Исламские арки (ил. 32).
Ил. 32. Исламские арки
1. Стрельчатая. 2. В виде трилистника. 3. Подковообразная. 4. Зубчатая. 5. Килевидная
Простая полуциркульная арка в исламских сооружениях, в том числе в интерьерах, встречается довольно редко, чаще исламские арки имеют более декоративные и динамичные формы. При этом те или иные их особенности определялись местными предпочтениями. Стрельчатые арки (ил. 32.1) чаще использовали в Египте, подковообразные (ил. 32.3) – в Испании и в Северной Африке, килевые (килевидные) (ил. 32.5) – в Персии, в Индии. Это также зубчатые (ил. 32.4) арки, в которых арочную кривизну составляют несколько округлых дуг (Испания), или арки в виде трилистника (ил. 32.2) (Египет). Украшаются также обрамления арок, так называемые архивольты; как правило, для этих целей используется орнамент, цвет.
Оформление стен. При декорировании стен их функция несущего элемента, как правило, практически исчезала, – стены сплошь покрывали цветными орнаментальными композициями (ил. 33).
Ил. 33. Вариант оформления стен
Мечеть шейха Лотфоллы́ в Исфахане (Иран). Арх. Баха-ад-дин аль-Амили, Устад Мухаммед Реза Исфахани. 1619 г.
Плоскость стены могли членить филенки, обозначенные при помощи орнаментальных «лент», ее мог завершать орнаментальный фриз, но в целом стена представала как сплошная совокупность затейливых орнаментальных «ковров», узоры которых выражали сложные формулы мотивов, надписей, форм, красок.
Виды и оформление перекрытий. В мусульманских интерьерах применялись все практиковавшиеся где-либо до того способы перекрытий. Во-первых, плоские потолки. Их делали балочными, кессонированными, кассетированными, в виде плоских панелей. Другая форма перекрытий – сводчатые потолки. Для культовых и дворцовых сооружений чрезвычайно характерными стали купола. Часто они двойные: внутренние, в интерьере – более плоские, а наружные – повышенные, так что воздушная прослойка между куполами исключала перегревание помещений в жаркое время. Наружные формы куполов различались в разных регионах: в Египте и Сирии предпочтительным был повышенный стрельчатый купол, в арабской Африке и Турции – сферический, в Персии и Индии – в форме луковицы или груши. В исламской архитектуре купол применялся настолько широко, что стал одним из характерных мотивов исламского стиля.
Поверхности любых интерьерных перекрытий (плоских, сводчатых, купольных), так же как и стен, целиком декорировали различными цветными орнаментами (ил. 34).
Ил. 34. Декорация купольных перекрытий
Купол над пространством перед михрабом в соборной мечети в Кордове (Кордобе). 784 г. – X в.
Орнаментальное «покрывало» превращало изначально конструктивную поверхность почти в откровенную декорацию.
Оформление пола. Поверхность пола также стала объектом художественного осмысления. Ее, как и другие поверхности, украшали орнаментальными узорами. Их выкладывали из обычных для финишного покрытия полов материалов: камня, кирпича, керамических плиток; в богатых интерьерах также встречались ценные породы камня, мраморные плиты, практиковалась и мраморная мозаика.
Орнаментальные композиции. Как уже ясно из сказанного выше, максимального художественного эффекта (превращения материальных архитектурных форм в изысканно оформленные поверхности) добивались, используя орнаментальные композиции. Такой способ украшения интерьера существовал у арабов и до появления ислама. Например, известно, что владелец одного из доисламских дворцов украсил внутренние помещения дворца инкрустацией из разноцветных камней, а полы в нем были выстланы стеклом белого, красного и другого цвета. В то же время в руинах ранних дворцовых сооружений археологи обнаруживают следы интерьерных стенных росписей с изображениями из светской жизни. Позднее убранство интерьеров могло включать портретный ряд.
Однако самой характерной чертой декоративно-художественной системы ислама, особенно в развитом ее варианте, стало почти повсеместное отсутствие в убранстве интерьеров или фасадов любых жанровых изображений: сюжетно-тематических, портретных, природы. Хотя в Коране об этом ничего не говорится, но отказ от жанровых изображений в системе убранства проистекает из самой сути исламского мировидения. Изобразить Аллаха считалось в принципе невозможным. Как можно представлять того, кто «сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет… знает… тайное и открытое»[11], кто наполняет собою весь мир? По этой же причине отказывались от изображения Бога ранние христиане, по этой же причине долго не могли примириться иконоборцы с иконопочитателями в Византии. Это правило зафиксировали труды некоторых исламских богословов в IX в.
Тогда же утвердился запрет изображать живые существа. Человек – лишь частица божественного мира, неотделимая от всего сущего. А все сущее пребывает в абсолютной божественной власти, что и означает предание себя Богу (основная идея ислама). Т. е. ислам подразумевает абсолютное самоотрицание личности. Изображение живых существ – это первый шаг к их созданию[12], но созидание – это прерогатива только Бога. Соответственно для исламского искусства невозможно и бессмысленно фиксирование человека и его деяний (взаимодействий с обществом, с природой, участие в исторических событиях). Природа также является неотъемлемой частью всеобъемлющего божественного творения, а потому в исламском искусстве она не рассматривается как некая самостоятельная реальность, объект или образ.
Между тем, как и все народы, мусульмане запечатлевали в своих произведениях, в том числе в убранстве интерьеров, свое представление о мире. Это системное правило. Но носители ислама пользовались для этого своим своеобразным кодом – символическим языком абстрактных орнаментальных форм и формул. Божественную полноту мира, его цельность и разнообразие, его логичное и упорядоченное устроение, его красоту и гармонию можно было проецировать в декор исламских произведений бесконечно разнообразными орнаментальными композициями. Их количество не имеет счета, поскольку только так можно передать неисчерпаемое многообразие сотворенного Аллахом мира; об их безграничности свидетельствует свойство орнаментов без ущерба распространяться вширь, прорастать внутрь узора. Другими словами, главным художественным выразителем исламской картины мира стал орнаментальный декор. Это ярчайшая отличительная черта исламского стиля.
Орнаменты в исламском стиле повсюду, выражая беспредельность, организованность и красоту божественного бытия. Орнаментальное богатство изумляет изобретательностью. В интерьере орнаменты на стенах, в прямых перекрытиях, на сводах, в куполах, на архитектурных элементах, в оконных решетках, на тканях, на декоративных изделиях и т. д.
Наиболее последовательно орнаментальный принцип декорирования осуществлялся в оформлении культовых сооружений и связанных с ними (мечети, мавзолеи, медресе и др.), поскольку в их оформлении более всего актуальны божественные формулы гармонии и полноты мира. Но по мере удаления от подобного «эпицентра», во дворцах, в жилых и общественных интерьерах, наряду с орнаментальным декором, могут появляться, хотя и нечасто, изображения, связанные с миром людей. Изображения живых существ допускались в предметах декоративно-прикладного искусства, однако при этом они трактовались либо как орнаментальные вставки (например, медальонного типа), либо как своего рода орнаментальные стилизации. Исламское искусство прославилось также миниатюрами с изображениями людей и природы. Однако задача этого жанра была исключительно иллюстративная – в миниатюрах художник лишь передавал описываемые события, но не представлял художественными средствами совершенство божественного творения.
Известно несколько видов исламских орнаментов (ил. 35).
Ил. 35. Виды исламских орнаментов
1 – растительный; 2 – геометрический; 3 – каллиграфический
Во-первых, растительный, в виде извивающихся в прихотливом узоре естественных и стилизованных стеблей, листьев, цветов, плодов, побегов (ил. 35/1/). Во-вторых, геометрический, представляющий собой по-разному компонующиеся всевозможные геометрические формы и мотивы (ил. 35/2/). И, наконец, абсолютно новый вид орнамента – каллиграфический, которым выполняли священные надписи (изречения из Корана, послания, стихи и др.). Каллиграфические стили менялись, совершенствовались. Они определялись правилами написания букв, их пропорциями, наклоном и др. Например, куфический шрифт – это красивые удлиненные буквы, изящно вплетаемые в общую композиционную канву (ил. 35/3/). Подобные вставки-надписи не только расширяли палитру декорационных средств, но придавали художественно-абстрактной орнаментальной формуле содержательную глубину. Наконец, есть орнаменты, включающие одновременно растительные и геометрические мотивы, в Европе получившие название «арабеска» (итал. arabesco – арабский). В этом орнаменте фрагмент или несколько фрагментов узора «бесконечно» повторяются.
В интерьерах орнаменты наносились живописными приемами, выполнялись на изразцах, вырезались из гипса или дерева. Восхищает точность математического расчета: сложнейшие орнаментальные узоры безукоризненно вписываются в заданные поверхности, «встречаются» в нужных точках в куполах. А это было важнейшим условием – Аллах устроил мир совершенным и организованным.
Мукарнас. Наряду с орнаментальными узорами, в исламской системе декорирования возникла еще одна оригинальная, типично мусульманская форма украшения перекрытия. Это так называемый сотовый свод или мукарнас.
Мукáрнас (исп. muqarnas от араб.) – декоративные выступы в виде свисающих трехгранных призм, снизу скошенных; расположены в определенной последовательности, нависая друг над другом.
Мукарнас можно сравнить со сталактитами (греч. stalactós – натекший по капле), которые свешиваются в пещерах в виде сосулек или бахромы. В исламской художественной системе их помещали на поверхностях куполов, полукуполов (ил. 36), сводов, в арках, в карнизах и даже в капителях.
Ил. 36. Мукарнас
Мукарнас делали (и продолжают делать) из камня, керамики, гипса, папье-маше. Называются разные даты возникновения мукарнаса в мусульманской архитектуре – X в., XII в.
Культовые и связанные с ними сооружения
Культовых и связанными с культом сооружений целый ряд. Это мечеть – молитвенный дом; минарет – башня, с которой муэдзины призывали верующих на молитву; мавзолей – усыпальница; медресе – высшее исламское духовное училище, бимаристан (больница) – благотворительное лечебное учреждение; ханака – своего рода монастырь, в составе которого были мечеть, трапезная, медресе и кельи. В ханаке останавливались ученики шейхов (видных богословов) и паломники; иногда ханаку сравнивают с гостиницей.
Мы рассмотрим интерьеры только части из перечисленных сооружений.
Мечети и минареты
Поначалу местом молитв мусульман были открытые площадки-дворы, по некоторым из сторон с навесами, опиравшимися на колонны. Верующие располагались под навесами и во дворе. Их молитвы были устремлены к Иерусалиму, где Бог впервые явился людям. Затем по воле Мухаммеда направление молитв было переориентировано на Каабу в Мекке, и ранние мечети стали выглядеть несколько иначе. Это двор, в котором на стороне, обращенной к святыне, сооружался глубокий навес на колоннах; верующие размещались под навесом и во дворе лицом к Каабе. Кааба в Мекке (ил. 37), древнее еще доисламское языческое святилище, стала главнейшей святыней для мусульман.
Ил. 37. Кааба в Мекке
Символическое название Каабы «аль-Бейт аль-Харам» в переводе с арабского означает «Священный дом». Она не раз перестраивалась. Современная – небольшое, но монументальное сооружение в форме, близкой к кубу (11,3 × 12,8 м; в. 13,1 м). В восточный угол на высоте прибл. 1,5 м встроен Черный камень (по-видимому, метеорит), которому поклонялись арабы-язычники и который стал для мусульман символом могущества Аллаха. Внутри есть одно помещение. Снаружи святилище обвешано черной материей. Мусульмане называют Каабу «Домом Аллаха».
Священный дом стоит в центре огромного двора, окруженного по периметру галереями-портиками. Это многократно перестраивавшаяся мечеть Харам Бейт-Уллах или Масджид аль-Харам, что в переводе с арабского означает заповедная (запретная) мечеть. Сюда устремляются многочисленные паломники, совершая хадж (паломничество) к Дому Аллаха; считается, что каждый мусульманин, если ему позволяет здоровье и финансы, хотя бы раз в жизни должен сделать это.
Если языческий храм служил пристанищем-домом божества, если христианский храм являлся сооружением, на алтаре которого Богу приносились духовные жертвы, то мечети, во множестве построенные по всему миру, это дома для коллективных молитв. Что и отражено в названии: мечеть в переводе с арабского – место поклонения, место совершения земного поклона. Руководит мечетью имам (араб. – стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой). В мечети верующим изъясняют основы ислама; это также места уединения, приобщения к духовной жизни и т. п.; во дворе мечетей происходят собрания общины, совместные праздники и др. Перед входом в мечеть производится омовение в специальных источниках[13], а при входе в мечеть верующие разуваются. Полы в мечетях застланы коврами, декорированными орнаментальными узорами, сидя на них, верующие внимают имаму и совершают молитвы.
В каждой мечети, где бы ее ни соорудили, существует священная ниша михраб с арочным завершением, красиво облицованная, порою с колоннами (могут быть неполными) по сторонам (ил. 38).
Ил.38. Михраб и миндар
Мечеть Султана Хасана в Каире (Египет). 1356–1363 гг.
Михраб устраивают в стене со стороны Мекки, т. е. Каабы, так что обращенный к михрабу человек ориентирован на Дом Аллаха. «Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону»[14], – говорится в Коране. Например, в московской мечети михраб помещен на южной стене, в парижской – на стене, обращенной к юго-востоку, в южноафриканской – на северной и т. д. В результате во время молитвы (намаза), которые происходят пять раз в день, все мусульмане обращены лицом к Мекке. Т.е. в назначенный час молящиеся образуют гигантскую многолучевую звезду, и молитвы миллионов верующих направлены и концентрируются в Каабе. С учетом часовых поясов эта звезда непрерывно «вспыхивает» лучами коллективных молитв верующих. Получается, что Кааба и все мечети мира – это распростершийся на необозримых просторах земли единый одухотворенный организм.
Во всех мечетях обычно справа от михраба устанавливается возвышение со ступенями, так называемый минбар (ил. 38), стоя на котором имам обращается с пятничной проповедью к верующим. Но при этом верхняя ступень минбара всегда остается свободной – знак превосходства Бога.
При мечетях сооружаются минареты (араб. – маяк) – башни, с которых, как уже говорилось, в урочный час верующих сзывают на молитву. Впрочем, у этих башен могла быть и дополнительная функция, как, например, у минарета Кутб-Минар в Дели: здесь он – Башня победы, символ покорения Индии Кутб-уд-Дином Айбеком. Минареты либо встроены в здание мечети, либо стоят обособленно
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. С. 404–425.
2
Цит. по: Попова О.С. Византийские иконы VI–XV веков. (https://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija-ikonopisi-6-20-veka-sbornik/3)
3
Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. X. Послеиконоборческий период (https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/10)
4
Папагеоргиу Г. Больничное дело и медицина в византийской империи. Доклад на 5-й научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (6 июня 2013 г.). (https://pravoslavie.ru/62069.html)
5
Дигенис Акрит / Пер., статьи и коммент. А.Я. Сыркина. Серия: Литературные памятники. М., 1960.
6
Дигенис Акрит. Указ. соч. С. 108–109.
7
Дигенис Акрит Указ. соч. С. 109.
8
Там же.
9
Дигенис Акрит. Указ. соч. С. 110–111.
10
K.L. Lutraan. McMaster University, thesis, 2006. P.152. Цит. по: Охоцимский А. Позолоченные стёкла и их иконология. (https://lib.rmvoz.ru/bigzal/Iconology-goldglasses)
11
Коран, 6 (1,3).
12
Вспомним обряд «отверзания уст» у египетских статуй. Способностью оживлять Бог наделил только Иисуса Христа: еще ребенком тот оживил вылепленных им из глины птичек; вернув к жизни Лазаря, он доказал людям свое божественное происхождение.
13
Ритуал омовения рук существует в различных религиях и символизирует очищение от грехов перед обращением к Богу. Ранее упоминались фонтаны для омовения в атрии перед раннехристианской базиликой (см. кн. 1. «Одушевленный мир. Язычество. Древние интерьеры», раздел «Древний Рим»).
14
Коран. 2, 139 (144)
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги