для своих личных целей.
ОБ АВТОРЕ
Александр Ольшевский работает в сфере PR и международного сотрудничества 25 лет. Его известные пособия «Антикризисный PR и консалтинг» (2003) и «Негативные PR-технологии» (2004) сыграли значимую роль в становлении и развитии отечественного PR, продолжают использоваться при подготовке специалистов ведущими вузами России, Беларуси, Украины, Казахстана, стран Балтии.
Сопредседатель Международной Общественной Палаты созыва 2020—2025, Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства созыва 2017—2020, член Комитета по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ в 2016—2020, член Российско-Белорусского Делового Совета в 2015—2018. Член Союза писателей России и Союза писателей Союзного государства.
Автор 4 книг, экспертных статей в журналах «Выборы. Законодательство и технологии», «Менеджмент сегодня», «Промышленный и b2b маркетинг», «Финансы, Учет, Аудит», «Навiны тыдня», US-BELARUS Observer, более 500 семинаров и мастер-классов.
Работает более чем с 30 странами ближнего и дальнего зарубежья. В числе крупных личных проектов в том числе создание международных диалоговых площадок, объединивших представителей элиты различных стран: Международной Общественной Палаты (31 страна), Международного Чернобыльского Форума (14 стран), Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы (7 стран), Общественной Палаты Союзного государства (19 стран).
Реализовал яркие совместные проекты с Русской Православной Церковью, Советом Муфтиев России, духовными управлениями мусульман, кавказскими диаспорами. По бизнес-задачам, работал в сфере ВЭД, девелопмента торговой и офисной недвижимости, продуктов питания, товаров и услуг для детей, строительных и отделочных материалов, жилищного строительства, образования, услуг для бизнеса.
Развивает направление PR-технологий на основе синтеза восточной философии и российского PR, с собственными разработками в сфере стратегического и антикризисного PR, информационных противостояний, управления личными брендами значимых персон, противодействия экстремизму, общественной дипломатии. Подготовил несколько десятков учеников, успешно практикующих в регионах России и странах СНГ. Сотрудничает с выдающимися представителями и живыми легендами различных сфер – олимпийскими чемпионами, народными артистами, военачальниками, Героями России, учеными, меценатами, религиозными лидерами, дипломатами, государственными и общественными деятелями.
Из профессиональных наград, отмечен Дипломом Российской Премии в области связей с общественностью «PRоба-2001» в номинации «PR-специалист года», Почетной грамотой Академии имиджелогии, Почетной грамотой Правления Союза писателей России, высшей наградой Союза писателей Беларуси – нагрудным знаком «За большой вклад в литературу». Член Экспертного Совета Национальной Премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» в 2004 и 2005 гг., член Редакционного Совета литературного журнала «Белая Вежа» с 2018 г.
В качестве советника и эксперта, сотрудничает с государственными органами, отраслевыми ассоциациями, бизнес-союзами, холдингами, промышленными предприятиями, девелоперскими компаниями, инвесторами, сырьевыми трейдерами, фондами, консалтинговыми компаниями.
За заслуги и реализованные проекты, удостоен государственных, ведомственных, церковных и зарубежных наград, в том числе медали «Боевое содружество» Сирийской Арабской Республики, медали «Участнику военной операции в Сирии» Министерства обороны РФ, медали «Найрамдал» Монголии, почетного знака «За укрепление межнационального мира и согласия» Республики Дагестан, 2 медалей Русской Православной Церкви – «В честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии» III степени и «В честь Святого Преподобного Авраамия Смоленского» за вклад в духовно-нравственное просвещение и укрепление единства славянских народов, медали «За духовное единение» Совета Муфтиев России, ордена «Имам Шамиль», ордена «За вклад в устойчивое развитие городов СНГ», медали «За вклад в укрепление дружбы между Россией и Монголией», медали «За укрепление содружества» Российского Союза ветеранов, медали «50 лет Первомайскому РУВД г. Минска» Республики Беларусь, медали «Отвага, Честь, Слава» Российской Ассоциации Героев, юбилейной медали «Героя Советского Союза Халык Кахарманы генерала армии Нурмагамбетова Сагадата Кожахметовича» Совета генералов Казахстана, медали «За помощь и содействие ветеранскому движению» от РРОФ инвалидов войны в Афганистане, медали «Имени Н. А. Щелокова» МОО Ветеранов Оперативных Служб «Честь», почетных грамот и благодарностей Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь, Белорусского фонда мира, Белорусского общественного объединения ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, Белорусского общественного объединения ветеранов боевых действий на территории других государств, 3 почетных званий, 2 видов наградного оружия.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Победы над реальным противником одерживаются в реальном мире. Поэтому здесь нет ничего о секретах лидогенерации, конверсии инстаграма, создании лендингов, лайках, фолловерах и иных высокопопулярных штуках, которым сейчас учат все кому не лень.
PR в интернете – хорошо, но это лишь один из многих инструментов. Как в работе хирурга, умение пользоваться скальпелем и ампутационной пилой далеко не главное, не единственное и не заменит знания анатомии.
Это сразу к слову о пропагандистах «безбюджетного пиара» и талантах, обещающих создать вам «личный бренд» через соцсети.
Ни одна мировая религия не возникла и не распространилась через интернет. Даже еретическое течение или секта. Потому что вера и глубинные ценности – не там, а религиозные образы имеют совсем другой уровень и силу воздействия. Как, впрочем, и создание семей, зачатие детей, большие глубокие чувства – они так и не перешли в онлайн. В виртуальном пространстве не лоббируются интересы, не проводятся переговоры по действительно серьезным сделкам, не ведется межгосударственная дипломатия.
Никакая «прокачка аккаунтов» не решит ваших задач, если:
– Потребуется хотя бы просто выстроить отношения с соседями;
– Понадобится строить карьеру в реальном сообществе, коллективе;
– Захотите повысить свой реальный статус;
– Окажетесь под следствием – в том числе, за необдуманные комментарии и размещение не тех материалов в том же интернете;
– Попадете в тюрьму;
– Государство запретит менять вашу криптовалюту на деньги и товары;
– В стране отключат или ограничат интернет;
– У вас рядом не окажется устройства с доступом в сеть…
И еще во многих других случаях, список которых вы можете набросать сами, немного задумавшись.
Если вас убеждают, что интернет и есть сегодня главное поле вашего продвижения, то самое «информационное общество» и «система образов» – стоит насторожиться, зачем вас обманывают. Ведь, все-таки, максимально прокачанные в игре DOOM навыки и оружие работают только в игре DOOM.
Но это не значит, что «онлайн-PR» лучше или хуже, чем «оффлайн-PR» – просто ни того, ни другого в отдельности не существует, как и в медицине не сравнивают «швею послеоперационных швов» с «втыкателем иглы капельницы». Набор инструментов, даже самый уникальный и многообразный, без стратегии и системы ничто, порой опасная и непредсказуемая игрушка.
Поэтому, руководства о том, как заниматься PR в интернете, поставим на другую полку, рядом с пособиями по правильному написанию пресс-релизов, организации конференций и рассадке гостей на фуршете. И лучше не станем их оттуда доставать, пока не будем уверены, что сейчас нужны именно они.
В любой деятельности нам хочется простых схем и объяснений – в каком случае куда нажимать, и что из этого получится. Но в одних и тех же боевых условиях, рядовому интересно, как остаться в живых и как правильно стрелять из выданного автомата, а военачальнику – как выиграть битву. По стрельбе из автомата есть много других хороших пособий, а это – методичка для информационного военачальника. Или для того, кто хотя бы в своем личном случае и при решении своих задач предпочитает быть им.
Материал для этой книги был подготовлен еще 15 лет назад. Потом многократно апробирован на практике в условиях всех прошедших кризисов и катаклизмов, доработан, выдержан. И во времена засилья «социальной ответственности», «событийного PR» и «медиа-рилейшнз», и в самом начале споров, что эффективность PR измеряется не числом разосланных пресс-релизов, а имидж бывает не только «позитивным» или «негативным». И в волну спроса на немедийный PR, с появлением статьей расходов на «управление слухами», «комментирование в форумах», «вирусный маркетинг», полноценных GR-подразделений, и на всех последующих этапах скачкообразного развития коммуникаций.
Это не привычный «труд по теории», с терминологией, классификациями и хрестоматийными примерами для студентов, и не одна из «книжек-малышек» в стиле «Как стать PR-менеджером на 100 процентов за 100 минут». И даже не популярная полухудожественная литература из разряда «отраслевых баек и притч». Здесь не будет отвлеченных философствований и обзора источников. Книга содержит 2 вещи, представляющие практическую ценность: действующие технологии и конструктор для создания новых PR-инструментов. И предназначена для тех, кому приходится решать по-настоящему серьезные задачи, либо кто имеет серьезные амбиции в отношении себя, своего бизнеса, идей, проектов.
Источники PR-решений здесь непривычны – но из опыта тех, чьим результатам позавидует любой современный пиарщик. Первые – это религиозные структуры, которым тысячелетиями удается поддерживать влияние на огромные массы самых разных людей. Вторые – наши восточные соседи, философия которых позволила формировать шедевры манипулятивной психологии, строить тоталитарные режимы и сочетать несочетаемое (например, в виде «китайского экономического чуда»). Третьи – тоталитарные секты и сообщества, способные превратить нормального человека в агрессивного фанатика и полностью управлять им. Настоящий профессионализм высшей пробы – там, а не в чьих-то «кейсах» об успешном повышении продаж йогурта на 0,06% или приросте числа упоминании бренда в СМИ.
Система подачи разделов такая:
– Что и как делали по этому поводу поколения ваших предшественников?
– Как это можно использовать?
– Как этому противостоять?
Поэтому, по сути – методичка. А еще, к каждому разделу практические упражнения для отработки навыков использования.
Можно как угодно относиться к технологическим школам, в недрах которых все это появилось, к проблемам этичности и политкорректности – но существование топора или отвертки не предполагает эмоционального отношения: они просто есть, и каждый может использовать их в меру умений, фантазии и испорченности.
РАЗДЕЛ 1: ИСТОКИ И РЕСУРСЫ
Вводные к действию
На протяжении тысячелетий, профессия PR-специалиста была одной самых загадочных, престижных и труднодоступных. И властью, какая принадлежала ему, не обладал ни один из самых сильных правителей.
Впрочем, в самой отрасли PR есть трогательная легенда о том, что она возникла не ранее конца 19-го века в США, когда некий выдающийся ум, бывший журналист, родил необыкновенную по тем временам мысль о необходимости работы с журналистами, чтобы формировать через них представление о социальной значимости бизнеса. Однако поступим с этой легендой неуважительно, поскольку даже в лучшем случае она может относиться лишь к появлению названия «public relations (PR)». Вряд ли и того, кто когда-то решил переименовать целителя в доктора, следует считать основателем медицины.
Точная дата появления первого пиарщика не установлена. Однако можно соотнести это с другими историческими фактами, тем более что практически у всех народов данный процесс происходил одинаково – ведь потребность в такой фигуре была одной из первичных потребностей общества, вне зависимости от господствующего строя.
Еще в первобытнообщинном строе, при появлении понятия власти она изначально делилась на две ветви – власть над телами и власть над душами, которые, соответственно, были представлены фигурами главы общины, или вождя, и колдуна, или шамана. Вне зависимости от конкретных названий, патриархата или матриархата, одна из ветвей власти отвечала за сферу понятного, другая – за сферу непонятного.
Глава общины занимал свой пост либо «по праву сильного», либо «по праву умного», либо по старшинству или просто ввиду того, что являлся отцом, дедом или прадедом для подавляющего большинства членов общины. Нередко он сочетал в себе все эти признаки. Он объективно являлся «лучшим» хотя бы в чем-то, и получал власть ввиду признания этого факта всей общиной, причем как добровольного, так и не совсем.
Функционал его был логичным: глава общины отвечал и за организацию трудового процесса по оборудованию пещеры, и за руководство производством орудий труда, и за обеспечение питания, и за безопасность более слабых. К нему обращались по всем насущным вопросам: от подготовки охоты на мамонта или набега на соседнюю общину для отъема добытого ею мамонта, до наказания человека, незаслуженно избивающего соседей каменным молотом. С развитием общины, людей, которые возглавляли ее, могло быть и несколько, в виде своеобразного совета старейшин.
С другой стороны, в той же общине был еще один человек, не менее влиятельный, чем ее глава и даже весь совет старейшин вместе взятый – колдун. Он не являлся «лучшим» по объективным показателям, нередко вовсе не был одним из сильнейших и опытнейших, а многим вообще казалось, что он слегка «не в себе». Он не ходил со всеми охотиться, не выполнял простейших социальных функций, даже не участвовал в обязательных для всех набегах и «общественных работах». Тем не менее, именно к нему приходил каждый член общины с проблемами, которые не могли решить старейшины, и с самыми разнообразными вопросами (подчас откровенно глупыми). Именно у него интересовались, зачем дует ветер, кто виноват в наступлении ночи, куда течет вода или почему мамонт такой большой. И он объяснял, причем всегда. Глава общины и старейшины относились к нему с немалым уважением и очень ценили, как и сегодня ценили бы родители любого, кто вразумительно ответит на аналогичные вопросы слишком любопытного ребенка. Да и сами старейшины нередко обращались с просьбами – например, не обвинять лично их в том, что ночь все-таки наступает, или объяснить им самим, почему загрызенный хищным зверем охотник неожиданно умер.
Однако статус такого колдуна не ограничивался просветительской функцией. Старейшины отправляли к нему и всех, кто обращался к ним самим с трудно выполнимыми требованиями – чтобы пошел дождь, чтобы сила убитого мамонта хотя бы частично перешла к убившему его, чтобы у беременной женщины наконец-то родился ребенок… И колдун не отказывал, хотя порой для исполнения желаемого были необходимы жертвы и некоторый период времени. И, как ни поразительно – дождь, в конце концов, все-таки шел, ребенок рождался, а охотник на мамонта становился сильнее. Принимались и менее этичные просьбы: чтобы некий соплеменник случайно погиб от молнии или утонул, чтобы красивая женщина обратила внимание на тупого и уродливого охотника, чтобы тяжело больной человек вдруг исцелился. Почему бы и нет? Колдун не возражал, хотя опять требовал жертв и соблюдения особых правил.
Не удивительно, что в общине этого человека побаивались. Тем более, что под магическим воздействием колдуна порой погибал и слишком зарвавшийся глава общины, или неожиданно впадал в безумие. А чудеса, творимые колдуном, все менее поддавались объяснению – он управлял стихиями, излечивал или создавал новые болезни, наделял отдельных людей невероятными силами… И глава общины снова и снова шел к колдуну просить о предотвращении стихийного бедствия, устранении противника или просто о помощи в сохранении власти. А приносимые жертвы и дары приводили к тому, что колдун являлся самым обеспеченным и преуспевающим человеком, хотя не делал для этого ничего, что было принято для всех остальных. Более того – если на власть и имущество старейшины мог покуситься кто угодно, на самого колдуна и все, что ему принадлежало, распространялась негласная неприкосновенность.
Никто не видел здесь парадокса: ведь колдун напрямую общался и с потусторонним миром, и со всеми высшими силами. Именно ему поручали деликатные миссии вроде «договориться с рекой», «попросить о милости лес» или «установить дипломатические отношения с горой». А уж пообщаться с умершими или изгнать злого духа – это вообще относилось к разряду рутины. Возможности и влиятельность той или иной общины тоже во многом зависели от силы и способностей ее колдуна.
Его функционал включал по меньшей мере две важнейших задачи – объяснение непонятных явлений и управление сверхъестественным. Но была и еще одна задача – предсказание будущего, то, что сегодня назвали бы прогнозированием. Охотник шел к колдуну и за предсказанием о том, что произойдет, если пойти убивать мамонта не коллективно, а одному, чтобы ни с кем не делиться добытым мясом. И получал пророчество, что делать это небезопасно. И не делал, а если делал – то погибал, чем лишний раз укреплял и без того огромный авторитет предсказавшего это колдуна. Старейшина хотел, чтобы у него родился сильный и мудрый сын, который потом станет главой общины. Колдун предсказывал, что если старейшина оплодотворит как минимум половину всех женщин общины, то у одной из них действительно родится именно такой сын. И это предсказание тоже сбывалось.
С усилением и централизацией власти, она распространялась уже не на отдельные общины, а на целые племена и территории. Племена возглавляли вожди – лучшие из лучших, проявившие чудеса выживания и обладающие огромным опытом. Но рядом с фигурой вождя опять была не менее значимая фигура шамана – все того же колдуна-пиарщика. Теперь он был еще более авторитетен, устанавливал обязательные правила, ритуалы, формировал график жертвоприношений, вмешивался практически во все сферы жизни. Что и понятно, ведь шаман отвечал за управление реальностью, с развитием общества становившейся все более сложной, и держал в своих руках причинно-следственные связи. И если он заявлял, что для призвания дождя необходимо принести в жертву десять девственниц, для всех реальность была именно такой – дождь шел только благодаря жертве.
С укреплением власти вождей, усиливалась и власть шаманов. К ней относились контроль всей растущей сферы сверхъестественного, прогнозирование, управление воспринимаемой реальностью и ее изменение. Имея монополию на разъяснение причинно-следственных связей, они могли создавать или разрушать элементы реальности, формировать мифологию. Немалая часть всей реальности, в которой жил человек, была создана именно шаманами через искусственные образы – добрых и злых духов, мифических существ, «живых» явлений, обычаев и суеверий. Неоспоримой была и власть шамана над душами подчиненных ему людей (даже если власть вождя того же племени была отнюдь не абсолютной): он контролировал сферу болезней, общения с потусторонним, похищения и порабощения душ, их переселения, перспектив души после смерти, всевозможных проклятий и приворотов. Обладая такой властью и контролируя коммуникации, шаман был мастером в создании любых эмоций и чувств, вызове вражды и разногласий, примирении после ссор, создании зависимости и подчинения.
База PR-технологий, которыми располагал шаман, расширялась за счет конкуренции, когда нередко войны между племенами были и «войнами шаманов», а их исход определялся не только талантом вождя и военным потенциалом племени, но и применяемыми сверхъестественными силами, личным могуществом и опытом шамана, качеством и могуществом духов и стихий, с которыми тому удалось договориться. Племя, шаман которого регулярно проявлял свою слабость в сравнении с коллегами, могло решиться сменить «духовного наставника», отдав себя под власть его более могущественного собрата и предоставив тому возможность продемонстрировать свою силу через уничтожение предшественника.
Сегодня PR-менеджер с ростом компании становится начальником отдела, а затем и PR-директором. Его древний предшественник превращался из шамана в жреца – с возникновением государственности, связанного с ним сословного деления и централизованной власти.
С появлением городов и государств, подданных становилось больше, а положение власти стабильнее. Вожди становились правителями (царями, князьями), власть все чаще передавалась по наследству, общество разделялась на неравноправные сословия, принадлежность к которым тоже становилась наследственной. Обоснование изначального неравенства стартовых возможностей, а особенно передача статуса, власти и сословной принадлежности по наследству могли показаться слишком неестественными и не всегда оправданными, поэтому их гарантировала только поддержка вчерашних шаманов, ставших теперь жрецами, и их сверхъестественных покровителей, ставших божествами.
Ведь только они были полномочны объявить, что так происходит лишь потому, что так и должно быть, и это объяснение принималось обществом. Власть заручалась благословением пиарщиков и их согласием на то, что каждый правитель являлся обладателем некоего «божественного права», данного свыше (например, ввиду того, что его прадедушка признавался побочным сыном какого-нибудь «младшего бога юго-западного ветра»). Гарантом такого спорного заявления перед широкими народными массами становился жрец как полномочный представитель одного из богов или всех богов сразу, а зачастую и создатель представляемого культа и образов тех самых богов.
В этот период расцвета PR-отрасли происходило и полное разделение властей на светскую и духовную. Жрец мог самолично создавать божества, причем в неограниченном количестве, учреждать новые культы, связанные между собой или противоречащие друг другу, создавать новые ритуалы и обряды, обязательные как на бытовом, так и на общегосударственном уровне. Имущественные накопления жрецов и все новые жертвы позволяли строить святилища, создавать самые изощренные разновидности мистических предметов, проводить массовые культовые мероприятия. В этот же период при PR-технологе стало формироваться окружение из ассистентов и разнородного технического персонала, порой большее, чем свита правителя. Сюда входили иерархи созданных культов, выполняющие функции жреца по заданному алгоритму и способствующие не особенно значимым чудесам вроде ежегодного прихода весны, младшие жрецы и служители, выполняющие отдельные обязанности по предсказанию будущего, целительству и проведению ритуалов, послушники, работающие «на подхвате». Нередко он имел свои вооруженные силы из числа прошедших особую обработку фанатиков, личную охрану, прислугу. Появлялась целая категория персонала, отрекающегося от обычной жизни и целиком посвящающегося себя служению какому-то из созданных образов – тому или иному божеству.