1. Предварительное экспериментальное разрушение экономической системы государств, частично схожих с Россией (Югославия, Индия и некоторые другие).
2. Создание в России информационно-управленческого поля, центры которого находятся на Западе, с целью дезорганизации экономических и социальных процессов в стране.
3. Постепенное целенаправленное разрушение энергетической, финансовой, транспортной инфраструктуры с целью сделать нерентабельным любое крупное базовое производство России (за исключением экологически опасных).
4. Создание банковско-финансовой системы, позволяющей обеспечивать доллар (как мировую валюту) российским рублем и стоящим за ним огромным производством, природным и интеллектуальным потенциалом России.
5. Создание правовой базы для того, чтобы за российские долги (свыше 120 миллиардов долларов) скупить российские земли и сделать данный процесс необратимым.
При наличии этих тенденций России следует проводить глубоко продуманную национальную внешнюю политику. В отношениях со странами дальнего зарубежья России не следует придерживаться односторонней ориентации, а проводить курс на многовариантность и гибкость связей и сотрудничества, учитывать и использовать противоречия между ними в национальных интересах России. При этом Россия должна отвергнуть как сугубо прозападнический, так и сугубо проазиатский курс. Ни атлантизм, ни евразийство не могут быть принципами российской внешней политики.
Следует восстановить экономические, политические и культурные связи со странами бывшего «социалистического содружества» (особенно с восточноевропейскими). Особый упор следует делать на единении славянских народов, что должно стать одним из важных направлений внешней политики России. Решительно добиваться прекращения агрессии стран НАТО (под видом миротворчества) в бывшей Югославии, четко поддерживать Сербию.
Решительно воспрепятствовать расширению НАТО на Восток. Серией экономических мер воспрепятствовать военному сотрудничеству восточноевропейских государств и стран ближнего зарубежья с НАТО. Заявить Западу, что вся территория бывшего СССР является сферой жизненно важных интересов России и монопольной зоной ее влияния.
России необходимо приложить усилия для сохранения исторически присущего ей геостратегического статуса в Европе, исходя из неизбежности как партнерства, так и соперничества с Западной Европой. Главным экономическим и политическим партнером России в Европе может стать Германия. В европейской политике следует пересмотреть отношение к таким организациям, как ОБСЕ, НАТО, Европарламент, Совет Европы, как к структурам, которые могут вмешаться в дела России и действовать вопреки ее национальным интересам.
Отношения с Соединенными Штатами Россия должна строить с учетом того, что эта страна была и остается главной антироссийской силой и разрабатывает планы вслед за разрушением СССР раздробить и Российскую Федерацию на множество государственных образований, зависимых от Запада. Вместе с тем, России необходимо определенное взаимодействие с США в различных сферах, особенно в области поддержания международной безопасности.
На Дальнем Востоке весьма перспективным и важным экономическим партнером России может стать Япония, которая, однако, имеет территориальные претензии к нашей стране. Российской дипломатии следует раз и навсегда прекратить дискуссии по поводу статуса и государственной принадлежности Курильских островов.
В отношениях с Китаем следует исходить из того, что это – наш сосед, с которым у России самая протяженная граница, что, с одной стороны, позволяет развивать торгово-экономические и иные отношения, а с другой; таит в себе опасность проникновения миллионов китайцев на российскую территорию и вытеснения оттуда российских жителей. Необходимо жесткими методами экономического, административного и военного характера остановить и ликвидировать «этническую агрессию» со стороны Китая, не допустить фактического отторжения значительной части российской территории.
Россия должна в полном объеме покончить с идеологизированными подходами во внешней политике и развивать сотрудничество с такими странами, как Ирак, Ливия, Куба, Северная Корея. На Ближнем и Среднем Востоке не следует допускать односторонней ориентации на арабов или Израиль.
Важно учитывать, что в последние годы произошла заметная активизация экспансионистской политики Турции на Кавказе, в Крыму и Средней Азии, что ставит под серьезную угрозу стратегические интересы России. В Крыму уже находится 15 тысяч татарских боевиков. Турецкий флот проводит маневры у крымских берегов. Нашим границам угрожает мощная, хорошо вооруженная и обученная турецкая армия. В Турции разработан план постепенного захвата территорий бывшего СССР, населенных тюркоязычными и другими мусульманскими народами, и создания империи под названием «Великий Туран».
Свои отношения со странами Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании Россия должна соразмерять со своими возможностями и национальными интересами. Ей следует отказаться от непосильных глобалистских замыслов и «интернационалистских» подходов, характерных для политики СССР.
В ООН и других международных организациях и объединениях все отчетливее проявляются попытки давления на Россию, вмешательства в ее внутренние дела. В дискуссиях и некоторых решениях этих организаций все более проявляется антирусская, антироссийская направленность. Российской дипломатии необходимо не только противодействовать этому, но и дозировать свое участие в работе таких организаций.
Для РФ целесообразно гибкое участие в региональных системах безопасности и лишь в тех, зона действия в которых непосредственно соприкасается с российским геостратегическим пространством. России не следует использовать Вооруженные Силы страны для решения проблем других государств.
Таким образом, внешнеполитическая доктрина должна быть направлена на возвышение роли России в мире как в ее национальных интересах, так и в интересах всеобщей безопасности и стабильности.
Об использовании спецслужбами США научных центров и общественных организаций в подрывной деятельности на территории РоссииПосле окончания второй мировой войны в американском обществе прочно укоренилась идея утверждения за Соединенными Штатами статуса мирового лидера. Мощный экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал страны, минимальные потери в войне, имидж государства-победителя, обладание монополией на ядерное оружие – во многом способствовали формированию в США широкой поддержки такой идеи, создавали благоприятные условия для ее реализации.
Существенная роль в этом деле отводилась американским спецслужбам. Согласно принятой в тот период в США доктрине «сдерживания» их деятельность была направлена в первую очередь на уменьшение политического и экономического влияния СССР на международной арене, сковывание его активности.
Решая задачи, поставленные политическим руководством в отношении СССР, спецслужбы США задействовали обширный арсенал собственных и привлеченных сил и средств, в том числе возможности политологических и социологических центров, университетов, различных фондов и общественных организаций. Их использовали, как правило, в двух направлениях. Во-первых, для проведения на контрактной основе тех или иных исследований в интересах спецслужб (например, реализация известного «Гарвардского проекта» по изучению советского человека, для участия в котором были привлечены лучшие психологи, социологи, политологи, советологи различных стран). Во-вторых, в качестве прикрытия для кадровых разведчиков и агентов спецслужб, засылавшихся в нашу страну.
Развал Советского Союза, сложные и противоречивые процессы реформирования в различных сферах жизнедеятельности Российского государства и общества послужили причиной корректировки тактики разведывательно-подрывной деятельности спецслужб США против России. Приоритеты были отданы формам организационной деятельности с легальных позиций, а также использованию нетрадиционных источников информации.
В последнее время американские спецслужбы проводят в год более 70 практических конференций аналитиков разведывательного общества и видных ученых для обмена мнениями по конкретным вопросам своей деятельности. ЦРУ активно привлекает профессоров американских университетов для разработки прогнозов. В этих целях до сведения последних доводится фактически более четверти закрытой информации. В учебные программы ряда университетов США включено более ста развернутых курсов по различным аспектам разведки. На сегодняшний день в мире насчитывается около 500 внешнеполитических исследовательских центров (в США – более 200, в ФРГ – свыше 100), занимающихся изучением нашей страны. Официальная цель работы таких организаций в России – оказание методической и материальной помощи для обеспечения более интенсивного продвижения к рыночной экономике, развития мелкого и среднего бизнеса, предпринимательства, новых форм управления хозяйством и финансами, предоставление посреднических услуг в налаживании связей между российскими и американскими предпринимателями, содействие в подготовке национальных кадров. Однако, как ясно из имеющейся информации, истинная цель их деятельности – реализация внешнеполитического курса США, направленного на сдерживание России как государства, потенциально способного составить конкуренцию «единственной сверхдержаве».
Анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что США используют свои научные центры в целях легального сбора важной информации в области политики, экономики, обороны и научно-технических достижений России, создания позиций влияния в интересах США в указанных сферах, организации «утечки умов» из России.
Американские научные центры, ведущие разведывательно-подрывную работу против России.
1. Национальное географическое общество.
2. Фонд Джона и Катерины Мак-Артур.
3. Национальная Академия наук (Национальный исследовательский совет).
4. Фонд национальных исследований.
5. Госдепартамент США (Специальный фонд Бюро по вопросам океанических, международных экологических и исследовательских про блем Госдепартамента США).
6. Центр полевых исследований (наблюдение за Землей).
7. Фонд Альфреда Слоуна.
8. Международная ассоциация развития сотрудничества с учеными независимых государств бывшего СССР.
9. Совет международного обмена учеными (программа Фулбрайта).
10. Международный научный фонд (Фонд Сороса).
11. Агентство международного развития США, Проект экологической политики и технологии.
12. Фонд Форда.
13. Фонд братьев Рокфеллеров.
14. Фонд Тернера.
15. Фонд Уидена.
16. Фонд Чарльза Стюарта Мотта.
17. Фонд Джона Мерка.
Легальный сбор разведывательной информации. Возросла активность спецслужб США в использовании американских научных центров для направления в Россию своих кадровых сотрудников и агентов. Для добывания разведывательной информации научные центры используют:
– контакты с российскими политиками, экономистами, учеными и иными специалистами (для этого, в частности, открываются клубы, например, «Ротари клаб», «Лайонз клаб», «Американский дом»);
– поездки своих сотрудников по территории России;
– изучение материалов в российских архивах и библиотеках;
– проведение социологических опросов и создание респондентской сети;
– анализ материалов российских средств массовой информации, в первую очередь, региональных, и создание корреспондентской сети;
– получение от различных источников интересующей информации под предлогом изучения вопроса об оказании финансовой и технологической помощи.
Для развития контактов сотрудников американских научных центров с представителями российской научной и преподавательской интеллигенции, местных российских органов власти и управления, бизнесменами, политиками представители Корпуса мира создали в Саратове, Владимире, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах российско-американские клубы.
Сбор открытой информации с использованием методов социологии и социальной психологии принял глобальный характер. Например, в конце 1993 года сотрудниками Гарвардского и Колумбийского университетов, а также университета Дюка совместно со специалистами Центра социологических исследований МГУ и Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН был проведен опрос в 73 регионах России по теме: «Предвыборная ситуация в России». Основными задачами исследования по мнению наших экспертов, являлись: определение социальной базы политических и общественных движений, анализ политической ситуации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Данное исследование беспрецедентно по своим масштабам. Американцы опросили более 35 тысяч респондентов (отечественные социологические центры считают достаточным – от 1600 до 2500 человек).
Масштабность проводимых исследований и достоверность получаемых результатов позволяют американским аналитическим центрам прогнозировать развитие социально-экономической и общественно-политической ситуации в России в целом и отдельно в регионах страны.
Собирая открытую информацию, научные центры пытаются получить сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну. Например, представители «Хаббард колледж» в Обнинске провели тестирование российских специалистов, в том числе носителей государственных секретов, в ходе которого получили сведения о персоналиях и положении дел на предприятиях, включая режимные объекты. Центр гражданских инициатив (США) при рассмотрении вопроса об оказании финансовой и технологической помощи потребовал от российских партнеров предоставления так называемых «бизнес-планов», содержащих коммерческую тайну.
Помимо сотрудников спецслужб сбором разведывательной информации занимаются представители американских фирм и компаний, которые используют и возможности научных центров. Практически все волонтеры Корпуса мира имеют негласные задания фирм изучать российский рынок, давать объективную оценку экономической ситуации, а также, исходя из целесообразности, закрепляться в России путем создания совместных предприятий.
Большое внимание научные центры уделяют проведению научно-технической разведки. В целом, отношение Соединенных Штатов к развитию науки в других государствах наиболее наглядно продемонстрировано в 1988 году в докладе «Наука и внешняя политика», подготовленном комиссией при президенте США. В нем, в частности, говорилось: «Мощный научный потенциал, в какой бы стране он ни существовал, может породить глубокие созидательные идеи, имеющие важнейшее значение для благосостояния и национальной безопасности США. Совершенно ясно, что подобные идеи должны безотлагательно становиться частью американской научной мысли. Ни при каких обстоятельствах мы не должны быть захвачены врасплох вследствие того, что не узнали, не признали или недооценили какую-то идею или научное открытие». В этой связи Соединенные Штаты не ограничиваются только получением разведывательной информации о последних достижениях российской науки и техники. Официально провозглашая своей целью содействие развитию российской науки, центры стремятся заключать соглашения с нашими учеными о передаче эксклюзивного права на использование результатов открытий и изобретений, фактически обрекая российские науку и экономику на контролируемое американцами отставание. Так, в 1993 году Международный научный фонд (США) получил от частных и юридических лиц 885 материалов научных разработок, в том числе 76 – от российских научных учреждений. При этом частным лицам выплачивалось по 500 долларов, научным организациям – по 100 тысяч долларов независимо от характера полученного документа. Материалы в указанный фонд направлялись из различных городов России, включая те, в которых действует особый режим пребывания иностранцев (Арзамас-16, Уфа-78, Казань-103, Казань-34, Пермь-7, Ижевск-8 и др.). Фонд Сороса в обмен на научную информацию предлагает российским научным учреждениям «грант» – финансирование научных работ сроком на 1–2 года из расчета 100 тысяч долларов. В середине 1993 года в США находились в стадии патентования около трех тысяч российских технологий, дающих при их использовании миллиардные прибыли. Наряду с коммерческим сектором в США была создана четкая система оценки и отбора российских технологий для нужд ВПК этой страны.
Анализ американских анкет свидетельствует о том, что в ходе опросов научные центры США имеют возможность получить информацию об опрашиваемом лице, его родственниках, месте работы, руководителях и т. п. Указанные сведения позволяют составить социальный портрет респондента, определить его возможности. Выводы ложатся в основу банка данных, в котором накапливаются материалы по проблемам исследования и персоналиям.
Параллельно с проведением социологических исследований научные центры создают на договорной основе постоянно действующую сеть респондентов из числа российских граждан. Например, офицерам Западной группы войск, убывающим на территорию России, предлагали заключить договор о сотрудничестве. По условиям договора иностранный научный центр устанавливает за свой счет на принадлежащем офицеру телефоне факс и производит оплату каждого его сообщения. Респондент из числа российских офицеров должен отвечать на вопросы указанного центра о политической и социально-экономической обстановке в регионе, в который выводятся наши войска.
Особое внимание спецслужбы США уделяют изучению материалов российских средств массовой информации, в частности, местной прессы. В настоящее время американцы приступили к формированию разветвленной корреспондентской сети. В каждом регионе России они планируют подобрать 3–5 человек, которые за соответствующее вознаграждение проводили бы предварительный анализ местной прессы и сопровождали бы его собственными комментариями. В апреле 1993 года представители фирмы «MAG» и американского журнала «Ост» в Брянске, Липецке и Белгороде предлагали местным жителям стать их респондентами.
Создаваемые американцами в России респондентская и корреспондентская сети представляют по существу аппарат легальных источников информации. В случае обострения отношений между Россией и США можно ожидать, что американцы переведут контакты с данной категорией источников на нелегальную основу, создав таким образом дополнительную, охватывающую практически все регионы России агентурную сеть.
Однако научные центры для проведения научно-технической разведки создают и действующую агентурную сеть. В ряде случаев вербовка агентов проводится открыто. Например, фирма «Техногенезис» официально предлагает российским ученым подписать договор о конфиденциальном сотрудничестве. Так называемый «независимый агент» обязуется при этом сообщать фирме информацию о передовых технологиях в приоритетных областях науки и техники и их авторах.
В отдельных случаях сбор разведывательной информации является единственной целью научных центров в России. Выполнив именно эту специфическую функцию, свернула свою деятельность в нашей стране Международная финансовая лаборатория.
В последнее время отмечены факты прямых обращений представителей американского военного ведомства в российские научно-исследовательские учреждения, занимающиеся оборонной проблематикой, за получением интересующей их информации. Например, в начале 1994 года представители штаба ВМС США предложили Институту механики МГУ им. М. В. Ломоносова финансировать научные разработки в обмен на информацию о полученных результатах (исследования Института механики касаются проблем математического моделирования полета ракет наземного базирования).
Создание позиций влияния в области российской политики, экономики, науки и обороны. Соединенные Штаты пытаются оказывать воздействие на принятие решений в области российской политики, экономики, науки, обороны. В этих целях спецслужбы США, используя научные центры, проводят активную работу по формированию проамериканского лобби (по терминологии спецслужб – приобретение агентов влияния) в различных сферах жизнедеятельности российского государства и общества.
С 1985 года в качестве объектов изучения американских спецслужб стали фигурировать некоторые лидеры и активисты так называемых неформальных объединений. Им оказывалась методологическая, материально-техническая и иная помощь. Сегодня есть основания полагать, что в результате проведенной работы американцам удалось сформировать проамериканское лобби в ряде центральных российских органов власти и управления.
По имеющимся данным некоторые американские фонды разработали рекомендации по реформированию российских органов власти и управления. Эти рекомендации фонды согласовывают в комиссиях Конгресса США и через созданные позиции пытаются довести до сведения властных структур России. Так, например, фонд «Наследие» разработал «Программу реформ для нового российского парламента», рекомендации по реформированию спецслужб России.
Несмотря на широкомасштабную разведывательную деятельность на территории нашей страны, результаты выборов 1993 года в России явились для американцев неожиданными. Свой просчет представители Фонда Форда объяснили «недостаточной компетентностью окружения Президента России и поддерживающих его сил, которые не смогли объективно оценить складывающуюся обстановку в стране». Одновременно ими был признан ошибочным курс руководства США «на одностороннюю поддержку Президента и правительства России».
В деятельности американских научных центров наметилась тенденция по налаживанию связей с «конструктивной оппозицией», к которой они относят блоки ЯБЛОКО, ПРЕС, а также ДПР. Но следует отметить, что «конструктивная оппозиция» не отвечает полностью запросам американцев. В этой связи в своих директивах Фонд Форда указывает на необходимость «изучения и поддержки второго и следующих эшелонов российских политиков». По мнению американцев, эта работа позволит им «воспитать» новых проамерикански настроенных политических лидеров, которые придут на смену нынешнему правительству России. Характерно, что к кандидатам в «новую элиту» предъявляются в качестве основных требований «не быть связанными в прошлом с деятельностью КПСС, не работать в настоящее время в президентской и правительственной структурах». Таким образом, американцы отнесли коммунистических и нынешних демократических лидеров к разряду бесперспективных. Они намерены содействовать появлению новых политических сил в России, ориентированных на «западные ценности» и способных, с одной стороны, действовать в интересах США, а с другой – пользоваться широкой поддержкой российского народа.
В настоящее время научные центры пытаются определить возможных претендентов на пост Президента России и найти к ним подходы.
Недовольство результатами действий российских политических лидеров проамериканской ориентации привело к тому, что с конца 1993 года американцы перенесли деятельность научных центров по расширению влияния США из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Приоритетными направлениями здесь стали налаживание тесных контактов с местными администрациями, оказание на них влияния. Укрепляя свои позиции в регионах, Соединенные Штаты приобретают дополнительную возможность оказывать давление на правительство России. В случае дальнейшего развития процесса децентрализации России американцы будут иметь уже созданные позиции влияния во вновь образованных государствах.
В целях воспитания новых российских политических лидеров, способных проводить проамериканский курс, научные центры организуют на территории России различного рода семинары для представителей органов власти и управления, перспективных политиков, экономистов, ученых, предпринимателей, в ходе которых подбираются лица, отвечающие установленным требованиям. Отобранные кандидаты направляются на стажировку в США, где проводится их «обработка», прививаются «американские ценности». Стажировка за рубежом рассматривается американцами как основной элемент процесса привлечения российских граждан к сотрудничеству. Так, например, в 1993 году при финансовом обеспечении USIA в Новосибирске состоялся четырехдневный семинар «Американские и российские федеральные системы» для руководителей органов представительной и исполнительной властей из 21 региона нашей страны (от Архангельска до Владивостока), в ходе которого решался вопрос об отборе 10 претендентов на стажировку в США. При этом американцы даже не пытались скрыть, что их целью является формирование в России проамериканского лобби.
Характерной особенностью тактики научных центров становится выделение финансовых средств для поддержки конкретных региональных программ и местных политических лидеров, проводящих американскую политику, а не партий и движений в целом.
Под предлогом оказания финансовой и технологической помощи научные центры получили возможность выходить на ведущих специалистов, а также на различные учреждения и наукоемкие предприятия ВПК России. В настоящее время они используют этот канал не только для сбора информации, но и в целях оказания влияния на ход развития перспективных научных разработок (прежде всего посредством системы «грантов», стажировок российских специалистов за рубежом и т. д.).