Книга Антология народничества - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Яковлевич Гефтер. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Антология народничества
Антология народничества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Антология народничества

С такой-то программой я приехал в Питер. Признаться, я здесь разочаровался. Мне хотелось в соединении с несколькими личностями приступить к осуществлению моей программы. При этом мне хотелось, чтобы личности были вполне знакомы с народом: потому что я признаю, что каждый из нас не должен заикаться ни о какой пропаганде, пока не узнает народ. Далее, находя, что все народные книжки почти неудовлетворительны, потому что народу не нужны такие книжки, в которых говорилось бы неопределенно о восстании, ему нужны книжки, в которых, за выяснением современного строя, была бы предложена определенная программа, с чего начинать и чего требовать. Я думал с помощью других и этим заняться, повторяю – я несколько разочаровался. Некоторое время я ходил в Питере. Мне было решительно все равно, что со мною будет, в это время меня арестовали […] Я попал в крепость. Я с жаром бросился в чтение книг, но только и нашел, что истории: Костомарова*, Соловьева[55], Стасюлевича*, Шлецера* – все это уже давным-давно прочитанное и перечитанное, а потому неинтересное… А тут еще ни к кому нельзя ни строчки писать, ни от кого никаких известий получить. Мне пришла мысль испробовать себя: что будет, если я ни с кем не буду ни говорить, ни стучать. На воле мне никогда не приходилось встречать условий, которые бы придавили меня; мне захотелось посмотреть, не есть ли одиночество одно из таких условий. До пасхи я чувствовал себя хорошо. Вдруг заболеваю лихорадкою. Доктор лечит меня от простуды, но скоро понял, что у меня нервная лихорадка; после сильнейшего кризиса, у меня являлся сильнейший аппетит. Долго он ломал голову, отчего у меня про изошло это. И как вы думаете, что же оказалось? Он приходит ко мне однажды и спрашивает: не имею ли я сильной половой потребности. Это оказалось совершенно верно. На свободе у меня никогда ничего подобного не было. Но тут одиночество, сидячая жизнь (я буквально почти все время сидел на месте, по непривычке бесцельно ходить), да еще при моей конструкции, все это и повлияло на меня таким образом. В конце концов, я было с ума сошел. Я сделался чрезвычайно мрачным, иногда, сидя, я вдруг начинал истерически хохотать или, лучше сказать рыдать (плакать я не умею). В это-то время и получил обвинительный акт. Это меня как-то немножко растревожило, меня стали к тому же пускать гулять через два дня… В то же время меня чрезвычайно возмущало, что Низовкин приписал мне какую-то роль среди вас, – меня возмущало подобное самозванство с моей стороны; тем более, как я уже вам сказал, что я вас всех глубоко уважал и уважаю. Я эти два заседания все вас кого-нибудь искал, но не видел. Мне хотелось всем высказать о моем невольном самозванстве и посмотреть, как вы отнесетесь ко мне. Сегодня я вас увидел и бесконечно обрадовался. После моей одиночной жизни этот шум последнего времени, а к тому же сегодняшняя встреча с вами до такой степени настроили меня, что моя натура, так сказать, переполнилась чувством, и у меня явилась потребность высказаться перед вами. Когда я садился писать, я вспоминал, что я последний раз говорю с вами… Невольно опять я зарыдал истерически. Жандарм отворяет форточку и спрашивает, чего вы хохочете. Вам, быть может, покажется все это странным. Да, вы бы на свободе никогда и не услыхали от меня ничего подобного.

У меня часто, как говорится, внутри кошки скребутся, а наружно я хохочу, и завтра тоже буду хохотать… Напишите же хоть строчку мне. Ведь вы знаете, я пользуюсь популярностью у большинства подсудимых, а тем не менеe мнением дорожу только вашим, товарищи. Пусть прочтут это только одни ваши друзья.

Ваш Димитрий

17. Вопросы, разосланные перед съездом народников, и объяснительная записка к ним (осень 1875 г.)[56]

[…] Неустройство в делах социалистической партии, давшее почувствовать себя с особенною резкостью в последнее время, заставляет всякого искренне преданного делу человека серьезно задуматься над тем, какими причинами вызывается это явление. Первое объяснение, представляющееся уму при подобных обстоятельствах, – это недостаток сил и средств. Но, анализируя факты, нельзя не прийти к убеждению, что хотя социалистическая партия и не может похвалиться в настоящее время большим количеством сил и средств, но, несомненно, что и при существующих силах дела могли бы идти гораздо лучше, чем они идут теперь. Следовательно, причина рассматриваемого явления скорее заключается в том, что часть сил парализуется, что они неправильно распределены, чем в недостатке их. Действительно, если бросить хотя бы поверхностный взгляд на состояние нашей партии в последнее время для того, чтобы убедиться, что именно эти последние обстоятельства и служат главною причиною зла.

Что представляет из себя в настоящее время наша партия? Это несколько отдельных, ничем между собою не связанных, иногда даже враждебных друг другу кружков, из которых каждый старается сосредоточить в себе все функции, необходимые для практической деятельности социалистической партии. Каждый кружок действует так, как будто он только и есть единственный представитель социалистической деятельности; об остальных он не знает или знать не хочет. Понятно, что при таких обстоятельствах много сил пропадает совершенно напрасно, а дела все-таки идут отвратительно, так как силы и средства отдельного кружка весьма ограничены. С другой стороны, весьма естественно, что при таком положении дел интересы различных кружков сталкиваются и, таким образом, является настоящая конкуренция кружков между собою со всеми разлагающими последствиями, которые должны влечь за собою применение принципа соперничества. Дела кружка стали выше общего дела. Сплетни, иногда довольно грязного свойства, взаимное недоверие и даже открытая вражда сделались неизбежными последствиями положения дел, и очень часто люди, чрезвычайно преданные своим убеждениям, не могли отделаться от этого развращающего влияния окружающей атмосферы.

Конечно, эта система группировки наших сил, которую мы будем называть системой кружков, имела свое raison d'etre[57]. Когда возродившаяся социалистическая мысль начала волновать нашу молодежь, единственно возможным способом группировки сил была группировка по прежним личным отношениям, по личным симпатиям и антипатиям, так что случалось, что люди с мнениями, совершенно идентичными, находились в различных кружках, а люди, весьма разнящиеся между собою по оттенкам своих мнений, находились в одном и том же кружке. […] Поэтому нам кажется, что единственный исход из настоящего затруднительного положения заключается в том, что принцип личной симпатии и антипатии не будет служить больше руководящим принципом при группировке сил социалистической партии, а будет заменен принципом группировки для дела и на почве дела. Но если при прежних условиях наперед условленная, точно определенная программа не составляла крайней необходимости, то при предлагаемой реформе такая программа является условием, sine qua non[58], необходимым исходным пунктом деятельности. Вот почему прежде чем приступить к осуществлению какой бы то ни было реформы в группировке наших сил на основании нового принципа, необходимо сообща выработать вполне определенную программу социалистической партии в России. […]

Все вопросы, затрагивающие самые существенные пункты программы, естественным образом распадаются на вопросы о целях социалистической партии и вопросы о средствах к их осуществлению. Относительно целей социалистической партии желательно было бы, чтобы вы высказали свое мнение: во-первых, каковы должны быть те окончательные цели, к осуществлению которых должна стремиться социалистическая партия; во-вторых, если вы не думаете, что эти окончательные цели могут быть осуществлены первым удавшимся социалистическим движением в России, – понимая под этим выражением первое по времени народное движение, которое сделает народ распределителем своих судеб, – то что, по вашему мнению, может быть осуществлено после первого движения? Особенное внимание обращено на частный случай этого вопроса, именно – могут ли народные массы осуществить свои ближайшие социальные требования фактом революции или же это для них невозможно и они должны стремиться к приобретению политической власти и потом уже, при ее помощи, осуществить свои социальные требования, так как этот вопрос был предметом значительных разногласий среди социалистических партий Запада, разногласий, коснувшихся отчасти также и нас.

Относительно пропаганды в народе нам было бы интересно знать: во-первых, мнение ваше о содержании пропаганды, так как и по этому вопросу существуют некоторые разногласия во мнениях в среде русских социалистов, особенно по вопросу, должно ли с социалистической пропагандой соединять антирелигиозную или нет. Во-вторых, что вы думаете о высказываемом многими мнении, что литературная пропаганда в нашем народе не имеет никакого значения и есть только напрасная трата времени и труда. В-третьих, каково ваше мнение о вопросе, служащем до сих пор предметом бесконечных споров, именно о вопросе, имеет ли значение тот вид личной пропаганды, когда пропагандист действует в положении человека из привилегированных классов общества (медика, фельдшера, фельдшерицы, акушерки, учителя и т. п.) или даже в положении рабочего, но не скрывает своего происхождения из привилегированных классов. Четвертый вопрос относительно пропаганды касается весьма важного пункта – о значении пропаганды массам в момент их возбуждения против эксплуатирующих классов.

Важность этих моментов для пропаганды едва ли может подлежать сомнению для всякого, кто знает тот факт, что значительная часть сил западноевропейских социалистических партий приобретена именно этим путем. Известно, например, что громадное количество членов, которое насчитывал в своих рядах Интернацио нал в период своего наибольшего процветания, было приобретено главным образом посредством стачек. Вопрос заключается в том, чтобы указать, в каких явлениях выражается в нашей жизни борьба неимущих классов с имущими на социально-экономической, политической и религиозной почве! Каким из этих явлений возможно воспользоваться для целей пропаганды и какими невозможно? Наконец, какие из этих явлений такого рода, что ими можно воспользоваться, раз они существуют; но активно способствовать происхождению этих явлений, чтобы потом воспользоваться ими, значило бы принести больше вреда, чем пользы? К этой категории относится, между прочим, по мнению одной части наших социалистов, возбудивший наибольшие несогласия вопрос о том, следует ли возбуждать частные бунты или нет? […]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Издание «Антологии народничества» планировалось на конец 1970-х – начало 1980-х гг. – Прим. ред.

2

Здесь и далее * означает, что биографические сведения представлены в Именном указателе.

3

«Колокол» – первая русская революционная газета. Издавалась Александром Ивановичем Герценом и Николаем Петровичем Огаревым* в эмиграции в 1857–1867 гг.

4

Fond (фр.) – фон.

5

Белинский пишет об увлечении идеями Гегеля и младогегельянства – «раннем русском гегельянстве», распространенном умонастроении 1840-х гг. (начало принято отсчитывать с 1837 г. – знакомства с идеями Гегеля в кружке Станкевича). Белинский активно пропагандировал значение взглядов Гегеля для понимания исторической судьбы России. – Прим. ред.

6

Энциклопедисты – авторы (ученые, философы, писатели) созданной во Франции в 1750–1780-х гг. первой энциклопедии (полное название «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств, ремесел»), представившей читателю картину мира и идеи Просвещения. – Прим. ред.

7

«Каин» – драма-мистерия Джорджа Байрона, переосмысление библейского сюжета в духе свободолюбия и тираноборства. – Прим. ред.

8

Речь идет, по-видимому, о конфликте между Катковым и Бакуниным в 1840 г. из-за того, что Бакунин предал огласке интимную сцену с участием Каткова, свидетелем которой невольно оказался. – Прим. ред.

9

Fiat justitia – pereat mundus (лат.) – Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир.

10

Dem Grubelenden (нем.) – мечтательный.

11

По-видимому, саркастическое сопоставление французских публицистов с фигурой Александра Македонского. – Прим. ред.

12

Ses lapas – здесь: свои лапы (игра слов: смесь французского с нижегородским).

13

Протей – морское божество в древнегреческой мифологии, сын Посейдона и Геры. Был способен принимать любые обличья.

14

Имеется в виду похоронное шествие 27 февраля 1855 г. от Зимнего дворца (из которого было вынесено тело Николая I) до Петропавловской крепости – места захоронения императоров.

15

Ваал (Баал) – божество, почитавшееся в Палестине и Сирии, неоднократно упоминаемое в Ветхом Завете. Культ кровожадного и всевластного Ваала, требующего жертв от тех, кто ему поклоняется, стал в христианской культуре предметом демонологии, а имя Ваал стало нарицательным для деспотичных правителей. – Прим. ред.

16

Революционная прокламация, написанная Николаем Васильевичем Шелгуновым при участии Михаила Ларионовича Михайлова. Отпечатана в Лондоне в Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева, нелегально доставлена в Россию, где распространялась в 1861 г.

17

Среди действующих в Смутное время сил значительную роль играли Речь Посполитая, правящая династия которой претендовала на московский трон, и Швеция, оказавшая военную поддержку одной из конфликтующих сторон, обернувшуюся интервенцией и претензией на русские земли. Одной из причин Смуты был династический кризис, и в разные ее периоды польский и шведский королевичи рассматривались как кандидаты в русские цари. Михаил Федорович – первый представитель династии Романовых – был избран на царский трон Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 г. – Прим. ред.

18

Первые строчки стихотворения Аполлона Григорьева «Героям нашего времени» (1845 г.).

19

Рудольф Генрих Герман фон Гнейст (Gneist) (1816–1895) – немецкий государственный деятель, профессор Берлинского университета.

20

Фредерик Бастиа (Bastiat) (1801–1850) – французский экономист.

21

Роберт фон Моль (Mohl) (1799–1875) – немецкий правовед, профессор Гейдельбергского университета.

22

Карл Давид Генрих Рау (Rau) (1792–1870) – немецкий либеральный экономист, статистик.

23

Вильгельм Рошер (Roscher) (1817–1897) – немецкий экономист.

24

Поражение революционных выступлений в европейских странах в 1848–1849 гг.

25

«Русско-польская война 1830–1831 гг.» – одно из названий в историографии для подавления восстания в Царстве Польском против Российской империи. «Венгерской войной» в дореволюционной России называли подавление при активном военном участии России восстания в Венгрии в 1848–1849 гг.

26

Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842) – русский поэт.

27

Tiers-etat (фр.) – третье сословие.

28

Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г. предусматривал двухгодичный срок для составления и введения в действие «уставных грамот», в которых определялись количество земли, выделяемой крестьянам, и повинности крестьян, причитающиеся в пользу помещиков. До истечения этого двухгодичного срока (т. е. до весны 1863 г.) крестьяне и дворовые люди несли перед помещиками прежние обязанности.

29

«Великорус» – три выпуска революционных прокламаций, распространявшихся в Петербурге летом и осенью 1861 г. Их авторство является предметом обсуждения, как и степень участия Чернышевского в их составлении.

30

Александр Огюст Ледрю-Роллен (Ledru-Rollin) (1807–1874) – французский журналист, участник республиканского движения. Во время революции 1848 г. во Франции входил в состав Временного правительства, был министром внутренних дел, участвовал в подавлении восстания парижских рабочих в июне 1848 г.

31

Луи Блан (Blanc) (1811–1882) – французский журналист, историк, социалист, выступал за социальные реформы, за соглашение рабочих и предпринимателей. Во время Революции 1848 г. во Франции вошел во Временное правительство как представитель рабочих, стремился предотвратить революционные выступления.

32

По всей видимости, речь идет о «Письме из провинции», опубликованном под псевдонимом «Русский человек» 1 марта 1860 г. в «Колоколе» (64 листа) и которое завершалось словами: «Пусть ваш Колокол благовестит не к молебну, а звонит набат! К топору зовите Русь! Прощайте и помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей, не вам ее поддерживать». Публикации «Письма» А. И. Герцен предпослал предисловие с разъяснением своей позиции по отношению к возможному стихийному народному бунту («отвращение к крови, если она льется без решительной крайности. Но и тогда, в случае крайности, мне кажется, что призыв к топорам – последнее, а не первое», «не из Лондона звать к топору») и свои надежды на Александра II («Кто же в последнее время сделал что-нибудь путного для России, кроме государя?»). См: http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/kolokol-1857–1860/article-182.html (дата обращения: 11.11.2020). – Прим. ред.

33

Рукопись прокламации «Предостережение» была обнаружена при обыске в июне 1862 г. у студента Санкт-Петербургского университета Петра Баллода, организатора «карманной типографии». По показаниям Баллода, прокламация была принесена для печати авторами прокламации «Молодая Россия», действовавшими от имени вымышленного «Центрального революционного комитета». Споры об авторстве прокламации «Предостережение» не разрешены. – Прим. ред.

34

Во второй половине мая 1862 г. в Петербурге произошла серия крупных пожаров. Поскольку пожары совпали по времени с распространением прокламации «Молодая Россия» и в целом со страхами перед нараставшими революционными настроениями, то слухи (поддержанные прессой) возлагали вину за пожары на радикальные элементы. Власти на фоне этих страхов (и разделяя их) использовали пожары как повод для репрессий против революционно-демократических изданий и авторов. В историографии доминирует точка зрения, что цель прокламации «Предостережение» состояла в том, чтобы смягчить впечатление от радикальной риторики «Молодой России», возможным инициатором (иногда – автором) прокламации «Предостережение» считают Н. Г. Чернышевского. – Прим. ред.

35

Речь идет о Николае Гавриловиче Чернышевском, арестованном в июле 1862 г. по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам» и заключенном в Петропавловскую крепость. Поводом для ареста Чернышевского послужило упоминание его имени в перехваченном письме А. И. Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу. Прошение Н. А. Серно-Соловьевича на имя императора было подано во время суда над Чернышевским. 7 (19) февраля 1864 г. Чернышевский был приговорен к сибирской каторге на 14 лет с последующим поселением в Сибири.

36

См. док. 7.

37

Николай Андреевич Ишутин* воспитывался в семье Каракозовых, двоюродный брат Дмитрия Каракозова. В 1863 г. создал революционный студенческий кружок (ишутинцы). Арестован после неудачного покушения Д. В. Каракозова на Александра II в апреле 1866 г. Приговорен к смертной казни через повешение. На эшафоте было объявлено о замене казни вечной каторгой.

38

La forme entraine toujours lе fond avec еllе (фр.) – сущность всегда зависит от формы.

39

Джузеппе Мадзини (Mazzini) (1805–1872) – один из вождей революционно-демократического крыла итальянского Рисорджименто (движение за объединение Италии), создатель организации «Молодая Италия» (1832), активный участник революции 1848–1849 гг. в Италии. Республиканец по убеждениям, он в то же время был готов пойти на компромисс с умеренными силами и отказаться от требования республики ради совместной борьбы с Австрией за освобождение и объединение Италии.

40

Камилло Бенсо Кавур (Cavour) (1810–1861) – лидер либерального крыла итальянского движения Рисорджименто (движение за объединение Италии), стремился объединить Италию вокруг Сардинского королевства.

41

Виктор Эммануил II – к ороль Сардинского королевства c 1849 г., из Савойской династии; первый король единой Италии Нового времени с 1861 г.

42

Иван Осипович Сусанин (?–1613) – крестьянин Костромской губернии, зимой 1613 г., спасая Михаила Федоровича Романова (основателя династии русских царей), завел отряд польских интервентов в непроходимое болото в глухом лесу, за что был замучен.

43

Отсылка к полемике Эразма Роттердамского и Мартина Лютера. Трактат Эразма «О свободе воли» носил академический характер, его стиль по отношению к Лютеру и лютеранству был примирительным, Лютер ответил посланием «О рабстве воли», которое было публицистически заостренным по отношению к католицизму и идеям Эразма, написано в яростных интонациях и категорично в выводах. – Прим. ред.

44

Международное товарищество трудящихся, или Интернационал, названный впоследствии Первым Интернационалом, был основан в Лондоне 28 сентября 1864 г.

45

Вероятно, имеется в виду, что действие романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» происходит весной 1859 г. (опубликован в 1862 г.).

46

Весной 1869 г. в народнический кружок М. А. Натансона* вступил Н. В. Чайковский*. В 1871 г. кружок расширился, объединившись с другими, и приобрел известность как «кружок чайковцев». П. А. Кропоткин участвовал в кружке чайковцев с 1872 г.

47

Николай Васильевич Чайковский подвергался арестам в 1871 и 1872 гг.

48

Покушение на Александра II, предпринятое Дмитрием Васильевичем Каракозовым* 4 (16) апреля 1866 г. Закончилось неудачей. Дмитрий Каракозов был предан суду и казнен.

49

Леонид Эммануилович Шишко*.

50

Сергей Михайлович Кравчинский*.

51

Сергей Силыч Синегуб*.

52

Софья Львовна Перовская*.

53

Вероятно, речь о восстании запорожских казаков в 1648 г. (под рук. Богдана Хмельницкого) против Польши, завершившемся Переяславской радой и переходом восставших территорий Украины под протекторат России.

54

Лидальщики (от lyda – вырубка) – крестьяне Виленской губернии, которые игнорировали правила лесопользования, ужесточенные после Положения о Лесной страже 1869 г. Неплательщики – секта, последователи которой трактовали Манифест 1861 г. как освобождение крестьян от податей и повинностей, считали как церковные, так и гражданские власти служителями Антихриста. Была распространена на Урале. – Прим. ред.

55

Историк Сергей Михайлович Соловьев.

56

Существуют различные версии происхождения документа, текст которого приведен здесь. Его связывают в историографии как со съездом революционных народников, состоявшемся в Москве осенью 1875 г., на котором были сформулированы основные программные и организационные вопросы, стоявшие перед движением, так и с парижским съездом лавристов (т. е. сторонников позиции Петра Лаврова), прошедшем в декабре 1876 г. Заголовок тексту дал Петр Лавров. Возможно он же объединил в один текст два документа: сам вопросник и объяснительную записку (см. примечание к публикации документа: Революционное народничество 70-х годов XIX века. Сб. документов и материалов в 2 томах. Т. 1. 1870–1875 гг. М., 1964. С. 432). – Прим. ред.

57

Raison d'etгe (фр.) – основание, смысл.

58

Sine qua non (лат.) – непременное условие.