Экономь налоги в коронакризис
Марат Самитов
Корректор Александр Меньшиков
Дизайнер обложки Таисия Королькова
© Марат Самитов, 2020
© Таисия Королькова, дизайн обложки, 2020
ISBN 978-5-0051-0567-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Налог на добавленную стоимость
Экономим на НДС в коронавирус
Коммерческий кредит представляет собой разновидность небанковского кредита, в этом случае вместо денег заемными средствами выступают товары. Причем кредитование производится не по отдельно заключаемому договору на коммерческий кредит, а для исполнения обязательств по оплате товаров. Займодавцем по коммерческому кредиту выступает поставщик товара, заемщиком, соответственно, покупатель.
Иными словами, при использовании коммерческого кредита договор поставки будет являться смешанным и включать в себя элементы договора займа посредством особых условий порядка оплаты товаров и договора поставки.
Это обстоятельство приводит к тому, что сама реализация товара на условиях коммерческого кредита стандартно облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А вот проценты не относятся к денежным средствам, получение которых связано с оплатой проданных товаров (работ, услуг), поэтому они не признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Суммы процентов за пользование коммерческим кредитом не включаются в налоговую базу по НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Такие же правила применяются к процентам, полученным покупателем от продавца при предоставлении коммерческого кредита в виде аванса или предварительной оплаты. То есть включать эти проценты в налоговую базу по НДС покупатель также не должен.
Указанный подход неоднократно подтверждал Минфин России в своих письмах №03-07-05/32290 от 04.06.2015, №03-07-05/29303 от 21.05.2015, №03-07-05/68784 от 30.12.2014, №03-07-11/17144 от 24.03.2017.
Для реализации метода поставщик и покупатель изначально договариваются о продаже товара по заведомо сниженной цене, при этом остаток суммы (т. е. реальной цены товара) будет доплачен в виде отсрочки платежа (пользования коммерческим кредитом), эта сумма как раз и будет выведена из-под налогообложения НДС.
При оформлении операций с использованием коммерческого кредита применяются нормы гл. 42 ГК РФ, т. е. те же, что и при оформлении договора займа.
Надо сказать, что этот способ приятен для использования и для поставщика, и для покупателя. Первый экономит НДС, второй получит отсрочку по оплате без привлечения кредитных средств банка.
Используя метод, надо учитывать две вещи: 1) то, что на сумму % покупатель не получит вычета НДС; 2) продавцу очень рекомендую просчитать стоимость рассрочки, т. е. насколько выгодно ему кредитовать покупателя и на сколько нужно в целом поднять цену товара, чтобы предоставление коммерческого кредита было оправдано.
Не могу не сказать о том, что раньше Минфин России имел по этому вопросу противоположную точку зрения (письма Минфина России №03-07-14/46530 от 31.10.2013, №03-07-11/33756 от 19.08.2013). Однако позже он поменял свою точку зрения по этому вопросу.
Кроме того, сложившаяся судебная практика до выпуска последних писем Минфина была в пользу компаний, судьи соглашались с тем, что основания для включения в налоговую базу по НДС процентов за пользование коммерческим кредитом отсутствуют (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № А27—24088/2015 от 26.09.2016, постановление ФАС Московского округа № Ф05—4674/14 по делу № А40—115671/13 от 22.05.2014). В результате чиновники были вынуждены «переобуться» и дать противоположные разъяснения в своих письмах, которые совпадают с мнением судей.
Для снижения рисков старайтесь, чтобы условия договора соблюдались, кроме того, заранее подготовьте экономическое обоснование применения схемы реализации с условием о коммерческом кредите, оно поможет и вам посчитать экономическую эффективность использования метода, и при необходимости подтвердить контролерам, что сделка не является фиктивной.
Этот способ является легальным и не повлечет за собой налоговых рисков, если не будет фанатизма при ценообразовании и установлении размера процентов за пользование коммерческим кредитом.
Как сделать так, чтобы можно было возместить НДС, если у компании за квартал отсутствует выручка
По общему правилу, когда компания в текущем квартале ничего не продала или не оказала покупателям услуг/работ, т. е. у нее отсутствует начисление НДС к уплате, ставить входной НДС к вычету достаточно рискованно. Прежде всего потому, что это с высокой долей вероятности вызовет претензии или как минимум повышенный интерес со стороны ФНС. Однако это вовсе не означает, что ситуация тупиковая.
Для того чтобы решить данный вопрос, вам нужно продать на небольшую сумму что-то дружественной компании или ИП. Это позволит избежать дополнительных мероприятий налогового контроля. Например, можно оказать какие-то услуги на незначительную сумму или продать бесполезное основное средство, которым компания давно уже не пользуется. После чего данный риск автоматически снимается.
Однако если сумма вычетов по декларации превысит начисленную сумму НДС к уплате, то это в любом случае означает проведение камеральной проверки.
Если спор с налоговиками в подобной ситуации все-таки возникнет, то можно отстоять свое право на вычет в суде, не прибегая к дополнительным ухищрениям. Следует отметить, что существуют отдельные решения судов, в которых право на вычет связано с наличием облагаемых операций (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А63—2883/2010 от 17 марта 2011 г.).
Если вы готовы все-таки заявить вычет по НДС без реализации и готовы рисковать, то привожу информацию, когда чиновники согласились с подобным походом. В частности, Минфин России давал разъяснения, что наличие реализации не является обязательным условием, необходимым для вычета НДС (письмо Минфина России №03-07-15/148 от 19 ноября 2012 г.). Такая же позиция прослеживается и из письма ФНС № ЕД-3-3/631 от 28 февраля 2012 г.
Если ни один из вариантов вам не подходит, то вычет НДС можно перенести на 3 года. Такое право дает пункт 1.1 статьи 172 НК РФ.
Как при использовании векселя избежать ведения раздельного учета по НДС
Старый добрый вексель используется в разных схемах оптимизации налогообложения, причем достаточно давно.
Но проблема с использованием векселей заключается в том, что чиновники настаивают на том, что в такой ситуации происходит реализация ценной бумаги, а она, согласно НК РФ, является освобождаемой от НДС операцией (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). В частности, такая позиция отражена в письмах Минфина России №03-04-11/126 от 06.06.2005, №03-02-07/1—79 от 21.03.2011. Это обстоятельство приводит к неприятной необходимости ведения раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС.
В качестве аргументов они приводят то, что, согласно ст. 128 и 143 ГК РФ, векселя относятся к объектам гражданских прав. И в силу п. 2 ст. 38 НК РФ приравниваются к имуществу, поэтому их можно рассматривать как товар (п. 3 ст. 38 НК РФ). В итоге, когда передается вексель на возмездной основе (в т. ч. обмен), эту сделку классифицируют как реализацию векселя (п. 1 ст. 39 НК РФ). А реализация ценной бумаги признается не облагаемой НДС операцией.
Однако лазейка тут, естественно, имеется. Если компания сможет аргументированно доказать, что при передаче векселя в качестве оплаты не происходит его реализации, то необходимости ведения раздельного учета удастся избежать.
Прежде всего, нужно указать в договоре, что вексель в вашей ситуации является исключительно средством платежа, а не объектом его реализации. Обосновать такую позицию можно, опираясь на ст. 142 ГК РФ, согласно которой вексель можно признать документом, удостоверяющим имущественные права. В таком случае его не получится признать товаром и притянуть его реализацию по ст. 39 НК РФ.
Примеры, когда суды поддержали компании в аналогичных спорах с контролерами (определения ВАС № ВАС-10058/09 от 11.08.2009, №910/08 от 08.02.2008, №403/08 от 04.02.2008, постановления ФАС Московского округа № КА-А40/1255—09 от 11.03.2009, № КА-А40/3538—08 от 07.05.2008, Поволжского округа № А65—14950/2010 от 19.04.2011, Уральского округа от 01.10.2007, № Ф09—3927/05-С2 от 06.10.2005, Волго-Вятского округа № А31—2731/2005-13 от 22.06.2006 и другие).
Еще один важный момент: при передаче векселя не должно образовываться дохода. Следовательно, передавать векселя в счет оплаты необходимо по цене не выше номинала, в противном случае отбиться от претензий налоговиков будет очень сложно. Обязательно обратите на это внимание.
Также компания не должна иметь отношения к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, опять же чтобы ей не смогли вменить реализацию ценной бумаги.
Если вы снизите описанные риски, то вести раздельный учет НДС не придется и весь входной НДС можно принять к вычету, что позволит безболезненно использовать векселя в различных схемах оптимизации налогообложения.
Два способа, как можно отложить уплату НДС и налога на прибыль в бюджет
Больная для всех тема – это уплата НДС и налога на прибыль; оба налога имеют большие ставки 20%, поэтому платить их государству не очень хочется. Как можно оттянуть уплату налогов в бюджет, если на конец квартала у вас выходит большая сумма налоговых платежей?
Первый способ – это предусмотреть договором поставки особый переход права собственности. Дело в том, что право собственности на товар может перейти к покупателю не только в момент отгрузки его со склада поставщика, но и на любую другую дату, например, на дату оплаты.
Это на самом деле многовариантно – право собственности может переходить к покупателю после получения поставщиком оплаты товара или через определенное количество дней после отгрузки (допустим, через 30 дней). Подобные манипуляции позволяют поставщику в периоде отгрузки избежать начисления НДС и налога на прибыль. Ведь моментом реализации, т. е. моментом, когда со своей продажи компания должна исчислить налоги, является не дата отгрузки, а дата реализации, последняя возникает именно на дату перехода права собственности (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ).
Однако такой подход, скорее всего, придется отстаивать в суде. Не могу не сказать о том, что чиновники с ним не согласны и настаивают, что переход права собственности на товар значения не имеет. По их мнению, когда договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности (допустим, в момент оплаты) и отгрузка была раньше оплаты, то НДС поставщик обязан начислить, когда отгрузил товар, а не когда прошла его реализация. При этом они пояснили, что день отгрузки определяется, ориентируясь на дату выписанной в адрес покупателя товарной накладной или УПД (письма Минфина №03-07-08/55 от 01.03.2012, №03-07-11/08 от 13.01.2012, ФНС № ММ-6-03/202 от 28.02.2006). В результате у этого способа есть налоговые риски, но его можно модифицировать и их снять, для этого я предлагаю второй способ.
Чтобы сразу не начислять НДС и налог на прибыль и отсрочить их уплату в бюджет, необходимо отложить определение момента реализации, путем заключения договора хранения товара у потенциального покупателя. Против такого подхода чиновники не возражают. Пока заключен только договор хранения товара, вменить его реализацию поставщику не могут, потому что оснований для этого просто нет.
Не стоит забывать, что покупатель до момента реализации не имеет права продать ТМЦ или пустить их в производство, можно только пользоваться ОС, но опять же без отражения в документах. В противном случае у контролеров появятся дополнительные аргументы в пользу того, что фактические взаимоотношения сторон не отвечают условиям договора, а раз так, то на момент фактической отгрузки товара поставщик обязан начислить НДС. Кроме того, важно, чтобы у поставщика для поддержания легенды сохранялись условия контроля над собственным товаром, который хранится у покупателя. При этом ТМЦ, принятые на хранение, должны храниться отдельно от иного имущества покупателя, они не должны перепродаваться или подвергаться переработке. Бухгалтерия покупателя отражать в учете их должна тоже отдельно за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Способ не платить НДС с посреднического вознаграждения
Данный кейс поможет сэкономить вам НДС, а также сделает посредническую схему более безопасной.
Схемы с участием посредников, несомненно, давно раздражают налоговиков. Мало кто в курсе, но у посреднических сделок есть альтернативы. Посреднические схемы распределения налоговой нагрузки могут быть с выгодой заменены на схемы с участием поручителей (ст. 361 ГК РФ).
Причем поручительство не обладает стоимостной, количественной или физическими характеристиками, необходимыми для обложения НДС. Отношения, связанные с поручительством, не соответствуют понятию объекта обложения НДС, т. е. не происходит реализации, предусмотренной ст. 38, 39 НК, которая в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ могла бы облагаться НДС. Таким образом, вознаграждение поручителя не облагается НДС.
Имеется судебная практика, когда судьи полностью согласились с указанной стратегией (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа № А40—145762/12-20-656 от 13.09.2013).
Кроме того, оформление поручительства также позволит уйти от ряда претензий налоговиков. Например, таким претензиям, как прямые отношения между покупателем и продавцом, отсутствие поручений и отчетов. Вознаграждение поручителя не зависит от факта исполнения или неисполнения сделки стороной, за которую он поручился. Но в случаях, когда поручитель исполняет обязательство за должника, на него может быть возложена обязанность по уплате процентов и возмещению убытков, связанных с исполнением поручительства (п. 1 ст. 365 ГК РФ).
Как сэкономить НДС при продаже недвижимости
Схема не нова, скажу прямо, однако мне попадаются клиенты, которые о ней еще не слышали и задаются вопросом: как же можно выгодно продать недвижимость?
Так вот, уступить права на недвижимое имущество гораздо выгоднее, чем его просто продать.
Причина следующая: когда вы реализуете объект и оформляете это как куплю-продажу, то вам придется заплатить налоги (НДС 20% + налог на прибыль 20%) с полной стоимости имущества. Но если вы уступите права на незарегистрированную недвижимость по договору цессии, тогда налоги потребуется начислить только с разницы между суммой дохода от уступки и суммой расходов на приобретение прав требования, а не со всей стоимости имущества, как происходит при обычной реализации. Разумеется, это гораздо выгоднее, чем начислять налоги со всей суммы продажи недвижимости покупателю.
ВАС с таким подходом согласен (Постановление Президиума ВАС №13640/09 от 25.02.2010), что делает эту схему рабочей и достаточно безопасной.
Мало того, в отношении имущественных прав на жилые дома и жилые помещения, доли в них, гаражи, машиноместа и т. д. в НК РФ прямо закреплено, что база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, и расходами на приобретение указанных прав (п. 3 ст. 155 НК РФ). Имеются случаи, когда схема применялась и при реализации нежилых объектов. Само собой, контролеры при проверке доначисляли НДС компании, но суд внес ясность, встав на сторону бизнеса.
ВАС РФ напомнил, что имущественные права на недвижимость и на имущество, перечисленное в пункте 3 статьи 155 НК РФ, являются, по сути, одинаковым видом объекта гражданских прав. Из этого следует, что применяться должны общие правила и при начислении НДС по сделкам с имуществом. Аналогичный пример, когда судьи поддержали бизнесмена в споре с контролерами, – постановление ФАС Уральского округа № Ф09—575/12 от 01.03.2012.
Не спешите переплачивать НДС по ставке 20%
Вначале я рекомендую разобраться, какую ставку применять, а ответ на этот вопрос не всегда такой уж однозначный. В НК РФ перечень товаров, при продаже которых используется НДС 10%, указан в п. 2 ст. 164 НК РФ. Это отдельные виды продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров, периодические печатные издания и книжная продукция.
При этом НК РФ указывает, что коды видов продукции, облагаемой по ставке 10%, определяются в соответствии с перечнями ОКПД 2, а также ТН ВЭД.
Сложность заключается в том, что один и тот же товар может одновременно попадать в разные группировки. Хорошим примером здесь может послужить постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № А19—23124/2018 от 09.09.2019. Спор возник из-за ставки НДС по «Перекиси водорода». Фискалы пытались доказать, что она не является лекарством, и доначислять НДС по повышенной ставке, ссылаясь на ОКП ОК 005—93, который действовал до 01.01.2017.
Однако суд поддержал компанию, указав, что «Перекись водорода» можно отнести как к фармакотерапевтической группе «Антисептические средства» (код 93 3600), так и к группе «Продукция неорганической химии, сырье горно-химическое и удобрение». Но это свидетельствует о наличии неустранимых сомнений, которые нужно толковать в пользу налогоплательщика. В результате была отвоевано право на ставку НДС 10%
Дополнительную ясность в этот вопрос внес Верховный суд, разъяснив в определении ВС №305-КГ18—19119 от 14.03.2019, что для применения ставки НДС 10% значение имеет соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКПД 2, установленным Правительством. При этом достаточно, чтобы реализуемый на территории РФ товар соответствовал коду, определенному Правительством, со ссылкой хотя бы на один из двух источников – или ОКПД 2, или ТН ВЭД.
Чиновники вынуждены были с этим согласиться (письма Минфина России №03-07-07/25566 от 11.04.2019, №03-07-14/32743 от 06.05.2019).
Чтобы применять ставку НДС 10% продавая товар на территории РФ, достаточно того, что код товара назван хотя бы в одном из перечней – или в ОКПД 2, или в ТН ВЭД.
Например, «пицца» не названа в группе товаров по коду «Пироги, пирожки и пончики». Значит, ставка 10% при ее реализации вроде как не применяется. Однако, если проявить смекалку, вместо «пицца» достаточно писать в документах «итальянский пирог», чтобы претензии чиновников потеряли всякий смысл и обоснованно можно было использовать при реализации НДС со ставкой 10%.
Таким образом, чтобы не переплачивать НДС в бюджет, вам нужно грамотно провести анализ свойств товара и подобрать доказательства принадлежности его к определенной группе продуктов, которые включены в список льгот. В качестве страховки можно заручиться письменными заключениями специалистов и ответами от госорганов в отношении принадлежности спорного товара к тем или иным группам продукции.
Способ сохранить недвижимость при банкротстве фирмы, сэкономив при этом на НДС
Этот кейс подойдет для ситуации, когда владельцы бизнеса понимают, что дело идет к банкротству, но на балансе компании имеется недвижимость, которую нет никакого желания отдавать кредиторам.
В таком случае с целью оптимизации компании нужно незадолго до банкротства продать объект недвижимости на сторону дружественному покупателю. Это позволит учредителям партнера избежать изъятия объекта, причем сделать это можно и по заниженной цене, если покупатель не взаимозависимое лицо. Кроме того, это позволит уйти и от уплаты НДС в бюджет продавцом.
Сразу после реализации компания подает на банкротство и не платит НДС в бюджет, ввиду банального отсутствия денег на счетах. Однако это обстоятельство не отменяет права на вычет входного НДС по счету-фактуре со стоимости купленного объекта у компании-покупателя.
Именно к такому выводу пришли судьи в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А38—11839/2017 от 06.09.2019.
Логика у судей следующая: на день покупки недвижимости покупатель не мог знать о будущем банкротстве продавца, ведь ясновиденьем он не обладает. Что важно, взаимозависимость между фирмами фискалы доказать не смогли. Поэтому, повторно обращаю на это внимание, не стоит проводить такие сделки между взаимозависимыми ООО или ИП.
Кроме того, важна и цель покупки недвижимости. В указанном деле купившая фирма сразу сдала объект в аренду. Это послужило дополнительным аргументом в пользу права на вычет входного НДС, ведь объект сразу начал использоваться в операциях, облагаемых НДС.
У банкрота в реестре кредиторов была и ФНС, и долги по НДС были в нем указаны, в том числе и по этому счету-фактуре. Это означает, что гипотетическая возможность уплаты НДС в бюджет существовала, если бы, о чудо, клиент не начал банкротиться. В результате сделка не была признана недействительной. К ней отсутствовали претензии и у конкурсного управляющего. Что также послужило дополнительным аргументом в пользу реальности операции.
Здесь можно использовать и другие аргументы, например, реальность сделки подтвердит оплата, то есть покупатель сформировал источник для вычета. В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа № А38—9333/2016 от 26.03.2018 это помогло отстоять законность вычета НДС у покупателя, несмотря на то, что продавец-банкрот не заплатил его в бюджет. Еще в пользу компании – постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09—2277/18 от 29.03.2019. В этом деле существенным аргументом послужила информация с сайта госзакупок. Из нее очевидно: в проверяемом периоде контрагент работал и был реально привлечен для выполнения заказов.
Аналогичные положительные решения судов по похожим спорам (постановления арбитражных судов Поволжского округа № Ф06—35316/2018 от 28.08.2018 и Уральского округа № Ф09—7925/17 от 18.12.2017).
Как доказать реальность сделки, даже если вы работаете с «фирмами-однодневками»
Да, на самом деле, и в такой ситуации можно выиграть суд и доказать, что сделка не является фиктивной.
Итак, берем себе на заметку. При проведении налоговой проверки контролеры не смогут обосновать наличие осуществления вами мнимой сделки и, соответственно, снять вычеты входного НДС и прибыльные расходы, если не проведут контрольные мероприятия на складе компании и не докажут отсутствие там закупаемого товара. А также если не сумеют аргументированно доказать, что дальнейшей продажи этого товара фактически не происходило.
Именно к таким выводам пришли арбитры в постановлении АС Уральского округа № Ф09—1174/19 от 05.04.2019.
Как вы понимаете, немаловажную роль в этом деле сыграли качество фиктивной первичной документации, наличие транспортных накладных, а также то, что компания вовремя избавилась в учете от «мертвых остатков». Иными словами, никто из участников этой сделки не затупил, чисто и вовремя сделали свою работу.
При этом судьи не приняли во внимание доводы инспекции даже о том, что у компании-поставщика отсутствовал в штате персонал и на балансе не было вообще никакого имущества. Мало того, эта фирма не заплатила налоги в бюджет, будучи типичной однодневкой.
В этой ситуации дело выиграть помогло еще то, что покупатель принял стандартные меры по проверке контрагента, и то, что сделка не была слишком значимой в обороте, не более 10 процентов закупа за квартал.
Имейте в виду: отсутствие работников у продавца еще не доказывает, что заказ не может быть закрыт. Потому что контрагент имеет полное право привлечь соисполнителей, перепродавцов, субподрядчиков, и т. д. (см. постановления АС Поволжского округа № Ф06—44215/2019 от 07.03.2019, Северо-Кавказского округа № А53—33449/2017 от 19.03.2019 и Уральского округа № Ф09—11494/16 от 18.01.2017).
Также помогли выиграть это дело наличие транспортных накладных и то, что в суде выступил водитель и дал показания, что товар он действительно перевозил. Так что никогда не пренебрегайте транспортными накладными или путевыми листами.
Аналогичные положительные решения, когда притязания налоговиков остались без удовлетворения, содержатся в постановлениях АС Поволжского округа № Ф06—23533/2017 от 29.08.2017, Северо-Кавказского округа № А25—173/2018 от 02.04.2019 и Центрального округа № А09—12978/2015 от 16.01.2017.
Подведем итоги: на момент проверки по учету у вас на складе уже не должно быть этого «левого товара», первичная документация на покупку и его продажу должна быть оформлена безупречно, очень важно оформить транспортные накладные и иметь договоренности с живыми водителями, которые при необходимости в суде подтвердят, что товар перевозился.
Способ не платить НДС, размещая рекламу на зданиях казенных учреждений
По общему правилу, при аренде казенного имущества у компании возникает обязанность по уплате НДС. Таковы требования п. 3 ст. 161 НК РФ.