219
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 245–246.
220
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
221
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
222
Туровская М. 7 ½, или Фильмы Андрея Тарковского. С. 117.
223
Тарковский А. Мартиролог. С. 145.
224
Там же.
225
Там же. С. 147.
226
Там же. С. 145.
227
Стругацкий Б. Комментарий к пройденному. С. 245–246.
228
Варвара Михайловна Иванова-Киссин (192?—1998) – переводчик, целительница, одна из основоположников отечественной парапсихологии. В 1965–1975 гг. возглавляла секцию биоинформации при Московском правлении научно-технического общества радиотехники, электроники и связи (НТО РЭС) им. А. С. Попова, где проводила исследования по биоэнергостимуляции, ясновидению, психокинезу и другим паранормальным явлениям.
229
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
230
Кончаловский А. Низкие истины. С. 168.
231
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
232
Георгий Рерберг – Марианна Чугунова – Евгений Цымбал. Фокус на бесконечность: Разговор о «Сталкере» // Искусство кино. 2006. № 4. http://old.kinoart.ru/archive/2006/04/n4-article20.
233
Михаил Константинович Калатозов (1903–1973), знаменитый своей картиной «Летят журавли» («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в 1958 году), был в 1943–1945 годах полномочным представителем Комитета по делам кинематографии в США. Там он познакомился с работой голливудских студий, системой проката, изучил механизмы их работы.
234
Алексей Николаевич Косыгин (1904–1980) – председатель Совета министров СССР, инициатор экономической реформы в ходе так называемой золотой пятилетки 1966–1970 годов, концепция которой в 1963–1965 годах была разработана экономистом Евсеем Либерманом (на Западе реформу называют «Реформа Либермана»).
235
Кончаловский А. Возвышающий обман. С. 52–53.
236
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
237
Франко Кристальди (1928–1992) – итальянский кинопродюсер. Работал с Ф. Феллини, Л. Висконти, Ф. Рози, П. Джерми, Д. Торнаторе и другими выдающимися итальянскими кинорежиссерами.
238
Тарковский А. Мартиролог. С. 148.
239
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
240
Ср.: «Узнал я это от Ольги Сурковой, она общалась со шведами на кинофестивале» (Там же. С. 141).
241
Там же. С. 149.
242
Там же.
243
Тарковский А. Мартиролог. С. 149.
244
Имеется в виду сценарий «Бойцовый кот», на основе которого впоследствии Стругацкими была написана повесть «Парень из преисподней».
245
Тарковский А. Мартиролог. С. 150.
246
Сокуров А. Дорог много – путь один // Фомин В. Кино и власть. С. 230–231.
247
Шевчук Ю. Сольник: Альбом стихов. М.: Новая газета, 2009. С. 94.
248
XXV съезд ЦК КПСС проходил с 24 февраля по 5 марта 1976 года.
249
Рерберг – Чугунова – Цымбал. Фокус на бесконечность.
250
Там же.
251
Огнев Владимир Федорович (1923–2017) – писатель, сценарист, кино- и литературный критик.
252
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 14–16. См. полный текст в: Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…» С. 324–326.
253
Валентин Михайлович Дьяченко (1921–2002) – писатель, кинодраматург, бывший узник ГУЛАГа, в то время редактор ЭТО. Лауреат государственной премии 1983 года.
254
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1328. Л. 17–19. См. полный текст в: Косинова М., Фомин В. Указ соч. С. 326–327.
255
Кирилл Николаевич Замошкин (1928–2006) сменил Владимира Огнева на посту главного редактора ЭТО.
256
Тарковский А. Мартиролог. С. 150.
257
Архив киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Д. 1333. Л. 20–22. Полный текст см.: Косинова М., Фомин В. «Музыка Баха звучит как-то не по-советски…» С. 330–331.
258
Борис Гедальевич Штерн (1947–1998) – писатель-фантаст из Киева.
259
Анатолий Яковлевич Степанов (1931–2012) – писатель, кинодраматург, главный редактор Второго творческого объединения, редактор фильма «Сталкер».
260
Рерберг – Чугунова – Цымбал. Фокус на бесконечность.
261
Нехорошев Л. Тесные врата // Андрей Тарковский: Начало… и пути. С. 72.
262
Параджанов был в тюрьме с июля 1974‐го и в тот момент находился на исправительных работах в гранитном карьере возле села Губник в Тростянецком районе Винницкой области в учреждении № 301/39. С апреля по август 1976‐го он был в п/о Стрижавка Винницкой области, в учреждении № 301/81.
263
Тарковский А. Мартиролог. С. 152.
264
Имеется в виду библейская «неопалимая купина».
265
Нехорошев Л. Тесные врата // Андрей Тарковский: Начало… и пути. С. 71.
266
Александр Иванович Антипенко (р. 1938) – один из лучших операторов отечественного кино. Работал с Параджановым, Абуладзе, Панфиловым, Грамматиковым, Говорухиным.
267
Валерий Борисович Сировский (р. 1939) – синхронный и литературный переводчик экстра-класса, писатель, художник, актер, фотограф, композитор.
268
Тарковский А. Мартиролог. С. 152.
269
Цит. по: Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 482.
270
Марианн Николаевич Ткачев (1933–2007) – переводчик, писатель, близкий друг А. Н. Стругацкого.
271
Скаландис Ант. Братья Стругацкие. С. 484.
272
Тарковский А. Мартиролог. С. 153.
273
Там же. С. 155.
274
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
275
Там же.
276
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 23.
277
Архив Киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 24.
278
Тарковский А. Мартиролог. С. 156.
279
Лора Яблочкина-Гуэрра – переводчик, редактор, с 1977 года жена выдающегося итальянского писателя, кинодраматурга, поэта, художника, скульптора Тонино Гуэрры.
280
Архив киноконцерна «Мосфильм». Ф. 2453. Оп. 12. Ед. хр. 1333. Л. 25.
281
Тарковский А. Мартиролог. С. 155.
282
Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. С. 163.
283
Тарковский А. Мартиролог. С. 94.
284
Кончаловский А. Возвышающий обман. С. 69.
285
Анатолий Яковлевич Степанов (1931–2012) – писатель, кинодраматург, в то время главный редактор Второго творческого объединения.
286
Вилли Леонидович Геллер (р. 1942) – организатор кинопроизводства, первый директор кинокартины «Сталкер» (1976–1977).
287
Юрий Сергеевич Кушнерев (1937–2018) – в то время второй режиссер, актер, позже кинорежиссер-постановщик, продюсер.
288
Роман Леонидович Калмыков (р. 1946) – организатор кинопроизводства, в 1976–1977 годах – замдиректора на съемках «Сталкера».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги