Книга Философия аналитики - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Васильевич Курносов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Философия аналитики
Философия аналитики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Философия аналитики

Эта философия должна активно способствовать росту числа здравых людей, осознающих необходимость перемен, способных стать общественными инициаторами и субъектами нового цивилизационного строительства. Но эти перемены должны начинаться с самого человека. В Коране утверждается истина, что «Бог не меняет того, что происходит с людьми, пока они сами не переменят того, что есть в них». Невозможно что-то изменить в жизни, добиться серьёзного результата, Успеха в любом виде деятельности, не меняя себя.

За последние годы в России возникли мощные интеллектуальные команды, занимающиеся самыми различными направлениями деятельности, но которые ещё не осознают своего места в системе перехода на новую концепцию развития страны. Настоящее издание предназначено для всех тех, кто серьёзно задумывается о стратегии будущего развития нашей цивилизации. Философия Аналитики показывает, что государственное строительство всегда было миссией элиты, а цивилизационное – миссией народа.

Для нашего государства крайне важно повысить качество управления, дееспособность команд управленцев на всех уровнях, что характеризуется минимизацией управленческих ошибок и скоростью, с которой принимаются и реализуются решения. Аналитика способна выполнить эти сложнейшие задачи.

Для русского народа должен наступить «момент истины», связанный с осознанием необходимости прозрения. Нужно увидеть, как враги манипулируют нашим сознанием, подменяют базовые ценности, затуманивают алкоголем, курением и наркотиками мозги, осуществляют скрытое управление, гасят все костры свободной мысли. Всё больше людей в России понимает, что десятиле тиями политики нас вели не туда, что есть огромная разница между политическими декларациями и реальной жизнью.

Нет таких слов, чтобы обозначить уникальнейшее в мире явление: как может государство, обладающее самыми богатыми в мире ресурсами, умудриться не обеспечить достойную жизнь своему народу? И длится это явление десятилетиями и столетиями. Можно сказать по-иностранному – это нонсенс, парадокс, а можно и более грубо по-русски. Но действительно, это же чистый абсурд! Мы давно попали в сети глобального надгосударственного управления и нужны колоссальные усилия, чтобы вырваться из них! Всё большее число людей в нашей стране понимает это.

Если сравнить с такой страной как Норвегия, то ключевое отличие – в системе распределения ресурсов. За призовые места на олимпийских Играх у них государство ничего не платит спортсменам, но при этом делает бесплатные лагеря для тренировок тысяч спортсменов. У нас же спортивные сборы бесплатны только для тех, кто состоит в сборной. По аналогии деньги от нефти распределяются массово на всех жителей в Норвегии.

«Нынешняя Россия – живой памятник всемогущества доктрины финансового рабовладения. Сопоставьте ту «помощь», которую нам оказывают и те сокровища, которые из нас выкачивают через евродолларовую эмиссию, ссудный процент и базирующиеся на этом схемы перераспределения богатств[11]. Причём делается это руками нашей же кредитно-финансовой системы, которая под флагом интеграции выполняет функцию программно-адаптивного модуля транснациональной банковской корпорации, умело внедрённого в нашу государственность»[12]. Миллионы наших людей уже испытали на своей шкуре воздействие этой паразитарной системы и мечтают от неё освободиться, начинают понимать, что проценты на кредит – это раковое заболевание экономической системы.

Я глубоко убеждён, что рано или поздно мы сбросим это иго, как наши предки в своё время сделали это. Решимость у нашего народа есть, а вот знаний – маловато. Поэтому пора перестать быть неразумными детьми, нужно всем постоянно учиться, находить и прислушиваться к людям, которые вас развивают, а не оглупляют.

Аналитика – это не только документ, но и метасистемное Знание, мощный интеллектуальный инструмент, тот «автомат Калашникова», который просто незаменим в обработке информации[13]. И то, что он создан в рамках нашего обще ственного движения под названием «Русская аналитическая школа» (РАШ), – тоже характерно и показательно. В нашей истории были «Русская шахматная школа», «Русская балетная школа», «Русская экономическая школа» и теперь есть «Русская аналитическая школа». Эта сетевая межрепгиональная структура объединяет единомышленников и сторонников идеи усиления аналитической работы в государственном управлении, укрепления интеллектуального потенциала страны.

РАШ уже сейчас реально формирует теоретическую платформу для деятельности нового поколения аналитиков, которые спасут нашу цивилизацию от тех, кто ведёт её по гибельному пути. Продолжающиеся войны и геноцид народов, загрязнение окружающей среды, экономические кризисы, падение нравственности, вымирание и уничтожение биологических видов, а самое главное – дегуманизация всех сторон общественной жизни – вот прямые следствия лжи политиков и их беспринципных интриг за сферы влияния. Всё больше людей в мире видит и понимает, что наша цивилизация идёт к самоуничтожению и нужны колоссальные усилия, чтобы человечеству просто выжить. Аналитика выступает при этом в роли мощнейшего междисциплинарного интеллектуального инструмента, позволяющего чётко определять приоритеты, принимать грамотные управленческие решения, оптимально распределять ресурсы. Этот инструмент позволит решить, наконец, эту главную для страны проблему, чтобы население страны, самой богатой в плане ресурсов, не влачило нищенское существование[14].

Аналитика – это прорыв к истинному Знанию, это мощнейший прожектор, позволяющий увидеть темные махинации корыстолюбивых сил и разобраться в схемах ограбления народа. Часто для этого достаточно простого здравого смысла, но к нему эти тёмные силы всегда закрывают дорогу.

Дорогой читатель! Прошу поверить мне, знаю об этом не понаслышке, семилетняя работа в Счётной палате России дала мне возможность разобраться и понять эти схемы истинного угнетения, хотя это тайна за семью печатями! О ней никогда не скажут наши пламенные политические борцы за счастье народа. Кредитно-финансовая система на основе ссудного процента даже теоретически не может обеспечить устойчивое развитие, о 20-летнем периоде которого ещё недавно мечтали наши либерал-демократы, строили свои планы. А какие документы – Концепции, Доктрины и Стратегии писались! А какие деньги на них впустую тратились! Держись за стул, дорогой читатель: скажу, что на разработку разрекламированной «Концепции 2020» было потрачено около 500 млн. рублей. Это по миллиону рублей за 1 страницу!!! Вот так, дорогие ученые и аналитики, нужно работать. Учитесь у товарищей Кузьминова и Мау, и будет вам счастье.

Однако вернёмся к главному. Конечно, втайне, как и многие, я мечтаю о грандиозном действенном плане аналитико-ментальной реорганизации Российского государства, его институций. Его намётки были опубликованы в книге «Аналитика как интеллектуальное оружие» (в частности, в главе «Если б я был султан…»). Даже если он (этот план) не воплотится, я попытался обозначить разумные горизонты планирования интеллектуальной деятельности. Типологически это концепция модернизации.

Однако есть суровая правда реальной жизни. Я начинаю сомневаться, что в России казённая бюрократия способна освоить разработанную нами Аналитику, создать мощные аналитические центры федерального уровня и с их помощью повысить качество государственного и муниципального управления. В силу имеющихся ментальных традиций, полагаю, что сегодня наши перспективы на модернизацию (в т. ч. морально-интеллектуальное обновление в ключе моих книг) равны величине отрицательной. Тут либо спасаться самостоятельно, либо верить и работать на Будущую Россию.

Поэтому нам нужно вырастить целое поколение самостоятельно мыслящих управленцев, способных взять на вооружение серьёзную Аналитику, которая должна быть точной, выверенной, целенаправленной, нравственной, построенной на постулатах Истины. Это сложная и грандиозная задача и её решение требует ответственности. Надо создать соответствующую культуру и технологию трансляции, передачи аналитических знаний молодёжи и обществу в целом. Представляется, что эта книга станет кирпичиком в том здании русской Аналитики, которое мы создаём совместными усилиями, стараемся изо всех сил. Будущее покажет, насколько точно мы определили главную линию эволюции и своё место в ней.

Глава 1. Историко-философские предтечи базовых идей и конструктов аналитики

Будущее России, истинное её могущество складывается не из скорострельности пулемётов и дальности полёта её ракет, а от скорости мышления и дальности полёта мысли её аналитиков, истинного золотого запаса страны.

Виль Нугаев, башкирский аналитик

Почему вам кажется, что ваше незнание даёт вам лучшие подсказки, чем знания – для меня загадка.

Андрей Гаврилов, из полемики в Интернете

1.1. Диалектическое мышление как фактор развития

В XIX веке была осознана необходимость качественного изменения функции философии в общественном развитии. Она всё больше становилась ядром культуры и общества и отдельной личности. Однако этому препятствовала филодоксия[15], которая произрастала из любви к славе, избыточного самомнения людей, тщеславия и была весьма далека от истины и науки. В условиях современного кризиса Общество может спасти только качественный рост интеллекта, опирающегося на Аналитику. Для этого нужно превращение в норму философствования и теоретической науки как высшей формы разума, идейности. Средством может быть только специальное обучение людей философствованию. Всё необходимое для этого уже создали наши предшественники, основоположники философии. Современный исследователь (учёный, аналитик, эксперт) должен понимать ключевые наработки по различным аспектам Аналитики и использовать философию для своего идейно-теоретического обогащения, неустанного развития своих интеллектуальных способностей, прежде всего способности философствовать.

В предыдущих своих книгах я уже критиковал существующую в нашей стране ситуацию с философией. В них говорилось о том, что философская наука сдерживает развитие науки, что современный уровень преподавания философии неадекватен реальным потребностям общества и государства. Но путей решения собственно философских проблем я не рассматривал и не предлагал, так как это несколько выходило за рамки моих исследований. Делался упор на множество иных подходов, которые имели прямое отношение к Аналитике: системность, когнитивность и т. п. Однако со временем ко мне пришло понимание, что вне философии – всё это пустышки, даже системный подход зарубежных «фабрик мысли». Они его родили и сами же убили, не поняв его, повели в тупик. Потому что надо идти не от определения слова «система», а от её практики, а она наиболее развита в биологии. Её Вилли Хенинг в 1951 году назвал кладистикой, понимая под ней метод описания путей эволюционного развития с помощью науки о классификации (таксономии). Именно этот подход является по-настоящему системным подходом, в котором так нуждается серьёзная Аналитика, а всё остальное – болтовня. Хочу акцентировать здесь этот момент, в дальнейшем мы рассмотрим кладистику более детально.

Я глубоко убеждён, что мышление является важнейшим фактором общественного развития. Представления учёных о самой сути мышления различаются. Мышлением считают и всеобщее явление, когда, например, и камень якобы мыслит (концепция гилозоизма), и животные (собаки, кошки, дельфины) мыслят (концепция антропоморфизма). С другой стороны, многие считают мышление такой способностью людей, которой овладевают только на основе специального обучения, но которая не стала нормой не только народа, но и гениев. На основе последней концепции главная проблема общества состоит в развитии мыслительных способностей (мышления) не только элиты, но и народа.

Естественно, что снобам всех мастей выгодно признавать мышление врожденной или стихийно приобретаемой способностью, так как это позволяет им избежать труда по развитию этой способности, поскольку с древности известно отсутствие «царских путей» в развитии интеллектуальных способностей[16]. Тут всё зависит от личных усилий каждого. Однако для развития способности логически мыслить необходимо применять логику и диалектику в единстве, в качестве непосредственного, прямого, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления (точнее – как диалектическую логику). Только в этом случае мы сможем в процессе мышления приходить к неслучайным умозаключениям и выводам. А это уже прямой путь к Аналитике.

Мы уверены, что один из важнейших путей решения этой проблемы – это технология диалектического мышления (ТДМ), которая вполне может быть транслируемой в виде дидактической системы для подготовки аналитиков.

Овладение мышлением делает людей единомышленниками, т. е. способными одинаково перерабатывать сведения на его основе. Это главное достоинство мышления и фактор общественного прогресса. При этом следует иметь в виду то, что имеются люди, которые боятся единомыслия. Они восклицают: «Как это можно мыслить одинаково!?». В ответ скажем – ничего опасного для вас в этом нет. Вы упускаете тот факт, что люди живут не только мышлением, но и соображением, чувствами, интуицией (не говоря уже об инстинктах). От того, что вы одинаково умножаете, ваш духовный мир не становится одинаковым. Если вы окажетесь способны применить логическое мышление к пониманию какого-то конкретного объекта, то это не значит, что и весь остальной духовный ваш мир преобразится.

Просматривая многочисленные публикации наших учёных – социологов, политологов, историков, можно увидеть огромную палитру мнений и вариантов ответов на основной вопрос – что происходит с миром и с нашей страной? Какое будущее нас ждёт? Ведь не разобравшись с тем, что было и что реально происходит сейчас, мы обречены на дурную бесконечность повторений ошибок не понятого прошлого. Большинство исследователей приходят к выводу, что кризис во взаимоотношениях природы и общества стремительно нарастает. Современный человек должен видеть мир в его целостности, этому должна способствовать система образования, а происходит всё наоборот, её нацеленность на узкий профессионализм продолжает усиливаться. Несмотря на бессчётное число современных и не очень исследований, общих знаний о процессах развития нашего мира и процессах познания явно недостаточно для решения проблем современной экологии, политики, морали.

В интеллектуальной элите России существует огромная многозначность понимания существа основных процессов, протекающих в Природе и обществе. Эта плюралистичность не так безобидна, как кажется. Она порождает в сознании людей ряд иллюзий и фантомов, облегчающих манипулирование ими со стороны заинтересованных лиц и организаций.

Классика философской рефлексии учит, что в меняющемся мире надо и думать по-новому. Увы, все мы стали свидетелями того, что столкновение цивилизаций уже произошло: оно вызвано, в частности, развитием глобализационных процессов, которые лишь на четверть проектны, а на три четверти объективны, хотя и инспирированы глобальными группами мировой закулисы[17] (Трёхсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, Транснациональные корпорации и др.). В возникших условиях взаимное «предъявление» соприкасающимися культурами своих «предельных онтологий» и мировоззренческих ценностей неизбежно. «Война идентичностей», раз начавшись, будет продолжаться. При этом следует различать сторону внешнюю, геополитическую и экономическую, и сторону внутреннюю, социогуманитарную, духовно-религиозную и ментально-онтологическую.

В процессе работы над книгой удалось посмотреть методологию и технологию, нацеленность научных лабораторий, центров и других структур, которые занимаются аналитической обработкой информации[18]. Много полезного в ускорение обработки информации внесли компьютерные технологии, активно шло внедрение теории графов, интеллект-карт и иных аналитических технологий. Эти тенденции я тоже попытался выявить и описать.

Каждому аналитику приходится осмысливать новые значительные по объёмам массивы знаний и информации. Происходит это постоянно. Смотрю ли я телевизор, слушаю ли радио, гуляю ли в лесу и на диктофон набираю фразы, мысли формулируются вокруг Аналитики. Но это и помогает осознанно смотреть телевизор, слушать радио, беседовать. Аналитика, овладевая моим мышлением, позволяет выделить главное, существенное.

Среди таких главных моментов следует обратить внимание на следующие факты. Недавно А.М. Леницкий, помощник Министра обороны Российской Федерации, в передаче Дмитрия Куликова «Формула смысла»[19] сказал краткую фразу: «Передо мной лежит аналитика». Это свидетельство того, как органично в русский язык вошло слова аналитика как определение текста, подготовленного для выступления в эфире или на совещании. На мой взгляд, это очень важно. Даже не все науки удостаиваются такой чести. Например, нельзя сказать:

– Передо мной лежит экономика.

– Передо мной лежит история.

– Передо мной лежит философия.

– Передо мной лежит математика. Так же нельзя сказать:

– Передо мной лежит статистика.

Поэтому, когда говорят: «Передо мной лежит аналитика», предполагается, что это законченный документ для определённых целей.

Услышал в другой раз по радио: смотрите аналитику. Меня эта фраза тоже поразила. То есть, и здесь тоже подразумевается, что аналитика – это готовый документ или специально подготовленный видеоряд, с которым можно работать. Эти факты говорят лишь о том, что на уровне обыденного и теоретического сознания постепенно укореняется новый термин. Наша же философская задача – показать, что у этого феномена гораздо более глубокие гениалогические и онтологические корни и содержательно-смысловые рамки.

Помню, как я был шокирован фотографией, которую мне прислал по электронной почте из Женевы мой друг. Фото было скадрировано следующим образом. На первой фотографии (она оказалась первым фрагментом) был изображен азиатский мальчик в лодке, вылавливающий сачком какой-то полезный предмет из плывущего по реке мусора. На второй фотографии тот же кадр был увеличен в несколько раз, чтобы было видно, что этого мусора много и он окружает всю лодку. А на третьем фото была панорама всей реки с этой лодкой и мальчиком. Так вот, вся река от края до края, сколько видит глаз, на километры, была заполнена этим плывущим мусором – пластиковыми бутылками, пакетами, всевозможными бытовыми отходами жизни «цивилизованных» людей!

Эта фотография просто ошеломила меня. Понятно, что эта река, протекающая в одной из азиатских стран, стала огромной мусорной свалкой, что это экологическая катастрофа. Это было более 10 лет назад. За это время наша цивилизация со всеми её технологическими укладами сделала ещё много шагов по дальнейшему загрязнению планеты. Это отношение людей к нашей матушке Земле показывает, что мы в историческом тупике. Уже на краю пропасти. Человечество отравило, замусорило, изнасиловало этот мир. Естественно, что Природа обязательно будет защищать себя своими способами. В ближайшие годы будут аномальные явления с разрушительными последствия: цунами, землетрясения, смерчи, наводнения, засухи и пожары. Природа сейчас против человечества. К этому добавятся и техногенные, так сказать «рукотворные» катастрофы. Вполне можно предположить, что в битве цивилизаций, которая разворачивается на наших глазах, могут разыграться сценарии, по сравнению с которыми Чернобыльская катастрофа покажется детской игрушкой. При всей ужасности этой известной фотографии с набитой мусором рекой необходимо ясно понимать, что эта река невозможна в Германии, это картины из третьего мира. Да, человечество ведут по ложному цивилизационному пути, но плохо то, что Россия тоже в этом потоке рука об руку со странами третьего мира. У нас нет этих рек, но вся территория страны загажена и это продолжается. И главное, хотя никто не мешает бороться с этим загрязнением, но за редким исключением, никто не борется, более того, страна разграбляется на самом высоком уровне и тут уже не до мусора.

Чтобы события не пошли по такому сценарию – нужны серьёзные подвижки во всех областях человеческой жизни, но прежде всего – в менталитете и в вопросах государственного управления, которые поднимут Россию на иной уровень духовного, культурного и технологического существования. И я глубоко убеждён, что только серьёзные Знания и Аналитика как важнейший интеллектуальный инструмент могут помочь в этом. При этом важнейшим условием позитивных преобразований выступает моральное состояние общества[20].

Ну, а если у той части элиты общества, которая занимается расхищением страны, нет даже основ нравственности, чего тут анализировать, какой тут нужен интеллект? Поэтому, прежде всего стране нужна нравственность и смелость! Того и другого у людей на всех уровнях недостаточно. Поэтому нужны витиеватые словокручения, мифология, о которой говорит независимый аналитик из Санкт-Петербурга Сергей Кочевых (см. Приложение 3).

Аналитика уже тут прекрасно работает. Например, есть задача, произвести бутылки и пакеты из пластика без заложенной в ней цены на утилизацию и получить сверхприбыль. Или заложить в их стоимость мероприятия по утилизации и не получить сверхприбыль. Ответ большинство чиновников дает чёткий: делаем без утилизации, после нас хоть потоп, надо хапнуть, а там как-то разберёмся, на крайний случай – уедем туда, где правительство эти мероприятия предусмотрело. Вот и вся аналитика. Что тут анализировать? Есть другой уровень: вообще уход от бесконечного наращивания прибавочной стоимости ради прибавочной стоимости. Поблема цивилизации в том, что люди производят не для чего-то, а только для прибавочной стоимости, она главная цель. Но это извращение. И это не вопрос аналитики, а вопрос нравстенности и морали.

Но как поменять сознание миллионов людей? Миллиардов! Где последователи премьер-министра Индии Ноуренто Моди, взявшего метёлку и лично вышедшего на уборку мусора? Где последователи замечательной страны Сингапур, где за выброшенный где попало мусор полагается штраф в 2 500 долларов США или даже можно попасть в тюрьму?[21] Хотя, с другой стороны, этот опыт может свидетельствовать и о бессилии властей справиться с загрязнением окружающей среды другими методами. Кому-то вообще данный пример покажется спекулятивным и надуманным.

Скорее всего, тут нет аналитики, это чисто вопрос нравственности. Никакой аналитики не надо, чтобы понять, что пластиковая бутылка разлагается более ста лет и загаживает пару квадратных метров земли. А они выпускаются миллиардами штук. И это только бутылки! Никто же по своему дачному участку не разбрасывает бутылки пластиковые и тем более ядовитые отходы. Вот и весь ответ. Все всё понимают, но некая сила заставляет их действовать против себя. Значит, учёные должны разобраться, что это за сила. Вот это уже аналитика.

Этот пример из разряда тех, которые заставляют задуматься над вопросом: а туда ли мы идём? И что надо сделать, чтобы и всё человечество и наша Родина шли по правильному пути? Ведь ситуация в мире в последнее время складывается ещё хуже – всё идёт к тому, что уже самого человека глобализация превращает в мусор, в отходы цивилизации.

Аналитика имеет прямое отношение к установлению исторической достоверности. Тот, кто не учит историю, призван повторять её ошибки. История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой и др. В отличие от них, она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история физики, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

Давайте посмотрим на историю только последних 3–4 тысяч лет. История носит вращательный, цикличный характер. К этому выводу давно пришли специалисты, изучавшие исторические пути развития человечества (О. Шпенглер, Т.Н. Грановский, Л.Н. Гумилёв, А.С. Панарин и др.). Цивилизации возникают, развиваются, достигают вершины своего развития, потом деградируют и далее гибнут. И на обломках одной цивилизации начинает развиваться другая, и дальше с ней может происходить аналогичный процесс. Существует странный исторический парадокс: общество может веками наступать на одни и те же грабли, государство может веками повторять одни и те же ошибки.