Существует множество и других классификаций физических упражнений. В адаптивной физической культуре очень важно осуществлять индивидуальный подбор упражнений для каждого занимающегося, а также решать прямо противоположную задачу – изыскивать упражнения универсального характера, которые были бы полезны всем без исключения занимающимся, независимо от того, к какой нозологической группе они относятся.
Говоря о классификации технологий физкультурно-спортивной деятельности, отметим, что здесь также существует большое их количество, так как технология – более сложное образование по сравнению с физическим упражнением и включает в себя целый ряд компонентов педагогической системы.
Учитывая выше сказанное, в самом общем виде все технологии физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от направленности стратегии подбора упражнений, методов и организационных форм занятий можно разделить на две группы:
1) технологии, ориентированные на улучшение функционального состояния занимающихся, независимо от профиля их заболеваний;
2) технологии, предусматривающие коррекцию конкретных проблемных зон организма.
Технологии первой группы предусматривают оздоровление занимающихся, обучение их умениям и навыкам психосоматической саморегуляции, а второй – коррекцию, компенсацию и профилактику тех или иных заболеваний: зрения, осанки, дыхания, сердечно-сосудистой системы и др.
По сложившейся в России традиции выделим три подхода к классификации физкультурно-спортивных технологий в адаптивной физической культуре.
Первый подход предусматривает классификацию технологий физкультурно-спортивной деятельности, исходя из выделения конкретных проблемных зон организма. В частности, выделяют технологии (методики) физкультурно-спортивной деятельности для лиц с нарушением зрения, слуха, с умственной отсталостью, при последствиях церебральных параличей, лиц с поражением спинного мозга, с врожденными аномалиями развития и после ампутации конечностей, а также технологии совместной работы родителей с детьми-инвалидами (Шапкова Л.В. с соавторами, 2003).
Второй подход предполагает классификацию физкультурно-спортивных технологий в зависимости от вида адаптивной физической культуры, в котором их реализуют тренеры и педагоги. Здесь выделяют технологии физкультурно-спортивной деятельности в: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видах двигательной активности (Евсеев С.П., 2002).
Третий подход предусматривает классификацию технологий в зависимости от возрастных особенностей занимающихся.
В практической работе специалист по адаптивной физической культуре будет реализовывать технологии, интегрирующие признаки всех трех выделенных подходов. Например, он будет осуществлять технологию спортивной деятельности (на материале конкретного вида адаптивного спорта) с незрячими (или слабовидящими) детьми 12-летнего возраста или технологии адаптивного физического воспитания юношей 16 лет с последствиями заболевания детским церебральным параличом и т. п.
Характеристика технологий физкультурно-спортивной деятельности
Рассмотрим наиболее общие черты технологий физкультурно-спортивной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры с учетом основных характеристик педагогической технологии, изложенных в первой главе учебника.
I. Предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и последующее воспроизведение проекта на занятиях.
Обобщение опыта применения физических упражнений в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, позволяет констатировать, что предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса и последующее воспроизведение проекта на занятиях применяют в адаптивной физической культуре значительно реже и в существенно менее строгом виде по сравнению с традиционной физической культурой. Это можно объяснить как объективными причинами (особенностями занимающихся, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья), так и субъективными факторами (чрезмерной осторожностью педагогов, недостаточным уровнем их теоретической подготовки, отсутствием соответствующей диагностической аппаратуры и др.).
Поэтому о технологиях физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре в соответствии с понятием, рассмотренным в первой главе, можно говорить лишь применительно к некоторым ее видам.
Одним из таких видов стало адаптивное физическое воспитание, реализуемое в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса в данных образовательных учреждениях обусловлено действующими государственными программами по физической культуре для каждого из восьми видов коррекционных учреждений: для обучения и воспитания неслышащих детей (коррекционное учреждение I вида), слабослышащих (II вида), незрячих и слабовидящих (III и IV вида), с тяжелой речевой патологией (V вида), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вида), с задержкой психического развития (VII вида), с умственной отсталостью (VIII вида) учащихся (обучающихся и воспитанников).
На основании действующих государственных программ учителя разрабатывают годовые и четвертные планы-графики, а также конспекты (полные или сокращенные) уроков, которые реализуют в учебно-воспитательном процессе.
Значительно хуже обстоит дело с адаптивным физическим воспитанием в обычной массовой школе, где его реализуют с учащимися специальных медицинских групп (СМГ). Здесь лишь делаются первые попытки разработки конкретных программ по адаптивной физической культуре, предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса, организации его в рамках действующего школьного расписания (Аксенова О.А., 2002, 2003, 2004).
Данное обстоятельство объясняется тем, что существующая система адаптивного физического воспитания в массовой школе с учащимися СМГ, количество которых в последние годы постоянно растет и достигает 30–40 % общего количества школьников, строится по остаточному принципу и, как правило, либо совсем не проводится, либо проводится по усмотрению учителей физической культуры, которые, по существу, оправдывают отсутствие попыток предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса большим количеством нозологических форм заболеваний школьников и необходимостью воплощения в жизнь принципа индивидуализации.
Так, например, в одном из последних пособий для учителей – «Настольной книге учителя физической культуры»
В.К. Велитченко отмечает, что «оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися спецгруппы, должна производиться в пределах имеющейся экономии денежных средств по фонду зарплаты учителей с их тарификацией по ставкам зарплаты» (с. 61).
Ко второму виду адаптивной физической культуры, где активно внедряют технологии физкультурно-спортивной деятельности, относится адаптивный спорт. Здесь используют подход к проектированию учебно-тренировочного процесса (планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок, отдыха и восстановительных мероприятий в рамках макро-, мезо-, микроциклов и т. п.), хорошо зарекомендовавший себя в практике спорта высших достижений у здоровых людей (Матвеев Л.П., 1991, 2005; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2000; Курамшин Ю.Ф., 2003; Рубин В.С., 2009; Иссурин В.Б., 2010 и др.).
В целом ряде субъектов Российской Федерации действуют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы для детей с отклонениями в состоянии здоровья и детей-инвалидов. Такие учреждения, реализующие дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности (с незначительными расхождениями в названии), функционируют в Красноярске, Уфе, Воронеже, Костроме, Саратове, Туле и других городах.
Госкомспортом России подготовлены и изданы Типовые программы по видам спорта для организаций и учреждений, занимающихся с детьми с отклонениями в развитии, которые могут быть положены в основу предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса в адаптивном спорте. К ним относятся: Типовая программа по плаванию (2002); Типовая программа по лыжным гонкам (2002); Типовая программа по настольному теннису (2003); Типовая программа по футболу (2003); Типовая программа по фехтованию на колясках (2009) и Типовой план-проспект учебной программы для физкультурно-спортивного клуба инвалидов (2003).
В настоящее время завершается разработка Специальных федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по видам адаптивного спорта.
Данные программы и стандарты следует рассматривать как важный базис внедрения педагогических технологий в перечисленных видах адаптивного спорта.
Третьим видом адаптивной физической культуры с достаточно хорошими традициями предварительного проектирования применения физических упражнений является физическая реабилитация или лечебная физическая культура. Правда, в этом случае физкультурно-спортивная технология носит не столько педагогический, сколько лечебный потенциал (хотя в ней присутствуют обучение двигательным действиям и воспитание).
Подробные описания комплексов лечебной гимнастики с указанием дозировки упражнений, точным описанием исходных положений и способов выполнения двигательных действий, то есть важнейших компонентов технологий физкультурно-спортивной деятельности с лечебной направленностью, приведены в ряде учебников, руководств и учебных пособий по физической реабилитации и (или) лечебной физической культуре, например, в учебнике для академий и институтов физической культуры: «Физическая реабилитация» (под общей ред. проф. Попова С.Н., 1999), в руководстве для врачей: «Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации» (под ред. Каптелина А.Ф., Лебедевой И.П., 1995) и других изданиях.
Что же касается остальных видов адаптивной физической культуры, то в них внедрение технологий физкультурно-спортивной деятельности только начинается или касается лишь отдельных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Так, например, в адаптивной двигательной рекреации при проведении походов выходного дня проектируют прежде всего организационно-хозяйственные мероприятия, а в экстремальных видах двигательной активности – мероприятия, обеспечивающие безопасность занимающихся, создающие условия только для субъективного переживания ими риска или опасности.
II. Проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной и других видов деятельности самих занимающихся.
В отличие от учебно-воспитательного процесса по другим дисциплинам дошкольного, школьного или профессионального (начального, среднего, высшего) образования в адаптивной физической культуре, включая все ее шесть видов, структуру и содержание любой деятельности занимающихся педагог всегда тщательно продумывает и проектирует.
Наиболее полно и конкретно это осуществляется в адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, физической реабилитации и в экстремальных видах двигательной активности. В адаптивной двигательной рекреации и особенно в креативных (художественно-музыкальных) телесноориентированных видах двигательных проявлений человека структуру и содержание различных способов деятельности занимающихся планируют лишь в общих чертах, оставляя им свободу для поиска и творчества.
III. Процесс целеобразования.
В любом виде адаптивной физической культуры в той или иной технологии физкультурно-спортивной деятельности, независимо от преобладания в ней педагогической или лечебной составляющей, процесс целеобразования занимает центральное место. Конкретизация потребностей, мотивов, целевых установок занимающихся положена во главу угла выделения основных видов адаптивной физической культуры. Четкая формулировка целей – важнейшая часть всей работы с конкретными проблемными зонами организма человека с ограниченными возможностями.
Целеобразование, постановка общих и частных задач урока или занятия, объективный контроль качества, реализация учащимися поставленных целей и задач имеют особое значение в адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, физической реабилитации. В отличие от традиционной системы занятий физическими упражнениями в перечисленных видах адаптивной физической культуры контроль качества усвоения занимающимся учебного материала (знаний, двигательных умений и навыков), уровня развития и совершенствования физических качеств и способностей обязательно сочетают с контролем уровня развития личности в целом. Причем повышенное внимание к личностным характеристикам занимающихся уделяют в адаптивной двигательной рекреации и особенно в креативных телесно-ориентированных видах активности.
IV. Структурная и содержательная целостность всего учебно-воспитательного процесса.
При разработке проекта будущей технологии физкультурно-спортивной деятельности необходимо стремиться к гармоничному взаимодействию всех элементов физкультурно-спортивной (педагогической и лечебной) системы:
– занимающихся;
– целей обучения и воспитания (лечения) (общих и частных);
– содержания обучения и воспитания (лечения);
– процессов обучения и воспитания (лечения);
– педагогов (тренеры-преподаватели, учителя, инструктора-методисты по адаптивной физической культуре);
– организационных форм работы.
Проект технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо разрабатывать как в рамках одного периода обучения и воспитания (лечения), так и на весь период применения педагогической (лечебной) технологии.
В заключение необходимо отметить, что выполнение всех требований, предъявляемых к педагогическим технологиям, применительно к адаптивной физической культуре – дело будущего. Стремиться же к этому необходимо уже сегодня.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение физических упражнений, используемых в адаптивной физической культуре.
2. Что такое классификация физических упражнений?
3. Какие классификации физических упражнений используют в адаптивной физической культуре?
4. Раскройте содержание классификации физических упражнений по анатомическому признаку.
5. Как классифицируются упражнения по структуре движений?
6. Раскройте особенности трех подходов, сложившихся в России, к классификации технологий физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре.
7. Раскройте отличительные особенности предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса в адаптивном физическом воспитании.
8. В чем трудности разработки технологий физкультурно-спортивной деятельности в адаптивном спорте?
9. Опишите особенности физкультурно-спортивных технологий в физической реабилитации.
10. Каким образом осуществляется целеобразование в адаптивной физической культуре?
11. Какие элементы физкультурно-спортивной (педагогической и лечебной) системы необходимо учитывать при разработке проектов будущих технологий в адаптивной физической культуре?
Раздел 2
Общая характеристика основных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Глава 3
Гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
3.1. Оздоровительная аэробика[5]
Современные разновидности двигательной активности, такие как ритмическая, художественная гимнастика и родственные им виды спорта и оздоровительные занятия, берут начало от четырех «Д». Под этим подразумевают начальные буквы фамилий четырех основоположников музыкального ритмопластического направления в гимнастике: Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика АФК / под ред. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 291 с.
2
Курамшин Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности // Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 58–61.
3
Шапкова Л.В. Методы и формы организации адаптивной физической культуры // Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – Т. 2. – С. 26–44.
4
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – С. 12–13.
5
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е.Б. Мякиченко и М.П. Шерстанова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304 с.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги