Книга Баку – память, запечатленная в камнях - читать онлайн бесплатно, автор Орхан Ализаде. Cтраница 11
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Баку – память, запечатленная в камнях
Баку – память, запечатленная в камнях
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Баку – память, запечатленная в камнях

Население Баку, после обретения статуса губернского города, стало увеличиваться день ото дня, посреди редких, разбросанных там и сям за крепостной стеной построек, выросло новое предместье – Форштадт.

После утраты крепостью военного значения вопрос об уничтожении стен возникал неоднократно, поскольку они мешали расширению ее связей с развивавшимся форштадтом. Зная существование закона о сохранении древних сооружений, необходимость сноса стен обосновывали тем, что пространство между двумя рядами превращается «в настоящую клоаку и в источник эпидемий».375

В письме Бакинской Городской Головы Главному Управляющему Бакинскою Губерниею от 28 июня 1879 года говорится: «Из двух крепостных стен вторая, т.е. внутренняя высокая стена с древними воротами, на которых находятся надписи, относящиеся ко времени постройки крепости и царствования разных династий Персидских шахов и Бакинских владетельных ханов, представляет исторический и археологический интерес; первая же наружная крепостная стена большею частью из одних развалин и без надписей. Стена эта с северной, восточной и юго-восточной стороны уже уничтожена временем, новыми постройками…. Остаются только юго-западная и западная стороны этой наружной крепостной стены, которые большею частью обрушились и представляют ряд безобразных развалин.

Далее в этом письме Бакинский Городской Голова просит Главного Управляющего Бакинскою Губерниею ходатайствовать у императора о срытие развалин наружной Бакинской крепостной стены.376

Бакинский губернатор и городской голова неоднократно просили главноначальствующего гражданской частью на Кавказе ходатайствовать перед императором о разрешении разобрать крепостные сооружения. В акте о состоянии западной части крепостной стены от 14-го ноября 1879 года отмечено: «… из дела Бакинского губернского правления №115/1868 г. видно, что еще в 1868 году бывший Бакинский военный губернатор в видах благоустройства города Баку и действительной потребности в распространении его новыми квартирами, вошел с ходатайством в Кавказский военный округ об уничтожении, за упразднением крепости Баку, окружавших ее рвов и о сломе бастионов и наружной стены…».377

После довольно продолжительной переписки, наконец, было получено императорское разрешение на снос стен,378 и в 1883 г. стены, протяженностью сто саженей от Михайловской (Азиза Алиева) улицы до Базарной (Г. Гаджиева) были разобраны. Старые же стены было решено сохранить как памятник старины.379

За счет камней снесенной крепостной стены решено было строить новые дома для жителей «наружного» города. Известно из истории, что выручка казны от продажи населению этого камня составила 40 тысяч золотых монет. Однако строить близ крепостных стен не позволял ров, к тому времени утративший свое оборонительное назначение и портивший вид и планы застройки нового города. И уже тогда бакинский комендант Фовен распорядился засыпать его. Фовеном же также было принято беспрецедентное на то время решение: все корабли, причаливающие в Бакинской бухте, должны были привозить почву с земель, откуда они приходили, в Баку. Таким образом, была создана уникальная возможность создания вдоль крепостной стены сада с редкими заморскими деревьями и кустарниками, не имеющего аналогов.380

Кроме того, была снесена внутренняя стена от нынешней площади Азнефти до площади Натаван. Таким образом, к концу XIX века Ичеришехер оказался лишен внешней стены целиком и почти половины внутренней стены.381 Хотели было развалить и оставшуюся часть крепостной стены, но об этом проведал наместник Кавказа в Тифлисе и издал высочайший запрет. Так в многоярусной каменной броне города была пробита солидная брешь.382

Сегодня единственным напоминанием о крепостной стене со стороны моря является стилобат (основание) стены у входа в Ичеришехер со стороны мечети Сейида Муртузы.

При сносе второй крепостной стены было признано необходимым перенесение с сохранением их прежнего вида так называемых ворот Зульфигар-хана на внешней стене.



Среди архивных материалов имеются данные о реконструкции в 1864 г. Шемахинских ворот383 и о разборке второй стены с переносом ворот Зульфигар-хана к Шемахинским воротам.384

Например, в письме по этому поводу Бакинской городской головы Бакинскому губернатору от 18 марта 1883 года просит последнего ходатайствовать о разрешении перенести ворота: «При разломке высочайше разрешенной наружной крепостной стены г. Баку является настоятельная, неотложная надобность в перенесении существующих против думской площади в вышеозначенной стене древних ворот в том же самом виде и характере, как они сохранились до настоящего времени. Ворота эти предполагается устроить во внутренней крепостной стене, предназначенной к реставрированию, на месте против соборной площади между гауптвахтой и батальонной библиотекой, рядом с существующими, так называемыми Шемахинскими воротами. Перенесение этих ворот являлось крайней необходимостью, во-первых, для удобства сообщения крепостной части с форштадтом, имеющим единственный сколько либо удобный выход через Шемахинские ворота, а во-вторых перенесение существующих ворот в внутреннюю стену – сохранив архитектурный памятник древности, – на одном из лучших мест города.

Вскоре бакинская городская дума получила разрешение разобрать ворота Зульфигар-хана и перенести их во внутренние стены. В письме от 6 октября 1883 года Бакинский губернатор уведомляет городскую голову о получении им разрешения разобрать ворота.385 Однако, при производстве работ, вместо переноса старых ворот, было осуществлено строительство вторых ворот, рядом с существующими шемахинскими и по их образцу, и таким образом возникли нынешние парные ворота крепостных стен.386

Вначале даже предполагалось выстроить между воротами башню с часами. Новая башня должна была быть облицована голубыми изразцами. По верху башни предполагался павильон в псевдорусском стиле. Велась даже переписка с русским консулом в Гиляне о присылке из Решта образцов облицовочных плит. Они были получены и оплачены, но при передаче на кондицию эти работы были отменены. 29 сентября 1886 года техником городской управы была составлена смета на разборку наружных стен и постройку новых ворот (шах-Аббасовских) рядом с Шемахинскими.387

30 декабря 1886 года Комиссия городской управы, принимая работы по сооружению вторых крепостных ворот, нашла их «произведенными удовлетворительно и по всем согласно контракту и чертежу». На новые ворота была прикреплена чугунная доска с надписью на русском и персидском языках: «Ворота Шах-Аббаса». По окончании строительства шах-Аббасовских ворот был произведен незначительный ремонт Шемахинских ворот. В дальнейшем у ворот и башен были устроены газоны и посажены деревья].388

Следует отметить, что во время ремонтных работ, помимо перенесенных с ворот Зульфигар-хана каменных плит с надписями, на стены новых ворот были вмонтированы еще несколько каменных плит с надписями и орнаментами. По-видимому, они были привезены из других мест и при строительстве шах-Аббасовских ворот вмурованы в кладку, как декоративный элемент. Строители не придавали значения их содержанию и последовательности камней с надписями. Даже одну надпись, высеченную на нескольких известковых камнях, вмонтировали в портал в разных планах, часть из которых расположена в простенке между воротами, а остальные над аркой шах-Аббасовских ворот.



Из фрагментов ее пока удалось прочесть следующие слова: «Приказал построить этот мавзолей слава ахиев… Дунйа ва-д-Дин … … четвертого…».

Дата в надписи неполная. Сохранилось только последнее число – четыре. Художественное оформление ее несколько напоминает надпись «Дири Баба» в поселке Мараза времен ширваншаха Шейх Ибрагима I, датированную 805 г.х. (1402/03 гг).389

В надписи сохранился эпитет «слава ахиев» ахийского шейха, по указанию которого, по всей вероятности, построено здание завийа для членов братства ахи. Братство Ахиев являлось религиозно-цеховым братством, пользовавшимся значительным влиянием в ремесленных слоях городов. Широко распространенное в XII веке в Азербайджане это братство, было тесно связано с ремесленными корпорациями и выступали как организация оппозиции по отношению к феодальной знати. Члены братства Ахиев ставили своей целью взаимопомощь и поддержку ремесленников в борьбе с феодалами.

Упоминания имен членов братства встречаются также и на здании завийе в сел. Кюрдаханы и на сооружении в саду Филармонии, которые датируются XIV – XV вв. Это говорит о существовании в этот период организации ахи в городе Баку.390

Надпись высечена крупным шрифтом почерка насх с элементами почерка сулс, на фоне которой проходит стебель растительного орнамента по схеме латинской буквы «S». На ветке посажены листья, заполняющие пустоты надписи так, что элементы растительного орнамента гармонично связываются с элементами отдельных букв. По палеографическим особенностям надпись можно отнести к первой половине XIV века.391

Со стороны крепости над стрельчатой аркой шах-Аббасовских ворот находится другая арабская надпись. Эта надпись, говорящая о строительстве какой-то мечети, не имеет никакого отношения к постройке ворот. Скорее всего, этот камень был вмонтирован сюда позже. Текст фрагмента надписи следующий:

«Приказал построить эту мечеть и дом Аллаха… Джалал ад-Дунйа ва-д-Дин… и господство ас-садр ал-мухтарам Хаджи…».392



На каменной кладке стен сохранились также и другие камни. В простенке между воротами вмонтирована узкая горизонтальная плита с куфическими надписями, а над машикулями плита с надписями, скорее всего надгробная.




Теперь о самих воротах. Эти ворота, как было сказано выше, были полностью обследованы и обмерены архитектором Н. Рзаевым в 1944 году.

Если смотреть со стороны города, то с левой стороны здесь видны шах-Аббасовские ворота с надписями, с правой – старые Шемахинские. Ворота обрамлены двумя полубашнями, имеющими полуцилиндрическую форму в плане. Обе башни в верхней части имеют полукруглые каменные арки, а также бойницы. Стены между проемами и башнями совершенно гладкие, но вверху, ближе к машикулям, имеются сдвоенные бойницы, по форме и по своим размерам такие же, как и в башнях.

Над обоими воротными проемами имеются машикули, которые выступают из плоскости стен и имеют в нижней своей части семь бойничных отверстий между кронштейнами. Бойницы машикулей имеют сложную форму из нескольких циркульных дуг. Внутреннее отверстие бойниц прямоугольное и возвышается над уровнем задней площадки на 1,2 м. Бойницы перегорожены и перекрыты плоскими каменными плитами. Поддерживающие машикули кронштейны имеют своеобразную форму, образованную сочетанием прямых линий и циркульных дуг. На кронштейнах в двух местах имеются дождевые канавки-капельницы. Машикули заканчиваются карнизом простого профиля.

Камни, образующие арку Шемахинских ворот, отличаются от камней арки в шах-Аббасовских воротах тем, что они имеют клинчатую форму с расширением в толще стены. Это было сделано специально для того, чтобы во время штурма ворот они не выпали бы из кладки от наносимых ударов.

Материалом стен служили известняк и песчаник. Кладка шах-Аббасовских ворот выполнена на известняковом растворе, что известно из сметы и условий кондиции. В других местах кладки применялся, вероятно, как известковый, так и глиняный раствор. При внимательном осмотре установлено, что раствор кое-где уже утратил прочность, в особенности в шах-Аббасовских воротах, и некоторые камни держатся только благодаря хорошей пригонке. Кладка Шемахинских ворот в своей нижней части, у свода, имеет в некоторых местах повреждения.393

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850, с.5

2

Щеблыкин И. П. Памятники Азербайджанского зодчества эпохи Низами. Баку, АзФАН СССР, 1943

3

Велиев С. Древний, древний Азербайджан. Баку, 1987

4

Babaxanov R.Ə. Qobustanı gəzərkən. // «Azərbaycan abidələri» elmi-kütləvi məcmuə, Bakı, 1984, №1, с.51—52

5

Рустамов Д., Мурадова Ф. Памятники Гобустана. Б., 1986, с.7—8

6

Рустамов Д., Мурадова Ф. Наскальные изображения Гобустана. // Журнал «Археология и этнография Азербайджана», 2003, №2, с.25

7

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.99

8

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97

9

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97

10

Гаджиев Д. В., Рустамов Д. Н. Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана. Баку, 1987, с. 35—44

11

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.16

12

Бурчак-Абрамович Н.О, Верещагин Н. К. Рисунки на скалах гор Кызыл-кум и Кичик-даг в Кабристане. // Доклады Академии Наук Азербайджанской ССР, 1947, №5

13

Рустамов Д., Мурадова Ф. Памятники Гобустана. Б., 1986, с.14

14

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı,1992, с.82

15

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı,1992, с.82

16

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.22

17

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.22

18

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.190

19

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.19

20

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.21

21

Бурчак-Абрамович Н.О, Верещагин Н. К. Рисунки на скалах гор Кызыл-кум и Кичик-даг в Кабристане. // Доклады Академии Наук Азербайджанской ССР, 1947, №5, с.229

22

Дубровский Д. К., Грачев В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2011, с.97—98

23

Rasim Əfəndi. Azərbaycan incəsənəti. Bakı, 2007, с.12

24

Джафарзаде И. М., Наскальные изображения Кобустана (Азербайджанская ССР). // В сб.: Археологические исследования в Азербайджане, Баку, 1965, с.35

25

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.17

26

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.18

27

Джафарзаде И. М. Гобустан. Наскальные изображения. Баку, 1973, с.53

28

Джафарзаде И. М. Об археологических работах Института истории им. А. Бакиханова АН АзССР. // Известия Академии Наук АрмССР. Серия общественные науки, 1950, №12, с.100

29

Cəfərzadə İ.M. Qobıstan qayalarında təsvirlər. Azərbaycan tarixinə dair materiallar. // Azərbaycan Tarixi muzeyinin əsərləri. Bakı, 1957, cild 2, с.101

30

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.30

31

Тумбиль П. Х. Римская надпись I века н. э., обнаруженная в пределах Азербайджана (Кабристан). // Доклады АН АзССР, 1948, т. IV, №7, с.313

32

Исмаилзаде Г., Расулова М. Латинская надпись из Гобустана: отражение международных отношений и роли Баку на «Дербентском пути». // «Роль Баку в международных многосторонних взаимосвязях Азербайджана» Третий Бакинский международный симпозиум. Баку, 1997, с.147

33

Верещагин Н. К. Записки палеонтолога. Петроглифы и животный мир Гобустана в начале нашей эры. Ленинград, 1981

34

Пиотровский Б. Б. Археология Закавказья (с древнейших времен до I тысячелетия до н. э.). Ленинград, 1949, Курс лекций. лекция вторая: палеолит.

35

Верещагин Н. К. Записки палеонтолога. Петроглифы и животный мир Гобустана в начале нашей эры. Ленинград, 1981

36

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.21

37

Пахомов Е. А. Об осмотре места находки кремневого ядра у зыхского озера. // Известия АзФАН СССР, №2. Баку, 1938, с.39—40

38

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.22

39

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.22

40

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.73

41

Насибов Ф. Наскальные рисунки Апшерона.

42

Алиев И. Из истории селения Гала Абшерона. // журнал «Археология Азербайджана», 1999, №1—2, с.39

43

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.25

44

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.90—92

45

Ашурбейли С. Б. О датировке возникновения города Баку. // Доклады Академии Наук АзССР, том XVII, №3, 1961, с.254

46

Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. Москва, 1991

47

Каджар Ч. Старый Баку. Баку, 2007, с.12

48

Rzayev N.İ. Əcdadların izi ilə. Bakı, 1992, с.80

49

Насибов Ф. Свастика как символ Солнца.

50

Алиев И. Н. Итоги полевых работ на Апшероне в 2004 году. // Материалы научной сессии, посвященной археологическим и этнографическим исследованиям, проведенных в 2003—04 гг. Баку, 2005, с.108

51

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.190

52

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.70—72

53

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.72

54

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24

55

Умид А. Ю. О семантике наскальных изображений лодок с солярным знаком в Гобустане. // «Археология и этнография Азербайджана», 2004, №1, с.23

56

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24—25

57

Асланов Г. Об археологических памятниках Апшерона. // Материальная культура Азербайджана, т. IX, Баку, 1980, с.70

58

Fərəcova M. Azərbaycan qayaüstü incəsənəti. Bakı, 2009, с.191

59

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.24

60

Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. Москва, 1991

61

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.101

62

Джафарзаде И. М. Древне-латинская надпись у подошвы горы Беюкдаш. // Доклады АН АзССР, 1948, т. IV, №7, с.304

63

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.23

64

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.102

65

Фараджева М. Чашечные углубления Гобустана. Баку, 2007, с.102—106

66

Насибов Ф. Чашечные знаки (cup-marks).

67

Алиев И. О связях древних племен Апшерона. // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). М., 1996

68

Алиев И. Н. Итоги полевых работ на Апшероне в 2004 году. // Материалы научной сессии, посвященной археологическим и этнографическим исследованиям, проведенных в 2003—04 гг. Баку, 2005, с.108

69

Насибов Ф. Курганы Апшерона.

70

Насибов Ф. Курганы Апшерона.

71

Ибрагимов К. Археолого-этнографический музейный комплекс Гала. // Журнал «İRS-Наследие», 2012, №58, с.35

72

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.92

73

Археологические раскопки в Баку. // Журнал «Этнографическое обозрение», 1904, №2, с.226

74

Тер-григорьян Т. И. Из далекого прошлого г. Баку. // Известия АзФАН СССР, Баку, 1943, №7, с.81

75

Пашазаде Э. М. Мечети и церкви старого Баку. В 2-х частях, часть 1—2, Баку, 1997, с.14

76

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.92

77

Джафарзаде И. М. Археологические разведки на Апшероне. // Известия АН Азерб. ССР, 1948, №6, с.93

78

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.29

79

Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекогого Азербайджана. Баку, 1986, с.33

80

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, изд. Азернешр, 1992, с. 39

81

İbrahimov F. Nadir tapıntı. // «Elm və həyat» jurnalı, 1990, №1, с. 18—19

82

Каджар Ч. Старый Баку. Баку, 2007, с.12

83

İbrahimov F.Ə. Bakının qədim dövr tarixinə dair. // «Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası» jurnalı, 2003, №2, с.107—108

84

İbrahimov K. İçərişəhərdən yeni tapılmış qədim nümunələr. // «Elm və həyat» jurnalı, 2009, №2, с.43

85

Ибрагимов К. Баку приоткрывает завесу тайн своей древней истории. // Журнал «Ичеришехер», 2008, №2

86

Исмизаде О. Ш., Ибрагимов Ф. А. Художественная штампованная керамика средневекового Баку. Баку, 1983, с.44

87

Исмизаде О. Ш., Ибрагимов Ф. А. Художественная штампованная керамика средневекового Баку. Баку, 1983, с.45

88

Ашурбейли С. Б. О датировке и назначение Гыз галасы в крепости. // Известия АН АзССР, 1974, №3, с.50

89

İbrahimov K.F. Bakı – İçərişəhər. II c, Bakı, 2006, с.47

90

Гасанов Г. Девичья башня. Бакинская Девичья башня языческий комплекс – Баку (второе издание). Баку, 2014, с.48

91

Ибрагимов К. Баку приоткрывает завесу тайн своей древней истории. // Журнал "Ичеришехер", 2008, №2

92

Алиев И.Н., Гусейнова С.Б. Изображение рыбы в средневековых материалах Южного Кавказа. // Материалы научной сессии, посвященной археологическим и этнографическим исследованиям, проведенных в  2003-04 гг. Баку, 2005, с.107

93

Ибрагимов К. Экскурсия по археологическим памятникам Баку. // Журнал «İRS-Наследие», 2008, №32, с.47

94

Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 1992, с.39

95

İbrahimov F.Ə. Bakının qədim dövr tarixinə dair. // «Azərbaycan Arxeologiyası və Etnoqrafiyası» jurnalı, 2003, №2, с.106

96

Сабзали Л. Дети Атура.

97

Тер-григорьян Т. И. Из далекого прошлого г. Баку. // Известия АзФАН СССР, Баку, 1943, №7, с.80—81

98

Сейфеддини М. А., Гулиев А. А., Гулиев Т. А. Монеты Баку. Баку, 2000, с.23

99

Исмизаде О. Ш., Ибрагимов Ф. А., Минкевич-Мустафаева Н. В., Фоменко В. П. О раскопках у северных стен Баку. // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1973 г.) Баку, 1974, с.57—58