Наложение судебных штрафов регламентировано положениями ст. 119 АПК РФ, согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, действующей со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции) размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 5 тысяч рублей (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ изменения речь шла о сумме 2 500 рублей), на должностных лиц – 30 тысяч рублей (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ изменения речь шла о сумме 5 000 рублей), на организации – 100 тысяч рублей, если иное не предусмотрено данной статьей.
В абзаце 1 ч. 5 ст. 205 АПК РФ установлено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Данное правило закреплено соответственно общей норме ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Вместе с тем, той же общей нормой установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Это правило также подлежит применению при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности.
При применении нормы абз. 1 ч. 5 ст. 205 АПК РФ представляется целесообразным учитывать следующие разъяснения, данные в п. 2 Постановления Пленума ВАС России от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»[25] применительно к делом об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов:
в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган;
в связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 данного Кодекса.
В абзаце 2 ч. 5 ст. 205 АПК РФ предусмотрено, что в случае непредставления административным органом, составившим протокол об административном правонарушении, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
Данное правило закреплено соответственно общей норме абз. 1 ч. 5 ст. 66 АПК РФ, согласно которой в случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе. В связи с этим следует иметь в виду абзац 2 данной части, предусматривающий, что копии документов, истребованных арбитражным судом по своей инициативе, направляются судом лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.
Примерная форма ходатайства в арбитражный суд о приобщении доказательств к материалам дела о привлечении к административной ответственности.
Управление Федеральной антимонопольной службы по ______________________ (далее также – административный орган, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд ________________ с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «_____________» (ОГРН ____________, ИНН ____________, далее также – ООО «_____________», общество, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении) привлечь к административной ответственности, предусмотренной статьей _____ Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящим ООО «_____________» считает необходимым представить в качестве доказательств копии следующих документов, обосновывающих возражения против заявленного требования:
1) _____________________________________________________________________________________________.
Данные документы подтверждают следующие обстоятельства _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________;
2) _____________________________________________________________________________________________.
Данные документы подтверждают следующие обстоятельства _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________;
3) _____________________________________________________________________________________________.
Данные документы подтверждают следующие обстоятельства _________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Учитывая изложенное, на основании части 1 статьи 41, части 1 статьи 66 и части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ
ПРОШУ СУД:приобщить к материалам дела № А___-______/202__ в качестве доказательств копии документов согласно приложению.
Примерная форма ходатайства в арбитражный суд о вызове свидетеля по делу о привлечении к административной ответственности.
Управление Федеральной антимонопольной службы по ______________________ (далее также – административный орган, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд ________________ с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «_____________» (ОГРН ____________, ИНН ____________, далее также – ООО «_____________», общество, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении) привлечь к административной ответственности, предусмотренной статьей _____ Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявитель считает, что в рамках рассмотрения данного дела возникла необходимость вызова свидетеля для участия в арбитражном процессе для подтверждения следующих обстоятельств, имеющих значение для дела:
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Учитывая изложенное, на основании части 1 статьи 41, статей 56, 88 и части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ
ПРОШУ СУД:
вызвать для участия в арбитражном процессе в качестве свидетеля гражданина ___________________________, место жительства: _____________________________________________________________________________.
В пункте 17 Постановления Пленума ВАС России от 8 октября 2012 г. № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе»[26] даны следующие разъяснения в отношении применения положений АПК РФ о гласности судебного разбирательства по делам об административных правонарушениях:
судам при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что исходя из положений ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ в случаях, если открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной или военной тайны, а равно если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц, арбитражный суд осуществляет разбирательство дела в закрытом судебном заседании по собственной инициативе;
арбитражным судам необходимо учитывать, что опубликование судебных актов, содержащих персональные данные лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не может само по себе рассматриваться как наносящее ущерб безопасности таких лиц, членов их семей, их близких, а также их чести и достоинству. При этом в силу п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О персональных данных», ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» содержание персональных данных в судебных актах арбитражных судов не препятствует их размещению в сети «Интернет» в полном объеме;
в случае необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны разбирательство дел об административных правонарушениях осуществляется в закрытом судебном заседании при удовлетворении судом соответствующего ходатайства лица, участвующего в деле.
В соответствии с ч. 2 ст. 2016 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума ВАС России 2004 г. № 10 (в ред. Постановления Пленума ВАС России от 10 ноября 2011 г. № 71), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 ст. 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения; при этом, исходя из смысла ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицом, освобожденным от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, возмещению не подлежат.
В части 4 ст. 206 АПК РФ установлен порядок вступления решения по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу: решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
1.5. Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности в порядке упрощенного производства
Выше говорилось, что нормой п. 3 ч. 1 ст. 227 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, действующей со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции) установлено, что дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тысяч рублей (указание на предупреждение введено Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ), подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума ВС России от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»[27], по смыслу положений п. 3 и 4 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, ч. 5 ст. 28.1, ст. 29.9 КоАП РФ, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению также дела об оспаривании постановлений административных органов об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тысяч рублей.
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства регламентировано положениями глава 29 АПК РФ (глава изложена Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ полностью в новой редакции[28]), в ч. 1 ст. 226 которой предусмотрено следующее: дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными указанной главой; при рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные разделом III данного Кодекса, при рассмотрении дел с участием иностранных лиц – разделом V данного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной главой.
Согласно части 2 указанной статьи 226 АПК РФ: дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд; срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит, за исключением случая, предусмотренного частью 3 ст. 253 данного Кодекса.
Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства предусмотрены положениями ст. 228 АПК РФ, из которых в деле о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, касаются следующие:
о принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со ст. 131 данного Кодекса срок, который не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. В определении суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения. Определение, вынесенное арбитражным судом по результатам рассмотрения вопроса о принятии искового заявления, заявления, размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня вынесения этого определения (ч. 2);
стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения соответствующего определения. Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок (ч. 3);
если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение. Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд (ч. 4);
судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 данной статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков (ч. 5);
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила, предусмотренные статьями 155 и 158 данного Кодекса (ч. 6).
Соответственно, особенностью представления отзыва на заявление административного органа о привлечении к административной ответственности и доказательств является лишь то, что они должны быть представлены в срок, который установлен арбитражным судом в определении о заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем 15 дней со дня вынесения соответствующего определения. В случае, если отзыв на заявление, доказательства и иные документы представлены в арбитражный суд по истечении указанного срока, необходимо обосновать невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить в арбитражный суд дополнительно документ, содержащий объяснения по существу возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления. Такой документ не должен содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
Примерная форма объяснений в арбитражный суд по существу возражений на заявление административного органа о привлечении к административной ответственности (упрощенное производство).
Управление Федеральной антимонопольной службы по ______________________ (далее также – административный орган, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд ________________ с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «_____________» (ОГРН ____________, ИНН ____________, далее также – ООО «_____________», общество, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении) привлечь к административной ответственности, предусмотренной статьей _____ Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящим ООО «_____________» с учетом представленных административным органом возражений на отзыв на заявление о привлечении к административной ответственности считает необходимым на основании части 1 статьи 41, части 1 статьи 81, части 1 статьи 202 и части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ представить следующие объяснения по существу заявленных возражений в обоснование своей позиции.
1) в отношении довода административного органа о ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Данный довод административного органа не учитывает такие обстоятельства, как _________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Указанные обстоятельства подтверждаются такими доказательствами, как _______________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________;
2) в отношении довода административного органа о ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Данный довод административного органа не учитывает такие обстоятельства, как _________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Указанные обстоятельства подтверждаются такими доказательствами, как _______________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________;
3) в отношении довода административного органа о ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Данный довод административного органа не учитывает такие обстоятельства, как _________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
Указанные обстоятельства подтверждаются такими доказательствами, как _______________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 229 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 марта 2016 г. № 47-ФЗ[29]) решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
Как установлено в ч. 2 ст. 229 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, действующей со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции), по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу (указание на данный случай введено Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ), рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение; заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; в этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 данного Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных главой 29 данного Кодекса; мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы (указание на данный случай введено Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).