Книга Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни
Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Калинковичи и евреи. История, холокост, наши дни


«Гинзбург Янкель Меерович. Родился 20.04.1905 г. в Калинковичах, член ЛКСМБ, по специальности слесарь-кочегар. Фото сделано в конце 1923 года в Калинковичах». Источник: https://belisrael.info/?tag=khayman-frida-girshevna


В 1925-м году местечко Калинковичи по статусу стало городом.

В конце 19-го – начале 20-го столетий население Калинкович, состоявшее полностью из представителей еврейской национальности, насчитывало 1 341 чел. Это количество существенно превалировало над количеством евреев соседних местечек, в которых проживало от 300 до 500 чел., и которые также были полностью еврейскими.

Рядом с еврейским штетлом Калинковичи была деревня, в которой проживали беларусы, и ЖД-станция. Вся эта местность называлась Калинковичами. В отношении еврейского местечка можно сказать, что евреи в нем вели довольно активную жизнь. Численность их росла. В 1909-м году в местечке их было уже более двух тысяч.

Статистка, касающаяся евреев Калинкович [8]:


«Э. В. Комиссарчик – кожевенник (снимок, примерно, 1920—21 г.)» Источник: https://belisrael.info/?tag=ye-v-komissarchik

«В 1897 в Калинковичах проживал 1341 еврей (100%), в 1923 – 2612, в 1926 – 3102 (50,4%), в 1939 – 3386, в 1947 – 1460, в 1995 – около 300 евреев.

В конце 19 века в Калинковичах существовало 3 синагоги; одним из раввинов был Шломо Шапиро (? – 1905), с 1905 – его сын Мордух Шапиро, с 1911 – Ошер Невахович Лемперт..

В 1912 в Калинковичах создана подпольная типография Бунда, действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество, в 1913 – еврейское литературное общество, еврейская библиотека. Евреям принадлежало 7 лавок (в т.ч. все 3 бакалейные)».

В 1920-м г. (в марте месяце) еврейским Калинковичам пришлось столкнуться с учиненным польскими частями погромом (убитыми оказались примерно десять представителей еврейского народа).

В 1920-м г. (в ноябре месяце) был организован погром отрядами Булак-Балаховича С. Н. (число убитых евреев равнялось девятнадцати).

Год 1922-й. В данном году были сорваны спортивные мероприятия об-ва «Маккаби», когда происходило празднование «Лаг Ба-Омера».

Год 1926-й. В данном году имела место организация выходцами из Калинкович в Евпаторийском р-не еврейского земледельческого коллектива под названием «Пролетарий» (в нем было одиннадцать чел. В 1926-м г. (месяц май) произошло переселение в Крым из Калинкович шестнадцати семей (ста шестидесяти шести чел.).

В 1939-м году в Калинковичах были учреждения культуры и образования, а также в большом количестве промышленные мастерские. Издавалась газета районного масштаба. И здесь проживало приблизительно 10 000 чел.


Смелый калинковичский проект по ивриту



Местечко Калинковичи располагалось в глубине Полесского края. Однако, несмотря на это, в него имело место проникновение новых веяний, постепенно менявших представления евреев Беларуси об изменениях в жизни еврейства России. Из-за этого в 2011-м году в Калинковичах произошло невероятное и редчайшее событие.

Всей Калинковичской общиной – и его религиозными деятелями, и общинным руководством, и представителями общественных движений, было принято общее решение, чтоб язык иврит для местечка принял статус разговорного языка. Было специальное обращение к членам еврейской общины.

Это представляется очень необычным событием. Как могло случиться, что в начале 20-го столетия очень далеко от Эрец-Исраэль, где началось возрождение иврита как единого еврейского языка, люди решили, что этот язык должен стать разговорным? В беларуском местечке Калинковичи люди захотели владеть этим языком и использовать его в своей повседневной, обычной жизни. Жителями Полесских Калинковичей не только было написано обращение, но и предложены конкретные пути реализации «ивритского» проекта.

Инициатива введения идиша в Калинковичах не удалась, поскольку была не своевременной. Она не была поддержана сионистскими и иными еврейскими организациями. Ведь то время движение за изучение иврита и применение его в жизни шло впереди событий. Разразилась Первая мировая война, затем шла война гражданская, людям было не до иврита. В то же время важное начинание евреев Калинкович еще долго отражалось на их жизни – практически до середины 1930-х годов. Жители Калинковичей стремились к своей мечте о создании страны для палестинских евреев. Не исключено, что именно благодаря этому стремлению, а также практической деятельности большого числа евреев Беларуси и Российской империи получился реальный результат, состоящий в создании еврейского независимого государства Израиль.

2.2 Еврейские Калинковичи времен Второй мировой войны и после завершения Второй мировой войны

Еврейские Калинковичи времен Второй мировой войны


Источник: https://topwar.ru/85012-napraviv-pistolet-na-bolnogo-rebenka-nemeckiy-oficer-zakrichal-ubivat.html


Оккупация Калинкович немцами произошла в 1941-м г. (двадцать второго августа). В данном году осенью, в сентябре месяце (двадцать второго числа) калинковичских евреев в количестве нескольких сотен чел. вывезли к Дудичскому ЖД-переезду и расстреляли.

Город был освобожден в 1944-м г. (в январе месяце, четырнадцатого числа). В процессе освобождения проявили себя истребительно-противотанковые артиллерийские бригады, возглавленные подполковником Ароном Исааковичем Копелевым и полковником Георгием Яковлевичем Каганом.

В довоенное время на улице под названием Советская (в самом ее начале), рядом с ЖД-переездом имела место подготовка котлованов, поскольку планировалось построить новый железнодорожный вокзал. При занятии Калинковичей германцами в городе было немало представителей еврейского народа. В сентябре 1941-го г. (в двадцатых числах) все они были согнаны к месту нахождения уже готовых, вырытых до войны, ям и убиты путем расстрела. О точной их численности говорить сложно, однако в одной лишь первой могиле лежат шестьсот чел. Но был не один расстрел, во время 2-го расстрела произошло убийство евреев, которых доставили к месту казни из нескольких населенных пунктов.


Калинковичи после завершения Второй мировой войны

«После 1945 года часть евреев вернулась в Калинковичи. В 1947 в городе насчитывалось 1460 евреев, а в 1995-м – около 300». [4]


Калинковичи, ЛАЗ-695Н №81—45 ГСЖ

Улица Советская

Прислал IKS · Минск. Источник: http://busphoto.ru/photo/162278/?vid=299430


Освобождение Калинкович от оккупантов произошло в 1944-м году (четырнадцатого января). Спустя полгода после этого началось расследование преступлений, совершенных нацистами и их пособниками. Инициировалось вскрытие захоронения расстрелянных мирных людей. Оказалось, что нелюди-убийцы не жалели даже малых детей. Некоторых людей они закапывали заживо. Комиссией было установлено, что главными зачинщиками расстрела были: зам. начальника жандармерии города Кляузе, вахмистр по фамилии Толст, а также военные служащие интендантской части Кирке и Вик.

Евреев сегодня в беларуском небольшом местечке Калинковичи, являющемся районным центром в Гомельской области, совсем мало. Согласно неофициальной статистике их примерно сто чел. А ведь в прошлом была совершенно иная ситуация. Но есть еврейское кладбище, есть синагога. Вот только проживающие в Калинковичах жители, похоже, не особо интересуются местом расстрела евреев. По крайней мере об этом написано в статье «К 75-летию расстрела евреев Калинкович. Мысли о грустном» [10]:

«Не ошибусь, если скажу, что о месте расстрела ныне живущие в Калинковичах евреи, вспоминают в лучшем случае раз в год. За последние лет 15 – 20, немало уехавших в разные страны, и особенно в Израиль, хоть раз, но приезжали в город. Если отбросить тех, кто боится компьютера, то остается масса народа. регулярно общающихся в соцсетях. Есть немало любителей выставлять в них снимки себя любимых, чтоб жали на „Класс“ или лайкали, отдельные неугомонные земляки-израильтяне пишут ни уму ни сердцу посты, вдруг в последнее время стали озабочены судьбой Украины, хотя ранее подобного не замечалось».

В 1996-м г. в Калинковичах произошло открытие памятника погибшим в период холокоста евреям. 1990-х гг. (в их конце) началась работа еврейской воскресной школы.

2.3 Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи. Ольга Минкина о каленковичских евреях

Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи

Рожденные в Калинковичах знаменитые евреи [8]:

«И. А. Серебряный, З. Телесин; Шлойме Саймон (1895—?), публицист, литературовед, писал на идише, с 1913 – в США, автор книг для детей».

Ольга Минкина о каленковичских евреях


Каленковичский рынок. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kalenkav

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги