Ответ один: обучение. На момент написания этих строк мои консалтинговые продукты прошли уже более тысячи предпринимателей, решив свои ключевые запросы в систематизации. Если бы в свое время мне довелось пройти эти программы, то ранние этапы я бы преодолел с легкостью Алисы, летящей по шахматным клеткам Зазеркалья. Но ничего подобного тогда на рынке не было, и знания приходилось собирать по крупицам. Возможно, эти слова звучат немного горделиво, но по-другому тут не напишешь. Ведь, по сути, моя обучающая программа и была создана именно из-за допущенных мною ошибок (чтобы уберечь других предпринимателей). Параллельно часть сил уходила на борьбу с мыслями в духе «наверное, я не руководитель, со мной что-то не так…»
Наблюдая, как некоторые успешные предприниматели с легкостью развивают бизнес (и как у них это естественно и свободно получается), волей-неволей начинаешь думать: «Со мной действительно что-то не то». И тем не менее, эту ситуацию можно и нужно менять. Когда я пишу эту книгу, у меня уже есть уверенность в том, что я более или менее научился управлять. Может, прозвучит нескромно, но, как мне кажется, у меня даже есть определенные таланты в этом. Но это сейчас, а первые десять лет предпринимательской деятельности принесли больше ошибок, чем попаданий в яблочко. Много глупых потерь денег, особенно на странные эксперименты с персоналом.
Но обо всем по порядку. Месяцами я мог выполнять работу программиста для того, чтобы делать деньги на выплату заработной платы и аренды. Сейчас, конечно, для меня это выглядит глупостью. Да, идея руководителя своими руками делать работу, чтобы заплатить подчиненным, которые не приносят дохода – согласитесь, странновато.
Если вернуться к описанию этапа, то компания здесь уже имеет команду руководителей, отвечающих за основные подразделения компании. Есть более или менее работающая система планирования и координаций. Под контролем финансы в целом – известна точка безубыточности, есть бюджет как минимум на месяц вперед. Также введен еженедельный контроль отслеживания достижения планов.
Кроме этого, достаточно хорошо распределены обязанности персонала – сотрудники знают свои области ответственности и понимают, кто в компании за что отвечает. Есть работающие должностные инструкции. Плюс в компании на постоянной основе работает наем, создается поток кандидатов, позволяющий руководителям не соглашаться на компромиссы с неквалифицированными работниками и при необходимости быстро расширять свои подразделения.
Еще момент. Есть отдельный руководитель, отвечающий за маркетинг. Это человек, который поддерживает постоянный поток клиентов в компанию. Отстроен отдел продаж. Для продавцов имеются (в актуальном состоянии) описания продуктов, воронки продаж, система мотивации. Внедрена и используется CRM-система.
Проще говоря, на этом этапе бизнес можно уже назвать в целом системным. Но, по-прежнему, узким местом является владелец, поскольку
невозможно полноценно выполнять функции собственника, занимая пост генерального директора.
То есть, занимаясь оперативным управлением, стратегию продумывать некогда. Это сдерживает развитие компании, и для перехода на следующий этап требуется передать полномочия директора.
Когда компания хорошо организована, это несложно сделать. Ведь есть регламенты, инструкции, описание структуры организации и всех ключевых подразделений.
Сложно передать то, что непонятно.
В системном бизнесе понятно все. Поэтому передача поста директора требует лишь подходящей кандидатуры. При этом хочу сделать акцент на том, что очень опасно пытаться передать пост директора, когда в бизнесе бардак. Сначала собственник должен навести порядок, оставить на себе только функции директора и лишь потом передавать этот пост. Обо всем этом подробнее тоже читайте далее.
Симптомы этапа «Играющий тренер»
Компания достаточно хорошо организована: описаны ключевые бизнес-процессы, внедрены должностные инструкции. Они постоянно обновляются, плюс есть человек, который обучает им сотрудников и контролирует использование.
Есть система планирования: команда знает, какой результат нужен компании. Каждый сотрудник имеет персональный план на день и неделю. Результаты контролируются руководителем. Нерадивые работники не задерживаются в компании.
Появились руководители подразделений.
Но владелец по-прежнему решает оперативные вопросы, занимает пост директора и, возможно, еще сам непосредственно руководит несколькими подразделениями.
Условия перехода на следующий этап
Поставлен подходящий человек на пост директора.
Владелец вышел из оперативного управления и сформулировал стратегию развития компании, как минимум, на 5 лет вперед.
Этап 4. «Владелец» – передан пост генерального директора, в компании работает отлаженная система управления. Собственник не занимается оперативными повседневными проблемами
Спрашивать «Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором.
Генри Форд
Здесь может возникнуть мысль: вот она, свобода! Теперь наш Н. волен жить в свое удовольствие и колесить по миру. Ну или полностью переключиться на новые проекты, заняться самосовершенствованием – наконец-то пожить для себя. Свободы действительно становится больше. И да, появляется возможность путешествовать вволю. Плюс остается время для старта новых проектов.
Но только есть жизненный факт.
Чем меньше собственник занимается бизнесом, тем медленнее компания развивается.
То есть как только Н. совсем перестанет уделять внимание своему предприятию, оно тут же начнет деградировать. И ни система управления, ни сильная команда не спасут. Почему? Да потому что собственник – это источник жизненной силы для бизнеса. И когда уходит эта жизненная сила, начинается увядание.
Понимаю, что эта идея среди некоторых предпринимателей будет непопулярной. Мне даже иногда говорят: «Это плохая новость, я надеялся создать бизнес для того, чтобы потом он был для меня пассивным источником дохода, а я сам им больше не занимался бы».
Я и сам был бы рад, если бы так просто все работало. Но в реальности дела обстоят немного по-другому. В жизни ничто не остается на одном месте: все либо развивается, либо деградирует. Черная Королева у Льюиса Кэрролла в «Алисе в Зазеркалье» говорила: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» К бизнесу эта идея имеет самое непосредственное отношение. Недостаточно один раз все отладить и думать, что дальше «оно само» будет расти и развиваться. Это гора без вершины – всегда есть куда стремиться. И стоит остановиться, как тут же начинается деградация. Другими словами, вы либо взлетаете, либо падаете.
Но есть и хорошая новость: деятельность владельца наполнена творчеством и игрой. Это для предпринимателей всегда интересно и желанно. Когда к нам на проект по обучению приходит уставший бизнесмен с запросом систематизировать компанию, чтобы ему как можно меньше работать, я понимаю одно. Этот человек просто допустил много ошибок в управлении, получил массу разочарований и поражений, из-за чего сильно устал.
Задача моей команды при систематизации – не убеждать его в том, что он должен нести роль владельца как крест, а просто помочь навести порядок и передать оперативное управление. И тогда само собой у него появится свободное время и начнут рождаться новые идеи, мысли. Иначе и быть не может, он же предприниматель по своей натуре – человек яркий и открытый новому. Опыт показывает, что даже если он после внедрения системы и поедет в отпуск, его хватит максимум на месяц. Затем у него обязательно возникнет жажда улучшений в компании, он захочет привнести свежую технологию, запустить новый продукт, получить партнеров, захватить еще территорию – в общем, начнет выводить бизнес на новый уровень.
В декабре 2018 к нам в компанию на проект зашла Светлана, владелица компании, занимающейся производством портновских манекенов (необычная ниша, да?). С ее слов, она пришла с тремя задачами:
1. Накопилась усталость от нахождения в хаосе, напрягало то, что сотрудники позволяли себе опаздывать на работу. Регулярно устраивали перерывы, перекуры. Смотрели на рабочем месте видео из интернета – мягко сказать, работали на уровне, далеком от идеала. При этом, когда речь доходила до результатов, находилась сотня доводов, оправдывающих невыполненный план.
Светлана (она была на посту директора) в определенный момент осознала неприятный для себя факт, что рыба гниет с головы вообще-то. А раз так, то все, что происходит в компании – лишь проекция сильных и слабых сторон владельца. Любая некомпетентность, слабость, страх собственника тут же «прорастают» в компании в виде безответственности, расхлябанности персонала, неорганизованности, бардака в финансах и отсутствия развития. Следствием этого состояния стало то, что Светлана начала задумываться о продаже бизнеса. Но даже это было достаточно проблематично сделать, потому что продать плохо организованную компанию, в которой все держится на собственнике, за хорошие деньги не выйдет. Ну, или если только вместе с собственником, но такой вариант не нужен ей самой.
Поэтому самой первой задачей, которую Светлана поставила перед собой, стало наведение порядка в своей голове, прокачка способности руководителя и проведение генеральной уборки в бизнесе.
2. Вторая задача лежит в другой плоскости. Светлана вышла замуж и понимала, что не может себе позволить «жить на работе». Важно найти баланс между семьей и бизнесом. Единственный способ это сделать без закрытия компании и конфликтов в семье – организовать дело таким образом, чтобы оно могло работать без постоянного присутствия собственника.
3. Финальная задача вытекает из предыдущей. Светлана привлекла в компанию сестру как совладельца и потенциального исполнительного директора. И все бы ничего, но Светлана не могла себе позволить свалить на сестру весь организационный хаос и массу существующих проблем с персоналом. Поэтому она решила сначала систематизировать бизнес и лишь потом передать его Юлии (так зовут сестру).
В итоге на проект по систематизации они пошли вдвоем, что оказалось очень удачным решением, так как позволило им разговаривать на одном языке и с удвоенной силой наводить порядок в компании.
Пройдя лишь первую часть проекта, которая длится 6 месяцев, Светлане уже удалось не только навести базовый порядок в компании, но еще и поднять доход более чем на 50 %. Это для сестер было неожиданностью – им казалось, что компания и так работала на пределе. Но рассчитав точку безубыточности и внедрив финансовое планирование, они создали дополнительное давление на команду и получили значительный рост.
Книга, которую вы держите в руках, содержит ключевые элементы построения команды из моей главной обучающей программы. Да, здесь нет персональной работы до результата, кураторства, окружения предпринимателей и техподдержки, как на нашем проекте. И тем не менее, в ваших руках информация, способная отладить ваш бизнес и вывести его на новый уровень.
Потому действуйте, и не надо махать на себя рукой. Я убежден, что для успешного бизнеса работа владельца исключительно важна. Без его творческой энергии, креатива, смелости, настойчивости и масштабного мышления компания не будет развиваться. Самое главное, что никто другой в команде не сможет выполнить эту роль.
Когда компания переходит на этап «Владелец», скорость и масштабы ее развития будут зависеть только от запросов и желаний предпринимателя. Ограничение может быть лишь в размере рынка, но даже это исправимо выходом на федеральный и затем на международный уровень.
Но это – результат, до которого еще нужно дойти. Первое, что надо сделать прямо сейчас – определить, на каком вы этапе. Сделайте это честно, здесь не нужно приукрашивать реальную картину. Напротив, именно от того, насколько искренне вы сами себе скажете про стадию развития собственного бизнеса, зависит, насколько быстро вы сможете перейти на следующий уровень. Не расстраивайтесь, если выясняется, что ваш этап – самый первый. Они потому и расположены в определенной последовательности, что вытекают один из другого. Если вы «Мистер Ясамкин» – это значит, что впереди у вас ясная и широкая дорога развития бизнеса. А текущие проблемы – лишь временные спутники. Да, дальше будут новые проблемы, но тогда и масштаб станет другим. Поэтому предлагаю действовать последовательно. Следующий шаг – определяйте свою текущую стадию и читайте книгу дальше.
Глава 1. Ваш новый лучший друг – мистер Н.
Менеджмент – это искусство делать вещи правильно.
Лидерство – это искусство делать правильные вещи.
Питер Друкер
Как вы, наверное, уже поняли, эта книга – в первую очередь, для предпринимателей, а также для руководителей. То есть для всех тех, кто имеет дело с управлением, организацией других людей и формированием команды. В этих вопросах обычно нужно двигаться поступательно – от малого к крупному.
Для того, чтобы построить с нуля бизнес, надо много через что пройти самому. Вот и наш Н. – он по своей природе непоседа, мечтатель, тот, кому всегда нужно больше остальных. У него есть способность видеть возможности там, где другие их не видят. А еще он обладает внутренней уверенностью в том, что может создавать свое будущее, а не просто плыть по течению.
Давайте посмотрим чуть внимательнее на то, что происходит. Да, вот он решает открыть свое дело. Окружающие с большой «заботой» начинают ему говорить: «Таких, как ты, много, будь осторожен!» А еще: «Может, тебе лучше на стабильной зарплате сидеть?» И все в таком духе. Особенно «дружелюбные доброжелатели» добавляют: «Возомнил себя Биллом Гейтсом, много таких, пройдет полгода и будешь весь в долгах!»
Но Н. отметает в сторону подобные «напутствия» и начинает действовать. Придумывает название компании, регистрирует юридическое лицо, ищет клиентов, закупает или производит товары, продает, набирает сотрудников и т. д. Это я уже описал выше. Что нужно добавить, так это то, что в момент старта обычно нет никаких компетенций в построении бизнеса – и это на самом раннем этапе скорее плюс, чем минус. Глаза горят и просто нужно делать все возможное, чтобы компания двигалась.
Постепенно возникающие проблемы заставляют изучать законодательство, инструменты маркетинга, продаж. Но Н. откладывает на потом самое главное – освоение наук по построению и управлению бизнесом. В первую очередь оперативные задачи – отгрузить товар, договориться с поставщиком, успокоить сотрудников, найти деньги, дать рекламу и так далее.
Даже когда хороший знакомый, видя, как Н. с утра и до вечера «тушит пожары» и пашет без выходных на свою компанию, рекомендует качественное обучение или хорошего консультанта по управлению, тот отказывается. Отвечает, что нет времени, сейчас налажу работу, вот потом буду учиться. И так проходит год, второй, третий.
Компания даже понемногу растет, и чем больше персонала и клиентов, тем больше проблем и меньше сил у собственника. И вот наш герой начинает задумываться: «Зачем мне это все? Может, я не туда иду? Может, просто это не мое? Может, стоит остановиться? Я, вроде, хотел свободы, хорошего дохода для себя и семьи, но в итоге чувствую себя рабом своей же компании».
И самое страшное, что Н. начинает сомневаться в своих способностях. Он все меньше и меньше верит, что существуют системы управления, помогающие развивать бизнес и создавать команду, которая будет его поддерживать. Он смотрит на своих работников и думает: «Я уже все перепробовал, на них ничего не сработает». Или еще хуже: «У меня бизнес очень уникальный, в особенном регионе, откуда гуру менеджмента знают, с чем я имею дело?» И наиболее жесткое: «Наверное, просто у меня нет таланта, и в этом главная проблема». В результате собственник начинает сомневаться, нужен ему вообще бизнес или нет.
Я сам был именно в таком положении и два раза закрывал компанию с мыслями: «Бизнес – это не мое, пойду по найму работать на хорошую зарплату». Сотни раз сомневался в том, что смогу построить успешное дело, но благодаря внутреннему упорству нашел все-таки путь. Сейчас, когда я пишу эти строки, в моих компаниях работает 70 человек, многие из них реально звезды своего дела, и я горжусь своей командой.
У меня четыре компании. Первая называется «Инсайт», она занимается внедрением разработанного нами же программного продукта по автоматизации системы управления предприятиями. В результате растет эффективность работы компаний, и у владельцев появляется инструмент управления бизнесом на расстоянии.
Вторая – Evolution Management. Это консалтинговая компания, которая занимается внедрением системы управления в предприятия малого и среднего бизнеса, а также обучением владельцев и руководителей менеджменту.
Третья называется Handy Worker (умелый работник). Ее продуктом является внедренная система найма и адаптации персонала. В результате в компании всегда есть стабильный поток продуктивных сотрудников, которых быстро вводят в должность. А это значит, полностью решается проблема дефицита нужных кадров.
Четвертая – клуб владельцев бизнеса Evolution, в нем мы объединяем предпринимателей, которые либо систематизировали свои компании и выводят их на новый уровень, либо находятся на пути к систематизации. Также организуем мероприятия для руководителей и топ-менеджеров, где даем продвинутые технологии систематизации.
В каждой из четырех компаний есть генеральный директор, а я выполняю роль владельца. Другими словами, ваш покорный слуга вышел из оперативного управления полностью. Я с нуля прошел путь предпринимателя и на своей, уж простите, шкуре испытал и разочарования, и ошибки, и победы, и достижения.
Еще раз. Эта книга написана для предпринимателей и руководителей, которые привыкли брать на себя ответственность за результаты. Она для тех, кто готов ночами не спать, лишь бы продукция была произведена и доставлена клиенту в срок, а услуга предоставлена в нужном объеме и соответствующего качества. Для людей, которые заботятся о подчиненных и искренне хотят помочь им стать сильнее и компетентнее. А также просто для всех, кто верит, что результаты его деятельности помогают людям жить лучше.
Я искренне хочу помочь всем «мистерам Н.», передав им в руки вместе с этой книгой свои инструменты системного бизнеса. В таком бизнесе есть порядок в финансах, всегда актуальна управляемая стратегия развития. А еще используется организационная структура – это инструмент, в котором расписаны все роли в компании и кто конкретно за что отвечает. Здесь же описаны и все основные процессы. А управление ими основывается не на интуиции и слухах, а на основе рабочих показателей. Ну и, разумеется, есть команда руководителей, которая отвечает за доход и производство. Владелец тут выполняет стратегические функции, никак не участвуя в оперативной деятельности.
Все это я называю словосочетанием «системный бизнес». Мы не раз будем возвращаться к этому понятию, но прямо сейчас хочу сказать одно: никакая система не заработает без людей. Команда – то, с чего начинается систематизация компании. И эта книга именно про людей. Да, есть множество техник и методологий, которые необходимо освоить (и частично мы о них поговорим на страницах этого произведения), но вообще речь здесь идет про тех, кто на вас работает. Следующая моя книга будет больше про внедрение инструментов управления. Но, согласитесь, нужно, чтобы было куда их внедрять. Иначе смысла нет никакого. Именно поэтому начинаем с начала – с сотрудников.
Ну, достаточно вводных? Теперь поехали разбираться!
Глава 2. Четыре составляющих любого бизнеса, без которых нет развития
Даже если один работник работает лучше всех,
он никогда не сможет заменить команду единомышленников.
Слаженная команда всегда будет работать лучше,
чем талантливый одиночка.
Джек Уэлч
Итак, основа основ. Когда у предпринимателя сразу многое не получается в бизнесе, это значит только одно: какая-то составляющая проседает. Или, быть может, сразу несколько. Давайте пройдемся по ним по порядку.
Мощь лидера – набор личностных качеств владельца, в т. ч. масштабность мышления.
Продукт + маркетинг. Эта часть отвечает за то, чтобы компания была на рынке востребованной. Здесь и бизнес-идея, и позиционирование, и, разумеется, сам продукт. То есть здесь мы говорим про производство того, за что клиент платит деньги. Плюс эта составляющая бизнеса включает в себя все способы привлечения клиентов, которыми пользуется компания, и технологию продаж.
Команда – ключевые сотрудники, которые болеют за компанию и относятся к ней как к своей. При этом они способны самостоятельно решать большую часть оперативных задач.
Система управления. Это когда в компании хорошо описаны процессы, есть понятная структура, финансы тоже под контролем. В общем, пазл собран – имеются все необходимые элементы для слаженной работы компании. Все это позволяет бизнесу достаточно быстро масштабироваться. К слову, именно эта составляющая – ключевое условие прекращения владельцем оперативного управления и перехода к стратегическому.
Поясню по каждому из пунктов. Ленивым, лишенным энергии, неуверенным в себе людям необходимо поднимать мощь лидера. Далее в книге об этом будет написано немало. Но уже сейчас скажу, что необходимое условие для успеха – высокий уровень собственной энергии, который нужен, чтобы не соглашаться на компромиссы, преодолевать барьеры, выдерживать прессинг конкурентов и так далее. В общем, это то топливо, которое позволяет идти до конца, несмотря на все проблемы. Прошло полгода, конкуренты что-то сделали, а у нас все буксует. Иной остановится и скажет, что с ним что-то не так. А надо наоборот – именно в этот момент перейти на режим «газ в пол» и сказать спасибо конкурентам за еще одну причину преодолеть себя.
Также нередко наблюдается ситуация, когда денег у предпринимателя больше, чем желания действовать. Человек смог «на зубах» сделать внушительный финансовый результат, но по пути растерял энергию и цели, которые вдохновляли. Единственная мысль в голове: хорошо бы бизнес как-то сам работал, а мне бы отдохнуть. Но на этом все – конкретных шагов не предпринимается (именно потому, что для этого нет энергии).
Никаких систем и технологий управления здесь пока не нужно – необходимо, в первую очередь, вернуть высокий уровень энергии. А для этого надо менять внутреннее состояние владельца. Конечно, собственники не всегда признают, что проблема в них. Они могут ходить со скучающим видом и совершенно не напрягаться. Такого владельца необходимо перезагрузить – мы предлагаем им тренировки по решению сложных ситуаций с персоналом и партнерами. Учим, как преодолевать трудности в реальном времени. Даем задания, которые выбивают из зоны комфорта, и следим за их исполнением. Также здесь будут полезны и личностные программы, вроде того же подъема на Эверест. Это все как ушат холодной воды утром – сразу просыпаешься.
Но бывает, проблема кроется в продукте (это уже следующая составляющая) – если он неконкурентоспособен и невостребован, то никакая реклама не поможет. Однажды у нас был клиент, который занимался изготовлением красок для печатных аппаратов из прошлого столетия. Увы, эта ниша технологически устарела и они лишь дообслуживали тех, кто еще не заменил старые аппараты на новые. Конечно, как здесь ни работай, рано или поздно этот бизнес все равно закроется, будучи невостребованным. Проблема в продукте.
Также ко второй составляющей бизнеса относятся маркетинг, упаковка и продажи. Если у компании нет потока клиентов, ей ни к чему заниматься систематизацией – она должна научиться разбираться с интернет-маркетингом, давать рекламу и делать толковые сайты. К примеру, до сих пор есть компании, которые не представлены в интернете. Также у них не разработано коммерческое предложение и отсутствует описание продукта (как для клиентов, так и для продавцов). Такие получают заявки только по старинке, путем «сарафанного радио». Когда к нам на проект пробует зайти компания с такими проблемами, мы говорим, что пока рановато. Нужно сначала внедрить систему привлечения клиентов и продажи. Лишь потом имеет смысл задумываться о систематизации в целом.