В эту статью, состоящую из двух частей, целесообразно включить часть 3, в которой перечислить виды регулируемых трудовых отношений.
В XXI веке все большее значение приобретает содержание трудовых отношений. Это восемь видов отношений, по поводу: 1) знаний работника; 2) умений; 3) навыков; 4) знаний своих трудовых функций и трудовых действий; 5) человеческих качеств, которые работник обязан проявлять или не проявлять в трудовых отношениях согласно трудовому договору; 6) состояния здоровья и энергетики работника; 7) дисциплины труда; 8) результативности трудаВ перечисленных отношениях к работнику предъявляются восемь требований. Эти требования и определяют содержание современных трудовых отношений.
Трудовые отношения – это юридические отношения, опосредующие общественно-трудовые отношения; звенья производственных отношений, состоящих:
1) из формы привлечения к труду и распределения труда между людьми;
2) методов обеспечения трудовой дисциплины и управления процессами совместного труда;
3) характера регулирования продолжительности труда и иных условий жизнедеятельности трудящегося (воздуха, света, состояния гигиены и безопасности труда);
4) характера и формы участия трудящегося в распределении продуктов труда26.
Согласно ст. 1 ТК РФ одной из задач трудового права является правовое регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. В ТК РФ определение структуры иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, не дано. Разделение предмета трудового права на две группы отношений не оправдало себя, поэтому от него можно отказаться. Предметом трудового права являются все отношения, регулируемые трудовым законодательством, а более точно под трудовыми отношениями можно понимать часть экономических, политических (в широком смысле – управленческих), социальных отношений, складывающихся в организациях. Большое значение приобретает исследование трудовых отношений в рамках общей теории общественных отношений.
1) Трудовое отношение возникает всегда между работником и работодателем, оно является двусторонним отношением. Определение сторон трудового отношения: работника и работодателя приведено в ст. 20 ТК РФ (см. коммент. к ней);
Трудовые отношения при капитализме – это часть рыночных отношений. «Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг и ресурсов»27.
В рынок включаются такие сферы, как образование, наука, культура, политические процессы, межличностные отношения. Помимо этого, он обладает потенциалом формирования абсолютно новых сфер, ранее не существовавших для общественной жизни, таких как инновационный маркетинг, инновационная экономика, креативный бизнес, символические товары, которые связаны с повышением качества и с информационнознаковой природой, в частности это рынок брендов.
При регулировании трудовых отношений нужно учитывать так называемые провалы рынка. Теориями провалов рыночной экономики занимаются различные школы и различные направления экономической теории. В наиболее общем представлении под провалами рынка понимается неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; необеспечение рационального распределения и использования ресурсов. Эти провалы частично могут быть компенсированы разными способами: общественным саморегулированием, государственным регулированием и т.д.28
Согласно неоклассической теории, рынок не может самостоятельно обеспечить производство общественных благ в объеме, необходимом для потребления.
В самой, пожалуй, рыночной стране мира – США – коэффициент Джини в 2009 г. составлял 0,408, при том что в странах Европы, где государственный сектор играет гораздо более важную роль, он колеблется от 0,25 в Швеции до 0,36 в Италии. Это означает, что государство в этих странах проводит политику, которая направлена в том числе на снижение негативного эффекта от неравного распределения доходов. Коэффициент Джини – статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку29.
Социальную статистику можно найти на основании источников: для РФ – данные Росстата. URL: http://www.gks.ru Для США – данные US Census Bureau. URL: www.census.gov Для стран ЕС – данные Eurofound. URL: http://www.eurofound.europa.eu 2012 г. для всех – данные The World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINIИзвестно, что без создания «правил игры» со стороны государства рыночная экономика не смогла бы в полной мере функционировать. С этим соглашаются и представители либерализма: «Либерал вполне ясно понимает, что без помощи принуждения существование общества будет в опасности и за правилами поведения, соблюдение которых необходимо для обеспечения мирного сотрудничества, должна стоять угроза силы, иначе всей системе общества будет постоянно угрожать произвол любого из его членов. Нужно иметь возможность принудить человека, который не уважает жизнь, здоровье, личную свободу или частную собственность других, следовать правилам жизни в обществе. Вот та функция, которую либеральная доктрина возлагает на государство: защита собственности, свободы и мира…»30. То, что либерализм занимает такую позицию в отношении государства, является следствием того, что он, таким образом, защищает частную собственность на средства производства. Конечно, современное государство вышло далеко за те пределы, которые ему предписывают либералы. И важным в данном случае является не количество такого государства, а его качество31.
Рынок в своей динамике при отсутствии механизмов перераспределения и других форм нерыночных воздействий на экономику ведет к постоянному углублению социального неравенства; этот вывод хорошо известен и проиллюстрирован в работах многих известных авторов32.
Все возрастающее значение имеют изучение рыночных законов и управление рынком труда на их основе.
В связи с этим необходимо понимать, что беспредельный рост социального неравенства является одним из пределов развития рыночной системы.
Социальное неравенство ведет к ограничению доступа к образованию, а ограниченный доступ к образованию ведет к еще большему социальному неравенству. Этот вывод на базе обобщения большого количества источников сделан в книге В.Л. Иноземцева33.
Распределение ресурсов в современном обществе, базирующемся на рыночных принципах, не является социально справедливым. Согласно американскому философу Дж. Ролзу, справедливость должна обладать двумя принципами: «Первый принцип: каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно: (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших в соответствии с принципом справедливых сбережений и (б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей»34.
«Справедливость – это набор гарантий, которыми обладает каждый член общества при выполнении определенного набора взятых обязательств (к примеру, обязательство работать и не отлынивать от работы)».
Сегодня, как показывает статистика, уровень неравенства возвращается к показателям первой трети XX в., и, как оказывается, период благосостояния среднего класса, равенство в доходах – это скорее исключение рыночной экономики, а не правило.
Кроме того, за последнее время уровень благосостояния самых богатых людей на планете значительно вырос. «В то время как нижняя половина взрослого населения вместе владеет менее чем 1 % от общего богатства, самая богатая дециль обладает 87,7 % активов, а в одиночку верхний процент обладает половиной от общего благосостояния домохозяйств»35. В Соединенных Штатах это изменение самое значительное.
В противовес Дж. Ролзу Хайек пишет, что то, что люди называют социальным, по своей сути таковым не является, а подталкивает общество в сторону «распределительной справедливости», что противоречит самой рыночной природе: «…что всякий призыв быть “социальными” („общественными“) есть подталкивание нас к еще одному шагу в сторону “социальной справедливости” социализма».
Справедливость и рынок – вещи несовместимые, и чем более справедливым общество становится, тем дальше оно уходит от рыночной моделиПротиворечие между социальной справедливостью и экономической эффективностью является одним из основополагающих противоречий в рыночной экономике. Мы видим, как общество на протяжении всей своей истории движется в сторону социальной справедливости, при этом зачастую жертвуя экономической эффективностью. Например, нобелевский лауреат Кеннет Дж. Эрроу пишет: «Если сформулировать кратко, то современная общая теория конкурентного равновесия раскрывает ту меру, в какой распределение ресурсов в обществе может быть достигнуто через независимые частные решения, координируемые рынком. Из нее действительно вытекает, что такое распределение не только может быть достигнуто, но и будет эффективным по Парето. Однако она не дает никаких гарантий, что такое распределение будет социально справедливым. Действительно, согласно этой теории, конечное распределение будет зависеть от начального распределения запасов и собственности на предприятия». Но если мы считаем необходимым использовать эффективность рынка в полной мере, но при этом также не забывать о справедливом распределении благ, то с точки зрения этой теории необходимо в первую очередь заняться первоначальным распределением, а не вмешиваться в процесс распределения на следующих стадиях. Такое положение вещей сегодня мы и наблюдаем. Чем лучше стартовые позиции у людей, тем легче им оставаться в высших слоях общества. Социальные лифты сегодня работают все хуже с точки зрения максимизации уровня жизни каждого человека, а не очень узкой элитарной группы людей.
Рынок не обеспечивает стабильного уровня занятости даже в отсутствии кризиса. В 1933 году безработица превышала 20 % в США, в марте 2008 г. безработица составляла 5,1 %, а в сентябре 2009 г. 9,8 %. В 2009 году после кризиса, по данным международной организации труда, численность безработных составила 215 млн человек, а численность работников с нестабильной занятостью – более 1,5 млрд человек.
В современной экономике все большую роль играет труд, в основе которого лежит креативная, творческая, деятельность.
«Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг и ресурсов»36.
Рыночная экономика способствует росту производства. Подтверждают это данные о ВВП на душу населения в ценах 1995 г. за последние 110 лет. Экономика США выросла с 4091 долл. до 30 491 долл. на душу населения, экономика Нидерландов – с 3329 долл. до 24 303 долл., Япония увеличила свой ВВП на душу населения в 10 раз всего за 50 лет – с 1950 г. с показателем, равным 1921 долл. на душу населения, до 21 935 долл. на душу населения в 2010 г.37
Рост креатоемкости труда, являющийся важным фактором интенсификации производственного процесса, предполагает развитие форм и институтов, которые впоследствии приводят к общественному регулированию экономического развития, дополнению отношений конкуренции отношениями солидарности (низовой демократии), ориентированными на прогресс человеческих качеств. К таким элементам относятся система многообразных форм «экономики солидарности», в рамках которой развиваются отношения самоуправления, самоорганизации, общественный контроль за использованием средств производства.
В современной экономике конкуренция уже не является единственно возможным видом отношений субъектов в производстве. А кооперация приходит на ее место как во многих отдельных небольших фирмах, так и в ТНК.
В большинстве случаев креатоемкий потенциал каждого человека может быть реализован только тогда, когда удовлетворены его базовые потребности, такие как еда, крыша над головой, образование, здравоохранение, безопасностьЕсли человеку уже нет нужды заниматься этими вопросами, он имеет возможность переключиться на творческий, креативный труд. Когда социально-экономическая система базируется на конкуренции и частной собственности на средства производства и нет гарантий в обеспечении базовых потребностей, у большинства людей нет возможности даже начать заниматься креативным трудом.
Происходит трансформация экономических отношений, в том числе и трудовых, когда внутри одной системы производственных отношений с одним системным качеством зарождается другая система производственных отношений с новым системным качеством.
Приоритетное развитие сфер: наука, образование и культура, т. е. сфер, где главным ресурсом и результатом развития являются знания (креатоемкое производство).
Согласно их концепции, можно выделить несколько основных целей такого развития, среди которых приоритетным является развитие человеческих качеств, показателем которого станет повышение ИРЧП до уровня скандинавских стран и продление жизни до 80 лет и более, обеспечение равенства стартовых возможностей, достижение экологических показателей скандинавских стран, рост свободного времени и т. д. Для достижения поставленных целей существует возможность использовать успешный опыт скандинавских стран в сфере государственного перераспределения ресурсов, обеспечения социальной ответственности частного бизнеса, некоторые изменения в вопросах прав собственности, которое включает полное изъятие на общественные нужды природной ренты. В целом это модель движения от того, что мы имеем сегодня, к социально ориентированной экономике, которая стоит на равноправном партнерстве между государством и частным сектором.
Опыт скандинавских стран очень ценен, и он показывает, что существует и, более того, эффективна не только либеральная, но и социально ориентированная модель рынка.
Креатоемкий труд самый эффективный. Какая экономическая модель нужна для того, чтобы креатоемкий труд смог стать локомотивом ее развития? В первую очередь, такая модель должна основываться на кооперации, а не на конкуренции членов общества. Нобелевский лауреат по экономике 2009 г. Элинор Остром38 доказала эффективность коллективного управления хозяйствами и показала, что зачастую предприятия, которые управляются не на основе частного предпринимательства (и, следовательно, частных интересов), а коллективными сообществами, являются наиболее эффективными.
В современном мире роль человека выросла, и теперь именно он становится основным фактором производства. Все чаще стали подниматься вопросы о человеческом капитале и творческом потенциале человека, человека как движущей силы экономики. Феномен человеческого капитала в том, что теперь он принадлежит человеку, а не владельцу компании или земли.
Прибыль организаций должна вести к общественному благосостоянию.
Не каждый человек может реализовать свой творческий потенциал в рыночной экономике, и поэтому одна из функций трудового законодательства – создать условия для реализации человеком своего творческого потенциала. Экономическая система может быть такой, которая помогала бы человеку реализовать себя, и посредством этого увеличивала бы благосостояние общества и люди смогли бы использовать все знания, накопленные человечеством, для созидания и дальнейшего прогресса.
На смену конкуренции, характерной для индустриального общества, приходит эпоха массового сотрудничества и совместной деятельности.
Творческий потенциал человека – высшая ценность и главный фактор развития экономики и общества в условиях революции знаний. Это аналог индустрии для прошлого века. Образование формирует творческий потенциал человека так же, как тяжелая промышленность формировала его в ХХ столетии.
Имеют разные значения понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». В понятии «человеческий капитал» человек рассматривается лишь как средство для получения прибыли. В понятии «человеческий потенциал» человек и его развитие являются целью социально-экономического развития.
В любом обществе важнейшей проблемой собственности является отношение между работником и собственником средств производства39. Важнейший вид трудовых отношений – это отношения между работником и собственником средств производства. Целесообразно ввести в ТК РФ статью на эту тему, например, ст. 20.1 «Трудовые отношения между работником и собственником средств производства».
Одна из тенденций развития сферы труда состоит в расширении сферы рыночных отношений, которое происходит под влиянием прогресса креативной деятельности, свидетельством чему являются данные, показывающие рост роли креативного бизнеса, креативных корпораций, а также продвижение рыночных отношений в сферы науки, культуры, образования, спорта и другие отрасли креативного и суперкреативного ядра экономики. Вторая тенденция состоит в прогрессе тех сфер творческой деятельности, где создаются блага, формирование и использование которых может осуществляться в ряде случаев вне рыночных трансакций. К таким сферам относятся, в частности, викиномика, производство интеллектуальной продукции в режимах копилефт (англ. Copyleft – лицензия, которая позволяет использовать оригинальные (исходные) работы при создании новых (производных) работ без получения разрешения владельца авторского права), открытые источники и многое другое.
В книге40 Дона Тапскотта (Don Tapscott) описывается, как некоторые компании в начале XXI века использовали в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества (mass collaboration), взаимодействия равных (peer collaboration) и идеологию открытого кода для достижения коммерческого успеха.
Копилефт-лицензии были созданы для расширения прав и свобод людей без нарушения действующих законов. Правообладатели используют концепцию копилефта, чтобы у любого человека в мире было право использовать, изменять и распространять как исходное произведение, так и произведения, производные от него, и никто не мог бы ограничить это право.
Роль человека в общественном производстве тоже эволюционирует, превращая его из «винтика» производственного процесса в созидателя, реализующего свой внутренний, творческий потенциал в сферах, где доминирующие отношения уже не конкуренция, а солидарность и сотрудничество.
Рост креатоемкости труда, являющийся, как было отмечено, важным фактором интенсификации производственного процесса, предполагает развитие форм и институтов, которые впоследствии приводят к общественному регулированию экономического развития, дополнению отношений конкуренции отношениями солидарности (низовой демократии), ориентированными на прогресс человеческих качеств.
К таким элементам относятся система многообразных форм «экономики солидарности», в рамках которой развиваются отношения самоуправления, самоорганизации, общественный контроль за использованием средств производства, кооперация.
§ 2. Метод правового регулирования трудовых отношений
Известно, что метод правового регулирования (англ. method of legal regulation) – совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос: как осуществляется регулирование?
Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права;
• Дозволение – предоставление управомоченному лицу возможности совершать определенные действия в своих интересах, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или вообще не воспользоваться своим правом (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти),
• Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершить определенное действие, при этом они не имеют возможности уклониться от исполнения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
• Запрет (негативное обязывание) – обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определенных действий под угрозой в случае неисполнения такого требования применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).
В настоящее время делается упор на стимулирующие способы воздействия на психику людей, активизирующие их предприимчивость и социальную активность, а это значит, что содержание способов регулирования формируется преимущественно из поощрительных средств, а также более гибких и альтернативных процедур41.
Средства правового регулирования – явления социальной действительности, выражающиеся в установлениях и действиях, непосредственно позволяющие достигать цели правового регулирования42.
Юридические средства правового регулирования – это установления и действия компетентных государственных органов и должностных лиц, направленные на достижение цели правового регулирования. Первую группу юридических средств – по форме выражения – составляют нормативные правовые акты, акты официального толкования права, акты реализации права, нормативный договор. Во вторую группу – по содержанию – отнесены принципы права, нормы права, правовой прецедент (включая правоположения практики). Такие юридические конструкции, как правовые фикции и презумпции, оценочные понятия, преюдициальные факты, аналогия права и закона и др., выступают конкретными инструментами, посредством которых осуществляется юридическое регулирование, и позволяют описать механизм участия юридических средств в правовом регулировании.
В виде неюридических средств выступают как социальные нормы и правила поведения, так и определенные способы и приемы, используемые в целях правового регулирования. К ним относятся моральные, религиозные нормы, обычаи, корпоративные нормы, переговоры и посредничество (медиация). Категория «средства правового регулирования», в отличие от категории «правовые средства», включает в себя не только юридические явления ввиду того, что в правовое поле вовлекаются и иные социальные регуляторы.
Понятие «средство» соотнесено со смежными категориями, которые используются при описании процесса правового регулирования: «прием», «способ» и «метод», в результате чего был сделан вывод о том, что приемы и способы относятся к правовым средствам, а метод правового регулирования, в свою очередь, представляет собой совокупность применяемых приемов, способов и средств правового регулирования.
Средства правового регулирования представляют собой установления и действия, с помощью которых достигается цель права. Под установлениями понимаются различные нормы и предписания, в которые облекаются явления социальной действительности, в которых они материально выражаются и посредством которых осуществляется правовое регулирование. Имеются в виду различные правовые акты, исходящие от государства, или социальные нормы и правила поведения, вовлекаемые в правовую сферу и участвующие в правовом регулировании, письменно или устно закрепленные, имеющие институциональный характер и др. Действия как правовые средства представляют собой некие процедуры, при помощи которых субъект достигает поставленную цель. Сам процесс выполнения определенного правила поведения также можно считать средством правового регулирования.
При социализме были три субъекта трудового права: работник, работодатель, профсоюзы. При капитализме к ним необходимо добавить собственника средств производства. Во многом содержание трудовых отношений определяются отношениями собственности. В частности, при нехватке средств у работодателя, например на выплату зарплаты, эти средства обязан предоставить собственник средств производства.
§ 3. Система трудового права
Система трудового права – это характеристика трудового права как целого с помощью понятий: система, цели, задачи; функции, структура; развитие системы.
Теоретрической базой системы трудового права среди прочих составляют работы авторов: фон Берталанфи, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина; С.С. Алексеева, О.С. Иоффе, Д.А. Керимова, А.С. Пиголкина, В.Д. Сорокина, A.Ф. Шебанова, Л.C. Явича, Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, С.Ю. Головиной, К.И. Гусова, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, В.Г. Мельникова, Н.Г. Морозова, В.М. Лебедева, Р.З. Лившица, М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, М.В. Молодцова, С.П. Маврина, А. Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, А.Е. Пашерстника, А.С. Пашкова, А.И. Процевского, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, В.И. Смолярчука, Л.А. Сыроватской, Л.С. Таля, В.Н. Толкуновой, Е.Б. Хохлова и др., Работы ученых Германии: Г. Кельзена, Ф.-Ж. Пайне, К. B. Канариса, Р. Риккарди, В. Хромадки, А. Юнкера, Ф. Машманна, В. Дойблера и др43.