2.3. Доверие себе
Доверие себе – это доверие своей интроспекции, своим ощущениям,[21] восприятию, памяти, своим интерпретациям. Это вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность. На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается как самопринятие, которое, создавая ощущение защищенности, раскрепощает человека, позволяет открыто выражать свои чувства и мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении.
Ф. Перлз считает, «что недостаточно доверяющий себе человек может искать поддержку в прошлом или в фантастическом будущем вместо того, чтобы жить настоящим и опираться только на самого себя».
Доверие к самому себе – первое необходимое условие великих начинаний.
Джонсон СэмюэлТо же самое утверждает и Э. Шостром: «Недоверие к себе: 1) ведет и к недоверию окружающим; 2) недоверие к себе связано с повышенным контролем за своим и чужим поведением и ситуацией в целом; 3) не только ведет к неумению искренне выражать чувства, но и блокирует само их переживание, а потому и осознание; 4) недоверие к себе связано с тем, что в поведении человек ориентирован не на свои потребности и переживания, а на обстоятельства».
В табл. 2.1 представлены феноменологические проявления низкого и высокого уровня доверия к себе, выделенные Н. Б. Астаниной на основе анализа описания феномена доверия себе Т. П. Скрипкиной.
Таблица 2.1. Феноменологические проявления высокого и низкого уровня доверия к себе
Человек никогда до конца не знает мир, его свойства и качества, и он никогда до конца не знает себя, но он при этом, как известно, остается самостоятельным суверенным субъектом активности. Именно доверие позволяет человеку не только не бояться вступать во взаимодействие с миром, но и самостоятельно выбирать цели собственной деятельности и реализовывать их, соотносясь с собой, своими интересами и потребностями, т. е. с собственными переживаниями, одним словом, со своей субъектностью как ценностью. Это обстоятельство дает основание говорить о существовании феномена доверия к себе, который связан с выбором целей и в конечном счете с активностью человека, проявляемой в разных сферах жизни.
Можно предположить, что доверие к себе – это феномен, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и исходя из этой позиции строить собственную жизненную стратегию. Сущность этой позиции заключается в наличии у человека отношения к собственной субъективности как значимой для него. Именно такая позиция позволяет человеку быть суверенным субъектом активности.
В то же время доверие человека к себе не должно быть абсолютным в своих проявлениях, оно всегда имеет определенную меру. Иначе разрывается единая онтология «человек и мир», человек постепенно утрачивает связь с миром, превращаясь в «функциональный орган» собственных целей. Видимо, существует определенный оптимум доверия к себе, относительное постоянство которого является одним из показателей как зрелости, так и психологического благополучия личности. Однако этот уровень может являться лишь величиной относительно постоянной, поскольку это сложное, чрезвычайно динамичное образование, которое колеблется в зависимости от постоянно происходящего соотнесения человеком себя с миром и самим собой. Другими словами, прогнозируя свою деятельность или выбирая цели, человек, с одной стороны, стремится к «выходу за пределы» себя, т. е. уже накопленного опыта, а с другой – обращаясь к смыслам, добытым в прошлом опыте, он опирается именно на них, на их содержание и соотносит себя с ними, стремясь соответствовать им. Именно в этом смысле доверие к себе можно определить как способность человека «выходить за пределы» себя, не вступая с собой в противоречие.
Скрипкина Т. П., 2004Без доверия человека к другим (как части мира) и одновременно доверия к себе невозможен «творческий, т. е. целетворящий, характер жизнедеятельности, не может быть самопроектирования будущего, поскольку доверие к себе предполагает прежде всего отношение к себе как к самоценности, а доверие к другому – отношение к другому как к ценности» (Т. П. Скрипкина, 2000). Подростки, доверяющие другим, показывают более высокую степень сотрудничества, чем те, кто имеет низкое доверие к другим.
Доверие к миру сопряжено с доверием к себе как части этого мира, однако эти пропорции, или «количество» доверия, делегируемого себе и миру, могут быть различными. Нельзя думать, что в одних случаях человек полностью полагается на мир, а в других – доверяет только себе как автономному субъекту деятельности. Такая дихотомия ведет к упрощенной онтологической картине. Доверие к миру и доверие к себе стремятся к гармоничному сочетанию, иначе наблюдается либо безрассудный риск, либо полное отчуждение индивидуальности от самой себя. Другими словами, во взаимодействии человека с миром человек всегда стремится к тому, чтобы оставаться имманентным одновременно и себе, и миру. Но это соответствие, эта имманентность постоянно нарушается, и тогда возникает проблема выбора – отдать предпочтение условиям, предоставляемым миром, или реализовать собственные возможности, увеличив уровень доверия к себе.
Итак, понять специфику доверия человека к миру можно, лишь рассматривая человека и мир в единой системе, единой онтологии. Человек и мир, вступая во взаимодействие, образуют другую онтологическую реальность, нежели существуя по отдельности. Строго говоря, человек и мир по отдельности существовать не могут, ибо человек «продлен в мир», он наделяет объекты этого мира различными смыслами, делает их ценностными, значимыми. Эта другая онтологическая реальность и есть субъективный мир человека.
Скрипкина Т. П., 2004Результаты исследования И. В. Терелянской (2010) показали, что высокий уровень доверия к себе зарегистрирован только у испытуемых с низкой социальной креативностью (16,7 %).
О. Г. Фатхи (2003) отмечает, что повышение меры доверия к себе может происходить за счет снижения меры доверия к миру, что ведет к изменению личностных характеристик в негативную сторону, а может и гармонично увеличивать меру доверия к миру, способствуя развитию личности.
2.4. Обобщенное (социальное, общее) и межличностное доверие
Теоретические основания идеи обобщенного доверия заложили классики социологической мысли Ф. Тённис, Г. Зиммель. Первоначальная идея обезличивания доверия в условиях современных социальных отношений в дальнейшем переросла в представления об обобщенном доверии. В отличие от межличностного доверия обобщенное доверие не связано с определенной ситуацией взаимодействия и конкретным контрагентом, оно скорее является мировоззренческой установкой, выражающей готовность индивида рассматривать окружающих как заслуживающих доверия.
WVS (World Value Survey)/EVS (European Values Study) проводят репрезентативные опросы населения (выборка – свыше 1000 человек по стране), и в анкету входит такой традиционный вопрос, как: «Можете ли вы в общем случае сказать, что большинству людей можно доверять или же, когда имеешь дело с людьми, осторожность никогда не помешает?» Подобный же вопрос сформулирован и в других анкетах, например проекта European Social Survey, ESS (europeansocialsurvey.org), в рамках которого респонденты оценивают степень своего доверия к другим по шкале от 0 («совсем не доверяю») до 10 («полностью доверяю»).
Средние доли респондентов, положительно ответивших на этот вопрос, по данным WVS, для разных стран в 1999 г. приводятся ниже.
Уровень доверия другим людям по странам:Даже при беглом взгляде на таблицу сразу видно, что высокий уровень доверия характерен прежде всего для стран Скандинавии и Северной Европы, которые отличаются и высоким уровнем жизни, и социальной стабильностью, и устойчивыми темпами человеческого развития.
Белянин А. В., Зинченко В. П., 2010. С. 17–18Как видно из приведенных выше данных, в России уровень доверия невысок. По данным WVS, среднее число отвечающих утвердительно на вопрос о доверии уменьшилось с 37,5 % в 1990 до 23,7 % в 1999 г. При этом если в 1990 г. определенные группы населения (например, люди старше 50 лет или люди, состоящие или состоявшие в браке) демонстрировали более высокий уровень доверия, чем в среднем по популяции (до 40 % и выше), то в середине 1990-х этот показатель выровнялся для всех категорий. Исключение составляют люди, регулярно (не реже раза в неделю) посещающие церковь. Среди них доля отвечающих утвердительно на вопрос о доверии даже увеличилась с 40 до 45,8 %, однако среди всех респондентов их доля не превышает 1,5 % и относятся они в основном не к православной вере (мусульмане и протестанты).
Т. Ямагиши и его коллеги выделяют обобщенное доверие как отдельный тип наряду с другими формами «информационного» доверия. По их мнению, ключевое различие коренится в том, что обобщенное доверие «основано на ожиданиях относительно надежности других индивидов вообще (как характеристики людей вообще) и доверии, основанном на информации как доверии, базирующемся на сведениях относительно какого-то определенного индивида». Если межличностное доверие возникает в ситуациях взаимодействия «лицом к лицу», то формирование обобщенного доверия связано с мнениями, стереотипами относительно незнакомых индивидов.
Ф. Фукуяма определяет обобщенное доверие как один из основополагающих факторов, обусловливающих экономический рост общества. Часто показатели обобщенного (социального) доверия рассматриваются в качестве индикаторов «здоровья общества».
Э. Усланер рассматривает доверие сквозь призму моральных ценностей и установок, которые разделяются многими членами общества, тем самым создаются условия для формирования социального доверия. В своих исследованиях он пользуется разделением на обобщенное (моралистическое) и специфичное (particularized), стратегическое доверие.
Обобщенное доверие отражает установку индивида оказывать доверие незнакомцам, чужим. Оно не ориентировано «на некоего конкретного индивида в определенном контексте», скорее выражает «представления относительно того, как должны поступать люди». По мнению Э. Усланера, моралистический тип доверия в большей степени связан с оптимистическим взглядом на мир. Специализированное доверие характеризует отношения с индивидами, с которыми индивид ощущает сходство (социальное, территориальное и др.). Оно воспроизводится при наличии предыдущего опыта взаимодействия и обладания информацией о конкретном индивиде, выступающем в роли партнера по взаимодействию, отражая «ожидания относительно того, как люди будут действовать».
Алексеева А. Ю., 2007. С. 11–12А. Ю. Алексеева выделяет два подхода к изучению обобщенного доверия. В рамках первого направления социальное доверие выступает показателем межличностного доверия на макроуровне и является отражением культуры доверия и социального капитала общества. Во втором, социально-психологическом, подходе обобщенное доверие рассматривается как своеобразная мировоззренческая установка индивида относительно возможности оказания доверия окружающим, предрасположенность к доверию. Основное внимание уделяется социально-психологическим особенностям индивидов, которые, как предполагается, выступают детерминантами проявления обобщенного доверия.
Обобщая, А. Ю. Алексеева выделила несколько ключевых отличий обобщенного доверия от межличностного: «Во-первых, обобщенное доверие может рассматриваться как феномен макроуровня, когда речь идет о кросскультурных исследованиях уровня доверия, описании культуры доверия общества. Межличностное доверие формируется на микроуровне. Во-вторых, обобщенное доверие не связано с конкретной ситуацией взаимодействия, предметом и объектом доверия, в то время как эти элементы являются неотъемлемым контекстом формирования межличностного доверия. В-третьих, объектом обобщенного доверия является “незнакомец”, “чужой”, “обобщенный другой”, тогда как межличностное доверие – это доверие конкретному индивиду (как личности или как исполнителю социальной роли). В связи с этим проблематика обобщенного доверия обсуждалась исследователями именно по причине внимания к характеру взаимодействия с “чужими” в традиционном обществе, а затем с “незнакомцами” в индустриальном и постиндустриальном обществе. В-четвертых, обобщенное доверие – это в основном опыт нашего доверия, усвоенный в детстве, межличностное доверие – более гибкий феномен, зависящий от ситуативных факторов и опыта оказания доверия либо в сходной ситуации, либо определенному контрагенту, потому более хрупкое, чем обобщенное доверие» (с. 12).
В заключение рассмотрим, что дают человеку различные виды доверия:
1) базовое доверие миру – переживание безопасности, непрерывности и стабильности бытия;
2) базовое доверие себе – способствует самосохранению и автономному существованию;
3) ситуативное доверие миру – обеспечивает кратковременный контакт с миром для удовлетворения ситуативных потребностей;
4) ситуативное доверие себе – самоподдержка и автономное поведение в проблемной ситуации;
5) доверие другому человеку – сохранение устойчивых позитивных отношений с партнером;
6) ситуативное доверие другому человеку – обеспечивает оптимальное конструктивное взаимодействие в рамках отдельной ситуации.
Нарушение системы доверия инициирует деструктивные способы самоутверждения.
2.5. Типы доверия
Один из классиков социологии М. Вебер (1990) выделил ценностно-рациональный, традиционный, аффективный и целерациональный типы доверительных отношений. Согласно его представлениям, основаниями возникновения доверительных отношений могут быть ценностно-рациональное отношение (основанное на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или другую – самодовлеющую ценность), традиционное (основанное на длительной привычке), аффективное (эмоциональное, обусловленное аффектами) и целерациональное, т. е. это формально рациональный тип отношений, в основе которого лежат ожидание определенного поведения людей и использование этого ожидания в качестве условий и средств для достижения рационально поставленной и продуманной своей цели.
А. Б. Купрейченко выделила пять типов доверия, различающихся отношением к двум категориям людей – человеку, которому доверяют больше всего, и человеку, который доверия не оправдал. А. Б. Купрейченко так характеризует эти типы.
Первый тип (15 % респондентов) – сильно дифференцирующий людей. У представителей этого типа дифференциация показателей доверия к человеку, которому доверяют больше всего, и к человеку, который доверия не оправдал, наиболее высокая. Описан особый подтип этого типа, который демонстрирует крайне низкие оценки приязни по отношению к человеку, которому доверяет больше всего, и невысокие оценки единства с ним. Наиболее значимые основания доверия – расчет и надежность.
Второй тип (20 % респондентов) – понимающий людей, доверяющий на основе надежности и расчета – характеризуется низкой степенью дифференциации показателей человеку, которому доверяют больше всего, и человеку, который доверия не оправдал, по большинству показателей. Критериями доверия/недоверия выступают надежность и расчет. У этого типа высоки оценки знания человека, который доверия не оправдал.
Третий тип (16 % респондентов) – понимающий людей, расчетливый в доверии. Это один из подтипов типа понимающего людей. У этого подтипа высоки показатели знания, единства и особенно приязни по отношению к человеку, который доверия не оправдал. У него также наиболее выражен показатель расчета в отношении с человеком, которому доверяет больше всего.
Четвертый тип (29 % респондентов) – «сильно дифференцирующий людей, максималист», характеризуется наиболее позитивным отношением к человеку, которому доверяет больше всего, и соответственно наибольшей дифференциацией отношения к двум оцениваемым категориям людей.
Пятый тип (20 % респондентов) – недифференцирующий, принимающий людей – отличается самой слабой дифференциацией оцениваемых категорий людей. Кроме того, для него характерны самые низкие оценки расчета в отношениях с человеком, которому доверяет больше всего, и самые высокие оценки по этой шкале в отношениях с человеком, который доверия не оправдал. Для подтипа принимающего людей характерны также высокие оценки приязни и знания человека, который доверия не оправдал.
В женской выборке чаще встречаются типы: сильно дифференцирующий людей, максималист и недифференцирующий, принимающий людей.
Н. Б. Астанина (2011) выделяет типы ситуативного доверия и дает им характеристику (табл. 2.2).
Таблица 2.2. Описание типов и категорий ситуативного доверия
Левицки с соавторами (Lewicki et al., 1997), выделившие три типа доверия личности другим людям, о которых говорилось уже выше, отмечают их критерии:
1) доверие, основанное на расчете, оценивается по степени согласия с высказываниями: «Поведение этого человека соответствует моим ожиданиям»; «Он хочет создать себе репутацию человека, выполняющего свои обещания и обязательства»; «Он понимает, что оправдать доверие выгоднее, чем потерять его»; «Этот человек делает то, что обещал»; «Я наслышан от других людей о его хорошей репутации»;
2) доверие, основанное на знании, оценивается по высказываниям: «У меня есть достаточный опыт общения с этим человеком»; «Мне кажется, я хорошо его знаю»; «Мне кажется, я достаточно точно могу предсказать его поведение, его реакцию»;
3) доверие, основанное на тождестве, оценивается по высказываниям: «У нас с ним общие интересы, одни и те же жизненные ценности, задачи, цели и принципы»; «Я знаю, что он поступит так же, как я поступил бы на его месте».
А. Л. Журавлевой (2004) выявлена связь между типами доверия личности и типами отношений к людям. Тип доверия по расчету имеет связь с сотрудничающим-конвенциальным типом отношения к людям. Тип доверия по знанию положительно коррелирует с сотрудничающим-конвенциальным типом отношения к людям и фактором доброжелательности. Тип доверия по тождеству положительно коррелирует с властно-лидирующим, сотрудничающим-конвенциальным, ответственно-великодушным типами отношений к людям. Общий уровень доверия имеет положительную корреляционную связь с властно-лидирующим, сотрудничающим-конвенциальным, ответственно-великодушным типами отношений к людям и факторами доминирования и доброжелательности. Тип недоверия по расчету положительно коррелирует с властно-лидирующим типом отношения к людям.
А. Б. Купрейченко использовала подход к выделению психологических типов доверия личности другим людям с учетом выделенных Левицки с соавторами трех типов доверия по расчету, по знанию и по тождеству, сравнив их выраженность в отношении двух категорий людей: человеку, которому я доверяю больше всего, и человеку, который не оправдал доверия. В результате она выделила три новых типа доверия личности.
Тип первый – «опытный». Для него характерны наименьшие различия между показателями доверия человеку, которому доверяют больше всего, и показателями доверия человеку, который не оправдал доверие. Показатели доверия по знанию практически не различаются в отношении этих двух категорий людей. Различия показателей доверия по расчету и по тождеству несколько выше, но и они значительно меньше, чем у двух других типов. Важной отличительной особенностью этого типа является то, что абсолютные значения показателей доверия человеку, которому доверяют больше всего, ниже, чем у других типов. Показатели доверия человеку, который не оправдал доверие, напротив, выше, чем у других типов. Для этого типа малозначимы все три компонента доверия.
В этот тип вошло 37,5 % выборки испытуемых. В основном это люди с высшим образованием. У мужчин этот тип встречается несколько чаще, чем у женщин (у 44 % мужчин и у 29 % женщин). Среди молодежи до 25 лет этот тип отсутствует, а наиболее часто (40 %) он отмечается у людей в возрасте 25–35 лет.
Тип второй – «максималист» – характеризуется высокими показателями доверия к человеку, которому доверяют больше всего, и низкими показателями по отношению к человеку, который утратил доверие.
В этот тип вошло 26 % выборки испытуемых. Это люди до 45 лет. Среди них больше женщин (39 % по сравнению с 13 % у мужчин) и лиц с высшим (реже – незаконченным высшим) образованием.
Тип третий – «доверяющий по тождеству и расчету» – также характеризуется высокими показателями доверия человеку, которому доверяют больше всего, и низкими в отношении человека, который утратил доверие, по двум компонентам: доверие, основанное на расчете, и доверие, основанное на тождестве. Показатели компонента доверия, основанного на знании, у этого типа высокие, т. е. этот компонент не является критерием доверия. Наиболее значимый критерий доверия у этого типа – доверие, основанное на тождестве.
Этот тип составляют 36,5 % выборки испытуемых. Он в равной степени характерен для мужчин и женщин. Характерен для двух возрастных групп: до 25 и 35–45 лет. Из числа людей до 25 лет к этому типу относятся 46 %; людей 25–35 лет – 25; людей 35–45 лет – 43 %.
Глава 3
Недоверие как средство безопасности
В современном обществе в связи с ростом интенсивности взаимодействия человека с малоизвестными ему людьми, социальными институтами, новыми общественными явлениями обостряется проблема информационно-психологической безопасности, следовательно – недоверия. Отсутствие психологической и духовной близости многократно увеличивает риск и неопределенность при взаимодействии людей и их общностей. Это представляет собой, по словам А. Селигмена, серьезнейшую проблему, стоящую перед современными формами социальной организации.
Человек всегда больше того, что мы можем о нем узнать или сказать, – и доверяющий, не всегда догадываясь об этом, исходит из невысказанной предпосылки, что другой, вызывающий у него чувство доверия, прозрачен и предсказуем. Доверие как бы исходит из презумпции понимания другого и самого себя, помещения в его сознание своих собственных надежд и чаяний и даже восполнения лакун собственного мышления за счет способностей, вменяемых ему. Это нерассуждающее и неразмышляющее доверие, которое далеко не всегда оправданно.
В предельном случае такое доверие есть опасная иллюзия. Реальные люди, окружающие нас, столь же несовершенны, сколь и мы сами, и в этом смысле недоверие – это, конечно, защита себя от другого, каким бы он ни был.
Белянин А. В., Зинченко В. П., 2010. С. 143.1. Издержки доверчивости, или «Люди! Будьте бдительны!»
Несмотря на то что без доверия человечество существовать не может, доверчивость может иметь и отрицательные последствия. Ведь доверчивостью людей пользуются мошенники, продавцы, политики, манипулирующие сознанием масс, и т. д.
Чаще всего жертвами становятся женщины и пенсионеры. Последние более беззащитны, романтичны, у них больше свободного времени, поэтому у них больше возможности остановиться и выслушать незнакомца. Степень доверчивости человека также зависит от того, на чем ощущение базируется. Некоторые люди доверяют другим на основе эмоций: этот человек мне нравится, поэтому я ему верю. Это характерно для женщин, особенно молодых. Другую группу риска составляют люди, у которых доверие строится на принципе тождественности: этот человек похож на меня, значит, он меня понимает. Наиболее защищены от обмана те, чье доверие основывается на надежности и предсказуемости: этот человек никогда меня не подводил.
Способствует мошенничеству жадность людей. Поэтому немало людей доверяют так называемым финансовым пирамидам.
Казалось бы, что учить ученых, они теперь ни в одну пирамиду никогда и ни за что! Но вся беда в том, что мошенники не сообщают: «Приглашаем вас принять участие в нашем новом “лохотроне”!», а, наоборот, всячески маскируют новыми декоративными деталями старую, проверенную временем конструкцию, которая, увы, по-прежнему эффективна.
В газетах и журналах, где публикуются предложения о приеме на работу, с недавних пор стали появляться объявления следующего содержания: «Требуются финансовые консультанты в крупную европейскую компанию-холдинг, планирующую осуществление серьезного инвестиционного проекта в золотодобывающую промышленность России». Слово «золото», как всегда, действует магически, и на объявление откликается немало граждан, чувствующих в себе способности финансово консультировать добычу драгметалла. Звонок по указанному в объявлении телефону дает минимум информации – по сути, только адрес представительства фирмы, куда претенденту надлежит явиться для собеседования.