Книга Дорога на Дебальцево - читать онлайн бесплатно, автор Алла Игоревна Бегунова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дорога на Дебальцево
Дорога на Дебальцево
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дорога на Дебальцево

– Но попал не он, – догадался ассистент режиссера.

– Конечно! Чтобы попасть в ухо бегущего кабана, надо большой навык иметь. Откуда он у губернатора, человека важного, занятого административными делами?

– А не обидно? – Королёв резко повернул руль, выводя автомобиль на главную магистраль.

– Кому? – не поняла Булатова.

– Ну, дедушке твоему.

– Отчего же? Он был на должности. Работу свою любил. За такой выстрел ему денежную премию всегда выдавали….

Вернувшись в гостиницу, Александра пообедала в кафе и поднялась в свой номер на третий этаж. Теперь она чувствовала усталость. Побаливали мышцы на правом и левом предплечье, ладони, пальцы. С непривычки она слишком сильно сжимала винтовку, боясь при стрельбе уронить М4 на пол. Правое плечо, в которое упирался приклад, тоже напоминало о себе. Перед зеркалом в ванной комнате Булатова сняла футболку. Небольшой синяк в правой плечевой выемке просматривался отчетливо. Хорошее начало для новой работы!

Смочив холодной водой полотенце, молодая актриса положила его на плечо, легла на кровать и задумалась. Что бы ни случилось дальше, она никогда не будет жалеть о том, что согласилась на предложение кинорежиссера, пусть и не такого знаменитого, как, например, Александр Сокуров, но зато – крепкого профессионала, мастера батальных эпизодов. Главная роль ей досталась впервые, да еще не в сериале, а в полнометражном художественном фильме. Это много значит для актерского «резюме» и будет свидетельствовать о ее растущей квалификации. Это обязательно повлияет на величину гонорара.

В ее семье никто не говорил о деньгах, пока отец был жив.

Но он погиб в автомобильной аварии, едва Александре исполнилось десять лет. На плечи матери легли заботы о двух несовершеннолетних дочерях. Она справлялась с трудностями по мере собственных сил и возможностей и сумела дать им образование: кроме гимназии с углубленным изучением английского языка, спортивная секция легкой атлетики и музыкальная школа по классу фортепиано.

Летом вдова отправляла дочерей к родственникам. Старшую – к своим родителям, обитавшим в охотхозяйстве за тридцать километров от города, младшую – поближе, к матери покойного мужа на дачу. Александра проводила летние месяцы вместе с дедушкой. В двенадцать лет он познакомил ее с оружием. У него были: собственные одностволка ТОЗ-8М, сделанная на Тульском оружейном заводе сразу после войны, ИЖ-27 завода «Ижмаш» с двумя стволами, расположенными вертикально, производства 1973 года, и раритет, выданный в охотхозяйстве, который он особенно ценил – снайперская винтовка Мосина 1940 года. Именно ее брал Федор Михайлович в егерскую засаду.

В семнадцать лет Саша уехала из родного города, поступив на бюджетное отделение одного московского вуза, готовившего инженеров для тяжелой промышленности. На помощь из дома рассчитывать не приходилось, и студентка из провинции трудилась в столице там, где обычно принимают на работу таких, как она: чайный промоутер в супермаркете, официантка в кафе, участие в переписи населения, раздача рекламных листовок на улице.

Ничто так не способствует быстрому взрослению юношей и девушек, как самостоятельная жизнь в большом городе и добывание денег на нее. На третьем курсе Булатовой стало совершенно ясно, что никакого взаимодействия с предприятиями тяжелой промышленности у нее не получится. Из престижного инженерного вуза надо было уходить, и она уже знала куда – в театральное училище. Мама выступила категорически против такого решения, ибо считала актерскую профессию несолидной, а для женщины так и вообще предосудительной. Но Александра ее не послушала.

С тех пор вопрос о гонорарах приобрел особое значение.

Бывало, она зарабатывала очень неплохо, бывало, сидела без гроша в кармане. Однако домой деньги высылала регулярно, в качестве доказательства своей правоты. Мама иногда смотрела ее сериалы и давала им непредвзятую оценку. Мнение ее оставалось прежним: лучше быть посредственным инженером, чем посредственной актрисой…

Боль понемногу утихла.

Повернувшись на другой бок, Александра стала вспоминать не только американскую штурмовую винтовку, но и безумные речи директора тира. Он что-то говорил об истории. Какой отдельной, непохожей, неизвестной другим людям она может быть у «свидомых», если ее события давным-давно запечатлены в тысячах и тысячах книг, картинах знаменитых художников, в документальных и художественных кинофильмах, в памятниках и экспозициях музеев?

Да в одном только Севастополе несколько музеев!

Про них написано в рекламном буклете, который она получила в подарок от администратора гостиницы, но не удосужилась прочитать внимательно. Александра взяла со стола тонкую книжицу, отпечатанную на мелованной бумаге, перелистала ее. Яркие разноцветные фотографии, короткие подписи под ними. Теперь самое главное – узнать, как добираться до этих городских достопримечательностей от гостиницы «Украина».

Нина Николаевна, на своем рабочем месте, снова увидела Булатову в повседневной ее одежде: футболке, джинсах и кроссовках, с модным рюкзачком за плечами. На сей раз молодая актриса не прошла мимо нее, как вчера, чуть заметно кивнув головой, а остановилась и завязала разговор. Это очень понравилось администратору. Нина Николаевна объяснила гостье, что ближе всего к площади адмирала Ушакова находится Панорама, и она посвящена первой обороне города. Военно-исторический музей Черноморского флота, расположенный на улице Ленина, дом 11, имеет в своей экспозиции целых два больших зала про участие моряков и кораблей во второй обороне, однако туда лучше ехать на троллейбусе.

– Значит, ваш новый фильм о Великой Отечественной войне? – спросила Нина Николаевна.

– Да.

– Какая роль поручена вам?

– Роль снайпера.

– Наверное, это – Людмила Павличенко.

– Кто она такая? – спросила молодая актриса.

– Наша знаменитая героиня, тоже снайпер.

– Нет, образ будет собирательным.

– А чего тут собирать? – искренне удивилась администратор. – Людмилу у нас все знают, есть улица ее имени в центре города, на горе, недалеко от Владимирского собора. Подниметесь по Советской улице наверх, свернете налево. Там на здании Прокуратуры имеется гранитная доска, где это написано. Между прочим, она тоже была красивая женщина, очень похожая на вас. Уничтожила 309 фашистов…

– Откуда вам известно? – спросила Александра.

– Дорогая Саша, про всех героев-севастопольцев у наших детей в школьных дневниках напечатано. Про Павличенко – тоже…

В конце беседы они сфотографировались на мобильный телефон Нины Николаевны. Затем подошли две горничные, с которыми выпускница «Щуки» также сфотографировалась. Они стали обсуждать, как быстрее и проще отсюда добраться до улицы знаменитого снайпера, ведь Булатова здесь всего второй день, в городе не ориентируется и побывала только на набережной Артиллерийской бухты, Приморском бульваре и Графской пристани. В конце концов, Нина Николаевна вызвала такси, все объяснила шоферу, и он почтительно открыл дверцу перед молодой актрисой.

По улице Людмилы Павличенко общественный транспорт не ходил. На ней стояли обычные севастопольские трехэтажные дома из белого инкерманского камня, на тротуарах лежал асфальт, росли деревья, посаженные через правильные интервалы. Главным ее украшением являлся сквер возле собора святых апостолов Петра и Павла и в глубине его – сам собор, имевший вид древнегреческого храма с колоннами и двускатной крышей. Здание с мемориальным знаком находилось довольно далеко от церкви. Там таксист и остановил машину. Александра вышла. Она надеялась увидеть хотя бы профиль героини, вырезанный на камне. К сожалению, ничего подобного не нашла, только указание на то, что Павличенко Л.М. – Герой Советского Союза и участвовала в обороне Одессы и Севастополя.

Глава вторая. Снимается кино

Два контейнера с реквизитом для съемочной группы прибыли в Севастополь по железной дороге. Вещи были взяты в аренду на Одесской киностудии. Они позволяли одеть и вооружить около тридцати человек для массовых батальных сцен. В отдельном кофре находилась одежда и обувь для актеров, исполняющих главные роли и роли второго плана. Эти предметы сшили на заказ, точно по их размерам, из лучшей ткани и более тщательно.

Александра встретилась с костюмером Таней на следующий день. Новенькая, хорошо выглаженная гимнастерка цвета «хаки» с отложным воротником, украшенным малиновыми петлицами, с накладными карманами на груди полностью соответствовала образцу 1941 года. Ее следовало надевать на белую нательную рубаху из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, Таня приготовила для молодой актрисы брюки-галифе, пилотку с красной эмалированной звездочкой и хромовые сапоги… 43-го размера.

Их вид вызвал у Саши, склонной к шуткам и розыгрышам, улыбку. Сами по себе они, конечно, смотрелись отлично: черная, блестящая от ваксы кожа, аккуратный крой. Однако при тридцать седьмом размере ее ноги это уже не сапоги, а галоши.

– Меньшей обуви не нашли, – сказала Таня, как бы оправдываясь. – Зато можно навернуть портянки из байки.

– Ты умеешь это делать?

– Нет. У нас есть осветитель дядя Петя. Он умеет. Я его позову…

Дядя Петя отнесся к поручению со всей серьезностью. Александру, одетую в гимнастерку и брюки-галифе, усадили на табуретку, а он, опустившись на корточки рядом, принялся ловко наворачивать ей на ногу портянку – довольно длинный кусок байки серого цвета – и при этом учить ее этой солдатской науке. С портянками сапоги и впрямь не казались галошами, сидели на ступне более плотно.

Таня подала молодой актрисе последний предмет экипировки – кожаную коричневую портупею с плечевым ремнем и кобурой для пистолета ТТ. Булатова надела ее, застегнула латунную пряжку и стала с интересом разглядывать себя в зеркале. Костюмер не отходила от нее. Она все время что-то поправляла. То одергивала гимнастерку, то передвигала на поясе пустую кобуру, то надевала пилотку по-разному, стараясь добиться ее положения, предписанного Уставом Красной Армии: на голове справа, опуская переднюю часть на правую бровь. Этому мешала прическа Булатовой.

– Евгений Андреевич вам сказал, что волосы придется постричь? – спросила Таня.

– Впервые слышу.

– Военная форма вам очень к лицу, – сообщила костюмер. – С короткой стрижкой будет еще лучше.

– Может быть, парик? – Александре не хотелось расставаться со своими роскошными густыми волосами длиной почти до пояса.

– Если парик, то не будет достоверно. А он хочет сделать самый достоверный фильм о войне…

Фамилия у режиссера-постановщика была настоящая, военная – Сотников. Его предки происходили из донских казаков, и кто-то из них командовал сотней. Случилось это давно, наверное, в ХIX веке. В ХХ столетии они переселились с берегов Дона в азиатские степи, стали обычными горожанами.

Евгений Андреевич захотел следовать старинной семейной традиции и сначала получил военное образование, служил в частях специального назначения, причем – успешно, с получением правительственных наград. В 1991 году он снял офицерские погоны и стал кинематографистом, окончив киношколу в Берлине. Сценарий фильма он написал сам, в государственном Фонде кино его одобрили, затем поступила финансовая поддержка от Министерства культуры Российской Федерации. К осуществлению данного проекта он подошел основательно: прочитал книги про оборону Одессы и Севастополя, изучил те архивные документы, которые имелись в свободном доступе, то есть в Интернете.

В сюжете сценария хитроумно сплетались правда и выдумка. Но правды было больше. Она заключалось в том, что Сотников довольно точно изложил биографии некоторых героев, действительно служивших в 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Она погибла под стенами Севастополя в конце июня 1942 года. Оставшиеся в живых бойцы утопили ее знамена в море, печати закопали на берегу Камышовой бухты, все штабные бумаги сожгли.

Кинорежиссера особенно интересовали судьбы двух девушек из 54-го стрелкового полка имени Степана Разина, входившего в состав дивизии: старшего сержанта Людмилы Павличенко, снайпера, и старшего сержанта Нины Ониловой, пулеметчицы. Они обе числились в первом батальоне полка, обе (единственные из всей 25-й дивизии!) заслужили звание Героев Советского Союза.

Фильм Сотников хотел снять о них: о женской дружбе, о воинском ремесле, о любви и смерти. По версии кинематографиста, обе девушки безоглядно влюбились в молодого лейтенанта Кузьменко, ставшего командиром их роты. Но война быстро разрешила любовную коллизию: пулеметчица погибла в бою, лейтенант был смертельно ранен разрывом мины в тылу, снайпер, оставшись в живых, мстила фашистам за своих боевых друзей.

На выбор материала для кинокартины и построение сюжета повлияло одно весьма существенное обстоятельство. Пулеметчице Ониловой в 1941 году исполнилось 20 лет, снайперу Павличенко – 25. Дочери Сотникова Элеоноре, учившейся на третьем курсе актерского факультете ВГИКа, тоже было 20 лет. Следовательно, наступало время для ее дебюта в кино. Евгений Андреевич верил в талант своего ребенка, и сценарий написал с таким расчетом, чтобы этот талант раскрыть.

На всякий случай он дал двум главным героиням выдуманные имена, но в остальном намеревался строго придерживаться реальных событий, которые происходили в мае-июне 1942 года в Севастопольском оборонительном районе. Ради поиска истины Сотников нанес официальный визит в дирекцию Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Там с пониманием отнеслись к его просьбе.

Режиссера познакомили со старшим научным сотрудником Юрием Вадимовичем Падалка, который заведовал вещевым фондом музея. С разрешения администрации он показал посетителю много подлинных предметов из обихода защитников города, не выставленных в экспозиции. Кроме того, он являлся автором прекрасной документальной повести «Пароль: Севастополь», то есть знал историю второй обороны всесторонне и досконально. Выслушав пылкий монолог кинематографиста о правде искусства, Юрий Вадимович, человек добрый и отзывчивый, решил помочь съемочной группе и сообщил Сотникову, что на Мекензиевых горах, в 25–30 километрах от центра города, еще можно найти старые полевые укрепления, возведенные бойцами 25-й Чапаевской дивизии.

Это была большая удача.

Сотников сильно воодушевился. Пусть съемки на натуре займут чуть больше времени, пусть они потребуют чуть больше средств, и об этом он еще поговорит с продюсером. Самое главное – кинокартина при таком подходе выигрывает в достоверности…

После встречи с костюмером Булатова увидела режиссера-постановщика. Беседа с ним продолжалась недолго. Сотников сразу вручил ей лист бумаги. Это была краткая биографическая справка Людмилы Павличенко с ее портретом в гимнастерке и пилотке и со снайперской винтовкой в руках. Теперь молодая актриса поняла, почему в гостинице севастопольцы на нее смотрели с необычным вниманием. Они с Людмилой действительно были весьма и весьма похожи: карие глаза, темные волосы, смугловатый цвет лица с правильными чертами.

Евгений Андреевич сказал, что биографию снайпера Александра должна выучить наизусть. Она с радостью согласилась. Прежде ее героини никаких биографий не имели, поскольку при производстве телесериалов характеры персонажам не нужны. Требуется так называемые «типаж» и «фактура»: определенный возраст, фигура, тип внешности (блондинка, брюнетка), минимальные актерские способности (например, не боятся кинокамеры).

– Биография – это не все, – Сотников взглянул на Булатову строго. – Надо почувствовать эпоху, прожить жизнь снайпера Людмилы по-настоящему. Так что готовься. Во-первых, никаких париков, волосы коротко остричь. Во-вторых, форменную одежду красноармейца носить с утра до вечера, и на съемочной площадке, и вне ее. Понятно?

– Понятно.

– А это что такое? – Сотников перевел взгляд на ее сапоги.

– Очень удобная обувь, – ответила Саша.

– Хромовые офицерские сапоги у старшего сержанта? – режиссер в сомнении покачал головой. – Сейчас спросим нашего военного консультанта…

Сергей Петрович Щербина, человек лет под сорок, среднего роста и спортивного телосложения предстал перед Булатовой. Он был светловолосым, голубоглазым, очень симпатичным и улыбался вполне добродушно. Сотников сообщил молодой актрисе, что он – военный историк, автор документальной книги об РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) в первые годы Великой Отечественной войны и плюс ко всему – майор Вооруженных сил Российской Федерации в запасе. Затем спросил Щербину про сапоги.

– Нет, весной 1942 года – нереально, – уверенно ответил военный консультант.

– Может, ботинки с обмотками? – высказал предположение режиссер, и Александра в страхе затаила дыхание, поскольку подобной обуви не только не никогда носила, но даже никогда не видела.

– Это уж слишком, – ответил Щербина, мило улыбнувшись ей. – Давайте выберем обыкновенные «кирзачи». Простенько и со вкусом…

– Ладно, – согласился кинорежиссер, но не слишком охотно, и продолжил разговор:

– У меня есть сканированная и отпечатанная на цветном принтере служебная книжка красноармейца за 1940 год, с синей круглой печатью. Дать ее Саше, пусть носит в нагрудном кармане гимнастерки?

– Не надо, – сказал Щербина. – Согласно приказу Наркома обороны СССР товарища Сталина за номером 330 от 7 октября 1941 года, она была отменена и вместо нее в частях Красной Армии стали распространять другую. Однако ветераны сообщают, что на самом деле книжки нового образца появились на фронте только через год, осенью 1942 года. Севастополь к тому времени заняли фашисты.

– Но странно, что совсем без документов…

– Да, немцы тоже удивлялись, – консультант согласился с Сотниковым. – Они пользовались таковой неувязкой и засылали в наш тыл десятки диверсионных групп, одетых в форму РККА…

Поняв, что эти люди пощады ей не дадут, Александра сначала отправилась к костюмеру, чтобы сменить хромовые сапоги на кирзовые, и немного утешилась: Таня нашла «кирзачи» 39-го размера. Далее, переодевшись в футболку и джинсы, молодая актриса явилась к парикмахеру. Там она услышала немало похвал своим великолепным волосам и столько же сожалений об их утрате. Сочувствуя Булатовой, девушка-парикмахер осторожно отстригала прядь за прядью, равняла ножницами челку и виски.

Александра печально смотрела на себя в зеркало. Одна ее подруга, увлекавшаяся гаданьем и верившая в силу колдовства, рассказывала, что волосы как часть человеческого тела могут сыграть большую роль в магических ритуалах. Если вы по какой-то причине сами их отрезали, то следует их спрятать, сохранить и никому не отдавать. Похоже, девушка-парикмахер тоже знала об этом. Все длинные темно-каштановые пряди она собрала в пластиковый пакет и протянула его клиентке.

Превращение совершилось.

Новая прическа сходила «на нет» от затылка к шее, по бокам головы наполовину прикрывала уши и лихо отстриженной челкой топорщилась над высоким лбом. Едва ли она была похожа на моду сороковых годов прошлого столетия, но лицо Александры сделала более выразительным. Оказалась, что в молодой актрисе, как и в Людмиле Павличенко, есть нечто мальчишеское, отчаянное и задорное. Пилотка, заняв положенное место, неожиданно стала украшением, подчеркивающим ее обаяние.

Сотников это оценил и удивился своей проницательности.

Получилось, что с первого взгляда, еще на кинопробах он сумел разглядеть в стандартном облике девушки из сериалов знаменитую героиню времен войны. Но работа над образом не закончена. Прекрасная внешность актрисы лишь первое условие успеха. В его фильме все будет по-настоящему, и теперь Булатову ждет детальное знакомство с любимым оружием знаменитой героини – снайперской винтовкой.

Военный консультант был предупрежден об этом и теперь собирался с духом, чтобы провести довольно трудный урок. Сергей Щербина считал представительниц слабого пола – особенно красоток вроде Булатовой – абсолютно неспособными к усвоению армейской науки. Когда ему напоминали, что в годы Великой Отечественной войны около двух тысяч женщин стали сверхметкими стрелками и уничтожили – в общей сложности – до двадцати тысяч вражеских солдат и офицеров, то есть целую дивизию Вермахта, он улыбался в ответ: «Исключения лишь подтверждают правило!»

Сашу вызвали для знакомства с оружием на следующий день. Оно происходило на складе, арендованном у тыловой службы Черноморского флота. В здании, похожем на амбар, со стеллажами и ящиками, Щербина, разложив на столе брезентовый чехол, извлек из него снайперскую винтовку Мосина, или «трехлинейку», «треху», как ее называли солдаты на фронте. Затем майор запаса стал скучно рассказывать о ней: общая длина, длина ствола, вес с прицелом, емкость магазина, начальная скорость пули, принцип действия затвора. Булатовой тоже стало скучно, и она вскоре остановила Щербину:

– Я это знаю.

– Откуда? – удивился Сергей Петрович.

– Ну, знаю, и все.

– Сейчас проверим, – он усмехнулся. – Разберите затвор.

Через минуту военный консультант внимательно наблюдал, как Саша проделывает данную операцию и называет детали затвора, попутно объясняя, как они взаимодействуют друг с другом, как происходит выстрел. Все было правильно. Аккуратно разложила она на чехле боевую личинку с выбрасывателем гильзы патрона, стебель затвора с отогнутой вниз рукоятью, снабженной шариком на конце, курок с «пуговкой», длинный ударник с заостренным концом, стальную боевую пружину, соединительную планку, удерживающую вместе все шесть деталей. Небольшие по размеру металлические предметы высокой точности обработки, они легко умещались в женской ладони.

Конструктор добился совершенства, придумывая их. Станочники воплотили его гениальный замысел в действительность с особым старанием. Оттого, по мнению Александры, их формы не уступали в элегантности тонким принадлежностям дамского маникюрного набора, с которым она никогда не расставалась.

– Увлекаетесь пулевой стрельбой? – наконец спросил Щербина.

– Нет. Но к оружию отношусь с интересом.

– Это необычно для молодой женщины вашего склада.

– Моего склада?! – тотчас вспылила она. – Вы ничего не знаете обо мне, а так говорите!

– Прошу прощения, любезная Александра Константиновна! – военный консультант слегка поклонился ей, и вышло это изящно, совсем по-старомодному. – Право, я не хотел обидеть вас. Но ведь кто-то же научил вас обращаться со снайперской винтовкой.

– Да, научил! – Саша гордо вскинула голову. – Мой дед!

– Значит, он был снайпером, – вкрадчиво произнес Щербина.

Вообще-то о своей семье Александра Булатова никому и никогда не рассказывала. Она считала, что это к ее сегодняшним занятиям не относится. Ей уже доводилось сталкиваться с журналистами. Их свободное творчество, никому не подотчетное, часто вызывало у Саши оторопь. Пусть о ней они сочиняют все, что им угодно, тут ничего не поделаешь – такая у нее профессия, но ее родственники, простые и добрые люди из далекой провинции, не должны страдать от выдумок «желтой прессы». Только вот Щербина на ушлого «специального корреспондента» не походил…

– Он служил в пехоте с ноября сорок четвертого года, – после недолгого молчания призналась она.

– Где воевал?

– В Восточной Пруссии.

– Наверное, Гумбиненн-Гольдапская наступательная операция?

– Точно не знаю, – пробормотала Булатова.

У дедушки хранились некоторые документы: удостоверения на медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», на ордена «Славы» третьей и второй степени, потрепанная «Книжка снайпера» с записями и многотиражная газета 5-й армии 3-го Белорусского фронта «Уничтожим врага!» с небольшой заметкой и фотографией молодого снайпера 707-го стрелкового полка сержанта Федора Копылова. Однако про боевые действия он вспоминал неохотно. Зато оружие любил, и внучке рассказывал о нем много и интересно.

– Ладно, – сказал Щербина, – Лучше ответьте мне на вопрос: какой еще винтовкой пользовались тогда сверхметкие стрелки?

– Да, какая-то была, – она задумалась. – Дед мне говорил. Но сам он стрелял только из «мосинки».

– Видите, какие ограниченные у вас познания, – шутливо сказал Сергей. – Ничего, сегодня мы их расширим. Павличенко часто фотографировалась с самозарядной винтовкой Токарева, или СВТ-40. Это было наградное оружие с гравировкой на трубке оптического прицела. Наградил Людмилу Михайловну командир 25-й Чапаевской дивизии генерал-майор Петров за первую сотню фрицев, уничтоженную ею при обороне Одессы…

С этими словами военный консультант открыл застежку-«молнию» на втором брезентовом чехле и извлек на свет СВТ-40. Впрочем, к ней у Щербины было сложное отношение.

Разбирать ее до конца он не решился. Винтовка имела более 140 деталей, небольших, мелких и очень мелких. Автоматика СВТ-40 работала от пороховых газов, которые образуются при движении пули по каналу ствола. Для того над стволом ружья располагалась газовая камера с поршнем. Как работает затвор, майор запаса молодой актрисе объяснил, но в детали не стал вдаваться. Только несколько раз взвел затвор и нажал на спусковой крючок, отсоединил и присоединил магазин на 10 патронов.