Владислав Иванович Столяров
Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности
© В.И. Столяров
* * *«Стань спартианцем —
всесторонне развитой личностью
и патриотом своей Родины!»
Предисловие
О чем эта книга. Главный предмет обсуждения данной работы – теоретические и методические аспекты спартианской инновационной социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Разработка автором данной технологии и ее воплощение в жизнь имеют ряд причин:
• во-первых, осознание глубокой значимости в современных условиях идей, идеалов и ценностей гуманизма;
• во-вторых, уяснение наличия в настоящее время огромных трудностей в их практической реализации во всех сферах жизни;
• в-третьих, стремление сформировать такую инновационную социально-педагогическую технологию, которая призвана помочь преодолеть эти трудности и содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей в сфере оздоровления, рекреации и развития личности.
Исходный пункт в формировании этой технологии – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный автором в 1990 г. [Столяров, 1990 в][1].
Основной замысел проекта заключался в том, чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т. е. органическому синтезу спорта и искусства» [Столяров, 1990 в, С. 13; см. также Столяров, 1991 в, С. 5].
Авторское название проекта связано не с древнегреческой Спартой, а выбрано как производное от английских слов: «Sport» – спорт, "Spirituality" – духовность и «Art» – искусство.
С 1991 г. началось практическое использование предусматриваемых проектом форм и методов оздоровления, рекреации и целостного развития личности применительно к разным группам населения и для решения различных социально-педагогических и культурных задач.
В разработке материалов проекта «СпАрт» и проведении отдельных акций по его реализации принимала и принимает участие большая специалистов сфер физического воспитания, спорта, культуры, досуга. К числу наиболее активных участников этой деятельности в настоящее время относятся: Байдакова О.А., Баринов СИ., Богословский В.В., Вишневский В.И., Довгань Л.Л., Козырева О.В., Королева С.А., Мосеева И.В., Сагалаков ДА., Самусенков О.И., Стопникова Е.В., Татаев Г.В. (г. Москва); Егоркина Е.Э. (г. Зеленоград); Чайникова Е.Д. (г. Дубна); Подколзина Л.Н., Ведерникова Л.В., Сапожников К.М., Сизикова Е.В., Тимофеев А.В. (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.); Ерохина З.И. (г. Нижний Новгород); Барибан М.М., Слонова И.А. (г. Краснодар); Афанасьева Н.А. (г. Железногорск-1, Красноярского края); Горбатов А.Н. (г. Саратов); Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Пирожников Р.А., Старовойтова О.Л. (г. Смоленск); Ольхова Т.Г., Стихнина И.П. (г. Сургут); Аллакаева Л.М. (г. Уфа); Гуляев Н.Н. (Республика Саха); Дробинин Г.В., Ефремов В.С., Эфтимович Л.Е. (г. Томск); Горбулина Л.В., Малахов СВ. (г. Курск); Бизина Н.П., Ковалева Е.Г., Шишкин Ю.А. (село Байкалово, Тюменской обл.); Кузнецова З.М. (г. Набережные Челны); Макарова ОС, Чунаев А.А. (г. Ульяновск); Мамскова Л.И. (г. Красноярск-26); Мишанина Н.В. (г. Калуга); Подрез З.В. (пос. Михайловка, Иркутская обл.); Семенова Г.И., Фролова Ю.А. (г. Тобольск, Тюменская обл.); Чагин В.И. (д. Лямино, Тюменская обл.).
За период с 1991 г. достигнуты значительные результаты в реализации проекта «СпАрт»:
• определены основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности в рамках проекта: Спартианские игры, клубы, школы, игротеки, летние оздоровительные лагеря, спартианское движение;
• проверена на практике возможность и эффективность использования спартианских форм и методов в работе с различными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами), для решения различных социально-педагогических и культурных задач: духовного и физического оздоровления, гармоничного и всестороннего развития личности; организации активного, творческого отдыха детей и молодежи; их воспитания и образования (в том числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения); приобщения к идеалам олимпизма; социальной адаптации и реабилитации инвалидов; профилактики наркомании и других негативных аспектов девиантного поведения детей, подростков, молодежи.
Все это дает основание для вывода о том, что в ходе многолетней практической реализации проекта «СпАрт» и комплекса связанных с ним программ создана инновационная социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука. В словарях и энциклопедиях понятие «технология» обычно определяют двояко: 1) в узком смысле: а) как совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов; б) как осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности совокупность операций, из которых складывается процесс обработки материала, изделия; 2) в широком смысле – как совокупность (систему) средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования определенной объекта. При этом предполагается, что применение технологии дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости и моделируемости процесса деятельности, а также получения планируемых результатов.
В педагогику и социологию все шире вводятся понятия «педагогическая технология» и «социальная технология».
Понятие «педагогическая технология» трактуется по-разному. Под педагогической технологией понимают:
– системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);
– последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В.А. Сластенин);
– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев);
– содержательную технику реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
– описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);
– продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) и т. д.
Исходный пункт понимания педагогической технологии в данной работе – положение о том, что она представляет собой одну из разновидностей нового направления научных исследований и практических разработок – технологии человеческой деятельности, под которой понимают системный анализ, руководство, проектирование и оценку компонентов, создающих целостное звено деятельности [см. Гузеев, 1998, С. 33].
При таком подходе педагогическую технологию следует понимать как деятельность, которая реализует научно обоснованный проект педагогического процесса и обладает значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения [см. Сластенин, 1998, С. 42].
Педагогическая технология как такого рода деятельность – это целостная педагогическая система, которая включает в себя:
• теоретико-методологические основы педагогической деятельности;
• научно обоснованную характеристику ее целей и задач;
• комплекс взаимосвязанных форм и методов, обеспечивающих достижение (решение) этих целей (задач);
• педагогов, обладающих соответствующим уровнем подготовки для эффективной организации данной деятельности.
Именно такое понимание педагогической технологии и ее структуры положено в основу концепции спартианской социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Под социальной технологией, как правило, понимают, с одной стороны, «процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата», а с другой стороны – специфическую теорию, науку, исследующую процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающую и обосновывающую эффективные способы и приемы такого воздействия [см. Социология, 1998, С. 405–406].
Спартианская технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности является «социально-педагогической», так как она направлена на решение не только педагогических, но и других социальных задач, включает в себя деятельность не только по воспитанию, но также по организации досуга детей и молодежи.
Спартианская технология представляет собой определенную систему социально-педагогической деятельности, так как она:
– ориентирована практически на все социально-демографические группы населения: предназначена для детей (школьного и дошкольного возраста, начиная с 6 лет), для подростков и молодежи, для взрослых, для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и для тех, кто не имеет таких ограничений, для спортсменов и для тех, кто увлекается творчеством в сфере искусства, науки, техники и т. д.
– призвана решать применительно к ним широкий круг задач: формирование жизнеспособной личности, ее гармоничное и всестороннее развитие (содействие физическому и духовному совершенствованию, ориентации на самосовершенствование, выявлению, развитию и проявлению многосторонних способностей, освоению глубоких и разносторонних знаний в области гуманизма, спорта, олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми и т. д.); профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения; организация активного, творческого отдыха и общения; социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями (инвалидов): повышение качества жизни и др.
– предусматривает использование для решения этих задач научно-обоснованной педагогической технологии, комплекса взаимосвязанных форм и методов: инновационных форм игрового соперничества и сотрудничества, которые основаны на интеграции спорта (в его «одухотворенной», гуманизированной форме) с искусством и другими видами творческой деятельности; диагностических средств, позволяющих человеку получить достоверную информацию о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; приемов физического и психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания; духовно – нравственного Кодекса поведения (Спартианского кодекса чести); системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также гармоничного и всестороннего развития; создание Спартианских клубов, школ, игротек, игровых Спартианских лагерей и т. д.; новых форм работы в рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения «СпАрт» (спартианского движения) и т. д.
Важно подчеркнуть, что «технологизация» деятельности по оздоровлению, организации рекреации и воспитания вовсе не противоречит их гуманистической ориентации. Во – первых, необходимо учитывать, что термин «технология», «заимствованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого и заданного характера, как производственная технология» [см. Загвязинский, 2001]. Во – вторых, «… Любовь к человечеству не всегда оборачивается достаточным вниманием к отдельно взятому человеку. А вот технологизация призвана облегчить подготовительную деятельность каждого преподавателя и учебную деятельность каждого учащегося, сделать обучение посильным, доступным и радостным» [см. Штейнберг, 2000]. Как будет показано ниже, спартианская технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности имеет ярко выраженную гуманистическую направленность.
В настоящее время работа по использованию форм и методов спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности проводится в 22 регионах нашей страны. Наиболее активная и разнообразная работа в этом плане помимо Москвы проводится в Республике Башкортостан, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Саратовской, Смоленской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, республике Саха (Якутия) [см. Столяров, 2005 г].
Спартанская гуманистическая система оздоровления, рекреации и целостного развития личности получила одобрение и поддержку со стороны Минобразования РФ, Госкомспорта России, Олимпийского комитета России, ОГ ФСО «Юность России», других государственных и общественных организаций. В 1997 г. Государственный комитет по делам молодежи присудил спартианской программе воспитания и организации досуга молодежи первое место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью. Спартианская педагогическая технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи выиграла открытый конкурс инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий для внедрения в образовательных учреждениях г. Москвы, проведенный Госкомспортом России 25 октября 2002 г. в плане реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 гг.)» и ее подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ (2002–2005 гг.)».
Зачем нужна и для кого предназначена данная книга. Беседы со специалистами в области физической культуры и спорта, организаторами досуга детей и молодежи, социальными педагогами, специалистами учреждений социальной защиты населения и др., а также с теми, кто планирует работать в этих сферах деятельности, показывают их крайне слабую информированность относительно инновационной спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Широко распространены ошибочные представления по данному вопросу. К числу наиболее широко распространенных ошибочных представлений такого рода относятся:
• спартианское движение связывают с идеологией древнегреческой Спарты, а не с названием нового гуманистического проекта «СпАрт»;
• крайне узко понимают цели, задачи, формы и методы спартианской гуманистической системы оздоровления, рекреации и целостного развития личности: рассматривают ее, например, только как систему физического воспитания [Лубышева, Магин, 2005, С. 97]; весь комплекс предусматриваемых спартианской технологией форм и методов сводят только к Спартианским играм; эти Игры рассматривают лишь как одну из многочисленных форм отдыха и развлечения детей и молодежи, не учитывают, что в первую очередь они призваны содействовать целостному (гармоничному и всестороннему) развитию личности и не любому отдыху и развлечению, а активному, творческому и гуманистически ориентированному;
• считают, будто программа Спартианских игр предусматривает отказ от какого-либо соперничества [см. например: Жолдак, 1999; Фомин, 1996];
• нередки случаи, когда Игры, Фестивали или Клубы называются «спартанскими», хотя по своему содержанию они не относятся к таковым и т. д.
В данной ситуации все более актуальной является задача ознакомления специалистов разного профиля, работающих с детьми и молодежью, а также тех, кто планирует работать с ними, с концепцией, формами и методами спартианской социально-педагогической технологии. Для этой цели автором разработан учебный курс «Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности».
Цель данного курса – повысить уровень гуманистически ориентированной профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, организаторов досуга детей и молодежи, социальных педагогов, специалистов учреждений социальной защиты населения и др. на основе ознакомления с теорией и методикой спартианской социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Задачи курса:
• помочь специалистам понять основные идеи, идеалы и ценности гуманизма, положения и принципы гуманистически ориентированной системы социализации и воспитания, их важное значение и необходимость практической реализации в современных условиях;
• разъяснить специалистам цели и задачи спартианской технологии как инновационной социально-педагогической системы, ориентированной на реализацию в современных условиях идеалов и ценностей гуманизма применительно к оздоровлению, рекреации и развитию личности детей и молодежи;
• ознакомить специалистов с основными направлениями, формами и методами спартианской системы социально-педагогической работы, которая предусматривает организацию Спартианских игр, создание Спартианских клубов, школ, игровых оздоровительных лагерей, развитие спартианского движения;
• разъяснить специалистам особенности, значение и сферу применения этих спартианских форм и методов духовного и физического оздоровления, организации досуга детей и молодежи, целостного развития личности;
• помочь специалистам осмыслить как общность, так и отличие спартианского движения по сравнению с другими гуманистическими движениями, а также спартианской социально-педагогической технологии в целом от других гуманистически ориентированных систем оздоровления, рекреации и развития личности.
• научить специалистов использовать в своей профессиональной деятельности полученные знания о теории и методике спартианской социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
Данное пособие как раз и призвано помочь специалистам в овладении указанными выше знаниями и умениями.
При его написании автор стремился обобщить и критически проанализировать 15-летний опыт разработки и внедрения в практику спартианской социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности на основе проведения Спартианских игр, организации деятельности Спартианских клубов, школ, развития спартианского движения и т. д.
Характеристика спартианской технологии начинается с изложения ее теоретических основ, чтобы показать, что она возникла «не из воздуха» и имеет строгое научное обоснование. Конечно, это – весьма сложный раздел пособия. Но если читатель его пропустит, не попытается осмыслить, то у него возникнут определенные трудности в понимании целей, задач, форм и методов и других особенностей спартианской технологии.
Главное внимание в пособии уделяется формулированию, обоснованию и разъяснению наиболее важных и принципиальных вопросов, касающихся этой технологии. Дополнительную информацию по более частным ее вопросам читатель может получить в ранее опубликованных работах автора [Столяров, 1994а, 1996б, 1997 г, з, 1998ж, к, л, н, о, р, 2003б, г, 2004д, 2005 г, д, е и др.].
Так, в пособии «Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи» (2003) помимо изложения этой технологии содержится подробная характеристика программ Спартианских игр, клубов, школ, игровых лагерей, которые были разработаны и практически реализованы в период с 1991 по 2003 гг., в том числе для школьников, дошкольников, студентов, родителей с детьми и инвалидов, программы Спартианских игр с акцентом на определенный вид спорта и т. д.
В тексте пособия имеются многочисленные ссылки на работы отечественных и зарубежных авторов (библиография этих работ – в конце пособия). Сделано это сознательно и специально, чтобы помочь в подборе литературе тем читателям, которые хотят получить более подробную информацию по обсуждаемым в пособии вопросам.
I. Теоретические предпосылки спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности
Спартианская технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности имеет строгое научное обоснование. Теоретическими основаниями этой технологии являются и результаты собственных научных исследований ее автора, и общеизвестные научные теории, разработанные ранее. К числу последних в первую очередь относится концепция гуманизма.
1.1. Идеи, идеалы и ценности гуманизма
Гуманизм – это прежде всего научное и философско-этическое мировоззрение. Его истоки восходят к философии древних Греции и Рима, Китая времен Конфуция, к движению чарвака в классической Индии. Художники и писатели, ученые и мыслители гуманистической ориентации во многом определяли духовный мир в течение более чем половины последнего тысячелетия.
Само понятие гуманизма нуждается в разъяснении и уточнении, так как на протяжении веков термин «гуманизм» имел массу значений и весьма неопределенно использовался во множестве контекстов философами, социологами, психологами в гуманитарных науках, в политике, в образовании.
«Гуманизм, – пишет по этому поводу А.В. Прокофьев, – может быть самое значительное и при этом наименее определенное понятие из идейного арсенала продолжающейся и поныне исторической эпохи. Многообразие интерпретаций говорит не столько о смысловой пустоте слова, сколько о той его магической притягательной силе, что властно понуждает мыслителей самоопределяться в попытках уловить его истинное значение» [Прокофьев, 2001, С. 55]. Как отмечает польский философ и социолог спорта З. Кравчик, неопределенность и многозначность термина «гуманизм» в определенной степени связана с тем, что в его основе лежат четыре слова: греческое слово “homo” и латинские – “humanus”, “humanitas” и “humaniora”. Все эти слова весьма многозначны, а, кроме того, могут употребляться в двух вариантах – описательном (аксиологически нейтральном) и нормативном (оценочном).
Слово “homo” означает «человек» и может пониматься как часть рода человеческого или как индивид, принадлежащий к этому роду. Слово “humanus” означает «человеческий». Оно может употребляться в нейтральном смысле и в этом случае обозначает «принадлежащий к роду человеческому», «являющийся элементом этого рода», «являющийся продуктом или проявлением деятельности людей». Но слово “humanus” можно понимать и в аксиологическом смысле. В этом случае оно подразумевает «степень человечности поведения, которое оценивается положительно», и используется для различения достойных и недостойных действий человека (последние оцениваются как «нечеловечные»). То же относится и к слову “humanitas”. Его можно использовать в описательном (аксиологически нейтральном) смысле как «человечество» или «род человеческий». Но данное слово, употребленное в значении «человечности», может ассоциироваться с определенными признаками конкретного человека или социальной группы, заслуживающими похвалы и награды в социальном смысле. В этом случае оно истолковывается как оцениваемое положительно. Наконец, под словом “humaniora” понимают культурные достижения греческой и римской античной культуры, прежде всего собрание философских и литературных произведений, в которых сформулированы основные принципы античного гуманизма. В истории социально-философской мысли эти принципы определялись и структурировались по-разному, в зависимости от уровня знаний античности и идейно-теоретической ориентации исследователей [Кравчик, 1996, С. 5].
Краткое и классическое определение концепции гуманизма дал Сократ: «человек является высшей ценностью». Значит, гуманизм выступает прежде всего как система воззрений, которая «альфой и омегой» общественного развития и вообще высшей социальной ценностью считает человека (а не технику, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не науку, не искусство и т. п.)[2]. В соответствии с такой исходной парадигмой человек рассматривается как цель различных сфер общественной жизни (науки, техники, искусства, спорта и др.) и общественного развития в целом. Как отмечал И. Кант, и для других людей человек может быть только целью, но никогда не средством: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» [Кант, 1965, С. 414].