Книга Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2 - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Иванович Столяров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2

Указанная выше тенденция тем более опасна, что современный спорт, как известно, действует на человека очень «концентрированно». Уже сама высокая определенность, однозначность уровня «профессиональной подготовленности» и постоянная нацеленность на максимально возможный результат обеспечивают именно такой характер влияния спорта на личность. В дополнение следует указать и на другие обстоятельства: тренировки в большом спорте проводятся в наши дни ежедневно (в ряде случаев по два-три раза), объем и интенсивность тренировочных нагрузок очень велики, свободное время зачастую почти полностью отсутствует; наконец, спортивную специализацию сегодня в ряде видов спорта начинают в очень юном возрасте, когда формирующие воздействия деятельности на личность особенно велики. (…)

Деятельно-практическое сопоставление индивидов, составляющее, как мы видим, само существо спортивной деятельности, не есть просто некий индифферентный акт. Это всегда акт самоутверждения личности[2]. Спортивная деятельность остро ставит перед спортсменами не только вопрос «кто я? каковы мои способности?», но и вопрос «кто есть для меня другой? что есть для меня способность другого человека? а именно: выступает ли для меня эта способность как продолжение моей способности, или, напротив, как ее граница, или, может быть, эта другая способность есть для меня просто некая абстрактная точка моего самоотсчета?». Фактически это две стороны одного и того же вопроса, а социокультурное содержание, которое реально имеет спортивная деятельность, при ближайшем рассмотрении во многом зависит от того, с какой эмоционально-волевой установкой друг на друга действуют в спортивном соревновании индивиды, каково нравственное содержание отношений каждого из них с соперником. Самоопределение не есть единственно познавательный акт, оно всегда одновременно есть также и акт нравственный.

Предполагает ли спортивная деятельность изначально какой-либо определенный тип эмоционально-волевой установки у соревнующихся индивидов? – В определенной степени – да, ведь спорт устанавливает с самого начала одни и те же правила для соревнующихся стран, спорт – это соревнование в соответствии с принципом «честной игры».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что конкретное содержание этой формулы определяется опять-таки особенностями социального (исторически определённого) контекста, в который реально вписан спорт. Причем разнообразие вариантов здесь очень велико. Например, в ситуации, когда человеческая способность как таковая для меня самоценна, другой человек и его способность также ценны для меня, ибо способность другого здесь выступает фактически как продолжение моей способности. В таком случае то обстоятельство, что в данный момент моя подготовленность оказывается ниже, не оскорбляет и не унижает меня ни в коей мере. Здесь моя способность есть то, что связывает меня с другим человеком, и вопрос усиления, развития моей способности стоит для меня по сути дела как вопрос об усилении связи с другим человеком. (…)

Иного рода ситуация имеет место, если в силу общих особенностей жизнедеятельности общества способность другого человека выступает для меня – человека, живущего в этом обществе, как моя абсолютная граница. Здесь наши способности (мои и другого) опосредуют друг друга чисто внешним образом, здесь способность другого вызывает у меня не восхищение, а «зависть и жажду нивелирования» (К. Маркс). В такой ситуации самоценна победа и только победа, а развитие моих способностей по своему внутреннему смыслу становится для меня эквивалентным редукции способностей другого человека. В спортивной деятельности при рассматриваемых обстоятельствах принцип равной борьбы если и акцентирован, то очень слабо, эмоционально-волевая готовность действовать жестко и агрессивно по отношению к сопернику (вплоть до нанесения ему телесной травмы) выражена очень сильно. В результате сам принцип «равного соперничества» оказывается чисто внешней формой спортивного соревнования, и, как понятно, даже на таком уровне его сохранить обычно не удается. Возникает устойчивая тенденция превращения спорта в сферу деятельности, в рамках которой соревнующиеся стороны взаимно деятельно-практически отрицают друг друга. Спорт теряет свою социально-культурную глубину, специфическим образом упрощается, оказывается сведенным к вульгарно-практическому сопоставлению физических способностей индивидов.

Рассмотренную выше оппозицию двух типов самоопределения человека в спорте мы проанализируем теперь в несколько ином контексте, что позволит, мы надеемся, четче уяснить содержание каждого из противопоставленных друг другу случаев и одновременно непосредственно рассмотреть вопросы целенаправленного формирования личности в спорте. Начнем анализ со следующего достаточно хорошо известного специалистам факта: при попытке однозначно и кратко ответить на вопрос, какое качество прежде всего отличает спортсмена от представителей – субъектов – других социальных деятельностей, чаще всего указывают на высокую мотивацию достижения, присущую спортсмену, или на какие-либо ее производные. Вместе с тем должной конкретизации содержания этого качества обычно не дается. Если обратиться к тем случаям взаимодействия способностей спортсменов, происходящим в процессе соревновательной деятельности, которые мы рассмотрели выше, то следует, по нашему мнению, с каждым из них соотнести свою модель «стремления к успеху».

В первом случае успех мною оценивается и эмоционально положительно переживается как полный лишь тогда, когда он укрепляет доброжелательные отношения ко мне со стороны окружающих меня людей, в частности тех, с кем я соревнуюсь, и когда сами эти люди выступают для меня как соратники, как люди мне близкие. В спорте, как и в любой другой сфере социальной жизнедеятельности, мне должен быть дорог не сам по себе успех, не сама по себе победа, а истина человеческих отношений (или успех в той мере, в какой он является успехом в деле утверждения истинного принципа человеческих отношений). Это не значит, конечно, что соперник не может вызвать у меня отрицательные эмоции (например гнев или даже ярость), но он должен вызвать у меня такие эмоции не просто как человек, который мне противостоит, должен их вызвать не просто потому, что он противостоит мне, – негативизм, возмущение он должен рождать во мне лишь как противник истины, как человек, нарушающий своими действиями тот принцип человеческих взаимоотношений, который мне дорог как истинный, в частности, принцип справедливого, демократического соревнования, который исходно закреплен правилами спортивной борьбы, и лишь в том случае, если он такое нарушение позволяет себе.

Стремление к успеху может оказаться и чисто индивидуалистическим стремлением. Победа в таком случае – это определенный, положительный для меня итог борьбы, которая начиналась во враждебном мне окружении и в таком же окружении (или даже в еще более враждебном) закончилась; здесь победа – это успех в борьбе за выживание. Очевидный драматизм такого рода соревнования, на первый взгляд, чрезвычайно активизирует человека на тренировке и в соревновании. Поэтому установка на агрессивное поведение довольно часто расценивается тренером как наиболее приемлемая для спортсмена если не в нравственном плане, то хотя бы с точки зрения имеющей место при этом силы мотивации. Это, конечно, ошибка: индивидуалистическое стремление, взятое со стороны его «энергетических возможностей», всегда оказывается более слабым, чем стремление коллективистское, поскольку первое противоречит человеческой природе, а второе ей соответствует (первое ее разрушает, а второе укрепляет), поскольку желание победы моего «индивидуального я» при прочих равных условиях всегда слабее во мне, чем желание победить, характерное для того «мы», которое также во мне присутствует и без которого нет и моего «я» (того «мы», по отношению к которому мое «я» вторично). Человек, действующий ради одного лишь себя, всегда может сделать меньше, чем человек, действующий ради другого, ради других. Радость сугубо индивидуального, личного успеха вообще всегда внутренне противоречива и половинчата как радость именно человеческая, ибо в общем случае «не я в себе радуюсь, а другость моя радуется во мне», – очень точно сказано у М. Бахтина [Бахтин, 1979 а, С. 84].

Две модели самоопределения личности и соответствующие им две модели успеха, рассмотренные нами выше, в целом тяготеют к двум типам (в марксовом понимании) социальной жизнедеятельности, а именно: первый – к случаю, когда проблема отчуждения решена полностью, второй – когда отчуждение наиболее выражено (…). Рассмотренные ситуации – два диаметрально разведенных полюса. Большинство случаев спортивной соревновательной деятельности, которые мы встречаем в современном спорте, есть некие промежуточные формы, в большей или меньшей степени приближающиеся к одной из крайних ситуаций. (…)

Воспитательные ценности спорта

Печатается с сокращениями по изданию: Żukowska Z. The Educational Values of Sport // Scientific Yearbook. Academy of Physical Education in Warsaw. – 1987. – vol. 1. – pp. 117–131. Переводчик – Е. В. Стопникова


(…) Типы ценностей спорта. Спорт в качестве элемента физической культуры тесно связывается и переплетается с социальной и культурной действительностью. По этой причине в качестве отправной точки характеристики типов ценностей спорта мною была выбрана типология ценностей, которую предложила A. Folkierska (…).

1. Интеллектуальные ценности оцениваются по категориям знания, способности думать, анализировать, логически размышлять. (…) Эти ценности человека во многих исследованиях рассматриваются в качестве существенного элемента ценностей спорта – в связи с анализом вопроса о связи между физической работоспособностью и умственной активностью молодежи (…), интеллектуальных ценностей физического и педагогического образования тренеров, учителей и преподавателей как существенного фактора результативности и эффективности их тренерской и преподавательской деятельности (…) и т. д.

2. Эстетические ценности характеризуют оценочные характеристики людей и событий на основе эстетического опыта, индивидуальной восприимчивости искусства и красоты или на основе обладания человеком артистических способностей и таланта. (…)Указывая на связь и взаимодействие между искусством и спортом и их совместным воспитательным значением в жизни людей, особый акцент возлагается на эстетические ценности спорта как на часть спортивных ценностей в целом. (…)

3. Социоцентрические (sociocentric) ценности устанавливают оценку действительности в категориях социальных групп и систем. Благо для группы, идентификация с ее целями, отдача идее, представленной группой, составляют наиболее важные ценности этого типа. Трудно представить ценности спорта, особенно связанные с командными играми, если они лишены социоцентрических ценностей. Существующие в группе социальные связи как определённая сфера неофициальных отношений между спортсменами, между ними и тренерским составом объединяют всех участников группы в единое целое и, по сути дела, являются определённым залогом ее успеха в тренировочной и соревновательной деятельности (…).

4. Аллоцентрические ценности в отличие от социоцентрических выдвигают в группе на первый план индивидуальные позиции, а не структуризованную целостность. Люди, составляющие целостность определённой группы, определяют её социальный характер; при этом опору группы чаще всего составляют люди с положительными качествами; для остальных ее участников они являются примером для подражания, определённым идеалом, к которому по возможности необходимо стремиться. (…) В ценностях спорта есть место для аллоцентрических ценностей. Спорт по самой своей сути предполагает доброжелательные межчеловеческие отношения, и олимпийская идея является типичным примером этого. В ряде исследований подтверждается наличие аллоцентрических ценностей в ценностях спорт – тогда, когда речь идет о роли личных примеров в спорте. Аллоцентрические ценности доминируют в ценностях индивидуальных видов спорта.

5. Престижные ценности. Основным критерием для их оценки служит позиция, которую личность занимает в социальной иерархии, степень ее одобрения в соответствии с функцией, соответствующей этой позиции, и некоторые другие, менее важные характерные атрибуты личности. Несмотря на тот факт, что данные ценности часто определяют отношение спортсменов к спорту и нередко являются основным путём в деле становления человека как личности, мы, однако, не можем высоко оценивать место ценностей престижа в общей системе ценностей спорта. Исследования, проведенные на выпускниках института физической культуры, показали, что данные ценности имеют среди них наименьшую оценку по сравнению с другими ценностями спорта. (…)

6. Материальные ценности. Данные ценности характеризуют потребительское отношение к жизни. Для тех людей, у которых данная ценность является приоритетной, основным стимулом жизни является находчивость, изобретательность в плане заработка денег и умелого их расходования, а в целом – их материальный статус и положение в обществе. (…) В принципе материальные ценности не занимают престижного места в общей системе ценностей спорта. (…) Но в профессиональном спорте вопрос о деньгах стоит чуть ли не на первом месте среди других ценностей. (…)

7. Гедонистические ценности. По своей природе, люди предпочитают жить легкой беззаботной жизнью, без особых проблем, стрессовых ситуаций, конфликтов и сильных нервных потрясений, получая при этом удовольствие от подобной жизни. В основном в сфере спортивной деятельности нет особого предпочтения именно этой ценности. Это подтверждается результатами упомянутого выше исследования выпускников института физической культуры, которое показало, что только 4 % респондентов ставят в центр своих жизненных притязаний данную ценность, под которой они понимают полноту ощущений, радости и приключений с долей риска и авантюризма в своей жизни. (…)

8. Эмоциональные ценности связаны с системой ценностей людей, которые предпочитают сильные эмоции под воздействием других людей и окружающей среды, а также за счет интенсификации эмоциональной жизни в них самих. (…) Спорт порождает эмоциональные ценности, которые становятся неотъемлемым элементом общей его ценностей. Эмоциональные мотивации даже доминируют над интеллектуальными мотивациями в жизни и деятельности людей, активно занимающихся спортом.

9. Ценности совершенствования (perfectionistic values). Человек, ценящий эти ценности, трактует действительность как демонстрацию человеческих физических или духовных достоинств или как источник вдохновения для их совершенствования. С таким критерием оценки может быть связана заинтересованность моральной проблематикой, культ независимости, культ физической подготовленности, придание значения самосовершенствованию. Эти ценности практически идентичны основным ценностям спорта. Невозможно вести речь о ценностях спорта без упоминания ценностей совершенствования. Существует абсолютное совпадение оценок относительно этих ценностей. Люди, чья жизнь проходит в спорте, воспринимают их как высшее проявление своей жизни, как характерную её особенность. (…)

Смысл спорта изменяется

Раздел (S. 52–58) работы: Kurz Dietrich. Vom Sinn des Sports // Die Zukunft des Sports: Materialen zum Kongress Menschen im Sport 2000. – Frankfurt: Deutscher Sportbund, 1986. – S. 44–68. Переводчик – В. И. Столяров


(…) Мы попытаемся рассмотреть несколько волн или течений, представляющих собой историю спорта (…), рассмотрим, как меняется смысл спорта для спортсменов, как они рассматривают себя в спорте и какую роль себе отводят. (…)

Возникновение современного спорта в Англии девятнадцатого столетия и затем его распространение по всей Европе и в мире тесно связано с развитием индустриального общества. Если его иметь в виду как некий пример общества, стремящегося к успеху в условиях конкуренции, то некоторую подобную картину этого общества можно смоделировать в спорте. (…) В сфере спорта можно некоторым образом «потренироваться» в создании подобного индустриального конкурентного общества. Такое толкование спорта делает понятным некоторые моменты, происходившие в нем несколько ранее, когда спорт для некоторых категорий людей являлся некоей стартовой площадкой, некоей моделью, своего рода тренировкой и подготовкой себя для жизни в конкурентном обществе. В основной своей массе это были ученики высшей школы или студенты, очень мало женщин и практически не было рабочих. Для этих групп спорт являлся некоторой ступенью не только спортивной, но и жизненной карьеры. После второй мировой войны такой «классовый» подход в спорте оказался вновь востребованным. Для 60-х – начала 70-х годов занятия спортом были типичны преимущественно для мужчин из средней прослойки в своем расцвете сил. (…)

Что мы ищем в спорте? Ответ представителей «первой волны» мог звучать следующим образом: «мы ищем идентификации с тем образом, который мы сами для себя выбрали, мы проигрываем с помощью спорта те ситуации, аналогичные которым мы можем встретить в конкурентном обществе и в жизни вообще», и этот ответ не был бы неправильным, фальшивым и в наше время.

(…) Позднее, с середины 60–х гг., подкатилась вторая волна в понимании спорта. Перемены, которые она принесла, укладываются в простую формулу: спорт как компенсация для последствий индустриального конкурентного общества. Точнее всего эту новую ценность иллюстрируют доводы в пользу необходимости укрепления здоровья. Если сегодня спросить человека, регулярно занимающегося спортом, зачем он им занимается, то в большинстве случаев на первом месте будет ответ, что это полезно для здоровья. И многие будут даже точнее в своих ответах: в нашем обществе, изобилующем автомобилями, наши сердца (их объем) становятся слишком маленькими, наши легкие – слишком узкими, а наши спины слишком слабы и т. д. – для укрепления всего этого нужен спорт. Недостаток движения, так называемая гиподинамия, является самым значительным фактором риска при многих распространенных сегодня, и при определенных условиях опасных для жизни болезней. Об этом сегодня знает каждый и обосновывает свои занятия спортом этими доводами. (…)

В 60–е гг. (…) в спорт было привлечено множество людей, увлеченных идеей оздоровляющего эффекта спорта. (…) Началась массовая оздоровительная программа посредством спорта. Это время фитнес – тренинга и других оздоровительных спортивных программ. Когда ищут обоснования для причин этого развития, то ссылаются прежде всего на разработки спортивных медиков. С середину 60–х гг. они все чаще выступали с тезисами, что человеческий организм нуждается в значительных нагрузках и если их нет, человек ищет искусственные заменители.

(…) В радикальной общественной и спортивной критике новых левых в переходных 70–х гг. нашли, как многие и предчувствовали, свое выражение экстремистские настроения. «Отменить спорт! Он увеличивает убожество этого обществе» (имелись в виду принципы успеха и конкуренция). И рядом следующий аргумент: «Отменить спорт! Он стабилизирует ничтожество этого общества!» Сегодня мы уже знаем, что эта критика не повредила спорту. Но в некоторой степени эта «музыка» способствовала оттоку массовых рядов спорта. (…)

Изменения в смысле и сущности спорта лежат, как было обрисовано выше, позади нас. Перелом последовал через несколько лет с кульминацией в 1970 г. (…) Появилось общественное мнение о необходимости компенсации для растущей разрушающей силы повседневности в смысле здоровья. Две актуальные тенденции усилили это впечатление: широкое применение спорта как приключения, особенно для свободолюбивых натур, и спорта на природе, а также возникновение все новых форм экспрессивной, двигательной культуры. (…) Озера и моря, волны и морской подводный мир, леса, горы, ледники, вершины, а также ветер и воздух производили сенсации и требовали появления все новых видов спорта. Во многих этих видах спорта дух захватывало от скорости и от азарта: езда на велосипеде, бег на лыжах, полет на дельтаплане. Все это произвело не меньший фурор, чем изобретение бензинового двигателя.

В 1969 г. Норберт Элиас (Elias) назвал спорт наилучшей возбуждающей силой в этом ленивом мире, а психиатр Виктор Эрнст Франкл (Frankl) однажды сказал в 1972 г., что недостаток напряжения и возбуждения приводит человека на его диван и чтобы этого избежать, нужно отправляться в горы (…). В то время эти высказывания оставались еще без внимания общественности. Но сегодня все больше людей задумываются над этим. Спорт уже стал для нас психогигиенической необходимостью. Здесь заключена следующая мысль: это необходимо не только для головы человека, но и для его общего самочувствия. (…) В наших жизненных и коммуникативных условиях современной жизни люди часто вступают в контакт не посредством слов, а посредством движений тела – медитации; так называемые непрямые средства общения все больше выступают как основные формы контакта. И при этом мы часто забываем, что общаемся не только с помощью движений нашего языка, но и с помощью движений всего нашего тела. (…) Движение как выражение настроений, чувств, мыслей, которые нельзя передать словами, – все это старые известные мотивы гимнастики и танца. Эти пластичные движения, переплетаясь, образуют все новые мотивы и настроения. Если сегодня для многих гимнастика является преимущественно нужной для здоровья и для фигуры, а танец изучается многими для хорошей поступи и осанки, то эти мотивы должны искать все новые формы.

В наше время так и происходит. Прежде всего молодежь и особенно девушки подают нам сигнал, что пора придумывать что-то новенькое, чтобы танцшколы не потеряли для них свою привлекательность. И на основании этого создаются все новые формы танца: театр теней, пантомима, театр импровизаций всевозможных видов. Прокатилась даже волна аэробики – движения под музыку – которая конечно же служила не столько здоровью, сколько выражала жизнелюбие тех, кто ею занимался. Короткий срок ее существования был объяснен тем, что многие студии и торговые дома пытались получить на ней для себя выгоду в финансовом плане, и от этого потерялась привлекательность этой формы синтеза танца и гимнастики. (…)

И все же ошибочно считать, что спорт прошлого можно полностью переделать. Выдвигаются новые мотивы, которые делают спорт еще богаче, в некоторой степени смешиваясь со старыми мотивами, но ни в коем случае не вытесняя последние. Даже спорт будущего не может быть спортом без успеха, конкуренции; быстро приобретается опыт и убеждение в том, что с принятием возможности риска, он становится богаче по эмоциям, с повышением скорости – еще обогащеннее, а с применением различных вариантов и импровизаций – более привлекательным своим разнообразием. И мы еще должны научиться тому, что оздоровительными являются не только те формы спорта, при которых повышается пульс или увеличивается частота повторяемых упражнений, но и те, которые просто улучшают наше самочувствие, и при этом мы считаем себя здоровыми людьми. (…)

Спорт и современные образцы культуры

Печатается с сокращениями по изданию: Krawczyk Z. Sport and contemporary patterns of culture // Review, Int. Council of Sport and Physical Education. – 1980. – Heft 3. – pp. 22–27. – Переводчик В. И. Столяров


Современный спорт, находящий свое наиболее полное выражение в неоолимпизме, отражает, по – видимому, позиции, сформированные современными образцами индивидуальной и групповой культуры. Это убеждение служит основой для теоретических выводов, которые мы попытаемся представить, связав их с 6 группами проблем: 1. Борьба, соперничество, соревнование. 2. Отношение равноправия, и прежде всего, равных возможностей. 3. Аскетическая позиция, ориентация на долг, дисциплину и постоянные усилия для достижения цели. 4. Стремление к рационализации и институционализации активности. 5. Склонность к достижению автономии, обособленности, а также положения «звезды». 6. Процесс перехода от роли человека как средства истории к его роли субъекта и творца.

Олимпийский принцип citius, altius, fortius выражает доминирующую черту соревновательного спорта – борьбу и соревнование. Борьбу со временем, пространством, сопротивлением снаряда. За секунды, сантиметры, совершенство в выполнении определенного упражнения. Соревнование может носить индивидуальный или групповой характер, оно предполагает постоянное сравнение, измерение, контроль. (…) Его цель – стимулирование усилий, направленных на достижение наивысшего результата в индивидуальном или групповом соперничестве и соревновании. Все эти особенности спорта можно проследить и во многих других сферах деятельности современного человека. Забота о достижении оптимального эффекта действия за определенную единицу времени свойственна фактически всей современной эпохе. Как писал Эрих Фромм в известном труде «Бегство от свободы» (…), уже в XVI столетии часы в Нюрнберге стали бить каждую четверть часа. Это был символ внесенного реформацией сознания ценности времени. Эта установка и связанные с ней действия обрели небывалую силу в настоящее время.