Процессы проекта (процессы технического управления) также реализуют и на уровне SoS, и на уровне составляющих ее систем. На уровне SoS их применяют при планировании, анализе, организации и интеграции возможностей соединяемых систем (существующих и новых) в возможности SoS. Параллельно организации-владельцы составляющих систем сохраняют ответственность за системную инженерию своих систем и за свои собственные процессы технического управления. При управлении конфигурацией, например, составляющие системы управляют собственной конфигурацией, в то время как SoS рассматривает управление конфигурацией, которое относится к объединению систем в SoS. Управление риском осуществляется составляющими системами на основе оценки риска применительно к результатам, в то время как управление рисками SoS рассматривает риск для SoS.
Процессы планирования, оценки и контроля являются ключевыми для всех управленческих действий, причем важнейшей проблемой в инженерии SoS является недостаточное управление процессами составляющих систем (особенно для общепризнанных и коллаборативных SoS) со стороны организации, ответственной за SoS. Движимая собственными организационными требованиями, каждая из составляющих систем может иметь график развития или обновления, который отличается от графиков других составляющих систем. Организация, ответственная за SoS, должна планировать комплексный жизненный цикл, который признает самостоятельное внесение изменений в составляющие системы, в дополнение к инициированным SoS изменениям в жизненном цикле. Это часто включает в себя определение устойчивых промежуточных форм в эволюции SoS с приростом возможностей, добавленных из составляющих систем.
Технические процессы (в т. ч. определение архитектуры и проекта, процессы комплексирования, верификации, передачи, валидации, функционирования, сопровождения, изъятия и списания) реализуются и для SoS и для составляющих систем, причем в ряде случаев реализация SoS осуществляется скорее посредством управления процессами составляющих систем, чем процессами SoS в целом. Определение потребностей и требований заинтересованных сторон сосредоточено на верхнем уровне SoS, но с учетом того, насколько несовместимые потребности заинтересованных сторон для отдельных систем могут привести к ограничениям на SoS в целом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Монография состоит из предисловия, введения, частей, заключения и приложений. Части состоят из глав, разделов и подразделов, а также введения и резюме.
2
https://en.wikibooks.org/wiki/E-government/Definition
3
Департамент по экономическим и социальным вопросам https://www.un.org/development/desa/ru/
United Nations Department of Economic and Social Affairs http://www.un.org/desa
4
Спроектированная система, которая включает комбинацию технических и человеческих или природных элементов. The Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK), http://sebokwiki.org/wiki/Sociotechnical_System_(glossary)
5
http://www.ecdl.org/
6
http://ecdl.org/about-ecdl/e-citizen
7
Нормативные документы вынесены в конце этой части монографии в отдельный перечень.
8
http://www.smart-society-project.eu/
9
https://ec.europa.eu/digital-single-market/en
10
Совсем не очевидное заявление с учетом развития трансатлантического аутсорсинга ИКТ-услуг (примеч. авторов).
11
https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/skills-jobs
12
https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/society
13
Институт цифрового гражданства, http://www.digitalcitizenship.net/dc-institute.html, http://www.digitalcitizenshipinstitute.com/
14
http://www.digitalcitizenship.net/nine-elements.html
15
Политология. Словарь. – М.: РГУ. В. Н. Коновалов. 2010, http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/177/Правительство
16
Большой юридический словарь, http://juridical.slovaronline.com
17
Classification of the Functions of Government (COFOG), http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcst.asp?Cl=4
18
Tadviser. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, http://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Министерство_связи_и_массовых_коммуникаций_РФ_(Минкомсвязи)
19
Официальный сайт http://minsvyaz.ru/ru/
20
http://rkn.gov.ru/
21
http://www.rossvyaz.ru
22
http://www.fapmc.ru/
23
Максимальное увеличение числа органов государственной власти (ОГВ) между соседними периодами было +22 (см. колонки 2000 г. и март 2004 г.), а минимальное уменьшение размером в –1 в нескольких парах смежных периодов, например, между 1992 г. и 1994 г.
24
http://ar.gov.ru/ru/o_reforme/index.html
25
Органов – примеч. авторов.
26
Напомним, что Организация Объединенных Наций регулярно проводит исследование развития электронного правительства во всем мире. Первый обзор вышел в 2001 году. В дальнейшем подобные аналитические обзоры ООН публиковались ежегодно в 2003, 2004, 2005, а затем – раз в два года в 2008, 2010, 2012 годах.
27
http://rus.proz.com/kudoz/english_to_russian/government_politics/2239421-networked_government.html
28
http://www.oecd.org/gov/digital-government/open-government-data.htm
29
https://opendefinition.org/
30
https://opengovdata.org/
31
https://www.europeandataportal.eu/en/homepage
32
См. раздел «Открытое и подотчетное правительство» на сайте Минэкономразвития, http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/infOrientedSoc/pubaccountablegov/
33
http://open.gov.ru/
34
http://opendata.open.gov.ru/
35
http://regulation.gov.ru
36
https://www.roi.ru/
37
http://openstandard.ru/
38
Расширенное заседание Совета по открытым данным от 15 июля 2013 г. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/doc20130723_02
39
http://hubofdata.ru/
40
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-анализ
41
http://www.gsrb.ru/ru/supplement/message-rb/poslanie2013.php
42
https://www.mos.ru/authority/documents/doc/9740220/
43
The Data-Centric Manifesto, http://datacentricmanifesto.org/principles/
44
Проект ЕС по связанным открытым данным, http://aksw.org/Projects/LOD2.html
45
UN E-Government Survey, http://www.unpan.org/egovkb/global_reports/08report.htm
46
International Telecommunications Union (ITU) – специализированное агентство ООН по ИКТ, http://www.itu.int/ru/Pages/default.aspx
47
United Nations Development Programme (UNDP), http://www.undp.org/
48
United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), http://ru.unesco.org/
49
https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/CountryInformation/id/141-Russian-Federation
50
https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center
51
В 2018 году, пока книга готовилась к печати, ООН выпустила новый обзор и опубликовала обновленный рейтинг стран, в котором наблюдался небольшой рост – Россия поднялась на три места (с 35-го на 32-е), https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2018
52
Экономическое, социальное и экологическое направления устойчивого развития – прим. авторов.
53
https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/e-gov/
54
Более подробно – см. Часть 2 монографии.
55
Federal Enterprise Architecture Framework, Version 1, September 1999, http://bettergovernment.jp/diki?files_download&filename=fedarch1.pdf
56
Так в американской практике принято называть и деятельность правительства.
57
https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/e-gov/fea
58
https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/e-gov/FEA
59
https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/circulars_a11_current_year_a11_toc
60
https://www.performance.gov/
61
https://obamawhitehouse.archives.gov/omb/e-gov/strategiesandguides
62
http://en.wikipedia.org/wiki/IT_portfolio_management
63
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2012/12/19/national-strategy-information-sharing-and-safeguarding
64
https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/omb/egov/digital-government/digital-government.htm
65
Digital Government Strategy, https://www.usaid.gov/digitalstrategy
66
https://en.wikipedia.org/wiki/Federal_Information_Processing_Standards
67
https://www.oasis-open.org/standards
68
http://www.omg.org/
69
https://www.w3.org/
70
http://europa.eu/about-eu/countries/index_en.htm
71
Интероперабельность (interoperability): способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена. (ГОСТ Р 55062-2012. «Информационные технологии. Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Интероперабельность».)
72
https://ec.europa.eu/cefdigital/wiki/display/CEFDIGITAL/CEF+Digital+Home
73
https://ec.europa.eu/futurium/en/egovernment4eu
74
CEF DSIs – средства связи Европы для инфраструктур цифровых услуг (CEF – Connecting Europe Facility (средства связи Европы. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/connecting-europe-facility). DSIs – Digital Service Infrastructures (инфраструктуры цифровых услуг)). Служат для поддержки Единого цифрового рынка Европы.
75
https://ec.europa.eu/cefdigital/wiki/display/CEFDIGITAL/CEF+building+blocks
76
IDABC, http://ec.europa.eu/idabc/en/home.html
77
Здесь следует отметить и множественность значений термина «framework» в российском контексте информационных технологий. В соответствии с ГОСТ Р 55062-2012 термин интерпретируется как «концепция» и определен как основные положения по достижению интероперабельности. При этом подчеркивается, что «framework» имеет много значений: начиная от буквального смысла (каркас, рамка), широкого смысла (концептуальная основа, контекст, основные принципы, описание основных проблем предметной области и обобщенные правила для их решения) и заканчивая узким смыслом, понимаемым программистами как структура программной системы; программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта [1н]. Поэтому, говоря о EIF, авторы будут использовать название «Концепция Европейской интероперабельности».
78
https://joinup.ec.europa.eu/collection/semantic-interoperability-community-semic
79
https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/#.VtBt9X2LSJA
80
Общий объем инвестиций государственного и частного сектора на строительство широкополосной инфраструктуры для государственных, частных и исследовательских сетей.
81
https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/138-Republic-of-Korea/dataYear/2016
82
MOGAHA было позже (2009) преобразовано в Министерство государственной администрации и безопасности (Ministry of Public Administration and Security, MOPAS), затем (в 2014) в Министерство внутренних дел (Ministry of Interior, MOI) и позже (2017) в Министерство внутренних дел и безопасности (Ministry of Interior and Safety, MOIS, http://www.mois.go.kr/eng/a01/engMain.do). Министерство торговли, промышленности и энергетики было преобразовано в Министерство экономики знаний (Ministry of Knowledge Economy, MOKE).
83
Подробнее см. http://www.soderstrom.se/wp-content/uploads/u-word-11.pdf
Справедливости ради следует сказать, что еще в конце 80-х годов прошлого столетия появился термин ubiquitous computing (вездесущие вычисления, http://www.ubiq.com/hypertext/weiser/UbiHome.html). Тогда он означал внедрение компьютеров куда только можно – во все сферы жизни. Говорили даже о «размазывании интеллекта по стенам». Но тогда отсутствовал такой компонент, как мобильная связь. Теперь же есть все технические и экономические предпосылки, чтобы вездесущие вычисления стали реальностью.
84
https://www.youtube.com/watch?v=VZbRbTdaIdI&feature=share
85
National Computing and Information Agency, NCIA, http://korea.ncia.go.kr/eng/about/about_02.jsp
86
National Computing and Information Service, NCIS, http://korea.ncis.go.kr/eng/about/about_01_1.jsp
87
National Computing and Information Agency, NCIA, http://korea.ncia.go.kr/eng/about/about_02.jsp
88
National Computing and Information Service, NCIS, http://korea.ncis.go.kr/eng/about/about_01_1.jsp
89
http://www.customs.go.kr/kcshome/site/index.do?layoutSiteId=english
90
Корейский офис интеллектуальной собственности – Korean Intellectual Property Office, KIPO, http://www.kipo.go.kr/kpo/user.tdf?a=user.english.html.HtmlApp&c=90101&catmenu=ek90101
91
Minwon24 (Minwon – услуги для граждан), http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UNGC/UNPAN043421.pdf
92
http://www.epeople.go.kr/jsp/user/on/eng/intro01.jsp
93
Anti-Corruption & Civil Rights Commission (ACRC), http://www.acrc.go.kr/eng/index.do
94
http://www.epeople.go.kr/jsp/user/on/cu/UOnBbsRead.jsp?brd_id_v=news&tbrd_seq_n=171787
95
Best Practices in E-Government of Korea, http://www.mois.go.kr/cmm/fms/FileDown.do?atchFileId=FILE_000693724yk6kQK&fileSn=0
96
http://rkn.gov.ru/it/register/
97
Полный перечень, составленный в рамках исследования, можно скачать по ссылке: http://gos.hse.ru/upload/iblock/a34/a34ef718731ae54b5010d4e9baf84293.pdf
98
http://korea.ncia.go.kr/ncia_MJS/board/dev/board/board.jsp?id=engbo_105
99
http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/
100
http://www.cikrf.ru/gas/
101
https://sudrf.ru/
102
https://techportal.sudrf.ru/?id=234
103
Президент отклонил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года, одобренный Советом Федерации 23 декабря 2016 года и направленный Президенту для подписания и обнародования. В законе должен быть проработан перечень конкретных сведений, содержащихся в таких системах, а также определены лица, которые смогут иметь доступ к таким данным, а также их ответственность, http://kremlin.ru/events/president/news/53633
104
http://www.rostelecom.ru/press/news/d435971
105
http://www.nalog.ru/fl/
106
https://гибдд.рф/check/fines
107
http://www.rosreestr.ru/
108
http://www.gosuslugi.ru
109
Например, в Бразилии по-португальски они называются Servico de Atendimento Ao Cliente, SAC.
110
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admreform/mfc
111
Выборочное обследование населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Таблица 5.2. Доля населения, взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления по способам взаимодействия, по субъектам Российской Федерации (ноябрь-декабрь 2015 года), http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html
112
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/2016160702
113
http://eregion.ru/
114
http://minsvyaz.ru/ru/events/35615/
115
http://большоеправительство.рф/opengov/
116
http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/opendata/
117
http://www.rostelecom.ru/about/info/
118
https://cloud.rt.ru/
119
http://www.vesti.ru/doc.html?id=319828
120
http://minsvyaz.ru/ru/events/35450/
121
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/09/30/587377
122
Будет заменено на СПО, http://www.cnews.ru/top/2014/08/21/glavnaya_itsistema_rossii_migriruet_s_oracle_na_svobodnoe_po_583565
123
http://smev.gosuslugi.ru/portal/api/files/get/151146
124
http://smev.gosuslugi.ru/portal/faq.jsp#!/5
125
http://www.cnews.ru/news/top/rossijskie_regiony_opolchilis_na_edinyj
126
http://minsvyaz.ru/ru/events/34535/
127
http://www.cnews.ru/articles/2016-11-14_zamministra_svyazi_i_massovyh_kommunikatsij_aleksej_kozyrev_o
128
http://www.vz.ru/news/2015/2/16/729789.html
129
http://government.ru/department/280/events/
130
http://government.ru/department/149/events/
131
См. портал публикации результатов НИР Минэкономразвития за ряд последних лет, http://aisup.economy.gov.ru/pubportal/. На этом портале размещаются результаты работ по контрактам, выполненным в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и ГП «Информационное общество (2011–2020 годы)».
132
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/369/
133
Минэкономики России, http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2010/134/
134
https://www.bcss.fgov.be/en
135
http://minsvyaz.ru/ru/events/35450/
136
http://gov.cnews.ru/articles/2016-11-18_kakoe_budushchee_zhdet_mfts
137
https://www.nav.no/en/Home
138
https://www.incose.org/incose-impact
139
http://sehs.mipt.ru/school/about
140
https://incose-rus.weebly.com
141
http://www.incose.org/
142
http://www.sercuarc.org/
143
http://www.ieee.org/index.html
144
Диаграмма Венна – это схема, которая показывает все возможные логические отношения между конечной коллекцией различных наборов. Диаграмма Венна состоит из нескольких пересекающихся замкнутых кривых, обычно кругов, каждый из которых представляет собой набор, см. J. Venn M. A., «On the diagrammatic and mechanical representation of propositions and reasonings», https://www.cis.upenn.edu/~bhusnur4/cit592_fall2014/venn%20diagrams.pdf
145
http://sebokwiki.org/wiki/Systems_Engineering_(glossary)
146
Разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO/IEC/IEEE 15288:2015 [32] т.
147
Системная инженерия. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016), http://gtmarket.ru/concepts/7110. Текст статьи: © Батоврин В. К., Голдберг Ф. И., Александров А. Н. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
148
Указанная классификация характерна для ГОСТ Р 57193-2016. Такие организации, как NASA, SAE, EIA и другие используют свои классификации процессов жизненного цикла.
149
Обзорный доклад по этим вопросам был сделан 11.02. 2015 года профессором В.К. Батовриным на 100-м заседании INCOSE RUS, https://incose-rus.weebly.com/systems_engineering_essentials.html. Там же можно найти список литературы.
150
http://www.sebokwiki.org/wiki/System_of_Systems_(SoS)_(glossary)
151
Эмерджентность в теории систем – наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним – «системный эффект», http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмерджентность
152
Заметим, что в ГОСТ Р 57193-2016 эти категории SoS названы соответственно виртуальная, объединенная, познаваемая и руководимая.
153
http://sebokwiki.org/wiki/Systems_of_Systems_(SoS)
154
ISO/IEC/IEEE 21840:201x(X) ISO/IEC JTC 1/SC 7/WG 7 N2306 «Systems and software engineering – Guidelines for the utilization of ISO/IEC/IEEE 15288 in the context of System of Systems Engineering», 2018–02–07
155
System of Systems Engineering 2018, June 19th to 22th, http://sosengineering.org/2018/
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги