П. Бергер и Н. Лукман в работе «Социальное конструирование реальности» (1995 г.) пишут: «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми, имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира». ( С. 38) Реальность повседневной жизни – данность деятельности, опыта, практики, пересечения интересов, объективного и субъективного, действительного и вымышленного.
В.А. Лекторский при обсуждении в 2000 году книги В.С. Степина «Теоретическое знание» отмечал, что сегодня ясно, что существует вовсе не одна, а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, реальность обыденного знания. Есть субъективная реальность внутреннего состояния человека. Это его ощущения, восприятия, чувства, мысли, намерения, желания, волевые усилия. Причина возникновения субъективной реальности – управление и поддержание целостности информационного процесса мозга и сознания человека в его жизнедеятельности в социальной среде. Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства – идеальная реальность, которую К. Поппер называл «третьим миром». Есть реальность межиндивидуальных отношений, коммуникаций (с нею связывают мир интерсубъективности). С развитием информатики и новых технологий можно говорить о появлении вида виртуальной реальности как особого рода межчеловеческой коммуникации с помощью компьютера и Интернета. Мы живем во множестве пересекающихся реальностей.
Бытие в определенных отношениях и формах, возможно, «скручено» до упора (ухода в небытие) и «раскручено» в бытии – проявляется в уже известных нам и совершенно еще неизвестных областях. Все виды реальности содержат возможность возникновения многообразных феноменов ВР с их виртуальностью.
РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНОСТИ (ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ)
Систему множественности несводимых друг к другу онтологически самостоятельных реальностей дополняют различные виды виртуальных реальностей (далее ВР), связанных с ними. Не следует противопоставлять реальность виртуальности – концептуально такой оппозиции не существует. Виртуальное – один из видов реального. Реальность природных видов ВР объективна. Виртуальность индивидуальных, личностных реальностей субъективна. Виртуальные социальные реальности субъектно – объективны. Виртуальность (с появлением виртуальных миров Homo sapiens) выступает характерной универсальной чертой таких ее видов как общественная символическая реальность, как личностная субъективная реальность, как реальность измененных состояний сознания, как интерактивная деятельность создания образов ЭВР. Объективная «самостоятельность» существования природных виртуальных реальностей становится все более очевидной, как и относительная самостоятельность субъективных виртуальных процессов мышления. Сферы бытия человека насыщены как объективными, так и субъективными видами ВР.
Отказ от парадигм монизма (существования одной реальности), дуализма – существования двух или нескольких реальностей как предельных позволяет рассматривать ВР как реалии, обладающие своим онтологическим статусом существования, связанным с проблемой актуализации. Дейч Д. в работе «Структура реальности» пишет: «Мы, реалисты, придерживаемся мнения, что реальность где-то там, нечто объективное, независимое от наших представлений о нем. Но мы никогда не воспринимаем эту реальность непосредственно, а лишь пропустив через мозг и сознание. Отсюда каждая частичка нашего ощущения – часть виртуальной реальности. И каждая отдельная крупинка нашего знания, включая знание нефизических миров логики, математики, философии, воображения, вымысла, искусства и фантазии – закодирована в виде программ для передачи этих миров с помощью генератора ВР – реальности нашего собственного мозга. Таким образом, проблема ВР является частью не только науки – рассуждений о физическом мире. Все рассуждения, всё мышление и все внешние ощущения есть формы ВР». Он считает, что возможность существования ВР – важная черта структуры реальности. Масштаб виртуальной реальности и безграничен, и ограничен.
Жиль Делёз в работе «Различие и повторение» (1998 г.) отмечал, что виртуальное противостоит не реальному, а актуальному, поскольку само виртуальное обладает особой реальностью. Виртуальность – определенный момент реального объекта, и одна его область погружена в виртуальное, а другая в актуальное. Реальность виртуального содержится в дифференцированных элементах и связях, проявляется в соответствующих моментах саморазвития. Предмет искусства претендует на виртуальность, насыщен ею, его структура обладает виртуализованными и эмбриональными элементами столь многообразными, что ни одному из них нельзя отдать предпочтение. Актуализироваться значит дифференцироваться – в дифференциации состоит природа виртуального.
Л.В. Лесков в книге «Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества» (2003 г.) отмечает, что реальность многомерна и динамична, и для ее анализа необходимо применять новые постулаты неклассического подхода. В виртуальном пространстве мысли следует отказаться от постулата существования абсолютной истины относительно бытия, от возможности абсолютно точного теоретического отражения реальности в пользу принципа неполноты нашего знания о бытии. Потому описывая многофакторное бытие в многомерном пространстве-времени, обращаются к возможным альтернативным сценариям процессов развития.
Р.А. Наруллин в монографии «Метафизика виртуальности» (2009 г.) считает виртуальность условием существования реальности, когда возможное событие может при определенных реальных условиях актуализироваться в реальное событие. Он выделяет два подхода к виртуальности. Первый подход рассматривает человека в качестве центра всех бытийных горизонтов. Второй подход моделирует определенности ниже лежашего уровня виртуального бытия и приводит к целостному видению всех последующих уровней. ВР не имеет полноты сущностных черт, свойственных обычной эмпирической реальности. Ей присуще неполное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия. ВР – это вид реальности особого рода, пограничного, (промежуточного), существующего в переходных к чему-либо новому процессах. Существование виртуальных объектов в «пульсирующем» бытии конкретизирует связь, взаимодействие прошлого и настоящего, настоящего и будущего в его потенциальной множественной вариативности, реализуемой единственно возможным образом или пока не реализуемой, но впоследствии каким-либо способом осуществляемой. Виртуальное пребывает в «устойчивом неравновесии». Событие в виртуальной сфере можно характеризовать свободной энергией исхождения из некоей основы, «первоначала», «корня», не обретшего застывшей определенной формы.
О.Р. Маслов и Е.Е Пронина выделяют три типа ВР:
1) реальную виртуальность «реальной» реальности,
2) виртуальную виртуальность (сна, сказки, мечты, вымысла),
3) виртуальную реальность.
«Реальная виртуальность» у них предстает ментальной моделью представлений и систем координат (подобно тому, как меридианы и параллели «располагаем» на поверхности планеты и считаем действительными). Среди духовных видов ВР они выделяют три группы явлений: 1) компьютерные игры как взаимодействие с вымышленной реальностью, представленной визуально «картинками», 2) образы фантазии и образы на основе восприятия книг, фильмов, произведений живописи, музыки, 3) абстрактные понятия, категории, которые приближенно отражают реальные объективные процессы.
Онтология виртуальности развивается в рамках постмодернистской философии физики, а также в альтернативных подходах, например в работе М.В. Мотосова «Теория относительности Эйнштейна: Реальная и виртуальная физика». М.: Либроком, 2009 г.
А, И, Лисин в книге «Идеальность. Реальность идеального» (1999 г.) считает виртуальными (короткоживующими) состояния материи со свойствами аморфности, неопределенности, нечеткости, размытости. Существует некая «ничейная полоса» – виртуальная зона, функционально представляющая не самое себя, а взаимодействующие дискретности. Виртуальная зона есть подлинное пространство идеальности. Оно объективно теряется в размытости границ, оно не воспринимается органами чувств, но оно существует как трансцендентальный принцип. Узнаем о нем косвенно по тому, как осуществляется взаимодействие и что из него получается. Отсюда возникли, например, представления об элементарных частицах атома как виртуальных состояниях процесса универсальной взаимопревращаемости частиц. У человека виртуальность сопровождает такие состояния, как тревога, надежда, радость. Виртуальные состояния не случайны. Они уходят корнями в фундаментальное свойство материи – в виртуальную сферу диалектики. (241. 160) К сожалению, диалектика виртуальной сферы А.И. Лисиным не рассматривается.
Встречается понимание любой реальности как виртуальной. В. Руднев в книге «Прочь от реальности» (2000 г.) считает реальность виртуальной в силу того, что реальный мир «сливается» с виртуальным человеческим сознанием. Воспринимая реальность, мы пользуемся системой знаков. Но считать любую реальность виртуальной только потому, что она осознается человеком, «сливается с виртуальными особенностями человеческого сознания» и в нем предстает в символах, означает не учитывать сущность ВР, не сводимую к символам, образам, знакам. Несостоятельна и трактовка всех динамичных реальностей считать виртуальными реальностями.
Г.П. Юрьев полагает, что объективно существуют виртоны – кванты ВР, присущие всему спектру колебаний во Вселенной, и виртэ, присущие классу самоорганизующихся виртуальных явлений природы (подобно радуге, облаку, молнии, водоворотам).
В.И. Фалько в работе «Типология реальностей» (2005 г.) пишет о неразличимости, неопределенности изменений пространственных характеристик виртуальных реальностей.
Н.А. Носов выделял четыре свойства психической виртуальной реальности: 1. порожденность виртуальных реальностей активностью какой-либо внешней (для ВР) порождающей (константной) реальности; 2. актуальность – существование «здесь и теперь», пока активна порождающая реальность; 3. автономность – обладание своим временем, пространством, законом существования; 4. интерактивность – взаимодействие с другими реальностями, и с той, что породила ее при онтологической независимости от нее. Автономность, интерактивность, актуальность отражают специфику существования не только ВР. Подобными признаками обладает многое (не аиртуальное) в процессах развития. Автономность ВР – самостоятельность существования. Актуальность (акт – действие, происходящее в данное время в данных условиях) – заключается в том, что ВР существует только «здесь и теперь». Н.А. Носов полагает, что ВР имеет статус модуса предшествующего уровня реальности (константной). Автономность – онтологическое основание, состоящее в обособлении некоторой устойчивой системы с относительно виртуальной изменяющейся структурой. Интерактивность – вступление ВР в непосредственное взаимодействие.
С.А. Борчиков в работе «Метафизика виртуальности» (2000 г.) помимо этих четырех свойств ВР называет пятое свойство ВР – превращенность как вариант порожденности (свойства разнородных реальностей) гнозисом. (45.21) Он критикует позицию гносеологического панвиртуализма о том, что все в мире – виртуальная реальность, поскольку благодаря знанию обретает признаки реальности. Знание существует не как материальный, а как духовный продукт. Онтологически существуют сами объекты, а не знания о них. (45. 33) Превращенные формы – некоторые характеристики функционирования сложных систем и связей в системе. К. Маркс писал о превращенной форме – продукте превращения внутренних отношений сложной социальной системы, скрывающем их фактический характер. Превращенность – результат действия связей системы, приводящий к появлению в системе отдельного качественно цельного явления – «предмета», бытийствующего в ней наряду с другими предметами. В этой «бытийственности» заключается проблема превращенной формы, которой видимым (практически достоверным) образом придается роль конечной точки отсчета при анализе свойств функционирования системы в целом. <…> Видимые зависимости и парадоксальные эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что, тем не менее, является формой его действительности – формой его действительного существования. Превращенные объекты обладают особого рода существованием, несводимым к субъективным функциям и иллюзиям сознания. Превращенная форма («внутренняя видимость») имеет функции восполнения и замещения элементов в системе. Внутренние связи в процессе развития разрушают превращенные формы. В превращенной форме выделяются: 1. превращенность отношений; 2. качественно новое, вполне дискретное явление, в котором посредствующие промежуточные звенья «сжались» в особый функциональный орган, обладающий уже своей квази субстанциональностью. (45.45)
САМОАКТИВНОСТЬ МИРА И ЕГО ВИРТУАЛЬНОСТЬ
Древнекитайские мыслители размыляли о самоактивности Вселенной, выделяя роль Дао – мощь Вселенной («порождение порождения»), шэн шон («ожитворение»), си цы чжуань («дающее жизнь»). Платон считал, когда что-либо достигает совершенства (созревает), то оно производит нечто новое. Б. Спиноза писал, что в природе нет творения, а существует порождение. (402. 84)
Имануил Кант выдвинул идею саморазвивающейся Вселенной, содержащей в себе источник своего движения. Но почему она саморазвивается? В.А. Яковлев в книге «Философия творчества в диалогах Платона» (2003 г.) пишет: «Почему «само» достраивает само себя собой? По каким причинам Природа сама творит себя из себя?» Тайну самоактивости пытался приоткрыть А.Бергсон, введя понятие «творческий порыв». Но он не раскрыл суть этого творческого порыва. Тейяр де Шарден писал об изобретательной силе, обеспечивающей переходы, когда новое обеспечивается изменением старого.
Самоактивность связывают с самопричинностью. Считается, что в цепи причин и следствий нечто предшествующее оказывается причиной последующего. Вакуум содержит причины появления элементарных частиц, неживое вещество – жизнь, биологическое на определенном этапе оказалось «причиной» подготовки появления социального. Но причина заключается, содержится в самом объекте, а не вне его, как и следствие – изменение его самого. Не было «первой» причины и не будет последнего следствия в бесконечной изменчивости мира. Причинность не определяет активности. Самоизменчивость каждого объекта вызывается внутренним неостановимым, развивающим противоречем противоположностей объекта. Противоречия объекта влияют на самоизменение объекта. Вакуум обладает «собственной» активностью и противоречивостью, также самоактивны атом, молекулы, белки, простейшие и сложнейшие живые организмы, человек. Все они содержат в себе собственные причины самоактивности. Науки изучают их самоактивность. Философы ставят вопрос: «Почему Вселенная сама активна, сама изменяется?» Они связывают проблему самоактивности с самоизменчивостью, противостоящей самоустойчивости при нелинейном понимании развития природы и общества. Остаются без ответа вопросы: «Какова сущность самоактивности мира, как она связана с виртуальностью? Как активность виртуальности проявляет себя, содействует самоактивности изменяющихся объектов?» Возможно, самоактивность объективных видов ВР – момент проявления самоакивности мира? Несомненно, самоактивность человека проявляется в его социальном бытии, в создании субъективных видов виртуальной реальности.
Виртуальность представляют некоторой всеобщей универсальной характеристикой бытия. И. Пригожин связывает ее с трансактуальностью. Актуализация – момент появления чего-либо в действительности. Виртуальность связана с объективизацией нечто нового. Активность виртуальности проявляется чаще всего в переходах от небытия к бытию, в процессах возникновения нового и этот процесс предстоит изучить.
К онтологическим особенностям виртуальной реальности относят кратковременность ее активности. Виртуальное событие не может «застыть», «замереть» во времени, остаться в одном, каком-либо устойчивом состоянии. Оно совершается в бесконечно малой протяженности. Его время (не-длящийся миг) – «здесь и теперь». ВР обладают специфическими чертами, среди которых «мгновенность» проявления виртуальности. ВР существует в области преобразования настоящего между уходом в прошлое (в небытие) его отдельных элементов и возникновением (из небытия) будущего состояния системы, реализующегося в новом настоящем. В «мгновенности» существования ВР сложно уловить некоторую часть тайны бытия, силу ее влияния на преобразующиеся объекты.
Остается выяснить, что актуальное бытие виртуальности вызывается самоактивностью виртуального объекта (и субъекта) и самоактивностью изменяющихся объектов во взаимодействиях возникновении нового. Видов актуализации столько, сколько видов изменений, ведущих к возникновению нового. Различные виды «вспышек» активности виртуальности ВР влияют на процессы актуализации.
2.2. Условия бытия виртуальности
Неопределенность. Нелинейность. Необратимость. Становление. Спонтанность. Переход. Возникновение нового и виртуальность.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
Непрерывность научного поиска в раскрытии тайн природы натолкнулась на проблему неопределенности. Микромир предстал царством неопределенности, к которому не применимы прежние представления об упорядоченности. Г. Гейзенберг на основе принципа неопределенности характеризует особенность физических процессов микромира, когда изучение прошлого состояние частицы не дает абсолютного определения ее будущего состояния. Философы понятием «неопределенность» характеризуют в бытии неполную явленность, «расплывчатость» тенденций развития, отсутствие «завершающих», конечных, абсолютно устойчивых форм. Неопределенность развития чревата «неожиданными» поворотами, «неожиданными» вспышками появления нового. А. Уайтхед писал: «Ничто заранее не определенно, ибо каждая определенная сущность изменчива, требует систематизированного универсума для того, чтобы поддерживать ее необходимый статус». (425. 284) К раскрытию неопределенности «пути» эволюции природы приближает составление древовидной ветвящейся графики направления развития, разработанной с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. В любом моменте времени существования системы ее будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, которое чаще всего вызывается каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно порой небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», со стороны взаимодействующего с ней объекта, чтобы система преобразовалась. Подчас малые воздействия вызывают «большую» качественную перестройку системы. Таким малым «уколом» может оказаться проявление активности виртуальности. Принцип когерентности (самосогласованности сложных процессов) связывают с принципом возникновения ситуации, когда малые, локальные, «второстепенные» причины вызывают глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Будущее системы принципиально неопределенно, открыто преобразованиям с неожиданными новообразованиями. Для систем возможны многочисленные комбинации их последующих изменений. В критических точках, казалось бы, известных направлений возможен неожиданный эффект ветвления с появлением новых побегов. Это ведет к отказу от ориентации на линейную однозначность развития, к необходимости выявления онтологического статуса неопределенности как атрибутивной характеристики бытия. Всякая неустойчивость (и хаотичность) отягощена неопределенностью, имеет внутреннюю способность перейти в противоположное состояние – состояние устойчивости и определенности. Неопределенность проявляется:
при преобразовании структуры системы, открытой для взаимодействий,
при синхронизации темпов развития подсистем с сохранением целостности,
при адаптации системы к изменчивым условиям среды,
при воздействии элементов внутреннего хаоса на сбой контроля самоуправляющейся системы,
при выходе системы из эволюционного тупика или уход в него.
Неопределенность «насыщена» случайностями, выступает условием изменения объекта, сопровождает виртуальность. ВР «снимает» неопределенность взаимодействия, способствуя появлению нового, хотя сама ВР сохраняет момент неопределенности своим свойством «неожиданно» активизироваться «вдруг». И, несмотря на это ВР «усиливает» неопределенность. Более того, спецификой всех видов виртуальной реальности, например В.И. Фалько считает неопределенность, вследствие чего ее нельзя иметь в наличии (в стабильном состоянии). (435. 121) Неопределенность сопутствует проявлению виртуальности, спонтанной «вспышке» активности ВР. Влияние неопределенности на проявление виртуальности обнаруживается при синергетическом подходе, фиксирующем «непредсказуемое» поведение систем. «Принцип неопределенности не позволяет определить положение и импульс каждой частицы, и даже точное число частиц. Он же служит первоисточником «виртуальных частиц», которые появляются и исчезают даже в пустом пространстве, в конечном счете, приводят к когинтовскому излучению черных дыр. Возможно даже, что целые Вселенные появляются и исчезают в точности как виртуальные частицы. (Шон Кэрролл. В поисках окончательной теории времени. – СПб.: Питер, 2016. С. 529)
НЕСЛУЧАЙНОСТЬ СЛУЧАЙНОГО И ВИРТУАЛЬНОСТЬ
В процессах развития выявляется роль случайности как самостоятельного фактора возникновения реального разнообразия. Случайность сопровождает неопределенность развития со спектром возможностей и вариантов реализации закономерностей.
Случайность относительна. Всякое случайное событие необходимо по отношению к своей причине, а по отношению ко «всему» остальному оно оказывается случайным. Случайность – реализация одной из возможностей, необходимость – реализация единственной существенной возможности. Необходимость – случайность, возникающая с определенной закономерностью. Случайность и необходимость – различные способы перехода возможности в действительность. Любое событие, в одном отношении случайно, в другом необходимо. Случайные процессы, происходящие в системе, есть изменения, подчиняющиеся закону вероятности. Вероятностные законы связаны одновременно с необходимостью и случайностью. Чем больше амплитуда отклонения от необходимости, тем более вероятностна случайность. Когда явление приближается к «генеральной» линии – «закону среднего», отсутствие детерминированности на уровне элементов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Каждый случай (возникновение данной звезды, планеты, рождение данного человека) неслучаен, имеет причину.
В динамических системах скачки появления нового сопровождаются виртуальными расщеплениями (бифуркациями), рядом альтернативных виртуальных эволюционных сценариев при фундаментальной роли случайностей. После прохождения точки ветвления сделанный системой «случайный» выбор «запрещает», отсекает некоторые возможности, но предоставляет условия реализации новой возможности. Новое содержит спектр дальнейших возможных путей развития. Выбор новой траектории процесса развития сопровождается перестройкой структуры системы, появлением у нее новых свойств.
Процесс самоорганизации системы содержит переход случайности в необходимость, превращения случайных изменений в детерминированное движение.
Асимметрия случайного и необходимого обнаруживается в возникновении нового – случайно неслучайного (неслучайно случайного). Оно оказывается случайным по обстоятельствам (и времени) проявления и его причина (необходимость возникновения) чаще всего не сразу обнаруживается. Случайные процессы, генерируемые хаотическими элементами любой системы, характеризуются существенной неопределенностью в отношении ее будущего изменения с появлением нового. Случайные события, взятые в целом, обнаруживают черты закономерности. Случайность – результат взаимного влияния (интерференции) всех известных и неизвестных законов, стянутых в одну точку. Множество случаев – хаос – оказывается внутренне организованным своими закономерностями. Случайное событие является следствием неустойчивости хаоса.
Виртуальность ВР имеет «тройную» случайность, связанную с феноменом непредсказуемости форм проявления «случайного». 1. Случайны взаимодействия возникновения нового. 2. Случайно само вознишее новое. Случайность сопровождает «свободу» возникновения нового. 3. Случайно (данное, конкретное) воздействие ВР на установление взаимодействия возникновения нового. Виртуальность и случайность имеют сходное свойство проявиться «вдруг», «здесь» и «сейчас». Отличаются они тем, что случайность есть форма проявления необходимости, а виртуальность есть проявление активности ВР. Виртуальная реальность с ее виртуальностью «неустойчива», изменчива, проходит этапы: 1) существования в «скрытом» виде, 2) «вспыхивает» в момент установления взаимосвязи изменяющихся объектов. Здесь ее виртуальность проявляется в наибольшей степени; 3) «угасает», возвращаясь в «сокрытый» вид своего бытия или изменяясь, уходит на новый уровень после появления нового у взаимодействующих объектов. Случайность – одна из осуществленных возможностей и «представитель» существующих возможностей. Поэтому правомерно говорить, что существуют ситуации, в которых случайность и возможность имеют сходный смысл, а сама случайность может рассматриваться в качестве реализованной возможности.