Книга Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя - читать онлайн бесплатно, автор Марианна Николаевна Стерлигова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя
Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Если вас решили уволить, или Как не стать жертвой работодателя

Марианна Стерлигова

Если вас решили уволить

или как не стать жертвой работодателя

© Стерлигова М.Н., Стерлигов А.В., 2016

© ООО «ИСК», о-макет, 2016

* * *

Благодарности

Хочу выразить огромную благодарность и уважение моей семье за терпение и помощь! Спасибо большое моему мужу за то, что он со мной на протяжении многих лет, в разные периоды жизни, и в горе, и в радости, за то, что он весь свой интеллект использует для создания спокойной и гармоничной обстановки в семье, и только благодаря ему я написала эту книгу, только ему я обязана своими успехами в карьере.

Благодарю также моих дочерей за то, что они любят меня и восхищаются мной, независимо от того, кто я в профессии, сколько у меня денег и где я работаю. Спасибо за искреннюю поддержку и безусловную любовь.

Спасибо моему адвокату Романенко Олегу Владимировичу, который научил меня нестандартному подходу в решении проблем, дипломатии и тому, что любое решение можно повернуть в свою пользу.

Также благодарю своего персонального спортивного тренера Александра Яблонскиса, без его настойчивого методичного подхода к моим фитнес-тренировкам я бы не сумела быть сильной и волевой постоянно.

Предисловие

Увольнение. Практически каждый, хотя бы раз в жизни, сталкивался с такой ситуацией, когда приходится покидать место, где ты работаешь. Ой, как по-разному это бывает. Ещё ладно, когда человек, преследуя какие-то свои цели, решает покинуть насиженное привычное место. Тогда это его, обдуманное, а иногда, и не очень, но точно самостоятельное решение. Можно лишь пожелать ему удачи и успехов, ведь решение он уже принял, и будем надеяться, что он готов морально и материально к тому, что за этим решением последует.

Однако, зачастую, увольнение «подкрадывается» к человеку незаметно, «нападает» неожиданно, и, пользуясь его замешательством, обидой и испугом, лишает его воли, отнимает силы, повергает в пучину стресса, страхов и слёз, и, сделав своё «чёрное дело», оставляет его одного, сброшенного с той дороги, по которой он двигался, отрезая от планов, которые он строил, отдаляя от целей, которые он намечал.

Будучи неготовым к этому, человек вместо действий, начинает метаться, воспринимает всё эмоционально, что часто лишь усугубляет навалившиеся на него проблемы.

Задумав эту книгу, я ставила перед собой цель помочь людям, которых увольнение уже настигло или пока подбирается к ним, потому что такое может случиться абсолютно с каждым. Я хотела бы научить Вас, Читатель, быть готовым к этому, знать, как могут действовать и действуют представители Работодателя, и, самое главное, уметь распознавать приближение опасности, чтобы максимально спокойно и выгодно для себя выйти из этой сложной ситуации.

Надеюсь, что прочитав мою книгу, Вы скажете, что для Вас это было полезно, и я своей цели достигла, и помогла Вам.

Почему я раньше не писала книжки? Только статьи на профессиональные темы. Мне казалось, что если это будет вымысел, то это будет неправда, а неправду нельзя говорить. И вот сама жизнь предоставила мне такую возможность – сказать о правде жизни. Да ещё в правильное время, когда это необходимо другим. Ведь год от года растёт количество споров между Работниками и Работодателями в Суде, растёт количество жалоб в Трудовую инспекцию. Правда, увеличивается количество судебных решений, вынесенных в пользу Работодателя. Это говорит, что уже отработаны методики увольнения, действия происходят согласованно, направлены против Работника. Однако и Работникам стоит приспособиться к этим действиям, готовиться к судам лучше, собирая доказательства недобросовестности Работодателей. Именно для того, чтобы у простых людей, Работников, сотрудников организаций было «оружие», арсенал методов, ответных действий против самоуправства Работодателей, я написала эту книгу.

Заходишь порой в книжный магазин и видишь множество книг для тех, кто строит систему управления персоналом, пишет стратегию управления персоналом, управляет персоналом или хочет управлять персоналом по-новому и «правильно», отдельно женщинами и отдельно мужчинами, разными поколениями Х, Y, Z, и, наконец, кто «выживает в офисных джунглях». Но нет совсем никаких книг или хотя бы малюсеньких книжечек, шпаргалок, как противостоять всем этим менеджерам, руководителям и специалистам, которые научились по книгам строить систему, писать стратегию, управлять женщинами и мужчинами, молодыми и зрелыми, «выживая в офисных джунглях».

В своей книге, я приведу исключительно практические примеры, как именно происходит «управление персоналом» на узком участке работы, а именно, на участке увольнения сотрудников. Это очень важный участок работы, мы все когда-нибудь устраиваемся на работу или увольняемся. Мы сталкиваемся с различными методами увольнения. Я хочу систематизировать методы и помочь нам всем жить лучше, качественнее, и не боятся отстаивать свои права. Только Вам, дорогой Читатель, выбирать, как Вы будете жить и работать, что применять из прочитанного, а что рекомендовать применять другим.

Введение

Я сама больше года просидела после Суда в обычном московском офисе обычной крупной федеральной Компании, поэтому хорошо понимаю, что такое увольнение и какие методы могут применяться к сотруднику. Я получаю зарплату, но до работы меня не допускают. Это не рационально, скажете Вы. Да, это нерационально и не логично. Почему же это происходит?

Это метод давления на меня и одновременно способ увольнения. Кадровая служба[1] выбрала такой метод увольнения. Хотя, конечно, со стороны, моя офисная жизнь даже местами напоминает сказку. Утренний кофе, социальные сети, новости рынка, плотный завтрак, макияж. Выложить селфи, посмотреть фотографии друзей и подружек, списаться с кем-нибудь – всё это повседневная реальность. Я прогуливаюсь по улицам каждый день, дышу воздухом, потом обедаю и (О, Боже!) сплю на рабочем месте, иногда просыпаясь от смс, а иногда от собственного похрапывания. Это даже забавно! Но почему так можно вести себя в офисе, почему я не делаю ничего, и зарплата уже в течение года, а реально даже дольше, поступает на мой банковский счёт? Я знаю, что некоторые мне даже завидуют. Как же я так смогла устроиться? Но есть и такие, которые считают, что поделом мне, потому что я слишком строптивая и принципиальная, мне на пользу пойдёт эта изоляция. Трудно Работодателю со мной. Его жалеют все Работники Отдела кадров[2] и некоторых других служб нашей большой и «дружной» Компании. Уж е год, даже больше. Я мешаю им спокойно жить и работать. Я «плохой», я «неадекватный»[3] сотрудник.

Не могут ответственные Работники, с высшим образованием, закончившие курсы по «борьбе с персоналом»[4], прошедшие «правильные» тренинги и прочитавшие «правильные» книги, выбранные из многих кандидатов, походивших многоступенчатый отбор, и даже стресс-интервью, отобранные по потенциальному эффекту для Компании, смириться, что обычный сотрудник восстановился по суду и не хочет уходить с работы сам, в порядке, так как сказать, трудовой дисциплины, без денег и других для себя преференций или какой-либо пользы. Сотрудник должен сам встать и уйти, они то ведь всё правильно делают, приказ Руководства выполняют. Ведь на работе большинство просто работают, и не задают вопросы и не ищут смысл в выполняемых приказах. Если ты не такой, значит, «неадекватный». И они, те, кто так считают, тоже правы по-своему. Как говорится, «мамы разные нужны, мамы разные важны»[5]. И плевать, что незаконно (вынесено судебное решение в пользу Работника и вступило в законную силу), неэтично, некрасиво, утомительно и стыдно. Все молчат и делают вид, что всё правильно, чинно и благородно. Некоторые из них даже посещают по воскресеньям церковь и причащаются. Сами мне об этом рассказывают. Другие вызывают меня на личную встречу и горячо просят прощения, дескать, вынуждены были так поступить, участвовать во всех этих «спектаклях». Просто боялись потерять работу.

За этот год методов воздействий на меня со стороны этих чудесных людей было много. Я классифицирую эти воздействия в своей книге, покажу их разновидности, и Вы поймёте, мой Читатель, что они все не из области переговоров, чему нас, HR-ров[6] учат на тренингах или в книгах, не из области развития и «продажи идеи» человеку, совсем не из области логики или гуманизма[7], и уж нисколько не из области бренда Работодателя[8], который развивает и даёт карьерные перспективы сотрудникам. Все они из области «гнобления», из области «я начальник, ты дурак», местами незаконных действий, вне правового поля, подтасовки фактов и невероятного лицемерия, а также психологического давления и даже физического воздействия. И это делают наши обычные люди, женщины и мужчины, Работники офиса, сотрудники крупной Компании, с высшим образованием, местами счастливые мамы и папы и даже бабушки, жёны и мужья, покупающие квартиры в ипотеку, ездящие на иномарках и отдыхающие за границей. То есть, по нынешним меркам, наши успешные современники. И все мы, включая их, меня и, разумеется, смежников[9] за это получаем заработную плату, уже год, но на самом деле, за «это» мы её получаем уже пару лет. Не за бизнес-результат, не за эффективность, не за конструктив или креатив, не за мотивацию персонала к действию, короче, не хорошую работу, а за «это». За «ЭТО»! За борьбу с сотрудником, с Работником, с человеком. И знаете, почему? Если так всё не устраивает их в моей работе, почему же не расстаться по-хорошему? Много же существует способов, надо только «включить» голову. Нет! По-хорошему не хочет Работодатель, ему надо, чтобы человек был унижен, плакал, а потом утёрся и нашёл новую работу или не нашёл, потому что отрекомендует прежний Работодатель бывшего своего Работника негативно. Зачем так действует Работодатель? Попробуем разобраться. Но в целом, у меня сложилось впечатление, что все наши беды из-за двух вещей. Как говорил в интервью 1993 года поэт И. Бродский[10]: «Дело в том, что основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку, если угодно, в презрении… «да ты кто такой?» Вот эта позиция каждого русского человека, поэтому никак по-хорошему не получается. И певец-рэпер Тимати развил тему на современный манер: «Ты кто такой? Давай, до свидания!»[11]

Ну, а второе, ещё проще. Если человек добрался до власти, сел на «тёплое местечко», то он считает, что он выше всех, и только он может решать, как и что делать с судьбами остальных. А когда этот человек ещё и персоналом Компании управляет, это ситуация разрастается и усугубляется в разы. Очень точно характеризует такой подход формула одного работяги. Заранее прошу прощения за нелитературные слова. «Залезть выше нижнего и обосрать ближнего» – вот девиз современных топ-менеджеров[12].

Подумайте, есть ли такие топ-менеджеры в Вашей организации? Думаю, примеров предостаточно.

И что делать Работодателю, а именно конкретным ответственным должностным лицам? Им всегда надо выглядеть победителями. Не могут же они признаться, что кто-то не просто борется с ним, а успешно борется. Это подрывает их имидж.

Сразу после увольнения я снова стала заниматься в фитнес-клубе, потому что с моей сумасшедшей нагрузкой до моего незаконного[13] увольнения на это просто не хватало ни сил, ни времени. Я перестала ходить на работу в офисном строгом костюме и белой рубашке, а выбрала спокойный и комфортный стиль, а местами и жёсткий кэжуал[14]. Снимаю обувь, вытягиваю ноги, пью чай и наслаждаюсь. И всё это потому, что Работодатель позволил мне это, он сам создал данную ситуацию. Все видят, все знают. Одному Богу известно, что работающие сотрудники думают. Я не умерла, не плачу, не прошу никого ни о чём, просто живу и занимаюсь своими делами. И Вам советую, Читатель, это очень хорошая мотивация жить и заниматься своими делами, имея постоянный стабильный доход, зарплату ведь платят.

Муж говорит мне, что я выгляжу лучше прежнего, стала спокойней, и в доме, наконец, есть еда, а не только материалы по обучению, резюме кандидатов и прочие бумажки.

Если бы мне кто-нибудь пару-тройку лет сказал, что мне понравится ничего не делать на работе, а я буду целыми днями, в течение нескольких месяцев потихоньку продумывать стратегии, как увильнуть и увернуться от ударов «Департамента по борьбе с персоналом»[15], я бы улыбнулась и не поверила. Тем более я сама проработала в сфере HR[16] более десяти лет. Я вкалывала всегда, даже дома, доделывала и переделывала, думала об эффективности и как угодить бизнесу. Обучение персонала – тема широкая, надо много знать, уметь, чтобы аудитория тебя слушала. А вот бизнесу это вообще не надо.

Отдельная тема, что хочет наш бизнес и те, кто им управляет.

Молодые люди, которые только начинают строить свою карьеру! Это книга для вас, чтобы можно было разобраться, где правда, а где ложь, где Компания нуждается в вас, а где лукавит, просто, чтобы лучше управлять вами, и вы дешевле стоили для неё. Ведь зачастую то, что говорят Работодатели при приёме на работу, является не совсем правдой, а чаще совсем не правдой, это манипуляция информацией и мотивацией молодых людей. А любая манипуляция, любой обман имеет свои последствия. Тему последствий и манипуляций при приёме на работу вы тоже найдёте в моей книге. Я хочу, чтобы Вы, мой Читатель, понимали, что всё имеет свои последствия, и если их заранее предвидеть, то можно управлять ситуацией.

Когда после судебного решения о моём восстановлении на работе я оказалась свободной от поручений Работодателя и от моральных обязательств перед ним, у меня появилась возможность, чтобы проанализировать и оценить всё то, что происходило между мной и Работодателем последнее время.

Не воспользоваться этим временем, было бы примерно так, как не принять подарок, о котором ты давно мечтал, который давно так хотел. Так что спасибо всем, кто дал мне такую возможность! И особенно их Руководителю, HR-ру, чьё решение изменило мою жизнь. Спасибо!

Итак, начнём.

Глава 1

Увольнение: признаки, предпосылки, причины, повод

О чём эта глава?

Вы узнаете, как определить, что именно Вас решили и хотят уволить.

Вы поймёте, в какой ситуации сотрудника обязательно уволят.

Вы получите ответ на вопрос: почему? О причинах увольнения.

Вы удивитесь, как «умно» можно уволить.

Признаки того, что вас хотят уволить

Как узнать, что Вы не ко двору? Вы пишете, Вас игнорируют. Ответы присылают позже, чем сроки, указанные в Вашей просьбе, в письме. Все договорённости нарушаются, хотя устно человек обещает. Обязательно присутствует затягивание сроков, во всём. «Я сейчас занят, я сейчас на совещании». Вроде и поддерживается переписка, и даже, в мэссенжерах, но дело стоит, деловые вопросы не решаются.

В моём опыте была такая Руководитель службы персонала одного филиала. Она только и делала, что переписывалась со мной, как она занята, на каком она совещании, как загружена. А на самом деле эта Лера Ч. просто исполняла приказ своего руководителя игнорировать мои задачи, мои проекты. А сам её руководитель в это время плёл, что именно она мне поможет. Всё ясно, как божий день, но эти сотрудники HR имели свой интерес, который расходился с моим интересом.

Вас лишают доступа к определённой информации, к которой ранее доступ был. Могут просто отключить. Но чаще Вам просто не докладывают, не отправляют то, что раньше Вы без проблем использовали в своей работе. Например, Раньше Вы получали отчёт о продажах, как и все сотрудники подразделения. А теперь Вас исключили из рассылки, и это сделали намеренно.

Вас перестают приглашать на мероприятия и совещания, а также ссылаясь на сильную занятость, отказываются с Вами встречаться по рабочим вопросам. А если встречи происходят, то обязательно в обед или после рабочего дня. Чтобы никто не видел. Сотрудников в это время нет, поэтому и решить с кем-то одним ничего нельзя, всё откладывается.

Когда увольняют человека? Когда увольняют сотрудника? Увольняют человека или сотрудника?

Зачастую на рабочем месте, в Компании, имеет место представление, что человека увольняют, когда он неэффективен, плохо работает или не ладит с начальством. Все другие сотрудники так говорят.

Вот был такой разговор у меня в практике с женщиной, которая в Административном департаменте работала. Она пенсионерка, у неё двое взрослых дочерей, и очень маленькая зарплата. Она держится за это место, работает, нет, не работает, вкалывает, улыбается, со всеми приветлива. В Компании, где она работала, а, может, до сих пор работает, наступил период массовых увольнений, и её не тронули. Она мне рассказывает, что убрали ту сотрудницу, которая критиковала начальство, много вносила изменений, замечу, из рассказа, изменения в рабочих процессах, чтобы их улучшить. Но начальство таких работниц не любит, ему не важно, лучше или хуже будет, главное, спокойно, чтоб сотрудники не приставали. Я попросила достать телефон уволенной сотрудницы. И какую же историю я услышала из первых уст? Обида! «Я делала», «я экономила», «я прикрывала», «я закрывала»… Мы все ищем оптимизм и энтузиазм в сотрудниках, думаем, как их вовлечь в процесс, чтобы они «с огоньком» выполняли обязанности и делали больше, чем делают сейчас, чтобы им это нравилось. Компании тратят на это огромные деньги, привлекая с рынка консультантов, тренеров[17], коучей[18]. Тренируют, оценивают по компетенциям[19], развивают на коуч-сессиях[20] и т. д. А сами внутри, люди внутри, делают очень многое, чего делать не надо, чтобы не было негативных последствий. Руководители не то, чтобы не ценят сотрудников, это само собой, это априори. Руководители не любят беспокойных сотрудников, которые мешают им «спать» и получать заработную плату.

Я встречала даже HR-ров, которые говорят о талантливых и профессиональных сотрудниках: «Да пусть уходят, новых найдём!», «Да на обиженных воду возят!» Есть такие! А потом те же тратят бюджет на разработку ценностей Компании, управление по целям и тренинги командообразования[21] и вовлеченности. Это повод собственникам задуматься: что и как делают их топ-менеджеры, какие кадровые решения принимают.

Всё бы ничего, но какая эффективность такой работы HR?

Никакая! А деньги чужие! Собственника!

То есть увольняют не за работу, а за поведение! Как в школе.

А уволенная сотрудница ещё и переживает, поручили молодому сотруднику исполнять её обязанности, так он ничего не знает и не умеет, ей теперь звонит. Её уволили и звонят ей, как сделать работу… Абсурд!

Регулярно читаю посты своих коллег в соцсетях, друзей и знакомых, да и сама сталкиваюсь с кризисом уважения сегодня. Хамство везде: в магазинах, на улице, в транспорте, даже при увольнении. А как же иначе? Если убирать профессионалов, а оставлять только тех сотрудников, кто не умеет работать, но зато с начальством в хороших отношениях, тогда клиенты «наслаждаются» плохим сервисом, обычные люди на улице могут быть облиты из лужи проезжающим автомобилем, учительница может нахамить ученику, а он ей… Ведь от такого поведения не зависит зарплата и дальнейшее будущее, зачем стараться? Вот так и увольняя сотрудника, менеджер по персоналу не считает правильным поступать, как должно.

И в связи с этим, не стоит с HR-рами ни о чём договариваться, просить. Не надейтесь на их разум! Да и как без хамства уволить профессионала? Он ведь не поверит, что плохо работал. Поэтому кадровики вовсю и стараются унижать и хамить.

Спрашивается, в чём смысл такого управления персоналом?! Неужели по-другому нельзя?

Можно, конечно. Есть же профессионалы в HR, есть персональщики[22], не позволяющие себе хамство, ведущие себя корректно. Как и во всех сферах. Приведу пример, на одном бизнес-мероприятии, посвящённом карьере молодых, я встретилась и познакомилась с преподавателем крупной бизнес-школы. Она работает также и HR-консультантом и HR-директором. Мы говорили о проблеме увольнения в том числе. Так она мне, прямо, без обиняков, сказала: «Меня хоть режь, я беременную увольнять не буду». Принцип. Может, и не бизнесовый, но вполне человеческий.

А бывает и по-другому. Недавно пришла домой, говорю по скайпу со своим бывшим сотрудником. Он мне рассказывает, как в Краснодаре, его беременную жену заставляют дополнительное соглашение подписать, что ей меньше зарплату будут платить и у неё по этому поводу не будет претензий. И всё это ради того, чтобы сделать ей «облегчённый» режим работы.

Почему так действуют? Потому что главное в Работнике не работа, даже не отношения с руководством или коллегами, и тем более не эффективность. Вокруг себя мы часто видим множество неэффективных Работников, не справляющихся с порученным им делом, однако, эти сотрудники продолжают трудиться, приносят порой своей работой больше вреда, чем пользы. Также мы часто видим, как увольняют вполне успешных в своей работе, к тому же даже имеющих поддержку сверху.

Почему? Да потому, что все перечисленные факторы имеют лишь второстепенное значение. В действительности, увольнение происходит лишь тогда, когда появилась потребность избавиться от конкретного сотрудника. Толь – ко это имеет значение, а остальное не более чем поводы, которые будут использоваться для обоснования принятого решения, для создания у увольняемого, и очень часто, для наблюдающей за развитием ситуации аудитории, других сотрудников, той картинки, которая необходима.

Поэтому, что бы Вы ни делали: срывали сделки, хамили клиентам, производили брак, писали неработающие программы, строили рассыпающиеся дома, запускали ракеты, которые не могут взлететь или превращали целый город в полигон по перекапыванию дорог – ничто из этого само по себе не сможет стать причиной для Вашего увольнения.

Вы можете спать абсолютно спокойно, если знаете, что потребности в вашем увольнении нет.

Однако, как только потребность уволить Вас станет для вашего руководителя насущной необходимостью, любой допущенный Вами, мой Читатель, промах, станет поводом, чтобы нанести по Вам удар. А если промахов нет, то он будет создан. Помните? «дежурный, почему мусор на плацу?[23]»

Почему же в действительности рождается потребность в увольнении Работника?

Давайте попробуем разобраться.

Причины увольнения сотрудника

Как и почему будет действовать Работодатель. Возможные альтернативы: «умные» способы увольнения

ПЕРВАЯ. Приказ сверху

Пример. Вызывает начинающего среднего менеджера начальник и говорит: «Асю П. надо уволить» «А что случилось? Почему надо уволить её?» «Ты что не видишь, что она тебе будет мешать работать, поговори с ней, пусть увольняется».

Менеджер начинает исполнять приказ. Сам он не понимает, что произошло, начальник его тоже не посвящает, приходится как-то выкручиваться самому. Асе П. менеджер, как он считает, по-хорошему говорит: «Уходи! Пиши по собственному!» Естественно Ася П. не хочет и не понимает, почему. Начинается конфликт. Подруги Аси П. по очереди звонят менеджеру то «из Трудовой», то «из Прокуратуры». Сама Ася П. пишет угрожающие смс на телефон, обещает облить кипятком ребёнка этого несчастного менеджера, всячески оскорбляет и угрожает «Молись, тварь!»

Как говорится у древних индусов: «Хочешь узнать человека, задень его. Человек, как сосуд, чем наполнен, то и выплеснет». Тут менеджер понимает, что реально-то сотрудник личность не однозначная, и способен на многое. Теперь как-то понятнее становится просьба его руководителя об увольнении сотрудницы. Но попытка решить мирно вопрос с объяснениями: «Это приказ моего начальника» не катит, приходится вопрос вынести на Вице-президента. Сотрудница пишет заявление и уходит.

Обращаю внимание, что увольнением занимались не HR, а представители бизнеса и менеджеры среднего звена. Показательно в этой истории то, что увольняемая сотрудница дала неадекватную реакцию, но такая реакция объяснима.

Если бы был какой-то алгоритм увольнения, согласованная стратегия, если бы все знали, что говорить и как действовать, нервов и оскорблений удалось бы избежать.

Если говорить о причине увольнения, то она звучит просто: «Сотрудник не нравится». Нет объективного объяснения. «Просто не нравится».

ВТОРАЯ. «Я другого ожидал»[24]

Это ситуация, когда сотрудник не попадает в ожидания, которые есть у Работодателя. Причём ожидания, как вербализованные[25], так и «данные в ощущении».

В крупной Компании налажен подбор персонала, однако, даже после тщательного отбора, может оказаться, что сотрудник не подходит. Если происходит подбор высокооплачиваемого сотрудника, Компания может пользоваться услугами Кадрового агентства[26]. По истечении полугода Кадровое агентство несёт ответственность за качество кандидата. Бывает, и довольно часто, что по договору о подборе сотрудника, в случае необходимости замены, это происходит. Клиенту предоставляется замена, а решение вопроса с прежним кандидатом агентство берёт на себя. Всё происходит по соглашению сторон. Работодатель решает эту ситуацию с выгодой для себя, но и платит за это деньги. Разумеется, если он купил такую услугу у Кадрового агентства.