Книга Гомель и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Гомель и евреи. История, холокост, наши дни
Гомель и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Гомель и евреи. История, холокост, наши дни

4.3 О проведении евреями свободного времени. О Занятости еврейских женщин. О знаменитых евреях Гомеля

О проведении гомельскими евреями свободного времени


Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html


Еврейским семьям было свойственно приобщение к сугубо городскому проведению свободного своего времени. Они прогуливались по гомельским улицам и садам, катались по Сожи. Молодые евреи принимали участие в вечерах, которые устраивались в учебных заведениях.

Грамотным евреям нравилось читать. В 1912-м году гомельские евреи читали книги на идише и иврите (книги Шолома-Алейхема, Менда Мойха Сфорима Аша и др. Они брали книги в Гомельской библиотеке общества распространения просвещения между евреями России. Имеются данные по чтению книг из этой библиотеки (см. статью «Повседневная жизнь еврейского населения Гомеля») [11]:

«Всего читатели данной библиотеки за 1912 г. 1358 раз брали для чтения книги по изящной литературе на древнееврейском языке, 2308 – детскую литературу, 226 – по различным отраслям знания, 162 раза были выданы сборники и журналы. (Указанная библиотека также предлагала широкий выбор литературы на русском, польском, немецком языках, обслуживала не только еврейское население)».

Любили гомельские евреи читать и еврейские газеты, такие как «Газман», «Гатфиро», «Момент», «Ганьт», «Цайт» и др.


О занятости еврейских женщин


Фото из источника: http://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/gomel/gomel.html


Не все еврейские женщины-гомельчанки имели официальную работу. Некоторые были домохозяйками. Но и дома многие из них занимались пополнением семейного бюджета, занимаясь, к примеру, пошивом шапок, платьев и т. д.

Гомель ускоренно развивался, что способствовало обни щанию гомельчан, в том числе и евреев. Усиливались социальные контрасты.

От безысходности положения женщины начинали торговать собственным телом. В число проституток Гомеля входили и еврейские женщины [11].

О знаменитых евреях Гомеля

Знаменитые евреи Гомеля перечислены в статье «Гомель», размещенной на сайте Еврейского туристического агенства [53]:

«● Уроженцем Подобрянки (местечка под Гомелем) является р. Леви Ицхак Шнеерсон. Автор известных трудов по хасидизму и каббале, главный раввин Екатеринослава-Днепропетровска. ● Рав Деслер – известнейший духовный лидер движения Мусар, мыслитель. ● Ученый-математик Лев Генрихович Шнирельман. ● Герой Второй мировой войны Евгений Абрамович Бирбраер. ● Советский военачальник Симон Давидович Кремер. ● Чемпион мира 2009 года, боксер Юрий Форман».

V О еврейских домах в Гомеле в конце 19—го – начале 20-го столетий

Дом на углу улицы Коммунаров и Советской, принадлежавший купцу Лейбе Маянцу. Фото из источника: http://nashkraj.info/evrejskie-doma-na-ulitsah-gomelya-v-kontse-xix-nachale-xx-vekov/

5.1 Об архитектуре еврейских домов в Гомеле и иудейских культовых зданиях Гомеля

Об архитектуре еврейских домов в Гомеле


На углу ул. Коммунаров и Советской в Гомеле есть дом, который прежде был собственностью купца Лейбе Маянца. В дореволюционный период здесь на первом из этажей располагались магазины.

Основу планировочной гомельской структуры заложили в начале 19-го столетия (во время «румянцевского» периода).

К рубежу 19-го и 20-го столетий в Гомеле было семьдесят улиц и переулков, застроенных как это было обычным для уездных городов. В Гомеле была каменная старая архитектура, выраженная классицистическими сооружениями (как общественными, так и культовыми) и особняками дворян. Но одновременно в городе были в большом количестве деревянные рядовые дома.


Фото из источника: http://gomelstreet.info/2015/08/23/zdaniya-gomelya-o-kotoryx-vy-ne-znali-poteri-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-chast-3/


Когда через город в конце 19-го столетия были проведены две крупные железнодорожные линии, стали стремительно расти в количественном отношении фирмы, промышленные предприятия, финансовые и торговые организации. Это привело к активизации строительства.

В городе в этот период еврейское население было многочисленным. Так в 1911-м году в Гомеле было 30708 евреев, 46482 беларусов и русских а также 1685 поляков.

Евреям принадлежали многие жилые дома и городские предприятия, домовладения и учреждения.

Выделение каких-либо национальных особенностей в архитектуре еврейских построек достаточно проблематично. Их сооружение осуществлялось в соответствии с веяниями времени и художественно-стилевыми приемами.

В данный период имела место активизация строительства таких объектов как: гостиницы, рестораны, кредитно-финансовые и торговые учреждения, а также доходные дома.


Об иудейских культовых зданиях Гомеля


Фото из источника: https://orda.of.by/.add/showimage.php?


Некоторые из внешних отличительных признаков можно обнаружить на зданиях культовых, которые иудеями отмечались обычно такими знаками как звезда Давида (на фронтоне) и мезуза (при входе).

На гомельской территории в начале 20-го столетия находилось много синагог и домов для молитв (более 20-ти). Было немало молитвенных домов, размещавшихся в жилых домах.

В Гомеле была Большая каменная синагога, возведенная в период с 1828-го года по год 1833-й. В финансировании ее возведения активно участвовали владельцы Гомельского имения Румянцевы – Сергей и Николай.


Здание синагоги «Рош-Пино». Синагога «Рош-Пино» («на углу») была возведена в 1890-м году. Красноармейская ул., 1а. Фото из источника: http://wikimapia.org/

5.2 О лучших по архитектуре сооружениях и гостинице «Савой»

О лучших по архитектуре сооружениях


Фото из источника: http://newauction.ru/offer/gomel_rumjancevskaja_ul-i28484482435178.html


Лучшими по архитектурному исполнению считаются дома, которые были на улице под названием Румянцевская (в настоящее время Советская).

Построенные в начале 20-го столетия на данной улице дома были собственностью купеческой семьи Шановичей. В 1915-м году братьям Иоселю и Самуилу принадлежала гостиница «Савой», здание казначейства и еврейская частная гимназия Ратнера. Автор проектов этих зданий – Шабуневский Станислав Данилович (он был архитектором Гомеля и совладельцем гимназии Ратнера). Выполнение зданий производилось в соответствии со стилем модерн.


О гостинице «Савой»


Гостиница «Савой» на открытке 1930-х годов (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля). Фото из источника: http://gomelstreet.info/2015/08/23/zdaniya-gomelya-o-kotoryx-vy-ne-znali-poteri-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-chast-3/


Возведение гостиницы «Савой» производилось на углу с улицей под названием Мясницкая (сейчас улица Коммунаров) и улицей Румянцевской (ныне Советской). Это была гостиница с парикмахерской, синематографом, бильярдной, множеством магазинов, располагавшихся на первых ее этажах.


На месте Старого универмага располагалась гостиница «Савой». Источник: http://gomelstreet.info/2015/08/23/zdaniya-gomelya-o-kotoryx-vy-ne-znali-poteri-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-chast-3/


– —


Фото из источника: http://gomelstreet.info/2014/12/31/kak-otmechali-novyj-god-v-gomele-100-let-nazad/


Архитектором была искусно обыграна угловая часть этого дома, с приданием ей округленного плана и завершением барабаном с куполом. В послереволюционный период в «Савое» было размещение Гомельского исполкома Советской власти, а когда происходило контрреволюционное стрекопытовское восстание в 1919 -м году – штаба обороны ревкома Гомеля.

Во время войны фашисты здание уничтожили. Сегодня на его месте находится «Дом торговли».


Бывшая гостиница «Савой». Олег Апанасюк Фото из источника: https://www.photographer.ru/nonstop/fullscreen.htm?id=861366

5.3 О зданиях казначейства и гимназии Ратнера

О зданиях казначейства и гимназии Ратнера


В этом здании была гимназия Ратнера. Юрий ПАНКОВ, историк, сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля; Сергей ЛЯПИН, архитектор. Фото из источника: http://gomelstreet.info/2015/08/20/zdaniya-gomelya-o-kotoryx-vy-ne-znali-poteri-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-chast-2/


– —


Здание гимназии Ратнера после освобождения Гомеля в 1943 году (из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля). Фото из источника: http://gomelstreet.info/2015/08/20/zdaniya-gomelya-o-kotoryx-vy-ne-znali-poteri-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-chast-2/


Если говорить о здании казначейства в Гомеле, то можно сказать, что оно было каменным двухэтажным, его завершала деталь в виде аттика-бобика. Оформление первого этажа и центра здания было осуществлено с помощью больших витринных окон. Когда завершилась война, дом оказался частично разрушенным, его восстановили, дополнив третьим этажом и декорировав с помощью использования стиля «сталинского ампира».

Таким же образом декорировано в послевоенное время здание, где прежде была гимназия Ратнера. Это была двухэтажная постройка, в 3-м ярусе которой располагался мезонин.


Доходные дома в Гомеле


Фото Юрия Глушакова. Источник: https://news.tut.by/society/399174.html


На улице Советской до нынешних времен сохранились некоторые из прежних доходных домов, принадлежавшие владельцам-евреям. В качестве яркого примера можно привести дом Якова Ловьянова, который был крупным гомельским купцом. В этом доме сегодня находится магазин под названием «Табакерка». Купец сдавал квартиры в наем на 3-м и 2-м этажах. А этаж первый отличался наличием разного рода учреждений, к которым относились: контора А. Г. Ольшанского (он торговал мехами); контора братьев Элькиных (владельцев маслобойного завода), контора общества взаимного кредита (торговопромышленное общество), классы Б. С. Розенблюма (фортепианный и скрипичный). Здесь располагались мастерские: И. Миньовича (он был специалистом по хронометрам и часовым сложным механизмам); Рахлина (малярная и живописная); фотоателье Н. Б. Левита (оно было самым знаменитым в городе).

Известным является дом, который был в собственности купца Лейбы Маянца. В нем в дореволюционные времена и долго после революционного переворота располагались магазины (на первом из этажей).


Бывший доходный дом Лейбы Маянца. Фото из источника: https://pastvu.com/p/169265


Пока советы не национализировали магазины и конторы Гомеля, каждый из них имел своего хозяина. В статье Т. Ф. Литвиновой «Еврейские дома на улицах Гомеля в конце XIX – начале XX веков» отмечено [14]:

«… галантерейный магазин – Л. Пикуса, писчебумажный – Л. Гинсбурга, вина – Л. Маянца, контора гомельского нотариуса Н. Н. Терлецкого; со стороны Мясницкой был вход в 1-е городское училище с 2-летними педагогическими курсами для подготовки учителей».

Когда завершилась война, в доме за номером восемь по ул. Советской было размещение почтового отделения, а сегодня – выставочного зала областного Гомельского краеведческого музея.

Указанные дома в отношении их стилистики, скорее всего, относятся к эклектическому стилю, в котором практикуется совмещение заимствованных из прошлого компонентов.


Дом гомельского врача Александрова


Дом гражданских обрядов в Гомеле (бывший дом врача Александрова). Фото из источника http://gomel.svadbagoda.org/dom-grazhdanskix-obryadov


Выполнение дома, предназначавшегося гомельскому врачу Науму Ильичу Александрову на ул. Ирининской (сегодня это Дом гражданских обрядов), происходило в стиле особняка, декорированного на манер модерна. Образование этот доктор получил благодаря Паскевич Ирине Ивановне, которая была княгиней и последней владелицей гомельского имения.

У доктора была своя частная практика в его собственном доме.

Проект дома создавал С. Д. Шабуневский. Построен дом был в 1903-м году.


Еврейские объекты промышленной архитектуры


Станкостроительный завод. Malygin Фото из источника:

http://www.7kholmov.ru/2017/03/12/n53-5/


Некоторые из объектов промышленной гомельской архитектуры периода конца 19-го столетия – начала столетия 20-го сохранились. Можно, к примеру, обратить внимание на построенные до революции сооружения, находящиеся на территории станкостроительного Гомельского завода им. Кирова (улица Интернациональная).

Данные постройки были постройками кузнечных гомельских мастерских. Название у них было убойным – «Чугунолитейный и машиностроительный завод торгового дома «Моисей Фрумин с сыновьями». Реклама доносила до гомельчан, что заводом производится «устройство и ремонт сахарных, винокуренных, лесопильных, маслобойных заводов, мельниц и пароходов».

Советы в послереволюционный период национализировали завод Фрумина и превратили его в предприятие под названием «Пролетарий». После предприятие стало зваться именем С. М. Кирова (с 1934-го года), сохранилось оно до нынешних дней.

Купец Фрумин Моисей проживал рядом с заводом вместе со своей семьей. Это была ул. Могилевская (сегодня – Кирова). У дома было два этажа и на него сегодня можно смотреть как на домб являющийся образцом «кирпичной архитектуры», а также образцом строения, используемого в прошлом еврейской зажиточной большой семьей. В доме были многочисленные комнаты в которых проживали семьи повзрослевших детей. Был в этом доме и «подвальчик», служивший помещением торгового заведения. Вход во двор дома осуществлялся через арку.

VI О еврейских движениях и погромах в Гомеле. Об учении «Мусар»

6.1 О движении «Хаскала». Об организации «Бунд». О сионистах против бундовцев

О движении «Хаскала»


Иосиф Хаим Бренер. Фото из источника: http://kackad.com/kackad/28727-2/


В интеллигентской среде к началу 20-го столетия начало разворачиваться движение «Хаскала», являвшееся для евреев движением просвещения.

В Гомеле молодым еврейским литератором Иосифом Хаимом Бренером был опубликован рассказ «Буханка хлеба», ставший его самым первым рассказом.

В 1905-м году призванному в армию Бренеру «посчастливилось» попасть к японцам в плен и бежать при содействии «Бунда» (Всеобщего еврейского рабочего союза в Польше и Литве) в Лондон, в котором он примкнул к «Поалей-Цион». После этого Иосиф Бренер поехал в Палестину и вместе с другими еврейскими активистами основал израильское профсоюзное объединение «Гистадрут» («Федерацию труда»). Его в 1921-м году убили в Яффе «арабские черносотенцы». В его честь в Израиле назвали один из крупнейших кибуц.

Первая бесплатная библиотека в Гомеле была создана И. М. Захариным. Читальню расположили в доме братьев Шановичей. Захариным также была организована бесплатная школа для рабочих, однако его в 1897-м году арестовала полиция, и это довело его до сумасшествия.

Революция 1905-го года потерпела поражение, после чего многие из еврейских гомельских интеллигентов стали работать в общественных организациях. В то время Гомельское отделение «Общества распространения просвещения среди евреев в России» возглавлялось будущим всемирно известным психологом Львом Выготским.


Об организации «Бунд»


Источник: http://belisrael.info/?tag=bund-v-gomele


Большинство гомельских евреев были рабочими, ремесленниками, мелкими торговцами и даже нищими. Чтобы оказывать помощь самым бедным евреям, в 1897-м году произошла организация «Еврейского общества пособия бедным», содержавшего дешевую скромную столовую для всех нуждавшихся, помогавшего старым евреям одеждой и хлебом и выдававшего беспроцентный кредит.

Но пролетариям на еврейской улице не захотелось от их хозяев подачек. Оказавшись в условиях двойного гнета – экономического и социального, они становились революционерами. Когда наступил 1893-й год, типографским рабочим Поляком, прибывшим в Гомель из столичного Минска, было продемонстрировано нигилистическое поведение и был основан первый социалистический кружок для рабочих-евреев.

В 1898-м году в Гомеле произошло появление организации «Бунд», представлявшей собой социал-демократическую партию, которую отличала от РСДРП национальная позиция. Этой организацией велась на идише пропаганда, и она добивалась для рабочих-евреев того, что называлось «национально-культурной автономией».


О сионистах против бундовцев


Григорий Яковлевич Брук (гомельского врача Григория Брука в 1899-м году избрали в Генсовет Всемирной сионистской организации). Источник: http://rodoslovnaya.org/ru/wiki/index/


Первые из сионистов стремились к объединению и возрождению евреев как народа в Израиле, являющемся их исторической родиной. В Гомеле наблюдалась деятельность и партий «буржуазных» сионистов (к примеру, «Хоавей-Цион»), и «левых», которые призывали пролетариев, чтоб они становились «рабочими Сиона» (например, «Поалей-Цион»). Сионистами был в городе открыт ряд школ, где шло преподавание на иврите, а не на «жаргонном» идише. А гомельского врача Григория Брука в 1899-м году избрали в Генсовет Всемирной сионистской организации.

Позже некоторые из сионистов Гомеля поехали в Палестину, где вместе с другими деятелями основывали первые кибуцы, а после создавали военизированную организацию для их охраны под названием «Ха-Шомер» (т. е. «Страж»). Таким образом, можно говорить об определенном участии Гомеля в создании Армии обороны Государства Израиль.

Сионистам, проповедующим еврейскую исключительность, противостояли бундовцы, которые были за «интернациональное единство рабочего класса». Противники даже доходили до драк в синагогах.

Интересно, что вначале сионистов поддерживала царская полиция, с помощью которой в Гомеле стали появляться группы ЕНРП («Еврейской независимой рабочей партии»). Активистами этой партии предлагалось ведение чисто экономической борьбы с хозяевами и эмигрирование в Палестину. Политику и царя трогать не предусматривалось. Однако вскоре эту «конструктивную оппозицию» свергли из-за возмущения хозяев.

6.2 О гомельских еврейских погромах. Об учении «Мусар» в Гомеле

О гомельских еврейских погромах


Источник: http://amnesia.pavelbers.com/Novosti%20Israilja%2058.htm


Интересно, что первые погромы против являвшихся демократами евреев устраивались евреями-консерваторами. Старейшины, прибегая к помощи полиции, начали обходить дома и требовать выдачи радикально настроенной молодежи. Также они организовывали на них нападения извозчиков и мясников. Это сильно разозлило бундовцев, которые сразились с мракобесами и разгромили их наголову. После этого мясникам и извозчикам ничего не оставалось, кроме как самим попроситься в профсоюз социал-демократов.

«Русское» купечество и еврейские предприниматели между собой жестко конкурировали. Это обстоятельство, а также вмешательство полиции обусловили гомельский погром, произошедший в 1903-м году. В него имело место вмешательство еврейских сил вооруженной обороны. На стороне самообороны были те, кто относился как к сторонникам, так и противникам создания Израиля.

Во время погрома были убиты десять евреев, кроме того, многие евреи были ранены, имущество многих евреев подверглось грабежу. Неевреи также оказались потерпевшими [28].

После этого погрома в Гомеле в 1904-м – 1906-м годах имел место известный судебный процесс. Судили как неевреев, так и евреев (их было 36 человек, участвовавших в самообороне). Весть об этом процессе разнеслась по всей России, о нем узнали и за границей.

Гомельчанами в 1909-м году (весной) была создана вооруженная организация еврейской самообороны «Ха-Шомер». Ее руководство взял на себя гомельчанин Исроэль Шохат.


Об учении «Мусар» в Гомеле


Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DZxLjndBUI8


Тысячам евреев а также нескольким иешивам из Литвы и Польши во время Первой мировой войны пришлось двинуться из прифронтовых мест в Гомель.

Иешиве, открытой в 1896-м году в Новогрудке раввином Йосефом-Юзлом Горовицем (его также знали как Сабу из Новогрудка), выпало на долю пройти через все несчастья. В 1915-м году, когда в фронтовая линия стала двигаться на восток, раввином Йосефом-Юзлом иешива перевелась в Гомель.

Свою синагогу ешиботники не имели, им приходилось носить плохую одежду, спать в синагогах, жить впроголодь. Но ими проповедовалось популярное в то время в среде литовских ортодоксов митнагдов учение «мусар», идеологический центр которого был в Новогрудке (Новогрудская иешива). Им импонировала идея аскетизма, и поэтому из-за лишений, испытываемых всем народом, у Йосефа-Юзла оказалось много последователей (учеников иешивы), их насчитывалось несколько сотен. Их активное передвижение по тогдашней российской и беларуской территории не останавливали никакие власти – ни «белые», ни «зеленые», ни «красные». Иешивы, которые исповедовали «мусар», возникали в разных городах, а численность последователей учения росла.

В 1919-м году гомельские власти сильно обеспокоились активностью иешивы Йосефа-Юзла, из-за чего раввин вместе с его трехстами учениками переселился в Киев. Однако центры «мусара» в Беларуси остались в таких городах как Могилев, Бобруйск, Речица. В эти центры, кроме того, съезжались спасавшиеся от репрессий верующие из Нижнего Новгорода, Ростова и Харькова. В Гомеле оставался Центральный филиал иешивы, который возглавлялся зятем раввина Йосефа-Юзла, умершего в 1920-м году. Зять взял на себя руководство всей системой иешив под названием «Новогрудок». В 1921-м году его арестовали вместе с его учениками и посадили в тюрьму, после освобождения из которой он и еще 600 человек эмигрировали.

VII О гомельских евреях периода НЭПА

Фото из источника: http://gp.by/category/news/society/news27680.html

7.1 О понесенных военными действиями убытках и периоде после гражданской войны