Книга Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей) - читать онлайн бесплатно, автор Г.И. Тронина. Cтраница 11
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сущность виртуальности. От конструкта к онтологическому статусу (Виртуальность мира и миры виртуальных реальностей)

Аврелий Августин попытался соединить античные представления с христианством, но считал основой души не разум, а волю. Все знания заложены в душу Богом. Она живет и движется им, воля действует в двух направлениях. 1. Получает и накапливает внешний опыт. 2. Обеспечивает внутренний опыт постижения самосознания. Душа бессмертна, ее вдохнул в человека Бог, плоть презренна, греховна и смертна. Человек всецело зависит от Бога, не свободен и не волен ни в чем. Бог сотворил его свободным, но первые люди согрешили, выбрав зло, и пошли против воли Бога. Зло есть недостаток добра. Искупить греховность возможно беспрекословным подчинением воли церкви как «граду божьему».

А.И. Радищев писал о душе человека как «существе самом по себе», нераздельном в своих чувствованиях и мыслях; благодаря простоте, непротяженности и неразделимости своей души человек ощущает свою тождественность и свою целостность вчера и сегодня.

Душа – совокупность побуждений человека, его внутренний мир самопознания, тесно связанный с системой психических явлений, его чувств и стремлений. Субъективные виды ВР – не постоянные, а переменные составляющие образов ситуации и воспринимаемых объектов и субъектов, возникающих в душе. Душевные устремления и достаточно определенны, и неопределенно смутны. Они могут завершиться конкретным способом действия, но могут остаться аморфными. Душа («сердце») человека – хаос смены настроений, чувств, взаимно проникающих, соединяющихся и разъединяющихся. Она есть чувственное отражение космоса, всего могущего быть достойным любви. И потому она есть микрокосм мира ценностей. (Макс Шелер).

Системы чувственно окрашенных смыслов, опосредованных дифференцированным комплексом ценностей включают рациональное (культурные представления) и чувственное (эстетические наслаждения, переживания – культуру души). Человек генерирует душевные треволнения («моральная» душа). Они подчас настолько сложны, смутны, что не позволяют формализовать представления о них. Поступки (и чувства) человека разделяют на две группы: одну оценивают со знаком плюс, другую со знаком минус, уточняя представления о добре и зле, хорошем и плохом. Душевные переживания, радость и страдание субъект «пропускает» через личные предпочтения, ценности. Его чувства и волеизъявление – нечто противоречивое, беспокойное, деятельное – проявляются в темпераменте, характере, таланте, комплексе желаний, волевых устремлений, целеполаганий. Душа нуждается в празднике чувств и изнывает от боли утраты веры, любви, надежд, идеалов.

Вера, надежда, любовь – важнейшие компоненты состояния человека – во многом определяют его смысл жизни, интересы, цели. Как высшие чувства, они составляют важнейшие особенности внутреннего мира личности, образуют своеобразную духовную (и душевную) ось, генерирующую необходимые для полноценного человеческого бытия благотворные, созидательные силы.

ВЕРА – фундаментальная душевная и духовная опора, руководствуясь которой мы живем, воспринимаем, познаем и оцениваем окружающий мир, себя, свое бытие в мире. Вера – часть духовного богатства личности, глубины ее чувств и помыслов. С ней человек находит опору смысла существования, движения к будущему, постижения грядущего. Человек дорожит верой, бережет ее, укрепляет, углубляет, но может и разочароваться в ней и заменить суевериями. Предметом веры может быть многое. Верят в мощь разума, в любимого человека, в друзей, в Бога, в постижение истины, в достижение невозможного. Верой человек освещает свои приоритеты и предпочтения.

Вера – «свет» души, который волнует, возвышает, вдохновляет, побуждает действовать и преодолевать препятствия, возбуждает стремление к знанию, к поиску новых светлых путей жизни всего человечества. Виртуальность веры как глубинного состояния и творческой силы проявляется в условиях перехода от имеющегося к действию по достижению ожидаемого желаемого. Верой восполняют и замещают недостающее, оправдывают существование некой реальности, видят ее такой, что она, кажется, достовернее действительности. Реальность веры виртуальна. Предмет ее «находится» «на другом» пласте будущего бытия, а процесс верования – реальный процесс устойчивого «горения» души человека. Вера способствует пробуждению способностей и призывает к активным действиям. Сила веры помогает преодолевать препятствия. Субъективность веры в безусловное (бездоказательное) существование чего-либо поддерживается потребностью воспринимать события такими, какими хочется видеть, оценивая реальность из глубин желания, «дополняя» реальность воображаемыми мирами, якобы воздействующими на протекание действительной жизни и прочно ее «обеспечивающей».

Религиозная вера, как и любая, виртуальна уже в том смысле, что ее представления «удваивают» действительность, дополнят желаемым налично существующее. «События» ранних религий человек воспринимал и переживал как жизненно важную реальность, наделяя ее посредниками между собой и сверхъестественным миром. Религиозной верой человек духовное измерение своей жизни подчиняет Богу. Верующий полагает, что оценивается каждый его поступок, определяется его земная жизнь, посмертная судьба, будущая вечная жизнь с Богом. Бездоказательно верующий в Бога не осознает себя творцом своей убежденности, особенно когда фанатично придерживается религиозных догм. Традиционность религиозных представлений он принимает установленной Богом (а не обществом и церковью на каждом этапе общественного развития). Сила веры во многом зависит от переживаний, влечений, потребностей человека. Каждый верующий своим воображением, фантазией «раскрашивает» предмет веры в сответствии своим субъективным свойствам. Система религиозных догм абсолютна и принадлежит не персонально одному верующему, но всей конфессии. Верующие поддерживают ее личной набожностью, уверенностью в том, что все они дети божьи и могут надеяться на помощь Бога, при этом создают собственные субъективные миры религиозных образов ВР. Находясь под влиянием религиозных представлений, верующий не задумывается о том, что это результат «коллективной» религиозной деятельности многих поколений. Для него общение с божеством выходит за рамки повседневности, способно вызывать специфический наплыв чувств, желание отдать себя Богу. Именно вера в Бога делает божество божеством, придает ему исключительную силу и ценность, недосягаемо стоящую над всем мирским и суетным. Ощущаемая человеком собственная слабость укрепляет его жажду во все определяющей силе. Представления о Боге, ритуалы, культ, нормы поведения верующих в церкви имеют социальные корни.

. Эволюция форм веры (в том числе и религиозной) неразрывно связана с изменением потребностей, стремлением понять себя и мир, наполнить «высшим» смыслом личную жизнь. К субъективной виртуальности относят создание образов будущего, способность надеяться, ожидать, мечтать и т.п. Вера укрепляет надежду, снимает отчаяние. Слепая вера и отчаянная надежда дают возможность верить в то, на что не надеешься, а надеяться на то, во что не веришь.

НАДЕЖДА – ожидание положительного исхода, субъективная уверенность в осуществлении маловероятного. Надежда питает и укрепляет веру. Она вселяет оптимизм, выступает стимулом жизни. Виртуальность надежды заключается в ее свойстве замещать нечто не существующее, нередко неосуществимое, но усиливающее желание и возможность его осуществления. Особенность надежды в том, что когда осуществляется то, на что надеялся человек, надежда исчезает. В этом ее сходство с возможностью.

ЛЮБОВЬ. Это внутреннее состояние душевной и духовной жизни человека, ослепительного, восхитительного, сладостного восторга и мучительного сомнения. Оно одновременно вызывает пребывание в раю, и в аду, переполняет радостью, но вместе с тем словно чем-то угнетает. Горечь поражания и восторг тесно переплетаются между собой самым причудливым образом, и тончайшее наслаждение сочетается с не менее утонченной болью. Состояние любви дает человеку ощущение счастья и своей глубиной порой затмевает все остальное в жизни. Любовь спонтанна, «приходит» к человеку неожиданно, застает его врасплох, когда он ее «совсем не ждет». Объектом любви может оказаться любой, даже «не подходящий» для дальнейшей жизни человек, предмет. Возникает она «вопреки» воле и разуму человека. Чем сильней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает. Она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении и тем самым освобождает от оков целую дюжину зол. (Р. Декарт) К любви нельзя принудить. Ее невозможно преодолеть силой воли. Зарождение любви – таинство. Вызревает она и в глубоком мраке, и на солнышке. Источник любви – ожидание встречи с чудом – с единственным, неповторимым человеком, с твоей «половинкой». Отношение к любимому как к чуду освобождает от рутины, раздражающих мелочей быта. Действенность любви – в преодолении препятствий. Чары любви вызывают изменения в любящем человеке, возвышают его над самим собой прежним.

Любовь – тайна души и укрепляется пониманием, сочувствием, доверием (и многим другим) о стороны любящих, которые настолько едины, что ощущают, что у них не две души, а одна. Любовь вызывает потребность максимально раскрыть себя другому человеку, обладая, отдать себя, реализовать себя, мобилизовать все силы, способности. Она – мощный усилитель раскрытия своеобразия личности. Чувство любви органически входит в многогранный ансамбль духовной и душевной жизни как укрепляющая его часть (иногда разрушающая личность).

Субъективная реальность содержит всю сложность виртуальных миров духовной и душевной жизни человека. Она развивается по собственным законам. Каждый человек в каждый момент жизни имеет одну или несколько чрезвычайно значимых для него виртуальных реальностей, отражающих изменения его представлений о себе, о других людях, их месте в мире, потребностей и желаний.


КРАТКИЙ ИТОГ

1. Гипотеза эволюции виртуальности строится на теории универсальной эволюции, смены этапов изменений неживой материи, ее «броска» в биологическое развитие, а от него – к «недавнему», все ускоряющемуся ходу социальной истории человечества на планете Земля. Виртуальность – сущностный участник возникновения новизны на всех основных уровнях организации Универсума, таких как абиотический, биотический, социальный. Она тотальна, поскольку сопровождает возникновение нового в развитии природы и общества. Сколько развивающихся систем с появлением новых объектов – столько видов проявления активности виртуальности.

Виртуальные реальности проявляют активность на каждом уровне бытия и в переходах с одного уровня на другой. Виртуальность физических, химических, биологических, социальных процессов не осталась в прошлом, а проявляется повседневно. И эволюционирует вместе с ними. Эволюция – результат взаимодействия возникновения нового и посредничества, в которых выявляется роль виртуальности в момен участия катализаторов, ферментов, генов в новообразованиях. Возникновение человечества шло путем становления социальной виртуальности и субъективных видов ВР.

2. Виртуальность – свойство активности реального бытия ВР и оно интенсивно изучается в современном естественнонаучном и гуманитарном плане. Философская рефлексия виртуальности дает возможность отчетливо представить не только формы и способы бытия ВР, но и динамику функционирования ее универсального свойства, значимого в изменяющейся целостности, что в свою очередь позволит выявить механизмы ее актуального бытия. В самых разнообразных явлениях сталкиваемся с виртуальностью мира природы и общества, создаем все новые виртуальные образы и новые виды ВР. В новой нелинейной картине мира все отчетливее выявляется роль разных видов виртуальности (как ускорителей) универсальных процессов эволюции всех сред: космической, физической, химической, биологической, социальной.

3. Раскрытие законов эволюции разных областей бытия приближает к пониманию сущности развития и роли в нем виртуальности. На пути к раскрытию процесса эволюции виртуальности предстоит выдвижение версий понимания ее сущности. Предполагаем, что правомочна одна из них, которая исходит из того, что виртуальность проявляется в посредничестве в момент возникновения нового, когда ВР выступает посредником перехода возможного в действительное. Виртуальность является импульсом включения момента преобразования системы при возникновении нового. Посредничество специфично для каждой системы каждого уровня бытия Вселенной.

На физическом уровне провакуума один «сверток» поля выбрасывает витуальную частицу, которая пошлощается другим «свертком», также выбрасывающим виртуальную частицу, происходит взаимообмен ими в процессе «появления-исчезновения». В «облаке» преобразования виртуальных частиц возникают элементарные частицы. Виртуальность проявляется «здесь и сейчас» при переходе полей в элементарные частицы и атомы.

На химическом уровне виртуальность действует объективно в процессах действия ускорителя реакций – катализа, ферментации атомов, «включения» «мгновенности» преобразования химических элементов, возникновения новых химических свойств веществ, белков. Ускорителям противостоят замедлители, виртуальности – антивиртуальность.

На биологическом уровне виртуальный импульс, возможно, участвовал в возникновении жизни, способствовал возбуждению сложного белкового вещества и возрастанию его «склонности» к новым взаимодействиям и тем самым переходу вещества в существо, живой организм. Предполагается «вспышка» активности виртуальности в мутациях, «работе» генов простейших организмов, растений, животных (вероятно, и в переходе приматов в гоменидов, в появлении предков человека).

Изучение взаимодействий возникновения нового и роли посредничества виртуальности в процессах появления новизны еще предстоит. Мы очень далеки от раскрытия тайн природы и во многом картина мира остается фрагментарной, многие кусочки пазла эволюции не найдены или потеряны навсегда. Неизвестно что вызвало и сопровождало происхождение жизни на планете, что и каким образом оживило косное белковое вещество химического уровня бытия. Ныне живущие биологические организмы и существа представляют лишь тупиковые отростки, отпавшие от Древа жизни. Нам неизвестны, каковы были реальные переходные состояния, посредники, связующие звенья с их виртуальностью. Системы живого на нашей планете зашли в свои тупики и остались в них, «забыли» о своих стволе и корнях. Генетика добирается до «гена» начальных состояний жизни.

На социальном уровне возникают объект – субъектные и субъективные виды виртуальности, на современном этапе виртуализации расширяется сфера активности виртуальности ЭВР.

Феномен ЭВР очевиден, но его виртуальность еще не познана. Сущность виртуальности не дана чувствам, а требует усилий разума для ее «уловления». Раскрытие сущности виртуальности ЭВР требует неотложного решения проблемы сущностного анализа и ценностного ранжирования ее многообразных проявлений, выявления общих свойств различных видов виртуального, их взаимодействия с другими областями социума. ЭВР становится все более значимой в практической виртуализации общества. Виртуальность общества имеет системный характер, «разлита» в нем подобно законам природы. Но как проявляется ее сущность?

Духовность – качество личностного бытия, устремленность в сферу идеалов, реализации выбора. Виртуальность – системное свойство жизнедеятельности человека и проявляется в субъективных и объектно-субъективных видах ВР и ЭВР. Как тотальный атрибут Вселенной виртуальность, возможно, сопровождает посредничество на каждом уровне бытия, где встречаются «цепочки» посредников, связывающие процессы в единое целое, участвующие в возникновении нового и его развитии. Круг посредников трудно охватить. В таблице 1 (Примечание к главе 1) выделены группы некоторых основных посредников. Виртуальность их посредничества не раскрыта.

Виртуальность – системное свойство и момент самоактивности Вселенной. Более того, возможно, вся активность ее виртуальна в проявлениях посредничества в возникновении нового на разных уровнях бытия в ходе ее эволюции.

Глава 2. В чем сущность виртуальности?

Наука всегда утверждает или отрицает, философия спрашивает. (Ж. Лакруа.)

Постановка вопроса содержит в себе в неявном виде решение. (Лев Гумилев.)

Каждый вопрос по делу – уже мостик к ответу.


2.1. Среда существования виртуальности.

2.2 Условия бытия виртуальности.

2.3. Сущность виртуальности и посредничество.

2.4. Виртуальность электронных виртуальных реальностей.

2.1. Среда существования виртуальности

Бытие и небытие. Виртуальность и «ничто». Хаос и порядок. Виртуальность хаоса. Реальность. Реальность виртуальности. Самоактивность мира и его виртуалность


БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ. Открывающаяся сложность структуры Вселенной в ее самоизменении по-иному освещает проблему бытия и небытия и виртуальности. Понятие «бытие» остается предельно широким. Им обобщаем то, что присуще всему в мире – существование – универсальную характеристику и гаранта процессов, в которых объекты проявляют свои свойства. Факт существования чего-либо, прежде всего, уточняет, что нечто имеется, с ним происходит что-то сейчас, а не то, что было с ним в прошлом или произойдет в будущем. Бытие представляли «основой» всего существующего, «позволяющей» миру сохранять целостность упорядоченной системы при всех изменениях с устойчивыми причинно-следственными связями, имеющими линейный характер. Развитие понималось поступательным, объективно закономерным, а будущее предсказуемым. Ныне в нелинейно развивающейся Вселенной модели картин мира постулируются с пониманием того, что изменяться – значит быть и не быть одновременно, оставаться тем же самым и становиться другим. Объекты, существуя, одновременно находятся и в покое, и в изменении. Они сохраняют свою определенность: обладают устойчивостью, способностью противодействовать силам (внешним и внутренним), чтобы самосохраниться. Способность самосохраняться, как и способность становиться другим определяются внутренним состоянием объекта. Бытие «охватывает» все, что существует, изменяется, развивается во всем многообразии взаимосвязей и противоречивости взаимозависимостей.

С.А. Борчиков считает, что тайна бытия состоит в том, что всякое сущее с одной стороны есть присутствие мировой бездны, окно в бесконечность, с другой стороны определенная система объективных отношений. (46. 60.) Мир – непрерывное изменение систем, их устойчивость существует в пределах изменчивости. Нечто (сущее) появляется, начинает существовать, существует, изменяясь, прекращает существование или изменяется настолько, что переходит в нечто другое. Некоторого нечто ранее не было (небытие его), и в то же самое время оно «было» в потенциальности «мировой бездны» материи. Исчезнув (уйдя в небытие), оно «продолжается» в другом нечто. (Уход в небытие одного нечто есть появление некоего другого нечто.) Материя неуничтожима. Изменчивость ее универсальна, всеобща, абсолютна. Устойчивое, целостное, ставшее и становящееся, «распадается» на отдельные непрерывно изменяющиеся предметы и процессы.

Бытие связано с небытием. Древние греки осмысливали бытие как что-то длящееся и вечное, противоположное краткому наличному существованию. Парменид первым выделил существование особой, по его мнению, «подлинной» реальности – реальности теоретического мира, который инвариантен по отношению к любым изменениям. Он на место веры во власть богов поставил власть абсолютной мысли, удерживающей мир от опрокидывания в хаос. Мысль определяет необходимый порядок вещей, не могущих измениться случайно, поскольку следует единому закону, логосу. Сущее и мыслящее – одно и то же. Мысль конституирует бытие. Небытие нельзя ни понять, ни выразить словом.

Определение понятия «небытие» остается неоднозначным. Д.В. Пивоваров в книге «Категории онтологии» (2016 г. С. 105.) приводит ему пять определений. 1) Небытие – первая ступень предшествования мира или какой-либо его части. 2) Небытие – отсутствие бытия, прошлого или будущего, отрицание бытия. 3) Небытие – те границы, за которыми данный предмет еще не существует или уже не существует. 4) Небытие – то, что выходит за горизонт познания. 5) Небытие – хаос.

Понятием «небытие» стремимся осмыслить противоречивый характер взаимодействия изменчивости и стабильности, возможности возникновения новых свойств и новых объектов и их последующее исчезновение, прекращения существования при всех случайностях, «неожиданностях». Небытие в обыденном смысле – отсутствие чего-либо.

В философском смысле небытие не абсолютное ничто, а то, что еще не проявилось в настоящем и присутствие будущего как «спрятавшегося», «притаившегося» в настоящем, или нечто ушедшее в прошлое. Характеристика бытия – существование, а несуществование в наличном бытии – универсальная характеристика небытия. Бытие и небытие онтологически взаимосвязаны. Реальный мир – сложная система взаимодействий бытия и небытия. Бытие – реальность возникшего и возникающего существования, небытие – прекращение существования, реальность несуществования (или отсутствия чего-либо в данное время в данном месте, небытие – до – бытия, небытие в бытии, небытие после бытия). Бытие находится в процессе выхода из небытия и ухода в небытие. Небытие являет себя как то, чего «еще нет», не существует, перестало существовать или то, что не будет существовать до тех пор, пока «не перейлет» в бытие. Бытие и небытие находятся в отношении взаимного исключения. Чем больше одного, тем меньше другого. Бытие только тогда и есть, когда ему противостоит небытие. Уход в небытие мыслится как прекращние существования, разрушение данного вида бытия и появление другого вида бытия. Исчезновение предмета (уход в небытие) выступает условием появления бытия другого предмета. Бытие существует не иначе, как в единстве с небытием, через небытие – свою противоположность. Обособленность, ограниченность и конечность – это только одна сторона бытия. Другая его сторона – бесконечность, неограниченность, неисчерпаемость. Нет перехода вещей в состояние полного небытия – «уничтожение» сопровождается «обломками», из которых появляется бытие чего-либо другого. (Действие закона сохранения материи?)

Бытие характеризует обратимый атрибут материи, а небытие дополняет его несуществованием некоторого объекта, которого еще нет или уже нет. «Небытие» – предпосылочность бытия. Их связь осуществляется через становление, которое приближает к будущему, а «уход» бытия в небытие относим к прошлому. Бытие – временное существование того, что есть в настоящем, существует самостоятельно, самодостаточно, автономно, но может прекратить существование в данном виде. Понятием «бытие» отражаем существование в любом виде (зачаточном, развитом, зрелом, понятом нами, или не обнаруженном нами до поры до времени) и на любом уровне действительности. Оно объединяет все по одному признаку существования. Существование объекта сопровождается его изменением. Бытие – не монолитное неизменное устойчивое состояние, в нем некоторые элементы то появляются из небытия, то исчезают, уходят в небытие.

Предшествует ли бытие небытию или небытие бытию? Некоторые философы на первое место ставят небытие, а бытие считают «тенью» небытия. Или даже «пленкой», сверкающей всеми цветами радуги подобно разливу нефти на воде. «Пленка» – все ныне существующее. (Вернее будет сказать – нами познанное существующее.) Небытие, как и бытие, связано с возможностью (и потенциальностью) и окружает бытие фрагментами прошлого и будущего. Небытие своим ничтожением перетекает в бытие и формирует все явления мира, оно позволяет понять существование как исходящее из чего-то субстанциального, прекращающее существование и погружающееся в небытие. Развитие объекта есть непрерывное развертывание его состояний. Прекращение существования объекта – это процесс его разрушения, «свертывания», уход в небытие – переход во что-то другое. Если бытие конкретного объекта есть его временное «нечто», то небытие есть его последующее «ничто». Состояние «ничто» предшествует появлению «нечто» в настоящем. Из «ничто» возникает новое (материальное или идеальное) «нечто». Когда конкретное «ничто» переходит в действительное – в «нечто» существующее, само ничто исчезает. Состояние «ничто» как «не-нечто», «не-бытие» противоположно конкретному «нечто». «Ничто» содержит неоформленность, неупорядоченность, неявленность, неопределенность, возможность появления нового. «Ничто» и «Нечто» присущи внутренняя активность. Небытие («ничто») способно переходить в разнообразные бытийные «нечто» (со своими возможностями), в том числе и виртуальными. «Нечто» в свою очередь переходит в «ничто», погружается в небытие. Потенциальная реальность небытия, вызывающаяся изменчивостью, необходимо приводит к появлению актуальной, действительной реальности (реальности бытия). Переход онтологической неопределенности («ничто») в онтологическую определенность («нечто») есть скрытая пружина развития мирового процесса. «В каждой сфере мира существует своя субстанция и свое особое отношение бытия и небытия, нечто и ничто», – отмечал М.С. Коган в книге «Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергическом осмыслении» (2006 г.). В.А. Кутырев в книге «Бытие или ничто» (2010 г.) определяет ничто как принцип изменения бытия, его движения и уничтожения, замены одной формы другой, условие возникновения нового. Ничто, распределенное по бытию (абстрактным выражением которого является пространство), все попирающее, превращающее и отрицающее любое нечто. (227.6).