7. В части 1 п. 7 комментируемой статьи предусмотрено право общества иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. При этом указано, что федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. В соответствии с ч. 2 данного пункта сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
Пункт 7 комментируемой статьи изложен с 7 апреля 2015 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ. В прежней редакции данного пункта (т. е. в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) предусматривалось, что:
общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов России (ч. 2);
общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации (ч. 2).
Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ, институт «круглой печати» в современном обществе стал рудиментарным, и следует заменить его более актуальными способами идентификации (например, электронной подписью, специальными бланками компаний, голографическими печатями и т. п.), используемыми на добровольной основе; тем более такое нововведение актуально при растущем использовании электронной подписи в деловом документообороте, а также при взаимодействии с государственными органами; в то же время законопроект не направлен на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще, это лишь возможность отказаться от круглой печати, в том числе, в пользу современных способов идентификации; при этом при отмене обязанности право использовать круглую печать сохраняется, и у хозяйственных обществ останется возможность изготовить любое количество печатей и штампов любых форм, расцветок и степеней защиты.
С внесением Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ изменений из п. 5 ст. 185 данного Кодекса исключено указание на то, что приложение печати юридического лица обязательно при выдаче доверенности от имени этой организации. По вопросу о том, требуется ли удостоверение доверенности на представление интересов юридического лица в суде печатью организации, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015)[127], утв. Президиумом ВС России 26 июня 2015 г., наряду с прочим отмечено следующее:
если федеральный закон содержит требование о наличии печати для организаций определенной организационно-правовой формы (например, пунктом 3 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлена обязанность унитарного предприятия иметь печать), то доверенность на представление интересов такой организации в суде должна быть удостоверена как подписью ее руководителя, так и печатью;
когда федеральным законом такая обязанность не предусмотрена и указано, что организация вправе иметь печать (в частности, п. 7 комментируемой статьи, п. 5 ст. 2 Закона об ООО), представитель организации должен предоставить суду ее учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указанной организации в суде должна быть удостоверена подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведений удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется.
Государственный герб РФ на печати общества помещен быть не может, если только они не наделены отдельными государственно-властными полномочиями, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 30 июня 2003 г. № 1-ФКЗ)[128] Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с п. 1 ст. 1225 части четвертой ГК РФ средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, наряду с фирменными наименованиями являются: товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий регламентированы положениями гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» данного Кодекса. Согласно нормам названной главы:
на товарный знак, т. е. на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п. 1 ст. 1477). Правила Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, т. е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (п. 2 ст. 1477);
наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами; на использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара (п. 1 ст. 1516). Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в России во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (п. 2 ст. 1516);
юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в т. ч. некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 1538). Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий; для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (п. 2 ст. 1538).
О фирменном наименовании общества см. комментарий к ст. 4 Закона.
8. Пункт 8 указывает на возможность осуществления судебной защиты прав акционера – в тех случаях, когда такая защита предусмотрена комментируемым Законом, – третейским судом в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Данный пункт введен с 1 сентября 2016 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»[129], который и подразумевается в этом пункте.
Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории России, а также арбитраж (третейское разбирательство). Как предусмотрено в ч. 7 ст. 7 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. № 485-ФЗ[130]), арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в России юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица; устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством РФ; арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном данной частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения; арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав АО с числом акционеров – владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного АО, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж; местом арбитража при рассмотрении указанных в данной части споров должна являться Россия.
Статья 3. Ответственность общества
1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.
4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
1. Комментируемая статья регламентирует гражданско-правовую ответственность общества. Часть первая ГК РФ не содержит подобные нормы применительно к ответственности ни обществ в частности, ни хозяйственных товариществ и обществ в целом. Соответствующие вопросы урегулированы общими нормами ст. 56 данного Кодекса об ответственности юридического лица. На основании этих норм в прежней редакции (указанная статья Кодекса изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ полностью в новой редакции) и закреплены положения комментируемой статьи.
Норма п. 1 комментируемой статьи основана на общем правиле п. 1 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней редакции (т. е. в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ) о том, что юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. После внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ изменений в ч. 1 п. 1 ст. 56 Кодекса установлено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а в ч. 2 данного пункта говорится об особенностях ответственности казенного предприятия, учреждения и религиозной организации по своим обязательствам.
Несение ответственности по своим обязательствам указано в п. 1 ст. 48 ГК РФ в качестве одного из сущностных признаков юридического лица. Как установлено в п. 1 ст. 66 данного Кодекса, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу (см. коммент. к ст. 2 Закона).
Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации определены в гл. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[131]. Согласно части 2 ст. 79 указанной главы перечень имущества должника-организации, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается федеральным законом. Такая же норма содержится в ч. 2 ст. 446 ГПК РФ. В этом отношении следует отметить, что комментируемый Закон не содержит норм, определяющих виды имущества общества, на которое не может быть обращено взыскание.
2. Положение п. 2 комментируемой статьи основано на общих правилах п. 3 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции, согласно которым учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ данные положения перенесены в п. 2 ст. 56 в новой редакции, при этом уточнено, что исключения из приведенных общих правил устанавливаются не ГК РФ либо учредительными документами юридического лица, а ГК РФ и другими законами.
Детализируя данные правила, пункт 2 комментируемой статьи императивно устанавливает, что общество не отвечает по обязательствам своих акционеров, т. е. не допускает возможность установления в уставе общества изъятий из данного правила. В то же время норма ч. 2 п. 2 ст. 98 ГК РФ и ч. 2 п. 3 ст. 10 комментируемого Закона допускает, что общество может взять на себя ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением (см. ст. 10 Закона и коммент. к ней).
3. В части 1 п. 3 комментируемой статьи воспроизведено общее правило ч. 2 п. 3 ст. 56 части первой ГК РФ в прежней (первоначальной) редакции, согласно которому в случае, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Указанные положения ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ не вошли в новую редакцию указанной статьи, т. е. после внесения изменений Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, хотя в п. 1.8 разд. III Концепции развития гражданского законодательства России предлагалось указанные положения дополнить правилом о субсидиарной виновной имущественной ответственности учредителей, участников, выгодоприобретателей и иных лиц, имеющих возможность определять решения о совершении сделок, принимаемые юридическим лицом, перед его контрагентами по сделке.
В части 2 п. 3 комментируемой статьи определено, что несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.
Общие нормы о субсидиарной ответственности закреплены в ст. 399 части первой ГК РФ. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов регламентирована положениями гл. III2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве» Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (глава введена Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ)[132]. Положениями названной главы регламентированы также субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника и ответственность за нарушение законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве).
В постановлении Пленума ВС России от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»[133] даны разъяснения целях обеспечения единства практики применения судами положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве. В разделе «Общие принципы привлечения контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» названного Постановления разъяснено следующее:
привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта (п. 1 ст. 48 ГК РФ), его самостоятельную ответственность (ст. 56 ГК РФ), наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии (согласовании) деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица (ст. 10 ГК РФ) (п. 1);
при привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в части, не противоречащей специальным положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», подлежат применению общие положения глав 25 части первой ГК РФ и 59 части второй ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда (п. 2).
4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплено, что государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. В основе данных правил разграничения имущественной ответственности общества, с одной стороны, и государства и его органов, с другой стороны, лежат общие нормы п. 2 и 3 ст. 126 части первой ГК РФ, согласно которым: юридические лица, созданные Россией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (п. 2); Россия, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3).
В то же время данные общие нормы не являются абсолютными. Так, непосредственно из п. 6 указанной статьи следует, что изложенные правила не распространяются на случаи, когда Россия, субъект РФ или муниципальное образование приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам юридического лица либо юридическое лицо приняло на себя гарантию (поручительство) по обязательствам данных публично-правовых образований. Кроме того, случай, когда Россия, субъекты РФ или муниципальное образование отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, подразумевается в рассмотренной выше норме п. 3 ст. 56 ГК РФ в прежней редакции.
Статья 4. Фирменное наименование и место нахождения общества
1. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму – акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке – также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке – полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО».
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
1. Применительно к обществу часть первая ГК РФ устанавливает единственное требование к его наименованию: в соответствии с п. 2 ст. 96 фирменное наименование АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным. Согласно же общим нормам п. 1 ст. 54 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 23 мая 2015 г. № 133-ФЗ[134]):
юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (ч. 1);
включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2);
полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ (ч. 3);
нормативными правовыми актами субъектов РФ может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ (ч. 4).
В качестве примера требований, о которых идет речь в ч. 1 п. 1 ст. 54 ГК РФ, можно привести положения п. 3 ст. 41 Закона о страховом деле (в ред. Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ[135]), в соответствии с которыми наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;
2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний;
3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела;
4) указание на то, что акционерное общество является публичным, для публичных АО;
5) слова «потребительское общество взаимного страхования» для обществ взаимного страхования.
В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Как предусмотрено в ч. 2 указанного пункта, требования к фирменному наименованию устанавливаются данным Кодексом и другими законами; права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII данного Кодекса.
Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» представляет собой часть четвертую ГК РФ. Требования к фирменному наименованию юридического лица, являющегося коммерческой организацией, установлены в ст. 1473 § 1 «Право на фирменное наименование» гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» данной главы.