11. Справедливость. Справедливость должна лежать в основе отношений руководства и сотрудников организации, в том числе и в отношении вознаграждения за труд.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Этот принцип обеспечивает уверенность работников в завтрашнем дне и, стало быть, помогает им трудиться с большей отдачей.
13. Инициатива. Претворение в жизнь организации этого принципа означает увеличение творческой отдачи сотрудников и в конечном итоге способствует приданию организации силы и энергии.
14. Корпоративный (командный) дух.
За последующие годы наука управления обогатилась новыми принципами управления. К их числу относятся следующие:
– развитие потребностей работников и поиск возможностей их удовлетворения;
– развитие коммуникаций между работниками и их индивидуальной ответственности;
– контроль за деятельностью работников и индивидуальный подход к ним;
– самостоятельность работников в принятии решений;
– ориентация на потребителя;
– лидерство руководителей;
– процессный подход;
– взаимовыгодные отношения с поставщиками;
– поощрение различных мнений и др.
Если с позиций этой школы рассматривать менеджмент в спортивной команде, то главным звеном в успехе коллектива является талант и мастерство ее руководителей, в первую очередь старшего тренера, президента клуба и т. п.
На базе классического менеджмента получили развитие различные новые для того времени теории управления. Например, такая теория, как промышленная инженерия, содержала систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гильберт, 1868–1925). Психотехническая теория ставила во главу угла физиологические, психологические и эргономические факторы, влияющие на производительность труда персонала (В. Вундт, 1832–1920).
Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и школа поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время)
Авторы школ М. Фоллет, Э. Майо, Ф. Герцбергер (США) основывали свои исследования на результатах психологии, социологии, антропологии. Их работы показали, что человеческий фактор является одним из основных элементов эффективности организации. Путем научного поиска, экспериментов и наблюдений ученые пришли к выводу о том, что эффективная работа людей в организации не всегда обеспечивается с помощью экономических стимулов. Многое заключается в умелом налаживании отношений. Поэтому необходимо использовать приемы управления, включающие эффективные действия руководителей, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей. Школа человеческих отношений сконцентрировалась прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности работы за счет человеческих ресурсов. Акцент делался на оказании помощи каждому работнику в осознании собственных возможностей.
Если с этих позиций рассматривать менеджмент в спортивной команде, то главным звеном в успехе коллектива является психологическая подготовка спортсменов, которые должны ощущать себя единым коллективом, сообща готовым «свернуть горы». История спорта знает немало примеров, когда высокая мотивация помогала спортсменам одерживать победы над более именитыми, превосходящими их по классу соперниками.
Наука управления или количественный подход (1950 г. – по настоящее время)
Точные науки, такие как математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания, внесли существенный вклад в развитие теории управления. Их влияние нашло отражение в научном методе анализа работы. Достаточно широкое применение количественные методы нашли в военном деле. Впоследствии, с целью повышения эффективности, количественные методы были сгруппированы под общим названием исследования операций. Исследования операций – это применение методов научного исследования к управленческим проблемам. После постановки проблемы разрабатывается модель ситуации, т. е. упрощенная форма представления реальности. После завершения создания модели переменным задаются количественные значения, что позволяет объективно сравнить каждую переменную и отношения между ними. Главной характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями и количественными значениями. Развитие компьютерных технологий дало толчок к применению количественных методов в управлении, т. к. компьютер позволил создавать математические модели возрастающей сложности, приблизить их к реальности и сделать более точными и доступными.
Если с этих позиций рассматривать менеджмент в спортивной команде, то успех коллектива в большей степени зависит от точного расчета тренера, построенного на знании большого количества параметров, касающихся различных видов подготовки команды: функциональное состояние спортсменов, уровень их технической и тактической подготовки, объективные показатели технико-тактических данных за прошедший период т. п. Неслучайно во многих спортивных командах не только ведется статистический учет игровых показателей спортсменов, но привлекаются к работе спортивные врачи, специалисты по биохимии, психологии и т. п.
Развитие информационных технологий в последние несколько десятилетий позволяет говорить о следующем этапе развития науки управления, который можно обозначить как информационный прорыв в управлении.
1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач с точки зрения рабочих движений.
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения производственных задач и обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
4. Выделение управления в самостоятельный вид работы.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления с межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления (количественный подход)
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
1.3.3. Современные концепции и подходы управления
Процессный подход – рассматривает управление как процесс, состоящий из серии взаимосвязанных непрерывных действий, каждое из которых также является процессом. Эти управленческие действия называются функциями. Согласно А. Файолю, которому ставят в заслугу первоначальную разработку этой концепции, существуют 5 основных функций: «управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы предлагают более обширный перечень функций, однако, объединив их по существенным видам управленческой деятельности, можно выделить 4 взаимосвязанные функции – планирование, организация, мотивация и контроль. Концепция управленческого процесса, возникшая в рамках классической школы, приемлема ко всем организациям.
Системный подход – рассматривает все организации как открытые системы со сложными взаимоотношениями между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми. Так как в организации все ее элементы взаимозависимы, то происходящие изменения в каком-то элементе вызывают изменения во всех других. Системный подход как способ мышления не определяет переменные, влияющие на управления. Однако он указывает на то, что организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, и предполагает, что руководство должно знать, каковы переменные параметры организации, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияние на эффективность организации является основным вкладом системного подхода в теорию управления. С позиций системного подхода основными подсистемами, например профессионального коммерческого спорта, следует считать:
• организационную структуру (куда входит и институт судейства);
• соперников (участников);
• зрителей;
• спонсоров;
• средства массовой информации;
• билетную и трансфертную программы.
Ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, в которых они возникают. Как и системный, ситуационный подход представляет собой способ мышления об организационных проблемах и путях их решений. В нем сохраняется концепция процесса управления, которая применима ко всем организациям. Ситуационный подход подчеркивает, что хотя общий интерес одинаков, специфические приемы, которые должен применять руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Эффективность этого подхода в значительной степени определяется правильностью оценки переменных факторов и их влиянием. Наиболее значимых переменных насчитывается не более десятка, они сгруппированы по группам внутренних и внешних переменных. Установление основных переменных явилось важным вкладом ситуационного подхода в науку об управлении.
1.4. Научный подход в управлении
Вместе с появлением различных научных школ управления, подходов управления четко сформировалась концепция возможности применения научных принципов для повышения эффективности работы организации. Специфические методы и модели управления нашли широкое применение в промышленности, транспорте, военном деле, социальной сфере. Они используются для регулирования транспортных потоков и графиков движения в аэропортах, составления графиков работы учебных заведений, календарей спортивных соревнований. Практическое значение науки управления заключается в том, чтобы обеспечить руководителей организаций достоверной научной информацией для принятия решений. В настоящее время в теории и практике менеджмента можно встретить такие понятия, как «системный анализ», «наука о системах», «наука о принятии решений». Все они, независимо от терминологии, укладываются в понятие «наука управления», особенности которой заключаются в следующем:
• использование научного метода и системного подхода;
• применение моделирования.
Научный метод в управлении – это обязательный инструмент любого научного исследования. Он состоит из трех этапов:
1. Наблюдение и анализ ситуации.
На этом этапе идет сбор информации, ее переработка, анализ ситуации и проблем, которые необходимо решить.
2. Формирование гипотез.
На втором этапе формируется несколько альтернативных гипотез, различных вариантов действий, прогнозируются последствия реализации гипотез для организации и внешней среды. Устанавливаются взаимосвязи между компонентами проблемы. Формируется оптимальный вариант решения.
3. Реализация решения.
Этап основан на проверке правильности выбранного варианта решения и связан с элементами моделирования. В случае правильности выбора решения начинается процесс его реализации. Если гипотеза не подтверждается, то следует вернуться к первому этапу, добавить информацию, собранную на этапе проверки гипотезы, другие данные и только после этой работы – сформулировать новую гипотезу.
Классическим примером системного подхода может служить анализ деятельности спортивной организации, целью которой является успешное выступление спортивной команды в сезоне. Оцениваются результаты: занятое место, качество игры, популярность, доходы клуба и другие. Структуру данной организации составляет система специфических, взаимосвязанных подразделений, служб, специалистов, которая проводит работу по нескольким направлениям:
> учебно-тренировочный процесс, соревнования обеспечивают группа тренеров, врачей, массажистов, психологов, комплексная научная группа (КНГ), спортивный диспансер и некоторые другие службы;
> созданием условий для тренировочного процесса и участия в соревнованиях, обеспечением инвентарем занимаются менеджеры (администраторы), хозяйственные службы команды;
> содержание всего комплекса деятельности, штата спортсменов, работников, специалистов, а также развитие социальной сферы требует значительных материальных и финансовых средств. В современных условиях это работа специалистов по маркетингу, финансово-экономических служб.
На практике вся система обеспечения выглядит несколько сложнее в связи с изменениями и неопределенностью внешней среды и динамикой развития организации. Применение моделирования прочно вошло в управленческий процесс современных организаций. Не останавливаясь на содержании моделей науки управления, отметим, что существует 3 основные вида моделей: физическая, аналоговая и математическая. Их разработка и применение требуют специальных знаний. Тем не менее, моделирование необходимо ввиду сложности современных проблем в управлении и трудностей проведения экспериментов в реальной жизни.
1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
В подготовке спортивных менеджеров Россия не является первооткрывателем. Учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров, существуют в странах Европы, а программы их подготовки сформировались намного раньше, чем в нашей стране. Это и понятно: ведь менеджмент непосредственно связан с рыночной экономикой. В России подготовка спортивных менеджеров началась складываться с середины XX в. Развитие этого направления получило новый импульс после открытия в начале 1980-х годов специализации «Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма» в ведущих физкультурных вузах страны.
Подготовка спортивных менеджеров в рамках специальности «Физическая культура и спорт» была введена в начале 1990-х годов. Ее появление потребовало уточнения теории и методологии специальной образовательной деятельности, разработки модели будущего специалиста, определение целей, содержания, форм и основных методов обучения. С введением в учебный план вузов учебной дисциплины «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», а также с открытием специализации «Спортивный менеджмент» возникла проблема определения содержания обучения студентов. Российская система подготовки спортивных менеджеров формировалась в трудных условиях, в основном за счет труда ученых-энтузиастов (СИ. Гуськов, В. А. Какузин, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, В. И. Жолдак, М. И. Золотов, И. И. Переверзин, С. Г. Сейранов).
К середине 1990-х годов появляется потребность в менеджерах, способных эффективно работать в видах спорта, где стали формироваться рыночные отношения. Учитывая зарождающийся спрос на этих специалистов, в процесс их подготовки на коммерческой основе стали активно включаться непрофильные вузы. Первыми такими образовательными учреждениями стали Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Московская финансово-промышленная академия (МФПА), которые в 1998 г. произвели первый набор студентов на специализацию «Управление спортом» и «Спортивный менеджмент».
В конце 1990-х годов в официальных документах профессия менеджера не упоминалась в структуре рабочих мест и сферах труда специалистов по физической культуре (В. В. Громыко, С. Г. Сейранов, 2012). Со временем непрофильные вузы, реагируя на потребности рынка, разработали комплекс различных образовательных программ в сфере спортивного менеджмента. Помимо программы высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Управление спортом») сегодня они предлагают программы магистерской подготовки «Менеджмент в спорте», профессиональной переподготовки, повышения квалификации спортивных менеджеров по направлениям: правовые аспекты спортивной деятельности; управление спортивным клубом; маркетинговая стратегия спортивных организаций; финансирование деятельности спортивной организации и другие. Например, в Государственном университете управления осуществляется набор студентов на специализацию «Менеджмент в игровых видах спорта». В Международной академии предпринимательства существует факультет «Спортивный менеджмент». С 2008 г. Академия труда и социальных отношений начала прием на программу высшего профессионального образования «Спортивный менеджмент» студентов, в качестве которых выступают выпускники образовательных учреждений спортивной направленности, а также выпускники других образовательных учреждений, имеющие квалификационную книжку спортсмена.
Во многих физкультурных вузах на протяжении ряда лет существовали различия в подходах к подготовке спортивных менеджеров. Они проявлялись в профилях подготовки, в уровнях квалификации и аттестации, в системе и структуре организации обучения, в направленности программ по специализации, в типах структурных подразделений, ответственных за обучение и выпуск спортивных менеджеров.
До 2003 г. в вузах физической культуры управленческая подготовка студентов проводилась в рамках специальности «Физическая культура и спорт», где управленческие и экономические дисциплины не являлись ведущими. Акцент был сделан на педагогическую подготовку студентов, традиционно сложившуюся в практике высшего физкультурного образования. В 2003 г. в Московской государственной академии физической культуры, а затем и в других вузах (Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Волгоградская академия физической культуры, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта и др.) была введена новая специальность 080507 «Менеджмент организации», в рамках которой стали обучаться студенты по специализации «Менеджмент в спорте».
В настоящее время подготовка специалистов по этой специальности не проводится, поскольку в последние несколько лет началось реформирование отечественной системы высшего физкультурного образования, связанное с переходом к многоуровневой подготовке студентов, принятием новых государственных образовательных стандартов. Сегодня вузы физической культуры дают своим выпускникам квалификации бакалавра и магистра. В рамках направления 49.03.01 – «Физическая культура» есть профиль «Спортивный менеджмент», а в рамках направления 38.03.02 – «Менеджмент» есть профиль «Менеджмент организации».
После окончания бакалавриата образование можно продолжить в магистратуре, аспирантуре, также в специализированных спортивных образовательных учреждениях (высших школах тренеров, Институте спортивного менеджмента при РГУФКСиТ, образованного в 1995 г.) и других учреждениях. Сегодня сфере физической культуры и спорта требуются специалисты, которые должны знать специфику менеджмента в различных сегментах отрасли: профессиональный спорт, государственные структуры управления, коммерческие организации, спортивные сооружения и т. п.
Глава II. спортивные организации как объект менеджмента
2.1. Понятие «организация»
Объектом изучения спортивного менеджмента – одного из отраслевых видов науки управления – являются организации физкультурно-спортивной направленности, выступающие первичным компонентом в системе физической культуры и спорта. В России в 2015 г. таковых насчитывалось около 184 тыс.
Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений. Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их часть или подразделения (1). Существует понятие организации соревнований, митинга, субботника (2). В данном случае слово «организация» означает процесс, в то же время организация – это и отдельный вид управления, его функция (3).
В теории управления в первом смысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих совместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций. В спорте во многих видах два человека являются командой; от их взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий зависит успех организации (фигурное катание, парусный спорт, бобслей и др.).
Исходя из приведенных выше определений, можно выделить 3 характерные особенности, свойственные любой организации независимо от ее размера и сферы деятельности. Это люди, не менее двух, цель – общая для всех, и фактор, который мобилизует группу для достижения цели и координирует их усилия, – управление. Объединение людей в группы оправдано и понятно, т. к. совместные усилия дают больший результат. Но в этом случае для достижения общих целей люди добровольно отдают часть своих личных свобод и теряют независимость.
Поведенческий аспект важен при рассмотрении роли менеджера в организации и его функций и для понимания того, что в каждой формальной организации существуют неформальные объединения. Группы людей возникают на основе контактов, общих интересов, потребности в общении, более полного удовлетворения своей духовной, эмоциональной и творческой сферы – всего того, что рамки формальных отношений предоставить им не могут. Неформальная организация может иметь свою структуру, лидеров-руководителей, цели и направления деятельности.
Организации имеют различные, часто сложные цели, но, тем не менее, обладают общими характеристиками и признаками. К первым относятся:
> использование ресурсов;
> неразрывная связь и зависимость от внешней среды;
> внутренняя среда организации;
> необходимость управления.
В общих чертах цель организаций – преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурсы – это люди (т. н. человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Преобразование ресурсов в результат легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и спорта также используют все вышеперечисленные виды ресурсов.
Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира (внешней среды) как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей и т. д. Под «внешней средой» понимают внешние по отношению к организации силы, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Сюда относятся экономические условия, правительственные акты и законодательство, потребители и общественные организации (профсоюзы и т. п.), конкурирующие организации, система ценностей в обществе, общественные взгляды, традиции, техника и технологии, международная обстановка и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все то, что происходит внутри организации. Внешние факторы можно разделить на две основные группы – прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают, в свою очередь, на себе прямое влияние деятельности организации. К ним следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Факторы косвенного воздействия могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, играют важную роль. К ним следует отнести состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов, международную обстановку и другие. Внешняя среда характеризуется следующими чертами: взаимосвязанностью факторов внешней среды, сложностью внешней среды, подвижностью и неопределенностью среды.