Вычет НДС за покупку наличными через подотчетное лицо: да или нет?
Минфин считает, что если организация или ИП покупает какой-то товар за наличные через подотчетное лицо, то без счета-фактуры вычет НДС по такой покупке получить нельзя (письмо Минфина России №03-07-11/92132 от 27 ноября 2019 г.). Исключением могут быть только командировочные расходы (проезд, проживание и т. д.) – в этих случаях можно делать вычеты на основе БСО с выделенным НДС.
Если хотите получить вычет по такой покупке, нужно взять у продавца счет-фактуру. Но для этого нужно на сотрудника-покупателя оформить доверенность, потому что только тогда продавец обязан выдать счет-фактуру.
В то же время, если все-таки возьмете к вычету НДС без счета-фактуры, в судебном споре с налоговиками, скорее всего, выиграете. Дело в том, что в НК РФ есть положение (п. 7 ст. 1368), согласно которому у розничного торговца при расчете наличными обязанность по выставлению счета-фактуры считается выполненной в тот момент, когда он выдает чек или другой подтверждающий документ. Про вычет по таким покупкам там ничего не говорится, но в подобном деле Верховный суд РФ встал на сторону налогоплательщика (постановление от 13.05.2008 №17718/07).
Как сэкономить НДС к уплате, если договор поставки заключен в валюте или в у. е.
Если договор заключен в валюте и вы поставщик, то текущий рост доллара и евро по отношению к рублю вам, конечно, выгоден, ведь жестко попадают на деньги сейчас покупатели.
Однако при увеличении рублевого эквивалента суммы, указанной в договоре в иностранной валюте, у вас увеличивается и налоговая нагрузка, а это уже не так приятно.
Как при росте курса валюты поставщик может сэкономить на НДС с реализации? Для этого нужно в договоре поставки, выраженном в валюте или в у. е., предусмотреть увеличение курса на установленный %.
Если так сделать, то в ситуации, когда отгрузка предшествует оплате, базу НДС нужно рассчитать только по курсу ЦБ РФ. На этот дополнительный % увеличивать начисленный НДС не потребуется, с него вы заплатите только налог на прибыль (п. 4 ст. 153 НК РФ).
По этому вопросу имеются разъяснения чиновников в подзабытых, но актуальных письмах Минфина России №03-07-11/51 от 21 февраля 2012 года, №03-07-11/13 от 17 января 2012 года. Финансисты считают, что при начислении НДС на день отгрузки, у. е. переводится в рубли по курсу ЦБ РФ (без его увеличения на договорной процент). Следовательно, при последующей после отгрузки оплате корректировать/доначислять НДС уже не придется.
При этом курсовые разницы, возникающие у продавца, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе внереализационных доходов (п. 11 ст. 250 НК РФ) или расходов (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Этот способ наиболее эффективно работает, если покупатель на спецрежиме, и он не будет возражать против уменьшения суммы входного НДС.
Чтобы применить кейс, необходимо порядок пересчета курса с учетом его увеличения на определенный % четко закрепить в договоре (или в допсоглашении к нему).
Обратите внимание: оптимизация не работает, если от покупателя был получен аванс. В этом случае начислить НДС в момент реализации товаров следует в размере полученного ранее аванса без перерасчета по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (письмо Минфина России №03-07-09/20 от 6 марта 2012 года.). Есть в договоре еще % или нет, не имеет значения.
Но при получении аванса можно использовать другие способы оптимизации НДС, например, переделать предоплату в займ.
Проблемы с «импортным» НДС
«Импортный» НДС можно принимать к вычету, но что делать, если обнаружилась недостача товара или он испорчен при транспортировке?
Минфин считает, что принять к вычету можно будет только НДС с фактически поставленного товара.
Если часть товара пришла испорченной и непригодной для реализации, то по этой части вычет получить не получится. Этот товар не будет использоваться в облагаемой деятельности, а значит, и вычеты не положены (письмо Минфина №03-07-08/51648 от 05.09.2016).
Если примете весь НДС к вычету, а потом спишете товар из-за невозможности дальнейшего использования, НДС с этой части нужно будет восстановить (письмо Минфина №03-03-06/1/1997 от 21.01.2016).
На самом деле для вычета уплаченного на таможне НДС есть только такие условия: товар предназначается для облагаемой деятельности и оприходован на баланс, НДС перечислен и имеются подтверждающие оплату документы. Если эти условия выполнены, можно принимать НДС к вычету в сумме, указанной в таможенной декларации.
Ситуации, когда налогоплательщик обязан восстановить НДС, прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ. И в этом списке нет такого основания, как недостача или утрата товара. А значит, восстанавливать НДС при этом не нужно, ведь утрата или порча не меняют того факта, что товар предназначался для облагаемых операций. И судебная практика это подтверждает (постановление АС Уральского округа № А60—19040/2015 от 08.02.2016, постановление ФАС Московского округа № А40—34818/13 от 25.12.2013, решение №3943/11 от 19.05.2011).
Но идя вразрез с мнением Минфина, нужно быть готовыми к тому, что свои вычеты придется отстаивать в суде.
Если принять к вычету НДС за минусом недопоставленного товара, или восстановить ранее принятый к вычету НДС, то можно сдать в таможенный орган уточненную декларацию и излишек уплаченного НДС зачесть в счет будущих платежей. Нужно будет доказать таможне факт нехватки товара. Возможно, для возврата переплаты НДС придется судиться.
Способ не платить НДС с части стоимости услуг на перевозку товара
Если у транспортной компании, применяющей общую систему налогообложения, заказчики работают без НДС или они вообще «физики», то входной НДС им не нужен. В такой ситуации, чтобы перевозчику платить меньше НДС в бюджет, часть перевозки можно показать как оплату за простой и сэкономить на налоге.
О том, что оплата простоя в общем случае не увеличивает налоговую базу по НДС, имеются соответствующие разъяснения чиновников в письме Минфина России №03-07-11/64436 от 09.11.2015.
При этом в указанном письме они разъяснили и технику безопасности применения кейса, все зависит от формулировок, используемых в договоре, который транспортная компания заключает с заказчиком перевозки. В нем нужно четко указать, как квалифицировать «санкционные» выплаты по договору, следовательно, облагать их НДС или нет. Наличие же расплывчатых формулировок даст налоговикам лишний повод для придирок.
Важно понимать, что оплата простоя не облагается НДС, только когда она включена в договор перевозки, это ключевой момент. Кроме того, сумма компенсации должна быть экономически обоснована.
Аналогичное мнение о том, что санкции по договору не облагаются НДС, содержатся в письмах Минфина России №03-07-11/33051 от 08.06.2015, №03-03-06/1/54946 от 30.10.2014, ФНС России № ЕД-4-3/5875@ от 03.04.2013. Солидарен с этим и Президиум ВАС РФ в Постановлении №11144/07 по делу № А55—3867/2006-22 от 05.02.2008.
Слишком уж злоупотреблять этим кейсом не рекомендую, но по перевозкам с клиентами на УСН, ЕНВД, ПСН определенный процент от обложения НДС можно вывести, и даже если сумма составит 10% от выручки за квартал, получатся уже приличные деньги.
Способ зачесть НДС с аванса даже при возврате его не покупателю
Этот способ позволяет вам не потерять НДС даже в том случае, если аванс вы вернете не самому покупателю, а третьему лицу по его поручению в соответствии со ст. 313 ГК РФ. Кейс особенно удобен, когда расчеты производятся между дружественными компаниями.
По общему правилу учета НДС, при получении аванса у поставщика возникают обязательства по уплате налога в бюджет, поставить на возмещение НДС появится возможность после того, как отгрузка состоится, либо после возврата денег покупателю в случае изменения или расторжения договора. Оказывается, поставщик это может сделать и через третьих лиц, такой подход подтверждали судьи (решение Арбитражного суда Свердловской области № А60—42569/2015 от 27.06.2016).
Судьи напомнили, что НДС, уплаченный в бюджет с аванса, принимается к вычету в случае изменения условий либо расторжения договора и после возврата авансовых платежей (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ). Причем в НК РФ четко не указано, наличие каких документов, подтверждает изменение или расторжение договора.
Отсутствие этих документов – не основание для отказа в вычете. К тому же если есть в наличии акт зачета взаимных требований и письма от покупателя, то последовавшие за этим действия продавца по возврату авансовых платежей представляют собой соглашение сторон об изменении условий договора – и требования налоговиков будут не обоснованы (ст. 450, 452 ГК РФ).
Аналогично и за вас аванс покупателю можете вернуть не вы сами, а доверенное ООО или ИП по соглашению. Таким образом, при необходимости возврата аванса не нужно будет прогонять деньги в виде займа или придумывать еще какие-то дополнительные расчеты между своими компаниями.
Налог на прибыль
Оптимизация налога на прибыль при продаже импортного товара с использованием агентской схемы
С помощью этого способа мы уменьшаем налог на прибыль в группе компаний, которые хотят импортировать и продать товар из иностранного государства.
Для его реализации комитентом (принципалом) выступает иностранная компания, а комиссионером (агентом) – российская организация, в результате налог на прибыль в России будет платиться по ставке 20% только стоимости агентского вознаграждения посредника.
При этом не подлежит налогообложению в России доход комитента, полученный от продажи ТМЦ, не приводящий к возникновению постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ). Правило не работает лишь в отношении доходов в виде дополнительной выгоды, если она возникает у комитента.
Обращаю внимание на то, что с дополнительной выгоды налог на прибыль взимается, если его обнаружат контролеры. Дополнительный доход, когда он образуется при исполнении договора комиссии, требуется разделить между участниками сделки (агентом и принципалом). Это нужно учитывать, чтобы не возникло лишней налоговой нагрузки, ведь в случае перечисления дополнительной выгоды российскому посреднику придется выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль, что, разумеется, нежелательно.
Чтобы свести к минимуму риски, связанные с применением этого способа, продавайте товары, импортированные из-за рубежа, с использованием комиссионера (агента), действующего в рамках своей обычной деятельности. При этом надо сделать так, чтобы договор не включал в себя информацию, которая позволила бы признать деятельность по продаже товаров приводящей к образованию постоянного представительства на территории РФ у иностранного принципала.
Еще один фактор, который значительно снизит налоговые риски, это если российский комитент будет сотрудничать по агентской схеме не только с иностранным принципалом, но у него будут и другие агентские сделки с российскими компаниями. Желательно, чтобы они осуществлялись на постоянной основе. Позволит защититься от претензий контролеров также наличие в учредительных документах информации об осуществлении посреднической деятельности у комиссионера.
Следует учитывать: если фискалы найдут зависимость и смогут обосновать, что российский посредник является зависимым агентом, то могут вменить иностранной компании образование постоянного представительства на территории РФ. Соответственно, доход от реализации импортных товаров у иностранной компании должен будет облагаться в России по ставке 20% в полном размере.
Когда имеется желание сэкономить по максимуму, установите вознаграждение посредника на незначительную сумму. Наиболее эффективный вариант, когда посредник имеет регистрацию еще и в офшорной зоне, правда, тогда сделка будет признана контролируемой, что даст право сотрудникам ФНС применить контроль к применению уровня цен, использованному сторонами.
Чтобы налоговая выгода от применяемого метода была максимальной, вознаграждение посредника должно быть незначительным. Однако если в качестве комитента будет использоваться организация, зарегистрированная в офшорной зоне, такая сделка будет признана контролируемой. И контролеры получат право проверить уровень цен по сделке. Учтите также иные обстоятельства, наличие которых позволит признать сделку контролируемой.
Оптимизация НДС при продаже товара (готовой продукции) с использованием опциона
По своей сути опционный контракт схож с предварительным договором, но есть у него и важные отличия. К ним, в частности, относится то, что, заключив предварительный договор, стороны договариваются о заключении основного договора. По опционному контракту сторона предоставляет за плату безотзывную оферту, которая может быть акцептирована в предусмотренный договором срок.
Манипуляция с возможностью оплаты опциона выгодно отличает его от предварительного договора, так как судебная практика исходит из того, что по смыслу норм, регулирующих заключение предварительного договора, указанный контракт не порождает для сторон денежных обязательств, а только обязательство заключить основной договор в будущем.
В пользу сказанного привожу арбитраж (постановление 11 ААС по делу № А65—4266/2016 от 01.08.2016, постановление 2 ААС по делу № А31—7898/2014 от 10.03.2016, решение АС Республики Татарстан по делу № А65—4856/2016 от 08.08.2016).
Для покупателя эта схема выгодна тем, что он может, но не обязан заключать с продавцом этого права определенный договор. Продавец между тем обязан заключить договор по требованию покупателя опциона, за что и получает определенную плату (вознаграждение). Но это все, конечно, маскировка.
Для продавца товара налоговая выгода на самом деле заключается в том, что часть реализации можно не облагать НДС, если вместо обычного договора с покупателем стороны заключат дополнительно опционный контракт.
Например, реальная цена товара 1,5 млн руб. (в т. ч. НДС – 1,5 млн х 20 / 120 = 250 тыс. руб.)
Если используется схема «опцион», часть выручки, допустим, 500 тыс., налогом не облагается за счет опционного контракта. С остального 1 млн руб. платится НДС (в т. ч. 1 млн руб. х 20 / 120 = 166 667 руб.). На условном примере сумма экономии составила 83 333 руб. (250 000 руб. – 166 667 руб.).
При заключении опционного контракта компания-поставщик обязуется в дальнейшем продать продукцию или товар контрагенту по цене за минусом стоимости опциона. Зачастую эта сумма равна реальной наценке, на которой зарабатывает продавец.
Опционная премия не облагается НДС в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. Минфин согласен с указанным подходом (письмо Минфина России №03-07-11/233 от 17.09.2009). Подлежит обложению НДС только поставка базисного актива, иными словами, товара (п. 6 ст. 154 НК РФ).
Обращаю внимание на то, что ведение операций, не облагаемых НДС, традиционно приведет к необходимости организации раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Если рассматривать риски всех участников сделки комплексно, не могу не сказать о том, что убыток от покупки опциона достаточно сложно будет признать покупателю в прибыльных расходах. Ведь это возможно только при соблюдении ряда условий, о чем писал Минфин России (письмо №03-03-06/1/323 от 03.06. 2011).
В частности, оплаченный опцион учитывается при расчете прибыли при выполнении одного из двух условий:
1) продавец опциона должен быть профессиональным участником рынка ценных бумаг;
2) покупатель опциона должен обосновать экономический смысл заключения подобной сделки для признания этой операции хеджирующей.
Кроме того, нельзя не сказать и о том, что покупатель теряет вычеты НДС, которые продавец с использованием данного способа сэкономил, однако если товар продается плательщику УСН, то для него это вообще не имеет значения.
Еще возможны риски, если поставка так и не состоится, т. е. так и не будет продан базисный актив. В таком случае налоговики будут настаивать на отсутствии деловой цели сделки.
Отдельно хочу обратить внимание на письмо Минфина №03-07-11/55293 от 06.08.2018; в нем чиновники разъяснили, что использование опциона при заключении договора аренды приводит к необходимости уплаты НДС. Так что с арендой лучше использовать схему с задатком.
Несколько вариантов, как можно экономить на налогах, используя компании из Гонконга и Сингапура
Этот кейс подойдет для бизнесменов, которые взаимодействуют с азиатским рынком и имеют желание снизить свои налоги.
Специальный административный район Китая Гонконг и город-государство Сингапур выбраны неслучайно. Эти две юрисдикции позволяют экономить на налогообложении, но, что важно, не считаются классическими офшорами. Соответственно, не входят в черный список стран, сотрудничество с которыми осуществляется под особым контролем со стороны государства (приказы Минфина №108н от 13.2011, ФНС № ММВ-7-17/786@ от 04.12.2018).
Вот несколько примеров того, как получается налоговая экономия.
Использование гонконгской или сингапурской компании в качестве нерезидента – участника российского ООО.
Результат – снижение налога на дивиденды с 13 до 5% (экономия 8%).
Выплата дивидендов нерезиденту учредителю российского ООО облагается по ставке 5% как в Гонконге, так и в Сингапуре, тут они на равных (пп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между Россией и Гонконгом от 18.01.2016, пп. «а» п. 2 ст. 10 Соглашения между Россией и Сингапуром от 09.09.2002). Чтобы можно воспользоваться льготной ставкой, выплачивая дивиденды, важно соблюдать некоторые условия. Доля в уставном капитале должна составлять 15 и более %, иначе дивиденды облагаются по ставке 10%. У российского ООО – источника выплат дополнительные налоги не взимаются.
Азиатская компания выдает займ российскому ООО.
Результат – экономия на налогообложении.
При выплате процентов за пользование заемными средствами в адрес гонконгской или сингапурской компании налог у источника отсутствует (ст. 11 Соглашения от 18.01.2016, ст. 11 Соглашения от 09.09.2002).
Российская компания платит роялти азиатской компании.
Результат – обложение роялти в льготном налоговом режиме.
Ставка налога при выплате роялти в Гонконг – не более 3%, в Сингапур – не более 5% (ст. 12 Соглашения от 18.01.2016, ст. 12 Соглашения от 09.09.2002).
Регистрация посредника в Гонконге или Сингапуре.
Результат – основная прибыль (наценка) оседает на посреднике, в результате происходит значительная экономия на налогах.
Если российская компания занимается оптовыми поставками из Китая, то ей выгоднее зарегистрировать торгового посредника в Гонконге или в Сингапуре. Сумма наценки не будет облагаться налогами в этих юрисдикциях. После чего посредник выплатит дивиденды учредителю. Он не будет удерживать налог у источника выплат, даже если дивиденды получит учредитель из офшора. Кроме того, в такой ситуации можно перенести и уплату таможенных пошлин на конечного российского покупателя, ведь он тогда выступает импортером.
Теперь о затратной части содержания компаний в Гонконге и Сингапуре и об особенностях регистрации.
Владельцем компании в Гонконге может быть как россиянин, так и представитель любого другого государства, при этом к нему отсутствуют какие-то особые требования. Стоимость регистрации компании сопоставима по цене с регистрацией компании в Кипре или в Англии.
В Гонконге допустимый размер уставного капитала у компании составляет 10 тыс. гонконгских долларов (примерно 85 тыс. руб.). Одно из обязательных требований: за первый год регистрации владельцем должна быть оплачена хотя бы одна акция.
Содержание компании в Сингапуре обойдется дороже, чем в Гонконге. Акционером или директором может также стать россиянин. Однако директор должен быть резидентом Сингапура.
Секретарь компании также обязан быть резидентом Сингапура. Кроме того, обязательно наличие арендованного офиса в Сингапуре. Стоимость регистрации и содержания сингапурской компании в два раза выше, чем гонконгской.
Как включить в расходы «золотой парашют»
Представьте, что сотрудник вам больше не нужен, потому что хотите нанять другого, более эффективного. Но и старого увольнять вроде как не за что. Тогда вы договариваетесь с ним о расторжении трудового договора по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ) и выплачиваете ему компенсацию, о сумме которой договоритесь с работником.
Можно ли эти деньги включить в расходы для уменьшения налога на прибыль? Можно, но могут быть споры с налоговиками. Расскажу, как подстраховаться и сделать так, чтобы было меньше поводов для придирок.
Устанавливать компенсации, которые напрямую Трудовым кодексом не предусмотрены, дает право последний абзац статьи 178 ТК РФ, «золотой парашют» вполне под эту норму подпадает. Такой же вывод делает Минфин в письме от 19.03.2019 №03-03-07/17871. Но возможность выплачивать компенсации при увольнении по соглашению сторон нужно прописать у себя в коллективном договоре. Только не надо писать конкретную сумму, чтобы не пришлось платить одинаково всем. Нужно указать диапазон, например, от одной тысячи рублей до 50 среднемесячных заработков (или больше, если нужно), и прописать, что размер устанавливается в каждом случае индивидуально.
Далее нужно показать, что расходы на «золотой парашют» экономически обоснованы. Иначе налоговики рассудят так: уволенный работник прибыли не приносит, поэтому компенсация экономически не обоснована и в расходы ее включить нельзя.
Для обоснования нужно составить справку-расчет в произвольной форме, в которой показать низкую эффективность работы прежнего сотрудника и высокую эффективность нового (это может быть объем продаж или другие показатели). Тогда будет видно, что компании было выгоднее заплатить и избавиться от сотрудника, потому что новый приносит больше пользы и денег.
К справке нужно приложить как можно больше подтверждающих документов, из которых будет видно, что:
• сотрудник работал неэффективно;
• уволить его по инициативе работодателя было невозможно – не было законного повода;
• новый сотрудник квалифицирован, опытен и выгоден компании, компания искала именно такого.
Если все хорошо обосновать, суд встанет на сторону компании, даже если налоговики будут артачиться (определение ВС от 27.03.2017 №305-КГ16—18369, решение от 29.12.2018 № А11—9529/2016).
И помните, что от НДФЛ и взносов освобождается только компенсация в пределах трех среднемесячных заработков, с остального нужно будет платить.
Оптимизация налога на прибыль, когда компания использует длящийся договор, а не поэтапную сдачу работ
Если у вас заключен договор, по которому не предусмотрена поэтапная сдача работ, то имеется возможность самостоятельно выбрать для себя методику учета доходов, которая позволит сэкономить на налоге на прибыль. В частности, это будет полезно подрядным организациям.
В НК РФ установлены требования, согласно которым доходы должны распределяться на основе системного анализа расходов, что является достаточно расплывчатым (п. 2 ст. 271, абз. 8 ст. 316 НК РФ). Раз так, то всегда есть вариант для маневра.
Чиновники Минфина по этому поводу говорили следующее: если договор начал свое действие в одном налоговом периоде, а завершены работы по нему будут в другом, то выручку по договору (т. е. облагаемый налогом на прибыль доход) нужно распределить или равномерно, или пропорционально доле фактических затрат отчетного периода в общей сумме расходов, которые отражены в сметном расчете.
При этом финансисты пояснили, что компания должна самостоятельно определить методику распределения доходов с учетом принципа равномерности и закрепить ее в учетной политике (письмо Минфина России №03-03-06/1/581 от 21 сентября 2011 г.).
В связи с тем, что Минфин подтвердил возможность для организации самостоятельно распределять доходы, нужно делать расчеты на цифрах и смотреть, как наиболее выгодно получится в вашей конкретной ситуации.
Так, распределять доходы пропорционально расходам организация имеет право, лишь когда изначально известна сумма общих затрат по договору. Например, на основании имеющейся сметы. Тогда потребуется рассчитать долю фактических расходов текущего налогового периода в общей сумме затрат по смете. После чего эту долю умножают на общую сумму выручки по договору – именно эту величину включают в состав доходов налогового периода.
Недостаток этого способа в том, что происходит прямая зависимость в пропорции доходов и расходов. Следовательно, если на конец года у организации по договору придется значительная доля фактических затрат, то нужно показывать и большую сумму доходов и заплатить большую сумму налога на прибыль.