Слоны подвозили отряды воинов-персов прямо к стенам осаждаемых ими крепостей, прикрывая их от стрел и копий осажденных, топтали пехоту и кавалерию.
Слон Тахмаспа не был боевым. Он добирался до Москвы своим ходом. Запас бананов, фиников и арбузов был вскорости уничтожен, пришлось заморскому гостю довольствоваться репой.
В Белокаменной диковинное животное встречал сам царь. Слон с устатку неожиданно рухнул на колени. Грозному это понравилось: даже слоны в ноги кланяются.
Но тут приближался какой-то церковный праздник. Царь распорядился, чтобы на нём обязательно присутствовал гость из Персии. И всё бы хорошо, да вышла неувязка. Из-за большого скопления народа телега с овощами для слона где-то застряла.
Грозный тем временем вышел на Красную плошадь.
– Почему слон не кланяется? — строго вопросил он.
Стрельцы засуетились. Стали бить слона по коленям копьями, но он не обращал на это никакого внимания. А потом неожиданно поднял хобот и дунул что есть силы в сторону царя. И шапка с его головы упала.
Государь пришёл в ярость. Он сослал слона вместе с поводырём в Городец. Но погонщик в пути простудился и умер. Когда его похоронили, слон разломал амбар, куда его поместили, и улёгся на могилу своего поводыря. К пище он не притрагивался.
Царь послал опричника Панкрата Бобра убить «политического ссыльного». Тот выстрелил ему из пищали в ухо.
…Яму для захоронения слона копали почти две недели. И если когда-нибудь археологи грядущих веков найдут в Городце слоновьи бивни, наверное, долго будут дискутировать на предмет того, водились или нет слоны на территории Нижегородчины, и были ли они зимостойкими.
История эта не выдуманная. О ней рассказывают два иностранца — Генрих фон Штаден и Пауль Одерборн, – но каждый по-своему.
Генрих Штаден писал, будто по Москве распространились слухи, будто вместе со слоном из Персии пришла чума, поэтому его и сослали в Городец. Версия Одерборна вообще фантастическая. Согласно ей сам Иван Грозный учил слона становиться на колени, а когда цели своей не добился, приказал стрельцам рассечь его на части. Но я не могу понять: чем в то время можно было рассечь слона?
Первая, приведённая мной версия истории пребывания слона в Москве Ивана Грозного, кажется наиболее вероятной.
Кто есть кто
*Тахмасп I, или Тахмасиб (1514—1576) – шах Ирана (Персии). Старший сын Исмаила I, основателя династии Сефевидов. Стал правителем Хорасана, когда ему было всего три года.
Жертвы опричнины
Роль опричнины в истории страны, её причины и последствия – всё это является «белым пятном» в отечественной истории. Разные мнения, порой совершенно противоположные. Историки спорят даже о количестве жертв. Называются разные цифры: от 4—5 до 15—20 тысяч погибших.
Если опираться на «Синодик опальных», созданный самим Иваном IV, то как раз и набирается минимум – 4—5 тысяч человек. Но тут нужно учесть следующее. В Московской Руси синодиками назывались ведущиеся в православных церквях и монастырях книги, куда заносились имена тех, чьи души следовало поминать в ходе богослужения. Свой синодик Иван Грозный составил лет через десять после отмены опричнины на основании «сказки» Малюты Скуратова. Но Малюта палачествовал не один, да и его свидетельства нельзя считать объективными. Среди жертв опричнины упомянуты только князья и бояре, да их родственники, а истреблялись не только они, но и их дворовые. Известно, что в ходе карательного похода на Новгород Великий было убито около десяти тысяч человек.
Стоит, правда, заметить: в отличие от других монархов Иван Грозный был единственным раскаявшимся в своих грехах.
Некоторые итоги
Главная цель опричнины – ликвидировать крупное землевладение – не была достигнута. «Современники поняли, что опричнина… вводила анархию, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную», – писал В. О. Ключевский (Сочинения в 9 томах, Москва, издательство «Мысль», 1987- 1988, т. 2).
Большинство историков считает, что события, связанные с опричниной, явились непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса, охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под именем «Смутного времени». Итогом опричнины стало фактическое разорение страны, экономический упадок. Конечно же, власть царя при этом увеличилась.
Н. М. Карамзин и Н. И. Костомаров уточняют: опричнина была проявлением болезненного помешательства Ивана Грозного и его тиранических наклонностей, то есть, в ней не было никакого смысла. Другие историки отрицают безумие царя и находят в опричнине что-то рациональное. Например, укрепление обороноспособности государства. Но мне кажется, что эта группа историков до сих пор руководствуется вышедшим в 1946 году постановлением ЦК ВКП (б). В этом постановлении говорилось, что «прогрессивное значение» войска опричников «состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства» и тем самым обеспечивало военную оборону страны (Российский государственный архив социально-политической истории — РГАСПИ).
Вот так. Оказывается, опричнина была «необходимым этапом». Надо же было оправдать массовые репрессии 30-х годов. Они тоже представлялись сталинистами «необходимым этапом» в борьбе за светлое будущее, которого наш народ так и не дождался.
Кто есть кто
*Николай Карамзин (1766—1826) – историк, литератор, создатель «Истории государства Российского» (1803—1826) – одного из первых обобщающих трудов по истории России. Он оставил о себе память и как реформатор русского литературного языка.
В 1781—1784 годах Карамзин служил в Лейб-гвардии Преображенском полку, из которого вышел в отставку в чине поручика. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом – в Москве. Путешествуя по Европе, посетил Иммануила Канта в Кёнингсберге, побывал в Париже и Берлине. По впечатлениям от этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.
Император Александр I именным указом даровал Карамзину звание историографа, и он посвятил свою. жизнь изучению прошлого. Отказывался от предлагавшихся ему государственных постов, в частности, от должности тверского губернатора.
«История государства Российского» Карамзина не была первым описанием истории России. Однако именно Карамзин открыл её для широкой публики. По словам А. С. Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом» (Пушкин А. С.. Полное собрание сочинений: в 6 томах. Москва-Ленинград, издательство «Academia», 1948, т.5).
Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он стал убеждённым сторонником абсолютной монархии.
*Василий Ключевский (1841-1911) – русский историк, профессор Московского университета, академик. Окончил Пензенскую духовную семинарию, а потом – историко-филологический факультет Московского университета. Автор более ста научных работ
Ключевский вошёл в историю не только как выдающийся учёный, но и как блестящий лектор, собиравший большие аудитории. Ключевский говорил медленно, отчётливо, чеканно произнося фразы – можно было записывать, не пользуясь стенографией.
*Николай Костомаров (1815—1865) – один из самых авторитетных российских историков, академик, автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Костомаров главное внимание уделял социально-политической и экономической истории России.
ЕРМАК: КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?
Его называют по-разному: и «покоритель Сибири», и «исследователь», и «русский патриот», и «первопроходец», и « человек, которого можно причислить к людям, совершившим великие географические открытия». Значительно реже встречаются определения «сибирский Кортес», «Строгановский садист» и просто «бандит». Кто же он на самом деле, Ермак Тимофеевич?
Мёртвых героев любят больше
Панегирики в честь Ермака стали сочинять давно. Он расширил границы Российской империи, а значит, был почитаем при самодержавии. Как и при Сталине – у «отца всех времён и народов» тоже были имперские замашки. Вдобавок ко всему он не жаловал живых героев – они казались конкурентами ему, единственному и неповторимому, потому что покушались на толику славы, а он хотел испить её всю, без остатка и не делить ни с кем. Потому и частенько переводил живых героев в категорию мёртвых. Так было безопаснее.
Большинство памятников Ермаку установлено при усатом вожде и при Владимире Путине. Ранее большевики «перавопроходца» старались даже не вспоминать. Дело в том, что после присвоения в 1881 году Ермаку вечного шефства над Сибирским казачьим войском генерал, войсковой атаман Герасим Колпаковский перенёс знамя атамана из Берёзова (ныне – посёлок в Ханты-Мансийском автономном округе) в Омск, где оно хранилось в Никольском Казачьем соборе. В феврале 1918 года его оттуда изъял командир партизанского отряда, воевавшего и в германскои тылу, и против большевиков, Борис Анненков, позже генерал-лейтенант колчаковской армии.
Ермак был реанимирован в годы Великой Отечественной войны, когда потребность в национальных героях резко возросла. Тогда же именем Ермака названы улицы и площади, реки, корабли. Вторично реанимирован уже в наше время. В 2009 году выпущена почтовая марка с его изображением. Песня о Ермаке входит в репертуар Омского казачьего хора. Есть остановочный пункт Ермак на Свердловской железной дороге. У села Усть-Шиш (Омская область) можно увидеть памятный знак – это самый южный пункт на Иртыше, куда доходил отряд Ермака в последней экспедиции 1584 года. В честь «исследователя Сибири» названы улицы в городах: Железногорск (Красноярский край), Белово, Междуреченск и Новокузнецк (Кемеровская область), Омск, Нижний Тагил, Томск, Новосибирск, Шадринск (Курганская область), Пермь, Бийск, Ханты-Мансийск, Ялуторовск, Тюмень, Нижний Новгород, площадь и проспект в Новочеркасске, переулки в Липецке и Ростове-на-Дону. сопка Ермака и Камень «Ермак» являются достопримечательностями в городе Верхняя Тура (Свердловская область) и в Кунгурском районе Пермского края…
И вот ещё один любопытный список – памятников Ермаку, открытых после 2000-го года в городах: Тара (Омская область,2019), Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ, 2010). Чусовой (2013), Новосибирск (в аропорту, 2010), Томск (2015, однако в этом памятнике горожане Ермака не узнали – странный какой-то дядька), Омск (2016). Просто поветрие какое-то! Истрачены колоссальные денежные средства вместо того, чтобы прибавить пенсии старикам или переселить людей из ветхого фонда в благоустроенные квартиры. Да мало ли у нас других проблем!
Кто есть кто
*Борис Анненков (1889—1937) в годы Гражданской войны в чине генерал-лейтенанта командовал в составе Сибирской армии Колчака Семиреченским соединением. Окончил Одесский кадетский корпус и Александровское военное училище. Служил в Кокчетаве, где вспыхнул казачий бунт. Участие в нём не принимал, однако за отказ выдать зачинщиков приговорён военно-полевым судом к 1 году и 4 месяцам заключения. Впрочем, это наказание Анненкову заменили отправкой на германский фронт. В 1915 году вывел остатки полка из окружения. Командовал партизанским отрядом, действовавшим в немецком тылу. Присягнул на верность Временному правительству. В декабре 1917 года выслан большевиками в Омск за «контрреволюционность». Отказался сложить оружие и начал партизанить уже в тылу новой власти. В феврале 1918 года заполучил знамя Ермака.
К октябрю 1918 года отряд Анненкова увеличился до полутора тысяч человек и влился в Сибирскую армию Колчака. В декабре этого же года Анненков командовал корпусом. Жестоко подавил крестьянское восстание в Лепсинском уезде. Жертвами анненковцев стали свыше трёх тысяч человек. В Урджарском уезде, в ауле Кырык-ошак были изрублены шашками жители 40 дворов. Такая же резня произошла и в ауле Болатшы. Белый террор мало чем отличался от красного террора.
Анненков был изобретателем такого рода мучительной казни, как расчленение живых людей боронами. Даже казаки-дутовцы, также воевавшие в составе колчаковской армии, вспоминали об этом в эмиграции с отвращением.
Борис Анненков скрывался в горах Алатау до 7 апреля 1926 года. Он был арестован китайцами и передан советским властям. Приговорён к смертной казни и расстрелян 12 августа 1927 года.
В заключении хочется отметить, что знамя одного террориста досталось другому совсем не случайно. Террорист террориста видит издалека…
*Герасим Колпаковский (1819—1896) – русский генерал от инфантерии.
Начал военную службу вольноопределяющимся в Севастополе. В 1844 году на Кавказе воевал с горцами. В 1852 году служил в Западной Сибири, а затем в Туркестане. Участвовал в штурме крепостей Токмак и Пишкек (ныне – город в Чуйской области Кыргызстана и столица Киргизии Бишкек), в Узун-Агачском сражении (Узынағаш – ныне село в Жамбылском районе Апмаатинской области Казахстана).
В 1864 году генерал-майору Колпаковскому было поручено начальство над войсками Семипалатинской области, а с образованием в 1867 году Семиреченской области стал её военным губернатором. 28 марта (9 апреля) 1871 года он был произведён в генерал-лейтенанты. В Кокандскую войну 1875—1876 годов командовал экспедиционным отрядом, занявшим ханство, и объявил о присоединении его к Российской империи.30 августа (11 сентября) 1885 года стал полным генералом – таковых во всей России было всего 22…
Человек-загадка
Споры по поводу деятельности Ермака начались давно. «Завоевание Сибири во многих отношениях сходствует с завоеванием Мексики и Перу», – писал Николай Карамзин в IX томе «Истории государства Российского» (Санкт-Петербург, типографии Э. Праца, 1843, книга третья). И характеризовал Ермака так: «Это таинственная и мрачная личность, одним именем своим внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности» (там же).
Спустя много лет слова Карамзина вспомнили в Татарстане. Там утверждали, что из-за Ермака количество сибирских татар к концу XVI века уменьшилось на 80 процентов – одних уничтожили, а других вытеснили в Среднюю Азию, на территории проживания мусульман (Средневековые тюрко-татарские государства. Институт истории имени Шигабутдина Марджани, Казань, 1991). И тоже цитировали Карамзина: «К числу буйных атаманов волжских принадлежали тогда Ермак Тимофеев, Иван Кольцо, осужденный государем на смерть, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк, известные удальством редким: слыша, как они ужасают своею дерзостию не только мирных путешественников, но и все окрестные улусы кочевых народов, умные Строгановы предложили сим пяти храбрецам службу честную; послали к ним дары, написали грамоту ласковую, убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христианских витязей, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с богом и с Россиею; сказали: „имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства“. Ермак с товарищами прослезился от умиления, как пишут: мысль свергнуть с себя опалу делами честными, заслугою государственною и променять имя смелых грабителей на имя добрых воинов отечества тронула сердца грубые, но еще не лишенные угрызений совести. Они подняли знамя на берегу Волги: кликнули дружину, собрали 540 отважных бойцов и прибыли к Строгановым – „с радостию и на радость, – говорит летописец: – чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось“ (Карамзин Н. М.Истории государства Российского». Санкт-Петербург, типографии Э. Праца, 1843, книга третья).
Однако почитатели Ермака утверждают, что завоевателем Сибири был не он, а его враг номер один – хан Кучум.
Разобраться во всём этом спустя столько лет достаточно сложно. Историк Руслан Скрынников в книге «Сибирская экспедиция Ермака» (Новосибирск издательство «Наука, 1982) поддерживал версию, что Ермак не покорял Сибирь, а она сама добровольно вошла в состав Русского государства и все обвинения надо адресовать не Ермаку, а Кучуму.
Справедливо здесь лишь то, что действительно, Кучум был пришлым – из Бухары. Действительно, Кучум боролся за власть с ханами Едигером и Бекбулатом. Но Скрынников упускает тот факт, что Кучум, как Едигер и Бекбулат, ТОЖЕ БЫЛ ТАТАРИНОМ, и называть его завоевателем язык не поворачивается. Он находился среди своих соплеменников, как считал татарский историк Ш. Марлжани.
Я не защищаю никого. Никого не оправдываю. Кучум приказал умертвить взятых в плен Едигера и Бекбулата. Но разве нет подобных примеров в русской истории? Были ещё хлеще.
Книга «Сибирская экспедиция Ермака» опубликована в застойные годы. Она была идеологически «правильной», иначе цензура её бы запретила печатать. Поэтому Скрынников выступает с позиций великодержавности, которая не прослеживается в более поздних его книгах. «Кучум… нанёс удар русским, когда они этого не ждали, – писал Скрынников. – Лучший из воевод Сибирского «царства» Маметкул прошёл с войсками через Камень (Уральский хребет, – С.С.-П.) на Чусовую и опустошил округу. Манси, платившие дань царю, подвергались истреблению… Сибирский хан решил покончить с русским влиянием повсюду – от Южного Урала до Нижней Оби. Его люди уводили в Кашлык (столица Сибирского ханства, бывшая резиденция внука Чингисхана Шибана, находилась на правом берегу Иртыша при впадении в него небольшой речки Сыбыр, в 17 километрах выше современного Тобольска, – С.С.-П.) и побивали всех, кто ориентировался на союз с Россией… Кучум замышлял большую войну. Он поставил перед Маметкулом задачу – «дорог проведывати, куда итти ратью в Пермь» (Скрынников Р. Г.. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, издательство «Наука, 1982).
Однако Скрынников грешит против истины. Разведка – ещё не начало военных действий. Сибирь тогда не входила в состав Русского государства. Происходила борьба за сферы влияния, Причём Кучум был законным правителем, хотя и поступал аморально. Дружина Ермака, с юридической точки зрения, была незаконным военным формированием, действовавшим на чужой территории. И поступала точно так же.
Военные действия начались позже. На войне, как известно, не до сантиментов. Можно привести примеры из истории Великой Отечественной войны, локальных конфликтов. Ещё свежи в памяти действия противоборствующих сторон в Донбассе и Нагорном Карабахе.
Кто есть кто
*Шигабутдин Марджани (1818-1889) – российский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, в Бухаре и Самарканде. В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети (заведующим мечетью). С 1867 года становится ахуном и мухтасибом (следящим за претворением в жизнь исламских моральных норм).
Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчёты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует при произнесении клятв мусульманами.
Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принёсшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.
Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Учёный стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.
* Иван Кольцо (? —1583) – волжский казак, атаман, сподвижник Ермака. За разбои, ограбление ногайских послов и погром в столице Ногайской Оры Сарайчике в 1581 году был приговорён к смерти. Бежал, спасаясь от наказания, отправился вместе с Ермаком для покорения Сибири. Кольцо участвовал во многих битвах. Ермак послал Ивана в Москву доложить о покорении Сибирского царства, Он вернулся оттуда с похвальной царской грамотой, жалованьем атаманам и дарами. С разрешения царя, Кольцо подбирал на обратном пути желающих переселиться в Тобольский край и привёз нескольких священников. Погиб в 1583 году.
*Никита Пан (? -1583). Судя по прозвищу, вероятно, выходец из Польши. Занимался разбоем, пока не поступил на службу к Строгановым. Участвовал в походах на Сибирь. Проявил практически безрассудную смелость, за это получил от Ивана IV право на беспошлинную торговлю. Был убит при взятии Назыма (исчезнувшего поселения остяков в низовьях Иртыша; остяками тогда называли коренные народы Сибири)
*Матвей Мешеряк (годы жизни неизвестны) – сподвижник Ермака. Участник Ливонской войны. После гибели Ивана Кольцо Мещеряк становится главным помощником Ермака и возглавил дружину, когда Ермак был убит.
По одной из версий, в конце 1585 года Матвей Мещеряк, вернувшись на Волгу, понял, что прежней вольницы там не будет, и решил уйти на восток. Обосновался на Яике (Урале). Прочитав подложную царскую грамоту, где говорилось, что казакам надлежит выступить в Самару для завоевания Крыма. Мещеряк отправился в путь. Однако в Самаре Мешеряка и четверых его товарищей арестовали. По обвинению в бунте в марте 1587 года повесили на главной городской площади.
По другой версии, Мещеряк, погиб в Сибири в 1588 году.
*История происхождения рода Строгановых теряется в веках. Достоверно известно, что основатель рода Спиридон Строганов был новгородским крестьянином. Сами Строгановы считали Спиридона татарским аристократом, принявшим крещение. Однако никаких фактов, подтверждающих, татарское происхождение Строгановых историки не нашли. Скорее всего, таким образом, представители рода пытались возвысить свое положение, мол, мы – не из простых крестьян вышли, а сами голубых кровей, пускай и татарских.
Строгановы занимались тем, что контролировали сбор оброка. Внук Спиридона – Лука Кузьмич – упоминается в летописях благодаря тому, что ему удалось выкупить из татарского плена князя Московского Василия Васильевича Тёмного.
Внук Луки Кузьмича – Аника (Ионнакий) Федорович Строганов после смерти своих бездетных старших братьев возглавил семейный соляной промысел на реке Вычегде. Ему удалось наладить торговые связи как с инородцами, поставлявших ему пушнину, так и с центральными областями России, поставляя туда соль, а через Архангельск и с купцами иноземными продавая, им пушнину, соль и хлеб.
Дело Строгановых при Анике процветало, и вскоре успешного торговца и промышленника заметил царь Иван Грозный. После падения Казанского и Астраханского ханств для колонизации вновь обретённых земель государю нужны были хорошие управленцы, и если для родовитых дворянских семей переезд в Казань был в какой-то мере ссылкой, то для деятельных купцов новые земли – это возможность заработать ещё больше.
Однако сам Аника в то время уже был стар для таких авантюр. Несмотря на купеческую сметливость, он был человеком религиозным, строил за свой счёт церкви и в конце своего земного пути принял постриг в монахи. Поэтому в новые земли, жалованные царем, он отправляет своих сыновей Григория (1533—1577), Якова (1528—1577) и Семёна (1540—1586). Как гласит Строгановская летопись, «… в тех незаселенных местах, там, где Григорий Строганов выберет место, надёжное и хорошо защищённое, он должен построить острог и укрепления возвести, а пушкарей, и затинщиков (затинщик – воин при пищали, укрытой за тыном, внутри крепостной ограды, – С.С.-П.), и пищальников, и караульных при крепостных воротах приказали для защиты от сибирских и ногайских отрядов тому Григорию найти самому» (Летописи сибирские. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1991).