Книга Счастье ведьм - читать онлайн бесплатно, автор Ю Же. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Счастье ведьм

А наша ведьма-Василиса, молодая жена, она всё может. Она прокормит семью, спасет мужа и пожалеет, всех удовлетворит, да еще и удивит мастерством и красотой.

«Ага! – смекает тут Иван-Царевич, – значит, может! Так и нечего! Пусть всегда…». И тут-то и кризис. Хочет жена-ведьма спрятаться обратно в лягушачью кожу – ан-нет. «Пеки милая, пляши, тки… А я, а что я?!». И сносит ведьму в темное прошлое, в кощеево царство к мертвому Анимусу вместо сильного16. И как бы ни билась, ни рвалась она, не может помочь своему герою, ни подсказок дать, ни за руку привести. Если любит и волей богат – сможет взять ресурсы у Бабы Яги, у природных сил, пройти путь и обрести обновленный союз. Символическая игла жизни-смерти Кощея часто проявляется в жизни семейных пар. После отчуждения, усилий, отчаяния, поисков, ожидания что-то очень твердое и тонкое ломается (часто про лед говорят) и отпускает слезы, чувства и новую жизнь.

Как будет дальше жить Иван с Василисой? Надеюсь – внимательно.

Очень немногие мужчины справляются с тем, чтобы быть мужем ведьмы. Когда-нибудь напишу им памятник. Знаю нескольких воистину великих. Попробовала даже спросить их: «Каково это – быть мужем ведьмы? Поможете?». Мужья отшутились. Да, конечно, кто ж расскажет такие секреты! Думаю, это искусство, мастерство саперов, физиков ядерщиков, испытателей сверхзвуковых.

Филипп Перхов – муж великой Катерины Перховой, подарил такое: «Ведьма – для меня что-то местечковое, моя, скорее, йогиня. Боготворить, а как еще?». Да, в устах буддиста-йога слово «боготворить» звучит вполне конкретно, по-рабочему: творить бога, божественное, вместе.

Могу сказать очевидное. Муж ведьмы – тот, кто принимает, частично понимает, поддерживает, защищает. Защищать ведьму нужно в первую очередь от дураков. Ибо ведьма может бороться с врагом, но против порывов глупого сердца бессильна, поэтому рьяные чиновники, злые дети, активные глупые люди очень опасны для неё. Порой приходится спасать ведьму и от сил, которые больше нее (Кощей), особенно связанных с прошлым.

Муж, справляющийся с задачей внимательной заботы, умеющий и поддержать, и отпустить, ценящий способность жены вести, зная дорогу, получает большие силы и радости благосостояния.

Всё это достигается совместной работой, терпеливыми усилиями, перевязкой ран друг друга. Ведьме хорошо бы потратить часть своей экстрасенсорики на то, чтобы чувствовать лезвие бритвы и пройти по нему. Оно расположено между полной открытостью (показом истинной сущности)17 и полным утаиванием («Спи Иван-Царевич, утро вечера мудренее»). Сила семьи тренируется, как любая мышца, – настойчиво и постепенно.

Не будем забывать, что кроме мужа у ведьмы, как и у любой другой женщины, есть Анимус. С ним тоже всё довольно интересно, потом расскажу.

Может ли ведьма быть нормальной18? Отвечаю: скорее всего, нет, потому что вопрос этот конгруэнтен для меня вопросу «может ли нервная клетка стать жировой или мышечной?». Думаю, может быть, иногда. Или прикинуться. Здесь и подсказка одного из путей ослабления остроты эвоневроза.

Помнить, что мы нечто вроде клеток пока неподвластного пониманию организма Земли или биосферы, или Вселенной. Клетки, отличные от других, могут выполнять очень важные функции, как постоянные, так и случайно-мутационные. А если они начинают упорствовать в противодействии организму, да еще и объединяются, мы называем это злокачественные образования. Из этого проистекает небольшая подсказка на сакраментальное «как жить?» – быть здоровой (в самых разных аспектах и смыслах). Для здоровья жизни важен хороший контакт с ее элементами, с тем, из чего сложена наша планета, биосфера, частью чего мы являемся и телом, и душой.

Сверхспособности

Чувства, ощущения, мышление, интуиция, воля

Мой учитель Карл Густав Юнг обозначил четыре основные функции психики, ее способа функционирования и контакта с миром. Чувства, ощущения, мышление, интуиция. У людей они обычно развиты неравномерно, какие-то ведущие, какие-то теневые. Волю к этой модели добавили мы с Оксаной Лавровой, потому как нельзя без неё. Такая же важная онтологическая составляющая бытия человека.

В общем дискурсе у нас принято понятие экстрасенс, предполагающее, по этимологии, сверхразвитые способности к ощущениям. С другой стороны, как раз про ощущения принято говорить чувствовать, чувствительность. Мышление также смешивается с интуицией. Полезно различать, чтобы понимать, с чем имеем дело и что можно развивать.

Итак.

Сверхощущение, или экстрасенсорика – это способность распознавать тонкие цвета и оттенки запахов и звуков, улавливать тонкие поля, в том числе на большом расстоянии, чуять кожей, волосами, нутром. Если у женщины (говорят, у блондинок больше) высокая кожная чувствительность и эмоциональность, то это как раз не чувствительность, а экстрасенсорика. Иногда говорят – «как без кожи». Хотя, по-моему, кожи тут как раз много, но она тонкая.

Сверхчувствительность. Способность испытывать сильные чувства (страсти) и переживать их. Чувства отличаются от ощущений и эмоций тем, что они названы и осмыслены. Холодно – ощущение, я замерзла – чувство. Ах! – эмоция, любовь – чувство. Тревога – эмоция, ощущение, страх – чувство. Олеся Бондарева использует чудесное слово ясночувствование и обучает ему. Это такая концентрированная практическая психология. Много сердца. Много этики.

Интуиция. Тут как-то «сверх» или «экстра» и не добавляется. Она вроде не особо в чести в нашем рациональном мире. Если она есть, то это уже как бы «сверх». Интуиция – это прямое знание. Открытая связь с ноосферой, способность знать (часто говорим «видеть») сквозь время и пространство, без привычной рациональной логики.

Мышление. Это способность к обработке информации, знание, понимание, принятие решений и тому подобная алхимия мыслеформ. В современном мне мире именно мышление стало оплотом выживания и развития, ценностью в отношениях и деятельности. Ведьме нужен хороший ум. А еще лучше – экстра-разум. Вот задумалась, как объяснить, чтобы не подумали, что это только про многозадачность женской роли (дом, дети, социум, дела), и соцсеть прислала чудесный текст. Размещу тут полностью как иллюстрацию. Содержание его нам еще пригодится в главе про Анимус и мужчину.

Дарья Кутузова, 2016г.: Про дискурс рыцарства.

Мне прямо звенит сейчас. Сильные часто так боятся чужой слабости – вдруг я им что-то буду должен (а сил не хватит? И я буду слаб?).

А в слабости и уязвимости так естественно бояться чужой силы – вдруг ранят, затопчут, превратят ее в насилие (и своей силы – заодно).

А можно обходиться с этим вот так. Не расщепляясь на сильного и слабого. С достоинством. Чествуя ценности друг друга, за которые каждый рубится как может. Не призывать чекать привилегии, а – напоминать про подзабытое рыцарство. Светлая сторона архетипа Героя.

Думаю две мысли сразу:

Майкл Уайт «втащил» в сферу терапии и социальной работы слово honour, и именно как глагол. Причем глагол действия, в активном залоге. Как существительное – это «честь», «почет». Как глагол это слово чаще употребляется в общепринятом языке в пассивном залоге, «I am honoured to be…» – «для меня большая честь…» – и это конструкция, употребляемая в очень формальных, церемониальных ситуациях. Или с иронией, которую тем, кто способен ее воспринимать, слышно за километр. А Майкл Уайт употреблял это слово – «чтить», «воздавать почет» – по отношению к мечтам, ценностям, умениям, усилиям другого человека. Это позиция помогающего практика по отношению к тем, кто обращается за помощью. Получалось такое внесение церемониального в повседневное. И, по моим ощущениям, это был дискурс рыцарства.

Потому что еще одно слово, которое он часто употреблял, описывая позицию помогающего практика, это слово «champion» – и не в современном его значении «победителя в состязании». Это слово изначально тоже идет из рыцарского дискурса и означает «рыцаря-защитника», того, кто будет биться за человека, который сам биться за себя не может. У нас есть привилегии – образование, здоровье, финансовые средства, многое другое. И эту привилегированность мы можем использовать, как рыцарь – коня, доспехи и оружие.

Вторая мысль в связи с этой – про ежедневный активизм. Идея в той формулировке, в какой она мне известна, пришла в голову другому Майклу, Майклу Нортону. Она проста: больших изменений можно достичь, если будут суммироваться и приумножаться систематические малые действия множества людей. Нортон любит задавать людям вопрос: «Если бы вы могли убедить миллион человек совершать какое-то малое полезное действие, что бы это было за действие?»

Я продолжаю думать в сторону того, о чем писала вчера: что у некоторых людей иногда вообще нет ресурса поддерживать отношения с друзьями, и социальные связи ослабевают, человек проваливается сквозь ячейки сети отношений и пропадает без вести. Иногда – в буквальном смысле. И сегодня, если бы я могла убедить миллион человек регулярно совершать какое-то маленькое полезное действие, я бы постаралась их убедить просматривать свой список друзей и находить тех, от кого давно ничего не было слышно. И писать им коротенькое теплое письмо…19.

Простите за эту большую и двойную цитату, но она только целиком передает то, что хочется сказать о мышлении ведьм.

«Мы настроены на действие, а не на размышление, поэтому наша жизнь, как правило, слепа по отношению к самой себе» (Умберто Р. Матурана и Франико Х. Варела, «Дерево познания»).

Нашу цивилизованную западную культуру мышления сделали греки, презиравшие ручной и домашний труд, надолго оторвав знания и мышления от непосредственного опыта, создав касту «специалистов» и «мыслителей». Женский анимус, за которым – логос, часто бьётся в плену рамок, становится истеричным и агрессивным, не находя выхода своей силе. К счастью, всё довольно быстро меняется.

Да, думающая женщина по-прежнему является страшной. Но ведьмам с этим приходится иметь дело.

Агнесса была худшим из всех пророков, потому что всегда оказывалась права. Она написала «Превосходные и Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Ведьмы» и «Дальнейшие Превосходные да Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Касаемо Мира Грядущего», чтобы позаботиться о своих потомках после своей смерти. Предсказав собственную смерть от рук разъяренной толпы, Агнесса сама взошла на погребальный костер и взорвала всю деревню, тем самым нанеся Армии ведьмоловов непоправимый урон. («Благие знамения» (англ. Good Omen) Терри Пратчетт и Нил Гейман).

Хвала нам, мы чтим мыслящих женщин, я хочу здесь упомянуть с земным поклоном двух: Марию Луизу фон Франц и Оксану Лаврову. Да услышат все их сестры.


Воля. Без нее никак. Это базовая составляющая жизни. Думаю, именно она отличает живое от неживого. У воли две главные характеристики: свобода и сила. Для хорошей жизни и магии ведьме необходима очень свободная и очень сильная воля.

Экстрасенсорика хорошо может проявляться и развиваться в детстве. Иногда она врожденная, но чаще появляется, к сожалению, в результате травмирующих событий. Ее также можно развивать. Например, методами Бронникова или тренируясь чувствовать воду, цвета и так далее.

Для девочки это может быть хорошей игрой-развитием. Конечно, важно, чтобы она жила при этом в комфортной безопасной обстановке. Под безопасностью я тут подразумеваю не запертость в клетках и коробках цивилизованного социума с его постоянной угрозой и присутствием насилия, а наоборот природную среду, где и радости, и опасности реальны и доступны для восприятия и развития.

Конечно, с высокой способностью к ощущениям жить бывает непросто. Как и полезной, так и мешающей она может быть в юности и молодости, когда жизнь часто неустойчива, небезопасна, лишена комфорта. Юность с ее проступками и безрассудством, с разгулом телесности, требует некой толстокожести. Юность и молодость травматичны, как и время первых родов. Тут может быть полезно снижение сензитивности. Ее можно восстановить потом, когда уже привыкнет тело к материнству, загрубеют соски. Когда надо успевать многое чувствовать кожей, потому что мозга просто не хватит.

Чувствительность – это так называемый эмоциональный интеллект. Он редко бывает врожденным, хотя бывает. Способность испытывать, переживать, понимать, называть, разделять чувства – главное феминное качество. Мы учимся ему всю жизнь. Большинство людей испытывает чувства, но далеко не все владеют ими мастерски. Характеристики чувств, по которым можно судить о способностях, – это широта и богатство спектра, сила и ясность, способность к здоровой саморегуляции.

Человеческая воля тем и отличается от воли, например, деревьев, что напрямую связана с мышлением с некоторого этапа развития. И она окрашена, проникнута этикой.

Воля маленькой девочки часто проявляется лишь как своеволие, порой вредность, строптивость, потому как без чувствительности и мышления, связанная лишь с сенсорикой воля хаотична и часто неэкологична. У юной и молодой ведьмы воля уже может двигать войска и стены, но часто страдает целесообразность и искусство владения. Взрослость вся про наработку владения этой великой нашей онтологической силой. Зрелость – время применять и пользоваться разумно и во благо. Потом она слабеет, но сила компенсируется навыком, мастерством и внимательностью.

Элементы/стихии

Вода. Начнем с нее. Тема эта, как Мировой океан, обширна и разнообразна. И я, честно сказать, не хочу сейчас в ней утонуть или уплыть в дальние края. Мы еще с вами пообщаемся с реками и озёрами, засмотримся на водопады. О связи женщины с водой очень много известно. Я лишь хочу сделать акцент на том, что важно (без символизма) ведьме, девочке, весте иметь много хорошего, личного контакта с водой.

Конечно, годится и водопроводная. Но ведь все уже знают, что вода вбирает и переносит массу информации. Вода – самая феминная, женская, материнская стихия. С ней очень полезно соприкасаться в природном виде. Лучше всего, конечно, «жить в провинции у моря». Реки, пруды… Всё это наше – девичье, русалочье. Вода восстанавливает, поддерживает, она дружественна. Она же примет в горе. Заболела ведьма – везите на воды. Отчаялась – ищите и берегите у воды.

В психологической работе (думаю, не секрет ни для кого) вода – важнейший символ, символ души. Аналитическая работа в юнгианской традиции – это заплыв, погружение, странствие. Взаимодействие с водой в снах, метафорах, воображении становится главной подсказкой о качестве контакта с душой и ее здоровье.

Но важно не забывать, что символы изначально «прикреплены к чему-то физически реальному». В цивилизованном нашем обществе они часто становятся симулякрами. Так, юнгианцы бесконечно перечитывают «Символы трансформации» Юнга, его труды по алхимии и т. п. И при этом тщательно игнорируют его наставления о пользе самостоятельной жизни, трудам по самообеспечению, непосредственному контакту с водой, огнем, камнями.

В древней китайской традиции, в Книге Перемен, динамическая устойчивость мира держится на балансе Инь и Ян: женских стихий (вода и земля) и мужских (воздух и огонь). И это не отвлеченные категории. А озёра и горы, ветер и костер. Наша душа и наш путь – из тех же элементов.

Вода – это всегда начало. Начало жизни и любого из ее циклов. Она же – хранитель и питательная среда. Она соединяет в себе плавную текучесть и проницательность. Путь ведьмы начинается с воды, продолжается и поддерживается водой.

Земля – второй женский элемент, элемент Инь. Тут я опять за движение от символизма к почве, траве, грязи, деревьям. Насколько это возможно. Ходить босиком по земле – очень сильная вещь, физики уже доказали. («Сказки физиков», 2005 год20). Но только ходить маловато. Надо взаимо-действовать. Наша воля, по-видимому, имеет природу близкую каким-то образом к земной, и соединение очень питательно.

Ничего более сакраментального нет для нас, чем жизнь, и символ её (один из самых главных) – прорастание семени. Известно, что Герой готов пахать, сеять горстями, воз-делывать, сажать дерево. Взаимодействовать – женское.

Ведьме нужен или огородик для растений и цветов, чтобы ковыряться, или поле и лес для сбора трав. Это учит ее внимательности, сосредоточенности. Ведьма, которая отгорожена от земли асфальтом, бетоном, пластиком, рвется работать. Эту тягу, жажду мы объясняем потребностью в деньгах, независимости, реализации. Иногда дефицит элемента земли восполняется готовкой еды. Это одна из самых популярных форм сублимации воли к контакту с землей.

Для водной ведьминской стихии земля – дно и берега, поддержка и опора. Практики восстановления баланса начинаются обычно темой заземления. (Сейчас часто грущу, когда слышу, как мастера предлагают ученикам «почувствовать опору на землю» в залах для йоги, находящихся на 3—20 этаже, «почувствовать прорастание корней» через десятки бетонных перекрытий и жизни других людей).

Земля – элемент завершения. Всякий цикл заканчивается землей или плодом. В своей жизни ведьма, выходя из воды, уходит в землю. Самые трудные этапы жизни – пустыни. Там, где источник воды – лишь ее запасы. Это я о том, что элементы/стихии важны не по отдельности, а именно в соединении. В процессе жизни. И лишь в конце мы можем выбрать то, во что уйти – землю, воду, огонь или воздух.

Воздух. У Олеси Бондаревой есть замечательная практика АДС (аутентичное движение соло). Танец и пение – имхо, лучшие варианты контакта ведьмы с воздухом. Полезны также волосы и юбки. Главное – пространство. Удушье – то, на что часто жалуются ведьмы, сжатые городом. «Танцуй, ведьма…». Чтобы не стать русалкой, не утонуть в глубокой магии жизни, ведьме-реке важно ощущать легкость, взаимопроникновение с небом. Брызги, блики, облака, перышки. Даже депрессия может быть не тяжелым омутом или болотиной, а густым туманом.

Воздух – элемент Ян, проводник процессов, символ интуиции, прямого знания, контакта с Космосом.

Огонь – магический помощник, маскулинный символ разума и агрессии. С ним, с его светом, жаром, силой ведьма творит магию хлеба и сыра. Огонь – великая и страшная сила. Верный и опасный соратник и враг.

Почему костер? Это и пламя страсти, и логос-анимус, и сила наших драконов, и самая мужская энергия. Костер – верная смерть, это вообще символ смерти, огонь – это антижизнь, ее самый верный враг-соперник. Дидона и Медея шагают в костер сами, Агнесса Псих и остальные попадают в костер борцов с ведьмами.

Огонь в очаге, в печи, прирученный и служащий – сила и право женщины. Умелое владение разумом, огнём – основа алхимии жизни, символ взрослой реализации.

Воля – пятый элемент. И пятая функция психики. Волю можно наблюдать во всем живом. Ведьма, активна она или пассивна, находясь в контакте с четырьмя остальными элементами, запускает алхимические процессы своей волей. Это может быть волевое усилие, а может быть материнское позволение.

Еще важный элемент – Время.

Имею в виду, конечно, не часы и календари (условное время консенсуса), а время жизни (оно – часть элемента земли, но большая и заслуживает выделения).

Женщина вращает колесо времени. Земля вращает общее время. Мужчина вращает колеса цивилизаций, эволюции. А колесо жизни людей вращает женщина: смена поколений, рождение, взращивание, смерть.

Всякая ведьма имеет контакт со временем и его нелинейностью.

Мне кажется, именно про это мультфильм аниме Хаяо Миядзаки «Ходячий замок Хоула» (2004). Именно это часто становится первым сигналом (вещие сны, воспоминания далекого прошлого). Однако, контакт этот обычно воспринимается очень узко или искаженно: перемещаться, опять же, по шкале, видеть… Порой подправить что-то в детстве. Порой удариться оземь и омолодиться.

Ведьма ассоциируется со старостью. Это понятно: для достижения совершенства, мастерства нужно, с одной стороны, много времени, опыта, с другой – много свободы. Старая ведьма – верное сочетание. Это пугает? Миядзаки как раз хорошо очень показал, как истинная ведьма Зофи проходит инициацию в 18 лет, не просто влюбившись, но и будучи обращенной в старуху. Зофи не пугается своей старости, принимает с удивлением и даже радуется многому. Она не просто выглядит старухой, она принимает эту роль – бродить, прибираться, присматривать за пространством, малышом и героем, и – важно! – наладить контакт с огнем в очаге. Мы видим девушку с явной детской травмой. Травмы – вернейший путь в ведьмы. Именно через открытые раны души часто обретается экстрасенсорика. Психоанализ может помочь подлатать, зарубцевать. Но что делать с возможностями?

Здесь и помогает Старость как ресурс.

Чувствуя, понимая нелинейность времени, ведьма может учиться, брать силы и заботу у себя же в зрелости и особенно – в старости.

Кроме того, именно женщина и особенно женщина-ведьма держит в руках нить времени-жизни. Именно она может показать прошлое и будущее, замедлить, усыпить на годы или ускорить. Она дарует, бережет и помогает завершить жизнь.

«… Вы также опускаетесь в священный поток обычной жизни, где вы больше не одинокий на вершине, но рыба среди рыбы…»

(К. Г. Юнг, «Красная Книга»).

Милая ведьма, Ты одна единственная. То есть, Ты обычно одна, хотя, возможно, у Тебя живы родители, сестры и братья, есть муж и дети, друзья и сослуживцы. Но Ты – одна, одиночество – удел. И потому важно чувствовать хоть иногда, что Ты – единственная, часть некоего единства. И не только с великими силами планеты, но и с такими же, как Ты. Мы не можем жить и действовать вместе, сообща (ну разве что изредка), наше единство – в нашем одиночестве тоже.

Когда становится нестерпимо темно и страшно, важно помнить – сёстры есть, в пространстве и времени, в книгах и сказках, в лесах и городах.

Тебя вечно окружает страх. Будь Ты пифия или гейша, Гестия или Клеопатра, Сарра или Фатима, Мария или Магдалина, Жанна Д’Арк или Мать.

И поэтому тебе нужна сила и мягкость воды, чтобы сохранить себя, прожить достойно, прожить счастливо. Нужна земля, чтобы чувствовать опору, границы, силы. Нужен ветер в волосах, чтобы поддерживать твой танец, и огонь в очаге для домашней магии.

«Эта встреча с самостью… Приводит к изменению мировоззрения, в результате которого может возникнуть новое ощущение Я. Никто из нас – тех, кому довелось пройти через такие грандиозные изменения, – не сделал этого по доброй воле. Нас притащили туда силой, подгоняя пинками и не обращая внимания на наши стоны, и нет никаких сомнений, что нас притащат туда снова».

(Джеймс Холлис, «Грезы об Эдеме»).

Это был краткий обзор тем этой книги. А теперь, если интересно побольше, давайте по порядку.

Часть 2. Возраста ведьм

Далее мы будем следовать по жизни ведьмы, по ее возрастам.

Здесь я должна рекомендовать вам мои другие тексты о возрастной психологии, психологии взрослых и стариков. Я уверена, что у каждого возраста человеческой жизни свои задачи. И что это не исключает взаимопроникновение и нелинейность.

Я вижу жизнь как последовательное прохождение земного пути. Этот путь начинается высоко в горах, там, где небо самое тонкое и вершины Земли стараются проникнуть в Космос. Рождаясь, мы ближе к дальним небесам, чем к земным делам людей. Потом человек отправляется в Долину Людей. Сначала ползком, кувырком, бегом, спотыкаясь, неровно. Потом – обретая уверенность шага и борясь со страхами неожиданного и неизбежного. Пройдя через Пустыню Отрочества, каменистый Берег подросткового кризиса, мы отправляемся в плаванье по Ювенальному Морю и после Героического Похода Молодости обретаем пространство в Долине Взрослости. Осваиваемся и осваиваем, создаем Царство и правим им в Зрелости. А потом снова Пустыня и новый подъем, вверх в небеса. Каждый этап – примерно 7 лет.

Итак.

Рождение девочки

Пол – чуть ли не первая характеристика, которой мы интересуемся и которую узнаем о будущем ребенке. Пол – вечная тема и вечная загадка. Да, я настаиваю на том, что это загадка, сколько бы объяснений и биологических исследований мы не нашли. Сейчас человечество на новом витке интереса к этой теме.

Что это значит: рождается девочка? Это значит, что Вселенский единый и неделимый космический дух снова воплощается в человеческое существо. Атомы собираются в новую густоту плоти. Для этого сгущается душа. Бескрайняя Анима Мунди сгущается в малую личную душу, фемининную, женскую. Начинается великая игра двойственности, творения. И в этот раз она начинается так.

Рождение девочки – это, конечно, про биологию и про социальные роли. Но в первую очередь, это решение Космоса в этот раз сыграть так. Дать миру женскую душу, женское сознание, женские руки, груди, лоно, женскую любовь, женскую судьбу. К этому выбору мы испытываем блаженное почтение и внимание.