Книга Философия аналитики - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Васильевич Курносов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия аналитики
Философия аналитики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия аналитики

Юрий Васильевич Курносов

Философия аналитики

© Курносов Ю.В., 2016

© «Русская аналитическая школа», 2016

* * *

Благодарности

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность друзьям, оказавшим неоценимое моральное и интеллектуальное содействие в выходе в свет этой книги:

Валерию Шаяхметовичу Бекбулатову

Николаю Васильвичу Вернеру

Александру Георгиевичу Войтову

Анатолию Дмитриевичу Волнянскому

Ивану Ивановичу Иванюку

Александру Петровичу Казакову

Максиму Сергеевичу Комарову

Борису Алексеевичу Мясоедову

Вилю Рифовичу Нугаеву

Анатолию Кузьмичу Тюленеву

Владимиру Николаевичу Чечёткину

От издателя

Уважаемые читатели! Перед вами книга одного из интересных людей нашего времени, человека, посвятившего свою жизнь служению Отчизне и созданию «Русской аналитической школы». Мы знаем Ю.В. Курносова как выдающегося аналитика и серьёзного мыслителя, который прошёл своим путём к вершинам мудрости. Он написал эту книгу для того, чтобы по возможности облегчить путь идущим следом за ним. Поэтому она адресована всем, кто имеет в себе силы и смелость идти собственным путём к познанию мира, вооружившись аналитикой как мощным интеллектуальным средством.

«Философия аналитики» – это интеллектуально прорывная книга. В ней всесторонне осмысливается крайне важный для нашего государства и общества феномен. Без качественной Аналитики (буду, как и автор, писать это слово с большой буквы) невозможно эффективное государственное управление, невозможно рациональное использование всех наших ресурсов, как природных, так и интеллектуальных. Эта книга, рассказывая доступно о сложном, открывает читателю дверь в неведомое, показывает красоту мира Аналитики, мира, в котором царят высшие смыслы и ценности. Открыть книгу просто и читать её просто, но за этой простотой – многие годы напряженного интеллектуального труда, труда освоения и переработки множества концепций и теорий, через рациональность и иррациональность мира и человека. Автору удалось прийти к обобщённому пониманию феномена Аналитики, которая всегда опирается на мощный разум и дух человека.

Философия – лоцман всех наук. Альянс философии и аналитики в названии книги свидетельствует: аналитика выведена в лидеры общественных наук. Аналитика от философии идет вперёд. Больше всего она должна проявиться в государственном управлении.

Книга Юрия Васильевича Курносова – явление неординарное, и мы надеемся, что она найдёт своего благодарного читателя. Ведь она написана в ключе философского поиска общих для всех – и для студентов, и для профессоров – ключевых точек в индивидуальном мышлении и мировоззрении каждого, кто стремится овладеть современным научным знанием, проявляющимся в Аналитике. Это Знание позволяет двигаться дальше – за горизонт, чтобы быть готовым к вызовам будущего.

Работая над книгой, он многим показывал свою рукопись, прислушивался к замечаниям и советам, вносил исправления, стремясь добиться ясности и чёткости в изложении. Последовательно реализуя свой замысел о создании теоретического фундамента «Русской аналитической школы» он опубликовал серию книг об аналитике, которые позволяли каждый раз всё глубже и шире взглянуть на тот круг проблем и идей, которые входят в её орбиту. Идеи «Философии аналитики» позволяют не только по-новому взглянуть на сферу государственного управления и обработки информации, но и обладают силой качественно изменить их. И в этом – тот заряд энергии, который движет настоящее издание книги Ю.В. Курносова и других его книг.

Любой здравомыслящий человек понимает, что проблема усиления интеллектуального ресурса России, как идейного, философского и аналитического обеспечения цивилизационного и национального развития сегодня, как никогда важна и актуальна. Автор страстно отстаивает эту идею, реализации которой всячески препятствуют наши враги. Сама постановка вопроса о необходимости резкого усиления интеллектуального обеспечения и сопровождения государственных стратегий, программ и проектов крайне актуальна.

У каждой книги своя судьба. Эта книга завершает базовый цикл фундаментальных работ автора по Аналитике, в которых последовательно раскрывались её наиболее важные теоретические и прикладные аспекты. Её особенность – именно в философских, метауровневых подходах к осмыслению феномена Аналитики. Автор убедительно показывает, что Знание – выше всего, что нужен научный переворот в понимании самой науки. Существующие в мире и в нашем обществе колоссальные проблемы создают социальный заказ на Аналитику – общество не выживет без Аналитики. В то же время становится понятным, почему власти часто не заинтересованы в распространении серьёзной Аналитики во все сферы деятельности и уровни управления, так как она показывает истинное положение дел, делает прозрачными все многоходовки и махинации по получению прибыли нечестным путём. Кто регулирует аналитику во власти, тот определяет политику в стране.

Искренне рекомендую эту книгу всему мыслящему классу России и нашим соотечественникам за рубежом. Поместите себя в атмосферу здоровых мыслей! Эта книга крайне важна для понимания современных мировых политических, экономических и социальных процессов. Это и учебник для ума, и мощный интеллектуальный генератор, заряжающий новыми смыслами и идеями наше сознание, дающий духовный заряд, побуждающий к совершенствованию личности и эффективному улучшению всех сторон жизнедеятельности государства и общества.

Теперь мы отпускаем книгу в мир, и начинается её собственная жизнь. Надеемся, что эта жизнь будет долгой и счастливой.

Директор издательства «Ритм» Александр Казаков

Введение

Аналитика (от греч. analyein – разбирать) – те части философских систем, в которых предметы философии разлагаются на составные элементы с тем, чтобы потом можно было, на основании их, сделать безошибочные выводы и применения».

Аналитик – человек, сведующий в аналитике.

Словарь иностранных слов под ред. А.Н. Чудинова.Санкт-Петербург, 1894.

Идея написать эту книгу родилась после завершения трилогии по теории и практике аналитической работы: «Аналитика как интеллектуальное оружие» (2012), «Азбука аналитики» (2013), «Алгебра аналитики. Секреты мастерства в аналитической работе» (2015). Эти книги послужили своеобразной теоретической базой, на которой сформировались идея и практическое воплощение «Русской аналитической школы» (РАШ) как межрегионального сетевого проекта, который набирает силу, находит всё больше новых единомышленников и соратников, как в России, так и среди соотечественников за рубежом.

В ходе работы над этими книгами, разъяснения новых идей и подходов к аналитической обработке информации и совершенствованию управленческой деятельности, изложенных в них, организационной работы по развертыванию проекта РАШ, у меня появилось значительное число сторонников, работающих по различным направлениям Аналитики[1]. Среди них мне хотелось бы отметить тех, кто искренне предан идее усиления Аналитики в России – Андрея Аверьянова, Алексея Агломазова, Андрея Аганина, Вячеслава Алёшина, Султана Ахмадова, Анатолия Бабахина, Анатолия Барыкина, Сергея Белкина, Виталия Бесстрашникова, Сергея Баязитова, Анатолия Волнянского, Сергея Голицына, Василия Голубева, Александра Гореловского, Михаила Гурциева, Игоря Дагаргулия, Сергея Дзюбу, Александра Доронина, Александра Зименкова, Ивана Иванюка, Александра Казакова, Максима Комарова, Сергея Кочевых, Михаила Кутузова, Елену Мельникову, Юрия Носкова, Виля Нугаева, Владимира Новикова, Сергея Палагина, Валерия Петухова, Егора Полянского, Аркадия Пригожина, Сергея Радченко, Юрия Сидорова, Виктора Спиридонова, Альберта Слободчикова, Александра Селиванова, Фёдора Степанова, Владимира Чечёткина, Сергея Цветкова и многих других. Всех не перечислить, только в актив РАШ по Москве входит более 170 чел. Все они многие годы самоотверженно и бескорыстно помогают общему делу Аналитики и всем этим замечательным людям хочется публично высказать огромную благодарность.

Под воздействием актива «Русской аналитической школы» пришла идея о том, что нужен ещё один труд философского характера, который позволил бы концептуально подняться (используя тот же «принцип вертолёта», ранее описанный в предыдущих книгах), на более высокий теоретический уровень рассмотрения всего феномена Аналитики. Размышления на эту тему активизировались при беседах и дискуссиях с коллегами по «аналитическому цеху» в ходе проведения Второй всероссийской научно-практической конференции «Аналитика в стратегическом развитии и безопасности России: взгляд в будущее – 2030»[2]. Крепло убеждение, что такая книга, поднимающая Аналитику на метауровень философского осмысления, просто необходима. Я не одинок в этих исканиях. Большую работу в этом плане ведут А.И. Агеев, О.С. Анисимов, А.Г. Войтов, Е.А. Дербин, В.А. Ефимов, В.В. Летуновский, В.Е. Лепский, И.В. Солонько, Г.Г. Малинецкий, П.Г. Щедровицкий и другие ученые. Об их теоретических наработках будет сказано ниже.

В связи с тем, что срок моей военной и государственной гражданской службы в 2015 году завершился (в общей сложности он составил почти 40 лет моей жизни) и вновь поменялась траектория жизни, появилось время, желание и возможности, исходя из накопленного личного жизненного и профессионального опыта, теоретически обобщить и концептуально переосмыслить некоторые важные для Аналитики в целом идеи, прежде всего с точки зрения её философии. Эта работа позволит осуществить рефлексию аналитической практики, совершенствовать её фундаментальные теоретические основы. Так зарождалась сама идея Философия Аналитики.

При этом пришло понимание, что обучение Аналитике вряд ли может носить стандартный характер. Многие учёные вообще считают, что Аналитике учить невозможно, исходным обучением ей может быть только обучение мышлению. Этот же подход относится и к созданию различного рода стандартов в области профессиональной аналитической деятельности. Сейчас нет аналитиков вообще как специально обученных профессионалов, а есть большое количество людей, которые выдают себя за них, что приводит сплошь и рядом к ошибкам в экспертных оценках и неэффективным управленческим решениям. Понятно, что всех превратить в аналитиков нельзя, аналогично тому, как тысячу лет назад пытались сделать всех математиками. Ещё В.И. Ленин говорил, что попытки сделать всех интеллигентами приведут к тому, что она перестанет ею быть…

В то же время профессиональная сертификация, квалификационные требования к подготовке аналитиков могут быть. А вот строгие стандарты в этой сфере всё-таки сомнительны. Ко мне обращались многие представители преподавательского корпуса с предложением подготовить и издать «Учебник аналитики» отдельно для школьников, для студентов, для сотрудников аналитических подразделений. Вообще мне кажется, что понятие «учебник» мало подходит при изучении подобной синтетической дисциплины, открывающей учащимся перспективу в самых разных сферах деятельности.

Конечно, могут быть учебные пособия, которые помогают студентам подготовиться к экзаменам по конкретным дисциплинам, но учебник – это изобретение учёных педагогов – отнюдь не универсальное средство. Оно иногда действительно необходимо, например, при изу чении математики или иностранного языка, но учебник, например по философии (а не по истории философии) имеет свою ярко выраженную специфику.

По таким предметам как философия и Аналитика, прежде всего, нужны книги для чтения, в которых читатель знакомится с научными посылками автора, с его собственными взглядами на мир. В них не излагаются «абсолютные истины» вроде таблицы умножения. Для предметов мировоззренческо-методологического плана нужны книги, которые помогут изучающему самостоятельно мыслить и логически излагать свою точку зрения, вступать в научную дискуссию. Здесь более важно мотивировать, пробудить мысль читателя, помочь обрести широту кругозора и навык «схватывания сути» при обработке информации. И если его затронет изложение, то цель такого курса будет достигнута: он уже совсем по-иному станет воспринимать философию, историю, да и естественные науки.

Такой принципиально междисциплинарный курс ещё предстоит создать содружеству профессионалов, работающих в разных областях знания. Но, повторяю, понятие «учебник» можно применить здесь лишь условно. Конечно, в нём могут быть контрольные вопросы на понимание основных базовых философских положений, но они не должны быть догматичными. В этом плане можно привести положительный пример учебника «Основы философии», изданного известным советским философом А.Г. Спиркиным в конце перестройки, который завоевал авторитет первого «учебника по философии с человеческим лицом»[3].

«Философия Аналитики» и является именно подобной «книгой для чтения», посвященной различным аспектам и проблемам, возникающим на аналитическом поле в целом, чтобы читатель мог пропитаться идеями Аналитики. В книге я обращаюсь не только к студентам, региональным координаторам, единомышленникам по «Русской аналитической школе», но и ко всем тем, кто интересуется формированием современного миропонимания, совершенствованием своего сознания.

Если аналитики-практики, деятели науки, искусства, религии будут ревниво возражать против высокого положения и значения философии в осмыслении феномена Аналитики, то только потому, что они недостаточно понимают, что такое философское мышление (не обязательно системное), в которое они ежедневно вынуждены впадать, занимаясь своим специфическим делом. Да, в этом особенность философии, – чем бы человек ни занимался и где бы ни находился – на финансово-экономическом фронте, в сфере политики или военного дела, – он не может обойтись без диалектического мышления, понимания важности теоретических аспектов в любой сфере жизнедеятельности.

Пропуская информационный поток через свой внутренний мир и пространство мышления, при некоторых сформированных навыках человек способен любое теоретическое Знание приводить в реальность Бытия. Но, что характерно, это всё чаще делают как раз представители простого народа, а не только учёные или политические деятели. Конечно, Аналитика как хлеб, нужна, прежде всего, руководителям разного уровня. Но, как показывает моя практика, большинство руководителей уже не имеют времени осваивать «толстые книги», требующие сосредоточенности и внимательности. Оставим в стороне вопрос, как они становятся руководителями. На практике часто они полагаются на выборочное, несистематическое чтение, тем не менее, создавая у самих себя иллюзию, что они всё схватывают быстро, видят любой сложный вопрос насквозь и намного лучше своих подчинённых. Однако часто бывает, что это не так.

Поэтому очень важно показать и научить человека, тем более руководителя, основам Аналитики, прежде всего, выделять логико-смысловую составляющую в обработке информации, корректно пользоваться мыслительными технологиями, выходить на уровень надиндивидуальности и надситуационности, обеспечивать неслучайность своих аналитических выводов. При этом следует учитывать и известный закон Паркинсона: чем менее образован человек, тем более он убеждён в правоте своего мнения.

В этом плане показателен пример одного из моих философских наставников, А.Г. Войтова, который много лет на практике использует следующий принцип: «Я уже давно не читаю книг, я их прорабатываю!»[4]. Очень многим людям нужно учиться именно прорабатывать профессионально нужную литературу, глубоко вникать в её смысл и выбирать из неё все нужное для своего духовного и интеллектуального совершенствования. Эта работа является основой личной методологической культуры мышления.

Когда в предыдущих книгах мною говорилось о её формировании, многие читатели обратили внимание на следующую особенность применения мнемонического методологического правила «звезда в квадрате», а именно на находящуюся в центре звезду, символизирующую мыслетехнологии, которыми владеет индивидуум. Эта «Звезда» носит скрытый, неявный характер – это то, что человек лично усвоил и способен применять в своих мыслетехнологиях из существующих законов, методов, подходов, принципов, категорий, сформулированных учёными для описания и адекватного отражения реальности. Когда человек пропускает потоки Знания через свой внутренний мир, от этого знания остаётся только имманентная часть – то, что вы способны этим миром воспринять и применить на практике. Остальное не задерживается и пролетает мимо. При этом следует отметить, что серьёзное Знание всегда предполагает серьёзную духовную работу со своим внутренним Миром, со своим сознанием, приводя к его качественной трансформации.

В XXI веке перед человечеством встали проблемы, не имевшие себе равных за всю историю. Возрастающий поток информации властно захватывает всё наше внимание, побуждая нас искать новые способы поведения в ответ на требования современности. Несмотря на открывающиеся перед нами обширные перспективы насыщенной, полноценной жизни, совершенно очевидно, что человечеству необходимо научиться совместно решать возникающие проблемы, развивать новые стратегии, причём не только в техногенной, но и в гуманитарной сфере, если мы как индивидуумы и как вид в целом стремимся к дальнейшему выживанию и процветанию. Одной из серьезных характеристик сегодняшнего времени является громадное противоречие между предельным материализмом и острой необходимостью духовного развития. Последнее касается всех сфер деятельности человека. Без системного, всестороннего подхода к анализу и оценке окружающего мира человек отстанет, и уже отстаёт от темпов изменений, которые он сам и породил. Б. Ситарская назвала эту проблему человеческим пробелом и определила его (пробел) как дистанцию между растущей сложностью мира и нашей способностью его понять. Это возникло в результате значительно больших усилий в области техно- и хозяйственного развития, чем в развитие самих людей. Нужно согласование религиозно-мифологических и научно-теоретических картин Мира. На этом пути следует учитывать традиции и опыт духовного водительства народов, накопленный в различных культурах.

Для России такой опыт, по-моему, сохранён в древнейшей системе знаний свято-русского жречества и близкой нам по духу ведической традиции, которая открывает перед нами целый кладезь практических знаний, помогающих вести осмысленную и здоровую жизнь. Кстати – про ведические знания очень доступным языком рассказывает Олег Торсунов. Ведическая концепция сознания и его проявлений и аюрведа – одна из древнейших и наиболее совершенных систем натуропатии – дают возможность каждому прикоснуться к духовным традициям, обладающим грандиозным потенциалом утверждения целостности на всех уровнях нашего существования. У русской и индийской культуры много общих арийских корней, существует ряд артефактов, доказывающих это.

Ведическое наследие сыграло большую роль в формировании наших архетипов, и пренебрегать этим фактом нельзя. Есть книга Валентина и Юлиии Гнатюк «Славянский ведизм. Нумерология», в которой анализируется «Велесова книга» и множество архивных документов. Авторы очень убедительно показывают, как у славян, в свое время, одним махом отсекли биографию вплоть до начала христианства, по-отечески назвав эту операцию приобщением поганых язычников к культуре, хотя к тому времени удивительно глубокая и самобытная собственная культура древнего народа составляла не одну тысячу лет. Сегодня мы, как прямые потомки славяно – ариев, обязаны знать, помнить и сохранять, как величайшее наследие человечества, сокровища многотысячелетнего опыта наших предков. Их философия и мировоззрение были объёмными, всеохватывающими. Духовное не противопоставлялось материальному, а составляло единый конгломерат многих составляющих, который мы называем гармонией.

Главное, что характеризует матрицы русской и индийской культур – нацеленность на неустанное сознательное поддержание и развитие добродетелей в Человеке, духовный труд, взращивающий лучшие стороны человеческой природы и улучшающий окружающий мир. Общим является стремление использовать древнюю мудрость не только для поддержания физического и психического здоровья, но и для духовного роста. Следует добавить, что протекает всё это взаимосвязано и наиболее эффективно в комплексном подходе.

Русские – это не только национальность, а цивилизация и государственность: многонациональная и многоконфессиональная. В глубинных пластах духовной культуры многонациональной русской цивилизации хранятся мощные смысловые источники и тайные коды к посвящениям древних славян. Они переданы нам в письменной и устной форме. А.С. Пушкин в ярких образах своих произведений говорил о чудодейственных источниках с Живой и Мёртвой водой. Под Мёртвой водой он понимал информацию письменную, которую невозможно изменить, а под Живой водой – устную речь, которую невозможно в точности воспроизвести:

А в той долине – два ключа.Один течёт волной живой, по камням весело журча,Тот льётся мёртвою водою».(«Руслан и Людмила»)

Эти два ключа Новой эпохи, хранившиеся в пластах русской духовной культуры, показывают необходимость служения родной земле и нашему многонациональному народу, формируют стремление к непрерывному личному саморазвитию и образованию, поскольку именно оно лежит в основе общественного развития. На повышение меры понимания обществом процессов, происходящих в нашей стране в контексте глобального управления, нацелены книги, в которых описывается феномен концептуальной власти[5]. В них рассматриваются внутренняя суть процессов геополитического управления, системные проблемы общественного уклада. Авторы[6] приходят к выводу, что в основе всех наших неурядиц лежит непонимание смысла жизни и предназначения жизни человека на Земле. Анализ феномена концептуальной власти изложен в литературе[7]. Концепция общественной безопасности (КОБ) существует около 20 лет, но с трудом пробивает себе дорогу. Для сравнения: у американцев такого рода новые управленческие технологии получают поддержку на самом высоком уровне и применяются для достижения геополитических целей. Например, американская управленческая технология «Grass roots» (корни травы) активно применяется политологами для организации «цветных революций» по всему миру[8].

Действительно, и с позиций Аналитики современное человечество во многих своих проявлениях напоминает клиентуру глобальной психбольницы, чем общность здравомыслящих людей. Это видно и по коллективному, и по индивидуальному поведению людей. Во всех сферах жизнедеятельности людей (от отношений с Природой до политики и финансов) мы наблюдаем удручающую картину ярких клинических проявлений в самой острой и необратимой фазе. Поистине – нет большего врага человеку, чем он сам. Только пациент психбольницы в состоянии умопомрачения способен по своей инициативе вдохнуть с дымом сигареты сотню ядовитых веществ и сам же заплатить за это «удовольствие». А это добровольно делают миллионы людей, наделённых разумом и волей! Самые опасные генные наркотические яды, которые люди употребляют внутрь, без физического принуждения – алкоголь и табак. Причиняя вред себе с помощью табака, алкоголя и иных наркотиков, человек уже давно идёт в сторону духовной гибели.

Процесс познания представляет собой сложное целое, из которого нельзя удалить ни одного элемента «технологической цепочки», чтобы не пришёл в расстройство весь процесс. Мы получаем знание из разных источников: наряду с наукой ими могут быть искусство, религия и философия. Несомненно, характер мышления аналитика и Аналитики как системы знаний должен носить диалектический характер. Естественно, что восприятие действительности любым человеком осуществляется субъективно. В этой субъективности есть свои плюсы и минусы. Однако главное состоит в том, что разумный человек должен максимально стремиться к объективности и адекватности отражения реальности, развивать свои мыслительные способности, используя для этого всё богатство диалектической методологии.

Серьёзный аналитик должен знать, как устроен и работает естественное человеческое мышление, разум, интеллект, с помощью которых открываются и познаются законы Природы и Общества, которые сами подчиняются открытым сегодня законам Мышления, Разума, Интеллекта. Более того, если они «соблюдают» или функционируют в соответствии с этими законами, то лишь тогда и открываются Человеку объективные законы Природы, Общества, Мышления[9]. В разделе 2.1 мы подробно поговорим о законах естественного разума, о «правилах безопасности мышления».

Так же аналитик должен знать, как устроен человеческий мозг, все его нейроны с аксонами, дендритами и синапсами, и стараться использовать его наиболее продуктивно. Для этого он должен осуществить самонастройку своего сознания, научить его работать по законам самоорганизации, развивать познавательно-творческие навыки. Для этого и нужно понимание функций подлинной философии[10], которая создаёт мощную теоретическую основу для формирования миропонимания и мировоззрения человека. Для меня философия метафорически представляется в виде мощного маяка, дающего точный ориентир в бурных волнах человеческой жизни, как конкретному человеку, так и всей системе специализированных отраслей науки и образования. Без него невозможно прийти к намеченной цели и правильно организовать соответствующие сферы жизнедеятельности общества.