Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Под общей редакцией профессора С.П. Евсеева
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлениям
49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»,
49.04.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»,
49.02.02 – «Адаптивная физическая культура»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор С. С. Филиппов
доктор педагогических наук, профессор В. Н. Григорьев
Предисловие
Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» относится к основным дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции работников в области физической и адаптивной физической культуры в процессе освоения студентами Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям 49.03.01 – «Физическая культура», 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и среднего профессионального образования по специальности 050142 – «Адаптивная физическая культура».
При изучении этой дисциплины студенты должны освоить профессиональные компетенции в области технологий физкультурно-спортивной деятельности для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья различных возрастных и нозологических групп во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, экстремальных и креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видах двигательной активности.
«Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» – основная дисциплина перечисленных направлений специальности, формирующая практические и методические умения и навыки выпускника. При изучении именно этой дисциплины студенты осваивают педагогический «инструментарий» воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Перед профессорско-преподавательским составом вузов, осуществляющих подготовку кадров по физической и адаптивной физической культуре, стоят следующие задачи:
– обеспечить освоение студентами основ знаний в области технологий физкультурно-спортивной деятельности, целостное осмысление содержательной стороны (средств, методов, организационных форм) профессиональной деятельности в физической и адаптивной физической культуре;
– сформировать у студентов практические умения и навыки выполнения основных физических упражнений, используемых в различных видах технологий физкультурно-спортивной деятельности;
– обеспечить освоение студентами методических умений и навыков проведения занятий по различным видам адаптивной физической культуры с использованием изученных технологий физкультурно-спортивной деятельности применительно к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья различных возрастных и нозологических групп;
– сформировать у студентов самостоятельность и творчество при использовании различных технологий физкультурно-спортивной деятельности, обеспечить освоение ими опыта творческой методической и практической деятельности в процессе применения физических упражнений и естественно-средовых и гигиенических факторов;
– обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в процессе практических занятий и педагогических практик на основе применения изученных технологий физкультурно-спортивной деятельности.
Методические рекомендации
Дисциплина базовой (общепрофессиональной) части стандартов «Технологии физкультурно-спортивной деятельности…» опирается на такие дисциплины, как: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, медико-биологические и психолого-педагогические дисциплины, а также важнейшие, с точки зрения практической подготовки выпускников, дисциплины: «Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения» и «Частные методики адаптивной физической культуры». В то же время технологии физкультурно-спортивной деятельности сами выступают как база практической и методической подготовки студентов к освоению дисциплин вариативной части (профилей) подготовки, а также для учебных и производственных практик.
Данные особенности дисциплины, а также имеющийся в Санкт-Петербургском национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по специальности «адаптивная физическая культура», привели к выводу о неизбежности и целесообразности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала, что значительно увеличило роль процесса обеспечения межпредметных связей перечисленных выше дисциплин. Кроме того, опыт Института адаптивной физической культуры и кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта дает основания сделать ряд рекомендаций по преподаванию дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности.».
Во-первых, преподавание этой дисциплины наиболее целесообразно осуществлять в форме различных видов аудиторных занятий (семинарских, практических и методических занятий, лекций), а не самостоятельной работы студентов.
Во-вторых, с целью более эффективного обеспечения координации действий, необходимых для реализации межпредметных связей, рекомендуется преподавание данной дисциплины проводить силами профессорско-преподавательского состава кафедр, осуществляющих чтение лекций и проведение семинарских и практически-методических занятий по дисциплинам «Теория и организация адаптивной физической культуры» и «Частные методики адаптивной физической культуры».
Например, в университете им. П.Ф. Лесгафта это поручено кафедре теории и методики адаптивной физической культуры. Разумеется, особенности конкретного образовательного учреждения, принятая в нем концепция реализации федеральных госстандартов по адаптивной физической культуре могут предусматривать и более подходящие для местных условий варианты.
В-третьих, для освоения студентами методических и практических умений и навыков, получения опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии, формирования чувства эмпатии необходимо при освоении конкретных технологий физкультурно-спортивной деятельности, рассмотренных в учебнике, шире использовать профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности, которые подробно изложены в разделе «Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности» учебника. В частности, использование специального оборудования и инвентаря, разработанного специально для лиц с ограниченными возможностями здоровья (озвученные мячи, снаряды для игры в хоккей на полу и т. п.); моделирование ограничений двигательной деятельности студентов (применение искусственной депривации сенсорных систем, иммобилизация суставных движений, использование инвалидных колясок, выполнение заданий, в том числе игровых, в положении сидя и т. п.); включение студентов в совместную двигательную активность с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, позволяют достаточно эффективно решать задачи, перечисленные в начале третьей рекомендации.
Учебник состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе изложены теоретико-методические основы технологий физкультурно-спортивной деятельности (ТФСД) как учебно-педагогической и научной дисциплины, классификация и характеристика основных групп ТФСД.
Во втором разделе учебника дана общая характеристика основных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности.
Во втором разделе рассматриваются:
– гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
– плавание лиц, имеющих ограниченные возможности, – гидрореабилитация;
– коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре;
– туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями;
– нетрадиционные оздоровительные технологии;
– национальные спортивные и оздоровительные технологии;
– профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности.
В заключении изложены перспективы развития технологий физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогической и научной дисциплины.
Каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний.
При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебному пособию изучить содержание литературных источников, приведенных в книге, а также прочитать все статьи о различных технологиях физкультурно-спортивной деятельности, опубликованные в журнале «Адаптивная физическая культура», который издается с 2000 года.
Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо обязательно изучить требования к профессиональным компетенциям, приведенным в стандартах, и особенно примерную программу дисциплины, в которой представлены перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, тематика рефератов и контрольных работ, перечень вопросов к зачету и экзамену по всему курсу, распределение часов дисциплины по темам и видам работ, рекомендации по учебно-методическому обеспечению дисциплины.
Введение
Приоритетная цель в процессе преподавания дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» – вооружить будущих специалистов по физической и адаптивной физической культуре основным педагогическим «инструментарием» воздействия на лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечить условия для освоения ими прежде всего практических и методических умений и навыков. Имеется в виду обучение студентов технике выполнения физических упражнений, используемых в работе с инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья, и особенно формирование у них методических умений и навыков проведения занятий с применением тех или иных физкультурно-спортивных технологий (умений и навыков обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей занимающихся, их воспитания и др.).
В данном контексте дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» имеет много общего с дисциплиной «Базовые виды двигательной деятельности» и разделом стандарта «Физическая культура», на которых студенты осваивают технику выполнения различных физических упражнений, развивают и совершенствуют свои физические качества и способности, формируют профессионально важные качества личности и, разумеется, осваивают методические умения и навыки проведения занятий с применением физкультурно-спортивных технологий. Именно при прохождении этих дисциплин студенты осваивают виды двигательной деятельности, составляющие основу, базу содержания физической культуры – гимнастику, плавание, легкую атлетику, спортивные и подвижные игры, атлетизм, туризм и др. Однако при изучении этих дисциплин акцент делается на физическое совершенствование самих студентов и формирование у них методических умений и навыков для работы со здоровыми людьми, что явно недостаточно для будущих специалистов по адаптивной физической культуре.
Поэтому в дисциплине «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» подбор физических упражнений, средств и методов обучения, развития и воспитания занимающихся осуществляется с учетом и исходя из специфики адаптивной физической культуры и той группы людей, у которых имеются различного рода заболевания или инвалидность.
В связи с этим вопросы разработки и практического применения тех или иных физкультурно-спортивных технологий рассматриваются в этой дисциплине через призму важнейших для адаптивной физической культуры теоретико-методических положений.
Первая группа таких положений находится в плоскости потребностно-мотивационных особенностей применения тех или иных двигательных действий. Другими словами, стратегию их использования изучают с точки зрения того, для удовлетворения каких потребностей применяются те или иные формы двигательных проявлений человека, какими мотивами он при этом руководствуется, какие приоритетные цели ставит перед собой.
В учебнике «Теория и организация адаптивной физической культуры»[1] выделено шесть ее видов, удовлетворяющих различные потребности человека в этой сфере деятельности, имеющих специфические особенности мотивации участия в занятиях, определяющих конкретные целевые установки включения в активную физкультурно-спортивную деятельность.
Таким образом, изучение технологий физкультурно-спортивной деятельности предусматривает рассмотрение особенностей применения тех или иных физических упражнений в адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видах двигательной активности.
Вторая группа теоретико-методических положений вытекает из необходимости учета особенностей людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, ограничений их двигательной функции, обусловленных тем или иным заболеванием. Данные вопросы подробно рассматриваются в дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры».
В этой дисциплине студентам дается система сведений о базовых концепциях частных методик адаптивной физической культуры и конкретных методиках для детей с нарушением зрения, слуха, с умственной отсталостью, при детском церебральном параличе, детей с поражением спинного мозга, с врожденными аномалиями развития и после ампутаций конечностей, а также об организации работы с родителями детей-инвалидов. Однако дисциплина «Частные методики адаптивной физической культуры» представляет собой в большей степени теоретический курс, где фактически отсутствует работа студентов по собственному физическому совершенствованию. Все внимание педагогов сосредоточено на овладении студентами знаний и методических умений проведения, как правило, комплекса упражнений, какой-нибудь игры, фрагмента урока с воспитанниками, обучающимися в специальном (коррекционном) образовательном учреждении того или иного вида для детей с отклонениями в развитии.
На сегодняшний день еще не в полной мере обобщены и систематизированы сведения о частных методиках адаптивной физической культуры для других возрастных групп населения (помимо детского возраста).
Сказанное позволяет еще раз уточнить основную целевую установку, стоящую перед дисциплиной «Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре».
Во-первых, в процессе изучения этой дисциплины студенты должны практически освоить большое количество физических упражнений, которые они смогут использовать в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Во-вторых, они должны овладеть методическими умениями и навыками проведения занятий с данной категорией занимающихся (умениями и навыками объяснения техники выполнения упражнений и их показа; обнаружения и исправления ошибок; оказания физической помощи и страховки; применения технических средств и тренажеров; проведения тестирования уровня развития физических качеств и способностей и др.).
В-третьих, и при практическом освоении упражнений, и при формировании методических умений и навыков необходимо самое пристальное внимание обращать на тщательное рассмотрение и изучение особенностей применения тех или иных двигательных действий, особенностей разработки и использования конкретных технологий физкультурно-спортивной деятельности в каждом из шести видов адаптивной физической культуры, во всех возрастных и нозологических группах занимающихся.
Авторы первого учебника по данной дисциплине хорошо осознают, насколько это трудные задачи, отчетливо понимают, что для их эффективного решения в ряде случаев недостает фактологического материала. Поэтому они с благодарностью примут все замечания по содержанию представленного материала и пожелания по его доработке и совершенствованию.
Раздел 1
Теоретико-методические основы технологий физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Глава 1
Технологии физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогическая и научная дисциплина
Как отмечалось во введении к данному учебнику, «Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре» – основная, базовая дисциплина, формирующая практические и методические умения и навыки, педагогический «инструментарий» выпускника, ориентированного на работу в области адаптивной физической культуры.
Основные средства воздействия на занимающихся адаптивной физической культурой – физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.
Важнейшие понятия в рассматриваемой дисциплине – метод, методический прием, педагогическая технология и др.
Поэтому прежде всего необходимо уточнить эти понятия.
В учебнике «Теория и методика физической культуры» Ю.Ф. Курамшин дает обстоятельный анализ таким понятиям, как «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»[2].
Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого решаются поставленные задачи; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемой для решения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин дает следующее определение метода (с. 59):
Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
С точки зрения адаптивной физической культуры в данном определении необходимо уточнить, что под учащимся следует понимать, безусловно, не только школьника, а занимающегося любого возраста, а также добавить, что его деятельность по освоению двигательных действий, развитию физических качеств и формированию свойств личности должна осуществляться в контексте коррекционной, компенсаторной и профилактической работы.
Под методическим приемом понимают способы реализации какого-либо метода в конкретной педагогической ситуации.
Понятие методика употребляется в теории физической культуры в двух смыслах (Курамшин Ю.Ф., 2003, с. 59):
– в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями;
– в широком, как совокупность различных методов, приемов и форм организации занятий (методика физического воспитания – в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).
Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития, а методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-либо одного доминирующего фактора (Курамшин Ю.Ф., 2003, с. 61).
Конкретизация рассмотренных понятий применительно к адаптивной физической культуре проведена Л.В. Шапковой, которая также систематизировала наиболее типичные для данного вида физической культуры методы в контексте их традиционной классификации[3]:
– методы формирования знаний;
– методы обучения двигательным действиям;
– методы развития физических качеств и способностей;
– методы воспитания личности;
– методы взаимодействия педагога и занимающихся.
При разработке конкретных технологий физкультурно-спортивной деятельности необходимо использовать методы, изложенные в учебнике «Теория и организация адаптивной физической культуры».
Однако при изучении дисциплины, содержание которой рассмотрено в настоящем учебнике, важнейшее понятие – «технология». Именно поэтому оно вынесено в название этой дисциплины.
До недавнего времени словосочетания «педагогическая технология», «технология педагогической деятельности» или, как частный случай, «технология физкультурно-спортивной деятельности» считались недопустимой вольностью в трактовке таких сугубо творческих и интимно-психологических процессов, как обучение и воспитание (Беспалько В.П., 1989, с. 5). Однако тысячи учителей и методистов, тренеров и инструкторов разрабатывали планы-конспекты уроков, подробные сценарии социально-педагогических акций, экскурсий; планировали нагрузку учебно-тренировочного процесса, воспитательные мероприятия, производительный труд школьников и многое другое, то есть занимались планированием. При этом они как бы не обращали внимания на то, что любое планирование противостоит экспромту, действиям по интуиции, а значит, становится началом технологии.
Постепенно понятие «педагогическая технология» овладевало педагогическими работниками – от первоначального представления об обучении с помощью технических средств до систематичного и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процессов.
Глубинный смысл «педагогической технологии» состоит в следующем[4].
Во-первых, с помощью педагогической технологии преподаватели стремятся свести к минимуму педагогические экспромты и перевести практическое преподавание на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта на занятии.
Во-вторых, в отличие от ранее использующихся методических поурочных разработок, предназначенных для преподавателя, педагогическая технология предполагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности и самих учащихся (или занимающихся физическими упражнениями).
В-третьих, существенная черта педагогической технологии – процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, цели заданы весьма нечетко, а степень их достижения определена приблизительно, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.
В-четвертых, важнейший принцип разработки педагогической технологии, ее реализации на практике – принцип структурной и содержательной целостности всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической технологии любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы – занимающиеся, цели обучения и воспитания (общие и частные), содержание обучения и воспитания, процессы обучения и воспитания, педагоги, организационные формы работы – как в рамках одного периода обучения и воспитания, так и на весь период применения педагогической технологии.
При разработке конкретных технологий физкультурно-спортивной деятельности необходимо руководствоваться рассмотренными положениями, раскрывающими смысл «педагогической технологии». В то же время применение тех или иных физкультурно-спортивных технологий в работе с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья требует учета целого ряда факторов.
Прежде всего необходимо помнить, что реакция организма людей с ограниченными возможностями на нагрузку отличается от реакции здоровых занимающихся. Она более дифференцирована и более непредсказуема. Поэтому, прежде чем начинать планирование физической нагрузки, необходимо тщательно изучить особенности заболевания занимающихся, показания и особенно противопоказания использования тех или иных физических упражнений или режимов их использования.