Книга Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (постатейный; издание четвертое, переработанное и дополненное) - читать онлайн бесплатно, автор Александр Николаевич Борисов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (постатейный; издание четвертое, переработанное и дополненное)
Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (постатейный; издание четвертое, переработанное и дополненное)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (постатейный; издание четвертое, переработанное и дополненное)

4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

6. Особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров общества, определяются законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.


1. В пункте 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т. е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данный пункт называет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение АО, права и обязанности их акционеров, а также обеспечение защиты прав и интересов акционеров.

Предмет регулирования комментируемого Закона, как и само существование данного закона предопределены нормой ч. 1 п. 3 ст. 96 «Основные положения об акционерном обществе» части первой ГК РФ, устанавливающей, что правовое положение АО и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об АО.

11. Пункт 11 комментируемой статьи устанавливал, что положения комментируемого Закона об ОАО применяются к ПАО в части, не противоречащей ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). Данный пункт был введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ в целях учета новелл указанного Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ о делении хозяйственных обществ на публичные и непубличные вместо деления акционерных обществ на открытые и закрытые. Но это было единственное изменение, учитывающее указанные новеллы. В полной мере указанные новеллы учтены изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ (см. коммент. к ст. 7 Закона), которым соответственно пункт 11 комментируемой статьи и признан утратившим силу.

2-5. Определяя сферу действия комментируемого Закона, пункт 2 комментируемой статьи указывает, что данный Закон распространяется на все АО, созданные или создаваемые на территории России, если иное не установлено комментируемым Законом и иными федеральными законами.

В положениях п. 3, 4 и 5 комментируемой статьи предусмотрены частичные изъятия из сферы действия комментируемого Закона. В отношении данных положений в постановлении Пленума ВАС России от 18 ноября 2003 г. № 19 давались довольно подробные разъяснения (но они не учитывают изменений внесенных в п. 3 комментируемой статьи). Прежде всего, в п. 1 указанного постановления разъяснено следующее:

особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения АО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также обществ, созданных на базе реорганизованных предприятий и организаций агропромышленного комплекса, определяются федеральными законами (п. 3 и 4 комментируемой статьи);

следует также учитывать, что Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ[93] было внесено дополнение в ст. 96 ГК РФ, согласно которому к вопросам, регулируемым специальным законодательством, наряду с указанными в п. 3 комментируемой статьи отнесены особенности прав и обязанностей участников кредитных организаций, созданных в форме АО;

при применении соответствующих правовых норм судам необходимо иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся АО, названных в п. 3 и 4 комментируемой статьи, действуют лишь в части, регулирующей перечисленные в комментируемом Законе и ГК РФ особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения (а в отношении кредитных организаций, созданных в форме АО, – также особенности прав и обязанностей акционеров). Во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, о порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества.

В пункте 3 комментируемой статьи в прежней редакции (т. е. в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ) устанавливалось, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности, а также деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также специализированных обществ определяются федеральными законами. Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ соответственно тому, как Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ в п. 7 ст. 66 «Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах» части первой ГК РФ включены положения, предусматривающие, что особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, АО работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Речь идет о следующих законах, регулирующих деятельность организаций соответствующих видов:

кредитные организации – Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ; в настоящем комментарии обозначается как Закон о банках) и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[94];

страховые организации – Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в настоящем комментарии обозначается как Закон о страховом деле);

клиринговые организации – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»[95];

специализированные финансовые общества, специализированные общества проектного финансирования, профессиональные участники рынка ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[96] (гл. 2 «Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» и 31 «Специализированное общество»);

акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды – Федеральные законы от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[97] и от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»[98];

иные некредитные финансовые организации – Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[99], от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»[100], от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»[101], от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»[102], от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»[103] и др.;

АО работников (народных предприятий) – Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в настоящем комментарии обозначается как Закон о народных предприятиях).

В отношении нормы п. 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 94 комментируемого Закона впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов перечисленные в данной норме акционерные общества действуют на основании правовых актов РФ, принятых до введения в действие комментируемого Закона (см. коммент. к указанной статье).

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ. Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, акции которых находятся в собственности России, субъектов РФ, муниципальных образований или в отношении которых используется специальное право на участие России или субъектов РФ в управлении указанными АО («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

В отношении данных положений в п. 2 постановления Пленума ВАС России от 18 ноября 2003 г. № 19 разъяснялось следующее:

при разрешении споров с участием АО, указанных в п. 5 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что на законодательном уровне особенности их создания и правового положения до 26 апреля 2002 г. определялись Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»[104], а с 27 апреля 2002 г. они регулируются вступившим с этой даты в силу Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации);

в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ по вопросам, подлежащим согласно этому Закону регулированию другими федеральными законами, до принятия и вступления в силу таких законов продолжали действовать ранее изданные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ в части, не противоречащей законодательству РФ. Исходя из этого для указанных обществ в период действия Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ сохраняли силу в соответствующей части Указы Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»[105], от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года»[106], от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»[107] и др.;

в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ особенности создания и правового положения ОАО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, определены соответственно статьями 37 и 39 указанного Закона. Особенности правового положения АО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»), регулируются статьей 38 указанного Закона;

в соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ в уставе ОАО должны быть учтены требования комментируемого Закона и особенности, определенные данным Законом;

при применении Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 43 этого Закона нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, регулирующие отношения, регулирование которых в соответствии с данным Законом должно осуществляться другими федеральными законами или другими нормативными правовыми актами Правительства РФ, действуют до принятия соответствующих федеральных законов или нормативных правовых актов Правительства РФ в части, не противоречащей Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ.

Как указывалось в п. 3 постановления Пленума ВАС России от 18 ноября 2003 г. № 19, при применении законов о приватизации государственного и муниципального имущества судам необходимо учитывать, что действие специального права на участие России, субъекта РФ или муниципального образования в управлении обществом («золотой акции») прекращается с момента принятия соответственно Правительством РФ, органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о прекращении действия этого права. Кроме того, после введения в действие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ в соответствии с п. 1 ст. 38 этого Закона решение об использовании специального права («золотая акция») может быть принято только уполномоченными органами России и субъектов РФ.

В пункте 4 постановления Пленума ВАС России от 18 ноября 2003 г. № 19 при определении сферы действия комментируемого Закона и его применения предписывалось иметь в виду, что помимо обществ, перечисленных в п. 3-5 комментируемой статьи, действующим законодательством установлены (могут устанавливаться) особенности правового регулирования и для других групп АО, в т. ч.:

а) Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» (в настоящем комментарии обозначается как Закон о народных предприятиях) предусмотрено специальное регулирование порядка создания и деятельности таких обществ, включая определение прав и обязанностей его участников, формирование органов управления и контроля за деятельностью этих обществ, установление порядка принятия решений общим собранием акционеров и пр. Названный Закон является специальным и имеет преимущество в регулировании содержащихся в нем вопросов. Комментируемый Закон применяется к таким обществам в части, не урегулированной специальными законодательными нормами.

Однако в отношении Закона о народных предприятиях следует иметь в виду следующее. В Концепции развития корпоративного законодательства отмечалось, что необходимо отказаться от конструкции «акционерного общества работников», или «народного предприятия», представляющего собой гибрид АО и производственного кооператива, поскольку она противоречит общим принципам российского корпоративного законодательства;

б) в соответствии с п. 6 ст. 9 комментируемого Закона особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Это положение приобрело силу с 1 января 2002 г.: с указанного момента на общества, создаваемые с участием иностранных инвесторов, распространяется действие Закона, за исключением норм, определяющих порядок учреждения обществ, в части, относящейся к особенностям, установленным специальными нормами. До 1 января 2002 г. АО с участием иностранных инвесторов создавались в соответствии с федеральными законами РФ об иностранных инвестициях (п. 6 ст. 9 комментируемого Закона в ред. 1995 г.);

в) Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» установлены особенности создания, ликвидации и правового положения акционерных инвестиционных фондов. Положения комментируемого Закона распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом названных особенностей.

Организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта устанавливает Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», что закреплено в его ст. 1.

Необходимо также учитывать то, что излагалось в п. 4.1.1-4.1.3 раздел III Концепции развития гражданского законодательства России в отношении законодательства о хозяйственных обществах:

совершенствование законодательства о хозяйственных обществах должно осуществляться, во-первых, путем сокращения множественности законов, устанавливающих особенности гражданско-правового статуса отдельных разновидностей хозяйственных обществ (что позволит минимизировать противоречия в правовом регулировании); во-вторых, путем максимальной детализации содержащихся в них правовых норм;

основным источником правового регулирования отношений, возникающих в рамках хозяйственных обществ, должен оставаться ГК РФ. В перспективе все нормы права, определяющие гражданско-правовой статус хозяйственных обществ, можно было бы включить в данный Кодекс. Опыт включения положений о хозяйственных обществах в единый кодифицированный акт существует во Франции, Швейцарии, Нидерландах. Сходное решение планировалось и в проекте Гражданского уложения Российской Империи. В любом случае именно ГК должен закреплять все основные критерии, характеризующие виды хозяйственных обществ, что позволит избежать принятия законов, устанавливающих особенности правового статуса новых, нередко сомнительных модификаций хозяйственных обществ (например, «акционерных обществ работников»);

на нынешнем этапе совершенствования законодательства о хозяйственных обществах целесообразно принять единый закон о хозяйственных обществах. В пользу такого подхода говорит наличие множества общих норм, которые с незначительными изъятиями можно применить ко всем видам хозяйственных обществ.

6. Пункт 6 комментируемой статьи, определяя особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров общества, отсылает к законодательству РФ о ценных бумагах. Данный пункт введен с 1 июля 2016 г. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ, которым одновременно Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» дополнен статьей 89, устанавливающей особенности осуществления прав по ценным бумагам лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией.

Как установлено в п. 1 указанной статьи, лицо, осуществляющее права по ценным бумагам, если его права на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, или лицом, осуществляющим централизованный учет прав на ценные бумаги (до внесения с 1 января 20120 г. Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 514-ФЗ изменения указывалось на обязательное централизованное хранение ценных бумаг), реализует преимущественное право приобретения ценных бумаг, право требовать конвертации (указание на конвертацию введено Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 514-ФЗ с 1 января 20120 г.), выкупа, приобретения или погашения принадлежащих ему ценных бумаг путем дачи указаний (инструкций) таким организациям.

В соответствии с п. 2 указанной статьи лицо, осуществляющее права по ценным бумагам, если его права на ценные бумаги учитываются организациями, указанными в п. 1 этой статьи, путем дачи указаний (инструкций) таким организациям, если это предусмотрено договором с ним, или лично, в т. ч. через своего представителя, вправе:

1) вносить вопросы в повестку дня общего собрания владельцев ценных бумаг;

2) выдвигать кандидатов в органы управления и иные органы эмитента, являющегося АО, или кандидатуру представителя владельцев облигаций;

3) требовать созыва (проведения) общего собрания владельцев ценных бумаг;

4) принимать участие в общем собрании владельцев ценных бумаг и осуществлять право голоса;

5) осуществлять иные права по ценным бумагам.

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

1. Акционерным обществом (далее – общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом в отношении непубличных обществ.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

3. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.

4. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

5. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

6. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

7. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

8. Если настоящим Федеральным законом предусмотрена судебная защита прав акционера, такая защита может осуществляться третейским судом в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.


1. В комментируемой статье, как указано в ее названии, определены основные положения об АО. В части первой ГК РФ содержится одноименная статья 96, однако из нее в комментируемой статье (ч. 1-3 п. 1 соответственно) воспроизведены только следующие положения ч. 1 и 2 п. 1: АО признается хозяйственное общество (указание на то, что речь идет именно о хозяйственном обществе, включено Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ), уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ч. 1); акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (ч. 2).