Книга Новая хронология Темных веков. Книга 1. Юстинианы - читать онлайн бесплатно, автор Палеев Игорь Иванович. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Темных веков. Книга 1. Юстинианы
Новая хронология Темных веков. Книга 1. Юстинианы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Темных веков. Книга 1. Юстинианы

Однако, несмотря на такую известность «Истории войн» в VI-VII вв., её реальная историческая жизнь значительно короче: «ПЕРВЫЙ латинский перевод «Войн с готами» был выполнен Л. Бруни в 1441 году и издан в Риме в 1470 году. Другой перевод «Войн с готами» сделал в 1481-83 годах Х. Персона, оно было издано в Риме в 1506 году. В 1509 году «Войну с персами» издал Р. Волатераннус. Первое полное печатное издание «Войн» было подготовлено в Аугсбурге Д. Хёшелем. Следующее издание выполнил в 1661-63 годах К. Мальтре. К этому времени уже было известно и привлечено большое количество рукописей разных веков, однако связь между всеми ними ещё не была установлена. Этот пробел ликвидировал Я. Хаури, чьё критическое издание полного собрания сочинений Прокопия Кесарийского увидело свет в 1905-13 годах» [wiki/История_войн_(Прокопий)].

Вот еще некоторые странности произведения Прокопия:

– «Прокопий фактически копирует целые предложения из произведений двух великих классических авторов Фукидида и Геродота (особенно Фукидида), вплоть до того, что в описании сражений и осад, а также в приводимых диалогах автор заимствует различные фразы у Геродота и Фукидида, что заставляет ряд ученых усомниться в том, отражают ли эти описания реальность, или являются простыми литературными упражнениями подражателя с некоторыми ссылками на реальность. К тому же Прокопий пишет на классическом греческом языке, отличающемся от того, на котором говорили во времена Юстиниана» [it.wikipedia.org/wiki/Storia_delle_guerre_(Procopio_di_Cesarea)].

Здесь стоит отметить, что обращение к этим классическим авторам было модно в эпоху Ренессанса и Реформации.

– «Он ошибочно помещает правление императора Майориана (традиционно 457 – 461) после экспедиции 468 года против вандалов и заставляет его умереть от дизентерии, в то время как из других источников известно, что он был убит Рицимером. Однако при описании событий правления Юстиниана он считается главным источником этого исторического периода» [wiki/Storia_delle_guerre_(Procopio_di_Cesarea)].

Довольно странно: там, где сведения Прокопия можно проверить, историки обнаруживают, что он совершенно неправильно датирует и описывает события, но там, где его нельзя проверить – предлагают полностью доверять ему.

– «Прокопий Кесарийский не знает великого Юлия Цезаря. Он вообще не знает почти ничего о многопериодной истории Римского государства, которой мы сегодня в школе обучаемся. В книге «Вандальская война» он перечисляет следующих западно-римских императоров: Майориан, который поехал к вандалам после осады Карфагена (468 г.). После него следовали Непос и Глицериус, каждый их которых правил только небольшое количество дней. «После него императором стал Август. Еще был перед ним император, правящий западом, имя которого я знаю, и которого я не хочу вспоминать, так как они жили только в течение короткого времени и поэтому не сделали ничего достойного памяти». Также ничего он не знает о германском великом переселении народов. Но он знает тюрингов, которые должны получить землю от Августа! Он знает бургундцев, алеманнов и швабов. Он знает Арборихера (кто это?) и франков. Но никогда не слышал о Лимесе, ничего не знает об известной битве Вара, в которой германцы должны были победить 20000 римлян. Самыми важными силами для него являются как вестготы, так и франки. Далее он утверждает, что в Каркассоне, на юге Франции, сохраняется сокровище храма Иерусалима (Каркассон—это традиционный центр катаров XIII века). Он не знает никаких Меровингов и не знает ничего о франкской истории, в том виде, как она будет рассказана позже Григорием Турским. Итак, Прокопий, которого рассматривают как продолжателя античной культуры, уже ничего из нее не знает» [39].

– «Прокопий, всю жизнь проживший в Константинополе, избегает описаний его топографии, но с удовольствием демонстрирует знание улиц итальянского Рима, где не был ни разу. Сочувствует итальянцам (страдающим от Византии) и довольно брезгливо относится к православным традициям. Но главное, он живет по григорианскому календарю. Так он искренне считает, что ИНОГДА иудейская пасха наступает ранее христианской, хотя по юлианскому календарю иудейская пасха ВСЕГДА наступает ранее христианской. Не знать этого православный византиец не мог. Более того, это правило было в силе и в католичестве – вплоть до григорианской реформы 1582 года. Вывод: Прокопий творил НЕ РАНЕЕ 1582 года, и он НЕ БЫЛ византийцем» [100].

Интересно, что если Прокопий творил после 1582 г., то перед его глазами практически существовала Византийская империя в границах эпохи Юстиниана:







Существовала в это время и описываемая им «династия Юстиниана»:





Н.А. Морозов пишет по этому поводу: «Что представляла собою Турецкая империя после 1453 года, когда султан Магомет II перенес свою столицу в Константинополь на Золотой Рог? Откинув ее исламитскую веру, сравните только ее географические границы с границами Восточной Римской империи времен знаменитого Феодосия II и Юстиниана I, начавшего тоже не в Риме, а здесь же в Константинополе «Римское право». Посмотрите на исторических картах, и вы сами увидите, что это та же самая Римская империя, только далматская династия Диоклетиана сменилась здесь анатолийской династией Мурада, да трижды переменилась в ней господствующая религия: арианство было побеждено сначала православием, а потом православие магометанством, которое является лишь ответвлением арианства» [68].

Иордан Табов отмечает, что ранние историки не стеснялись титуловать Османских султанов византийскими императорами. Так, например, в Каталоге [византийских] императоров, приведенной пресвитером и бенедиктинским монахом Бандурием в его книге «Восточная империя», изданной в начале ХVІІІ в., перечень византийских императоров доведен до 1624 года: «Наиболее интересной является последняя, третья страница каталога. Там для императора № 87 (Константина ХI) указано, что в его правление в 1453 году султан Мехмет взял Константинополь. Однако на Константине список византийских императоров не кончается, а продолжается дальше: один за другим идут султаны Баязет (сын Мехмета), Селим, и т.д., до Мората, начавшего свое правление в 1624-ом году. В заключении автор списка объявляет, что это – конец списка императоров Константинополя, которые правили в нем до текущего 1636-го года».

Да и для Сасанидов в это время соответствие обнаруживается без особых проблем:





Исходя из вышесказанного, на наш взгляд остается неясным кто, когда и о чем писал под именем Прокопия Кесарийского.

Напоследок хочется остановиться и на других авторах этой эпохи: «История Прокопия была продолжена различными более поздними историками: Агафией (с 552 до 558), Менандром Протектором (с 558 до 582) и Феофилактом Симокаттой (с 582 до 602)» [wiki/Storia_delle_guerre_(Procopio_di_Cesarea)].

«Исторический труд Агафия «О царствовании Юстиниана», написан под сильным влиянием Прокопия Кесарийского, однако если Прокопий заботится прежде всего о строгости и достоверности деталей повествования, то Агафий большее внимание уделяет стилю и философским отступлениям. Сочинение Агафия охватывает период времени с 552 по 558 г. и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских войн и является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. Работы Агафия являются ЕДИНСТВЕННЫМ источником истории Византии в эти годы» (ru.wikipedia.org/wiki/Агафий_Миринейский).

«Сочинение Менандра продолжает книгу Агафия «О царствовании Юстиниана». Менандр Протектор написал во времена императора Маврикия «Историю», которая излагала события с 558 по 582 гг. Повествование Менандра было продолжено в трудах Феофилакта Симокатты» (ru.wikipedia.org/wiki/Менандр_Протектор).

«Перу Симокатты принадлежит «История правления императора Маврикия» (582 – 602) в восьми томах. Феофилакт Симокатта не упоминает ещё хазар, однако пишет о гуннах и тюрках (для конца VI в.). Довольно обширные сведения Феофилакт даёт о славянах, рассказывая об их быте и сообщая имена их вождей. Он также упоминает о «Склавинии» как об особой территории за Дунаем. Иногда Симокатта отождествляет славян с готами (или гетами), в то время как другие авторы называли их скифами или объединяли с аварами» (ru.wikipedia.org/wiki/Феофилакт_Симокатта).

Таким образом, для эпохи правления династии Юстиниана мы имеем исключительную ситуацию: история этой династии описана подробно и последовательно Прокопием (события 530 – 553 гг.), Агафием (события 552 – 558 гг.), Менандром (события 558 – 582 гг.) и Симокаттой (события 682 – 602 гг.). Подобная последовательность напоминает качественный сериал, снятый по заказу для популяризации эпохи и создания нужной картины исторических событий…

В связи с этим, хочется привести следующую цитату Н.А. Морозова: «При изучении истории Византии мы никогда не должны забывать, что никаких старинных музеев или библиотек в ней не найдено, и все греческие рукописи, служащие для ее истории, «открыты» только в Эпоху Гуманизма в латинской Западной Европе, да кроме того и самое слово Византия, и даже слово Греция – не греческие: греки и до сих пор называют себя только Ромеями, т.е. Римлянами.

Основательницею научного византоведения является не Византия, уже давно к тому времени превратившаяся в Оттоманскую империю, а Франция XVII века. Кардинал Мазарини создал богатую библиотеку с многочисленными греческими рукописями. Министр Людовика XIV знаменитый Кольбер употреблял все усилия на умножение сокровищ этой библиотеки и на приобретение рукописей за границей. Кардинал Ришелье основал королевскую типографию в Париже, которая должна была издавать выдающихся греческих писателей. И вот, в 1647 году из этой типографии вышел первый том первого собрания византийских историков, и до 1711 года вышло 34 тома in folio.

Во главе ученых сил Франции XVII века стоял знаменитый Дюканж (1610—1688), впервые познакомивший не только Западную Европу, но и самих греков с их прежней историей до их завоевания турками. Он написал (никогда не побывав в Греции) «Историю Константинопольской империи при Французских императорах». Потом – «О Византийских фамилиях», где собрал «богатейший генеалогический материал» (не хуже, чем в Библии, в родословиях древних патриархов!). А в книге «Христианский Константинополь», он дал подробные сведения и о топографии Царьграда до 1453 года. Он первый выпустил в свет также целый ряд византийских историков.

Но не он один работал над этим предметом. Мабильон издал в то время свою «Дипломатику», а Монфокон впервые обосновал «Греческую палеографию», и только к половине XVIII века вышло наконец, сочинение поселившегося в Париже бенедиктинца Бандури: «Восточная империя», где (опять в Париже; через несколько веков и за тридевять земель в тридесятом царстве!) было собрано, или даже создано, громадное количество историко-географического, историко-топографического и археологического материла о византийской империи. И в это же позднее время вышел, наконец, и капитальный труд доминиканца Лекьена (Le Quien) «Христианский Восток», (где опять на западе Европы и в XVII веке!) собраны (или скорее созданы) богатейшие сведения по византийской истории, особенно церковной» [15].

Глава 2. Византийская империя (1294 – 1411)


Эту главу мы посвятим римской (византийской) истории VI века (от 491 до 610 г.). Практически все императоры этой эпохи условно относятся к династии Юстиниана. Традиционный взгляд на эту династию выглядит так: «Династия Юстиниана – семья иллирийского происхождения, правившая Византийской империей с 518 по 602 год. Первым императором из неё был Юстин I, последним Маврикий. Династия, названная по имени своего самого яркого представителя, правила с 518 года, когда один из начальников гвардии, Юстин I (518—527) (называемый также Старшим), был избран на престол после смерти Анастасия. Имена родителей Юстина I до нас не дошли. После него правил его знаменитый племянник Юстиниан I Великий (527—565), а за ним племянник последнего Юстин II Младший (565—578). Не имевший сыновей Юстин II усыновил и сделал цезарем начальника гвардии фракийца Тиберия. После него правил муж дочери Тиверия, император Маврикий (582—602)» (wiki/Династия_Юстиниана).

В предыдущей книге мы остановили изложение событий на смерти императора Зенона в 491/1291 г., поэтому ниже мы продолжим изложение событий римской истории именно с этой даты. Предлагаемая нами хронология событий может выглядеть так:

1291/1294 г.

– «Страдавший эпилепсией Зинон умер в 491 г. во время припадка» [88].

Как мы предположили в «Новой хронологии Римской империи. Книга 3», речь идет о смерти римского короля и «избранного» римского императора Рудольфа I в июле 1291 г.

Напомню, что предложенное в этой книге соответствие для восточно-римских императоров V века выглядело так:





– «Так как из детей Зинона в живых уже никого не было, законным претендентом на трон оказался брат покойного Лонгин, человек злой, грубый и невоздержанный. Ни армия, ни сенат такого правителя не пожелали, и императрица Ариадна, чья рекомендация августы была решающей, предложила сделать императором дворцового силенциария Анастасия. Происходил он из Диррахия, был широко образован, славился разумом, добропорядочным поведением и пользовался благосклонностью императрицы. Добавок ко всем своим достоинствам и внешнюю привлекательность – был он высокого роста, черноволосый с проседью и красивыми чертами лица» [37].

После смерти Рудольфа события развивались следующим образом: «По смерти Рудольфа курфюрсты передали немецкий престол Адольфу Нассау. Он был избран немецким королем в мае 1292 г. вместо умершего Рудольфа I. До этого он был владетелем маленькой области с центром в Висбадене и служил по найму другим князьям. Адольф был красивым и сильным мужчиной, а также храбрым воином, известным своим прямодушием и образованностью» [4].

– Считается, что правления Анастасия I продолжалось порядка 27 лет (491 – 518). Исходя из подобной продолжительности правления, Анастасий I не может соответствовать ни Адольфу (1291 – 1298), ни его преемнику Альберту I (1298 – 1308).

Выше мы предположили, что Чума Юстиниана (в 544 г. в Константинополе) и Черная смерть (в 1347 г. в Константинополе) – это одно и тоже событие, ошибочно разнесенное по векам. Если это так, то римская хронология периода правления династии Юстиниана должна выстраиваться путем прибавления 803 лет к традиционной дате. В этом случае единственное подходящее соответствие для этого времени выглядит так:





– «11 апреля 491 г. Анастасия на ипподроме провозглашали императором. Вскоре Ариадна вышла замуж за нового императора» [37].

Исходя из предложенной выше схемы, аналогия выглядит так: «Издревле в Византии царствующие императоры предоставляли наследникам корону и права молодых императоров соправителей, чтобы оградить престол при переходе из рук в руки. Так поступили и Андроник, венчавший на царство своего сына Михаила 21 мая 1294 года» [111].

«Михаил IX должен был стать мужем Екатерины де Куртене, наследницы латинских императоров, носившей титул «императрицы Константинопольской». Однако после решительных протестов французского короля и длившихся несколько лет безрезультатных переговоров брак не состоялся. Тогда, Андроник отправил посольство к царю Киликийской Армении Левону просить руки киликийской царевны Риты (1278—1233), более известной в греческих текстах под именами Марии или Ксении. 16 января 1294 г. в храме св. Софии состоялось бракосочетание Михаила и Риты» (wiki/Михаил_IX_Палеолог).

1294-1299/1301 гг.

«БРАТ покойного императора Лонгин начал бунт; в Константинополе происходили уличные схватки между бунтовщиками и приверженцами Анастасия. Современники называли это движение гражданской войной, в которой городское население держало сторону бунтовщиков. Пять лет (491-496 гг.) продолжалось такое положение, наконец Анастасию удалось положить предел войне и привлечь на свою сторону войско щедрыми раздачами жалованья» [110]. «Лишь в 498 г. комит Приск взял в плен последнего вождя исавров, Лонгина Селинунтского, которого в цепях привезли в Константинополь» [19].

Исходя из соответствия между Анастасием I и Михаилом IX, эта «гражданская война» должна датироваться 1294-1299/1301 гг.

Возможная аналогия выглядит так: «На рубеже XIII–XIV вв. сложилась весьма разнородная оппозиция правлению Андроника II, которая нашла оформление в ряде заговоров и мятежей (период с 1292 по 1306 гг. отмечен четырьмя выступлениями и одним заговором с целью мятежа). Особо выделим тот факт, что большинство этих событий имело место в малоазиатском регионе. Бессилие императора в военной и экономической сферах служило почвой для усиления мятежных элементов, что отчетливо проявилось в движении под руководством Алексея Филантропина. Андроник решил назначить на пост дуки Фракисийской фемы и командующего восточными войсками с титулом пинкерна молодого талантливого полководца Алексея Филантропина. Армия пинкерна являлась силой, до поры лояльной императору и его окружению, но после заключенного перемирия с турками (к осени 1295 г.) положение в армии стало тяжелым. Пинкерна убеждали поднять мятеж, ссылаясь на готовность войска к восстанию и на возможность опереться на население, обремененное налогами. Мятежников поддержало население Фракисийской фемы, а также местная церковь. В ходе мятежа Алексей действовал нерешительно. Промедление обернулось тем, что критяне, заподозрив пинкерна в желании сдаться на милость Андронику и опасаясь последствий мятежа, схватили его и выдали императору. Армия пинкерна, оставшись без командира, была полностью разбита; Алексея ослепили и заключили в темницу (декабрь 1295 г.)» [58].

«Мятеж знатного и блестящего полководца Филантропина, основанный на его успехах против турок, был подавлен почти без кровопролития (1296). Опаснее были претенденты из царствующего дома. БРАТ Андроника, порфирородный Константин, по-видимому, не без оснований был заподозрен в замыслах на трон. Он был весьма популярен в войсках, щедр и весьма богат; ему был обещан отцом самостоятельный удел – Македония с Салониками. По приказу Андроника он был внезапно схвачен и 17 лет, до смерти, томился в дворцовой темнице» [111].

1296-1297 гг.

– «Со времен Анастасия появляются сообщения о первых набегах авар, славян и болгар (считается, что название «болгары» носило одно из гуннских племен) на земли империи. В 493 г. полководец Юлиан в ночном сражении «был поражен скифским жезлом» [37]. Или: «Уже в 493 году начали обращать на себя внимание Анастасия дунайские события. Упоминаемые в современных сухих хрониках то под именем болгар и готов, то под своим собственным именем, славяне с конца V века, несомненно, приближаются к Дунаю и нередко переходят на южную его сторону с целями грабежа и набега. В 493 году, по свидетельству комита Марцеллина, полководец Юлиан «в ночном сражении поражен был скифским железом». Т. к. дело было во Фракии, то ясно, что славянское движение за Дунаем беспрепятственно шло по нынешней Болгарии и Румелии» [110].

По римской хронологии 493 г. соответствует 1296 г.

Исходя из этой даты, нападение славян и болгар (или гуннов) на империю может соответствовать следующим событиям: «После заключения соглашения с Ногаем сербы возобновили конфликт с Византией и одновременно с этим последовали татарские набеги на Фракию. Византийские источники упоминают одновременные сербское (=славянское) и татарское (=гуннское) нападение на византийские владения, которые обычно датируются 1297 годом» [108].

Поражение «полководца Юлиана» выглядит так: «Формально воюя друг с другом, Сербия и Византия до 1297 года не предпринимали масштабных военных вторжений, обе стороны ограничивались грабительскими набегами на приграничные земли. Это положение было нарушено в 1297 году, когда византийский полководец Михаил Главас вторгся в Сербию во главе крупной армии, но был разбит» (wiki/Стефан_Урош_II_Милутин).

– «5 марта 493 г. Теодорих овладел Равенной, попавшего в плен Одоакра казнили через десять дней. Готы провозгласили Теодориха конунгом (правителем) Италии, так и не дождавшись согласия Константинополя на этот шаг. Анастасий признал Теодориха и выслал ему императорские регалии только к 497 г. Сам Теодорих был приверженцем политики сотрудничества с Востоком, номинально признавая главенство Константинополя» [37].

В предыдущей книге [73] мы предположили, что короли остготов соответствуют Королям Сербии. Исходя из этого соответствия, речь может идти о следующих событиях: «Поражение Главаса (1297), а также желание заключить мирный договор, вынудило византийского императора Андроника II начать переговоры. Это отвечало и интересам Милутина, который стремился закрепить за собой завоевания 1284 года. Андроник II предложил Милутину в качестве невесты свою пятилетнюю дочь Симониду. Милутин согласился и даже послал византийцам свою бывшую жену Анну Тертер в качестве заложницы, а также выдал им перебежчика Котаницу. В ответ Византия признала сербские завоевания в Македонии. Примирение с Византией положило конец длительному конфликту и закрепило за Сербией территориальные приобретения в Македонии (1299 г.)» (wiki/Стефан_Урош_II_Милутин).

Исходя из предполагаемой продолжительности правления остготских королей и римской хронологии, соответствие может выглядеть так:





1302 г.

«В 499 г. «геты» (болгары) уничтожили во Фракии пятнадцатитысячный отряд ромеев, Фракия осталась без защиты» [37].

По римской хронологии 499 г. соответствует 1302 г.

Речь может идти о болгаро-византийской войне в это время: «Император Андроник II Палеолог организовал в 1301 году кампанию против болгарского царя Святослава. Во главе византийской армии был поставлен Михаил, сын Константина Тиха. Однако вскоре армия византийцев распалась, а Михаил был покинут своими сторонниками. Вторую попытку спровоцировать гражданскую войну Андроник II Палеолог предпринял, использовав фигуру севастократора Радослава, брата царя Смилеца. При поддержке византийской армии Радослав вторгся в Крынский деспотат – родовые владения Смилеца. Управление этими землями осуществлял дядя Святослава Алдимир. Он разбил войско Радослава и пленил 13 византийских военачальников, которых передал царю. Радослав был ослеплен и брошен в тюрьму» (wiki/Феодор_Святослав_Тертер).

1302-1308 гг.

«В правление Анастасия произошла война между Византией и Ираном, длившаяся с 502 по 506 г.» [292].

Учитывая предлагаемую датировку этой войны 502-506 гг., стоит, однако, отметить, что сам Прокопий в [292] сообщает (не указывая дат), что мир с персами был заключен «на седьмом году войны». Из другого источника мы узнаем дату окончания войны: «Судя по рассказу Иисуса Столпника, заключение мира произошло в 818 году Александра Македонского, т.е. не ранее осени 506 г. В хронике, приписываемой Дионисию Телль-Махрскому, стоит более ранняя дата ‒ 817 (505) г. Предпочесть одну из этих дат трудно» [65].

Если война шла семь лет и закончилась в 505 или 506 году её начало следует отнести к 499 или 500 году, т.е. 1302 или 1303 году по римской хронологии.

Исходя из этих дат, речь может идти о следующих событиях: «В 1302 г. храбрый, но неопытный царь Михаил выступил против турок. Поход окончился малодушным отступлением, и сам Михаил бежал в Пергам, оставив свое войско. Авторитет константинопольского правительства упал совершенно. Орды эмиров Караси, Сарухана, Айдина бродили по стране, и греки отсиживались в крепостях. Византийское правительство пригласило для борьбы с турками наёмные войска каталонского авантюриста Рожера де Флора. Ему было предложена рука племянницы императора, звание мегадука, или командира флота, большое жалованье рыцарям, пехоте и экипажам кораблей (1303). Собралось с Рожером 1500 рыцарей и конных, 4000 алмогаваров и 1000 легкой пехоты, не считая флота и семейств. Андроник поспешил послать алмогаваров против турок, подступивших к Кизикскому полуострову. Каталаны высадились в Артаки и показали себя, перебив пятитысячную турецкую орду» [111]. «Потом наемники переправились в Кизик в Анатолии, на следующую весну (1304 г.) победили турок и освободили от осады Филадельфию; они прошли округа по Гермосу, Меандpy до Фригии, везде уничтожая войска неверных» [30]. «После победы при Филадельфии каталонские наемники Рожера де Флора стали зверствовать по отношению к малоазиатскому населению империи. В конце 1304 г. император вынужден был отозвать их из Малой Азии. После убийства Рожера де Флора в апреле 1305 г. византийцами каталонцы подняли восстание и во всеоружии пошли на грабеж византийских земель. Они истребили греческое население полуострова Галлиполи и два года грабили Фракию…» [adsv-9-10].