6) 1 – выпад правой ногой, руки к плечам; 2 – выпад левой ногой, руки в стороны; 3 – выпад правой ногой с поворотом туловища направо, руки на пояс; 4 – выпад левой ногой с поворотом туловища налево, руки на пояс. Повторить 4 раза.
7) 1 – прыжок ноги вместе; 2 – прыжок ноги врозь; 3 – прыжок с поворотом на 180°; 4 – прыжок с поворотом на 180°. Повторить 4 раза, постепенно ускоряя темп. Пройти 10 секунд шагом, отдыхая.
8) Подскоки с ноги на ногу, медленно продвигаясь вперед (15—20 с). Перейти на шаг, подойти к месту сдачи теста.
II. Основная часть.
Провести тестирование бега на 30 м с высокого старта. Желательно не давать детям предварительных забегов, проверить то, как ученики помнят выполнение этого упражнения.
После тестирования объявить результаты, отметить тех учеников, чьи результаты после летних каникул улучшились, и тех учащихся, у кого результаты ухудшились: им теперь необходимо постараться и хорошо подготовиться к весенней сдаче теста.
Класс строится на длинной стороне площадки и размыкается на расстояние руки в стороны. Повторение старта из низкой стойки (специальные колодки для старта не используются, но общее представление об этом старте дети должны иметь). Повторить старт три-четыре раза, пробегая 10—15 м.
После повторения низкого старта проводится подвижная игра «Собачки с мячом».
III. Заключительная часть.
Игра заканчивается за 4—5 минут до конца урока. Ученики строятся в одну шеренгу. Подводятся итоги игры и урока. Повторить запоминание временного отрезка (25 секунд). Сначала учитель отсчитывает 25 секунд, а дети стараются запомнить этот временной отрезок. Затем ученики закрывают глаза. Учитель командует: «Внимание!», «Марш!» – и включает секундомер. Дети тихо (про себя) отсчитывают 25 секунд. Тот, кто считает, что 25 секунд прошли, поднимает руку вверх и открывает глаза. Как только все учащиеся откроют глаза, учитель называет самых точных учеников и подбадривает тех, кто ошибся.
Объявить об окончании урока. Класс, следуя колонной по одному, идет за учителем в школу.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Тестирование бега на 30 м с высокого старта (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Организационные команды; разминка в движении; тестирование бега на 30 м с высокого старта; старт из низкой стойки; подвижная игра «Собачки ногами».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная и индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять организационные команды, разминку в движении, бег на 30 м с высокого старта, футбольные упражнения; играть в подвижную игру «Собачки ногами».
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения; поддерживать друг друга.
Урок 3. Перекаты, кувырок вперед
Планируемые результаты:
Личностные – активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей и управляют эмоциями в различных ситуациях и условиях; оказывают бескорыстную помощь сверстникам; умеют договариваться и учитывать общие интересы.
Предметные – выполнение построений, строевых организующих команд и упражнений, ходьбы, бега, разминки на матах с мешочками, упражнений на внимание и быстроту, группировки, перекатов и кувырка вперед;; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий; проявление доброжелательного и уважительного отношения при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: характеристика действий, объективная их оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, осуществление логических действий.
Регулятивные: обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, анализировать их и объективно оценивать результаты собственного труда; осуществлять поиск новых возможностей и способов их применения.
Коммуникативные: уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и педагогом; взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Задачи: создать условия для организации и проведения разминки с мешочками на матах, повторения перекатов вправо-влево, вперед-назад, техники выполнения кувырка вперед.
Инвентарь: секундомер, гимнастические маты (по одному мату на двух учеников), гимнастическая палка, мешочки (по количеству занимающихся).
Содержание урока
I. Вводная часть.
Учащиеся выполняют построение в одну шеренгу с помощью команды: «Класс, в одну шеренгу становись!». Выполнение команд: «Класс, внимание!», «Направо!», «Налево в обход шагом марш!», «Бегом марш!». Выполняют бег (1,5 мин), во время которого обязательно нужно напомнить детям о соблюдении дистанции. Затем следует команда: «Шагом марш!». Учащиеся выполняют дыхательные упражнения: руки вверх, приподнялись на носочки, вдох. Руки опустили, полунаклон вперед, выдох. Повторить 4 раза. После дыхательных упражнений, проходя по кругу, ученики берут по одному мешочку. Класс останавливается возле матов. Учащиеся садятся на маты (по двое на один мат). Проводится разминка на мате с мешочками:
1) И. п. – сед на мате, мешочек на голове; 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
2) И. п. – сед на мате, руки перед грудью в «замок», мешочек на сгибе правого локтя; 1 – поворот туловища направо; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
3) И. п. – сед на мате, руки перед грудью в «замок», мешочек на сгибе левого локтя; 1 – наклон вперед, руки вперед; 2 – и. п. Повторить 4 раза. Руки полностью не выпрямлять, а выпрямить настолько, насколько позволяет мешочек.
4) И. п. – сед на мате, мешочек в правой руке; 1 – поворот туловища налево, положить мешочек за спину как можно дальше; 2 – и. п. без мешочка; 3 – поворот туловища направо, взять мешочек левой рукой; 4 – и. п. Повторить 2 раза в одну сторону и 2 раза – в другую.
5) И. п. – сед на мате, мешочек в руках; 1 – наклон вперед, положить мешочек на пол за ступни; 2 – сед на мате без мешочка; 3 – наклон вперед, взять мешочек обеими руками; 4 – и. п. Повторить 4 раза. Если ученику трудно низко наклониться, не сгибая ног, то пусть кладет мешочек на то место, куда дотянется, главное – не сгибать ноги.
6) И. п. – лежа на мате, мешочек зажат между ступнями; 1 – поднять туловище и ноги одновременно, взять мешочек в руки; 2 – и. п., но мешочек уже в руках; 3 – поднять туловище и ноги одновременно, зажать мешочек ногами; 4 – и. п. Повторить 4 раза.
7) И. п. – лежа на мате, мешочек в руках. Выполняется без счета по сигналу. Быстро принять положение седа, одновременно слегка подбросить мешочек в воздух и поймать его. Повторить 8—10 раз, в зависимости от качества выполнения упражнения.
II. Основная часть.
Вначале вспомнить правильное удержание группировки. Для ее отработки сделать простое упражнение:
И. п. – лежа на мате на спине, мешочек зажат между колен; 1 – выполнить группировку, взять мешочек в руки; 2 – и. п., но мешочек уже в руках; 3 – выполнить группировку, зажать мешочек между колен; 4 – и. п. Повторить 15—20 раз.
Затем дети ложатся на спину, удерживая ноги в группировке, зажав мешочек голеностопами, и по команде учителя выполняют перекаты: 1 – перекат на правый бок; 2 – перекат в и. п.; 3 – перекат на левый бок; 4 – и. п. Повторить 4 раза. Предупредить учеников о том, что упражнение все должны выполнять в одну и ту же сторону.
Затем выполнить перекаты на спину. И. п. – упор присев в группировке, мешочек зажат голеностопами. Выполнить перекат назад до касания лопатками или головой (лучше лопатками) мата, а затем тут же перекатиться обратно в и. п. Всегда стремиться к тому, чтобы вернуться обратно в упор присев.
Перекаты выполняются без счета. Каждый ученик сам должен постараться подобрать удобный для себя ритм и темп выполнения этого упражнения. Упражнение выполнять 2—3 минуты, учитель следит за его выполнением.
В заключение выполнить перекаты прямым телом, мешочек в руках. И. п. – лежа на спине, руки вверх; 1 – перекат со спины на живот вправо; 2 – и. п.; 3 – перекат со спины на живот влево; 4 – и. п.
Перед выполнением нужно убедиться в том, что все ученики поняли, как выполнять упражнение и в какую сторону перекатываться. Это упражнение лучше выполнять не под счет, а по хлопку или свистку. Хлопок – перевернулись, хлопок – и. п. и т. д. Главное – следить за тем, чтобы никто не отставал и не торопился, так как важна точность и слаженность действий. Чтобы усложнить задачу, можно изменить темп выполнения упражнения.
После выполнения перекатов ученики садятся на скамейки. Повторить кувырок вперед (по очереди). В первый подход сделать два кувырка подряд. Учитель следит за правильной техникой выполнения: 1) упираться руками; 2) вовремя принять группировку; 3) подбородок прижимать к груди; 4) стараться завершить кувырок в положении упор присев.
Повторить кувырки вперед (4 кувырка подряд). Учитель следит за выполнением упражнения.
Если время позволяет, то можно пройти и третий круг кувырков вперед.
III. Заключительная часть.
Выполнение кувырков заканчиваются за 5 минут до конца урока. Ученики снова занимают свои места на матах (так, как они сидели при выполнении перекатов). Они сидят в упоре на предплечьях, ноги на полу. У учителя в руках гимнастическая палка. Задача детей – успевать приподнимать ноги, когда учитель попытается их коснуться. Учитель проходит вдоль всего ряда учеников. Тот, кого задевает палка, получает штрафное очко, а кого коснутся дважды, выбывает из игры.
Игра заканчивается за 1 минуту до конца урока. Проводится построение по команде «Класс, в одну шеренгу становись!». Коротко подводятся итоги игры. Объявить об окончании урока. Учитель выводит класс из зала по команде: «Класс, направо! На выход шагом марш!».
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Перекаты. Кувырок вперед (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Разминка с мешочками на матах; перекаты вправо-влево и вперед-назад; группировка; кувырок вперед; игровое упражнение на внимание с гимнастической палкой.
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, коммуникативная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять разминку с мешочками на матах, перекаты вправо-влево, группировку, кувырок вперед, игровое упражнение на внимание с гимнастической палкой.
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Коммуникативные компетенции: умеют взаимодействовать друг с другом, соблюдая правила безопасности.
Урок 4. Тестирование челночного бега 3х10 м с высокого старта
Планируемые результаты:
Личностные – активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей и управляют эмоциями в различных ситуациях и условиях; оказывают бескорыстную помощь сверстникам; умеют договариваться и учитывать общие интересы.
Предметные – выполнение построений, строевых организующих команд и упражнений, ходьбы, бега, беговой разминки, челночного бега 3х10 м, финиширования и стартового ускорения; участие в подвижной игре «Собачки с мячом»; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий; проявление доброжелательного и уважительного отношения при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: характеристика действий, объективная их оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, осуществление логических действий.
Регулятивные: обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, анализировать их и объективно оценивать результаты собственного труда; осуществлять поиск новых возможностей и способов их применения.
Коммуникативные: уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и педагогом; взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Задачи: создать условия для проведения беговой разминки, тестирования челночного бега 3х10 м с высокого старта, организации повторения техники финиширования и стартового ускорения; совершенствовать умение играть в игру «Собачки с мячом».
Инвентарь: секундомер, бубен, тетрадь для записей, два футбольных мяча.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу на спортивной площадке. Выполнение организационных команд: «Направо!», «Налево в обход шагом марш!». Ходьба на носках – 10 с, на пятках – 10 с, с перекатом с пятки на носок – 15 с. По команде «Бегом марш!» выполнить двухминутный бег. После бега перейти на шаг и выполнить дыхательные упражнения – 20—25 с. Легко пробежать по кругу, выполняя беговую разминку (ученики должны держать дистанцию – 1,5—2 м):
1) Бег приставным шагом левым боком – 10 с; приставным шагом правым боком – 10 с; два шага – левым боком, два шага – правым боком – 10—15 с.
2) Бег скрестным шагом правым боком – 10 с; скрестным шагом левым боком – 10 с.
3) Два приставных шага левым боком, два шага – правым боком, четыре шага скрестным шагом левым боком и четыре – скрестным шагом правым боком в беге. Выполнить 2 серии.
4) Бег спиной вперед, выполняя повороты головы на каждый шаг, – 10 – 15 с.
5) Бег, выполняя круговые движения руками перед собой, – 10 с внутрь и 10 с наружу.
6) Бег: правая нога – с высоким подниманием бедра, левая – с захлестом голени – 10—15 с, затем наоборот: правая нога – с захлестом голени, а левая – с высоким подниманием бедра – 10—15 с. Упражнение довольно сложное, поэтому скорость его выполнения должна возрастать постепенно.
7) Бег с подскоком на каждый четвертый шаг – 8 подскоков.
8) Бег с поворотами вокруг своей оси – 15 с.
9) Прыжки с ноги на ногу вправо-влево (с продвижением вперед) – 10 – 15 с.
10) Бег спиной вперед с высоким подниманием бедра 10—15 с.
Перейти на обычный шаг. Выполнить дыхательные упражнения – 15—20 с и перейти к месту тестирования.
II. Основная часть.
Проводится тестирование челночного бега 3х10 м с высокого старта.
После тестирования провести сравнительную характеристику полученных результатов. Построить учеников на длинной стороне площадки и повторить технику финиширования и стартового ускорения. Ученики размыкаются на руки в стороны. Сначала повторяется стартовое ускорение. Напомнить ошибки, которые были во время тестирования, которые допустили учащиеся при старте. Проводится три старта с забегом на 5—6 м, после чего повторить технику финиширования – 1—2 раза. В завершение объединить оба этих упражнения. Ученики по командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!» – стартуют, пробегают 10 м и финишируют. Отмечается правильное выполнение бега, а также ошибки. Повторить 2 раза.
Перейти к игре «Собачки с мячом».
III. Заключительная часть
Cм. урок 2.
Запомнить 20-секундный отрезок времени (можно повторить это упражнение два раза, если позволит время). Объявить об окончании урока.
Информация к календарно-тематическому планированию
Тема и тип урока – Тестирование челночного бега 3х10 м с высокого старта (комбинированный).
Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта) – Организационные команды; беговая разминка; тестирование челночного бега 3х10 м с высокого старта; техника финиширования и стартового ускорения; футбольные упражнения; подвижная игра «Собачки ногами».
Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса – Репродуктивная, контрольная.
Педагогические средства – Практическая работа.
Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости (на уроке) – Познавательная, рефлексивная.
Формы организации совзаимодействия на уроке – Коллективная и индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
а) объем освоения и уровень владения компетенциями – Научатся: выполнять организационные команды, футбольные упражнения, беговую разминку, челночный бег 3х10 м с высокого старта; играть в подвижную игру «Собачки ногами».
б) компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность – Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Коммуникативные компетенции: умеют поддерживать друг друга.
Урок 5. Роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии
Планируемые результаты:
Личностные – активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей и управляют эмоциями в различных ситуациях и условиях; оказывают бескорыстную помощь сверстникам; умеют договариваться и учитывать общие интересы.
Предметные – выполнение построений, строевых организующих команд и упражнений, разминки в движении, упражнений на внимание; участие в подвижной игре «Футбольные (командные) собачки»; знание связи физической культуры с военной деятельностью; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий; проявление доброжелательного и уважительного отношения при объяснении ошибок и способов их устранения; бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности; взаимодействие со сверстниками во время проведения подвижной игры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: характеристика действий, объективная их оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, осуществление логических действий.
Регулятивные: обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, анализировать их и объективно оценивать результаты собственного труда; осуществлять поиск новых возможностей и способов их применения.
Коммуникативные: уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и педагогом; взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Задачи: создать условия для ознакомления с ролью и значением занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии, организации и проведения общеразвивающих упражнений (ОРУ) в движении, повторения подвижной игры «Футбольные (или командные) собачки»; совершенствовать технику выполнения стартового ускорения и финиширования.
Инвентарь: секундомер, два футбольных мяча.
Содержание урока
I. Вводная часть.
Построение в одну шеренгу на спортивной площадке. Выполнение организационных команд. Класс поворачивается направо и идет по периметру спортивной площадки, которая должна быть ограничена. Дается команда «Бегом марш!», и выполняется трехминутный бег. Учитель рассказывает ученикам о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии.
Учитель. Система военно-физической подготовки в русской армии появилась в конце XVII – начале XVIII в. Решающее влияние на нее оказал Петр I, организовав Семеновский и Преображенский полки. Эти полки формировались из людей с различным общественным положением. В них были дворяне, бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Первое время основное внимание уделялось «военным потехам» (играм), во время которых совершенствовалась боевая выучка солдат и развивались физические качества (ловкость, координация движений, быстрота, выносливость, сила, гибкость). В таких играх участвовало по 30—40 тысяч солдат. С одной стороны выступал Семеновский полк, с другой – Преображенский.
Проводилась подготовка на флоте – появились соревнования по гребле, плаванию на парусниках.
Большое внимание военно-физической подготовке уделял А. В. Суворов, который даже написал об этом книгу «Наука побеждать». Его крылатая фраза: «Тяжело в учении, легко в бою» – означала: хорошо потренировавшись во время учений, потом можно будет легко одержать победу.
Одним из элементов обучения в русской армии была строевая подготовка. Без нее не получатся никакие слаженные действия большой армии. А армия, в которой нет порядка, наверняка проиграет сражение.
После трех минут бега класс переходит на шаг, выполняются дыхательные упражнения – 20—25 с.
Повторить строевые упражнения (разведение и сведение) по команде «Через середину в колонну по два марш!». Затем опять вернуться в колонну по одному: «Через середину в колонну по одному марш!». Далее опять в колонну по два, затем по четыре, потом опять в колонну по два и закончить строевые упражнения, перестроившись в колонну по одному.
Проводится разминка в движении (дистанция между учениками должна быть не менее 1,5—2 м). Упражнения выполняются на каждый шаг, учитель отсчитывает темп их выполнения.
1) 1 – хлопок прямыми руками спереди; 2 – хлопок прямыми руками сзади; 3 – хлопок прямыми руками вверху; 4 – хлопок прямыми руками внизу-сзади. Повторить 4 раза.
2) И. п. – руки перед грудью в «замок»; 1—4 – «волны» кистями перед грудью; 5—8 – «волны» кистями, постепенно поднимая их вверх и поднимаясь на носки. Повторить 4 раза.
3) и. п. – руки на поясе; 1 – наклон головы вправо, левая рука вперед; 2 – наклон головы влево, правая рука вперед (левая на пояс). Повторить 4 раза.
4) 1 – наклон головы вперед, руки назад; 2 – наклон головы назад, руки вперед. Повторить 4 раза.
5) 1 – шаг правой ногой, поворот туловища направо; 2 – шаг левой ногой, поворот туловища налево. Повторить 4 раза.
6) И. п. – повернуться спиной вперед; 1 – шаг правой ногой, поворот туловища налево; 2 – шаг левой ногой, поворот туловища направо. Повторить 4 раза.