Книга Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали» - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Степанов-Прошельцев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»
Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Предшественники бен Ладена. Книга первая: Они «зажигали»

Мамай бежал в Крым, где собирал новую армию для похода на Москву. Тохтамыш встретил войско Мамая в октябре или ноябре 1380 года, и воины Мамая без боя перешли на сторону Тохтамыша.

Мамай не знал, куда ему приткнуться. В Кафу (ныне Феодосия) его не впустили. Он пытался проникнуть в Солхат (ныне Старый Крым), но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит.


*Тохтамыш (? -1406) – хан Золотой Орды в 1380—1395 годах.

В1377 году Тохтамыш при поддержке Тимура приступил к завоеванию Золотой Орды. Однако в первом же сражении, несмотря на гибель белоордынского царевича Кутлуг-Буги, сына Урус-хана, Тохтамыш был разбит и бежал. Вскоре он во главе более сильной армии, предоставленной ему Тимуром, вторично вторгся в Золотую Орду. Однако вновь был разбит сыном Урус-хана Токтакией и вновь укрылся у Тимура. Урус-хан потребовал от эмира под угрозой войны выдать ему Тохтамыша, однако Тимур отказался.

Тимур сам стал готовиться к походу в Золотую Орду против Урус-хана и вскоре вторгся в её пределы и расположился у Сыгнака. Однако ввиду сильных морозов воины не способны были держать в руках оружие, и Тамерлан отложил завоевание Орды до весны. В следующем году решительного столкновения вновь не произошло, так как Урус-хан внезапно скончался. После кратковременного правления Токтакии на золотоордынский престол вступил Тимур-Малик. Тохтамыш во главе армии вторгся в Орду, однако вновь был разгромлен, едва избежав гибели.

Из-за многочисленных пороков и слабостей Тимур-Малик быстро стал терять власть, благодаря чему Тимур счёл возможным вновь отправить Тохтамыша на покорение ордынского престола. На этот раз Тохтамыш разгромил Тимур-Малика и стал правителем Белой Орды с центром в Сыгнаке.

Весной 1378 года Тохтамыш вторгся в западную часть, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года он сумел захватить всю Золотую Орду, включая столицу – Сарай-Берке.

После тог, как Мамай был убит, Тохтамыш отправил послов в северо-восточные улусы Золотой Орды и, к русским князьям с известием о своём воцарении. Князья, за исключением Дмитрия Донского, приняли ханских послов и, в свою очередь, отправили своих – с дарами для нового хана. И Тохтамыш наказал Дмитрия, разорив Москву в его отсутствие.

Татары ещё несколько раз совершали набеги на русскую землю, но предпринять большой поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром, которому он был обязан престолом. Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш в 1385 году вторгся в этот регион. Но Тимур нанёс ордынскому хану два жестоких поражения – на Кондурче (реке на территории современных Самарской области и Республики Татарстан, правый приток реки Сок) и Тереке. После этого Тохтамыш лишился престола, а впоследствии был убит.


*Василий Дмитриевич Кирдяпа (около 1350-1403) – старший сын князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича, князь Суздальский (1364—1382) и Городецкий (1387—1403).

В 1364 году отец отправил Василия и его брата Семёна для переговоров с дядей, Борисом Константиновичем, который в то время правил в обход своего старшего брата Нижним Новгородом. Борис не пустил племянников в город, и Василий отправился в Орду жаловаться. Оттуда он привёз отцу ярлык на великое княжество Владимирское. Но Дмитрий Константинович отказался от ярлыка в пользу московского князя Дмитрия Ивановича (Донского). Но зато с помощью московских войск выгнал из Нижнего Новгорода Бориса, которому дал Городец. Тогда же Василию достался Суздаль.

В 1382 году вместе с братом Семёном участвовал в походе хана Тохтамыша на Москву. Братья выманили защитников города на переговоры, гарантировав им безопасность. Однако татары нарушили обещание, убили переговорщиков и ворвались в город. Москва подверглась страшному разорению: около 24 тысяч жителей были убиты, а город полностью сожжён.

Из Москвы Тохтамыш взял Василия Кирдяпу с собой в Орду в качестве заложника; там Василий пребывал до 1386 года, не выдержал и бежал, но, пойманный на дороге, опять доставлен был в Орду.

В 1387 году Тохтамыш, наконец, отпустил Василия, дав ему Городец. К тому времени отец Василия уже умер, и в Нижнем Новгороде вновь правил непотопляемый Борис Константинович. При помощи московских войск, вместе с братом Семёном, Кирдяпа выгнал из Нижнего Новгорода дядю своего Бориса и отправил его править в Городец вместо себя.

Мир воцарился всего на шесть лет. В 1393 году великий князь Василий I купил в Орде ярлык на Нижегородское княжество, которым опять правил Борис; овладев Нижним Новгородом, великий князь пошёл на Суздаль. Неизвестно, чем кончился этот поход. Вроде бы, братьям Василию Кирдяпе и Семёну удалось потом отвоевать Нижний Новгород.


*Семён был самым младшим из сыновей Дмитрия Константиновича. Он упоминается в 1375 году среди участников похода Дмитрия Донского на Тверь, но заметным персонажем на страницах русской истории стал только в 1382 году, когда вместе с братом предал москвичей. Одно время был князем Суздальским. В 1393 году ярлык на Нижний Новгород и Суздаль был куплен великим князем московским Василием I. Семён в 1399 году вместе с казанским царевичем Ентяком подошёл к Нижнему Новгороду. Дело должно было кончиться миром, но татары неожиданно ворвались в город и разграбили его. Две недели продержался Семён здесь, но, узнав, что против него идёт московская рать, бежал с татарами.

В 1401 году Василий I послал своих воевод разыскать и арестовать Семёна Дмитриевича или его семейство. Жена его была обнаружена в мордовском селении Цыбирцы или Цыбирца (вероятно, это Симбирск, ныне – Ульяновск) и доставлена в Москву. Семён, находясь в Орде, узнал об этом и поехал в Москву, предварительно выпросив «охранную грамоту». Примирившись с Василием I, Семён с семьёй отправился в Вятку, где вскоре скончался.


*Тамплиеры (также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, Бедные воины Христа и Храма Соломона). Это – духовно-рыцарский орден, основанный в 1119 году.

Когда речь заходит о них, прежде всего, представляют их страшные обряды. Что-то в таком ключе: горят костры, небо заволокло тучами. Новичка заставляют плюнуть на крест, отречься от Христа, поцеловать кота под хвост, внушают, что распятие – это не образ Спасителя, а просто кусок дерева. Вот слышится удар гонга, и все упадают ниц. Вносят мертвую голову. Все уверены: эта голова родилась от мертвой женщины.

А дальше вообще кошмар. На огромной сковороде жарятся несколько младенцев. Вытопившимся из них жиром мажут мертвую голову. И она оживает, изрекает пророчества, которые должны обеспечить собравшимся для этого ритуала успех и благоденствие…

Католическая церковь считала тамплиеров воплощенными монстрами. Она и придумала эти обряды, которые, вероятно, и не совершались, осудила лидеров ордена на мучительную смерть. 13 (21) марта 1314 года великого магистра Ордена храма Жака де Моле и его сподвижников ожидал костёр.

Это было похоже на театральное действо. Солнечные лучи играли на золоченых митрах, на пурпуровых кардинальских мантиях, на багрово-красных сутанах епископов – зрителей первого ряда. Король и его свита любовались казнью из окон дворцовой галереи. Дальше теснился простой народ.

Осуждённых на смерть вели стражники с обнажёнными клинками. Жак де Моле, высокий седой старик, подошел к поленнице и спокойно дал себя привязать к столбу.. Когда костер запылал, громко произнёс:

– Пава Римский, через сорок дней ты придешь ко мне. Король, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам.

И действительно, папа, как и предсказывал великий магистр, ровно через сорок дней начинает мучиться от кровавого поноса. Короля постигает такая же участь. Его род был проклят до тринадцатого колена.

Но что является правдой, а что – вымыслом? Орден тамплиеров, а вернее, орден «Бедных братьев во Христе и поборников Иерусалимского храма», возник ещё в самом начале двенадцатого века. Это был очень богатый и могущественный орден. Тамплиеры владели землями, домами в городах, замками и неисчислимым количеством золота, чеканили свою монету, стали родоначальниками банковского дела. Они даже купили у английского короля остров Кипр. Цель ордена – подчинить себе весь христианский мир и создать Царство Божие на Земле – начинала осуществляться.

Храмовникам позавидовали французский король Филипп Красивый и папа Климент V. Они решили прибрать богатства тамплиеров к своим рукам. Орден был разгромлен. Уцелевшие рыцари Храма бежали кто куда. В Испанию, Португалию, Шотландию. А кто-то добрался даже до наших краев, поскольку связи Руси с тамплиерами существовали давно. Они приезжали во Владимир – крестить сына Александра Невского. Не раз бывали и потом.

Сокровищ тамплиеров Филипп Красивый так и не нашёл. Не нашли их и по сей день. Золото и драгоценности вывезли то ли на 15, то ли на 18 насадах – так тогда называли парусно-гребные суда. Русские церковные книги говорят о том, что в начале четырнадцатого века многие русские города приняли большое пополнение служилых людей «на коне и в доспесе полном» (РГАДА). Скорее всего, это и были рыцари Храма. Часть их обосновалась в Городце и Нижнем Новгороде. Кто-то даже подсчитал, что на Руси осело около 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч их оруженосцев. И кто его знает, может быть, сокровища, вывезенные ими, лежат где-то в заваленных подземельях. Между прочим, среди них такие реликвии, как корона Иерусалимских царей и золотые фигурки евангелистов, которые украшали гроб Господень.

Однажды я был в гостях у одного нижегородского коллекционера. Его собранию старинных икон нет цены, и он, опасаясь покушений на свою собственность (несколько попыток уже было), старается нигде не светиться. Вхожи к нему только самые проверенные люди, и я неожиданно оказался в их числе.

Собственно говоря, я напросился к коллекционеру сам. Мне нужно было поговорить об иконе Христа Спасителя, принадлежащей Наталье Васильевне Рекуновой, которая благодаря ей вылечилась сама и стала целительницей.

Я принёс эту икону с собой, и пока хозяин дома её изучал, осмотрелся. И увидел на стене лепную розетку, на которой была изображена восьмилепестковая роза, заключенная в квадратную рамку. Четыре кольца срезали углы квадрата. Это – один из символов тамплиеров.

– Но как она попала к вам? – спросил я коллекционера.

– Я купил эту штуковину в Городце, – сказал он.

Но что связывало французских рыцарей храма и Городец? На этот вопрос коллекционер не смог ответить.

Городец – город совсем небольшой, население его – 29,7 тысячи человек, хотя по возрасту даст фору многим другим. В летописях упоминается с последней четверти двенадцатого века, но, похоже, основали его ещё раньше. Это была крепость по тем временам довольно мощная. Протяженность вала, окружающего её, достигала почти двух километров, а высота – 30 метров. По углам вала высились дозорные башни со стенами едва ли не двухметровой толщины. А ещё были дубовый частокол и глубокий ров. Естественным препятствием для врагов служила и река, защищавшая город благодаря её крутому изгибу с трех сторон.

Увы, военную базу наших далёких предков постигла судьба печальная. Как и многие другие русские города, она была разрушена до основания во время нашествия Батыя. Большинство жителей погибло, часть иноверцы увели в полон и лишь совсем немногие спаслись бегством и укрылись в окрестных, дремучих тогда лесах.

Потом беглецы вернулись на пепелище, да только не повезло им: спустя год набег повторился. И опять горожанам пришлось какое-то время жить в лесу. Хан Едигей в третий уже раз сжёг всё, что могло и даже не могло гореть. Восстановиться после этого защитник восточных границ Руси уже не смог, утратил свое значение крепости и даже статус: стал селом. Потом, правда, ему прежний статус вернули.

Так вот, в этом городе проживают люди, носящие искажённые французские фамилии. Как они попали сюда? Наполеоновские солдаты и офицеры, взятые в плен в 1812—1813 годах, отправлялись под надзор властей в Семёновский, Богородский, Павловский, Арзамасский и Сергачский уезды Нижегородской губернии. В Городце их не было. Следовательно, они появились здесь раньше.

Есть доказательства, что потомки тамплиеров обитали в Москве. Так, на первом ярусе надвратной церкви Свято-Даниловского монастыря Богородицы красуются лепные розетки с розой в квадратной рамке – такую же я видел у нижегородского коллекционера.

Значит, в Москве тамплиеры уж точно были. А В Нижнем Новгороде? Может быть, звали их не тамплиерами? Слово, между прочим, трудное для произношения. Наши предки иностранных языков не знали. И когда появились среди нижегородцев первые иноземцы, достоверно никто не скажет. Летописи про то молчат. Только в началом XVI столетия датируются документы, рассказывающие о том, что в Нижнем Новгороде «прописались» «огненные стрельцы, литовские, рекомые жолнеры. Взяты были они в бою, когда побил литовскую силу на реке Ведроши близ Смоленска храбрый воевода московский князь Данило, Щеня прозвищем; приведены были те стрельцы в Нижний и тут заточены, в темницах сидели… Освобождённые из темниц жолнеры превзошли многих храбростью. И побили многих казанцев и ногаев огненным своим стрелянием, и город от взятия защитили» (Государственное казённое учреждение «Центральный архив Нижегородской области» – ГКУ ЦАНО).

Выше уже говорилось, что тамплиеры, скрываясь от преследований, растеклись по всему миру. Есть достоверные свидетельства, что многие рыцари храма действительно приняли литовское подданство. А некоторые даже стали военными советниками золотоордынских ханов. В «Писцовой книге» по Нижнему Новгороду, составленной в 1621—1622 годах, перечислено несколько десятков иностранцев, выбравших для жительства город у слияния Оки с Волгой. «На земле Благовещенского монастыря, у старого острога, вверх по берегу Оки слободка, а живут немцы», – повествует «Писцовая книга». И называет конкретные имена, как правило, искаженные: Шварт, Тритер, Барнарь, Вишер, Косман, Гаткин, Флит, Морц, Ян, Ганка, Вилим (там же). При этом многие из чужеземцев носили русские фамилии. То есть, уже тогда заключались межэтнические браки.

Во время Ливонской войны Иван Грозный сослал в Нижний Новгород 50 жителей Юрьева-Дерпта (ныне – Тарту), которые подозревались в том, что якобы шпионили по заданию магистра Ливонского ордена. Но это была почётная ссылка. «Шпионам», которые на самом деле, видимо, были потомками тамплиеров, разрешили взять с собой лошадей, мебель и даже прислугу. А Борис Годунов организовал регулярное католическое богослужение – для этого в Нижний Новгород приезжал пастор дерптского костёла. Были оказаны нижегородским «немцам» и другие милости. Так, например, им позволялось заниматься пивоварением, ростовщичеством и содержать питейные заведения.

Косвенным доказательством того, что тамплиеры пустили корни на российской почве, является расцвет многих русских городов. Строились храмы, развивались различные ремёсла, иконопись, новый импульс получили бортничество, рыболовство, солеварение. В частности, в Нижнем Новгороде были возведены белокаменные Спасо-Преображенский и Михайло-Архангельский кремлевские соборы. Город становится центром летописания. Об этом свидетельствует древнейшая, сохранившаяся до наших дней Лаврентьевская летопись. Здесь создается благоприятная почва для проникновения высших достижений византийской культуры. И это тогда, когда Русь платила непомерную дань Золотой Орде?

Откуда же взялись деньги? Почему именно в 1341 году возникает Великое Нижегородско-Суздальское княжество со столицей в Нижнем Новгороде? Князья его соперничают с Москвой и ни в чем не хотят ей уступать.

Ответ, как мне кажется, не тайна за семью печатями. Золото привезли с собой тамплиеры. Они расплатились с нашими предками за гостеприимство и сочувствие к их судьбе.


И всё-таки геноцид

Моё личное мнение: иго всё-таки было. Особенно жестокое в первые десятилетия после нашествия Батыя. «…Татары пошли на Коломну, – сообщал летописец. – Юрий Всеволодович (великий князь, – С.С.-П.) послал против них сына своего князя Всеволода… и с ним князя Романа Ингваревича Рязанского с силою своею, а воеводу своего Еремея Глебовича послал князь великий Юрий наперёд в сторожах, и сошёлся он со Всеволодом и с Романом… у Коломны в начале января 1238 года, и тут напали на них татары, и была сеча зла, и прогнали их к надолбам, и тут убили князя Романа, а у Всеволода Юрьевича воеводу его Еремея Глебовича убили, и иных много мужей побили, а князь Всеволод с малой дружиной прибежал во Владимир…» (ПСРЛ, т. XX).

В этот момент Юрий Всеволодович принимает, на первый взгляд, совершенно необъяснимое решение. Он поручает оборону города воеводе Петру Ослядюковичу, оставляет во Владимире семью, а сам отправляется на реку Сити, чтобы собрать новое войско.

Как оценить действия Юрия Всеволодовича? Как недальновидные? Как прямое предательство общерусских интересов? Но всё дело в том, что общих интересов у русских княжеств не было. Были лишь постоянные распри. Владимир враждовал с Новгородом, Смоленском, Рязанью. Непростые отношения складывались с Тверским княжеством.

Следует учесть и то, что посланцев Батыя, которые вели переговоры о сдаче Владимира, отпустили с богатыми дарами. Видимо, существовала какая-то договорённость, и Юрий Всеволодович понадеялся, что завоеватели сдержат своё слово. Но он совсем не знал потомков Чингисхана.

Батый разгневался, когда узнал, что на помошь Рязани Юрий Всеволодович отправил полк под командованием воеводы Еремея Глебовича и войско под началом своего старшего сына Всеволода. Узнал он и том, что великий князь намерен продолжать борьбу. Вот, вероятно, почему участь Владимира была предрешена.

Пали и другие русские города. «Татары рассыпались по всей земле: одни взяли Ростов, другие – Ярославль, а другие взяли Городец и по Волге все города захватили вверх от Городца.… Всего взяли за один февраль четырнадцать городов» (там же).

Масштабы злодеяний поражают. «Каких только наказаний не приняли от Бога! – восклицал владимирский епископ Серапион. – Не пленена ли земля наша? Не усеяли наши отцы и братья трупами землю? Не уведены ли жёны и дети в плен? А кто остался в живых, не порабощены ли они на горькую работу от иноплемёнников?.. Смирилось величие наше, погибла красота наша» (Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники. Москва, «Высшая школа», 1967).

По оценкам современных историков, примерно треть населения Руси была истреблена. Другая треть – молодые мужчины и женщины – угнана в рабство. В Золотой Орде они оседали редко. Их надо было кормить, поэтому пленников, особо не торгуясь, продавали венецианским и генуэзским купцам, а те с выгодой для себя – в страны Западной Европы. Или в Персию. Если не покупали – убивали. Монголы были прижимисты – нахлебники им были не нужны.

Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде. В их числе Василько Константинович (Ростовский), Михаил Всеволодович (Черниговский), Роман Ольгович (Рязанский), Михаил Ярославич (Тверской) … Синодик этот очень большой. Причины? Не так посмотрел, не то сказал… Например, казнили за отказ пройти между двух огней или поклониться в сторону юга (почтив таким образом память покойного Чингисхана). Золотордынцы знали, что это противоречило христианским законам. Православные молились, обращаясь лицом на восток


Кто есть кто

*Юрий Всеволодович (1188—1238) – великий князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода. Родился в Суздале. Враждовал со своими братьями Константином, Ярославом и Святославом, но вражда эта закончилась миром. Юрий Всеволодович вообще старался избегать военных столкновений.

В 1236 году в начале похода монголов в Европу, была разорена Волжская Булгария. Беженцы были приняты Юрием Всеволодовичем и поселены в поволжских городах. Но это не понравилось чингизидам. Впрочем, поводов для того, чтобы напасть на Русь, и без того хватало. Завоеватели поняли главное: они близки к цели. Покорить враждующие между собой княжества не составит большого труда.

Первой под удар кочевников попала Рязань. Получив весть об этом, Юрий созвал на совет князей и бояр и после долгих размышлений отправился за Волгу собирать рать. Во Владимире остались жена, дети и другие родственники князя. Все они погибли. 4 (11) марта того же года в битве на реке Сити войска князя были разбиты второстепенными силами монголов во главе с Бурундаем. В числе убитых был и сам Юрий Всеволодович.

«4 марта 1238 года великий князь вступил в открытый бой с Батыем на защиту своей страны и веры отцов. Злая была сеча на берегах реки Сити. Однако храбрость русских князей с войсками их не спасла на этот раз русскую землю. Наши войска побежали перед полчищами татар… И до сего времени на берегах реки Сити, в окрестностях села Боженки и прилегающих селениях находят кости и оружие русских героев, павших за свободу родной земли и православной веры в неравной борьбе с врагами» (Меморский А. М. Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович. Нижний Новгород, типография Ройского и Душина, 1869).

Маленькое отступление. В это время, как гласит легенда, погрузился на дно озера не сдавшийся врагу Китеж. Местом его нахождения издавна считался нынешний Воскресенский район Нижегородской области. Однако недавние исследования показывают, что, наверное, Китеж находился не на берегу озера Светлояр, а вблизи села Кидекша неподалеку от Суздаля или в тверских лесах в междуречье Мологи и Волги.

Группа энтузиастов ищет Китеж неподалеку от Рыбинского водохранилища. Они утверждают, что Китеж был заложен задолго до принятия Русью христианства. Но до XII века славян в Нижегородском Поволжье ещё не было. Здесь селились племена, принадлежавшие к финно-угорской группе. Только при князе Святославе, его сыне Владимире и внуке Ярославе в состав Древней Руси были включены территории по верхней Волге и Клязьме. Городец заложили в 1185 году, Нижний Новгород – в 1221-м. Значит, более древний город в Керженских лесах возникнуть просто не мог.

По-видимому, Китеж находился на территории современной Тверской области между Мстой и Берейтово. Здесь обнаружено около трех десятков небольших холмов. Возникло предположение, что это – погребальные курганы, следовательно, рядом было какое-то большое поселение (славяне всегда хоронили умерших на левых, пологих берегах рек). Но его нет. Вместо него – небольшое озеро, кстати, очень похожее по форме на Светлояр. Может быть, именно там надо искать легендарный Китеж? Может быть, произошла грандиозная историческая ошибка? Миновало много веков, и люди позабыли, где он находился. Впрочем, не исключено, что его мысленно перенесли на Керженец старообрядцы, бежавшие от гонений. Они не могли обойтись без своей святыни.

Историки и романисты по устоявшейся традиции, заложенной ещё дворянской историографией, видели в Юрии Всеволодовиче прямого виновника страшного разорения Руси. Эта точка зрения подвергнута критике. Трагедия страны была не в личности великого князя, а в феодальной раздробленности. Впрочем, наверное, Русь, если бы она и объединила свои силы, вряд ли смогла противостоять нашествию Батыя, так как монголы в первой половине XIII века покорили многие страны, находившиеся на самых разных этапах развития.


*Бурундай (1176-1262) – монгольский военачальник, темник Батыя.. Был одним из руководителей западного похода монголов в 1236-1242 годах, позднее был наместником в самой западной части Золотой Орды. Бурундай участвовал в походах на Волжскую Булгарию и Северо-Восточную Русь. брал Киев.


*Всеволод Юрьевич был послан отцом к Коломне, чтобы встретить Батыя, но войско его было разбито, а сам он бежал во Владимир. Здесь он с другим своим братом, Мстиславом, оборонял город. Батый предложил русским сдаться без боя в обмен на сохранение жизни третьего их брата, князя Московского Владимира. Когда последовал отказ, его казнили. Штурм города продолжался несколько дней. Но силы были неравны. Всеволод и Мстислав с семьями затворились в Успенском соборе, где и погибли. Кто-то заживо сгорел, кто-то задохнулся в дыму. Завоеватели не пожалели ни младенцев, ни стариков.