Опишем второй крайне важный процесс – групповую динамику. Поскольку работает не один человек, а целая группа, то перед нами в обязательном порядке встают вопросы, связанные с тем, как участники будут относиться друг к другу на тренинге. Тренеру необходимо иметь представление о процессах групповой динамики, а именно: о стадиях развития группы, сплоченности, особенностях группового давления, нюансах принятия групповых решений и т. д. Также тренер должен понимать и выявлять ролевую структуру группы. Каждому участнику присуща определенная роль, а чаще всего – несколько. Групповые роли можно представить в виде трех ролевых блоков: роли, реализуемые при выполнении поставленной задачи (к примеру, аналитик, эксперт, генератор идей и т. д.); роли, важные с точки зрения организации групповой работы (к примеру, организатор, координатор и т. д.); а также роли, используемые для создания благоприятной социально-психологической атмосферы в группе (эмоциональный лидер, коммуникатор и т. д.)[21].
Заметим, что всем социальным психологам знакомо высказывание: «Если ты не управляешь групповой динамикой, то групповая динамика управляет тобой». Это самое главное для нас как для тренеров. Мы абсолютно точно должны понимать, откуда возникает групповая динамика и как на нее влиять. Например, в каждой группе формируются большинство и меньшинство, появляются лидеры и возникают конфликты. Всё это – социально-психологические процессы, всё это – групповая динамика. И нам в роли тренера необходимо очень точно понимать и отслеживать, каким образом мы собираемся прорабатывать все эти вопросы.
Например, мы знаем, что конфликты и сопротивление возникают в середине тренинга, и поэтому если у нас двухдневный тренинг, то в конце первого дня или в начале второго мы точно спрогнозируем всплеск динамики. Это применимо к обучению любой длительности: в середине и трехчасового, и пятидневного тренинга обязательно возникают конфликты. Соответственно, такой этап необходимо предусмотреть в программе, заранее выбрав определенные упражнения, чтобы помочь группе его преодолеть. Всё, что касается групповой динамики, хорошо изложено в книгах К. Фопеля[22], а также в книге Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской «Социальная психология малой группы»[23].
Наконец, мы переходим к процессам развития личности. Безусловно, бизнес-тренинги, организованные под конкретный проект, – совсем не тренинги личностного роста. Однако, хотим мы того или нет, процессы развития личности актуализируются, как только участники начинают выполнять задания и сравнивать себя друг с другом. Появляется либо чувство удовлетворения человека самим собой, либо, наоборот, недовольство собой – и, как следствие, запускаются самоанализ и личностный рост. Например, участник столкнулся с неудачей и внезапно понял: «Я думал, у меня всё хорошо, а оказывается – нет». Или, напротив, у него что-то получилось очень хорошо, и он приходит к выводу: «Я тут себя недооценил, а оказывается, выполнил всё замечательно».
Почему понимание психологии столь важно для тренера? Дело в том, что могут возникнуть ситуации, когда мы столкнемся с личностными проблемами и некоторым участникам потребуются помощь и эмоциональная поддержка. Необходимо внимательно наблюдать за тем, как человек себя чувствует, справившись или не справившись с заданием. Безусловно, как только мы добавляем в тренинг бизнес-реальность, подобный личностный процесс, запускающийся у каждого участника группы, для нас уже второстепенен по сравнению с обучением и групповой динамикой. Известны примеры, когда, даже не имея психологического образования, человек прекрасно проводил бизнес-тренинги, поскольку процессы обучения и групповой динамики в данном случае – ключевые. Однако, если во время тренинга мы сталкиваемся с чьими-то личностными проблемами, необходимо обратить на это внимание и по окончании обучения, например, индивидуально проконсультировать тех, кому это необходимо. Мы всегда проводим три – пять консультаций в конце тренинга, поскольку очень внимательно относимся к тому, как человек чувствует себя после выполнения заданий.
Читая о таких упражнениях, как «Пересадка сердца»[24], всегда стоит задумываться о том, как оно сработает и что в итоге может произойти с человеком. Здесь важно включать процессы эмпатии. Однако, помимо эмпатии, знание личностной динамики и работы защитных механизмов может существенно улучшить весь тренинг. Помимо прочего, такой подход помогает выяснить, работающий у нас сценарий тренинга или нет. То, как мы учитываем процессы развития личности, покажем на примере.
Однажды мы проводили тренинг с успешными продавцами, отличающимися высокомерием и негативным настроем к тренингу. Увидев это, мы предложили им проделать в парах следующее упражнение: поделиться тем, какое первое впечатление они производят друг на друга. В ходе упражнения продавцы начали сообщать коллегам негативную информацию, благодаря чему запустились личностные процессы, которые и помогли снизить высокомерие участников по отношению к тренеру. В итоге описанное упражнение помогло убрать все барьеры, потому что мы изначально учли внутриличностные процессы.
Итак, все три процесса выступают своеобразным «скелетом» абсолютно для любой программы. Мы всегда пропускаем свои сценарии через них. На что здесь особенно важно обратить внимание? Когда вы пишете программу тренинга, то необходимо задавать себе вопросы: «Что будет происходить в группе с точки зрения обучения? Что нового люди узнают в этом блоке? Как мне структурировать эти знания? Может ли здесь возникнуть конфликт с точки зрения групповой динамики и есть ли у меня время, чтобы его разрешить? А с точки зрения развития личности что я могу затронуть? Какие личностные проблемы я могу актуализировать в этом упражнении?» Таким образом, во время сценирования тренинга нам необходимо понимать, что нового узнают люди, как мы будем работать с групповой динамикой и не заденем ли амбиции человека, не введем ли его в состояние фрустрации и т. п. Если мы учли всё это еще на этапе разработки программы, то в дальнейшем не столкнемся с сопротивлением группы. Желательно в ходе самого тренинга вновь и вновь задавать себе данные вопросы, то есть постоянно отслеживать все три процесса. Например, если у вас заведомо конфликтное упражнение, а близится время перерыва, то не стоит предлагать его в этот момент. Лучше провести какое-то другое упражнение, которое вы сможете проконтролировать.
Указанные три процесса и их грамотный учет при разработке тренинга также входят в критерии оценки успешности программы.
Этика и миссия тренера
Очень важно понимать, что профессия тренера – больше чем просто профессия, это образ жизни и репутация в бизнес-среде. Здесь необходимо соблюдать определенные этические принципы. На наш взгляд, важнейшие из них – честность и искренность в общении с заказчиками, участниками тренинга и коллегами. У тренера не должно быть «двойного дна» или установки «я этого не расскажу, этим не поделюсь», что особенно важно, если вам необходимо провести тренинг для тренеров. В таком случае нужно поделиться своим опытом, потому что так экологичнее и честнее. Если тренер что-то скрывает или применяет манипулятивные техники – это уже не порядочная позиция и не прозрачные взаимоотношения. Каждый тренинг – словно волна: вы передаете свои знания и опыт, а они идут дальше, развиваются и приносят многократно увеличенную пользу. Кроме того, обучая других, тренер демонстрирует собственный пример и поэтому не может быть неэтичным.
Для нас это очень ценно и важно, ведь раз вы работаете в образовании, даже если это бизнес-образование, то ваша миссия – нести знания другим, побуждать к развитию.
Миссия тренера, на наш взгляд, – это образование, передача опыта, создание условий для профессионального развития, а также развитие цивилизованной бизнес-среды.
Один из ключевых вопросов нашей книги: как создавать условия для развития участников на тренинге? Это чрезвычайно важный момент практики бизнес-обучения. Кроме того, для нас важно содействовать распространению качественного отечественного образования. В практике построения тренингов мы опираемся на классиков и современников отечественной психологии. Почему? Потому что ментальный и культурный контексты достаточно сильно влияют на проведение тренинга, групповую динамику и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Безусловно, это дискуссионный вопрос, и у каждого из вас наверняка есть собственное мнение на этот счет. Однако наши методологи находятся в российском контексте, в связи с чем у нас много инструментов, применимых именно к русскоговорящей группе. Общечеловеческие ценности – свое го рода связующая нить, которая проходит через все тренинги, которые создаются в пространстве нашей школы. Это относится как к культуре тренера, так и к темам, с которыми мы предлагаем работать.
Когда тренер говорит: «Всё, шесть часов прошло, тренинг окончен», то с точки зрения бизнеса его понять можно, но с точки зрения образования – нельзя. Группа может нуждаться в тренере и во время перерывов, и после тренинга. В нашей работе очень важен следующий принцип: если это в наших силах, мы обязательно постараемся помочь человеку. Например, во время тренинга кого-то затронула тема детства и началась личностная проработка. В этот момент нельзя сказать человеку: «у нас перерыв» или «тренинг окончен», – наоборот, необходимо ответить ему, обратить на него особое внимание, а если необходимо, то и проконсультировать. Мы как тренеры несем ответственность за личностный рост участников наших программ. Л. А. Петровская, которую мы считаем своим учителем, любила приводить в пример восточную притчу о гвоздях.
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА О ГВОЗДЯХЖил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда тот не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый же день парень забил несколько десятков гвоздей. На следующей неделе он стал учиться сдерживать свой гнев и с каждым днем забивал в столб всё меньше и меньше. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец настал день, когда он ни разу не утратил самообладания. Юноша рассказал об этом отцу, и тот ответил, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и наконец сын сообщил, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял его за руку и подвел к забору:
– Ты неплохо справился, но посмотри, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, – шрам всё равно останется.
Данная притча как раз о том, чтобы везде вести себя правильно: на тренингах и в жизни – и не оставлять людям, с которыми мы взаимодействуем, «шрамов». Такое умонастроение должно стать моралью и этикой в построении взаимоотношений с другими, в работе с группой в целом и с каждым отдельным участником. Тренерская модель поведения должна давать людям перспективу развития, служить образцом для подражания в работе, во взаимоотношениях, в жизни. Если тренер не задает перспектив роста, то участники перестанут ему доверять, а доверие – это основа и крепкий фундамент любого обучения.
Также после тренинга кому-то могут понадобиться дополнительные материалы. Нормально и правильно – предоставить ему этот материал. Так вы проявите уважение и внимание к людям, с которыми работаете. Тренер – это человек, который ведет себя в соответствии со своими технологиями и миссией. Если вы будете вести себя честно и экологично, реализовывать миссию образования и цивилизованного бизнеса, это выгодно выделит вас на тренерском рынке.
Необходимо сказать, что иногда осознание тренером своей миссии может противоречить определенным аспектам полученного заказа.
Часто нам приходят запросы научить людей манипулировать, но в этом плане мы за то, чтобы бизнес был максимально прозрачным. Например, что делать, если топ-менеджмент заказывает вам тренинг, но у него есть скрытые цели уволить кого-либо? Тогда начинается борьба мотивов, смыслов, и каждый сам выбирает, как ему действовать. Однако в нашей тренерской работе в таких случаях всегда побеждают миссия и порядочность, и мы отказываемся от подобных проектов. Есть тренинги с элементами ассессмента, и тогда мы прямо говорим об этом участникам. Очень часто корпоративный тренер соглашается с помощью тренинга провести некий отсев; это утверждается на уровне руководства и является частью задачи. К сожалению, в таких ситуациях тренинг действительно может привести к увольнению сотрудника. Нам кажется, было бы честно сообщать работникам, что подобные тренинги проходят в рамках аттестации, чтобы у них в дальнейшем не возникало никакого напряжения относительно обучения. Тренинг и аттестация – разные направления работы. Просто в рамках аттестации можно использовать тренинг в качестве одного из инструментов. Однако на вопрос, как поступить в такой ситуации, каждый отвечает себе самостоятельно. Безусловно, подобный соблазн возникает, особенно у начинающих тренеров. И поэтому еще раз подчеркнем, что репутация тренера крайне важна в работе, особенно в отдаленной перспективе, и может очень легко пострадать – в итоге про двойную игру узнает сообщество. Следовательно, честность, прозрачность и следование этическим принципам необходимы в нашей работе. Репутацию очень трудно восстановить, и лучше не давать ни малейшего повода в ней усомниться. Это вопрос доверия к вам как к профессионалу.
В 2017 году мы провели очень крупный и важный проект для руководителей отдела персонала, направленный на развитие управленческих и профессиональных компетенций. В нем участвовала целая команда тренеров нашей школы. Самое главное, что наша команда получила в результате обратной связи от участников, они выразили словами: «Мы смотрели на вас и вам доверяли, поскольку видели, что вы работаете как единое целое. Мы увидели, что вы учите так, как живете». Если у вас самих в коллективе возникают конфликты, а вы рассказываете участникам об этике и ценностях, то результата не будет, вам не начнут доверять. Самая ценная для нас фраза Ларисы Андреевны Петровской о профессии психолога – «Поведение вызывает поведение». Иными словами: то, что вы вкладываете как тренер, это же и получаете в ответ. Ваше поведение первично, поскольку влияет на то, как участники ведут себя друг с другом, и вызывает ответное поведение по отношению к вам. Ваша реакция на ту или иную ситуацию порождает соответствующую волну. Каждый раз, вспоминая указанную фразу, мы открываем в ней всё больше и больше смыслов. В жизни всё происходит точно так же, как и на работе: если меняется ваше поведение, все вокруг тоже начинают меняться. Отсюда можно сформулировать девиз нашей школы: «То, как мы учим, и есть то, чему мы учим!»
Личность тренера
При проведении любого бизнес-тренинга центральную роль играет ведущий занятия, или тренер. Это связано с тем, что тренинг – процесс интерактивный, где личность тренера становится главным «инструментом» обучения. Именно тренер несет ответственность за грамотную реализацию всех этапов запланированной обучающей программы и при этом учитывает различные ситуационные изменения, которые неизбежно возникают в ходе «живого контакта» с участниками обучения[25]. Необходимо сказать, что это творческий процесс, требующий актуализации различных ролей ведущего занятия, а именно:
● лидера, вовлекающего участников группы в совместную деятельность;
● психотерапевта, способного разрешить «кризисные ситуации» и поддержать тех, кому это необходимо;
● организатора, создающего условия для последовательного осуществления всех запланированных в тренинге активностей;
● учителя, компетентно передающего участникам тренинга новый материал в полном объеме;
● эксперта, оценивающего как достигнутые успехи, так и ошибки, допущенные каждым участником и всей группой в целом[26].
Это далеко не полный список ролевых позиций тренера, указывающий на высокие требования к его профессиональным и личностным компетенциям. Важно подчеркнуть, что эффективность тренинга существенно возрастает, когда в процессе проведения занятий ведущий занимает позицию «на равных» с рядовыми участниками[27].
Приведем общее определение понятия «тренер».
Тренер – эксперт в определенной области, который благодаря умению структурировать и передавать собственный опыт помогает другим людям осваивать и создавать эффективные концепции и технологии действия.
Кроме того, тренер – человек, который в поведении, в жизни и во взаимодействии с другими людьми руководствуется своей миссией и тем, чему учит. Это крайне важный принцип тренерской работы. При создании программы тренер может руководствоваться следующими мотивами: интерес к теме, материальные ценности, чувство долга, амбиции и т. д. Итак, какие же качества важны для данной профессии? Перейдем к нашему практическому опыту.
На тренинге тренеров в блоке «Личность тренера» мы всегда даем следующее упражнение: «Каждому из вас нужно вспомнить человека, у которого вы когда-то чему-то учились и которого запомнили на всю жизнь. Выделите два качества, отличающие его от других, зафиксируйте их, а затем составьте список своей мини-группы (это обычно пять-шесть человек) и совместно укажите в нем ровно пять ключевых качеств, которые вы определите как самые важные у тех людей, которых вспомнили». Как правило, участники выделяют харизму, экспертность, умение найти ответ на любой вопрос, талант доступно объяснять трудные темы и способность корректно давать обратную связь. Самые ценные качества, которые люди хотят видеть в том человеке, у кого решили учиться и кому доверяют, – уважение, доброта и принятие. Перечислим некоторые качества тренера, наиболее часто выделяемые группами:
● авторитетность, экспертность;
● компетентность;
● профессионализм;
● эрудированность;
● лидерство;
● целеустремленность;
● умение найти решение в сложной ситуации;
● терпеливость;
● системное мышление;
● коммуникативная компетентность;
● умение управлять эмоциями;
● чувство юмора;
● честность;
● порядочность;
● умение вовлекать в работу;
● креативность;
● надежность;
● ответственность;
● активность;
● аутентичность;
● организаторские способности;
● человечность, доброта.
Отдельно упомянем коммуникативную и эмоциональную компетентность, крайне необходимую для тренера. Это те самые качества, которые входят в понятие «эмоциональный интеллект», включая управление своим эмоциональным состоянием, установление контакта и другие.
В группах некоторые качества всегда пересекаются, но существуют и отличия в восприятии ключевых свойств личности тренера, свойственные каждому участнику. Дело в том, что тренер – это такой интересный человек, перечислить конкретные качества и компетенции которого очень сложно. Здесь мы, скорее, говорим о необходимых или желательных свойствах личности тренера. Это профессия, где субъект взаимодействует с субъектом или, согласно Е. А. Климову[28], возникает такой тип коммуникации, как «человек – человек», когда принципиальны именно коммуникативные и эмоциональные компетенции.
У приведенного выше упражнения есть следующее очень важное продолжение: каждому участнику необходимо просмотреть списки всех членов группы и описать свой идеал тренера или то, каким тренером с какими качествами он хотел бы стать. Таким образом, каждый сам для себя составляет «идеальный профиль тренера», выбирая только те качества, которые понадобятся ему в работе. Затем каждое из указанных качеств необходимо оценить по десятибалльной шкале и задать себе вопрос на саморазвитие: «Чего мне не хватает до десяти баллов?» Любой участник может сказать: «Слушайте, "надежность" не имеет никакого отношения к тренеру» – и не оценивать это качество; или, напротив, он скажет: «"Ответственность" безумно важна для тренера!» – и оценит ее. Тренеры оценивают то, что считают для себя ценным. Таким образом, каждый участник формулирует цель развивать именно то, чего ему не хватает. Говоря о личности тренера, мы всё время имеем в виду себя, а не какой-то абстрактный идеал; мы выбираем и развиваем именно свой авторский стиль и вновь нащупываем его с каждой новой группой. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что каждому тренеру необходимо создавать тренерскую модель, соответствующую его особенностям, и придерживаться ее. Какие бы рекомендации вам ни давали, нужно всё подстраивать под себя – up to you (вам решать!), – руководствуясь тем, что вам подходит и какие методические приемы работают лучше именно у вас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Сотникова Юлия Александровна – психолог, кандидат психологических наук.
2
Евдокимова Светлана Анатольевна – сотрудник Московской школы практической психологии.
3
См.: Сенге П. М., Клейнер А., Робертс Ш., Росс Р. Б., Рот Дж., Смит Б. Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / Перевод с англ. Б. С. Пинскера; науч. ред. д. и. н. Б. М. Шпотов. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.
4
См.: Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология. Т. 5. – М.: Генезис, 2005.
5
См.: Леонова А. Б., Базарова Г. Т., Абдуллаева М. М. Организационная психология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019.
6
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых // Менеджер по персоналу. № 2, 2007. С. 48.
7
Реджинальд «Рег» Уильям Реванс (1907–2003) – профессор, администратор и специалист в области управленческого консультирования. Основоположник «обучения действием» (action learning).
8
См.: Базарова Г. Т. Принципы организации и проведения бизнес-тренингов // Менеджер по персоналу. № 5, 2007. С. 47.
9
Транспрофессионал – специалист, обладающий широкими междисциплинарными знаниями и навыками, позволяющими ему овладевать смежными профессиями. Например, рекрутер может одновременно заниматься ассессментом и обучением персонала.
10
Петровская Лариса Андреевна – социальный психолог, кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
11
См.: Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
12
См.: Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. – М.: Дело, 2000; Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. – М.: ИНФРА-М, 2000.
13
См.: Макшанов С. И. Профессиональный тренинг // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия / [Сост. и общ. ред. Л. В. Винокурова]. – СПб.: Питер, 2001; Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.
14
От англ. training – тренировка, практическое обучение, овладение навыками.
15
См.: Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ, 1989.
16
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых. С. 47.
17
См.: Базарова Г. Т. Особенности обучения взрослых. С. 43.
18
См.: Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов / Ред. Т. В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006.
19
См.: Kolb D. A., Fry R. E. Toward an Applied Theory of Experiential Learning (1975) // С. Cooper (ed.), Theories of group processes. – N. Y.: John Wiley & Sons.
20
См.: Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда / Под ред. Ю. Орна и Т. Нийта. – Таллин, 1986. С. 7–29.