✓ Человек выступает как активная, свободная, творческая личность, ориентированная на самосовершенствование, самореализацию, самоутверждение, а вместе с тем на самотрансценденцию (ищет пути установления гармоничных отношений с другими людьми и с природой).
✓ Гармоничное развитие в человеке телесности (физических качеств, двигательных способностей, телосложения, физического здоровья), психических способностей (воли, интеллекта, внимания и т. п.), духовных качеств (нравственности, эстетических способностей, мужества, патриотизма и т. д.). Просоциальное (гуманное, духовно-нравственное) поведение человека органично дополняет развитые физические качества и психические способности (волю, интеллект, эмоции и др.), адекватные его индивидуальному потенциалу и возрастным особенностям. Приоритет духовности в иерархии этих качеств и способностей личности.
✓ Наличие целостной и многосторонней культуры личности, всех ее элементов и форм (физической, психической, нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры здоровья, культуры общения, культуры мира и т. д.).
✓ Гармония индивида в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой.
✓ Приоритет человечности, нравственных ценностей в отношениях с другими людьми в соответствии с такими гуманистическими ценностями, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение представителей различных культур и верований, толерантность, отказ от насилия, сотрудничество и поведение по законам красоты и благородства в ситуациях соперничества (борьбы), даже если это не позволяет одержать победу.
✓ Богатство, полнота и соответствующее друг другу развитие всех «подсистем» структуры личности и ее культуры: информационной (комплекс знаний и убеждений); мотивационной (интересы, потребности, установки, ценностные ориентации и т. п.); эмоциональной (чувства, эмоции и т. п.); операциональной (качества и способности человека, его умения и навыки осуществлять определенную деятельность, выполнять определенные функции).
Кроме того, спартианское понимание целостной личности предусматривает не только гармоничность, но также всесторонность (разносторонность, универсальность) ее развития.
Спартианская концепция целостного развития личности:
целостное развитие личности = гармоничность + всесторонность ее развития
Важно учитывать, однако, что в философской, социологической и педагогической литературе встречаются различные понимания всесторонности развития человека[12].
Чаще всего под всесторонностью развития личности понимают уже рассмотренную выше особенность этого развития – гармоничность, гармонию телесного (физического) и духовного (нравственного) в человеке.
Иное понимание всесторонне развитой личности характерно для спартианской концепции. Оно включает в себя следующие основные положения.
1. Всесторонность (разносторонность, универсальность, многогранность) и гармоничность развития рассматриваются как две специфических характеристики целостного развития личности, взаимно дополняющие друг друга.
2. Предполагается, что разносторонность развития человека (в отличие от односторонности, узкой специализации в его развитии) может проявляться по-разному. Речь может идти, например, о том, что человек способен успешно выполнять разные функции в рамках какой-то определенной деятельности (например, в футбольной команде быть и защитником, и нападающим, и вратарем и т. п.), добиваться позитивных результатов в разных ее видах и формах (например, успешно выступать в различных видах спорта или демонстрировать мастерство в разных формах искусства и т. д.). Разносторонность развития человека может означать также: владение разными видами специальностей, профессий; наличие комплекса знаний в различных областях, многообразных способностей (например, физических, интеллектуальных, художественных и т. д.), интересов, увлечений, знаний и умений, обеспечивающих активное участие и достижения в различных видах деятельности и т. д.
3. В качестве высшей формы разносторонности развития человека признается всесторонность (универсальность) его развития. Речь вовсе не идет о том, что человек должен овладеть всеми видами деятельности, профессиями, специальностями. В современных условиях это просто невозможно.
Всестороннее (универсальное) развитие человека предусматривает наличие у него многосторонних интересов, увлечений, знаний, творческих способностей, которые связаны с фундаментальными, основными («родовыми») формами социальной деятельности, позволяют ему понимать смысл и значение этих видов деятельности, активно участвовать и добиваться определенных успехов в них.[13]
К числу таких фундаментальных, основных («родовых») форм социальной деятельности спартианская концепция относит общение, физкультуру, спорт, искусство, педагогическую, медицинскую, экономическую, политическую деятельность, научное (познавательное) и техническое творчество.
4. Всестороннее развитие личности не исключает определенную «специализацию»: каждый человек свободно и осознанно выбирает ту сферу деятельности, которая ему больше всего нравится, в наибольшей степени соответствуют его индивидуальным интересам, потребностям, способностям, а потому в которой он с наибольшей отдачей может проявить свои способности, добиться самореализации, самоактуализации, обеспечить максимальное развитие своей индивидуальности [подр. см.: Зеленов, 1981, 1988; Зеленов, Кеда, 1966; Ильенков, 1968; Столяров, 1988б, 1989 в, 1998 и].
Примечания.
1. В принципе возможен другой вариант понимания всестороннего развития личности, при котором термины «всесторонность» и «целостность» развития личности рассматриваются как синонимы. При таком подходе всестороннее развитие предусматривает как гармонию телесного (физического) и духовного (нравственного) в человеке, так и преодоление частичности, односторонности, узкой специализации в его развитии. Такое понимание всесторонности развития вполне допустимо в рамках определенной системы понятий, в которой также четко различаются два указанных аспекта целостного развития личности, но используются другие термины для их обозначения.
2. Спартианское понимание идеала всесторонне развитого человека прекрасно выражено в приводимом ниже стихотворении известного философа Л.А. Зеленова.
Мой идеал
Какой он голый – Идеал,Одежду дать ему какуюВедь он и чист, и свят, и ал,И вся земля, как пьедестал,А он кристаллом многограннымНад нею встал и засиял.Я сделал жизнь ему вторую,Чтоб он вписался в этот мир,Чтоб взяв стезю себе прямую,Не разделил чужих могил.Он, как кристалл, мой Идеал,Я грани все отшлифовал:Он встал ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ,В константы рода облаченИ ВСЕСТОРОННИМ наречен.Он Работяга и Ученый,Он Врач, Художник, Педагог,Он Управитель и Спортсмен,И по закону перемен,Он может все, что нужно людям,И пусть он будет, пусть он будет!Недаром лучшие умыЕго лелеяли, искалиИ обоснованно считали,Что стать таким должны все мы.Он добр и светел,Чист и честен,Свободен, искренен и смел,Он хочет, чтобы на планетеЛюбой ВСЕ ЗНАЛ и ВСЕ УМЕЛ.Со спартианским пониманием целостного развития личности тесно связана концепция спартианской культуры.
Эта концепция также занимает важное место в системе теоретических предпосылок спартианской технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.
1.4. Концепция спартианской культуры
Различные формы (разновидности, элементы) культуры связаны с определенными явлениями, которые индивид, социальная группа или общество в целом рассматривают как ценности (т. е. как значимые, важные, полезные, привлекательные). Например, в основе интеллектуальной культуры лежит интеллект человека как ценность, в основе эстетической культуры – эстетические ценности, в основе спортивной культуры – спортивная деятельность и комплекс связанных с ней ценностей и т. д.
Для спартианской культуры характерно, что социальный субъект (это может быть индивид, социальная группа, общество в целом) в качестве важной ценности рассматривает целостное развитие личности (в спартианском его понимании), различные его показатели и компоненты. В основе этой культуры лежит, следовательно, комплекс тех ценностей, которые связываются с целостным (гармоничным и всесторонним) развитием личности.
Спартианская культура имеет ярко выраженный гуманистический характер, так как целостное развитие личности – один из основных гуманистических идеалов. Она является определенной формой (разновидностью) гуманистической культуры личности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Список публикаций, на которые в тексте имеются ссылки, приведен в конце работы (см… «Библиография»).
2
Ср.: «Гуманизм в принципе является перспективой, рассматривающей целостного индивида как центральную фигуру по отношению ко всему остальному» [Allisson, 1988, Р. 21].
3
«Гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм, – писал по этому поводу А.Ф. Лосев.… – Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия» [Лосев, 1978, С. 109].
4
Более подробную характеристику гуманизма, его исторических форм и современных проблем см. в: Волков, 1995; Гивишвили, 2001; Гуманизм…, 1997; Современный гуманизм, 2000; Фролов, 1982. Актуальные проблемы гуманизма в современный период постоянно обсуждаются на страницах журнала «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» (1976–2006).
5
В социальных науках принято различать понятия «индивид» и «личность». Под индивидом понимается отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Понятие «личность» характеризует те социально сформированные качества индивида, которые обусловлены его включенностью в социальную деятельность, социальные отношения и институты и которые проявляются в совместной деятельности, в его роли субъекта социальных отношений и сознательной деятельности [ср.: Волков, 2003, С. 40; Социология, 2004, С. 176].
6
Ценности – это такие социальные явления, которые социальный субъект оценивает позитивно, рассматривает как значимые, важные, полезные, привлекательные.
7
«Индивид, выступающий как “объект” социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки» [Философский энциклопедический словарь, С. 629].
8
О понятийном аппарате, используемом при формулировании этой идеи см.: Никитин, Харламенкова, 1997.
9
Подробный анализ зарождения и развития гуманистической традиции в педагогике, ее современных представителей см.: Степашко, 1999.
10
При этом, разумеется, в этой характеристике цели социализации, к которой должен стремиться не только педагог, но и сам воспитанник, могут быть использованы другие термины, она может уточняться и дополняться. К примеру, В.В. Краевский так характеризует данную цель: «становление личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли» [Краевский, 2001, С. 211].
11
Иногда гармоничное развитие личности понимается более широко – как гармония телесного (физического), душевного (психического) и духовного (нравственного) [см., например: Кузин, Никитюк, 1997, С. 8], а иногда более узко – как гармония умственного и физического в человеке [см., например: Президент МОК…, 1996, С. 7].
12
Определенное представление о различных подходах к пониманию всестороннего развития личности дает диссертация Н.Л. Соколовой «Типологический анализ концепций всестороннего развития личности», в которой выделяется 10 типов этих концепций [Соколова, 1992].
13
Ср.: «Каждый живой человек может и должен быть развит в отношении всех всеобщих («универсальных») способностей, которые делают его Человеком (а не химиком, токарем)» [Ильенков, 1968, С. 148]; «… всесторонне развитый человек – это человек, овладевший основными родами деятельности, родовыми функциями общества, а не видами, не профессиями, не специальностями, не специализациями… всестороннее развитие личности – это… есть развитие всех универсальных родовых сущностных сил (способностей) человека, которые исторически развернуты в основных родах деятельности общества» [Зеленов, 1981, С. 10]; «Всестороннее развитие личности есть целостное и полноценное развитие всех ее сущностных сил, способностей и дарований, возможное и реально осуществимое в данных конкретно-исторических условиях» [Лихачев, 1985, С. 274].
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги